Научная статья на тему 'Организуемая общественная жизнь детей: историческое наследство, состояние, перспективы (часть первая)'

Организуемая общественная жизнь детей: историческое наследство, состояние, перспективы (часть первая) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ / SOCIAL ACTIVITY / CHILDREN / CHILDREN'S SOCIAL ESTABLISHMENTS / YOUNG PIONEERS / SOCIAL LIFE / CHILDREN'S SOCIAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичник Анатолий Григорьевич, Трухачёва Тамара Викторовна

В статье обсуждаются вопросы организации общественной жизни детей в двух периодах отечественной истории: советском и постсоветском. Рассматриваются основные понятия, характеризующие организационные формы и организацию общественной активности детей. Акцентируется внимание на позитивных особенностях деятельности детских общественных объединений, а также проблемных сторонах организации детей. Делается попытка прогноза развития организованного участия детей в общественной жизни в связи с образованием Российского движения школьников. В настоящем выпуске журнала публикуется первая часть статьи. В ней дается характеристика и выделяются значимые аспекты организации общественной жизни детей, которые были присущи Всесоюзной пионерской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organised social life of children: historical heritage, current state, perspectives (1st part)

The organisation of the social life of children in the two periods of Russian history the Soviet and the post-Soviet ones are discussed in the article. The basic concepts that characterise the organisational forms and the organisation of social activity of children are considered. Attention is focused on the positive features of the activities of children’s public associations, as well as on the sides of the troubled organisation of children. We are trying to forecast the development of the organised children’s participation in social life due to the recent formation of the Russian Movement of Pupils is done. The first part of the article is being published in this issue of the magazine. Characteristics is given and significant aspects of the organisation of social life of children, which were inherent in Lenin All-Union Pioneer Organisation, stand in it.

Текст научной работы на тему «Организуемая общественная жизнь детей: историческое наследство, состояние, перспективы (часть первая)»

СОЦИОКИНЕТИКА

УДК 329.78

Кирпичник Анатолий Григорьевич

кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Трухачева Тамара Викторовна

кандидат педагогических наук Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва

[email protected]

ОРГАНИЗУЕМАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

(Часть первая)

В статье обсуждаются вопросы организации общественной жизни детей в двух периодах отечественной истории: советском и постсоветском. Рассматриваются основные понятия, характеризующие организационные формы и организацию общественной активности детей. Акцентируется внимание на позитивных особенностях деятельности детских общественных объединений, а также проблемных сторонах организации детей. Делается попытка прогноза развития организованного участия детей в общественной жизни в связи с образованием Российского движения школьников.

В настоящем выпуске журнала публикуется первая часть статьи. В ней дается характеристика и выделяются значимые аспекты организации общественной жизни детей, которые были присущи Всесоюзной пионерской организации.

Ключевые слова: общественная активность, дети, детские общественные объединения, пионерская организация, общественная жизнь, общественное движение детей.

Историческое наследство организации общественной жизни детей

Основные понятия:

«Сущность детского движения заключается, прежде всего, в развитии наиболее прогрессивной общественно-политической самодеятельности подрастающих поколений» [8, с. 15].

«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина выступает как форма развития пионерского движения, являясь в то же время не-отьемлемой частью, одним из элементов системы коммунистического воспитания подрастающих поколений нашей страны» [7, с. 15].

«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина - массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ» [3, с. 151].

«Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина представляет собой систему организаций с соответствующими руководящими органами и развитым пионерским самоуправлением. Она построена по территориальному признаку, объединяя республиканские, краевые, областные, окружные (автономных округов), городские и районные пионерские организации, которыми руководят соответствующие комсомольские органы и советы пионерских организаций. Основа пионерской организации - дружина пионеров, которая объединяет отряды пионеров и группы октябрят» [7, с. 49-50].

Принципы деятельности пионерской организации: общественно-политическая направленность; добровольность вступления в организацию и активное участие в ее делах; самодеятельность пионеров в сочетании с педагогическим руководством;

учет возрастных и индивидуальных особенностей; романтика, интерес, игра в пионерской жизни; непрерывность и систематичность в деятельности пионерской организации [3, с. 152].

Документы, регулирующие деятельность пионерской организации: Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Положение о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, утверждаемые Бюро Центрального Комитета ВЛКСМ.

Речь идет о наследстве, которым располагала страна к 1990-му году. Оно создавалось не сразу, а в течение более чем шести десятилетий. Пришедшие в 1917 году к власти большевики осознавали естественную потребность подростков в объединении со сверстниками и столь же естественное их стремление помогать взрослым, принимать участие в улучшении окружающей жизни. А потому поддержали создание детской коммунистической организации, практическое руководство которой поручили союзу молодежи.

В значительной мере и степени инициативы комсомола - непосредственного руководителя детской организации, действовавшего в тесном сотрудничестве, прежде всего, с управленческими структурами образования, а также профсоюзными, творческими и иными общественными организациями, - обеспечили создание системы, направленной на достижение задач воспитания у пионеров преданности делу коммунистической партии, верности революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, любви к Родине, не-

262

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В., 2016

примиримости к ее врагам, готовности к защите Отечества и др. Слагаемые этой системы, разрабатываемые совместно с научными подразделениями Академии педагогических наук, учеными высших учебных заведений, - содержание, формы и методы деятельности пионерских дружин и отрядов, воплощавшиеся в программах и акциях, приуроченных к конкретному этапу жизни общества и государства.

Содержательно-деятельностный аспект системы поддерживали и обеспечивали специальные кафедры и факультеты в вузах, отделения в педагогических училищах; дома и дворцы пионеров и школьников в районах, областях, краях и республиках; пионерские комнаты в школах; кадры вожатых и методистов; средства массовой информации: отдел пионерской литературы в издательстве «Молодая гвардия»; газета «Пионерская правда», журнал «Вожатый», литературный журнал «Пионер», киностудия детских фильмов, детские секции в творческих союзах - композиторов, писателей, поэтов, художников. Кроме того специальные лагеря актива: «Артек», «Орленок», «Океан», «Зеркальный» (Россия), «Зубренок» (Беларусь), «Молодая гвардия» (Украина). Для взрослых, причастных к пионерской организации, комсомол установил знаки признания: «Лучшему вожатому», «За активную работу с пионерами», Знак А.П. Гайдара. На них распространялись и награды комсомола: «За активную работу в комсомоле», Почетный знак ВЛКСМ. Для детей и взрослых, особо отличившихся в деятельности, существовала Книга Почета. Имя дружины, отряда, вожатого заносилось на ее страницы.

В 1982 году, к своему 60-летию, пионерская организация объединяла свыше 20 миллионов школьников в возрасте от 10 до 15 лет, представляющих все национальности Союза Советских Социалистических Республик [7, с. 15].

Вместе с тем, в процессе функционирования этой системы на практике возникало немало проблем, о которых говорилось на открытых и закрытых семинарах и конференциях, секциях педагогических чтений, комсомольских пленумах и в средствах массовой информации. Обозначим самые общие.

Всеохватность. Надо ли принимать в пионеры всех? Полный охват детей подросткового возраста членством в пионерской организации приводил к тому, что многие не могли себя проявить в активной позиции. Как отмечали известные ученые Л.И. Божович и Т.Е. Конникова: «В исследованиях собрано достаточно материала, свидетельствующего о том, что в школах и дружинах имеется немало подростков, которые за все годы пребывания в пионерской организации ни разу не имели ответственных поручений» [1, с. 80]. В одной из работ авторитетного специалиста К.Д. Радиной приво-

дятся результаты опроса 1200 пионеров, из которых следует, что в коллективных делах только 4% опрошенных выполняли роль организатора всего дела или какой-то его части и еще 12 - исполнителя конкретного поручения. 50% ребят выступали в роли зрителя, слушателя, а 30% - рядового участника [5, с. 9].

Место базирования. Дискуссии о взаимоотношениях школы и пионерской организации в разных вариантах сопровождали всю историю пионерского движения в нашей стране. Высказанная еще Н.К. Крупской мысль о том, что цели у пионерской организации и школы одни, а пути достижения этих целей разные, на практике реализовы-валась с большим трудом. В материалах, изданных к III межобластной научно-методической конференции по проблемам повышения эффективности воспитательной работы пионерской организации в 1966 году, зав. пионерским отделением Костромского пединститута С.М. Миценгендлер и директор костромской школы К.А. Морев среди «коренных недостатков» первым назвали «Слияние и отождествление пионерской организации со школой» [2, с. 5]. Поиск вариантов переноса базирования пионерских дружин и отрядов, или, по крайней мере, их деятельности за пределы школы велся энтузиастами в разное время во многих территориях страны. К началу 1960-х годов СМИ рассказали о «Зонах пионерского действия» в Костроме. До сих пор жив отряд «Каравелла» в Екатеринбурге, созданный много десятилетий назад писателем В. Крапивиным. Уникальная дружина действовала по месту жительства пионеров в Ставрополье. Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург), созданная ученым, впоследствии академиком И.П. Ивановым, размещалась на базе Дворца пионеров. Подобных примеров было немало. Однако, для связанной мощными организационными, содержательными, материальными и иными нитями со школой, массовой детской организации найти место вне образовательного пространства было практически невозможно.

Вожатые отрядов. Потребность в руководителях и организаторах пионерских дел в отряде для двадцатимиллионной детской самодеятельной организации исчислялась сотнями тысяч. Согласно, утвержденному Бюро ЦК ВЛКСМ Положению, отрядным вожатым мог быть «комсомолец-школьник, комсомолец или коммунист - производственник, студент, воин Советской Армии и Флота, представитель творческой и научной интеллигенции, имеющий призвание к работе с детьми, обладающий организаторскими навыками» [4, с. 161]. Поиск таких людей и направление в отряды в порядке общественного поручения должны были осуществлять комитеты комсомола. В массовой практике этим более всего занимались старшие пионерские вожатые школ. Нередко им помогали классные руково-

СОЦИОКИНЕТИКА

дители, заинтересованные в хорошем организаторе для пионеров, обучающихся в их классе, совпадающем по своему составу с пионерским отрядом. По факту, отрядными вожатыми почти повсеместно оказывались старшеклассники своей же школы. Что касается реального руководства и организации пионерских дел, то эту функцию, за редчайшим исключением, принимали на себя классные руководители. Заметим, что многие из них выполняли эту работу с большим энтузиазмом и творчеством. При этом, вопрос о самодеятельном характере организации детей, о реализации принципа самодеятельности, вызывал большие сомнения.

Возрастной состав пионерской организации. С 10 лет детей принимали в пионеры и до 15 лет они были в ее составе. Этот период жизни человека в психологии называют подростковым. Многие ученые (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий и др.) выделяли в его рамках младший, средний и старший возраст, выявляя различия, как в социальной ситуации развития, так и в психологических особенностях растущей личности. Отсюда необходимость осуществления возрастного подхода, дифференциации содержания, форм и методов работы пионерских отрядов разного возраста. Наиболее активно поиск решения этой задачи начался еще в первое десятилетие ее существования, затем продолжался в 1950-1980-х годах. Наиболее известные программные документы, отражающие этот поиск и в какой-то период действовавшие в практике: «Примерный перечень умений и навыков для пионеров (ступени юного пионера)» (1958 г.) и «Рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов (программа «Ориентир»)» (1967 г.). Тем не менее, ситуацию очень точно охарактеризовали Л.И. Божович и Т.Е. Конникова, писавшие в своей известной книге: «Оглядываясь на историю пионерского движения, мы постоянно видим борьбу двух тенденций. С одной стороны, естественное стремление укрепить боевой политический дух пионерской организации, с другой -стремление найти возрастной подход в ее работе. При этом решение одной из задач всякий раз вступало в противоречие с другой» [1, с. 22].

Особенно остро нерешенность проблемы возрастного подхода проявлялась у пионеров 1315 лет. Большинство из них скептически относились к членству в рядах пионерской организации, полагали себя «выросшими» из детских, по их мнению, занятий и дел. Предпринятые в последнее десятилетие всесоюзной организации, попытки придать официальный статус «старшего пионера» с помощью, в том числе, внешних атрибутов: значков, шевронов, элементов формы одежды, - не дали желаемых результатов, не стали импульсом повышения активности старших подростков.

Позиция старшего вожатого в пионерской дружине. В Положении о старшем и отрядном пио-

нерском вожатом она четко сформулирована как: «руководитель, воспитатель и организатор юных пионеров» [4, с. 159]. В иных документах утверждалось, что вожатые - кадры комсомольские. В то же время, вожатская профессия размывалась в педагогической. Об этом свидетельствуют характерные формулировки в документах и пособиях тех лет. «Основной предмет труда вожатого, - обобщает «Профессиограмма старшего пионерского вожатого» - дети и подростки 7-15 лет, а также коллективы, в которые они объединены: октябрятские звездочки и группы, пионерские звенья, отряды, дружины»; «...конкретизированные цели пионерской организации, к достижению которых стремится вожатый, формулируются как «формирование основ всесторонне развитой личности активного строителя коммунистического общества, подготовки смены и резерва ВЛКСМ»; «Результатом труда вожатого являются. состояние воспитанности пионеров дружины, характеризующееся таким уровнем коммунистической идейности, нравственности, эстетического и физического развития, общественной активности, самодеятельности и творчества, который позволяет считать их подготовленными к вступлению в ряды ВЛКСМ.» [6, с. 35, 38, 39, 41]. Во всех этих и подобных им формулировках, как видно, специфика собственного предмета труда вожатого не выделена. В лучшем случае таковым можно считать подготовку смены и резерва ВЛКСМ. Однако и эта часть предмета терялась в сугубо педагогическом, в том, чем занимались все работники образования.

Педагогическая деятельность, конечно, включает в себя организаторский аспект. Также и организаторская включает педагогический. Но в приоритетах это разные виды деятельности. Без организаторов не может быть организации (упорядоченного целого), не может быть организованной деятельности. Поэтому вначале 1990-х педагоги остались заниматься педагогической деятельностью, а организация детей, не имеющая собственных организаторов, исчезла.

Были ли плюсы у созданной и действовавшей системы? Безусловно.

В детское среде был создан уникальный в своем роде институт, получивший название самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Единая и единственная для всех детей страны, для многих поколений, выраставших в этой стране. Всесоюзная организация ассоциировалась с пионерами-героями, с делами общегосударственной важности, с орденами на пионерском знамени, с образами литературных героев, в таких же красных галстуках, с общими для мальчишек и девчонок всей страны песнями, церемониалами, праздниками... По сути - это было единое ценностно-нормативное поле, которое предполагало погружение в него каждого члена организации.

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Было сформировано устойчивое представление: пионерская организация это воспитательный институт, а если точнее - институт коммунистического воспитания. В процессе его функционирования, посредством используемых им средств, форм, методов, можно воспитать подростка, который предан Родине, партии, коммунизму; держит равнение на героев борьбы и труда; чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. А еще пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду; товарищ и вожак октябрят; друг пионерам и детям трудящихся всех стран мира. Что касается учебы, то он настойчив в учении, труде и спорте.

Пионерская организация органично вписывалась в политическую структуру страны. Государство решало задачу создания необходимой и достаточной инфраструктуры для этой организации, обеспечения устойчивого ее функционирования.

Библиографический список

1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. - М.: Просвещение, 1969. - 96 с.

2. Миценгендлер С.М., Морев К.А. Пионерское движение и время. - Кострома, 1966. - 60 с.

3. Положение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина // Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: документы и материалы. - М.: Молодая гвардия, 1974. - С. 151-158.

4. Положение о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина // Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: документы и материалы. -М.: Молодая гвардия, 1974. - С. 159-162.

5. Радина К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

6. Соколова Э.С., Павлов В.Л. Профессиограмма старшего пионерского вожатого. - М., 1985. - 138 с.

7. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе / под ред. В.В. Лебединского. - М.: Просвещение, 1982. - 431 с.

8. Яковлев В.Г. В помощь изучению курса «История Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина». Вып. II: Введение. Предмет, источники и методы истории пионерского движения. - Кострома, 1969. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.