Научная статья на тему '«Премировать ордером на галоши. . . »: комсомол и перестройка пионерской работы в 1945 году'

«Премировать ордером на галоши. . . »: комсомол и перестройка пионерской работы в 1945 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПИОНЕРЫ / МОЛОДЕЖЬ / КОМСОМОЛ / ВОЖАТЫЙ / ПОСЛЕВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО / THE GREAT PATRIOTIC WAR / PIONEERS / YOUTH / KOMSOMOL / YOUNG PIONEER LEADER / POSTWAR SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобрышева Юлия Константиновна

На материалах Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области раскрывается специфика изменений характера пионерской работы в условиях завершения Великой Отечественной войны. Показана роль комсомола как организатора деятельности пионеров. Большое внимание при этом уделено характеристике внешкольной работы, условий летнего отдыха детей. Автор выявляет особенности подготовки и переподготовки пионерских вожатых на примере Тамбовской межобластной школы, открытой в мае 1945 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TO REWARD WITH A COUPON FOR GALOSHES”: KOMSOMOL AND REORGANIZATION OF PIONEER WORK IN 1945

By the materials of the State Archive of Socio-Political History of the Tambov region the paper discovers the peculiarities of changes in the nature of Pioneer work after the Great Patriotic War, shows the role of Komsomol as an organizer of Pioneer activity. Particular attention is paid to the characteristics of out-of-school work, the conditions of summer recreation for children. The author identifies the peculiarities of training and re-training of Young Pioneer leaders by the example of the Tambov interregional school established in May 1945.

Текст научной работы на тему ««Премировать ордером на галоши. . . »: комсомол и перестройка пионерской работы в 1945 году»

Бобрышева Юлия Константиновна

"ПРЕМИРОВАТЬ ОРДЕРОМ НА ГАЛОШИ...": КОМСОМОЛ И ПЕРЕСТРОЙКА ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ В 1945 ГОДУ

На материалах Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области раскрывается специфика изменений характера пионерской работы в условиях завершения Великой Отечественной войны. Показана роль комсомола как организатора деятельности пионеров. Большое внимание при этом уделено характеристике внешкольной работы, условий летнего отдыха детей. Автор выявляет особенности подготовки и переподготовки пионерских вожатых на примере Тамбовской межобластной школы, открытой в мае 1945 г. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-576.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 30-33. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

сторониться. Наконец, русский мыслитель отмечает изначальное единство религии и искусства, разрушенное «эстетическим эгоизмом» последнего, и говорит о необходимости их воссоединения через религиозное одухотворение актов эстетической деятельности. Также важно отметить, что аналитика и различение (софийного и демонического) типов творческого созидания до некоторой степени являются диагнозом Булгакова современной ему культуре, пронизанной ницшеанским пафосом мистериального безбожия и одновременной имплицитной тоской высокого духа по Абсолюту.

Список источников

1. Батурина И. В. Философия творчества С. Н. Булгакова // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2015. № 3. С. 74-81.

2. Булгаков С. Н. Русская трагедия // Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. С. 6-25.

3. Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

4. Булгаков С. Н. Труп красоты // Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. С. 26-39.

5. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: ПСТГУ, 2011. 464 с.

6. Гордеев А. С. Влияние философии всеединства Вл. Соловьева на софиологию С. Н. Булгакова // Соловьевские исследования: периодический сборник научных трудов. Иваново: ИГЭУ, 2008. Вып. 19. С. 100-105.

7. Самойлова О. Г. Опыт метафизического прочтения художественного творчества в русской философии конца XIX -начала XX века: дисс. ... к. филос. н. М., 2003. 176 с.

8. Хоружий С. С. София - Космос - материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: Pro et contra: антология: в 2-х т. СПб.: РХГИ, 2003. Т. 1. С. 818-853.

9. Хохлова В. И. Философия культуры С. Н. Булгакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 1. С. 79-83.

CULTUROLOGICAL PHILOSOPHY OF S. N. BULGAKOV'S ART: ART IN THE SYSTEM OF CULTURAL MANAGEMENT

Belyaev Dmitrii Anatol'evich, Ph. D. in Philosophy Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University dm.a. belyaev@gmail. com

Skripkin Ivan Nikolaevich, Ph. D. in Pedagogy Lipetsk Cossack Institute of Technology and Management (Branch) of the K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) dm.a. belyaev@gmail. com

The article deals with the cultural and philosophical conception of art by S. N. Bulgakov. The authors analyze separately the place of art in the system of culture, emphasize its sophiurgic essence, as well as an important role in cultural transformation. Bulgakov's definition of beauty as a religious-metaphysical phenomenon is investigated specially. The philosopher differentiates between "human" and "sophiological" beauty. Finally, a conclusion is drawn about the general cultural and metaphysical significance of the sophiurgic principle in art.

Key words and phrases: Bulgakov; philosophy of art; cultural management; cultural transformation; sophiology of culture; sophiology of art; sophiurgy.

УДК 94(47).084.8

Исторические науки и археология

На материалах Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области раскрывается специфика изменений характера пионерской работы в условиях завершения Великой Отечественной войны. Показана роль комсомола как организатора деятельности пионеров. Большое внимание при этом уделено характеристике внешкольной работы, условий летнего отдыха детей. Автор выявляет особенности подготовки и переподготовки пионерских вожатых на примере Тамбовской межобластной школы, открытой в мае 1945 г.

Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; пионеры; молодежь; комсомол; вожатый; послевоенное общество.

Бобрышева Юлия Константиновна

Тамбовский государственный технический университет viki5102006@mail.ru

«ПРЕМИРОВАТЬ ОРДЕРОМ НА ГАЛОШИ...»: КОМСОМОЛ И ПЕРЕСТРОЙКА ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ В 1945 ГОДУ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-31-01002 «Комсомол как социокультурный феномен XX века».

В последние годы вышло немало работ, объективно представивших деятельность пионеров и их комсомольских наставников [1-3; 6-13]. Особенно хочется отметить сборник документов «Детское движение в Тамбовском

крае (1914-1945 гг.)», подготовленный к печати в издательстве «Грамота» [7]. Как показывают документы сборника, с началом Великой Отечественной войны большинство дел пионеров были связаны с помощью защитникам Отечества. Пионеры оказывали помощь взрослым в выполнении разнообразных сельскохозяйственных работ, собирали подарки бойцам Красной Армии, средства на сооружение военной техники. При активном участии старших пионеров велось систематическое обучение неграмотных и малограмотных бойцов в подразделениях всевобуча (всеобщего военного обучения). Комсомольские наставники стремились добиться, чтобы каждый пионер хорошо овладел военным делом, стал умелым разведчиком, пулеметчиком, автоматчиком.

Сам тот факт, что в тяжелейших условиях войны пионерские отряды продолжали активно работать, организовывать мероприятия, символизирующие мирную жизнь (новогодние елки, пионерские парады, например), также способствовал Победе, вселяя уверенность в то, что наши сограждане, несомненно, одолеют врага.

В данной статье мы хотели бы обратить внимание на изменение характера пионерской работы в 1945 г. Для этого обратимся к впервые вводимым в научный оборот документам Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области.

На 15 января 1945 г. при Доме пионеров г. Тамбова работали кружки: драматический, балетный, струнный, рукоделия и фотодела [4, д. 372, л. 13].

В феврале 1945 г. Тамбовский обком ВЛКСМ докладывал в отдел пионеров ЦК ВЛКСМ об итогах работы по организации культурного досуга пионеров и школьников в дни зимних каникул. 31 декабря на площади им. Ленина для школьников Тамбова состоялся карнавал, репортаж о котором транслировали по радио на всю область. С 1 по 5 января во всех школах были организованы для детей елки с подарками. 6 января был отведен специальный день на постройку снежных горок при парке пионеров и во дворах школ. Детей фронтовиков пригласили на кинофестиваль.

На школьных елках Мичуринска детям было роздано 40 пар валенок, 35 пальто, 350 теплых шапок и более 100 комплектов белья.

В Котовске во время зимних каникул были проведены 16 елок с подарками, городской смотр детской художественной самодеятельности. Со 2 по 7 января в местной школе проходил шахматный турнир. 3 января учащиеся города встречались с орденоносцами - участниками Великой Отечественной войны, а 7 января они посетили концерт московских артистов. Надолго запомнились школьникам три лыжных похода.

В период каникул семьям фронтовиков активную помощь оказали тимуровцы 1-й школы г. Котовска. Они обслужили 5 семей фронтовиков, распилили и раскололи 10 кубометров дров.

В Кирсановском районе 5 января прошел городской смотр детской художественной самодеятельности. 1 января на средства, собранные комсомольцами и молодежью, организовали районную елку на 200 человек, все дети получили подарки.

На елке Рассказовского района присутствовало 120 человек детей фронтовиков. Всего было роздано детям 30 свитеров, 30 теплых шапок, 20 комплектов детского белья. В Верхнеспасской средней школе Рассказовского района был проведен большой бал-маскарад.

С пионерами Бондарской и Кривополянской средних школ была проведена военная игра «Поиски вражеского склада». Все пионерские дружины области начали в период каникул подготовку к приуроченной к 23 февраля военизированной игре «На штурм» [5, д. 680, л. 4-5].

Летом 1945 г. в Тамбове работало 8 пионерских лагерей и 10 детских площадок. Хорошую работу показали пионерские лагеря: заводов «Ревтруд», им. Кагановича, площадки Дома пионеров, школ № 5, № 6 [4, д. 392, л. 3].

Всего в Тамбовской области летом 1945 г. работало 20 пионерских лагерей с общим количеством пионеров 5210 человек и 44 оздоровительные площадки с общим количеством 2741 учащихся. Вывезено на дачи детей детсадов и детских домов 1420 человек.

Во всех городах были созданы специальные лагерные комиссии. Все лагеря располагались в лесной местности. До открытия лагерей во всех городах были подобраны начальники лагерей, старшие и отрядные пионервожатые и утверждены на бюро ГК ВЛКСМ.

С 15 по 20 мая в городах Тамбове, Мичуринске, Рассказово и Моршанске работали кустовые семинары по установленной ЦК ВЛКСМ 25-ти часовой программе. К чтению лекций привлекались учителя, комсомольские, пионерские работники, доценты пединститута и др. Для оборудования пионерских лагерей, снабжения их книгами и спортивным инвентарем много сделали комсомольские организации заводов и учреждений. Комсомольцы завода «Ревтруд» (секретарь - Рожков) своими силами оборудовали помещения, побелили здания, изготовили мебель, 20 партий домино и 15 партий шашек. Комсомольцы завода ПРЗ г. Мичуринска (секретарь - Кулешов) отремонтировали помещения, мебель.

Перед началом работы пионерских лагерей горком ВЛКСМ совместно с гороно подобрал и укомплектовал штат лагерей из лучших учителей, старших пионервожатых и военруков. С ними был проведен семинар. Свою работу пионерлагеря начали с организационных вопросов (приготовление здания к приему, оборудование столовой, спальных комнат, очистки территории лагеря). В пионерских лагерях и на площадках работали кружки: художественной самодеятельности, литературный, географический, рукодельный и др.

Во всех лагерях прошли открытие и закрытие лагерей. Проводились по 2 военизированных похода, экскурсии на текстильную фабрику, аэродром, овчинно-шубный завод. Выпущено 16 стенгазет. Оказана помощь в прополке проса и картофеля колхозам Нижнеспасского сельского совета, подсобным хозяйствам школы глухонемых, пищекомбинату ОРС и др. Всего собрано 15 кг лекарственных трав.

С целью укрепления здоровья строго соблюдались лечебные процедуры: солнечные ванны, купание под наблюдением врача. В пионерлагерях и на площадках проводились соревнования по бегу, прыжкам, плаванию, гранатометанию. Интерес вызвала летняя спартакиада, посвященная маршалу Жукову.

К проведению военных игр в лагерях г. Мичуринска привлекались представители горвоенкомата и воинских частей. В пионерских лагерях и на площадках разместили военные уголки. Все пионерские отряды изучали дорожные знаки и азбуку Морзе. В соревнованиях, посвященных маршалу Жукову, участвовало 150 человек.

Кроме лагерей, в Тамбовской области было организовано 44 оздоровительные площадки, на которых занимались 3965 учащихся. Площадки в основном были организованы при школах. На площадки посылались дети военнослужащих, отцы которых погибли на фронте Великой Отечественной войны. Питание на площадках соответствовало установленным нормам. Строго соблюдался режим дня. Площадки часто посещались работниками горкомов ВЛКСМ. В городе Котовске действовало 2 площадки. Одна площадка действовала при школе № 2 (руководитель площадки - старшая пионервожатая Козодаева). На площадке в 2 смены занималось 130 человек. Школа была расположена в лесу. С детьми проводились игры, экскурсии (средства выделил шефствующий завод). Регулярно проходили беседы о полководцах, о пионерах-героях, встречи с участниками Великой Отечественной войны.

По окончании работы пионерских лагерей и площадок во всех городах состоялись слеты. Неплохо прошел слет в г. Тамбове. На слете пионерские дружины, старшие и отрядные пионервожатые лагерей рапортовали о проведенных мероприятиях, лучшие пионервожатые, начальники штабов дружин награждались почетными грамотами и ценными подарками [5, д. 680, л. 18 - 19 об.].

Впрочем, наверное, целесообразно расшифровать, что имелось в виду под «ценными подарками» в то тяжелое время. Один из сохранившихся документов разъясняет: «Премировать ордером на галоши пионеров Савина ("Ревтруд"), Байц, Козловскую, Свистунова, Насекина, Карантаева» [4, д. 392, л. 3 об.].

Уже в мае 1945 г. была открыта Тамбовская межобластная школа по подготовке и переподготовке пионерских вожатых. Она готовила пионерских вожатых для Тамбовской и Рязанской областей. В первый год своей деятельности (с 15 мая 1945 г. по 1 сентября 1946 г.) школа подготовила и переподготовила 112 пионерских вожатых для Тамбовской области. 28 вожатых были подготовлены для Рязанской области.

Школа помещалась в двухэтажном флигеле. Три комнаты на втором этаже были приспособлены под общежитие (вместимостью 50 человек). На первом этаже были оборудованы две классные комнаты, учительская и комната-прачечная для учащихся. Занятия проходили с 9 часов 30 минут до 16 часов.

При общежитии имелась библиотека, в которой насчитывалось более 800 наименований книг. Среди них -полные собрания сочинений А. Пушкина, В. Маяковского, Г. Гейне, Г. Успенского, А. Чехова.

Остро ощущалась нехватка учебно-наглядных пособий. Правда, были географические и исторические карты, несколько альбомов и таблиц по естествознанию и литературе, истории ВКП(б). Остальные учебно-наглядные пособия педагоги приносили из средних школ или пединститута. Нехватку наглядных пособий педагоги пытались также компенсировать посещением метеорологической станции, краеведческого музея, театров драмы и кукол. Артисты, работающие в школе, наглядно демонстрировали особенности подготовки спектаклей.

В первую очередь прививались практические навыки: преподавались шитье, работа с бумагой и картоном, переплетное дело. Учили чинить простейшее электрооборудование. Пытались организовать занятия по авиамоделизму, оборудовать столярную и слесарную мастерские.

Огромное внимание уделялось внеклассной работе. Организовывалось коллективное чтение художественных произведений с последующим их обсуждением с учащимися (А. Фадеев «Молодая гвардия», В. Василевская «Просто любовь» и т.п.), занятия по гимнастике, диспуты и викторины на общественно-политические темы, лекции о пятилетнем плане, по истории науки и искусства.

Учащиеся школы были обеспечены трехразовым питанием. Питались в городской столовой (25 минут ходьбы от школы). В среднем каждый ученик бесплатно получал 7 тетрадей на 4 месяца. В общежитии ученику выделялись койка, тумбочка (на два человека - одна), ведра, вешалки. Каждый ученик получал комплект постельных принадлежностей: суконное одеяло, две простыни, две наволочки и, кроме того, физкультурные брюки и пионерский галстук.

С учетом послевоенных трудностей материальное обеспечение учащихся школы вожатых, таким образом, можно признать удовлетворительным. Тем не менее секретарь Тамбовского обкома ВЛКСМ С. Е. Тарасова настойчиво требовала от ЦК ВЛКСМ улучшения снабжения школы. Предлагалось поставить вопрос в Совете Министров СССР о регулярном снабжении школ пионервожатых через плановые отделы облисполкомов или горисполкомов мануфактурой для постельных принадлежностей, керосином, мылом и прочими хозяйственными предметами, необходимыми для содержания в чистоте постельных принадлежностей, об обеспечении топливом общежития и школы, снабжении строительным материалом, оборудовании школ и общежитий мебелью и учебным инвентарем. Обком ВЛКСМ требовал предоставить Тамбовской школе более обширное помещение, где можно было бы оборудовать физкультурный зал, столовую, столярную, слесарные мастерские, иметь три классных комнаты, пионерскую комнату, общежитие на 100 человек. Особо подчеркивалась необходимость регулярного снабжения школы литературой через бибколлектор [5, д. 727, л. 44-45].

Таким образом, можно смело утверждать, что комсомол еще в условиях неоконченной Великой Отечественной войны начал интенсивную перестройку пионерской работы в соответствии с задачами перехода к мирному строительству. Вместе с тем нельзя не заметить, что и в 1945 г. пионерская работа имела многие черты, связанные с работой в военных условиях. Во всяком случае, по-прежнему огромное внимание уделялось патриотическому воспитанию, военной подготовке, оздоровительным процедурам.

Список источников

1. Беляев А. А. Шефство комсомола Тамбовской области над пионерами: особенности послевоенного периода (1946-1953 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 11. С. 337-341.

2. Ванин В. А. Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х гг. // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. Т. 18. № 3. С. 777-781.

3. Вишнева О. Г. Деятельность пионерской организации в Псковской губернии 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4: в 3-х ч. Ч. 2. С. 38-44.

4. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1183. Оп. 1.

5. ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1.

6. Григорова В. К. Пионерская организация: уроки для теории, истории и методики современного детско-юношеского движения (к 90-летию пионерской организации) // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 15-19.

7. Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.): сборник документов / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Грамота, 2017. 724 с.

8. Иванова Н. Л. Пионерская организация как достижение СССР в воспитании молодежи // История в подробностях. 2013. № 4. С. 48-51.

9. Листопадов Д. Ю. Пионерская работа в школе во второй половине 1924 г. - 1929 г. (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10: в 3-х ч. Ч. 2. С. 129-131.

10. Нестерова А. А. Лето городского пионера: опыт начала 1960-х годов // Урбанистика. 2015. № 1. C. 33-43.

11. Нестерова А. А., Слезин А. А. Комсомол как организатор деятельности пионеров на рубеже 1950-х-1960-х гг. // Политика и Общество. 2016. № 7. С. 910-920.

12. Слезин А. А., Беляев А. А. Школьные комсомольские организации в условиях послевоенного развития: 1945-1954 гг. // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2010. № 3. С. 19-29.

13. Феномен комсомола: середина 1950-х - первая половина 1960-х гг.: монография / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Грамота, 2017. 232 с.

"TO REWARD WITH A COUPON FOR GALOSHES": KOMSOMOL AND REORGANIZATION OF PIONEER WORK IN 1945

Bobrysheva Yuliya Konstantinovna

Tambov State Technical University viki5102006@mail. ru

By the materials of the State Archive of Socio-Political History of the Tambov region the paper discovers the peculiarities

of changes in the nature of Pioneer work after the Great Patriotic War, shows the role of Komsomol as an organizer of Pioneer

activity. Particular attention is paid to the characteristics of out-of-school work, the conditions of summer recreation for children.

The author identifies the peculiarities of training and re-training of Young Pioneer leaders by the example of the Tambov interregional school established in May 1945.

Key words and phrases: the Great Patriotic War; Pioneers; youth; Komsomol; Young Pioneer leader; postwar society.

УДК 111.84+111.85+378.147 Философские науки

Статья посвящена исследованию возможностей применения междисциплинарной интеграции в обучении студентов направления «Теология». Интегративность дисциплин «Ислам и этика» и «Ислам и эстетика» выводится из тесной взаимосвязи этического и эстетического, проявляющейся в общем понимании добра, блага и красоты и воплощенной в произведениях исламского искусства. Авторами статьи делается вывод о том, что междисциплинарный синтез становится важным условием не только для глубокого освоения изучаемых дисциплин, но и для формирования философско-мировоззренческих взглядов студентов-теологов.

Ключевые слова и фразы: интегративность; междисциплинарная интеграция; междисциплинарный синтез; междисциплинарное обобщение; этика; эстетика; ислам.

Валеева Земфира Ризаевна, к. филос. н., доцент Вычужанова Ляля Камильевна, к. филос. н.

Башкирский государственный университет, г. Уфа valeeva.zemfira2508@mail.ru; lialia.vychuzhanova@yandex.ru

ИНТЕГРАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН «ИСЛАМ И ЭТИКА» И «ИСЛАМ И ЭСТЕТИКА»

Нравственность должна выступать в форме красоты.

Гегель

На современном этапе в образовательном процессе проблема интегративности дисциплин имеет особенно актуальное значение, что определяется использованием комплексного подхода к обучению и воспитанию студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.