УДК 37.035
Л. В. Байбородова, В. В. Белкина
Педагогические средства воспитания демократической культуры участников
образовательного процесса
В статье дается краткое описание педагогического взаимодействия и его основных характеристик (взаимопознания, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимных действий, взаимовлияния). Особое внимание уделяется взаимодействию взрослых и детей на основе сотрудничества и диалога, рассматриваются конкретные педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса. Данные педагогические средства могут использоваться при организации учебных занятий. Они связаны с реализацией возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры, развитием системы отношений педагогов и обучающихся на основе диалога, соглашений, уважительного отношения друг к другу, организацией взаимодействия педагогов, детей и их родителей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности, а также с наличием личного положительного примера педагога, который демократично взаимодействует с учащимися, коллегами, родителями. В статье также анализируются возможности коллективной творческой деятельности как основного средства воспитания демократической культуры детей во внеурочное время. Уделяется внимание развитию самоуправления различных уровней (в школе, первичном объединении, в детском, педагогическом, родительском коллективах). Для воспитания демократической культуры участников образовательного процесса важное значение имеет их включенность в работу органов самоуправления. Это способствует развитию демократичных отношений, формированию у взрослых и детей умений принимать решения, отстаивать свои права и выполнять обязанности, слушать друг друга, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, коллективно вырабатывать решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Ключевые слова: взаимодействие, демократическая культура, педагогические средства, самоуправление, коллективная творческая деятельность, групповая деятельность.
L. V. Ba^rodova, V. V. Belkina
Pedagogical Means of Up-Bringing Democratic Culture of Participants of the Educational Process
In the article a brief description of pedagogical interaction and its main characteristics (mutual knowledge, mutual understanding, relationship, mutual actions, and interference) is given. Special attention is paid to interaction of adults and children on the basis of cooperation and dialogue, certain pedagogical educational means of up-bringing democratic culture of participants of the educational process are considered. These pedagogical means can be used during organization of lessons. They are connected with realization of opportunities of the contents of disciplines to bring up democratic culture, development of the system of relations of teachers and pupils on the basis of dialogue, agreements, respect to each other, organization of interaction of teachers, children and their parents according to the principles of democratic culture by means of use of corresponding forms, methods, technologies of activity organization, and also with existence of the teacher's personal positive example, who democratically interacts with pupils, colleagues, parents. In the article are analyzed possibilities of the collective creative activity as a main educational means to bring up democratic culture of children during out-of-school time. Attention is given to development of self-government in various levels (at school, a primary association; in children's, pedagogical, parental collectives). It is important to bring up democratic culture of participants of the educational process, their inclusiveness into work of self-government institutions. It promotes development of democratic relations, formation of abilities to make decisions in adults and children, to defend the rights and to carry out duties, to listen to each other, to ask for the floor, to participate in discussion of questions, to develop decisions collectively and to vote for their acceptance, obey to will of the majority.
Keywords: interaction, democratic culture, pedagogical means, self-government, a collective creative activity, a group activity.
Демократическая культура личности - явление, непосредственно связанное с системой социальных отношений в конкретном коллективе и в обществе в целом. А в основе любых социальных отношений лежит взаимодействие. Под взаимодействием участников образовательного
процесса мы понимаем взаимосвязь педагогов, учащихся и их родителей, результатом которой является развитие детей и взрослых. Для того чтобы взаимодействие способствовало формированию демократической культуры участников образовательного процесса, необходимо обеспе-
© Байбородова Л.В., Белкина В.В., 2014
чить развитие основных характеристик взаимодействия: взаимопознания, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимных действий, взаимовлияния [3].
Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате влиять друг на друга. Совместная деятельность, в свою очередь, позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния.
Наиболее эффективным для воспитания демократической культуры является
сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.
Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения
продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотрудничества участников педагогического процесса.
Взаимодействие участников образовательного процесса одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями, между педагогами и родителями, родителями и детьми. В то же время необходимо учитывать, что взаимоотношения педагогов, детей и родителей зависят от характера отношений в педагогическом коллективе. Стиль
взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.
Организованная коллективная жизнь в школе и вне ее способствует воспитанию демократической культуры участников образовательного процесса. В различных коллективах и объединениях, на уроке и во внеурочное время школьники приобретают опыт социального взаимодействия, учатся
договариваться, приходить к согласию, проявлять толерантность в отношениях с людьми.
К педагогическим средствам воспитания демократической культуры можно отнести те, которые способствуют развитию взаимодействия. В этой связи главным педагогическим средством является коллективная творческая деятельность участников образовательного процесса. Эффективность воспитания их демократической культуры повышается, если:
- сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей, функций взрослых и детей в этом процессе;
- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;
- позиция, стиль поведения педагогов способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности;
- формируются различные по составу группы, где приобретается опыт взаимодействия;
-обеспечивается динамика состава групп с целью организации разностороннего общения детей и взрослых.
Формы коллективной творческой
деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это «незаметно». Школьники сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют усвоенные ранее знания и умения, приобретая новые. Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свой потенциал на общую пользу и радость. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), коллективное планирование, коллективный анализ и др.
Показателями развития демократической культуры участников деятельности являются: умение реализовывать и отстаивать свои права, понимание значения коллективно принятых законов и правил, стремление к согласию и, наконец, стремление к самоуправлению. В этой связи необходимое средство воспитания демократической культуры - это развитие в образовательном учреждении самоуправления на различных уровнях: в школе, первичном объединении, в детском, педагогическом, родительском коллективах.
Самоуправление — это определенный результат воспитания демократической
культуры участников образовательного процесса, форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие
самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [4].
Для воспитания демократической культуры участников образовательного процесса важное значение имеет их включенность в работу органов самоуправления. Это способствует развитию демократичных отношений, формированию у взрослых и детей умений
принимать решения, отстаивать свои права и выполнять обязанности, слушать друг друга, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, коллективно вырабатывать решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Высшим органом самоуправления в коллективе является общее собрание или сбор. Главное его назначение — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора — конкретные решения, направленные на положительные преобразования в учреждении, окружающей жизни. Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить какой-то вопрос коллектива. На сбор выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, планирует дела, утверждает советы дел, заслушивает их отчеты, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, обсуждает и утверждает планы.
Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов является работа по микроколлективам, состоящим примерно из 4—8 человек. Участники сбора располагаются группами по кругу, видеть друг друга. Ведущий ставит вопросы, которые надо решить. Эти вопросы могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3—10 минут, в зависимости от характера и объема вопросов) для совещания по микрогруппам. Сомкнувшись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение группы. Если вопросов несколько, то воспитанники распределяют, по какому из них кто будет выступать.
Следующая часть — выступления представителей микроколлективов. Здесь бывают споры, дискуссия. Часто нужно обосновывать свои предложения, отвергая другие, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формулирует решение, которое нашли участники сбора и с которыми согласны все или, по крайней мере, большинство. Если во время обсуждения возникает новый острый вопрос, выясняются взаимоисключающие точки зрения или предложения, дается возможность снова
подумать, посоветоваться в группах в течение 3—5 минут.
Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, позволяет каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению.
Для организации повседневной работы коллектива, конкретных дел, решения проблемы могут создаваться органы самоуправления, в которые «на равных» войдут педагоги, учащиеся, родители. Важно стимулировать формирование советов дел, творческих групп, состоящих из взрослых и детей, старших и младших. Сначала надо увлечь членов коллектива каким-либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации. Появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления; возникает проблема — создается орган самоуправления для ее решения.
В коллективе создаются советы дел для организации конкретного вида работы. Организация работы советов дел позволяет взрослым и детям участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и возможностей. Такой подход, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивать у них организаторские и коммуникативные умения, а с другой — способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.
Необходимо также иметь в виду, что в состав одних органов педагоги и воспитанники входят «на равных», где они действуют как единомышленники, товарищи, союзники по общей работе. По отношению к самостоятельным детским органам
самоуправления педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, не напрямую направляя деятельность этих органов, или строят отношения с воспитанниками на договорной основе.
В этой связи очень полезны следующие советы А. С. Макаренко:
— педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;
— педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже
если бы решение и казалось очевидно правильным и более быстрым;
— при обсуждении вопросов свое мнение и предложение воспитатель высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;
— если педагог считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение;
— педагог добивается того, чтобы принятое органом самоуправления решение было выполнено; если по какой-либо причине решение не выполняется, педагог вносит предложение обсудить возможность выполнения принятого решения [2].
Максимально соответствуют сущности демократической культуры различные дискуссии. Как известно, дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность взрослых и детей, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия - равноправное обсуждение педагогами, учащимися, родителями проблем различного характера: организационного, нравственного, этического. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. Результатом дискуссии может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Дискуссия максимально соответствует сущности основных компонентов
демократической культуры: в ходе дискуссии формируется система представлений ребенка о мире и о себе, за счет равенства позиции всех участников обсуждения происходит принятие прав и особенностей всех людей (познавательно-мировоззренческий компонент); в ходе обсуждения волнующих вопросов развивается эмоциональная сфера ребенка, умение управлять собой и воспринимать позицию оппонентов (эмоционально-волевой компонент); в процессе доказательства своей позиции происходит формирование умения отстаивать свои права и мнение товарищей, а необходимость соблюдать правила поведения в ходе спора развивает умение выполнять свои обязанности и соблюдать законы (действенно-практический компонент). Также в ходе дискуссии активно развиваются коммуникативные навыки: формируется умение кратко и убедительно формулировать
собственное мнение, проявлять толерантность к противоположной позиции, находить общее в различных точках зрения (коммуникативный компонент).
Общение в ходе дискуссии побуждает детей искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения. Сущностной чертой дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками. Дискуссия может использоваться на учебных занятиях и во внеурочное время.
Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между педагогами и учащимися стали традицией в школах, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Развитию отношений между педагогами и учащимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.
Целесообразно предусмотреть проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий с учащимися о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создавать
воспитывающие ситуации для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.
Значительными возможностями для воспитания демократической культуры располагает учебный процесс, где взаимодействие педагогов и детей в отличие от внеучебной деятельности носит обязательный и более регламентированный характер. Мы рассматриваем следующие аспекты развития демократической культуры в учебном процессе:
- использование возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры;
- развитие системы отношений педагогов и обучающихся на основе диалога, соглашений, уважительного отношения друг к другу;
- организация взаимодействия педагогов, детей и их родителей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности;
- личный положительный пример педагога, который демократично взаимодействует с учащимися, коллегами, родителями.
Осознанию различных аспектов демократической культуры обучающихся способствует содержание изучаемых дисциплин. Среди совокупности тем и разделов учебных программ можно выделить те, которые напрямую связаны с развитием системы знаний о себе, о взаимоотношениях людей, социальных компетенциях. Например, значительная часть тем предмета «История» обеспечивает развитие представлений о развитии человечества и обладает большим потенциалом для развития эмоционально-волевого компонента личности. Обсуждение вопросов, связанных с неоднозначностью отдельных исторических личностей (Петра I, Г. Распутина, Ленина, Сталина и др.) развивает представления о многообразии и многогранности человеческих характеров и детерминированности их поступков конкретной исторической ситуацией. Учебная дисциплина «Обществознание» также содержит много тем, содержание которых позволяет лучше узнать себя, свои права и обязанности, нормы отношений в обществе, коллективе. При изучении биологии обучающиеся имеют возможность понять суть физиологических и психических процессов собственного организма, поведенческих реакций человека.
Среди учебных предметов, изучаемых в школе, есть те, которые напрямую не связаны с содержанием понятия «демократическая культура личности». Тем не менее, педагогам важно осмыслить возможности своего предмета и расставить содержательные акценты в процессе изучения отдельных тем и разделов программы, а также организовать взаимодействие участников учебного процесса на основе диалога и сотрудничества, поддерживая уважительное отношение к любому мнению, предоставляя право выбора видов и способов осуществления деятельности и т.п. Развитию таких отношений будет способствовать использование соответствующих форм, методов и технологий организации деятельности.
Большой потенциал имеет коллективная познавательная деятельность, которая реализуется с помощью парной и групповой работы [1]. В микрогруппе ученики изучают одну и ту же тему, решают одну проблему или пытаются общими усилиями на основе объединения мнений и знаний выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом они приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но
и метапредметные компетентности, умения продуктивно взаимодействовать. Разумеется, для достижения перечисленных результатов необходимо, чтобы работа по микрогруппам использовалась учителями регулярно и включала в себя не просто выполнение заданий педагога, а весь цикл деятельности - от ее планирования до контроля, оценки и коррекции.
Для организации работы по микрогруппам педагогу важно создать соответствующие условия.
1. Организация пространства. Столы или стулья в помещении должны быть расставлены так, чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними.
2. Группы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.). Тем самым не только ускоряется работа, но и воспитывается культура оформления и представления результатов своего труда у учащихся.
3. Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Целесообразно использовать разные принципы формирования групп (по желанию учащихся, по соседству, по выбору учителя) в зависимости от опыта и условий групповой работы в коллективе. Состав групп должен периодически меняться.
4. В группе должны быть распределены роли - ведущего, секретаря, критика, хранителя времени и др. Роли может распределять как педагог, так и сами обучающиеся.
5. Важно коллективно определить правила взаимодействия в микрогруппах, контролировать и анализировать их выполнение.
Поведение учителя при организации работы по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Педагог должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, его роль -лишь помогать им в этом процессе. Любое авторитарное вмешательство может прервать работу и превратить обсуждение в монолог учителя.
В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. Если один из участников подавляет других, при обсуждении настаивает на своем мнении, не слушая других, то группа в целом проигрывает. Учителя
могут создать положительную взаимозависимость между детьми путем постановки задач для совместного решения (выучите и постарайтесь, чтобы все остальные тоже выучили), выдачи общих призов (если все члены группы достигают результата, каждый зарабатывает дополнительные очки), раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи), распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали) и др.
Группы не могут эффективно действовать, если школьники не имеют и не пользуются определенными социальными навыками и навыками общения. Педагоги обучают их этим навыкам так же целенаправленно и тщательно, как навыкам учебным. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов, - все это способствует формированию демократической культуры.
Развитию сотруднического взаимодействия будет способствовать коллективная выработка критериев оценки работы групп и отдельного ученика с участием педагога, детей и по возможности родителей. Группам необходимо специальное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, как складываются взаимоотношения среди членов группы. Педагоги организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания: а) перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе, или б) назовите что-то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех.
Групповая и парная работа могут использоваться при проведении всего учебного занятия, при его подготовке или на отдельных этапах занятия. Микрогруппы являются способом организации образовательной деятельности учащихся при использовании различных технологий: развитие критического мышления через чтение и письмо, дебаты, проектная деятельность, педагогические мастерские и др.
Приведем примеры способов работы микрогрупп на учебных занятиях.
1. Вопросы и задания: подготовка вопросов друг другу, как вариант - постановка вопросов после изложения нового материала; подготовка ответов на вопросы учителя, поставленные до изучения нового материала, как дополнение -
обобщение и выработка совместного краткого ответа; составление задач или упражнений; подбор фактов или примеров для доказательства теоретических положений; высказывание предположений о дальнейшем развитии событий; попытки разрешить теоретический конфликт; подбор дополнительного материала к уроку; взаимопроверка домашнего задания, теста или самостоятельной работы; выполнение лабораторных работ, написание отчетов по ним.
2. Взаимоопрос: два ученика читают текст, останавливаясь после абзаца, по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.
3. Зигзаг («Ажурная пила»). Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых частей. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек. Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоим разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в одну группу, вторые - в другую и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала учащиеся читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом всей аудитории.
4. Учимся вместе. Класс делится на разные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы. Группа сама определяет, что делает каждый ее член, контроли-
рует правильность выполнения задания. Из «суммы» выполненных заданий складывается усвоение нового материала всеми учащимися класса.
Таким образом, организация работы в микрогруппах позволяет:
-обеспечить максимальную самостоятельность обучающихся в процессе овладения знаниями;
-возможность свободно выражать и отстаивать собственное мнение;
-участвовать в процессе само- и взаимооценки учебных достижений;
-обогатить социальный опыт в процессе реализации новых функций;
-обеспечить диалоговый и сотруднический характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;
-повысить эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности.
В России в 80-е годы ХХ века также была разработана технология коллективных способов обучения, авторами которой явились В.К. Дьяченко и А.Г. Ривин. Они предложили коллективные способы обучения, при которых обучение осуществляется путем общения в парах постоянного и сменного состава, когда каждый учит каждого, где ребенок выступает поочередно то учителем, то учеником, при этом в посильный диалог-общение включаются все учащиеся. При взаимообучении решаются важные задачи с точки зрения формирования демократической культуры: умение слышать и слушать другого, доходчиво и терпеливо объяснять партнеру новую информацию, договариваться по спорным вопросам, менять стиль общения в зависимости от ситуации, проявлять толерантность и уважение к другому человеку независимо от его статуса в коллективе.
Осуществляя воспитание демократической культуры учащихся, важно иметь в виду, что семья является важнейшим фактором социального становления ребенка. Именно в ней в процессе взаимодействия с родителями формируется система взглядов на мир, осваиваются социальные нормы, развиваются чувства, формируются коммуникативные навыки. Поэтому, с одной стороны, необходимо повышать уровень педагогической культуры родителей, осуществлять их подготовку к взаимодействию на основе демократических принципов, а, с другой - активно включать их в процесс совместной с ребенком деятельности. В целом в русле формирования демо-
кратической культуры всех участников образовательного процесса целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, детьми, родителями и создают ситуации «равноправия» между ними. Так, например, полезно наряду с днем учителя сделать традиционным в школе день ученика, праздник родителей или праздник семьи. Ряд вопросов, которые касаются жизнедеятельности школьного коллектива или первичного объединения, целесообразно обсуждать «на равных» педагогам, учащимся и родителям. Например, при планировании работы школы, класса, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям.
Таким образом, мы обозначали некоторые наиболее эффективные и распространенные средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса, используемые в практике школ на учебных занятиях, во внеурочное время, в процессе развития самоуправления.
Библиографический список
1.Байбородова Л.В. Организация групповой работы [Текст] / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 5. - С.99-110.
2.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. -С.273 - 274.
3.Обозов Н.Н. О трехкомпонетной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. - С. 86-89.
4.Рожков М.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - С.226-260.
Bibliograficheskij spisok
1.Bajborodova L.V. Organizatsiya gruppovoj rabo-ty [Tekst] / L.V. Bajborodova, I.G. KHarisova, А.Р. CHernyavskaya // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. - 2013. - № 5. - S.99-110.
2.Makarenko А.8. Metodika organizatsii vospi-tatel'nogo pro-tsessa [Tekst] / А.8. Makarenko // Ped. soch.: v 8 t. - M.: Pedagogika, 1983. - T. 1. - S. 273 - 274.
3.Obozov N.N. O trekhkomponetnoj strukture mezh-lichnostnogo vzaimodejstviya [Tekst] / N.N. Obozov // Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya / pod red. А.А. Bodaleva. - M.: Pedagogika, 1981. - S. 86-89.
4.Rozhkov M.I. Teoriya i metodika vospitaniya [Tekst]: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. / M.I. Rozhkov, L.V. Bajborodova. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2012. - S.226-260.