УДК 373.1: 371.83
ПРОФИЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
© 2010 А. А. Березина
соискатель каф. педагогики Тел. (4712) 56-61-38
Курский государственный университет
В статье анализируется состояние детского движения в России конца XX в. - начала XXI в., проблемы и перспективы развития детских объединений, раскрыта сущность понятия «профильное объединение детей», «объединение клубного типа.
Ключевые слова: профильное объединение, детское движение, общественное объединение детей, детские организации, объединение клубного типа.
В настоящее время кризисное состояние системы воспитания подрастающего поколения в нашей стране ведет к настоятельной потребности определения роли обновляемых государственных и общественных структур в созидании нового воспитательного пространства, отвечающего конкретным социально-политическим, экономическим условиям нашей страны, задачам формирования современного гражданина - гуманиста, личности, индивидуальности, патриота. Эта социально значимая, практическая задача определена в государственной национальной доктрине воспитания - Концепции модернизации образования. Воспитание в начале XXI века становится приоритетным направлением политики нового российского государства. С воспитанием подрастающего поколения связываются перспективы развития России.
Особое место в созидании воспитательного пространства гуманистической ориентации занимает детское движение - социально-педагогическая реальность XX и XXI веков, специфическая форма воспитания детей. В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт воспитательной деятельности детских общественных структур, который представлен в документах, программах, исследованиях, учебных пособиях, методической литературе.
На протяжении многих лет отечественная педагогическая наука и вслед за ней практика исходили из того, что воспитание - это социально определенное и целенаправленное воздействие на личность ребенка, имеющее свое содержание (философско-педагогическое, идеологическое, психолого-педагогическое,
нравственное), формы (фронтальные, групповые), средства и методы (конкретные мероприятия и методики работы). Парадигма «воспитание есть воздействие» была главной характеристикой государственной системы воспитания на концептуальном уровне, социально заданным явлением в отечественной педагогике.
Сущность кризисных явлений в педагогике, наиболее остро проявившихся в период 1985-1993 гг., заключалась, прежде всего, в отказе от прежних идеалов, ценностей, целей воспитания, в поиске новых образцов содержательной и структурной перестройки системы образования, при необходимости сохранения, на наш взгляд, всего того ценного, что было накоплено в детском движении за период XX века.
В условиях экономического кризиса и резкого падения уровня жизни особую остроту приобретает проблема воспитания наиболее уязвимой части населения - детей и подростков. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам
такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Поэтому Организация Объединенных Наций в «Конвенции о правах ребенка», принятой в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества.
Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. Согласно принятым международным нормам ребенком признаются жители планеты до 18 лет. Детскими являются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 70% граждан такого возраста [Ассоциация исследователей 1995]. Это - добровольное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их потребности и интересы. Ассоциация исследователей детского движения внесла терминологическую ясность в определение «общественных» объединений детей, отнеся к этой категории такие, которые:
- создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не являются подразделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке;
- осуществляют социально-творческую деятельность;
- не ставят своей (уставной) целью получение прибыли и распространение ее между членами объединения [Ассоциация исследователей 1995: 126].
Эти признаки отвечают потребностям подросткового возраста: реализация свободы выбора (в данном случае - вступать или не вступать в объединение), самоутверждение в деятельности, осуществляемой также на основе самостоятельного выбора. Это характеризует, с другой стороны, самодеятельные коллективы. Самодеятельность имеет ярко выраженную социальную обусловленность.
Н. К. Крупская, говоря о самодеятельности в пионерской организации, ставила ее в зависимость от уровня развития демократии в обществе. Социальная ценность самодеятельности выражается в том, на что она направлена, какие цели достигаются с помощью инициативных самостоятельных действий членов объединения. Поскольку это - деятельность по внутреннему убеждению, то в содержательно-целевом аспекте проявляются те или иные потребности детей. Самодеятельность соответствует психологической природе подросткового возраста: все члены объединения выступают в качестве субъектов совместной деятельности и взаимоотношений. Этот гуманистический заряд не допускает грани между руководителями и исполнителями, взрослыми и подростками, дает возможность всем раскрыть себя и в роли творца, и в роли организатора или участника деятельности. В самодеятельных объединениях, как правило, создаются органы самоуправления, которые помогают осуществить самостоятельный выбор целей и перспектив, содержания и способов деятельности, ведут к достижению результата и на основе самоанализа членов объединения обеспечивают самодвижение коллектива в его развитии.
Образование разнообразных детских объединений - закономерное социальное явление, возникновение которого нельзя предупредить, запретить, ускорить или замедлить. Также невозможно рассматривать это явление изолированно, вне связи с общественно-историческими, экономическими, политическими процессами, происходящими в стране.
Сегодня на смену Всесоюзной пионерской организации - единственному институту социального воспитания детей, который санкционировало государство, пришли разнообразные по своему статусу, масштабу, ориентации, направленности детские общественные самодеятельные объединения. Они становятся специфическим
каналом социализации. Существующие детские общественные объединения можно классифицировать по способу образования, организационным основам
функционирования, источнику и характеру целеполагания, содержанию деятельности и другим особенностям. Представленные классификации принадлежат А. В. Волохову, А. Г. Кирпичнику, М. Е. Кульпединовой и др. Вместе с тем Н.А. Жокина выделяет следующие типы детских общественных объединений в зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов [Жокина 1996: 45].
1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это -включение их в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения подростков, но впоследствии переросшие в коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможность выбора и самого объединения, и соответственно взрослого. Позиция взрослого во многом сходна с учительской: он и управляющий, и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную и коллективную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.
2. Детские организации - «особый тип общественных отношений,
представляющих собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство» [Ассоциация исследователей 1995: 127]. Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся религиозные детские объединения, национальные детские организации, пионерские организации и коммунарские группы, скаутские организации и др. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Здесь нужен человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности, смеющий нести (по выражению А. Г. Кирпичника) «бремя ответственности за ее педагогические
последствия».
3. Объединения клубного типа, предлагающие подросткам различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.
4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своего функционирования. Это могут быть команды, группы, клубы,
возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Умение установить доверительные отношения, такт, находчивость - необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.
Предметом нашего исследования было профильное объединение как один из типов клубного детского общественного объединения.
Данный тип детского объединения может работать не только на постоянной основе, но также действовать как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда, собранная для похода. Сохраняя все свои характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлекотивных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния.
Стремление к объединению - естественная потребность подросткового возраста. В объединении с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты, самоопределения себя как личности. Участие в профильных объединениях является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей деятельности. Здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства профильных объединений обусловливают их роль как факторов, дополняющих формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации. Понимание позиции взрослого, особенностей его сотрудничества с подростками должно базироваться на ясном представлении, какие функции выполняют профильные объединения:
- функции, направленные на консолидацию общества (освоение подростком гражданской позиции, регуляция отношений между людьми, развитие коммуникативных навыков);
- функции социального становления подростков, которые предполагают безболезненное вхождение детей в мир взрослых при условии их самоопределения, самоутверждения, самореализации, а также коррекции личности коллективом, коллектива - обществом, закрепления мировоззренческих идей и возмещения детям внимания, заботы, не обеспеченных семьей и школой;
- функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности.
Сложность и многогранность функций, которые способно выполнить профильное объединение, делают невозможным его существование без помощи и участия взрослых.
Практика пионерской работы показала, что разнообразная воспитательная деятельность еще не означала заинтересованности многих воспитанников в этой деятельности. Вожатый оставался человеком, опосредованно воздействовавшим на пионерский коллектив, поскольку организация не предусматривала взрослого членства на равных с детьми. Воспитатели представали как передатчики, а воспитанники (пусть активные и даже творческие) как потребители готового опыта. Такое взаимодействие И. П. Иванов назвал чрезмерной опекой и подчеркивал, что все зависит от характера взаимодействия воспитателей и воспитанников [Иванов 1990]. Он считал основой деятельности детского коллектива отношения творческого содружества поколений. Только при таком условии можно «решать жизненно-практические задачи (трудовые, бытовые, игровые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего коллектива, своей собственной» [Иванов 1994: 28].
Действительно, отношения между воспитателем и воспитанником - это краеугольный камень отношений между людьми во всех общественных формациях, какие знала
история человечества, потому что посредством их общество воспроизводит себя социально и культурно. Эти отношения накладывают отпечаток на все социальные связи в будущей жизни ребенка, на все межличностные отношения.
Пионерские коллективы, осуществлявшие на практике методику коллективной творческой деятельности по И. П. Иванову, воспроизводили отношения взрослых и подростков «на равных» в совместном труде и творчестве. Это создавало благоприятные возможности для удовлетворения потребности в сотрудничестве и для постановки каждого в позицию субъекта деятельности.
Коммунарские группы, отряды и клубы, причисляющие себя к коммунарскому движению, продолжают свою деятельность и после того, как монополия пионерской организации завершилась. Причина, безусловно, в том, что здесь реально действующими оказались гуманистические взаимоотношения, сотрудничество взрослых и подростков, которые в объединении находятся в роли равноправных членов.
М. В. Богуславский, оценивая период 70-80-х годов XX века, отмечает, что среди причин, которые привели к недостаточной результативности деятельности пионерской организации, следует назвать чрезмерную централизацию руководства, увлечение Центрального совета не вполне продуманными и обоснованными всесоюзными акциями, когда предполагалось обязательное участие в них всех пионерских коллективов, без учета региональных и национальных особенностей. В жизни детских организаций стала процветать парадность, заорганизованность.
Среди других причин серьезных недостатков в работе детских общественных организаций автор называет погоню за массовостью участия детей во всех пионерских делах, невнимание к интересам отдельной личности, дифференцированному подходу к отдельным возрастным группам. Всё это порождало у пионеров чувство безразличия к своей организации, отчуждало от нее, и как следствие - у них появилась социальная апатия [Богуславский 1991].
Немаловажное значение имело и то, что в пионерской организации слабо развивались демократические отношения, что привело к утрате ее самодеятельных начал.
Исследователи отмечают и тот факт, что педагогическая наука, хотя и опережала по ряду вопросов практику пионерской работы, порой замыкалась в рамках голого теоретизирования и слабо внедряла результаты своих разработок в практику. Недостаточно активно изучались реальные пути преодоления негативных явлений в жизни детей и подростков.
Авторы работ 60 - начала 80-х годов XX века были поставлены в жесткие идеологические рамки партийных требований и критериев к научности и достоверности исследований. Поэтому в отечественной научной и популярной литературе доминировала классово-партийная точка зрения на возникновение и развитие детского движения в России. Однако постепенное ослабление идеологических и политических догм привело к тому, что исследователи попытались раскрыть основные внутренние и внешние противоречия в развитии общественного движения детей, включая те, которые привели в начале 90-х годов XX века к прекращению деятельности Всесоюзной пионерской организации.
Обострение противоречий в детском движении конца 80-х гг. XX века отмечали Е. В. Титова и Т. В. Трухачева. Эти противоречия возникли между «бурной» деятельностью руководящих органов и фактической бездеятельностью низовых структур; ожиданиями членов организации и характером и степенью реального участия в её деятельности; декларированием ценностных идей, заложенных в программных документах, и их жизнеспособностью на данном этапе [Титова 1993: 6].
Развитию детского движения на современном этапе как социальному явлению присущи и другие противоречия. Одно из них, по мнению Э. Л. Смирнова, -противоречие между сложившейся в России принципиально новой общественнополитической системой и сохранением прежнего взгляда на детскую организацию как на важнейший социальный институт целенаправленного воздействия на подрастающее поколение [Смирнов 1995]. Другое противоречие - формальное признание права детей на свободу собраний и ассоциаций и отсутствие реальной поддержки деятельности детских общественных объединений со стороны государства и общества. Третье противоречие - провозглашение самостоятельности детских общественных объединений и стремление взрослых искусственно ограничить сферы их деятельности либо подчинить их влиянию тех или иных политических сил.
К внутренним противоречиям автор относит противоречие между самостоятельным характером детских объединений, члены которых являются действующими субъектами общественных отношений, и сохраняющейся традиционной авторитарной позицией взрослых как воспитателей.
Особенно значимым для подростка становится расширение круга общения, увеличение той микросоциальной среды, которая оказывает на него свое влияние. Общение позволяет подростку не только утверждать себя как личность; оно дает возможность постигать социальные нормы, ценности, ориентироваться в ближайшем социальном окружении и усваивать правила общения, выполнять различные социальные роли, активно избавляясь от инфантильности, формировать социальный опыт. Ни требованиями, ни принуждением нравственных ценностей создать невозможно. Необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление возможности выбора системы ценностей самому воспитаннику. Вот почему в практике воспитательной работы в последнее время все более утверждаются так называемые клубные системы, и в частности профильные объединения детей и подростков.
Библиографический список
Ассоциация исследователей детского движения: визитная карточка. - М.: Пресс-соло, 1995.
Богуславский М. В. Деятельность молодежных и детских организаций по воспитанию социальной активности школьников // Проблемы истории советской школы и педагогики. Ч. II / отв. ред. З. И. Равкин. М.,1991. С. 198-242.
Жокина Н. А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 1996.
Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. 122 с.
Смирнов Э. Л. Детское движение как социально-педагогическое явление // Вестник КГПУ им. Некрасова. 1995. № 4. С. 102-104.
Титова Е. В., Трухачева Т. В. Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций. М., 1993.