Научная статья на тему 'Опыт подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми'

Опыт подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С РЕБЕНКОМ / ПРИЗНАКИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / READINESS ORGANIZERS OF CHILDREN'S MOVEMENT TO COOPERATE WITH CHILDREN / CHILDREN'S SOCIAL ORGANIZATION / PREPARATION / FACTORS OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варначева Анна Геннадьевна

Представлены результаты исследования по подготовке организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми. Определены основные признаки сотрудничества. Выделены структурные компоненты готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми и обосновано их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of preparation of organizers of children's movement for cooperation with children

The results of the research on preparation of organizers of children's movement to cooperate with children are presented. The basic signs of cooperation are defined. The structural components of readiness of organizers of children's movement to cooperate with children are sorted out and their content is proved.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

105

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

УДК 373.1.02 А.Г. Варначева

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ

Представлены результаты исследования по подготовке организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми. Определены основные признаки сотрудничества. Выделены структурные компоненты готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми и обосновано их содержание.

Ключевые слова: подготовка, готовность организаторов детского движения к сотрудничеству с ребенком, признаки сотрудничества, детская общественная организация.

Существовавшая на протяжении всего ХХ в. система подготовки организаторов детского движения развивалась, изменялась, совершенствовалась, преодолевала состояние кризисов, приобретала устойчивость. В исследовании И.В. Руденко выделены основные этапы становления и развития данной системы [8]:

• «латентный» этап - 10-е гг. XX в. - складывались предпосылки создания системы подготовки организаторов детского движения, учеными изучался опыт скаутской организации;

• «номинальный» этап - 20-е гг. - середина 30-х гг. XX в. - становление системы, появление термина «руководитель детской организации», формирование представлений о содержании его деятельности, создание общественных структур, занимающихся его подготовкой;

• этап «реорганизации» - вторая половина 30-х гг. - начало 50-х гг. XX в. - должность старшего вожатого вводится в штатное расписание школы, усиливается внимание к педагогическим аспектам деятельности вожатого. Осуществить педагогическую профессиональную подготовку кадров для массовой пионерской организации, «пионеризацию» учителей-воспитателей комсомол был не в силах, поэтому главным субъектом системы постепенно становятся государственные образовательные учреждения. С 1947 г. при педучилищах открываются отделения по подготовке учителей начальных классов - пионерских вожатых; в педвузах в процессе изучения специальных дисциплин и организации педагогической практики на базе пионерских лагерей накапливается опыт работы с пионерами будущих учителей, начинается пересмотр программ по педагогике и частным методикам в целях отражения в них вопросов пионерской работы.

• «институциональный» этап - 50-е гг. - конец 80-х гг. ХХ в. - подготовка организатора детского общественного объединения прочно входит в систему педагогического образования, а основной функцией вожатого становится педагогическая (воспитательная) деятельность. Именно в 70 - 80-е гг. проявились негативные тенденции, связанные с чрезмерной «педагогизацией» его деятельности. Готовили вожатого как руководителя-воспитателя, профессионала в своей деятельности. Главный минус, как отмечает А.Г. Кирпичник, заключался в том, что как в целевом, так и в содержательном аспекте подготовки организаторов детских объединений на самом деле не было. Слияние школы с пионерской организацией привело к тому, что на семинарах, отделениях и факультетах готовили специалистов по воспитательной работе со школьниками, а не специалистов по работе с детскими общественными организациями [10]. Монополизация пионерской организации в детском движении привела к нивелированию сущностного значения детской организации как самодеятельной, снижению роли вожатого - организатора жизнедеятельности детского коллектива, взрослого, поддерживающего детские инициативы.

В 90-е гг. XX в. после распада пионерской организации в стране начали стихийно возникать новые детские объединения. Возглавлялись они «общественниками», которые зачастую не имели педагогического образования и специальной подготовки. Также вследствие распада единой организации прервалась система подготовки лидеров внутри самих организаций. Вновь создаваемые детские общественные объединения потребовали подготовки и переподготовки кадров руководителей, но, по существу, в тот период этой проблемой никто не занимался. Кафедры теории и методики пионерской работы пединститутов страны быстро реорганизовали свою деятельность и прекратили подготовку старших пионерских вожатых.

В исследованиях последнего десятилетия XX в. отчетливо обозначилась тенденция синтезирования знаний о сущности и уникальности миссии взрослого, взаимодействующего с детским объеди-

нением. Внимание ученых было перенесено на осмысление роли и позиции взрослых в создании и развитии детского общественного объединения как аспекта проблемы их подготовки. Данной проблеме посвящены работы Н.Ф. Басова, Н.А. Жокиной, А.Г. Кирпичника, Р.А. Литвак, О.Г. Миронец, И.В. Руденко, Т.В. Трухачёвой [4-6; 8]. Анализ исследований дает возможность говорить о том, что в них поднимается проблема взаимодействия, с точки зрения его принципов, особенностей, но сам процесс взаимодействия взрослого и ребенка, их сотрудничество в процессе реализации социально значимой деятельности освещены недостаточно. На сегодняшний день мы констатируем следующие противоречия:

• между наличием потребности общества в подготовке профессиональных кадров для детского движения, способных к сотрудничеству с ребенком в процессе взаимодействия, и отсутствием при этом разработанных и апробированных эффективных средств подготовки к сотрудничеству в пространстве ДОО;

• между существующей ранее системой подготовки организаторов ДОО, преимущественно направленной на знаниевый компонент, и современными требованиями общества к подготовке организаторов ДОО, включающими способность и готовность организаторов выстраивать сотрудничество с подростками и социальным окружением.

Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности реализации педагогических условий подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми. Объектом исследования выступил процесс подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми, предметом - педагогические условия подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми.

Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что эффективность процесса подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми зависит от следующих педагогических условий:

• деятельностное моделирование процесса освоения организаторами способов взаимодействия с детьми;

• включение организаторов в реальное педагогическое взаимодействие на основе овладения теоретическими знаниями;

• реализация субъектной позиции участниками взаимодействия;

• разработка и научное обоснование программы подготовки организаторов детского движения, направленной на формирование готовности к сотрудничеству с детьми;

• осознание организаторами своей позиции и изменение стереотипа в отношениях с ребенком.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были решены следующие задачи:

• выявлена степень изученности проблемы подготовки взрослых к сотрудничеству с детьми в современной научно-педагогической литературе;

• выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки взрослых к сотрудничеству с детьми в пространстве детских общественных организаций;

• определены критерии и уровни готовности взрослых к сотрудничеству с детьми;

• разработана модель подготовки взрослых к сотрудничеству с детьми в пространстве ДОО и на ее основе разработана программа экспериментального обучения;

• проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности реализации экспериментальной программы и выявленных педагогических условий.

Взаимодействие взрослого и ребенка в ДОО мы рассматриваем как сотрудничество, выделяя при этом следующие признаки:

• равноправное взаимодействие взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в социально значимой деятельности;

• возникновение оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности;

• обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности;

• взаимное уважение к личности участников взаимодействия;

• собственная активность ребенка в достижении целей, самостоятельность его выбора.

Позицию взрослого в детском движении Т.В. Трухачева определяет так: «Это есть выраженное определенным образом (словом, действием или бездействием) мотивированное отношение к ребенку... которым руководствуется взрослый в объединении и за его пределами в процессе взаимодействия.» [3. С. 230, 231].

В определении подчеркивается важность отношений между организатором и ребенком, мы считаем, что именно в процессе формирования гуманистической системы отношений у взрослых появляется возможность для осознания своей позиции во взаимодействии с детьми. Организаторы, занимающие партнерскую позицию, необходимы детским объединениям, они привносят в атмосферу жизни детей воспитательные смыслы. Участвуя как партнеры в совместной деятельности, они помогают детям в приобретении и осмыслении нового социального опыта, в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, ориентации в системе ценностей [11. С. 47-50].

Мы считаем, что система подготовки должна включать не только осмысление особенностей детской общественной организации как специфического социального института, но и способность и готовность организаторов ДОО выстраивать сотрудничество с подростками и социальным окружением.

Нами было конкретизировано понятие «готовность организаторов детского движения к сотрудничеству с ребенком». Мы определили его как системное образование личности, интегрирующее в себе сформированные теоретические знания аксиологических особенностей, принципов, содержания и технологий работы в современном детском движении; направленность на личностно значимую деятельность в детском движении; сформированную партнерскую позицию; коммуникативные, организаторские и рефлексивные способности, обеспечивающие успешность и эффективность деятельности взрослого в детском движении.

На основе данного определения и анализа современных исследований по этой проблеме мы выделили структурные компоненты готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми, обосновали их содержание и представили их в виде модели.

Модель готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми состоит, с нашей точки зрения, из следующих взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационноценностного; эмоционально-волевого; когнитивного; технологического; рефлексивного.

Мотивационно-ценностный компонент готовности рассматривается нами как система побуждений, потребностей, целей, интересов, присущих данной личности, он определяет смысловую составляющую партнерской позиции во взаимодействии с ребенком в детской организации. Критерием сформированности мотивационно-ценностного компонента выступает оценка мотивационной сферы организаторов детского движения, показателями - глубокое усвоение ценности партнерства в совместной деятельности и равенства в общении, деловая направленность личности, сформированная потребность в общении и потребность в достижении, наличие положительной мотивации к использованию сотрудничества, осознание его роли в рамках деятельности в детской организации. Развитие мотивационно-ценностного компонента происходит через анализ проблемных ситуаций, организацию и самостоятельное проведение студентами семинарских занятий, в процессе подготовки к которым студенты вступают в сотрудничество с преподавателем и другими студентами.

Эмоционально-волевой компонент готовности предусматривает способность субъекта преодолевать негативные переживания, связанные с деятельностью взрослых в детских организациях. Критерием сформированности эмоционально-волевого компонента готовности организаторов к сотрудничеству с детьми является оценка эмоционально-волевой сферы взрослых, показателями - эмоциональная гибкость и устойчивость, проявление в процессе взаимодействия «Я» - состояния «взрослый». Эмоционально-волевой компонент анализируется через характер взаимодействия участников студенческой группы во время реализации образовательной программы, во время посещения музея истории детского движения Удмуртии.

Когнитивный компонент готовности предполагает наличие у организаторов системы знаний о сущностных особенностях детской общественной организации. Критерием сформированности когнитивного компонента готовности к сотрудничеству является оценка сформированности знаний и представлений об особенностях и принципах деятельности в пространстве детского движения, показателями - знание о сущности детского объединения, его функций, представление о позиции взрослого в объединении, знание о сущности позиции участника объединения, знание целей и содержания деятельности детской организации. Развитие когнитивного компонента модели происходит в процессе изучения сущности и аксиологических основ детского движения.

Технологический компонент готовности характеризуется способностью в практической деятельности реализовывать технологии сотрудничества. Критерием сформированности технологического компонента готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми мы определили владение способами и технологиями практической деятельности, показателями - способность занимать во взаимодействии позиции партнера, лидера, старшего друга, совершать поступки, способствующие развитию отношений в организации, гибкость в выборе тактик взаимодействия, высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Технологический компонент реализуется через деятельностное моделирование студентами процесса освоения педагогических технологий, таких как «Технология КТД», «Технология групповой проблемной работы», «Технология проектной деятельности», «Технология фокус-группы», «Технология коллективного целеполага-ния», «Форум “Открытый проект”».

Рефлексивный компонент готовности предполагает развитие навыков самооценки. Критерием сформированности рефлексивного компонента выступает оценка личностью своих качеств и способов деятельности, показателями - осознание организаторами своей позиции во взаимодействии с ребенком, ориентированность на личностную модель взаимодействия, уровень интеллигентности личности, сформированность рефлексивной позиции. Рефлексивный компонент проходит через весь процесс подготовки организаторов детского движения. С помощью методов индивидуальной и групповой рефлексии участники группы в ходе занятий анализируют как теоретический материал, так и практические упражнения, направленные на отработку навыков сотрудничества.

Нами были выделены четыре уровня готовности организатора детского движения к сотрудничеству с ребенком: высокий, достаточный, средний и низкий.

Разработанная модель готовности была положена в основу образовательной программы подготовки организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми. Образовательная программа реализовывалась со студентами, обучающимися по специальности «Социальная педагогика» в 2008-2009 гг. в форме интенсивного курса.

В процессе реализации образовательной программы использовались следующие методы: ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций, дискуссии, конструирование технологий, упражнения на овладение навыком

Методики исследования

При организации исследования были использованы следующие методики:

• для выявления уровня готовности по мотивационно-ценностному компоненту - «Методика изучения потребности общения и потребности достижения» и методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)» Б. Басса [7];

• для выявления уровня готовности по эмоционально-волевому компоненту - методика «Тран-зактный анализ общения» [2];

• для выявления уровня готовности по технологическому компоненту - «Методика диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации» К.Н. Томаса, тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [7];

• для выявления уровня готовности по рефлексивному компоненту - «Диагностика ориентированности педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» [9], «Оценка уровня интеллигентности личности» В.И. Андреева [1].

Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows.

Результаты и их обсуждение

Всю выборку в зависимости от уровня готовности к сотрудничеству с ребенком мы условно разделили на четыре подгруппы (рис.).

После реализации образовательной программы увеличилась подгруппа с высоким уровнем готовности к сотрудничеству с ребенком. Она составила 6 человек (28,6 % от общей выборки). В данной подгруппе повысилась готовность к сотрудничеству по эмоционально-волевому и рефлексивному компонентам модели готовности. Установлена достоверная тенденция к увеличению в процессе

взаимодействия проявления «Я»-состояния «взрослый», то есть появилась ответственность за свои поступки, снизились стремление к поучениям и назиданиям, импульсивность. Положительная динамика в рефлексивном компоненте проявилась в том, что студенты ориентируются на личностную модель взаимодействия с ребенком и могут реализовать ее в своей практической деятельности. У них есть установка на сотрудничество с ребенком, он ценен для них как личность. В целом для данной подгруппы студентов характерны наличие глубоких теоретических знаний о сущности и аксиологических основах детского движения, высокий уровень потребности в общении и потребности в достижениях, деловая направленность личности, отражающая стремление сотрудничать с коллективом и желание добиваться наибольшей продуктивности в работе группы. Студенты умеют делать выбор среди разнообразных тактик взаимодействия и преимущественно используют во взаимодействии тактику «сотрудничество».

Рис. Уровни готовности организаторов детского движения к сотрудничеству с детьми

Достаточный уровень готовности к сотрудничеству после реализации образовательной программы проявили 7 человек (33,3 %). В данной подгруппе увеличилась готовность к сотрудничеству по мотивационно-ценностному и технологическому компонентам модели. Это свидетельствует о том, что у них повысился уровень потребности в общении и потребности в достижениях, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, стала проявляться коллективистская направленность личности, когда поступки определяются потребностью в общении, во взаимодействии студенты преимущественно используют тактику «компромисс».

В подгруппе со средним уровнем готовности к сотрудничеству 6 человек (28,6%), то есть в процентном соотношении данная подгруппа осталась без изменений, однако качественный анализ позволил нам увидеть, что часть студентов из этой подгруппы перешла в группу с высоким и средним уровнем готовности, а также в данную подгруппу перешла часть студентов из подгруппы с низким уровнем готовности. В данной группе проявились изменения по мотивационно-ценностному и рефлексивному компонентам модели. Повысился уровень потребности в общении и потребности в достижениях, появилась направленность личности на общение. Представители данной подгруппы объективно осознают, а возможно, и чувствуют недостаточность данной позиции, переживают ее непродуктивность, но не могут изменить свою модель взаимодействия с ребенком и в ситуации затруднения возвращаются к наиболее привычному для них педагогическому воздействию.

В подгруппе с низким уровнем готовности к сотрудничеству с ребенком осталось 2 человека (9,5%). В данной подгруппе проявились изменения по всем компонентам модели подготовки, то есть стали более выраженными потребности в общении и в достижениях, направленность личности «на себя», когда поступки определяются преобладанием мотивов собственного благополучия, сменилась направленностью личности на «общение». Во взаимодействии студенты преимущественно используют тактики «соперничество и избегание», но возникают и тактики «приспособление» и «компро-

мисс», в процессе взаимодействия чаще проявляется «Я»-состояние «родитель», однако возникает и «Я »-состояние «ребенок».

С помощью методов статистической обработки данных установлено, что в целом по группе наиболее чувствительными к изменениям оказались технологический и рефлексивный компоненты модели готовности к сотрудничеству. В результате расчета ^критерия Вилкоксона выявлены:

• положительная динамика показателей технологического компонента модели, характеризующаяся повышением уровня сформированности коммуникативных способностей студентов ^=0,015 при р< 0,05);

• положительная динамика показателей рефлексивного компонента модели сотрудничества. Установлено, что после реализации программы у участников группы есть достоверный сдвиг в сторону ориентации на личностную модель взаимодействия с ребенком ^=0,001 при р< 0,05), повышение уровня сформированности гражданских качеств ^=0,010 при р<0,05) и общей культуры личности ^=0,001 при р<0,05).

Выводы

Результаты проведенного нами исследования говорят о том, что деятельностное моделирование процесса освоения организаторами способов взаимодействия с детьми повышает уровень их готовности к сотрудничеству с детьми. Освоение образовательной программы не только помогает организатору осознать ценность сотрудничества, но и развивает умение реализовывать сотрудничество в практической деятельности на занятиях, способствует осознанию организатором своей позиции во взаимодействии с ребенком, дает возможность увидеть в ребенке равного партнера в социально значимой деятельности, повышает общую культуру личности. Субъектная позиция участников взаимодействия позволяет им планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность на занятиях. Повышение уровня сформированности коммуникативных способностей после реализации экспериментальной программы свидетельствует о том, что студенты проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Мы считаем, что только создание научно обоснованной системы подготовки организаторов детского движения будет являться условием успешного развития детского общественного объединения как социального института, обеспечивающего эффективную социализацию подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. 2000: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.

3. Детское движение: словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2005. 544 с.

4. Жокина Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 1996. 168 с.

5. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.45 с.

6. Миронец О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организаторов детского и юношеского движения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 1996. 15 с.

7. Никитина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208 с.

8. Руденко И.В. Становление и развитие системы подготовки педагога-организатора детского общественного объединения (10-е годы XX - начало XXI века): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 45 с.

9. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 216 с.

10. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности/ сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2004. 464 с.

11. Теория, история, методика детского движения: информ. бюл. № 4 / под ред. Т.В. Трухачевой. М., 1998. С. 47-50.

Поступила в редакцию 13.09.10

A.G. Varnacheva

Experience of preparation of organizers of children’s movement for cooperation with children

The results of the research on preparation of organizers of children's movement to cooperate with children are presented. The basic signs of cooperation are defined. The structural components of readiness of organizers of children's movement to cooperate with children are sorted out and their content is proved.

Keywords: preparation, readiness organizers of children's movement to cooperate with children, factors of cooperation, children’s social organization.

Варначева Анна Геннадьевна, аспирантка ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: varga83@mail.ru

Varnacheva A.G., postgraduate student Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1I6 E-mail: varga83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.