УДК 37
В. В. Белкина
Организационно-педагогические условия воспитания демократической культуры подростков
Обоснование комплекса выделенных условий осуществляется на основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов опытно--экспериментальной работы, а также характеристик исследуемой категории. Автором рассматриваются следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания демократической культуры подростков: организация взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на демократических принципах; учет типа школы и социально-стратификационных характеристик состава обучающихся; демократический характер управления образовательной организацией; подготовка педагогов к воспитанию демократической культуры подростков.
Первое условие предполагает взаимодействие участников образовательного процесса как внешний механизм, обеспечивающий запуск внутриличностных процессов идентификации и рефлексии, которые, в свою очередь, позволяют осуществлять осмысление и переосмысление собственной деятельности, ее результатов и последствий для человека и социального окружения. Второе условие базируется на результатах эмпирического исследования, подтвердивших различия в уровне сформированности отдельных компонентов демократической культуры подростков, обучающихся в сельских и городских школах. Третье условие, обеспечивающее эффективность рассматриваемого процесса, предполагает ориентацию руководителя образовательной организации на реализацию партисипативного стиля управления. Четвертое - определяет необходимость целенаправленной подготовки педагогов и студентов педагогических вузов к воспитанию демократической культуры школьников.
Ключевые слова: демократическая культура личности, организационно-педагогические условия, рефлексия, субъектная позиция, демократические ценности.
V. V. Belkina
Organizational and Pedagogical Conditions of Educating Adolescents' Democratic Culture
The substantiation of the complex of the allocated conditions is carried out on the basis of the analysis of the psycho-pedagogical literature, the results of experimental work, and also on the basis of the essence of the category under the study. The author considers the following organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of educating democratic culture of adolescents: organization of interaction between participants in the educational process based on democratic principles; taking into account the type of school and the socio-stratification characteristics of students; democratic character of the management of the educational organization; teacher training for educating adolescents' democratic culture. The first condition considers the interaction of participants in the educational process as an external mechanism ensuring the launching of the intrapersonal processes of identification and reflection, which, in turn, allow the interpretation and rethinking of one's own activity, its results and consequences for the individual and the social environment. The second condition is based on the results of the empirical study that confirmed the differences in the level of formation of individual components of the democratic culture of adolescents studying in rural and urban schools. The third condition ensuring the efficiency of the process under consideration assumes the orientation of the head of the educational organization to implement the participative management style. The fourth condition proves the need for purposeful training of teachers and students of pedagogical universities to educate the democratic culture of schoolchildren.
Keywords: democratic culture of the personality, organizational and pedagogical conditions, reflection, subjective position, democratic values.
Демократическая культура личности - понятие, непосредственно связанное с системой социальных отношений в конкретной группе людей и в обществе в целом. Мы считаем, что данная категория может рассматриваться в двух аспектах -личностном и общественном, и предлагаем следующее определение: демократическая культура (ДК) - совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на ос-
нове освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей. В структуре изучаемого понятия мы выделяем пять компонентов: познавательно-
мировоззренческий, коммуникативный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический и перцептивный. При этом выявленные компоненты коррелируются с основными характеристиками взаимодействия и рассматриваются нами в двух основных аспектах, - дескрептивном (восприятие
© Белкина В. В., 2017
и осознание объективной действительности, сложившихся в обществе в целом и в непосредственном социальном окружении отношений между людьми) и прескрептивном (способность личности к оценке и самооценке, связанная с нормативно-ценностным определением человека и определяющая меру присвоения опыта социальных отношений).
Важнейшими механизмами, обеспечивающими процесс воспитания ДК, являются социальная идентификация и рефлексия. Рассмотрение нами понятия «демократическая культура личности» в контексте биполярного развития дескрептивных и прескрептивных способностей позволяет утверждать, что социальная идентификация, выступающая способом постижения собственной принадлежности к общественным группам, является механизмом развития дескрептивной способности, отражающей копирование и осознание социальных норма общества. При этом рефлексия выступает механизмом развития прескрептивной направленности личности, которая отражает способность человека к оценке и самооценке, связана с его нормативно-ценностным определением, указывает на меру присвоения опыта социальных отношений. Для обеспечения эффективности исследуемого нами процесса необходимо биполярное развитие дескрептивного и прескретивного компонентов личности, реализация которого возможна только при условии двуединого функционирования обоих механизмов: социальная идентификация должна сопровождаться постоянной рефлексивной оценкой значимости существующих норм, принципов и ценностей для личности, и, наоборот, в процессе личностной рефлексии человек должен учитывать социальные нормы, переживания и потребности других людей, постоянно идентифицируя себя с обществом. В связи с этим задачей педагога является создание в образовательном процессе учебных и воспитательных ситуаций, детерминирующих внутреннюю активность личности в работе над собой и обеспечивающих благодаря этому изменение характера взаимодействия в образовательном процессе в демократическом контексте.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия воспитания демократической культуры школьников-подростков.
Организация взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на демократических принципах
Основой любых социальных отношений (в том числе и в образовательном процессе) является взаимодействие. Воспитание демократической культуры подростков невозможно осуществлять, не задействуя в данном процессе родителей и не учитывая уровень сформированности демократических установок педагога. Результаты наших исследований подтвердили наличие корреляционных зависимостей между уровнем демократической культуры педагогов и родителей и обучающихся соответствующего класса. Поэтому важно обеспечить демократический характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Создание данного условия позволяет обеспечить единство стремлений детей, педагогов и родителей, стимулировать разноплановую совместную деятельность, имеющую личностное и социальное значение для всех участников образовательного процесса и содействующую ценностному обогащению личностей взаимодействующих сторон.
В соответствии с аксиологическим и рефлексив-но-деятельностным подходами данная деятельность должна быть
— сориентированной на демократические общечеловеческие ценности, направленной на решение задач, связанных с реальными жизненными потребностями и проблемами детей и взрослых: с жизнью семьи (несправедливое увольнение с работы отца, оформление социальных выплат, решение коммунальных проблем и др.); с жизнью в школе (несправедливость со стороны педагогов; психологическое и физическое насилие со стороны старших учащихся; недружный класс; неухоженный школьный двор и др.); с жизнью социума (браконьерство, свалки бытового мусора, разрушенные детские площадки, наличие нуждающихся в помощи пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и др.);
— посильной, свободной по форме и содержанию, обеспечивающей субъектность позиции участников образовательного процесса, предоставляющей возможности выбора направлений деятельности и способов ее осуществления;
— обеспечивающей включенность каждого в решение общих задач, предоставление возможности в самореализации и самоактуализации;
— аналитической и рефлексивной.
Организация взаимодействия участников образовательного процесса будет способствовать воспитанию демократической культуры школьников, если
— обеспечивается полная включенность детей, родителей, педагогов в процессы совместного планирования, целеполагания и анализа жизни класса в целом и конкретного ребенка в частности;
— осуществляется расширение связей и отношений участников взаимодействия друг с другом и с окружающим миром (через постоянное обогащение содержания общения, использование разнообразных форм и методов взаимодействия, реализацию преемственности на разных уровнях взаимодействия);
— в качестве ориентиров выбираются типы взаимодействия участников образовательного процесса, предполагающие субъект-субъектный характер отношений (сотрудничество, диалог, соглашение);
— обеспечивается рефлексия взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности школьников, педагогов и родителей, предметом которой могут стать основные проявления и качества демократической культуры личности;
— при организации воспитательной работы и, по возможности, на учебных занятиях создаются условия для взаимодействия детей разного возраста.
Таким образом, выделенное условие способствует обогащению системы знаний участников взаимодействия друг о друге, теплоте и близости взаимоотношений детей и взрослых, развитию у подростков чувства социальной общности с людьми, сопереживания, сочувствия, опыта понимания и оценки других людей и самого себя (социальной перцепции), накоплению опыта социально значимой деятельности.
Учет типа школы и социально-стратификационных характеристик состава обучающихся
Необходимость обоснования данного организационно-педагогического условия обусловлена результатами эмпирических исследований, которые демонстрируют отличия в уровне сформиро-ванности демократической культуры сельских и городских подростков, обусловленные, в первую очередь, влиянием социальных факторов, а также особенностями организации образовательного процессе в городской и сельской школах.
Попытаемся определить особенности организации образовательного процесса в школах города и села и обозначить организационно -
педагогические возможности учета данных особенностей в процессе воспитания демократической культуры подростков.
По мнению Л. В. Байбородовой, «...сельская школа - это уникальное социально-педагогическое явление. В отличие от городских, сельские школы - очень разные. Одни - весьма благополучно развиваются, обеспечивают качественное образование, имеют свое яркое, колоритное "лицо", другие - испытывают существенные организационно-педагогические, материальные и кадровые трудности. Особенности сельской школы определяются
— удаленностью от районных и городских центров;
— экономикой и перспективами села, состоянием местного производства;
— численностью обучающихся;
— особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума» [7, с. 13].
Результаты наших исследований показали, что уровень сформированности основных показателей демократической культуры сельских подростков и педагогов значимо выше, чем в городе. Объяснить это можно не только особенностями социального статуса сельских жителей (§ 2.1), но и спецификой функционирования современных сельских школ, где социализация обучающихся определяется как приоритетная цель, а школа на селе становится
— организатором социально-педагогической и социально-культурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;
— инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей, своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей;
— базовым институтом допрофессионального сельскохозяйственного преобразования, рассматривающим эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;
— институтом поддержки детских и молодежных объединений села, когда учитывается важная роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.
Однако, несмотря на благоприятные, в целом, условия для воспитания демократической культу-
15
ры подростков в сельской школе, на селе имеются проблемы, затрудняющие данный процесс, тогда как городские школы обладают определенными преимуществами в организации социального взаимодействия обучающихся.
Таким образом, учет обозначенных особенностей позволит сделать процесс воспитания демократической культуры более эффективным. Для успешной реализации данного условия в городской школе необходимым представляется соблюдать следующие рекомендации:
— обеспечение индивидуализации образовательной деятельности подростков за счет разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, планов, программ;
— включение детей в социально значимую деятельность на основе изучения потребностей окружающего социума (волонтерские акции, шефство и т. п.);
— оказание помощи подростку в осуществлении выбора (профиля, направления деятельности, ОДОД и пр.);
— развитие возможностей интеграции в образовательном процессе за счет содержательного и организационного объединения ресурсов урочной и внеурочной деятельности, привлечение социальных партнеров, взаимодействие с образовательными организациями различных уровней;
— профилактика проблем социального неравенства детей;
— обеспечение включенности родителей в ОП.
Анализ опыта работы образовательных организаций города подтверждает возможность реализации данных требований в образовательном процессе.
При организации образовательного процесса в сельской школе эффективность реализации условия могут обеспечить следующие направления деятельности:
— формирование организационно-правовых основ сельских школ в контексте их сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, организациями социальной сферы, бизнес-сообществом, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
— повышение уровня субъектности семей и включенности их в ОП;
— развитие образовательных организаций как открытых социально-педагогических систем; использование ресурсов сельского социума для решения задач социального становления и само-
определения подростков;
— совершенствование механизмов интеграции учебной и внеучебной деятельности детей;
— повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и включенности их в образовательный процесс;
— совершенствование способов разновозрастного взаимодействия детей;
— развитие форм и механизмов поддержки сельских учителей для стимулирования их творческого и профессионального потенциала и закрепления учителя в сельских образовательных организациях.
Опыт работы сельских школ подтверждает возможность и необходимость реализации обозначенных направлений деятельности.
Таким образом, при организации процесса воспитания демократической культуры подростков, помимо общих принципов и условий реализации данного процесса, необходимо учитывать особенности типа образовательной организации и основные социальные характеристики семей обучающихся.
Демократический характер управления образовательной организацией
Все современные науки о человеке признают тезис, что отношения в группе людей, психологический климат и результативность работы коллектива в целом во многом определяются стилем и характером работы руководителя. Соответственно, на уровень демократической культуры школьников непосредственное влияние оказывает характер управления школой, в которой он обучается, атмосфера школьной жизни и «вертикальные связи», вектор которых определяется директором и администрацией. Мы выделяем следующие возможности реализации данного условия:
1. Повышение уровня управленческой культуры руководителя образовательной организации в процессе реализации следующих направлений деятельности:
— пополнение системы знаний и представлений руководителя образовательной организации по вопросам, связанным с сущностью демократии и демократической культуры личности (через изучение научной и методической литературы, обучающие семинары, участие в научно-практических конференциях и т. п.);
— наличие сформированных представлений обеспечивает стремление руководителя к соблюдению прав и обязанностей всех членов коллектива (взрослых и детей), что проявляется в демократических положениях, закрепленных во внут-
ришкольных документах и поддерживаемых руководителем;
— стремление к реализации партисипативного стиля управления, - разновидности демократического стиля руководства, основанного на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением;
— регулярная рефлексия и оценивание эффективности собственной деятельности с точки зрения реализации принципов демократической культуры, постоянное самосовершенствование руководителя.
2. Развитие в школе самоуправления различных уровней.
Наряду с такими органами самоуправления, как совет школы, совет старшеклассников, совет дружины, педагогический совет, родительский комитет, последние годы в образовательных организациях активно создаются общественные управляющие советы, членами которых могут стать на добровольной основе отдельные члены педагогического коллектива, активные обучающиеся, родители и представители общественности. Управляющий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный, в первую очередь, решать задачи стратегического развития школы. С другой стороны, управляющий совет - это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы.
3. Реализации обозначенных направлений во многом будет способствовать ориентация администрации школы на партисипативный стиль управления, который, являясь современной разновидностью демократического стиля, выражается в создании такой ситуации, когда не только учителя, но родители и школьники будут принимать максимально активное и посильное участие в решении образовательных и бытовых проблем учебного заведения. Модернизация образования актуализировала партисипативный стиль управления, поскольку потребовала от участников образовательного процесса коллегиального принятия решений относительно таких инноваций, как введение новой системы оплаты труда; деятельность общественно-государственных форм управления; подготовка, организация и проведение единого государственного экзамена и др.
Н. В. Тамарская, исследуя готовность различных участников образовательного процесса к реализации партисипативного стиля, отмечает, что «в содержательном и процессуальном аспектах участники образовательного процесса видят целый ряд проблем, препятствующих их реализации.
Анализируя готовность директора к реализации партисипативного стиля, следует обратить внимание на тот факт, что привлечение к процессу принятия решений и вовлеченность в него - это максимум демократизации, на которую может сегодня пойти директор, учитывая высокую личную ответственность, связанную с модернизацией образования. В качестве проблем, тормозящих процесс реализации партисипативного стиля, руководители также отмечают недостаток собственных знаний в этом аспекте, недостаток знаний других участников образовательного процесса и недостаточный уровень мотивации и ответственности.
Исследуя готовность учителя к соуправлению, следует отметить, что в качестве основных проблем, препятствующих их включенности в этот процесс, педагоги указывают недостаточные знания в области управления, нежелание брать на себя дополнительную ответственность, недостаточно четко выделенные объекты соуправления, слабые навыки командной работы.
Обучающиеся в качестве проблем, препятствующих успешному соуправлению, называют стремление педагогов и администрации к чрезмерной опеке, нежелание доверить им самостоятельное решение сложных проблем, отсутствие ответственности у значительной части школьников, недостаточно четко выделенные объекты со-управления, слабые навыки командной работы, практически полное отсутствие управленческих знаний.
Родители, как правило, в качестве проблем называют отсутствие времени для участия в делах школы, нечеткость задач, непонимание своей роли и степени влияния на принимаемые в образовательной организации решения, отсутствие управленческих знаний» [5, с. 332].
Решению обозначенных проблем во многом будет способствовать реализация выявленных нами принципов и педагогических средств воспитания ДК, при этом важнейшим фактором, обеспечивающим и поддерживающим демократический характер управления образовательной организацией, является подготовка педагогов к осуществлению исследуемого нами процесса.
Подготовка педагогов к воспитанию демократической культуры подростков
Одна из выявленных нами закономерностей исследуемого процесса обосновывает зависимость уровня демократической культуры подростков от уровня демократической культуры педагога. Воспитать демократическую культуру в ребенке может человек, сам реально обладающий данным качеством. Поэтому необходимым представляется осуществлять подготовку педагогов к воспитанию данного качества в детях в процессе всего периода обучения в вузе, а также уделять внимание данному вопросу в процессе повышения квалификации и переподготовки учителей. Результатом данного процесса должна стать подготовленность учителя к реализации задач воспитания демократической культуры, взаимосвязанными компонентами которой являются развитие качеств и свойств личности, позволяющих демонстрировать положительные примеры поведения для воспитанников и обучающихся; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в данном направлении в условиях образовательной организации; накопление и переосмысление существующего практического опыта деятельности.
Особенность деятельности образовательной организации высшего педагогического образования заключается в том, что сформировать у студентов готовность к организации процесса воспитания демократической культуры невозможно без развития и воспитания соответствующих чувств и качеств у них самих. Это обуславливает наличие двух основных направлений деятельности по реализации данного условия:
— воспитание демократической культуры будущего педагога;
— подготовка педагогов к воспитанию демократической культуры детей.
Специфика воспитания данного качества у студентов определяется несколькими факторами:
— особенностями содержания изучаемых в вузе дисциплин;
— особенностями юношеского возраста;
— спецификой организации деятельности студентов, отличающейся высоким уровнем самостоятельности, а также наличием научно-исследовательского компонента;
— уровнем сформированности демократической культуры студентов.
В связи с этим при организации образовательного процесса в условиях педагогического вуза мы должны ориентироваться на демократические
принципы и ценности, создавая условия для самовыражения каждого студента, демонстрируя уважение различных точек зрения и гарантируя равенство позиций всех участников деятельности. При этом важно осуществлять подготовку будущих педагогов для реализации транслируемых в вузе ценностей и способов деятельности в своей дальнейшей работе. Воспитывая демократическую культуру, педагогические работники вуза должны осознавать, что навязывание данного качества невозможно. Демократическую культуру, как и любое другое качество личности, возможно сформировать либо собственным примером, либо в процессе правильно организованного взаимодействия «преподаватель - студент» и использования соответствующих форм, методов и технологий обучения и воспитания.
Важно, что в основе всех этих направлений лежит идея переосмысления педагогом своих ценностей, своего отношения к людям, к себе, переоценка накопленного поведенческого опыта, приоритетной при этом становится задача развития личностных ресурсов учителя, обучение, направленное на познание и изменение учителем самого себя с целью обеспечения демократического характера взаимодействия с обучающимися.
Таким образом, комплексная реализация выявленных и апробированных нами организационно -педагогических условий будет способствовать воспитанию у подростков такого интегративного качества личности, как демократическая культура.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль : Канцлер, 2013. - 179 с.
2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // European Journal of Contemporary Education. - 2014. -Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.
3. Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса как педагогическая проблема [Текст] / В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. -С. 49-54.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Педагогика, 1972. - 352 с.
5. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2014 г. / под ред. Л. В. Байбородовой,
В. В. Белкиной, М. П. Кривунь. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 460 с.
6. Карпов, А. В., Скитяева, И. М. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. - М. : Институт психологии РАН, 2002. - 446 с.
7. Основные направления развития сельских образовательных организаций [Текст] : материалы научно-практической конференции/ под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2016. - 302 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V., Belkina, V V. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, V V Belkina. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - 179 s.
2. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process [Tekst] / L. V Bajborodova, V. V Belkina // European Journal of Contemporary Education. - 2014. -Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.
3. Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak pedagog-icheskaja problema [Tekst] / V V. Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 1. - S. 49-54.
4. Bozhovich, L. I. Izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov [Tekst] / L. I. Bozhovich. - M. : Peda-gogika, 1972. - 352 s.
5. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] : materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25-26 sent-jabrja 2014 g. / pod red. L. V. Bajborodovoj, V. V Belkinoj, M. P. Krivun'. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 460 s.
6. Karpov, A. V., Skitjaeva, I. M. Psihologija refleksii [Tekst] / A. V. Karpov, I. M. Skitjaeva. - M. : Institut psi-hologii RAN, 2002. - 446 s.
7. Osnovnye napravlenija razvitija sel'skih obra-zovatel'nyh organizacij [Tekst] : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. L. V Bajborodovoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2016. - 302 s.