ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
В. В. Белкина
Педагогические условия воспитания демократической культуры подростков
Статья посвящена характеристике педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания демократической культуры подростков. Обоснование комплекса выделенных условий осуществляется на основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов опытно-экспериментальной работы, а также с учетом сущности исследуемой категории. Автором рассматриваются следующие условия: обеспечение рефлексивного характера деятельности обучающихся; реализация субъектной позиции подростков на учебных занятиях и во внеучебной деятельности; ценностное наполнение содержания образования обучающихся; учет гендерных особенностей подростков. Первое условие исходит из понимания рефлексии, как механизма управления собственной деятельностью, ее осмысления и переосмысления, преобразования путем самостоятельного выбора целей с учетом индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определением траектории развития своих личностных качеств. Второе условие непосредственно связано с первым, а его реализация возможна при обеспечении субъектной позиции каждого подростка, что позволяет сделать процесс воспитания демократической культуры школьников эффективным, создает условия для проявления личностного потенциала и способствует формированию активной жизненной позиции каждого. Третье условие, обеспечивающее эффективность рассматриваемого процесса, - ценностное наполнение содержания образования обучающихся, предполагает активное использование содержательного аспекта учебных предметов, а также вариативный характер содержания и форм внеучебной деятельности подростков. Четвертое предполагает учет гендерных отличий в процессе воспитания демократической культуры.
Ключевые слова: демократическая культура личности, педагогические условия, рефлексия, субъектная позиция, демократические ценности.
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
V. V. Belkina
Pedagogical Conditions of Educating Teenagers' Democratic Culture
The article is devoted to the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of education of teenagers' democratic culture. Justification of the selected conditions complex is made being based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the results of experimental work, and based on the nature of the investigated categories. The author considers the following conditions: providing of the reflective nature of students' activities; realization of the teenagers' subject position in the classroom and in extra-curricular activities; axiological content of the content of students' education; taking into account the gender characteristics of adolescents. The essence of the first condition is based on the understanding of reflection, as a control mechanism for their own activities, its reflection and rethinking, transformation activities through self-selection purposes, taking into account individual features, abilities, needs and determination of the trajectory of their personal qualities development. Implementation of the first conditions is impossible without provision of the subject position of each teenager to make the education process for democratic culture among schoolchildren effective, and it creates the conditions for developing personal potential and contributes to the formation of active life position of everyone. The third condition, ensuring the effectiveness of the process, - value content of the content of students' education, involves the active use of meaningful aspects of academic subjects, as well as the nature of variability contents and extra-curricular activities of teenagers. The fourth one involves gender differences in the education process for democratic culture.
Keywords: personality's democratic culture, pedagogical conditions, reflection, subject position, democratic values.
В настоящее время важнейшим направлением государственной политики в области образования становится превращение образовательных организаций всех уровней в общественные ин-
ституты, обеспечивающие становление подрастающих граждан как субъектов демократии. Общественное осмысление современных условий жизни ориентирует образование на воспитание
© Белкина В. В., 2017
человека, направленного на саморазвитие, способного к конструктивному взаимодействию с другими людьми, ответственного за свои поступки и умеющего реализовывать и отстаивать собственные права и права других людей. Реализации данных установок способствует сформированная демократическая культура (ДК) -совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей.
Система современных психолого-
педагогический знаний содержит описание множества средств, направленных на развитие качеств личности, соответствующих смысловому полю изучаемой нами категории (КТД, самоуправление, субъектно-ориентированные образовательные технологии и т. п.), однако результаты исследований по определению уровня сформи-рованности демократической культуры школьников свидетельствуют о недостаточном ее развитии, непонимании сути отдельных ее принципов и демонстрируют низкий уровень сформирован-ности умений, характерных для развитой демократической культуры личности всех участников образовательного процесса.
Подростковый возраст является периодом, благоприятным для воспитания исследуемого нами качества: «...ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве "социального индивида", и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию» [4, с. 112]. Критичность мышления, социальная активность, обострение внутрилич-ностных противоречий, стремление
к самоопределению создают необходимые условия для развития качеств, присущих демократической культуре. Однако становление современного подростка происходит в условиях целого ряда различных факторов влияния и социальных рисков: распространение интернета; отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка; высокая социальная напряженность и неопределенность; изменение структуры и сущности понятия «семья»; размытая идентичность подростка в контексте изобилия вариантов идентификации (Л. А. Регуш, К. Д. Хломов, Т. Н. Дегтярева). Данные факторы зачастую не учитываются в образовательном процессе, что
затрудняет процесс становления подростка как субъекта демократии.
Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что эффективность изучаемого процесса с учетом специфики современной социальной ситуации может быть достигнута при использовании комплекса педагогических условий, первым из которых является реализация субъектной позиции всех участников образовательного процесса.
Субъектная позиция предполагает:
— осознание и принятие целей деятельности;
— наличие адекватной самооценки своих возможностей и способностей, а также критичности по отношению к себе и окружающим;
— активность и заинтересованность человека в организации деятельности, в достижении положительного результата;
— наличие способности отстаивать свои интересы (а также интересы других людей);
— существование потребности в самоопределении и самореализации;
— способность действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения, делать осознанный и правильный выбор, проявлять свои личностные качества, свою индивидуальность;
— способность анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и окружающему миру;
— наличие инициативы в развитии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
— присутствие желания осваивать новые личностные и профессиональные роли;
— наличие стремления выявлять, изучать актуальные проблемы своего развития, искать пути их решения.
Анализ опыта работы образовательных организаций показывает наличие больших возможностей для обеспечения субъект-субъектного характера взаимодействия всех участников ОП как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.
Эффективными средствами реализации данного условия в образовательном пространстве школы являются следующие:
— включение детей и их родителей в процесс постановки коллективных и индивидуальных целей на уроке и при организации внеучебных событий;
— организация постоянной рефлексивной и аналитической деятельности на различных уровнях взаимодействия субъектов ОП;
— стимулирование само- и взаимооценки деятельности;
— создание ситуаций полной ответственности и самостоятельности, как при организации учебных занятий (выполнение функций педагога, например), так и во внеучебной деятельности (самоуправленческая деятельность);
— обеспечение социально значимой направленности деятельности;
— учет индивидуальных особенностей и социального опыта каждого участника ОП.
Таким образом, именно обеспечение субъектной позиции, создание условий для ее реализации позволяет, на наш взгляд, сделать процесс воспитания демократической культуры школьников эффективным, способствует проявлению личностного потенциала каждого ребенка и формированию у него активной жизненной позиции.
Реализация данного условия будет максимально эффективной, если каждый этап образовательной деятельности подростков будет сопровождаться рефлексией.
Соответственно, основной целью второго педагогического условия воспитания демократической культуры подростков, - обеспечение рефлексивного характера деятельности обучающихся, — является осознание личностью собственных действий и состояний. Исследователи психологии рефлексии выделяют ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию
[5].
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения ребенка в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, его способность к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания школьником своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметами рефлек-
сии являются предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго обучающийся анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
Перспективная рефлексия соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; с планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.
Для воспитания демократической культуры важными являются все виды рефлексии, при этом большое значение имеет последовательное обеспечение рефлексивного характера деятельности подростков во всех сферах школьной жизни (учебной и внеучебной), а также комплексное использование различных типов рефлексии на различных этапах деятельности обучающихся.
Таким образом, рефлексия представляет собой механизм управления собственной деятельностью, ее осмысление и переосмысление, ее преобразование путем самостоятельного выбора целей с учетом индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определение траектории развития своих личностных качеств. Кроме этого, поскольку рефлексия выступает в качестве одного из механизмов перцепции, она способствует становлению важнейшего компонента демократической культуры - перцептивного.
Мы считаем, что эффективность реализации данного условия для решения задач воспитания демократической культуры подростков во многом обеспечивается соответствующей процедурой организации рефлексии. Опираясь на этапы рефлексивной деятельности С. С. Кашлева и учитывая механизмы воспитания ДК, мы предлагаем следующий алгоритм организации деятельности субъекта рефлексивного взаимодействия.
1. Фиксирование состояния развития
Субъект взаимодействия (подросток) вербально фиксирует свое состояние в следующих сферах:
— эмоционально-чувственной сфере (происходило ли нарастание эмоциональной возбудимости; испытывал ли положительные или отри-
цательные эмоции: радость, огорчение, удовлетворение, разочарование, недоумение, восторг, благодарность, успех; совпадали ли личные чувства и эмоции с эмоциональным фоном коллектива в целом и др.);
— сфере потребностей (появилось ли стремление, влечение, желание к участию в совместной деятельности, к саморазвитию);
— мотивационной сфере (какие переживания вызвала деятельность; насколько деятельность оказалось личностно значимой для субъекта; какими внешними и внутренними мотивами они была обусловлена и др.);
— сфере интересов (какие интересы удалось реализовать, какие новые интересы появились; на что они направлены; уровень развития интересов и др.);
— сфере ценностных ориентаций (какие ценности актуализировались; что в процессе деятельности явилось личной ценностью; как обогатился спектр ценностей; какова направленность данных ценностей и др.);
— деятельностной сфере (какую деятельность это взаимодействие провоцирует; какую деятельность корректирует; от какой деятельности заставляет отказаться; насколько обогащает опыт деятельности и др.);
— гностической сфере (произошло ли наращивание, углубление знаний; какова ценность данного знания для процессов самоопределения и социального становления; произошла ли систематизация знания и др.);
— сфере сознания (произошло ли осознание своей деятельности; осознает ли подросток себя субъектом деятельности/взаимодействия; как изменилась «Я-концепция», самооценка своей деятельности и др.);
— сфере умений (какие умения субъект приобрел, каково значение данных умений для дальнейшей жизни и др.).
2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Причинами возникновения зафиксированного состояния могут выступать:
— ситуация успеха, возникшая в ходе деятельности;
— интересное, актуальное для ребенка содержание;
— новый, значимый вид деятельности;
— благоприятная психологическая атмосфера;
— возможность творчества;
— стимулирование активных высказываний подростка в ходе диалога, полилога;
— личностная значимость обсуждаемых проблем осуществляемой деятельности;
— ценностное наполнение взаимодействия и
др.
Эффективность данного этапа рефлексии во многом обеспечивается позицией педагога при организации деятельности детей: адекватностью используемых педагогических средств, подбором содержания и характером взаимодействия участников деятельности.
3. Оценка участниками взаимодействия эффективности осуществленной деятельности
Под оценкой понимается мнение самого субъекта о степени, уровне своего развития и влияния на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания деятельности, педагогических технологий, характера общения и др.); установления самим субъектом качества, степени, уровня реализованного взаимодействия.
При этом важное значение имеет осознание субъектом взаимодействия (подростком) противоречия, возникающего при освоении нового знания, способа действия, эмоционального состояния, и направленность на конструктивное его разрешение.
В целом, реализация данного условия в образовательной организации предусматривает
— осуществление самоанализа и формулировку самим обучающимся целей и задач на каждом этапе своей деятельности;
— создание ситуаций, стимулирующих самоанализ, самооценку, рефлексию, взаимооценку;
— выявление подростком собственных достижений, ошибок, неудач; анализ соотношения задач и результатов своей деятельности; определение причин недостатков своей работы, поиск возможных вариантов улучшения собственной деятельности;
— учет школьником оценки окружающих (одноклассников, педагога, родителей).
Таким образом, данное условие непосредственно связано с сущностью исследуемой категории, а эффективность его реализации подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.
4. Ценностное наполнение содержания образования обучающихся
Данное условие сформулировано с учетом сущности и требований аксиологического подхо-
да, который рассматривается нами в качестве концептуальной основы исследуемого процесса.
Мы считаем, что воспитание демократической культуры может и должно иметь ценностное основание. «Демократические ценности» - «...это сущность и условия бытия демократии, регулирующие социальные взаимоотношения и взаимодействия людей в демократическом обществе. Демократические ценности закреплены в основных документах по правам человека.» [6, с. 6]. Усвоение ценностей и овладение культурой происходит в процессе социализации. Образование выступает условием и средством социализации и, соответственно, помогает овладевать нормами, ценностями, культурой. В результате целенаправленного воспитания и обучения происходит развитие демократической культуры и овладение демократическими ценностями. В современных исследованиях выделяются следующие демократические ценности, характерные для системы образования: самоценность человека, истина, свобода и ответственность, сотрудничество, ценности мировой культуры и национальные ценности, социальная компетентность (Т. П. Вернигорова, С. М. Платонова, М. А. Югова). Таким образом, демократические ценности находятся в смысловой парадигме общечеловеческих гуманистических ценностных ориентаций.
Анализ содержательного аспекта учебных предметов, изучаемых школьниками, показал, что все они обладают потенциалом для воспитания демократической культуры, и во многом это происходит именно за счет ценностного наполнения, а вариативный характер содержания и форм внеучебной деятельности позволяет сделать процесс развития системы ценностных ори-ентаций личности еще более эффективным.
Анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что на теоретическом уровне достаточно разработаны и широко освещены вопросы сущности понятий «ценности» и «ценностные ориентации», их места в структуре личности, функций, механизмов их формирования, исследованы проблемы аксиологического (ценностного) воспитания школьников, отбора ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс и содержание образования. Однако результаты наших исследований позволяют утверждать, что включение ценностей в содержание образования происходит стихийно, не целенаправленно, поэтому проблема ценностного
наполнения содержания образования остается не до конца решенной.
Мы считаем, что реализация данного условия в образовательном процессе возможна за счет следующих направлений деятельности:
— преодоление ценностной неопределенности образовательного процесса (осознание и совместное продуцирование субъектами образовательного процесса его демократических целей-ценностей, использование ценностного потенциала изучаемого учебного материала и содержания внеучебной деятельности, опора на соответствующие формы, методы и технологии деятельности, например, этические рассказы, беседы, положительные примеры, дискуссии и др.);
— обеспечение «аксиологичности» деятельности учителя (эмоциональность педагога при трансляции ценностей, обоснование значимости демократических ценностей для общества в целом и каждого человека, в частности, использование различных видов рефлексии);
— организация жизнедеятельности детей на основе ценностно-ориентированных требований (через совместное обсуждение и утверждение правил и норм взаимодействия всех участников образовательного процесса, в основу которых положены ценности демократии);
— стремление к интериоризации демократических ценностей и развитие системы устойчивых ценностных ориентация личности (основой данного процесса должно стать понимание внут-риличностных механизмов формирования ценностных ориентаций, которые представляют собой определенную систему, ядром данной системы являются противоречия, возникновение которых связано с появлением новых знаний, потребностей, мотивов, чувств, действий, характер которых обусловлен особенностями жизнедеятельности личности; «разрешение» возникающих противоречий приводит к качественным изменениям личности, а значит - к развитию ее ценностных ориентаций);
— создание условий для практической реализации системы демократических ценностей в процессе организации ролевых и деловых игр, реализации социально значимых проектов, волонтерской деятельности и т. п.
Проведенные нами исследования подтверждают, что существуют отличия в сформированности отдельных компонентов демократической культуры, а также их проявлений в образовательном процессе у мальчиков
и девочек. При этом наблюдаются значимые отличия по большинству показателей (у девочек выше), поэтому еще одним педагогическим условием, обеспечивающим эффективность исследуемого процесса, является учет гендерных особенностей подростков. Полученные результаты подтверждают необходимость реализации данного условия как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности школьников.
Мы считаем, что реализация данного условия в образовательном процессе возможна, если
— создаются ситуации равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в разнообразных видах деятельности;
— осуществляется амплификация зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков -к самообслуживанию);
— образовательный процессе ориентирован на снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств и на создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;
— организуются «тренировки межполовой чувствительности» (Л. В. Штылева) (через тре-нинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);
— осуществляется деятельность по привлечению к воспитанию детей и участию в школьной жизни родителей того и другого пола.
Таким образом, комплексная реализация выделенных нами педагогических условий способствует обогащению системы знаний участников взаимодействия друг о друге, теплоте и близости взаимоотношений детей и взрослых, развитию у подростков чувства социальной общности с людьми, сопереживания, сочувствия, опыта понимания и оценки других людей и самого себя (социальной перцепции), накоплению опыта социально значимой деятельности.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] : учебное пособие /
Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль : Канцлер, 2013. - 179 с.
2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // European Journal of Contemporary Education, 2014, Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.
3. Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса как педагогическая проблема [Текст] / В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. -С. 49-54.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Педагогика, 1972. - 352 с.
5. Карпов, А. В, Скитяева, И. М. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. - М. : Институт психологии РАН, 2002. - 446 с.
6. Югова, М. А. Развитие демократической культуры студентов юридического вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Югова. - Екатеринбург, 2003. - 22 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, V V. Belkina. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - 179 s.
2. Bajborodova, L. V., Belkina, V. V. Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Tekst] / L. V. Bajborodova, V V. Belkina // European Journal of Contemporary Education, 2014, Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.
3. Belkina, V. V. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak pedagog-icheskaja problema [Tekst] / V V. Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 1. - S. 49-54.
4. Bozhovich, L. I. Izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov [Tekst] / L. I. Bozhovich. - M. : Peda-gogika, 1972. - 352 s.
5. Karpov, A. V, Skitjaeva, I. M. Psihologija refleksii [Tekst] / A. V Karpov, I. M. Skitjaeva. - M. : Institut psi-hologii RAN, 2002. - 446 s.
6. Jugova, M. A. Razvitie demokraticheskoj kul'tury studentov juridicheskogo vuza [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / M. A. Jugova. - Ekaterinburg, 2003. -22 s.