Научная статья на тему 'Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания'

Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2866
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS / CHILDREN'S MOVEMENT / EDUCATION / DEVELOPMENT / PUBLIC LIFE / THE BECOMING OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геворкян Ашхен Ашотовна, Ревякина Валентина Ивановна

Статья посвящена проблеме развития детских и молодежных объединений как института воспитания, которые расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей и подростков, формированию новых ценностных ориентации, стимулируют социальное развитие ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS AS INSTITUTE OF EDUCATION

This article is devoted to the problem of development of children's and youth associations as institute of education which expand the zone of common culture, promote the becoming of a private world of children and teenagers, the formation of new valuable orientations, stimulate social development of a child.

Текст научной работы на тему «Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания»

УДК 374(091)

А. А. Геворкян, В. И. Ревякина РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена проблеме развития детских и молодежных объединений как института воспитания, которые расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей и подростков, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

Ключевые слова: детские и молодежные объединения, воспитание, детское движение, развитие, общественная жизнь, становление личности.

Существенным фактором развития детей и особенно подростков и юношества является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова. В общении со сверстниками он получает дополнительные знания (научные и житейско-обыденные), обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками.

Конец XIX - десятые годы XX в. - время становления детского движения как новой социальной реальности в мире и в России. Активность детей этого начального периода выразилась в массовом организованном (самоорганизованном) опыте детского движения, который проявился прежде всего как социальный фактор, определявший различные позиции детей в обществе.

Новое социальное явление обратило внимание государства на детей как на реальную силу, способную оказать взрослым определенную поддержку в решении конкретных проблем, например, в реформировании системы образования, защите государственных устоев, ценностей; в подготовке защитников страны и т. д. Подтверждение сказанному - возникновение и быстрое развитие в Англии (а затем в мире) скаутского детско-молодежного движения, цель которого - верное служение Отечеству. В создании первых отрядов скаутов (1907-1908 гг.) видна попытка совместить государственные интересы с естественными детскими потребностями - стремление к действию, тягой к романтике, героизму [1].

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН - это возраст от 7 до 18 лет) - важный фактор развития личности, ее социализации. Ибо оно во всем мире является начальной ступенью демократии, истоком развития гражданственности. Пример России свидетельствует: после распада пионерской и комсомольской организаций в 1990-х гг. целенаправленное

организующее воздействие на молодежь прервалось, что, в свою очередь, обусловило спад в воспитательной системе образовательных учреждений и негативные проявления в социуме.

Отметим, что в настоящее время положение меняется. Во многих регионах России детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций (трудовые организации, досуговые объединения, ученические кооперативы и т. д.). Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер, т. е. любой желающий согласно своим интересам может записаться и ходить в определенный кружок или объединение.

В настоящее время в России сформировалось поколение молодых людей, которые сильно отличаются от своих предшественников. Вокруг молодежи. как социальной группы, не прекращаются споры ученых по поводу заинтересованности и попытки активного участия молодежных организаций в развитии страны. Актуальность дискуссий очевидна, так как за нынешним молодым поколением - будущая власть, ценности, культура. Одни молодежные группы демонстрируют инновационность (студенческие клубы, молодежный парламент и др.), другие - традиционность (ученические кооперативы, досуговые и патриотические объединения, и т. д.).

Объединяясь в различные группы, компании, команды, чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности как социально значимых, так и асоциальных, что подтверждается данными социологического опроса, проведенного группой педагогов (И. И. Фришман, Л. В. Байборо-дова, А. В. Волохов и др.) [2, с. 19-22].

Однако практика показывает, что в условиях современного города традиционная естественность семейных взаимоотношений и влияний взрослых претерпела существенные изменения. Дети и родители сегодня чаще всего вместе не работают и не живут полноценной семейной общностью, а лишь проживают под одной крышей. И потому в такой ситуации

дети часто бегут из дома. Альтернатива - улица, беспризорность, криминал. Счет беспризорников сегодня в масштабе страны пошел на миллионы, что некоторым образом может быть объяснено основной чертой сегодняшней общемировой реальности - резким расслоением общества по уровню доходов [3]. И это напрямую отражается на детях. Однако подчеркнем, что даже в этих непростых условиях детские объединения не исчезли, продолжают развиваться и выполнять свою социализирующую функцию как институт воспитания гражданина Отечества.

Опытом доказано, что детские и молодежные объединения в России различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей. Например, по содержанию отдельные объединения могут характеризоваться как трудовые, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей с целью заработка, например, делая в школе ремонт. Это и ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения; например, коллективные творческие дела, конкурсы, различные кружки, клубы, студии как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, в соответствии со своими интересами, здесь он занимает совсем иную статусную позицию по сравнению с положением в классе.

Исходя из вышесказанного можно выделить три основные функции детских объединений: развивающую (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели); ориентационную (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей); компенсаторную (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой -как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые, участвующие в работе детских объединений. Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потреб-

ностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе [4, с. 4]. Ярким примером таких объединений являются ставшие уже традиционными студенческие клубы спортивного, творческого, научно-познавательного характера, молодежный парламент, молодежные профсоюзные организации и т. д.

Современное детское движение активизировалось в середине 1980-х гг.: стали появляться многочисленные детские и молодежные объединения, как формальные, так и неформальные. Они представляют собой довольно пеструю картину, что характеризуется вариативностью :

- организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и др. Например, объединение «Искра» (г. Волгоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.;

- масштабов и уровней: международные (например, Союз пионерских организаций), республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассоциация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Сокол» г. Москвы);

- целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др.;

- программ деятельности: «Содружество», «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесменов), «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Маленький принц Земли» (для юных экологов), «Возрождение», «Школа выживания» (у скаутов) и др.;

- организационных структур, их внешнего оформления: звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т. д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;

- периодической печати: газеты, журналы, альманахи, вестники, информационно-методические бюллетени (например газета союза пионерских организаций);

- баз формирования детских объединений: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты по месту жительства и др.;

- названия организатора объединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого сегодня сохранена в школах и может эффективно использоваться в работе с учащимися. Изменилась и функция классного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на добровольных началах;

- системы подготовки педагогических кадров: в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогических отрядах и т. д. - в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);- в пополнении бюджета [2, с. 61].

Современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют многолетний опыт первых шагов детского движения в России (например скаутов), позитивный опыт пионерской организации, пришедшей на смену скаутингу. До сих пор теоретическая основа современного детского движения базируется на сохраняющих свою актуальность идеях

Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинс-кого, И. П. Иванова, благодаря чему в России сегодня вновь возрождаются пионерские организации и движение скаутинга.

Известный педагог и научный деятель Л. А. Байкова отмечает, что пионер - это позиция человека, первопроходца, открывающего хорошее в людях. Одна из задач - развить детскую самодеятельность, создать благоприятные отношения «личность - коллектив». Сегодня у пионеров исчезла жесткая регламентированность деятельности, которую каждая организация выбирает для себя самостоятельно. Так, Союз пионерских организаций Воронежской области выбрал для себя такие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра - дело серьезное», «Золотая игла», «Древо жизни», «Хочу делать свое дело», «Свой голос», «Каникулы», «Мир красотой спасется», «Алые паруса», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», «Лидер» и «Рост» [5, с. 38].

Скаутинг - международное детское и молодежное движение. Цель его - помочь детям и молодежи воспитать себя интеллектуально, физически и духовно. В нашей стране первый отряд возник в 1909 г. Возрождение скаутинга в России началось в середине 1980-х гг. в г. Томске, сейчас распространилось по всей стране [5, с. 39].

Из приведенных примеров видно, что детское и молодежное движения России становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.

В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, груп-

пах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. В настоящее время в детских и юношеских объединениях доминирует вариативно-программный подход, который предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает в первую очередь способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Политические партии и движения, как правило, имеют свои молодежные отделения. Это говорит о том, что современным молодым людям небезразличны политическое будущее и современная история страны. Результатом их активной деятельности, например в г. Томске, является учреждение местных молодежных Дум, организаций и самодеятельных объединений. Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические знания о той общественной среде, в которой он действует.

Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:

- взаимодействием детей и взрослых в социально-экономических отношениях;

- использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;

- апробацией полученных знаний в практической деятельности.

В качестве примера можно рассмотреть работу в детской организации «Радуга» (г. Шатура Московской области), где использовали имитационную игру «Детский займ», суть которой заключалась в том, что каждому участнику игры предлагали стать держателем облигации, на купонах которой напечатаны эмблемы программы детской организации и информация о предлагаемых конкурсах-заданиях. Задания были различны: работа в лесхозе, на расчистке леса, изготовление пакетиков для лекарств по договору с аптеками, работа на цветниках и т. д. Это были задания по сбору материалов о российских деревнях, промыслах, описание традиций семьи, составление родословной и многое другое. Победителем в игре стал тот, кто выполнил все четыре задания, вложив свой труд, интеллектуальный и практический [6, с. 17].

Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями, поскольку здесь создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, например туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск), объединение «Искра» (г. Волгоград) и др.

Современное российское молодежное движение стало одним из самых активных социальных структур. От его экономического, политического и культурного выбора во многом зависит развитие общества в целом; например, молодежная Дума (г Томск), ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск), ассоциация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество» и т. д. Однако многие из реальных про-

блем молодежных практик остаются вне академического и исследовательского интереса. Отдельные проявления современной молодежной жизни попадают в сферу государственной заботы только в ситуации явной угрозы общественной стабильности. [7, с. 172].

Молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет тянутся к тому новому, что возникает в любой культуре. Однако кроме прогрессивных общественных обновлений всегда есть повод предвидеть прогноз опасности для современного социума. Например, появление агрессивных группировок (скинхеды), игромания, рост наркотизации и молодежной преступности. Задача образовательных учреждений - переориентировать подростка, пока это еще возможно, на личное творчество, не освобождающее его от цивилизованных пут, а делающего свободным внутри самой цивилизации [7, с. 221].

Хочется сделать прогностический вывод, что современная молодежь - мобильная и перспективная часть общества, потенциальный двигатель новых идей. Ее энергия, жажда поиска и перемен - это сила, способная изменять мир. Будущее всегда зависит от молодых. Для построения перспективного будущего необходимо поддерживать инициативность и стремление молодого поколения активно участвовать в решении различных задач, формировать условия для становления и всестороннего развития личности каждого молодого человека. Детские и молодежные объединения позитивной направленности расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие молодого человека.

Список литературы

1. Росс Н. Скаутизм в Сибири (1918-1919) // Сибирская газета. 2006. № 39. Октябрь. С. 3.

2. Фришман И. И., Байбородова Л. В., Волохов А. В. и др. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: учеб. пос. для

студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1999. 224 с.

3. Галахова В. Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. № 10.

С. 167.

4. Зыкова К. С. История пионерской организации Томской области (1922-1989 гг.): учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. 92 с.

5. Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. А. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластёнина. 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 144 с.

6. Казанская Г. С. Учитель и пионерский отряд.: из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. 7 с.

7. Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: XXI век // Народное образование. 2006. № 5.

Геворкян А. А., ассистент, аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики послевузовского образования. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.05.2009

A A. Gevorkian, V I. Revyakina DEVELOPMENT OF CHILDREN’S AND YOUTH ASSOCIATIONS AS INSTITUTE OF EDUCATION

This article is devoted to the problem of development of children’s and youth associations as institute of education which expand the zone of common culture, promote the becoming of a private world of children and teenagers, the formation of new valuable orientations, stimulate social development of a child.

Key words: children’s and youth associations, education, children’s movement, development, public life, the becoming of the person.

Gevorkyan A. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Revyakina V. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.