Научная статья на тему 'Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х годов'

Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / "ОТТЕПЕЛЬ" / ПИОНЕРИЯ / ШКОЛЬНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / "THAW" / PIONEERS / SCHOOL KOMSOMOL ORGANIZATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванин Владимир Алексеевич

На материалах Тамбовской области раскрыты основные направления наставнической деятельности комсомольских организаций среди пионеров и школьников середины 1950-х гг. По мнению автора, в этот период комсомол не только осудил попытки подменить пионерской организацией школы и учителей, но и осознал необходимость более широкого привлечения пионеров в доступной для них форме к активной общественно-политической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auf den Materialien des Gebietes Tambow sind die Hauptrichtungen der Erziehertätigkeit der Komsomolorganisationen unter den Pionieren und den Schülern der Mitte der 1950. Jahre geöffnet. Nach der Meinung des Autors hat der kommunistische Jugendverband in dieser Periode nicht nur die Versuche von der Pionierorganisation die Aufgaben der Schule und der Lehrer an sich reiβen verurteilt, sondern hat er auch der Notwendigkeit der breiteren Heranziehung der Pioniere in der für sie zugänglichen Form zur aktiven gesellschaftspolitischen Arbeit begreift.A laide des matériaux de la région de Tambov sont découvertes les principales orientations de lactivité de parrainage des organisations de Komsomol parmis les pionniers et les écoliers au milieu des années 1950. Selon lavis de lauteur, pendant cette période le komsomol a désapprouvé les tentatives des organisations de Komsomol de substituer lécole et les instititeurs ainsi qu a compris la nécissité dattirer plus largement les pionniers à lactivité sociale et politique dans la forme accessible pour eux.The paper describes the main materials of directions of Komsomol organizations mentoring pioneers in the mid-1950s in the Tambov region. According to the author, in this period, the Young Communist League, condemned the attempts to replace schools and teachers with pioneering organizations and realized the need for greater involvement of pioneers in active social and political work in an understandable way.

Текст научной работы на тему «Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х годов»

УДК 94(47).084.9

ШЕФСТВО ВЛКСМ НАД ПИОНЕРАМИ В СЕРЕДИНЕ 1950-х ГОДОВ

В.А. Ванин

Кафедра «История и философия», ФГБОУВПО «ТГТУ»; [email protected]

Представлена членом редколлегии профессором Н.Ц. Гатаповой и доктором исторических наук профессором А.А. Слезиным

Ключевые слова и фразы: молодежь; «оттепель»; пионерия; школьная комсомольская организация.

Аннотация: На материалах Тамбовской области раскрыты основные направления наставнической деятельности комсомольских организаций среди пионеров и школьников середины 1950-х гг. По мнению автора, в этот период комсомол не только осудил попытки подменить пионерской организацией школы и учителей, но и осознал необходимость более широкого привлечения пионеров в доступной для них форме к активной общественно-политической работе.

В 1954 г. XII съезд ВЛКСМ специально обсудил вопрос о работе 14-миллионной пионерской организации. В резолюции съезда подчеркивалось, что борьба пионерских дружин и отрядов за прочные знания учащихся должна осуществляться методами, свойственными пионерской организации как самодеятельному объединению детей, строиться интересно и увлекательно, без формализма и казенщины. Осуждалась практика подмены пионерского актива вожатыми и учителями, овзросления пионерской работы. Внимание комсомольских организаций обращалось на необходимость устранения нарушения принципа самодеятельности, утверждения творческого подхода к работе с детьми, стремящимися к романтике, любящими игру и увлекательные занятия [1, с. 419-420]. Комсомольским организациям было поручено принять активное участие в создании производственных кружков «умелые руки», учебно-производственных пришкольных участков. Было признано целесообразным за успехи в отдельных видах пионерской работы награждать значками «Юный техник», «Юный натуралист», «Юный турист». Центральный комитет ВЛКСМ учредил Книгу почета пионерской организации имени В.И. Ленина и нагрудный значок «Лучшему пионерскому вожатому».

Руководящие органы ВЛКСМ все активнее нацеливали первичные организации на проведение военных и спортивных игр, соревнований, смотров художественной и технической самодеятельности учащихся. В городах популярными формами работы с пионерами становились чтения и обсуждения книг, спектаклей, кинофильмов. Обычным делом пионеров стал сбор металлолома и макулатуры. Традиционными стали «трудовые отчеты» пионеров перед шефствующими предприятиями.

Массовой формой пионерской работы стали походы и путешествия пионеров по родному краю. Силами пионеров и школьников изготавливалось простейшее походное снаряжение. Хотя, как правило, пока походы не выходили за пределы

района или области, надо признать и их ценность для расширения знаний школьников в области истории, географии, естествознания, литературы. Проводя походы, комсомольские организации ставили перед каждым отрядом юных путешественников задачи по пополнению учебных кабинетов гербариями, коллекциями насекомых, минералов, альбомами и другими учебными пособиями.

Принимая участие в областном и Всесоюзном конкурсах юных садоводов, пионеры и школьники проводили большую работу по озеленению школ, сел, колхозов, посадке новых садов. В 1955 г. 9 школ области, 16 кружков юных мичуринцев, 109 юных натуралистов были удостоены участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке [2, д. 1246, л. 36].

Обобщая положительный опыт работы пионерских организаций, Тамбовский обком комсомола совместно с облоно проводил пионерские фестивали, областные слеты юных мичуринцев, выставки детского изобразительного и технического творчества. Большой популярностью пользовался конкурс юных садоводов, посвященный 100-летию со дня рождения И.В. Мичурина.

Вместе с тем, как и в школе в целом, в работе с пионерами невооруженным глазом можно было увидеть отставание комсомола от запросов времени. Ориентация на приоритетное выполнение учебных задач, вмешательство в дела комсомольской и пионерской организаций со стороны школьных администраций приводило к тому, что во многих пионерских дружинах сама пионерская работа воспринималась как своеобразный дубляж учительских нотаций и поучений, как занятие весьма скучное и бесполезное. Сохранялось проведение пионерских сборов по повторению пройденного материала. По-прежнему работа во многих местах велась без учета возраста и знаний пионеров. Доходило до того, что с пионерами 3-4 классов изучали постановления ЦК КПСС по проблемам экономики. Даже торжественные линейки проходили далеко не во всех пионерских отрядах. «Во многих отрядах и дружинах работа сводится лишь к проведению трафаретных сборов по большим праздникам, с длинными скучными докладами. Неслучайно... учителям... часто приходится стоять у дверей, сдерживая ребят, убегающих с подобных сборов», - признавал Тамбовский обком ВЛКСМ в 1955 г. [2, д. 1246, л. 37].

Детская психология была настроена на атмосферу праздника в пионерской организации. Пионеры довольно охотно участвовали в походах, пионерских парадах, кострах, всякого рода занимательных конкурсах. Но, к сожалению, далеко не в каждой пионерской или шефствующей над ней комсомольской организации находились их умелые организаторы.

Большую роль в воспитательном процессе пионеров играло качество работы пионервожатых. В сферу обязанностей комсомольской организации входило обучение кадров вожатых, подавляющее большинство которых составляли выпускники средних школ. Через институт усовершенствования учителей и районные педагогические кабинеты было организованно обучение старших пионерских вожатых школ и детских домов основам педагогики и психологии, методике пионерской работы. Ежегодно стали проводиться осенние и зимние лагерные сборы старших и отрядных вожатых-новичков и ежемесячно - на базе Домов пионеров -семинары вожатых.

XI съезд ВЛКСМ в резолюции «О работе комсомола в школе» указал на необходимость улучшения работы руководящих комсомольских органов по подбору, подготовке и воспитанию кадров пионерских вожатых. «Необходимо окружить пионерских вожатых повседневным вниманием и заботой, оказывать им всемерную помощь, воспитывать у комсомольцев и пионеров уважение к работе вожатого». Райкомы, горкомы, обкомы комсомола должны были обеспечить каждую пионерскую дружину хорошо подготовленными пионервожатыми: «Надо, чтобы в ближайшие годы все старшие пионервожатые получили педагогическое

образование» [3, с. 90]. Но и в конце периода очень велика была текучесть кадров пионервожатых. На комсомольских форумах твердили о «частой, ничем неоправданной смене вожатых». Но в реальности должность вожатого воспринималась обычно промежуточной: мол, закреплюсь в школе, а потом, может быть, учителем возьмут. Этому способствовал, прежде всего, низкий уровень зарплат вожатых. Да и специальная подготовка вожатых, о необходимости осуществления которой говорилось постоянно, оставалась только в планах.

Одной из наиболее тревожащих областной и районные комитеты ВЛКСМ проблем стало сокращение численности пионерской организации. В 1955 г. областная пионерская организация сократилась по сравнению с 1954 г. на 25 500 человек и насчитывала в своих рядах 92 640 пионеров [2, д. 1246, л. 37]. Сами комсомольские органы объясняли это серьезными недостатками в воспитательной работе, малоавторитетностью пионерских дружин.

Комсомол был ответственным и за проведение каникул пионеров и учащихся. Во время зимних каникул во всех школах организовывались елки с подарками. Летом 1957 г. около 20 тыс. пионеров отдохнули в загородных лагерях. В 25 районах были организованы межколхозные пионерские лагеря, где отдохнули 2500 ребят [2, д. 1373а, л. 37].

В 1957 г. состоялся специальный УШ пленум ЦК ВЛКСМ, обсудивший задачи об улучшении работы с пионерами. 17 декабря 1957 г. областной комсомольский актив рассмотрел вопрос об улучшении работы областной пионерской организации. Состоялись и собрания актива в большинстве районов области. В первую очередь на них обсуждались проблемы соответствия форм и методов пионерской работы задачам, поставленным комсомолом. Осуждались несоблюдение принципа инициативы и самостоятельности юных пионеров, попытки подменить пионерской организацией школы и учителей, «внести в пионерскую организацию несвойственные ей методы - методы учебной работы» [2, д. 1373 а, л. 40]. Негодной признавалась ситуация, когда пионервожатые или учителя отстраняли пионеров от руководства своей организацией, практически все делали сами: проводили сборы, оформляли дневники, стенные газеты, писали выступления пионеров. «По-прежнему сохранились у нас и сборы по повторению пройденного материала и скучные нотации вместо увлекательных дел, по-прежнему встречаются извращения и оказенивание пионерской работы. В отдельных пионерских дружинах Полетаевского, Глазковского районов еще не отказались от проведения трафаретных сборов об успеваемости и дисциплине», - подчеркивалось в отчетном докладе обкома ВЛКСМ на XI областной комсомольской конференции [2, д. 1373а, л. 40].

В декабре 1957 г. ЦК ВЛКСМ утвердил новые тексты Торжественного обещания юного пионера Советского Союза и Законов юных пионеров. Законы юных пионеров, как и раньше, имели ярко выраженную идеологическую окраску. Но главная направленность «Законов» - патриотическая. Провозглашались преданность Родине, готовность стать защитником Отечества, уважение к памяти погибших, делам предыдущих советских поколений. Торжественное обещание юного пионера Советского Союза в редакции 1923 г. было направлено в первую очередь на задачи, связанные с торжеством пролетарского интернационализма («Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира»). Теперь же и здесь на первый план выходила патриотическая идея («Торжественно клянусь: горячо любить свою Родину»).

Вместе с тем, стоит признать противоречивым шаг по отказу от «Обычаев юных пионеров»: «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька; пионеры стелют постели своими, а не чужими руками; пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы -друзья желудка; пионеры точны и аккуратны; пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь; пионеры не боятся предлагать свои услуги людям; пионеры не курят;

курящий пионер уже не пионер; пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов; пионеры охраняют полезных животных; пионеры помнят всегда свои обычаи и законы; пьяный пионер позорит дружину». С одной стороны, они выглядели не очень современно, слишком просто. С другой стороны, в основном повторяя обычаи скаутов [4], они провозглашали общечеловеческие ценности, доступным для детей языком учили делать их то, что во все времена и во всех странах для порядочных людей будет считаться положительным.

Пионерские организации нацеливались на расширение сферы действия дружин вне школ, по месту жительства детей и подростков. Все более расширялась сфера привлечения детей к общественно-полезному труду: благоустройству школьных территорий, дежурству в помещениях классов, уходу за пришкольными огородами и садами, сбору дикорастущих ценных растений, лекарственных трав, выращиванию и уборке овощей и фруктов.

Все больше внимания уделялось воспитанию подростков на революционных, боевых и трудовых традициях. Стало завоевывать популярность движение красных следопытов, походы по маршрутам славы «отцов» - представителей предыдущих поколений (тех, кто учился в этой же школе, работал на этом же заводе и т.п.).

Пожалуй, главным результатом шефской деятельности комсомола в этот период стало осознание необходимости более широкого привлечения пионеров в доступной для них форме к активной общественно-политической работе.

Список литературы

1. XII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 19-27 марта 1954 г. Стенографический отчет. - М. : Мол. гвардия, 1954. - 724 с.

2. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАсПИтО). - Фонд П-1184. - Опись 1.

3. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968. В 2 т. Т. 2. 1941-1968. - М. : Мол. гвардия, 1969. - 496 с.

4. Слезин, А.А. Скауты в Советской России / А.А. Слезин // Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. - 1996. - Т. 2, № 3. - С. 356-362.

5. Беляев, А.А. Шефство комсомола над детскими домами (на материалах Тамбовской области 1946-1953 гг.) / А.А. Беляев // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2009. -№ 2. - С. 18-21.

6. Беляев, А.А. Шефство комсомола Тамбовской области над пионерами: особенности послевоенного периода (1946-1953 гг.) / А.А. Беляев // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2008. - № 11. - С. 337-341.

7. Ванин, В.А. Стиль внутрисоюзной работы провинциальных комсомольских организаций середины 1950-х годов / В.А. Ванин, А.А. Слезин // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2012. - № 10. - С. 50-58.

8. Слезин, А.А. Институализация комсомола как государственного органа: теоретическая основа / А.А. Слезин // Политика и о-во. - 2008. - № 4. - С. 69-71.

9. Слезин, А.А. Этатизация комсомола: этап второй / Слезин А.А. // Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. - 2009. - Т. 15, № 1. - С. 249-255.

10. Слезин, А.А. Коммунистическое «министерство молодежи» в духовной сфере жизни послевоенного советского общества / А.А. Слезин, А.А. Беляев // Политика и о-во. - 2009. - № 12. - С. 30-34.

11. Слезин, А. А. Школьные комсомольские организации в условиях послевоенного развития: 1945-1954 гг. / А.А. Слезин, А.А. Беляев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2010. - № 3. - С. 19-29.

Pioneers under the Tutelage of Komsomol in mid 1950-s

V.A. Vanin

Department “History and Philosophy”, TSTU; [email protected]

Key words and phrases: pioneers; school Komsomol organization; “thaw”; youth.

Abstract: The paper describes the main materials of directions of Komsomol organizations mentoring pioneers in the mid-1950s in the Tambov region. According to the author, in this period, the Young Communist League, condemned the attempts to replace schools and teachers with pioneering organizations and realized the need for greater involvement of pioneers in active social and political work in an understandable way .

Patenschaft des Kommunistischen Jugendverbandes tiber den Pionieren in der Mitte der 1950. Jahre

Zusammenfassung: Auf den Materialien des Gebietes Tambow sind die Hauptrichtungen der Erziehertatigkeit der Komsomolorganisationen unter den Pionieren und den Schulern der Mitte der 1950. Jahre geoffnet. Nach der Meinung des Autors hat der kommunistische Jugendverband in dieser Periode nicht nur die Versuche von der Pionierorganisation die Aufgaben der Schule und der Lehrer an sich reipen verurteilt, sondern hat er auch der Notwendigkeit der breiteren Heranziehung der Pioniere in der fur sie zuganglichen Form zur aktiven gesellschaftspolitischen Arbeit begreift.

Parrainage de l’Union de la jeunesse communiste de l’URSS des pionniers au milieu des annees 1950

Resume: A l’aide des materiaux de la region de Tambov sont decouvertes les principales orientations de l’activite de parrainage des organisations de Komsomol parmis les pionniers et les ecoliers au milieu des annees 1950. Selon l’avis de l’auteur, pendant cette periode le komsomol a desapprouve les tentatives des organisations de Komsomol de substituer l’ecole et les instititeurs ainsi qu’ a compris la necissite d’attirer plus largement les pionniers a l’activite sociale et politique dans la forme accessible pour eux.

Автор: Ванин Владимир Алексеевич - аспирант кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Есикова Милана Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.