УДК 37
В. В. Белкина
Модель воспитания демократической культуры школьников
Рассматриваются основные компоненты модели воспитания демократической культуры школьников. Обосновывается необходимость реализации данной модели в условиях образовательной организации. В статье отражено содержание мотивационно-целевого компонента модели, который включает основные направления и мотивационные механизмы, обеспечивающие достижение стратегической цели процесса: комплексного развития всех компонентов демократической культуры личности, и двух групп задач воспитания демократической культуры: дескрептивных и прескрептивных. Подробно рассматривается содержательный компонент модели, определяющий «наполнение» работы по воспитанию демократической культуры, которое может быть представлено в различных аспектах: с точки зрения реализации задач воспитания демократической культуры; по сферам деятельности; по видам деятельности (учебная и внеучебная деятельность); с точки зрения результатов освоения основной образовательной программы в процессе реализации требований современных федеральных государственных образовательных стандартов трех ступеней общего образования. В статье представлены следующие этапы воспитания демократической культуры школьников (процессуальный компонент модели): репродуктивный, рефлексивный, продуктивный и творческий. Отражен аналитико-результативный компонент, содержание которого связано с выделением нескольких уровней воспитания демократической культуры: нейтрального, исполнительского, репродуктивного, творческого, субъектного.
Ключевые слова: демократическая культура, модель, компоненты модели.
V. V. Belkina
Model of Education for Schoolchildren's Democratic Culture
The main components of the training model of schoolchildren's democratic culture are regarded. The article reflects the substance of the motivational-targeted component of the model, which includes guidelines and motivational mechanisms for achieving the strategic objectives of the process, - it is integrated development of all components of the democratic culture of the individual, and the two groups of training tasks of the democratic culture - descriptive and prescriptive ones. The informative model component is considered in detail that defines the «content» of the work on education for democratic culture, which can be presented in different ways: in terms of implementing education for democratic culture problems; the spheres of activity; by the type of activity (academic and extracurricular activities); in terms of the results of development of basic educational programmes in the implementation of the requirements of the modern federal state educational standards of the three stages of general education. The article presents the following stages of education for democratic culture among schoolchildren (process component models): reproductive, reflective, creative and productive. It reflects the analytical and productive component, the content of which is associated with the release of several levels of education for democratic culture: neutral, performing, reproductive, creative, subjective.
Keywords: democratic culture, model, model components.
Формирование демократической культуры подрастающего поколения является одним из основных направлений деятельности современных институтов воспитания. Актуальность данного направления обусловлена активизацией процессов демократизации всех сфер общественной жизни в последнее десятилетие. В связи с этим нам представляется важным обосновать теоретико-методологические основы процесса воспитания демократической культуры школьников.
Демократическая культура - это совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей.
Модель воспитания демократической культуры школьников представляет собой теоретическое описание данного процесса - его концептуальной основы и мультикомпонентного блока.
Мы считаем, что процесс воспитания демократической культуры может рассматриваться с точки зрения положений рефлексивно-деятельностного и аксиологического подходов, реализация которых, в свою очередь, должна быть подкреплена выполнением определенных принципов: принципа диалогичности и партнерства, принципа активности и субъектности участников ОП, принципа амплификации, принципа обеспечения единства прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса [3].
Помимо обозначенных выше положений, в ходе разработки модели воспитания демократиче-
© Белкина В. В., 2016
ской культуры школьников мы также опирались на результаты анализа психолого-педагогической литературы, опыт работы образовательных организаций города и области и собственные диагностические исследования.
По мнению ряда исследователей, модель воспитания - это «теоретическое описание и наглядное представление (например, в виде схемы) конкретного воспитательного процесса или воспитательной системы» [4, с. 236].
Далее более подробно остановимся на описании компонентов исследуемого процесса, последовательная реализация которых отражает логику процесса воспитания демократической культуры. Содержательное «ядро» модели составляют четыре взаимосвязанных
компонента, последовательная реализация которых отражает логику процесса воспитания демократической культуры.
Мотивационно-целевой компонент модели включает основные направления и мотивацион-ные механизмы, обеспечивающие достижение стратегической цели процесса - комплексного развития всех компонентов демократической культуры личности.
Как известно, цель как предвосхищение конечного результата деятельности является определяющим фактором, оказывающим решающее воздействие на выбор содержания и основных средств любого процесса.
В соответствии с основными компонентами демократической культуры можно сформулировать несколько блоков задач, реализация которых должна осуществляться комплексно с учетом за-действованности всех основных сфер человеческой личности.
В каждом блоке в соответствии с сущностью и структурой исследуемой категории мы выделяем задачи двух различных векторов направленности - дескрептивные и прескрептивные. Задачи дескрептивной направленности связаны с пониманием объективной действительности, сложившихся в обществе в целом и непосредственном социальном окружении, отношений между людьми, принятием и осознанием особенностей других людей. Дескрептивная способность формируется у человека первично и связана с определенным копированием мнений об окружающей действительности от людей, имеющих больший социальный опыт (родителей, педагогов, авторитетных товарищей и т. п.). Прескрептивные задачи отражают способность личности к оценке и самооценке, связаны с нормативно-ценностным
определением человека, указывает на меру присвоения опыта социальных отношений. Пре-скрептивная способность вторична по отношению в дескрептивной, она развивается по мере взросления личности. Человек, обладающий сформированной демократической культурой, биполярно владеет обеими способностями.
Таблица 1
Задачи воспитания демократической культу-
ры школьников
Дескрептивные задачи Прескрептивные задачи
1. Формирование системы адекватных представлений о себе и об окружающей действительности (познавательно-мировоззренческий компонент)
- развитие адекватных представлений о людях - осознание и принятие своих особенностей
- обеспечение признания ценности интересов, особенностей, прав и свобод других людей - понимание мотивов собственной деятельности
2. Развитие толерантности и стремления к освоению системы социальных ролей (коммуникативный компонент)
- развитие умения осуществлять эффективное ситуативное взаимодействие - развитие осознанности при выборе способов и форм взаимодействия в различных социальных ситуациях
- развитие стремления приходить к согласию, договариваться - развитие осознанного стремления к овладению новыми социальными ролями
3. Развитие эмпатийных способностей и умения приходить к взаимоприемлемым соглашениям (эмоционально-волевой компонент)
- формирование стремления к согласию с другими людьми - развитие эмоциональной саморегуляции;
- понимание эмоционального состояния других людей, развитие сочувствия - стремление к сознательной реализации собственных прав
4. Развитие «биполярности» умений отстаивать свои права при одновременном выполнении собственных обязанностей (действенно-практический компонент).
- развитие умения выполнять обязанности, осуществлять решения, соблюдать законы; - развитие социальной активности;
- развитие способностей к участию в самоуправленческой деятельности в коллективе - формирование умения управлять собой и внутреннего самоконтроля
5. Осознание собственного «Я», развитие системы ценностных ориентаций личности, позволяющих осуществлять эффективное социальное взаимодействие (перцептивный компонент)
- развитие адекватных представлений о себе и социуме - развитие социально-перцептивной компетентности
- овладение системой представлений о ценностях общества - формирование системы ценностных ориентаций личности
Для обеспечения эффективности процесса воспитания демократической культуры необходимо, с одной стороны, обеспечивать согласованность целей всех участников данного процесса, а с другой - осуществлять дифференцированный подход при постановке и, самое главное, присвоении целей всеми участниками процесса с учетом их возраста, социального статуса и общественной роли.
Основным механизмом реализации мотиваци-онно-целевого компонента является трансформация внешних целей во внутренние, а для успешной трансформации необходимы соответствующие мотивы, особые для каждой категории участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социальное окружение) и индивидуальные для каждого человека.
Отметим, что задачи воспитания демократической культуры школьников являются универсальными, актуальными как для учебного процесса, так и для внеучебной деятельности, однако содержание и средства организации деятельности по реализации данных задач могут иметь специфику, обусловленную особенностями учебной и внеучебной деятельности.
Содержательный компонент определяет «наполнение» работы по воспитанию демократической культуры, которое может быть представлено в различных аспектах:
— с точки зрения реализации задач воспитания демократической культуры;
— по сферам деятельности;
— по видам деятельности (учебная и внеучеб-ная деятельность);
— с точки зрения результатов освоения основной образовательной программы в процессе реализации требований современных федеральных государственных образовательных стандартов трех ступеней общего образования.
Названные подходы к определению содержания процесса воспитания демократической культуры школьников не противоречат друг другу. Их учет, органичное сочетание позволяют обеспечить интерактивность и комплексность данного процесса.
Содержание любой деятельности определяется, в первую очередь, исходя из поставленных целей и задач. Процесс воспитания демократической культуры школьников, как было отмечено нами ранее, также должен выстраиваться с учетом нескольких магистральных задач, которые были определены нами с опорой на основные компоненты исследуемой категории. Важно от-
метить, что содержание любой деятельности должно способствовать комплексному решению выявленных задач, а также отражать биполяр-ность дескрептивных и прескрептивных задач.
Например, при обсуждении вопроса о правах и обязанностях людей педагогам необходимо:
— обеспечить детей достоверной и непротиворечивой информацией по данному вопросу и создать условия для осознания полученных знаний (познавательно-мировоззренческий компонент);
— создать условия для реализации прав и обязанностей сначала в специально организованной деятельности (педагогические ситуации, ролевые игры и т. п.), а затем в повседневной жизни (коммуникативный компонент);
— обеспечить стремление к решению возникающих проблем на основе соблюдения прав и обязанностей, собственных и других людей, положительно стимулируя данное стремление (эмоционально-волевой компонент);
— развивать умение отстаивать собственные права и права других людей при одновременном осознанном выполнении собственных обязанностей и понимании наличия обязанностей у других (действенно-практический компонент);
— обеспечить осознание прав и обязанностей в качестве ценностей современного общества, а также способствовать формированию системы соответствующих ценностных ориентаций личности (перцептивный компонент).
Важным представляется также уделять внимание решению поставленных задач в различных видах деятельности детей (учебной и внеучеб-ной).
Несмотря на определенную специфику каждого аспекта, эффективность процесса может обеспечить не просто разрозненная совокупность различных направлений и видов деятельности, а целостная система ее организации. Каждый аспект жизни школы в контексте системного построения практики воспитания демократической культуры должен рассматривается лишь как один из элементов целостной системы, который взаимосвязан с другими ее компонентами и призван способствовать повышению эффективности процесса.
Процессуальный компонент отражает основные этапы и способы реализации содержания процесса, то есть логику его построения. Анализ психолого-педагогической литературы, а также существующего опыта позволяют выделить сле-
дующие этапы воспитания демократической культуры школьников.
1. Репродуктивный этап (старший дошкольный и отчасти младший школьный возраст) -преобладание дескрептивной способности.
Первоначально ребенок получает элементарные знания о мире в основном из ощущений и опосредованно, мотивы и цели задаются извне (взрослыми или внешними обстоятельствами), ценностные ориентации, таким образом, формируются стихийно. При этом человек присваивает определенный набор объективных ценностей, приобретает знания о современном обществе, но пользуется этими знаниями непоследовательно, обязанности выполняет, в основном, под влиянием требований взрослых, нравственные ценностные ориентации отличаются неустойчивостью и немотивированностью. На данном этапе закладываются предпосылки развития демократической культуры личности.
2. Рефлексивный этап (младший школьный возраст) - развитие прескрептивной способности при доминировании дескрептивной, становление рефлексии как центрального психического новообразования.
Данный этап характеризуется появлением новых потребностей и изменением ведущего вида деятельности (учебная деятельность). Приобретение новых знаний о мире, о человеке, дальнейшее приобщение к ценностям общества создают возможности для развития новых социальных ориентиров. Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и к самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребенок, какое место он занимает в окружении и каково это окружение. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на осно-
вании своих действий, поступков, то есть определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. С развитием рефлексии связано и развитие прескрептивной способности: у ребенка появляются собственные осознанные суждения, развиваются ценностные ориентации, однако ведущей в младшем школьном возрасте все же остается дескрептивная способность.
Отметим, что поскольку демократическая культура личности предполагает совокупное развитие как дескрептивной, так и прескрептивной способностей, то о начальном становлении данного интегративного качества можно говорить только к окончанию рассматриваемого возрастного периода, активное же развитие демократической культуры личности начинается только в подростковом возрасте.
3. Продуктивный этап (подростковый возраст) - преобладание прескрептивной способности, активное продуцирование собственных ценностных ориентаций.
Как известно, подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными
психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
В возрасте 11-15 лет развивается новый механизм логического мышления, который стимулирует рост критичности. Подросток уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований, предлагая собственные, не всегда верные и социально одобряемые суждения.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в
самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса - с другой.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других.
Противоречия, характерные для подросткового возраста, наиболее ярко и полно, на наш взгляд, охарактеризованы В. А. Сухомлинским:
— непримиримость ко злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшими отклонениями от истины, с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;
— желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время неприязнь к назиданиям, моральным наставлениям;
— желание самоутвердиться и неумение это сделать;
— богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления;
— показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
— презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;
— романтическая восторженность и ...грубые выходки, моральное невежество; восхищение красотой и ироничное отношение к ней (Сухом-линский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963).
Данные противоречия, таким образом, определяют особенности исследуемого нами процесса в подростковом возрасте: в связи с активным становлением самостоятельности суждений, рефлексии, самопознания интенсивно развивается прескрептивная способность, которая, с одной стороны, позволяет в полной мере осуществлять воспитание демократической культуры школьников. Однако в связи с нигилизмом подростков, отрицанием существующих в обществе норм, правил, ценностей (нивелирование дескрептив-ной способности) невозможно обеспечить «би-полярность» обеих способностей, которая является важнейшим показателем высокого уровня развития демократической культуры личности.
4. Конструктивный этап (старший подростковый, юношеский возраст) - «биполярное» развитие дескрептивной и прескрептивной способностей.
Важнейшим психологическим процессом юношеского возраста, по мнению И. С. Кона, Л. С. Выготского и др., является становление самосознания и устойчивого образа «Я». «Постановка вопроса "Кто я?", - пишет И. С. Кон, - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. ... Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира...» [3, с. 112]. Для темы нашего исследования важным является и активное развитие в юношеском возрасте перцептивных способностей: «...именно в 14-16 лет осознаются, по-видимому, интегральные связи этих, давно уже известных психических свойств; таким образом простая совокупность свойств превращается в целостную модель или имплицитную (подразумеваемую, но не формулируемую прямо) теорию личности, с помощью которой юноша организует и структурирует свое отношение к другим людям и собственное самосознание» [3, с. 114]. В юношеском возрасте, таким образом, активно происходит процесс формирования мировоззрения как целостной системы представлений о мире и о себе и соответствующих устойчивых ценностных ориентаций.
Подобные изменения в человеке возможны только при условии проявления как дескрептив-ной, так и прескрептивной способностей. Поэтому именно в юношеском возрасте благодаря глубокой осознанности совершаемых поступков и пониманию причин происходящих событий можно в полной мере наблюдать результаты работы по воспитанию демократической культуры личности.
Понимая определенную условность выделения обозначенных этапов, мы отмечаем, что, несмотря на их обосновать возрастными особенностями детей, эффективность и темп их прохождения может зависеть от ряда факторов: социального опыта конкретного индивида, особенностей отношений в семье, в первую очередь, от используемых педагогом средств воспитания демократической культуры.
Аналитико-результативный компонент
связан с отслеживанием результатов процесса, он отражает основные ориентиры, определяющие эффективность процесса воспитания демократической культуры. В связи с этим, в первую очередь, необходимым представляется определение уровней демократической культуры личности. При определении уровней демократической культуры личности мы опирались на подход Т. И. Шамовой, выделяющей пять различных уровней деятельности обучающихся: нейтральный, исполнительский, репродуктивный, творческий, субъектный [5]. Такая возможность связана с пониманием сущности исследуемого нами понятия как интегративного качества, развивающегося и проявляющегося только в процессе взаимодействия с другими субъектами деятельности, при этом в основе подобной дифференциации лежит свободная активность ребенка, которая на самом высоком уровне проявляется как устойчивая субъектная позиция в любой социальной ситуации.
Таким образом, описание содержательного ядра модели воспитания демократической культуры позволяет уточнить сущностные характеристики исследуемого процесса и определить основные направления деятельности по его осуществлению.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль : Канцлер, 2013. - 179 с.
2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ -2014. - № 1. - С. 18-25.
3. Белкина, В. В. Концептуальные основы воспитания демократической культуры [Текст] /
B. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. -№ 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). -
C. 12-18.
4. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1979. - 175 с.
5. Тюмасева, З. И., Стариков, В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования [Текст] : словарь-справочник / З. И. Тюмасева, В. П. Стариков. - Сургут : Изд-во СГУ 2004. - 234 с.
6. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. -102 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, V. V Belkina. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - 179 s.
2. Bajborodova, L. N, Belkina, N. V. Pedagogicheskie sredstva vospitanija demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / L. V Bajborodova, N. V. Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU. - 2014. - № 1. -S. 18-25.
3. Belkina, N. V. Konceptual'nye osnovy vospitanija demokraticheskoj kul'tury [Tekst] / V. N. Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - № 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 12-18.
4. Kon, I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta: Prob-lemy formirovanija lichnosti [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov / I. S. Kon. - M. : Prosveshhenie, 1979. - 175 s.
5. Tjumaseva, Z. I., Starikov, N. P. Jekologo-valeologicheskie tajny modernizacii sovremennogo obra-zovanija [Tekst] : slovar'-spravochnik / Z. I. Tjumaseva, V. P. Starikov. - Surgut : Izd-vo SGU, 2004. - 234 s.
6. Shamova, T. I. Aktivizacija uchenija shkol'nikov [Tekst] / T. I. Shamova. - M. : Pedagogika, 1982. - 102 s.