СОЦИОКИНЕТИКА
УДК 329.78
Кирпичник Анатолий Григорьевич
кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Трухачева Тамара Викторовна
кандидат педагогических наук Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва
kaf_sozpsi@ksu.edu.ru
ОРГАНИЗУЕМАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
(Часть первая)
В статье обсуждаются вопросы организации общественной жизни детей в двух периодах отечественной истории: советском и постсоветском. Рассматриваются основные понятия, характеризующие организационные формы и организацию общественной активности детей. Акцентируется внимание на позитивных особенностях деятельности детских общественных объединений, а также проблемных сторонах организации детей. Делается попытка прогноза развития организованного участия детей в общественной жизни в связи с образованием Российского движения школьников.
В настоящем выпуске журнала публикуется первая часть статьи. В ней дается характеристика и выделяются значимые аспекты организации общественной жизни детей, которые были присущи Всесоюзной пионерской организации.
Ключевые слова: общественная активность, дети, детские общественные объединения, пионерская организация, общественная жизнь, общественное движение детей.
Историческое наследство организации общественной жизни детей
Основные понятия:
«Сущность детского движения заключается, прежде всего, в развитии наиболее прогрессивной общественно-политической самодеятельности подрастающих поколений» [8, с. 15].
«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина выступает как форма развития пионерского движения, являясь в то же время не-отьемлемой частью, одним из элементов системы коммунистического воспитания подрастающих поколений нашей страны» [7, с. 15].
«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина - массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ» [3, с. 151].
«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина представляет собой систему организаций с соответствующими руководящими органами и развитым пионерским самоуправлением. Она построена по территориальному признаку, объединяя республиканские, краевые, областные, окружные (автономных округов), городские и районные пионерские организации, которыми руководят соответствующие комсомольские органы и советы пионерских организаций. Основа пионерской организации - дружина пионеров, которая объединяет отряды пионеров и группы октябрят» [7, с. 49-50].
Принципы деятельности пионерской организации: общественно-политическая направленность; добровольность вступления в организацию и активное участие в ее делах; самодеятельность пионеров в сочетании с педагогическим руководством;
учет возрастных и индивидуальных особенностей; романтика, интерес, игра в пионерской жизни; непрерывность и систематичность в деятельности пионерской организации [3, с. 152].
Документы, регулирующие деятельность пионерской организации: Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Положение о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, утверждаемые Бюро Центрального Комитета ВЛКСМ.
Речь идет о наследстве, которым располагала страна к 1990-му году. Оно создавалось не сразу, а в течение более чем шести десятилетий. Пришедшие в 1917 году к власти большевики осознавали естественную потребность подростков в объединении со сверстниками и столь же естественное их стремление помогать взрослым, принимать участие в улучшении окружающей жизни. А потому поддержали создание детской коммунистической организации, практическое руководство которой поручили союзу молодежи.
В значительной мере и степени инициативы комсомола - непосредственного руководителя детской организации, действовавшего в тесном сотрудничестве, прежде всего, с управленческими структурами образования, а также профсоюзными, творческими и иными общественными организациями, - обеспечили создание системы, направленной на достижение задач воспитания у пионеров преданности делу коммунистической партии, верности революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, любви к Родине, не-
262
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В., 2016
примиримости к ее врагам, готовности к защите Отечества и др. Слагаемые этой системы, разрабатываемые совместно с научными подразделениями Академии педагогических наук, учеными высших учебных заведений, - содержание, формы и методы деятельности пионерских дружин и отрядов, воплощавшиеся в программах и акциях, приуроченных к конкретному этапу жизни общества и государства.
Содержательно-деятельностный аспект системы поддерживали и обеспечивали специальные кафедры и факультеты в вузах, отделения в педагогических училищах; дома и дворцы пионеров и школьников в районах, областях, краях и республиках; пионерские комнаты в школах; кадры вожатых и методистов; средства массовой информации: отдел пионерской литературы в издательстве «Молодая гвардия»; газета «Пионерская правда», журнал «Вожатый», литературный журнал «Пионер», киностудия детских фильмов, детские секции в творческих союзах - композиторов, писателей, поэтов, художников. Кроме того специальные лагеря актива: «Артек», «Орленок», «Океан», «Зеркальный» (Россия), «Зубренок» (Беларусь), «Молодая гвардия» (Украина). Для взрослых, причастных к пионерской организации, комсомол установил знаки признания: «Лучшему вожатому», «За активную работу с пионерами», Знак А.П. Гайдара. На них распространялись и награды комсомола: «За активную работу в комсомоле», Почетный знак ВЛКСМ. Для детей и взрослых, особо отличившихся в деятельности, существовала Книга Почета. Имя дружины, отряда, вожатого заносилось на ее страницы.
В 1982 году, к своему 60-летию, пионерская организация объединяла свыше 20 миллионов школьников в возрасте от 10 до 15 лет, представляющих все национальности Союза Советских Социалистических Республик [7, с. 15].
Вместе с тем, в процессе функционирования этой системы на практике возникало немало проблем, о которых говорилось на открытых и закрытых семинарах и конференциях, секциях педагогических чтений, комсомольских пленумах и в средствах массовой информации. Обозначим самые общие.
Всеохватность. Надо ли принимать в пионеры всех? Полный охват детей подросткового возраста членством в пионерской организации приводил к тому, что многие не могли себя проявить в активной позиции. Как отмечали известные ученые Л.И. Божович и Т.Е. Конникова: «В исследованиях собрано достаточно материала, свидетельствующего о том, что в школах и дружинах имеется немало подростков, которые за все годы пребывания в пионерской организации ни разу не имели ответственных поручений» [1, с. 80]. В одной из работ авторитетного специалиста К.Д. Радиной приво-
дятся результаты опроса 1200 пионеров, из которых следует, что в коллективных делах только 4% опрошенных выполняли роль организатора всего дела или какой-то его части и еще 12 - исполнителя конкретного поручения. 50% ребят выступали в роли зрителя, слушателя, а 30% - рядового участника [5, с. 9].
Место базирования. Дискуссии о взаимоотношениях школы и пионерской организации в разных вариантах сопровождали всю историю пионерского движения в нашей стране. Высказанная еще Н.К. Крупской мысль о том, что цели у пионерской организации и школы одни, а пути достижения этих целей разные, на практике реализовы-валась с большим трудом. В материалах, изданных к III межобластной научно-методической конференции по проблемам повышения эффективности воспитательной работы пионерской организации в 1966 году, зав. пионерским отделением Костромского пединститута С.М. Миценгендлер и директор костромской школы К.А. Морев среди «коренных недостатков» первым назвали «Слияние и отождествление пионерской организации со школой» [2, с. 5]. Поиск вариантов переноса базирования пионерских дружин и отрядов, или, по крайней мере, их деятельности за пределы школы велся энтузиастами в разное время во многих территориях страны. К началу 1960-х годов СМИ рассказали о «Зонах пионерского действия» в Костроме. До сих пор жив отряд «Каравелла» в Екатеринбурге, созданный много десятилетий назад писателем В. Крапивиным. Уникальная дружина действовала по месту жительства пионеров в Ставрополье. Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург), созданная ученым, впоследствии академиком И.П. Ивановым, размещалась на базе Дворца пионеров. Подобных примеров было немало. Однако, для связанной мощными организационными, содержательными, материальными и иными нитями со школой, массовой детской организации найти место вне образовательного пространства было практически невозможно.
Вожатые отрядов. Потребность в руководителях и организаторах пионерских дел в отряде для двадцатимиллионной детской самодеятельной организации исчислялась сотнями тысяч. Согласно, утвержденному Бюро ЦК ВЛКСМ Положению, отрядным вожатым мог быть «комсомолец-школьник, комсомолец или коммунист - производственник, студент, воин Советской Армии и Флота, представитель творческой и научной интеллигенции, имеющий призвание к работе с детьми, обладающий организаторскими навыками» [4, с. 161]. Поиск таких людей и направление в отряды в порядке общественного поручения должны были осуществлять комитеты комсомола. В массовой практике этим более всего занимались старшие пионерские вожатые школ. Нередко им помогали классные руково-
СОЦИОКИНЕТИКА
дители, заинтересованные в хорошем организаторе для пионеров, обучающихся в их классе, совпадающем по своему составу с пионерским отрядом. По факту, отрядными вожатыми почти повсеместно оказывались старшеклассники своей же школы. Что касается реального руководства и организации пионерских дел, то эту функцию, за редчайшим исключением, принимали на себя классные руководители. Заметим, что многие из них выполняли эту работу с большим энтузиазмом и творчеством. При этом, вопрос о самодеятельном характере организации детей, о реализации принципа самодеятельности, вызывал большие сомнения.
Возрастной состав пионерской организации. С 10 лет детей принимали в пионеры и до 15 лет они были в ее составе. Этот период жизни человека в психологии называют подростковым. Многие ученые (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий и др.) выделяли в его рамках младший, средний и старший возраст, выявляя различия, как в социальной ситуации развития, так и в психологических особенностях растущей личности. Отсюда необходимость осуществления возрастного подхода, дифференциации содержания, форм и методов работы пионерских отрядов разного возраста. Наиболее активно поиск решения этой задачи начался еще в первое десятилетие ее существования, затем продолжался в 1950-1980-х годах. Наиболее известные программные документы, отражающие этот поиск и в какой-то период действовавшие в практике: «Примерный перечень умений и навыков для пионеров (ступени юного пионера)» (1958 г.) и «Рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов (программа «Ориентир»)» (1967 г.). Тем не менее, ситуацию очень точно охарактеризовали Л.И. Божович и Т.Е. Конникова, писавшие в своей известной книге: «Оглядываясь на историю пионерского движения, мы постоянно видим борьбу двух тенденций. С одной стороны, естественное стремление укрепить боевой политический дух пионерской организации, с другой -стремление найти возрастной подход в ее работе. При этом решение одной из задач всякий раз вступало в противоречие с другой» [1, с. 22].
Особенно остро нерешенность проблемы возрастного подхода проявлялась у пионеров 1315 лет. Большинство из них скептически относились к членству в рядах пионерской организации, полагали себя «выросшими» из детских, по их мнению, занятий и дел. Предпринятые в последнее десятилетие всесоюзной организации, попытки придать официальный статус «старшего пионера» с помощью, в том числе, внешних атрибутов: значков, шевронов, элементов формы одежды, - не дали желаемых результатов, не стали импульсом повышения активности старших подростков.
Позиция старшего вожатого в пионерской дружине. В Положении о старшем и отрядном пио-
нерском вожатом она четко сформулирована как: «руководитель, воспитатель и организатор юных пионеров» [4, с. 159]. В иных документах утверждалось, что вожатые - кадры комсомольские. В то же время, вожатская профессия размывалась в педагогической. Об этом свидетельствуют характерные формулировки в документах и пособиях тех лет. «Основной предмет труда вожатого, - обобщает «Профессиограмма старшего пионерского вожатого» - дети и подростки 7-15 лет, а также коллективы, в которые они объединены: октябрятские звездочки и группы, пионерские звенья, отряды, дружины»; «...конкретизированные цели пионерской организации, к достижению которых стремится вожатый, формулируются как «формирование основ всесторонне развитой личности активного строителя коммунистического общества, подготовки смены и резерва ВЛКСМ»; «Результатом труда вожатого являются. состояние воспитанности пионеров дружины, характеризующееся таким уровнем коммунистической идейности, нравственности, эстетического и физического развития, общественной активности, самодеятельности и творчества, который позволяет считать их подготовленными к вступлению в ряды ВЛКСМ.» [6, с. 35, 38, 39, 41]. Во всех этих и подобных им формулировках, как видно, специфика собственного предмета труда вожатого не выделена. В лучшем случае таковым можно считать подготовку смены и резерва ВЛКСМ. Однако и эта часть предмета терялась в сугубо педагогическом, в том, чем занимались все работники образования.
Педагогическая деятельность, конечно, включает в себя организаторский аспект. Также и организаторская включает педагогический. Но в приоритетах это разные виды деятельности. Без организаторов не может быть организации (упорядоченного целого), не может быть организованной деятельности. Поэтому вначале 1990-х педагоги остались заниматься педагогической деятельностью, а организация детей, не имеющая собственных организаторов, исчезла.
Были ли плюсы у созданной и действовавшей системы? Безусловно.
В детское среде был создан уникальный в своем роде институт, получивший название самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Единая и единственная для всех детей страны, для многих поколений, выраставших в этой стране. Всесоюзная организация ассоциировалась с пионерами-героями, с делами общегосударственной важности, с орденами на пионерском знамени, с образами литературных героев, в таких же красных галстуках, с общими для мальчишек и девчонок всей страны песнями, церемониалами, праздниками... По сути - это было единое ценностно-нормативное поле, которое предполагало погружение в него каждого члена организации.
264
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Было сформировано устойчивое представление: пионерская организация это воспитательный институт, а если точнее - институт коммунистического воспитания. В процессе его функционирования, посредством используемых им средств, форм, методов, можно воспитать подростка, который предан Родине, партии, коммунизму; держит равнение на героев борьбы и труда; чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. А еще пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду; товарищ и вожак октябрят; друг пионерам и детям трудящихся всех стран мира. Что касается учебы, то он настойчив в учении, труде и спорте.
Пионерская организация органично вписывалась в политическую структуру страны. Государство решало задачу создания необходимой и достаточной инфраструктуры для этой организации, обеспечения устойчивого ее функционирования.
Библиографический список
1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. - М.: Просвещение, 1969. - 96 с.
2. Миценгендлер С.М., Морев К.А. Пионерское движение и время. - Кострома, 1966. - 60 с.
3. Положение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина // Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: документы и материалы. - М.: Молодая гвардия, 1974. - С. 151-158.
4. Положение о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина // Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: документы и материалы. -М.: Молодая гвардия, 1974. - С. 159-162.
5. Радина К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
6. Соколова Э.С., Павлов В.Л. Профессиограмма старшего пионерского вожатого. - М., 1985. - 138 с.
7. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе / под ред. В.В. Лебединского. - М.: Просвещение, 1982. - 431 с.
8. Яковлев В.Г. В помощь изучению курса «История Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина». Вып. II: Введение. Предмет, источники и методы истории пионерского движения. - Кострома, 1969. - 42 с.