Научная статья на тему 'Воспитание демократической культуры школьников в учебном процессе'

Воспитание демократической культуры школьников в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / DEMOCRATIC CULTURE / ВОСПИТАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FORMATION OF THE DEMOCRATIC CULTURE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Вера Валентиновна

Статья посвящена актуальной в современных образовательных условиях проблеме воспитания демократической культуры обучающихся. Включает определения категорий «демократия», «демократическая культура», «воспитание демократической культуры». На основе теоретических положений автор анализирует три основных направления воспитания демократической культуры в учебном процессе: использование возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры; организация деятельности педагогов и детей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности и развитие системы отношений педагогов и обучающихся. Каждое из представленных направлений обосновано с точки зрения теории и подкрепляется примерами из практики изучения различных предметов школьной программы. Предпринимается попытка анализа содержания учебных дисциплин для развития основных компонентов демократической культуры -познавательно-мировоззренческого, эмоционально-волевого, действенно-практического и коммуникативного. Автор статьи характеризует возможности использования технологии групповой работы и приемов проблемного обучения для воспитания демократической культуры школьников. Также статья содержит характеристику основных условий воспитания демократической культуры школьников на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of School Students’ Democratic Culture in the Educational Process

The article is devoted to the modern educational environment problem of formation of school students’ democratic culture. It includes definitions of categories «democracy», «democratic culture», «formation of democratic culture.» On the basis of theoretical positions the authors analyze three main areas of formation of democratic culture in the educational process: the development of relations of teachers and students; organization of work of teachers and children in accordance with the principles of the democratic culture by means of appropriate forms, methods, technologies of activity; utilization of the content of training courses on formation of the democratic culture. The author gives a detailed description of the technology collaboration and problem-based learning techniques. Each of the presented directions is justified from the point of view of the theory and is supported by examples from the study of school subjects such as history and social studies. An attempt to analyze the contents of these disciplines in order to develop the main components of the democratic culture such as cognitive-ideological, emotional and volitional, effective, practical and communicative ones. This article also contains a description of the basic conditions to form the democratic culture of school students in the classroom.

Текст научной работы на тему «Воспитание демократической культуры школьников в учебном процессе»

УДК 37

В. В. Белкина

Воспитание демократической культуры школьников в учебном процессе

Статья посвящена актуальной в современных образовательных условиях проблеме воспитания демократической культуры обучающихся. Включает определения категорий «демократия», «демократическая культура», «воспитание демократической культуры». На основе теоретических положений автор анализирует три основных направления воспитания демократической культуры в учебном процессе: использование возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры; организация деятельности педагогов и детей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности и развитие системы отношений педагогов и обучающихся. Каждое из представленных направлений обосновано с точки зрения теории и подкрепляется примерами из практики изучения различных предметов школьной программы. Предпринимается попытка анализа содержания учебных дисциплин для развития основных компонентов демократической культуры -познавательно-мировоззренческого, эмоционально-волевого, действенно-практического и коммуникативного. Автор статьи характеризует возможности использования технологии групповой работы и приемов проблемного обучения для воспитания демократической культуры школьников. Также статья содержит характеристику основных условий воспитания демократической культуры школьников на учебных занятиях.

Ключевые слова: демократия, демократическая культура, воспитание демократической культуры, учебный процесс, взаимодействие.

V. V. Belkina

Formation of School Students' Democratic Culture in the Educational Process

The article is devoted to the modem educational environment problem of formation of school students' democratic culture. It includes definitions of categories «democracy», «democratic culture», «formation of democratic culture.» On the basis of theoretical positions the authors analyze three main areas of formation of democratic culture in the educational process: the development of relations of teachers and students; organization of work of teachers and children in accordance with the principles of the democratic culture by means of appropriate forms, methods, technologies of activity; utilization of the content of training courses on formation of the democratic culture. The author gives a detailed description of the technology collaboration and problem-based learning techniques. Each of the presented directions is justified from the point of view of the theory and is supported by examples from the study of school subjects such as history and social studies. An attempt to analyze the contents of these disciplines in order to develop the main components of the democratic culture such as cognitive-ideological, emotional and volitional, effective, practical and communicative ones. This article also contains a description of the basic conditions to form the democratic culture of school students in the classroom.

Keywords: democracy, democratic culture, formation of the democratic culture, a training process, interaction.

В связи с демократическими процессами, происходящими в современном российском обществе, все более актуальными для системы образования становятся категории «демократия» и «демократическая культура». Современные нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс, основаны на принципах демократического взаимодействия. Так, статья 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» включает следующие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «...обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; .гуманистический характер образования, прио-

ритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности. выбор получения образования согласно склонностям и потребностям человека. демократический характер управления образованием» [5].

Демократическая культура личности - это совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей.

Демократия в образовании - это, прежде всего, предоставление детям права и возможности самостоятельно, активно «творить» собственное образование в коллективной среде, научение ориенти-

© Белкина В. В., 2015

роваться в огромном потоке информации и самостоятельно находить истину. Демократическая культура - это комплекс ценностей, идей, норм, чувств, образцов поведения, отношения друг к другу, к прошлому, современности, присвоенных человеком и ставших частью его личности. Таким образом, воспитание демократической культуры -это стимулирование активной, самостоятельной деятельности по освоению, созданию, потреблению и применению на практике норм и ценностей демократического, гуманного общества.

Воспитание демократической культуры личности как «...способности понимать и принимать собственные особенности и осуществлять эффективное социальное взаимодействие» [1, с. 6] в условиях образовательной организации осуществляется в различных сферах: в учебном процессе, во внеучебной деятельности и во внешкольной работе. Мы попытаемся определить особенности воспитания демократической культуры школьников в учебном процессе, обращая внимание на три основных аспекта его организации:

- использование возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры;

- организация деятельности педагогов и детей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности;

- развитие системы отношений педагогов и обучающихся.

Большие возможности для воспитания демократической культуры обучающихся имеет содержательный аспект изучаемых дисциплин. Среди совокупности тем и разделов учебных программ можно выделить те, которые напрямую связаны с развитием системы знаний о себе, социальных компетенций, умения отстаивать свои права и высказывать собственные суждения. Например, большая часть тем предмета «История» обеспечивает формирование представлений о развитии человечества и обладает значительным потенциалом для развития эмоционально-волевого компонента личности. Обсуждение вопросов, связанных с неоднозначностью отдельных исторических личностей (Петра I, Г. Распутина, Ленина, Сталина и др.), развивает представления о многообразии и многогранности человеческих характеров и детерминированности их поступков конкретной исторической ситуацией. Учебная дисциплина «Обществознание» также содержит

множество тем, содержание которых позволяет лучше узнать себя, свои права и обязанности, расширяет систему представлений детей об окружающем мире, понимание места человека в мировой истории.

Однако среди всего многообразия тем учебных предметов, изучаемых в школе, есть те, которые напрямую не связаны с содержанием понятия «демократическая культура личности», однако педагог может эффективно использовать их потенциал для воспитания демократической культуры. Например, учитель музыки и ИЗО Ермаковской СОШ М. Л. Быстрова знакомство с творчеством Моцарта в 9 классе осуществляет в контексте изучения темы «Жизнь и смерть в музыке Моцарта («Волшебная флейта», «Маленькая ночная серенада», «Реквием»). После знакомства с музыкальными произведениями педагог проводит диспут с детьми на тему «Перед лицом Вечности», где обсуждается такой важный и сложный вопрос, как смысл человеческой жизни.

Важнейшим средством использования содержательного потенциала учебных предметов для воспитания демократической культуры является его проблематизация. Использование проблемных вопросов в процессе изучения любой дисциплины активизирует детей, позволяя более глубоко и осознанно погружаться в содержание темы.

Например, учитель истории и обществознания Ермаковской СОШ Любимского МР В. В. Миронова активно использует проблемные вопросы на своих уроках и считает, что при изучении таких предметов школьной программы, как история и, особенно, обществознание, множество тем и вопросов не получают однозначного ответа: «В чем смысл человеческой жизни?», «Что есть свобода и ответственность?», «Революции в России - начало упадка или подъема?» и др. Поэтому так важно, чтобы отношения педагога и обучающихся строились на взаимопонимании. Взаимопонимание в данном случае характеризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и педагогам, и детям полезно помнить следующие правила: уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и

уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств. Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и высоко оценивая общие достижения [4, с. 17]. Сформировать такие отношения сложно. Если старшеклассники более спокойно и уважительно относятся к иному мнению и чаще находятся в общем (групповом) сомнении, воспринимая проблему как решение общей для них цели, то среди обучающихся среднего звена главенствует соревновательный момент: кто быстрее и громче выкрикнет. Например, в шестом классе на уроке общество-знания по теме «Что есть человек? Тайна или прочитанная книга?» во время выступления представителей микрогрупп каждый стремился настойчиво, перебивая других и активно споря, высказать собственное мнение. И только после объяснения учителя, что одноклассники - это не соперники, что проблему мы сможет решить только в дружеской, уважительной атмосфере, радуясь общему достижению, ход урока удалось перевести в русло конструктивного обсуждения вопроса.

Мы считаем, что потенциалом для воспитания демократической культуры обладает содержание всех предметов школьной программы - гуманитарных, точных, естественно-научных. Поэтому педагогам важно соответствующим образом осмыслить возможности своего предмета и расставить содержательные акценты в процессе изучения отдельных тем и разделов программы.

Однако содержание будет иметь необходимое воспитательное воздействие на школьников только при условии правильной его подачи через использование соответствующих форм, методов и технологий организации деятельности.

Современная педагогическая наука обладает большим арсеналом образовательных технологий, ориентированных на субъект-субъектное взаимодействие участников учебного процесса, таких как технология проектной деятельности, «Порт-фолио», «Педагогические мастерские», «Образ и мысль», дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Все эти технологии основаны на диалоге между педагогом и детьми, их основу составляет коллективная познавательная деятельность, которая реализуется в парной работе и в работе по микрогруппам. Демократическая культура личности связана с биполярным развитием самосознания и умения взаимодействовать с другими людьми, пытаясь отстаивать собственное

мнение и не подавляя партнера. Коллективная познавательная деятельность обеспечивает такое двуединство.

«В микрогруппе ученики работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе объединения мнений и знаний, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом они приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и метапредметные компетентности, развитие которых важно для становления личности, для успешности в будущей жизни» [6, с. 187].

Разумеется, для достижения перечисленных результатов необходимо, чтобы работа по микрогруппам использовалась учителями регулярно и включала не просто выполнение заданий педагога, а весь цикл деятельности - от ее планирования до контроля, оценки и коррекции.

Для того чтобы групповая работа в полной мере способствовала воспитанию демократической культуры школьников, необходимо правильно организовать пространство взаимодействия, чтобы они могли свободно общаться внутри своей микрогруппы, не мешая при этом другим. Педагог должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, его роль - лишь помогать им в этом процессе. Таким образом, происходит развитие самосознания, активности, ответственности за результаты работы: формируются качества, необходимые для становления демократической культуры обучающихся. Педагогу важно контролировать, чтобы выводы детей были максимально самостоятельными, не подстраивались под мнение педагога. Необходимо также стремиться к достижению детьми согласия по вопросам организации собственной деятельности и по основным выводам. Таким образом формируется способность приходить к единому мнению, а это важнейшее проявление демократической культуры.

Важнейший аспект групповой работы - оценивание ее результатов. Мы считаем, что развитию сотруднического взаимодействия будет способствовать коллективная выработка критериев оценки с участием педагога, детей и, по возможности, родителей. При этом важно обратить внимание на включение в систему критериев оценивания и проявлений демократической культуры. Например, в качестве критериев оценивания работы группы с точки зрения реализации принципов демократической культуры можно предложить следующие ее проявления: «опора в процессе работы

на жизненный опыт детей», «возможность практического применения полученных детьми результатов», «проявление межличностной толерантности в процессе обсуждения», «самостоятельность детей» и др.

Хорошие возможности для использования групповой работы на уроках имеет обсуждение проблемных вопросов, например, «Столыпинские галстуки» - это спасительная необходимость или узурпация власти?», «В чем заключается трагедия Николая II?», «Гений П. И. Чайковского и самоубийство - абсурд несовместимого?» и др.

Таким образом, организация работы в микрогруппах позволяет:

- обеспечить максимальную самостоятельность обучающихся в процессе овладения знаниями;

- свободно выражать и отстаивать собственное мнение;

- участвовать в процессе само- и взаимооценки учебных достижений;

- обогатить социальный опыт в процессе реализации новых функций;

- повысить эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности.

Все эти положения находятся в непосредственной взаимосвязи с содержанием основных компонентов демократической культуры, и их последовательная реализация должна способствовать развитию качеств и характеристик личности, связанных с успешной социальной самоидентификацией обучающихся.

В таблице 1 мы попытались обобщить основные средства и способы развития компонентов демократической культуры в ходе организации групповой работы.

Отметим, что эффективность реализации любой технологии и использования любого содержания, в первую очередь, определяется характером отношений педагогов и школьников.

Таблица 1

Способы развития компонентов демократической культуры при организации групповой работы_

Компоненты демократической культуры Групповая работа

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

познавательно-мировоззренческий - признание ценности интересов, особенностей, прав и свобод всех людей; - адекватные представления о людях и о себе; - принятие действующих законов, правил; - понимание важности взаимоуважения - дает задания, содержание которых способствует расширению представлений детей о мире и о себе; - при распределении ролей в микрогруппе учитывает индивидуальные особенности детей и их предпочтения - при выполнении задания опираются на жизненный опыт всех участников микрогруппы; - в процессе обсуждения проявляют толерантность к мнению другого, осознавая наличие индивидуальных особенностей и интересов

эмоционально-волевой - стремление к овладению системой различных социальных ролей; - стремление к всеобщему благу, согласию, взаимопомощи; - стремление к самоорганизации; - сочувствие - стимулирует самостоятельность и активность детей; - не навязывает собственное мнение; - проявляет уважение к мнению каждого; - поощряет целеустремленность, гибкость, стремление к компромиссам, согласие - демонстрируют доверие друг другу; - избегают соревновательности внутри микрогруппы; - проявляют эмпатию; - демонстрируют стремление понять и принять мнение другого

действенно-практический - умение реализовать, отстаивать свои права; - владение методом принятия взаимоприемлемых решений; - способность к самоуправлению; - умение выполнять обязанности, принимать решения и соблюдать законы; - умение отстаивать интересы других людей; - умение проявлять толерантность - стимулирует взаимозависимость членов микрогруппы; - обеспечивает самостоятельность детей при распределении обязанностей; - привлекает детей к оценке и самооценке; - поощряет самостоятельность и активность участников микрогрупп - стремятся к принятию взаимоприемлемых решений; - самостоятельно распределяют обязанности в микрогруппе; - осознанно и ответственно выполняют свои обязанности; - активно отстаивают точку зрения группы при подведении итогов групповой работы; - участвуют в выработке критериев оценивания

коммуникативный

- умение договариваться;

- умение эффективно осуществлять целенаправленное и ситуативное взаимодействие;

- умение обоснованно выбирать оптимальные способы и формы взаимодействия в различных социальных ситуациях

- обеспечивает самостоятельный выбор детьми форм и методов работы;

- контролирует проявление коммуникативной культуры обучающихся и правил их взаимодействия;

- требует проявление уважения к другому мнению;

- обеспечивает изменение состава микрогрупп на разных занятиях

- договариваются относительно оптимальных для всех форм и методов работы;

- осуществляют деятельность в рамках совместно сформулированных правил;

- стремятся к освоению различных ролей (ведущий, секретарь, критик и

др);

- участвуют в индивидуальной и групповой рефлексии_

Развитие системы отношений педагогов и обучающихся обеспечивается, в первую очередь, за счет субъект-субъектного характера их взаимодействия, в основе которого лежит взаимопонимание. Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, педагогами и школьниками формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и понимание, осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща.

Таким образом, для развития сотруднического характера взаимодействия в процессе учебной деятельности необходимо, чтобы социально-ролевое воздействие учителя на ученика и ученика на учителя заменялось их личностным взаимодействием. «Развитие такого взаимодействия видится в движении от объяснения - к пониманию, от монолога - к диалогу, от значения - к смыслу, от предмета - к человеку. В ходе понимания друг друга и предметного содержания, которое вместе свело учителя и ученика, вероятнее всего, произойдет саморазвитие каждого из участников педагогического процесса. Переосмысливая свою деятельность с точки зрения деятельности ученика и взаимодействия с ним, учитель создает условия для самореализации, для возникновения отношений сотрудничества в достижении общих целей, взаимного учения и сотворчества» [4, с. 47].

Таким образом, педагог может и должен использовать потенциал каждого учебного занятия для решения задач воспитания демократической культуры обучающихся. Для этого необходима реализация следующих педагогических установок:

- правильная организация вербального взаимодействия, предполагающая уважительное от-

ношение педагога и обучающихся к мнению каждого ребенка, совместное обсуждение проблем и поиск путей их решения, уважительные и доброжелательные отношения всех участников образовательного процесса и т. п.;

- выбор учителем методов и приемов обучения, способствующих активизации образовательного процесса: проблемные вопросы и задания, дебаты, реконструкция исторической эпохи, ассоциативное вхождение в тему занятия, «сократовские» диалоги и т. п.;

- отбор учебного материала, предполагающего, с одной стороны, обращение к существующему опыту школьника, а с другой - способствующего обогащению его социального и гражданского опыта;

- ориентация на субъектный характер организации учебного процесса через использование принципов коллективной познавательной деятельности, современных образовательных технологий и таких форм организации процесса обучения, которые способствовали бы индивидуальному развитию ребенка, предоставлению ему возможности для принятия самостоятельных решений и творчества.

Как писал С. Френе, «будущая демократизация общества готовится демократией школы, авторитарная школа не сможет сформировать граждан демократического общества».

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль, 2013.

2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки: - научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ - 2014. - № 1. - С. 18-25.

3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст] / В. К. Дьяченко. - М. : Педагогика, 1991.

4. Фроловская, М. Н. Становление профессионального образа мира педагога [Текст] / М. Н. Фроловская. - Новосибирск : Изд-во ИПИО РАО, 2010.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http ://base.garant.ru/70291362/#ixzz3bjN0IY4w.

6. Чернявская, А. П., Байбородова, Л. В., Харисова, И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во Я1 ПУ 2012.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V, Belkina, V V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / L. V Bajborodova, V V Belkina. -Jaroslavl', 2013.

2. Bajborodova, L. V, Belkina, V V Pedagogicheskie sredstva vospitanija demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / L. V Bajborodova, V V Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki: - nauchnyj zhurnal. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU. - 2014. - № 1. - S. 18-25.

3. Djachenko, V K. Sotrudnichestvo v obuchenii [Tekst] / V K. Djachenko. - M. : Pedagogika, 1991.

4. Frolovskaja, M. N. Stanovlenie professional'nogo obraza mira pedagoga [Tekst] / M. N. Frolovskaja. - Novosibirsk : Izd-vo IPIO RAO, 2010.

5. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs] // Sistema GARANT. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3bjN0IY4w.

6. Chernjavskaja, A. P., Bajborodova, L. V, Harisova, I. G Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chast' I. Obrazovatel'nye tehnologii [Tekst] : uchebnoe posobie / pod obshh. red. A. P. Chernjavskoj, L. V Bajborodovoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.