Научная статья на тему 'Формирование демократической культуры подростков как целевая функция детских общественных организаций'

Формирование демократической культуры подростков как целевая функция детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕМОКРАТИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТОК / CHILDREN''S PUBLIC ORGANIZATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / DEMOCRACY / DEMOCRATIC CULTURE / TEENAGER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пятков Александр Сергеевич

В статье осуществляется анализ таких понятий, как «объединение» и «организация», определяется соотношение понятий «детская общественная организация» и «детское общественное объединение» на основе исследований ведущих ученых в данной сфере; выделяются признаки и критерии деятельности детских общественных организаций. Даются пояснения по работе детских общественных организаций с опорой на основные принципы демократической культуры. Определены компоненты и уровни развития воспитательного потенциала детских общественных организаций в аспекте формирования демократической культуры. Выявлены основные условия, которые отражают особенности детских общественных организаций при формировании демократической культуры; определены основные принципы жизнедеятельности детской общественной организации, обозначены педагогические условия формирования демократической культуры в детских организациях, кратко изложен опыт деятельности общественного объединения «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» Республики Казахстан. Называются основные цели, задачи, формы и методы организации и проведения международного детского саммита как одной из форм воспитания основ демократической культуры подростков в условиях детских общественных организаций. Дается краткий анализ роли детских общественных организаций в воспитании демократической культуры подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Teenagers’ Democratic Culture as a Efficiency Function of Children’s Public Organizations

In the article the analysis of such concepts as «association» and «organization» is carried out, the ratio of the concepts «children's public organization» and «children's public association» on the basis of leading scientists’ researches in this sphere is defined; signs and criteria of children's public organizations activity are allocated. Explanations on work of children's public organizations based on main principles of democratic culture are given. Components and levels of educational capacity development of children's public organizations in aspect of formation of democratic culture are defined. The main conditions which reflect features of children's public organizations when forming democratic culture are revealed; the basic principles of activity of children's public organization are defined, pedagogical conditions of democratic culture formation in the children's organizations are designated, experience of activity of the public association «The union of children's public organizations «Zhuldyz» of the Republic of Kazakhstan is briefly presented. Main objectives, tasks, forms and methods of organization and holding the international children's summit as a form for training teenagers’ democratic culture bases in conditions of children's public organizations are presented. A brief analysis of the role of children's public organizations in training teenagers’ democratic culture is given.

Текст научной работы на тему «Формирование демократической культуры подростков как целевая функция детских общественных организаций»

УДК 37

А. С. Пятков

Формирование демократической культуры подростков как целевая функция детских общественных организаций

В статье осуществляется анализ таких понятий, как «объединение» и «организация», определяется соотношение понятий «детская общественная организация» и «детское общественное объединение» на основе исследований ведущих ученых в данной сфере; выделяются признаки и критерии деятельности детских общественных организаций. Даются пояснения по работе детских общественных организаций с опорой на основные принципы демократической культуры. Определены компоненты и уровни развития воспитательного потенциала детских общественных организаций в аспекте формирования демократической культуры. Выявлены основные условия, которые отражают особенности детских общественных организаций при формировании демократической культуры; определены основные принципы жизнедеятельности детской общественной организации, обозначены педагогические условия формирования демократической культуры в детских организациях, кратко изложен опыт деятельности общественного объединения «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» Республики Казахстан. Называются основные цели, задачи, формы и методы организации и проведения международного детского саммита как одной из форм воспитания основ демократической культуры подростков в условиях детских общественных организаций. Дается краткий анализ роли детских общественных организаций в воспитании демократической культуры подростков.

Ключевые слова: детская общественная организация, воспитательный потенциал, демократия, демократическая культура, подросток.

A. S. Pyatkov

Formation of Teenagers' Democratic Culture as a Efficiency Function of Children's Public Organizations

In the article the analysis of such concepts as «association» and «organization» is carried out, the ratio of the concepts «children's public organization» and «children's public association» on the basis of leading scientists' researches in this sphere is defined; signs and criteria of children's public organizations activity are allocated. Explanations on work of children's public organizations based on main principles of democratic culture are given. Components and levels of educational capacity development of children's public organizations in aspect of formation of democratic culture are defined. The main conditions which reflect features of children's public organizations when forming democratic culture are revealed; the basic principles of activity of children's public organization are defined, pedagogical conditions of democratic culture formation in the children's organizations are designated, experience of activity of the public association «The union of children's public organizations «Zhuldyz» of the Republic of Kazakhstan is briefly presented. Main objectives, tasks, forms and methods of organization and holding the international children's summit as a form for training teenagers' democratic culture bases in conditions of children's public organizations are presented. A brief analysis of the role of children's public organizations in training teenagers' democratic culture is given.

Keywords: children's public organization, educational potential, democracy, democratic culture, teenager.

Будущее любой страны, тем более молодого суверенного государства, каким является Республика Казахстан, во многом зависит от того, удастся ли молодому подрастающему поколению овладеть своими правовыми гарантиями, правовой культурой, основами демократической культуры, стать общественно активными молодыми людьми, надеждой Казахстана, разбирающимися в региональной, государственной и мировой политике молодыми людьми, хорошо знающими историю своей страны, народа, мировой историей, овладевшими важнейшими ценностям отечественной и мировой культуры.

Приобщение подростков к основам современной демократической культуры осуществляется сегодня в основном на вводном теоретическом уровне в школах при изучении общественных дисциплин и на эмпирическом уровне, как правило, бессистемно, в детских сообществах. Вероятно, поэтому в современном мире среди самоутверждающегося молодого поколения казах-станцев сильно проявление апатии и равнодушия к жизни общества, растет влияние сомнительных нетрадиционных религиозных формирований, экстремистских группировок и криминальных структур. В этих условиях формирование у детей

© Пятков А. С., 2016

основ демократической культуры имеет большое значение.

Понятие «демократическая культура» рассматривается разными науками. Философский аспект воспитания демократической культуры отражен в работах А. Н. Аверьянова, Л. П. Буевой, А. Г. Калашникова, И. С. Кона, В. А. Разумного, В. Н. Шубкина, А. Г. Харчева. Демократическую культуру связывают с позитивной деятельностью людей и ее результатами. По мнению французского писателя и философа-экзистенциалиста Ж. Поля Сартра, «культура -ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом практическом зеркале он видит свой облик» [8, с. 14].

Понятие «демократическая культура» рассматривается в политологии как вид и высший уровень политической культуры и представляет собой комплекс ценностей, норм и образцов поведения, деятельность политических институтов, обеспечивающих гражданам организованное участие во власти и контроль над ней.

В социально-психологическом аспекте вопросы воспитания демократической культуры рассматривали А. А. Бодалев, А. В. Покровский, А. Г. Кирпичник, Л. И. Уманский, Н. Д. Шилова, Т. В. Шокотко.

В педагогической науке понятие «демократическая культура» появилось недавно и пока еще теоретически недостаточно обосновано. Демократическую культуру связывают со способностью и готовностью вступать в контакт и усваивать передаваемую информацию в виде знаний, умений, навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности. Педагогический аспект исследуемой проблемы представлен в работах А. Н. Лутошкина, М. И. Рожкова, С. Е. Хозе, Л. Р. Годика, Л. В. Байбородовой, В. В. Белкиной. Так, в своем исследовании С. М. Платонова определяет демократическую культуру «как меру социального развития человека, характеризующую его стремление и способность к эффективному социальному взаимодействию на основе принципов гуманизма»[7].

Подростковый возраст особенно благоприятен для формирования этого социально значимого качества. В данный период значительно расширяется сфера деятельности ребенка, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения и формирования нравственных представлений и установок. Характерная особенность подросткового возраста - превращение ребенка

во взрослого, то есть переход из детства к взрослости. В этот период меняется отношение к подростку и со стороны окружающих. Осознание своего физического развития вызывает у подростка желание подчеркнуть собственное достоинство, стремление к самостоятельности. Все это повышает его активность, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, поднимает ответственность и чувство долга. Названные особенности делают подростковый возраст особенно благоприятным для формирования социальной позиции ребенка [6].

Для формирования демократической культуры подростка большое значение имеет деятельность детских общественных организаций, которые охватывают важную часть жизненного пространства ребенка. В организации не только удовлетворяются его социогенные потребности, но и происходит становление как человека и гражданина, формируются общественно-нравственные ценности, на основе отношений со сверстниками, окружающими людьми осваиваются принципы демократического взаимодействия. Именно поэтому воспитательный потенциал детских общественных организаций в формировании демократической культуры является особенно значимым.

Данное положение подтверждается исследованием А. В. Волохова, который рассматривает детскую общественную организацию как добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся [3].

На основе трудов Л. В. Алиевой мы определили следующие признаки детских общественных организаций, которые подтверждают их потенциал для воспитания демократической культуры:

— наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

— добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

— организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

— четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

— установленные для всех нормы и правила;

— гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности) [1].

Опираясь на исследование

Т. П. Вернигоровой, мы можем сделать вывод о том, что в условиях детской общественной организации особенностями воспитания демократической культуры подростков могут выступать

— вариативность выбора сферы общения с учетом актуальных интересов и потребностей;

— творческий характер организуемой деятельности;

— возможность реализации возрастной потребности каждого ребенка к общению со сверстниками в значимой для себя деятельности;

— прогностический характер организуемой деятельности. При этом важно единство трех подструктур: условий деятельности, педагогических средств, межличностных отношений.

Основной механизм воспитания демократической культуры подростков - это их взаимодействие друг с другом и другими людьми в процессе совместной деятельности и общения. Типы взаимодействия бывают разные, но наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга [2, с. 12].

В связи с этим принципиально важным для реализации воспитательного потенциала детских общественных организаций с целью воспитания демократической культуры является организация совместной деятельности детей, при этом ее эффективность повышается, если

— сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей, функций взрослых и детей в этом процессе;

— создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

— позиция, стиль поведения педагогов способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности;

— формируются различные по составу группы, где приобретается опыт взаимодействия;

— обеспечивается динамика состава групп с целью организации разностороннего общения детей и взрослых [2, с. 19-20].

Воспитание демократической культуры является успешным, если подростки осознают личностные цели, перспективы объединения, своего пребывания и деятельности в нем, осуществляются актуализация и развитие личных интересов, потребностей и возможностей подростков, обеспечивается личностно значимая многоролевая деятельность, интенсивное межличностное и межвозрастное общение, благоприятно положение каждого в системе отношений детского объединения.

Организаторам и координаторам детских общественных организаций важно знать и реализовать основные принципы деятельности организации и условия настоящей демократии, которые необходимо обеспечить для воспитания демократической культуры.

Основываясь на научных трудах А. В. Волохова, Г. М. Иващенко,

М. Е. Кульпединовой, М. И. Рожкова и других, можно отметить, что развитие личности происходит только в развивающейся общественной организации, при этом необходимо обеспечить реализацию следующих принципов жизнедеятельности организации:

— непрерывности и открытости освоения ребенком социального опыта, включения организации в широкие социальные связи, определения своего места в социальной среде;

— гуманизации, признающей личность и самоорганизацию как самоценность;

— демократизации, гарантирующей личности осуществление ее прав и ответственности в деятельности организации, и реализацию прав и обязанностей организации в государстве и обществе;

— индивидуализации, предполагающей учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести объединения;

— сотрудничества, обусловливающего субъект-субъектные отношения в организации и такую же форму взаимодействия организации с государственными и общественными структурами;

— гармонизации, обеспечивающей согласованность интересов личности, организации и общества;

— интеграции, требующей организации и использования творческих потенциалов всех членов общественного формирования и благоприятных «внешних» воспитательных влияний [5].

Формирование демократической культуры подростков в детских организациях предполагает доминирование на каждом этапе определенных педагогических условий:

- на адаптационном - предоставление подросткам возможности самореализации в общении на базе дифференциации и интеграции их интересов;

- на компенсаторном - стимулирование самовоспитания на основе сотрудничества детей и взрослых;

- на прогностическом - программирование деятельности детских организаций по воспитанию демократической культуры [4].

При соблюдении указанных принципов и условий детские общественные организации реализуют воспитательный потенциал и наилучшим образом обеспечивают удовлетворение базовых потребностей растущего человека в доверии, защищенности, участии в активной совместной деятельности, самоутверждении, самореализации и др. В детских общественных организациях дети активно приобщаются к жизни, заботам и делам района, города, семьи и школы, сохраняя приверженность гуманным и общечеловеческим нравственным принципам и идеалам. Здесь происходит духовное обогащение, сближение личных интересов с общественными, отвлечение подростков от негативного влияния окружающей среды, реализация возрастной потребности каждого ребенка к общению со сверстниками в значимой для него деятельности, участие в активной совместной деятельности, самоутверждение и самореализация. Именно в деятельности детских организаций подростки получают опыт гражданско-правовых отношений, осваивают жизненные ценности, занимают гражданскую позицию, происходит формирование важных гражданских качеств, таких как уважение к закону, ответственность, политическая активность.

На опыте Казахстана мы убедились в том, что детские общественные организации имеют большие возможности для формирования демократической культуры подростков. Подтверждением этого является деятельность ОО «Союз детских общественных организаций «Жулдыз». В основу устава и программных документов положены идеи уважения к личности ребенка, признание за ним права на индивидуальность, неповторимость и значимость для семьи, общества и государства.

Более десяти лет Союз проводит работу по воспитанию основ демократической культуры у молодых людей. Эта тема активно обсуждается на международных научно-практических конференциях, «круглых столах», семинарах, форумах консолидаций, слетах. Среди наиболее значимых мероприятий необходимо отметить проект «Жас Онер: на пути к культуре мира», в рамках которого проводится Международный саммит лидеров детского и молодежного движения стран СНГ «Дети XXI века: диалог о времени и о себе», основная идея которого заключается в активизации стремления молодежи к максимальной реализации своих стремлений, творческих сил и возможностей на принципах толерантности, миротворчества, высокой культуры и ответственности.

Важнейшее условие воспитания демократической культуры подростков в детской организации - это возможность конкретного и активного участия в жизни государства и общества, что зафиксировано в Конвенции ООН о правах ребенка как важнейшее право человека, развитие детской инициативы создания Детской Ассамблеи дружбы и Корпуса Международной детской дипломатии «Дети - послы Мира и Дружбы!». Подрастающее поколение реально готовится к устойчивому развитию государства и общества на основе главных жизненных ценностей демократии путем освоения культурологического наследия многонационального народа Казахстана и мировой культуры. Важно активизировать процесс формирования у подрастающих поколений устойчивой потребности осознанного освоения и приумножения богатств многообразия культуры мира в целях гармонизации и улучшения окружающей действительности на благо Родины, добра и справедливости через овладение основами системы знаний, профессионального мастерства, современных социальных технологий.

Основными принципами участия организации в жизни государства и общества, в устойчивом развитии человечества являются принципы гуманной и экологической целесообразности, осознанного выбора, правового соответствия, преемственности поколений и ответственности. Работа саммита способствует повышению понимания и ответственности его участников за уровень и качество освоения каждым молодым человеком основ правовой и базовой культуры -культуры мира в целом как стержневых основ личности, образования, нравственно-духовных ценностей, будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.

Сегодня предлагаются новые проекты, рождаются социальные инициативы, связанные с решением проблем современного детства, направленные на гармонизацию отношений ребенка с окружающей действительностью, расширение сферы инициативного и ответственного участия детей в жизни государства и общества по природоохранным и ресурсосберегающим направлениям, методологическому и технологическому обеспечению. Внесены конкретные предложения по укреплению статуса и нормативно-правового обеспечения детских социальных инициатив, детского общественного движения с учетом исторического и современного международного опыта в соответствии с Концепцией ООН о правах ребенка.

Детские общественные организации играют значимую роль в становлении человека как полноценной личности в детском возрасте. Это мощный фактор социальной адаптации и социальной реабилитации детей. Детские организованные сообщества способны эффективно формировать ответственность детей в условиях свободы выбора и принятия решения по своему участию в жизни государства и общества на общее благо, улучшение окружающей действительности с учетом не только ближней, но и дальней перспективы.

Библиографический список

1. Алиева, Л. В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика [Текст] : монография / Л. В. Алиева. - М. : МАКС Пресс, 2002. -224 с.

2. Байбородова, Л. В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II. -С. 18-25.

3. Волохов, А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики) [Текст] : монография / А. В. Волохов. - Ярославль, 1999. - 162 с.

4. Вернигорова, Т. П. Социально-педагогические условия формирования культуры демократических отношений у старшеклассников в деятельности детских организаций и объединений [Текст] : дис. ... канд. пед наук: 13.00.01 / Т. П. Вернигорова. - Ярославль : Б. и., 1994. - 161 с.

5. Козлова, Н. А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения [Текст] / Н. А. Козлова : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 153 с.

6. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1979. - 175 с.

7. Платонова, С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Платонова. - СПб., 2004. - 218 с.

8. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М. : Республика, 2000. - 638 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Alieva, L. V Detskoe dvizhenie - sub#ekt vospi-tanija: Teorija, istorija, praktika [Tekst] : monografija / L. V Alieva. - M. : MAKS Press, 2002. - 224 s.

2. Bajborodova, L. V. Pedagogicheskie sredstva vospitanija demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obra-zovatel'nogo processa [Tekst] / L. V. Bajborodova, V. V Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2014. - № 1. - Tom II. - S. 18-25.

3. Volohov, A. V Socializacija rebenka v detskih ob-shhestvennyh organizacijah (voprosy teorii i metodiki) [Tekst] : monografija / A. V. Volohov. - Jaroslavl', 1999. -162 s.

4. Vernigorova, T. P. Social'no-pedagogicheskie uslovija formirovanija kul'tury demokraticheskih otnoshenij u starsheklassnikov v dejatel'nosti detskih or-ganizacij i ob#edinenij [Tekst] : dis. ... kand. ped nauk: 13.00.01 / T. P. Vernigorova. - Jaroslavl' : B. i., 1994. -161 s.

5. Kozlova, N. A. Razvitie tvorcheskih sposobnostej podrostkov v uslovijah dejatel'nosti detskogo ob-shhestvennogo ob#edinenija [Tekst] / N. A. Kozlova : dis. ... kand. ped. nauk. - Cheljabinsk, 1999. - 153 s.

6. Kon, I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta: (Problemy formirovanija lichnosti) [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov / I. S. Kon. - M. : Prosveshhenie, 1979. - 175 s.

7. Platonova, S. M. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury lichnosti shkol'nika v kollektivnoj organizatorskoj dejatel'nosti [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / S. M. Platonova. - SPb., 2004. - 218 s.

8. Sartr, Zh.-P. Bytie i nichto: opyt fenomenolog-icheskoj ontologii [Tekst] /

Zh.-P. Sartr; per. s fr., predisl., primech. V. I. Koljadko. - M. : Respublika, 2000. - 638 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.