Научная статья на тему 'Методы воспитания демократической культуры подростков'

Методы воспитания демократической культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК / МЕТОД ВОСПИТАНИЯ / ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ / A PERSONALITY'S DEMOCRATIC CULTURE / ADOLESCENT / METHODS OF EDUCATION / METHOD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Вера Валентиновна

В статье рассматриваются возможности использования методов воспитания в процессе формирования демократической культуры подростков. Обосновывается необходимость учета бинарных характеристик методов, так как в структуре исследуемой категории выделяются два типа качеств: дескриптивные, обеспечивающие способность человека копировать и воспроизводить социальный опыт, и прескриптивные, отвечающие за степень присвоения данного опыта и его использование. Важную роль в процессе использования методов воспитания демократической культуры играют приемы воспитания, которые конкретизируют действия педагога с учетом реальных задач и возраста детей. В статье рассматриваются конкретные приемы реализации методов воздействия на различные сущностные сферы человека: социальные релизеры (интеллектуальная сфера), приемы аттракции (эмоциональная сфера), «Письмо самому себе», «Вокзал мечты» (мотивационная сфера) и др. Важное значение в процессе отбора методов и приемов для решения задач воспитания демократической культуры имеют требования к их отбору. В статье уделяется внимание основным требованиям, предъявляемым при отборе и использовании методов и приемов для реализации задач воспитания демократической культуры подростков в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for Teaching Teenagers’ Democratic Culture

The article discusses possibilities of using methods for teaching education in the formation of teenagers’ democratic culture. The necessity of taking into account the characteristics of binary methods is proved as in the structure of the test categories two types of qualities are allocated descriptive ones to ensure a person's ability to copy and reproduce the social experience, and prescriptive ones responsible for assigning the degree of experience and its use. Parenting methods play an important role in the use of methods for teaching democratic culture, which specify the teacher’s action taking into account the real problems and children age. The article deals with specific methods of implementation of the methods of influence on various essential areas of the man: social releasers (intellectual sphere), attraction techniques (emotional sphere), «Letter to myself», «Dream Station» (motivational sphere) and other important ones in the selection process. Methods and techniques to solve the education problems of democratic culture are requirements for their selection. The article focuses on the basic requirements for the selection and use of methods and techniques for the implementation of the training tasks of the teenagers’ democratic culture in the educational process.

Текст научной работы на тему «Методы воспитания демократической культуры подростков»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

В. В. Белкина

Методы воспитания демократической культуры подростков

В статье рассматриваются возможности использования методов воспитания в процессе формирования демократической культуры подростков. Обосновывается необходимость учета бинарных характеристик методов, так как в структуре исследуемой категории выделяются два типа качеств: дескриптивные, обеспечивающие способность человека копировать и воспроизводить социальный опыт, и прескриптивные, отвечающие за степень присвоения данного опыта и его использование. Важную роль в процессе использования методов воспитания демократической культуры играют приемы воспитания, которые конкретизируют действия педагога с учетом реальных задач и возраста детей. В статье рассматриваются конкретные приемы реализации методов воздействия на различные сущностные сферы человека: социальные релизеры (интеллектуальная сфера), приемы аттракции (эмоциональная сфера), «Письмо самому себе», «Вокзал мечты» (мотивационная сфера) и др. Важное значение в процессе отбора методов и приемов для решения задач воспитания демократической культуры имеют требования к их отбору. В статье уделяется внимание основным требованиям, предъявляемым при отборе и использовании методов и приемов для реализации задач воспитания демократической культуры подростков в образовательном процессе.

Ключевые слова: демократическая культура личности, подросток, метод воспитания, прием воспитания.

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

V. V. Belkina

Methods for Teaching Teenagers' Democratic Culture

The article discusses possibilities of using methods for teaching education in the formation of teenagers' democratic culture. The necessity of taking into account the characteristics of binary methods is proved as in the structure of the test categories two types of qualities are allocated - descriptive ones to ensure a person's ability to copy and reproduce the social experience, and prescriptive ones responsible for assigning the degree of experience and its use. Parenting methods play an important role in the use of methods for teaching democratic culture, which specify the teacher's action taking into account the real problems and children age. The article deals with specific methods of implementation of the methods of influence on various essential areas of the man: social releasers (intellectual sphere), attraction techniques (emotional sphere), «Letter to myself», «Dream Station» (motivational sphere) and other important ones in the selection process. Methods and techniques to solve the education problems of democratic culture are requirements for their selection. The article focuses on the basic requirements for the selection and use of methods and techniques for the implementation of the training tasks of the teenagers' democratic culture in the educational process.

Keywords: a personality's democratic culture, adolescent, methods of education, a method of education.

Демократическая культура личности - это совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей.

Школа как социальный институт, реализующий задачи обучения и воспитания детей, имеет большие возможности для организации работы в данном направлении. Однако анализ имеющейся психолого-педагогической литературы и опыта

© Белкина В. В., 2016

работы отдельных образовательных организаций свидетельствует, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. В настоящее время мы наблюдаем практически полное отсутствие методического сопровождения данного процесса и реальной практики по целенаправленной реализации демократических принципов в образовательных организациях. Вместе с тем образовательный процесс современной школы обладает достаточным арсеналом педагогических средств (форм, методов, технологий), направленных на

воспитание данного качества. В статье мы попытаемся рассмотреть методы воспитания в контексте их использования для решения задач воспитания демократической культуры подростков.

М. И. Рожков определяет методы воспитания как способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанника [5, с. 194]. Среди множества имеющихся подходов к классификации методов вос-

Влияние данных методов воспитания на становление демократической культуры личности подростков возможно усилить за счет использования соответствующих приемов. М. И. Рожков и Л. В. Байбородова отмечают, что приемы - это «педагогически оформленные действия, которые влияют на поведение и позицию обучаемого, изменяя его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать

питания мы ориентируемся на подход, предложенный М. И. Рожковым: бинарность предложенных методов соотносится с нашими представлениями о биполярности демократической культуры, в структуре которой выделяются два типа качеств: дескриптивные, обеспечивающие способность человека копировать и воспроизводить социальный опыт, и прескриптивные, отвечающие за степень присвоения данного опыта и его использование.

Таблица 1

определенным образом» [5, с. 196]. Приемы являются конкретными действиями, реализация которых позволяет педагогу решать образовательные и воспитательные задачи.

В таблице 2 мы попытаемся охарактеризовать сущность, функции и возможные приемы реализации отдельных методов с позиции воспитания демократической культуры школьников и привести конкретные примеры их реализации.

Таблица 2

Методы воспитания демократической культуры школьников

Методы Функции методов Приемы Результат

Убеждение Самоубеждение Формирование системы социально адекватных представлений о мире, человеке, правах и обязанностях. Формирование собственных позиции, установок, взглядов на мир и места человека в мире - использование литературных произведений, притч, мифов, метафор, биографического материала; - использование социальных релизеров Сформированная, осознанная, адекватная действительности система взглядов на мир, социальные отношения, сформированное мировоззрение личности

Стимулирование Мотивация Побуждение к использованию социально адекватных способов познания и деятельности. Стимулирование осознанности выбора, понимания смысла жизнедеятельности, стремления к осознанности выбора - выражение общественного поощрения/порицания; - рефлексивные эссе «Вокзал моей мечты», «Письмо самому себе», «Я через 20 лет» и т. п.; - прием «Добрые слова» Осознание школьником собственных потребностей, формирование системы целей, направленных на самореализацию и не ущемляющих интересы других людей

Внушение Самовнушение Формирование навыков управления собственными эмоциями. Понимание причин собственных эмоциональных состояний - приемы аттракции («Имя собственное», «Зеркало души», «Золотые слова»); - использование художественных образов, музыки; - позитивные установки; - прием «Творчество на заданную тему» Способность чувствовать собственные эмоциональные переживания и управлять ими, а также понимание эмоционального состояния других людей

Классификация методов воспитания по М. И. Рожкову

Сущностная сфера Доминирующий метод воспитания Метод самовоспитания

Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение

Мотивационная Стимулирование Мотивация

Эмоциональная Внушение Самовнушение

Волевая Требование Упражнение

Саморегуляция Коррекция Самокоррекция

Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы

Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия

Методы Функции методов Приемы Результат

Требование Упражнение Развитие инициативы, творчества, активности. Развитие умения владеть собой, преодолевать трудности - прием «Общаться по правилам»; - прием «Общее мнение»; - прием «Коррекция позиции»; - прием «Я смогу!» Устойчивое стремление к активному, преобразующему социальному взаимодействию

Коррекция Самокоррекция Развитие способности сопоставлять собственные поступки с социальными нормами и ценностями. Развитие способности корректировать собственное поведение - прием «Акцент на лучшее»; - прием «Ломка стереотипов»; - прием «Коррекция позиции»; - прием «Золотой и черный стул» Устойчивое стремление к самосовершенствованию

Воспитывающие ситуации Социальные пробы Развитие способностей самостоятельного решения проблем, осуществления выбора. Формирование осознанного стремления к освоению различных социальных ролей - прием «Прогнозирование развития ситуации»; - прием «Справедливое распределение»; - прием «Истории про себя»; - социальное конструирование Самоопределение и самоактуализация личности

Метод дилемм Рефлексия Развитие умение отстаивать собственную точку зрения, уважая мнение других. Развитие перцептивных способностей - прием «Ломка стереотипов»; - прием «Обмен ролями»; - прием «Расскажи мне обо мне»; - прием «Я среди других»; - прием «Рисунок моей души» Социально-перцептивная компетентность

Таким образом, для реализации задач воспитания демократической культуры подростков представляется возможным использовать традиционные методы воспитания, обогащая их соответствующими приемами и осуществляя некоторые содержательные акценты в процессе непосредственной реализации обозначенных методов. Также можно отметить, что описанные выше методы и приемы могут быть реализованы как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности школьников 7-11 классов.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу направлены, в первую очередь, на формирование системы объективных представлений человека об окружающей социальной действительности, собственных особенностях, месте человека в мире. Актуальность данной группы методов обусловлена не всегда позитивным влиянием тенденций развития современного общества на процесс социального становления подростков. Для упорядочивания системы социально-ориентированных представлений детей могут быть использованы беседы относительно содержания рассказов, научных текстов, художественных и публицистических фильмов. Например, при изучении темы «Суд и правосудие» (7 класс, «Обществознание») детям можно предложить просмотр фрагмента фильма Н. Михалкова «Двенадцать», что, с одной стороны, расширит

представления детей о суде присяжных, а с другой - в процессе организованной учителем беседы будет способствовать формированию убеждения о необходимости совершения справедливых, обоснованных поступков. Этот же фильм может быть использован и во внеучебной деятельности классного руководителя, при этом может быть расширен круг обсуждаемых вопросов и обеспечена активная позиция каждого ребенка.

Большим потенциалом для реализации методов убеждения и самоубеждения, на наш взгляд, обладают социальные релизеры. Релизер - releasing stimulus - ключевой раздражитель, запускающий поведение посредством врожденного пускового механизма. Релизеры, по мнению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, могут быть естественного происхождения (визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые, поведенческие), которые оказывают влияние преимущественно на эмоциональную сферу; социального происхождения (принятые в обществе эстетические и этические значения, заключенные в словах), которые оказывают влияние преимущественно на когнитивную сферу [6, с. 253].

Социальные релизеры, по мнению В. А. Ясвина, это определенные социальные стереотипы по отношению к социальному или природному объекту, часто представленные в виде

вымышленных, мифологизированных ситуаций, в которых поведение социального или природного объекта может совершенного не соответствовать его реальному социальному или биологическому поведению, - и их усвоение не осознается ребенком [6, с. 256]. Большой арсенал социальных релизеров содержат сказки, мифы и былины, в которых животные, а также явления и предметы окружающей действительности наделяются человеческими качествами, что способствует расширению мировоззренческих представлений детей и лучшему пониманию норм и принципов современного общества. Использование социальных релизеров особенно актуально при взаимодействии с подростками, которые не всегда адекватно реагируют на прямые запреты и указания, но при этом способны понимать метафорический, скрытый смысл релизеров.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Методы стимулирования (поощрения и наказания) должны быть направлены на формирование адекватной самооценки, стремление осуществлять деятельность социально адекватными способами и т. п. При использовании методов стимулирования в процессе воспитания демократической культуры подростков важным представляется, чтобы поощрение или порицание являлось выражением коллективного мнения, было согласованным и обоснованным. Осознанию смысла, целей и мотивов собственной деятельности могут способствовать также такие рефлексивные приемы, как, например, «Письмо самому себе», эссе «Вокзал моей мечты», «Путешествие в собственное будущее» и т. п.

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка формируют необходимые навыки в управлении своими эмоциями, учат его управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение (самовнушение) и связанные с ними приемы аттракции. Аттракция - способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личностей [4]. Л. Я. Гозман рассматривает аттракцию в трех аспектах: как процесс формирования

привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом аттаракции является возникновение социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Понимание эмоциональных состояний других людей, а также принятие и осознание причин собственных эмоций, - важнейшая

характеристика сформированной

демократической культуры личности, поэтому в арсенал соответствующих педагогических средств целесообразным представляется включить и приемы аттракции. Например, использование в процессе общения с подростками их имен, правильный выбор дистанции общения без нарушения интимной зоны, улыбка, использование приемов активного слушания, «открытые» жесты, - все это обеспечит благоприятный эмоциональный настрой субъектов деятельности, а стимулирование использования этих приемов детьми повысит эффективность процесса воспитания демократической культуры как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности школьников.

Методы воздействия на волевую сферу

предполагают развитие у подростков таких актуальных для возраста качеств, как инициатива, уверенность в своих силах; настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умение владеть собой (выдержка, самообладание); навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

В педагогической литературе встречается описание различных разновидностей требований. Мы считаем, что в процессе воспитания демократической культуры подростков наибольшим потенциалом обладают косвенные требования (требование-совет, требование-игра, требование-доверие, требование-одобрение). Данные требования в большей степени ориентированы на сферу самосознания личности и способны вызывать положительные установки, активизирующие внутреннюю и внешнюю активность школьников.

Также эффективному формированию исследуемого нами интегративного качества личности будут способствовать совместно (педагогами, детьми и родителями) выработанные и предъявляемые требования, а также приемы, способствующие успешной реализации данных требо-

ваний и закреплению их в сознании личности посредством упражнений.

Примером таких приемов может служить прием «Общее мнение», когда дети на уроке, внеклассном мероприятии или собрании коллектива по цепочке высказывают свое мнение относительно какого-либо события, явления или группы людей. Постепенно эти высказывания (возможно, при помощи педагога) принимают аналитический характер, а заканчивается подобное обсуждение формулировкой общих для всех членов коллектива правил, требований или принципов.

Именно такие, совместно сформулированные требования могут оказывать существенное влияние на процесс самовоспитания подростка, следствием реализации требований являются упражнения, а результатом упражнений выступают навыки и привычки, которые обеспечивают качественное выполнение человеком своих обязанностей.

Методы воздействия на сферу саморегуляции, по мнению М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой, призваны сформировать у детей навыки психических и физических саморегуляций, развить навыки анализа жизненных ситуаций, обучить навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, а также честного отношения к себе и другим людям, - все эти характеристики находятся в непосредственной взаимосвязи с коммуникативным и перцептивным компонентами демократической культуры личности.

Возможные примеры использования данного метода для решения поставленных нами задач связаны с обсуждением на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях героических поступков людей, биографий известных защитников прав и свобод, борцов за справедливость. Положительный образ, оставляя отпечаток в сознании ребенка, позволяет осуществить сопоставление и определить качества, которыми хочет овладеть школьник, запуская тем самым процессы саморегуляции. Эффективности использования методов коррекции и самокоррекции будут способствовать такие приемы, которые позволяют через оценивание себя в процессе сопоставления с другими людьми (из ближайшего окружения) изменить свое поведение и регулировать собственные поступки, что является непосредственным проявлением сформированной демократической культуры.

Большое значение для воспитания демократической культуры школьников имеют методы воздействия на предметно-практическую сферу. Данные методы «...направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях кратко называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации» [5, с. 204]. Таким образом, сама сущность метода воспитывающих ситуаций напрямую связана с обоснованным нами принципом амплификации, требующим создания ситуаций выбора и постоянного расширения освоенной социальной зоны подростка. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Важным представляется, чтобы социальные пробы охватывали все сферы жизни подростка и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые, с одной стороны, ясо-ставляют основу для их дальнейшего вхождения в социальную среду, а с другой - обеспечивают становление исследуемого нами качества.

Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Для решения задач воспитания демократической культуры необходимо обеспечить соревновательный характер, в первую очередь, социально значимой деятельности (сбор макулатуры, помощь сельхозпредприятиям, уборка мусора в микрорайоне школы и т. п.).

Одним из возможных приемов, способствующих активизации методов данной группы в русле решения задач воспитания демократической культуры подростков, является, на наш взгляд,

социальное конструирование (процесс моделирования определенных интерпретаций той или иной идеи или явления, который осуществляет общество с точки зрения доминирующей или же оппозиционной культуры). В результате социального конструирования выделяется одна или несколько связанных между собой интерпретаций, через которые человек данного общества, как правило, смотрит на определенное явление. Назначение социальных конструктов - способствовать типизации, систематизации и тем самым организации жизненного опыта и жизненного пространства. Поскольку социальные конструкты, - это части реальной жизни (образование, деньги, титулы, язык и др.), освоение их сущности и конструирование собственных представлений о них создает возможности использования социального конструирования в процессе воспитания демократической культуры.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение подростков в систему новых для них отношений. «У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души» (В. А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, используя метод дилемм» [5, с. 206].

Метод дилемм позволяет решать задачи воспитания демократической культуры подростков, так как предполагает совместное обсуждение детьми вопросов морально-ценностного содержания, не имеющих однозначного ответа. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Таким образом, происходит обогащение системы ценностных ориентаций личности, развивается способность отстаивать собственное мнение, формируется осознание наличия различных точек зрения на одну и ту же проблему, совершенствуются навыки совместной работы.

Методу дилемм соответствует рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание чело-

веком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. Рефлексия, наряду с восприятием и идентификацией, является важнейшим механизмом перцепции, то есть напрямую способствует развитию перцептивного компонента демократической культуры. Также именно благодаря наличию рефлексивной способности действуют внутренние механизмы воспитания демократической культуры, связанные в процессом конструктивного разрешения внутриличностных противоречий.

На учебных занятиях и во внеучебной деятельности педагогу необходимо постоянно обеспечивать рефлексивную позицию ребенка, используя для этого соответствующие вопросы и задания («Что я должен делать, чтобы узнать (научиться, стать кем-то, измениться...)?», «Зачем мне это нужно?», «Почему я достиг такого результата?», «Как мой поступок выглядел в глазах других людей?» и др.). Таким образом обеспечивается «овнутрение» проблемы, осознание значимости осуществляемой ребенком деятельности. Также для развития перцептивной способности можно использовать рефлексивные приемы, обеспечивающие понимание других людей и восприятие себя через мнение других: «Ролевая маска» (ребенку предлагается войти в роль другого человека и выступить не от своего имени, а от его лица), «Обмен ролями» (обучающиеся обмениваются функциями, которые они получили в процессе выполнения задания), «Листок на спине» (дети пишут мнения друг о друге на прикрепленных на спине у каждого листах, затем каждый оценивает написанное о нем, высказывая свое согласие или несогласие с мнениями одноклассников) и др.

Таким образом, анализ возможностей методов воспитания с позиции их воздействия на различные сущностные сферы человека демонстрирует большие возможности данных методов и конкретизирующих их приемов для решения задач воспитания демократической культуры подростков.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль : Канцлер, 2013. - 179 с.

2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Fostering a

Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // European Journal of Contemporary Education. - 2014, Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.

3. Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса как педагогическая проблема [Текст] / В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. -С. 49-54.

4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. - М. : Изд-во Московского университета, 1980. - 176 с.

5. Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 256 с.

6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo

processa [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, V. V Belkina. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - 179 s.

2. Bajborodova, L. V., Belkina, V V. Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Tekst] / L. V. Bajborodova, V V. Belkina // European Journal of Contemporary Education. - 2014, Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.

3. Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak pedagog-icheskaja problema [Tekst] / V. V Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 1. - S. 49-54.

4. Gozman, L. Ja. Psihologija jemocional'nyh otnoshenij [Tekst] / L. Ja. Gozman. - M. : Izd-vo Mos-kovskogo universiteta, 1980. - 176 s.

5. Rozhkov, M. I. Bajborodova, L. V. Teorija i metodika vospitanija [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vuzov / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova. - M. : VLADOS, 2004. - 256 s.

6. Jasvin, V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modeliro-vanija k proektirovaniju [Tekst] / V A. Jasvin. - M. : Smysl, 2001. - 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.