Научная статья на тему 'Детское движение на Тамбовщине: между прошлым и будущим'

Детское движение на Тамбовщине: между прошлым и будущим Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ / CHILD'S MOVEMENT / CHILD'S ORGANIZATION / DEVELOPMENT PERIODS / DIRECTION AND ACTIVITY CONTENT / SOCIAL AND PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL BASES / QUESTIONNAIRE RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович

Раскрывается история возникновения, становления и развития детского движения в России и на Тамбовщине. На конкретных примерах показаны значимые события и факты из жизни тамбовских пионеров. Анализируется воспитательная направленность деятельности детских общественных объединений и их многообразие на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD'S MOVEMENT IN TAMBOV REGION: BETWEEN PAST AND FUTURE

The appearance history, development of child's movement in Russia in Tambov region is revealed. The most important events and facts of Tambov pioneers life are shown on concrete examples. The educational direction of activity of child's social unions and their variety on modern stage of public development is analyzed.

Текст научной работы на тему «Детское движение на Тамбовщине: между прошлым и будущим»

УДК 371.84(470.326)

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ТАМБОВЩИНЕ:

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

© Юрий Петрович ПРОКУДИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, член Международной Ассоциации исследователей детского движения, e-mail: [email protected]

Раскрывается история возникновения, становления и развития детского движения в России и на Тамбовщине. На конкретных примерах показаны значимые события и факты из жизни тамбовских пионеров. Анализируется воспитательная направленность деятельности детских общественных объединений и их многообразие на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: детское движение; детская организация; периоды развития; направленность и содержание деятельности; социально-педагогические и психологические основы; результаты анкетирования.

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует - все это делает совместную деятельность интересной и привлекательной. Детское движение - это процесс открытый, а его развитие свидетельствует об уровне демократизации общественной жизни в государстве.

Цель детского движения рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, это

цель, которую ставят перед собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни, и, с другой - воспитательная цель, поставленная взрослыми, создавшими детский коллектив. Используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, со взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой помогают сформировать у подрастающей личности определенный социальный опыт и готовность его обогащать.

Вовлечение детей в реальное, социально значимое творческое дело, способствует их вхождению во взрослую жизнь, приобщению к общечеловеческим ценностям.

Детское движение - одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и свя-зи,объединения.

В период распада СССР из школ исчезли пионерские организации, и довольно долго дети были предоставлены сами себе. Детей и подростков 1990-х гг. называют «потерянным поколением» и только во второй половине 1990-х гг. стало возрождаться детское движение нового качества, отвечающего задачам формирования человека - гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Как отмечает известный российский классик педагогики В.А. Караковский: «Будущее общества зависит от того, каким будут наши дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами своей страны» [1, с. 17; 2]. Эволюция детского движения в России раскрывает путь его возникновения, становления и развития.

Именно в общественных организациях дети находят пути удовлетворения психологических и возрастных потребностей в общении со сверстниками и проведении досуга в их среде, самоутверждении и защите; в проверке своих лидерских качеств; в самостоятельном волеизъявлении и действии. Выберут ли правильный путь в своих действиях - это зависит от наставника детей.

А нужны ли вообще детям организации? Да, нужны. Дети нуждаются в них, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса.

В нашей стране существовало множество детских объединений, групп, союзов, организаций. В основу периодизации детского движения в России исследователями (Л.В. Алиева, М.В. Богуславский, Е.Н. Сорочинская, И.В. Руденко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, Т.В. Трухачева и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения.

Таким образом, выделены допионерский, пионерский и постпионерский периоды развития детского движения.

Например, автор одной из периодизаций М.В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого руководителя, показывая, как меняется его образ в истории детского движения в России -от фантазеров, романтиков к рабочим-произ-водственникам и от них к профессиональным организаторам, классным руководителям, способным работать с «пионерами» [3].

В канун первой русской революции в начале XX в. в России появились «майские союзы», руководимые духовенством. В это же время по инициативе царского двора возрождается детская организация «потешных». На улицах стали появляться колонны детей, ряженных в маскарадные мундирчики. Проводились всероссийские парады «потешных», которые принимал сам Николай II. Позднее появилось скаутское движение. Оно связано с именем английского полковника Роберта Бадена Пауэлла, участника англобурской войны 1899-1902 гг., во время которой он успешно привлекал к работе в разведке детей. В России первый отряд скаутов появился в Москве в 1909 г., а в 1916 г. - в Петербурге состоялся Первый съезд по скаутизму. Организаторами выступили русские офицеры. Стали создаваться и бойскауты, где проповедовались верность богу, царю и отечеству.

Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России, и наиболее интенсивно оно развивается в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 г. в стране насчитывалось 50 тыс. скаутов, объединяющих 143 города России.

После 1917 г. возникают кооперативные организации детей, союз учащихся интернационалистов, массовое объединение «Юные коммунисты» («ЮКИ») и др.

В двадцатые годы ведется активная работа в области пионерской жизни. После первого съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи, состоявшегося в конце октября 1918 г., возникла острая необходимость искать формы работы с детьми, не достигшими 14-летнего возраста, которых в комсомол пока не принимали. Дело это было поручено РКСМ. Большое внимание вопросу создания детской коммунистической организации уделяла Н.К. Крупская. Из более полутора тысяч ее работ, посвященных вопросам истории развития педагогической мысли и

образования, целям, задачам и содержанию воспитания подрастающего поколения, отдельные из них раскрывали проблемы развития детского движения.

В мае 1922 г. в Москве проходила вторая Всероссийская конференция РКСМ, которая приняла решение: «Учитывая опыт работы Московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Так, 19 мая 1922 г., день, когда было принято решение, стал днем рождения пионерской организации. Интересными и увлекательными событиями насыщено детское движение 19201930-х гг. на Тамбовщине.

Летом 1922 г., в дни Международной детской недели, в Тамбовской губернии была проведена агитация и запись детей в отряды юных пионеров. Создавались первые отряды в Тамбове под непосредственным руководством губкома РКСМ. В феврале 1923 г. в Тамбове создается губернское бюро юных пионеров для организации и руководства детским коммунистическим движением в губернии. Достаточно оперативно организовываются первые курсы по подготовке пионерских вожатых, на которые были направлены политически грамотные, активные, любящие детей комсомольцы.

14 марта 1923 г. на заседании съезда было принято решение о создании в губернии отрядов юных пионеров. Этот день стал днем рождения Тамбовской пионерской организации. Организаторами и первыми вожатыми отрядов юных пионеров на Тамбовщине стали выпускники курсов пионерских вожатых.

Первые пионерские организации, в т. ч. и в Тамбовской губернии, создавались при фабриках, заводах, при крупных предприятиях, где были сильные комсомольские ячейки, и комсомол мог обеспечить руководство пионерским отрядом. Например, в Тамбове были созданы три отряда - один при заводе «Ревтруд», а два при железнодорожном депо станции «Тамбов».

Осенью начал работать четвертый отряд -при швейпроме. Рабочие-шефы вручили своему пионерскому отряду Красное знамя, горн и барабан, сшили пионерскую форму. Пионеры поддерживали тесную связь с трудовым коллективом. Часто приходили на предприятия, знакомились с производством, с рабо-

чими, вместе с ними участвовали в субботниках, собраниях, в праздничных демонстрациях. Многим пионерам эта дружба помогла в выборе будущей профессии.

Особое место занимала интернациональная работа. Пионеры собирали деньги и передавали их в комитет для пересылки в Международную организацию помощи революционерам.

Одной из главных задач тамбовской пионерии была борьба за знания. В эти же первые годы существования пионерской организации возникла их дружба с Красной Армией. В Тамбове стояли кавалерийские части. Пионеры приходили к воинам, знакомились с их службой и бытом, помогали ухаживать за лошадьми. На лугу за рекой проводились военные игры.

Вместе с комсомолом пионеры работали в ликбезе, учили читать и писать взрослых неграмотных людей, активно участвовали в борьбе с беспризорностью. В 1920-е гг. народ страдал от голода. Пионеры помогали взрослым организовывать общественные столовые для детей, собирали сухари для голодающих Поволжья.

Кружки художественной самодеятельности, занятия спортом пользовались у пионе -ров большой любовью и успехом. Пионеры любили игры, песни, ходить строем со знаменем, с барабаном и песней. Появились первые пионерские традиции, утверждались пионерские символы (красное знамя, галстук, пионерский девиз, салют, пионерский значок) и атрибутика (горн, барабан, форма). 23 января 1924 г. экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических групп пионеров в единую Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина, а 23 мая в Москве, на Красной площади уже прошел первый пионерский парад, на котором пионеры дали клятву верности делу Ленина.

Ряды пионерской организации постоянно росли. Создавались все новые отряды не только в городах, но и в селах.

К осени 1924 г. пионерская организация г. Тамбова возросла до 2 тыс. человек. Назрел вопрос о создании дома пионеров. Он размещался на втором этаже бывшего церковного двухэтажного дома на углу улиц К. Маркса и Интернациональной (сегодня на

этом месте научная библиотека им. А.С. Пушкина).

Для отдыха пионеров организовывали пионерские лагеря, а в 1925 г. в Крыму начал действовать Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Летом 1926 г. тамбовский комсомол направляет в Крым первый отряд пионеров.

Большим событием в жизни Всесоюзной пионерской организации стал Первый Всесоюзный пионерский слет, который проходил в Москве с 18 по 25 августа 1929 г. Отряд тамбовских пионеров входил в состав делегации пионеров Центральной Черноземной области. Делегаты приняли «Наказ слета», в котором пионеры страны наметили задачи предстоящей пятилетки ударного труда.

Вернувшись из Москвы, пионеры много выступали в первичных организациях, рассказывая о слете, о принятых на нем решениях.

Из года в год детское движение на Тамбовщине укрепляет свои позиции, наполняясь значимым содержанием целенаправленной деятельности.

В начале 1930-х гг. пионерские отряды переходят в школы. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе пионерской организации». Центром их деятельности с этих пор становится школа. Пионеры активизируют свою деятельность. Под руководством учителей расширяют свои знания и умения. Участвуют в различных кружках, спортивных состязаниях, изучают военное дело, много трудятся.

80 пионеров Тамбовской области в 1939 г. стали участниками открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Посильный вклад Тамбовская пионерия внесла в дело разгрома фашизма и приближения дня победы. После войны страна приступила к восстановлению разрушенного народного хозяйства. В Тамбове в сентябре 1945 г. прошел первый послевоенный городской пионерский слет.

В деятельности пионерских отрядов и дружин был восстановлен принцип самоуправления, приняты меры для укрепления их кадрами пионервожатых.

Главной задачей пионерской организации в эти годы оставалась борьба за глубокие и прочные знания и укрепление дисциплины.

Особое внимание ЦК ВЛКСМ уделял повышению роли государственной и пионер-

ской символики в жизни пионерских дружин. Пионеры включились в сбор вещей для детей разрушенных войной районов, сбор книг для разграбленных гитлеровцами библиотек.

В 1957 г. ЦК ВЛКСМ принял решение о создании Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и соответствующих советов на местах. Разрабатывается примерный перечень умений и навыков для пионеров («Ступень юных пионеров»).

В 1962 г. Всесоюзная пионерская организация отметила свой 40-летний юбилей. За успехи в деле коммунистического воспитания пионеров она была награждена орденом Ленина. 1960-е гг. для пионерии Тамбовщины стали годами активизации всей пионерской работы.

В 1961 г. тамбовский Дом пионеров переходит в новое здание и несколько позже становится Дворцом пионеров и школьников.

В конце 1960-х гг. возрождается давняя традиция - проведение 19 мая больших пионерских праздников - парадов на Ленинской площади в г. Тамбове, в других городах области.

Готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, пионеры Тамбовщины включились во Всесоюзную экспедицию «Заветам Ленина верны». Ребята собирали материалы о предприятиях, колхозах и совхозах, носящих имя Ильича. В 1970 г. появилась карта «Имя Ленина на карте нашей области». Тамбовский горком ВЛКСМ учредил переходящее Знамя клятвы Ильичу. Оно было сшито из пионерских галстуков, на каждом из которых была вышита золотыми буквами клятва. В настоящее время это знамя хранится в Тамбовском музее пионерской славы. В год празднования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина при Дворце пионеров и школьников в г. Тамбове был открыт музей В.И. Ленина [4].

В 1972 г. вся страна отмечала 50-летие Всесоюзной пионерской организации. В городах и районах области прошли линейки и парады.

В 1980-е гг., шагая дорогами Всесоюзного пионерского марша «Всегда готов!», пионерские дружины области приняли активное участие во Всесоюзных и городских операциях: «Товарищ», «Салют, мир!», «Красный галстук в моей семье» и др.

К середине 1980-х гг. особенно острой стала проблема борьбы за мир. Одной из самых ярких форм работы в этом направлении в пионерских дружинах области - это пионерские форумы, митинги солидарности с народами, борющимися за свои права, тематические вечера, устные журналы, концерты художественной самодеятельности. Организуется сбор средств в Фонд мира.

В 1983 г. Тамбовский городской Дворец пионеров и школьников стал областным, а в 1984 г. - отметил свое 60-летие. В октябре этого же года Дворец пионеров и школьников был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В данный период в области функционировало 28 районных и городских Домов пионеров.

Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина преобразована на Х слете пионеров и взрослых в «Артеке» (сентябрь-октябрь 1990 г.) в Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций (СПО-ФДО). В настоящее время - это Международный союз детских общественных объединений.

В 1990 г. при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. В настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации - Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

Актуальны сегодня историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции.

Военно-патриотическое движение ориентировано на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодежи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Детское движение представляют поисковые военно-патриотические объединения, отряды и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участни-

ков возрожденных военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Перекоп» и др.

Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

Социально-реабилитационные и волонтерские организации - широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это - юные журналисты, модельеры, театралы, летчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации - например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

Религиозные детские объединения - организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и т. д.

Кроме того, широко представлены спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания [5-7].

Что нужно сделать, чтобы ситуации в детской среде развивались демократическим путем? Это проблема последних лет для всей страны в целом, а также для Тамбовской области.

В ноябре 1991 г. по инициативе детской палаты Тамбовского областного Совета пионерской организации состоялась конференция представителей детских организаций области, на которой было принято решение о создании Союза детей и подростков «Юные

россы» Тамбовской области как самостоятельного общественного объединения детских, юношеских и подростковых организаций, подразумевая в названии, прежде всего союз детей - членов различных детских организаций. Многими этот союз воспринялся как противовес пионерской организации, именно поэтому в августе 1992 г. организация получила название Союз детских организаций. Союз детских организаций Тамбовской области вошел в состав Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» как равноправный его субъект.

Цель Союза детских организаций Тамбовской области - объединение детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития и самоутверждения.

Основные задачи:

- разработка и реализация программ, определяющих содержание деятельности;

- оказание информационной помощи субъектам Союза;

- развитие связей и сотрудничества субъектов СДО с детскими организациями как в России, так и за рубежом.

В феврале 1994 г. дан старт организационному оформлению детского движения в городе Тамбове.

В марте 1995 г. администрация Тамбовской области рассмотрела вопрос о развитии детского движения и признании Союза детских организаций области в качестве общественного объединения территориальных (районных и городских) детских, подростковых организаций с целью оказания помощи детям и подросткам в познании окружающего мира, раскрытии способностей на основе интересов и потребностей, формировании гражданственности.

В настоящее время в Тамбове и области действует около 400 детских общественных организаций, входящих в состав Союза детских организаций Тамбовской области, насчитывающих более 62 тыс. детей.

Разработаны программы - ориентиры деятельности детских общественных организаций, система взаимодействия со всеми социальными институтами.

Накопленный опыт детского движения в нашей стране, в т. ч. Тамбовской области, дает право искать аналоги, извлекать истори-

ческие уроки. Исследование показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определяют политику государства. Знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенденции [8, 9].

Проведенное Центром развития творчества детей и юношества (ранее Дворец творчества детей и молодежи) анкетирование «Современное детское движение глазами взрослых» показало достаточно высокий уровень заинтересованности взрослого населения феноменом детского движения. 100 респондентам были предложены следующие вопросы:

- Кому и зачем нужно современное детское движение? 42 % ответили - для реализации детьми своих потребностей и интересов; 17 % - школе для эффективного управления воспитательным процессом; 10 % - родителям, чтобы занять детей в свободное время; 39 % назвали другие причины.

- Какие детские объединения наиболее жизнеспособны? Юные патриоты - 35 %; пионеры - 17 %; экологи - 16 %; скауты -10 %; искатели - 12 %; оставили вопрос без ответа - 10 %.

- Трудности детских общественных объединений? Ответы: финансовые - 42 %; кадровые - 21 %; отсутствие стимула для родителей - 9 %.

- Должны ли взрослые быть членами детского объединения? Нет - ответили 49 % респондентов, 51 % затруднились ответить.

- Какой статус должно иметь детское объединение? Получены ответы: общественный - 39 %; общественно-государственный -35 %; государственный - 13 %; государственно-общественный - 9 %; затруднились ответить - 4 %.

- Цель деятельности руководителя дет-

ского объединения? Ответы респондентов: 55 % - поддерживать, содействовать развитию социально-значимой деятельности;

23 % - обеспечивать практическое руководство, организовывать детскую самодеятельность; 22 % - воспитывать нравственные качества.

- Критерии результативности деятельности детского движения? Развитие социальной инициативы детей и подростков, рост имиджа объединения - 45 %; утверждение

традиций - 18 %; отлаженность механизма взаимодействия с социальными институтами, социальное партнерство - 15 и 4 % оставили вопрос без ответа.

- Чему хотели бы научиться? Практически все анкетируемые (96 %) высказали пожелания обучиться владению технологиями работы с детскими объединениями, проведению коллективных творческих дел, режиссуре массовых праздников.

- В чем перспективы развития детского движения? Все респонденты считают, что главное - это сохранение кадрового потенциала вожатых, руководителей детских организаций, морально-материальное поощрение и укрепление материально-технической базы.

Не менее интересны полученные ответы на вопросы: «Кто может обеспечить более перспективное руководство детским объединением?» (Самый большой процент (43 %) -это человек в возрасте 18-30 лет); «Должны ли взрослые быть членами детского объединения?» Нет - 49 %; затрудняюсь ответить -51 %. «Формы повышения профессиональной компетенции?» Названы: специальные курсы (46 %); учебно-методические сборы (34 %); стажировки на базе детских объединений (20 %).

Наряду с социально политическими основами массовой детской общественной организации необходимо выделить ее социальнопедагогические и психологические основы.

Державность - инициированность создания и поддержки организации высшими властными структурами, вносящими в ее деятельность просоциальный смысл - возрождение России, занятие ею достойного великой истории и потенциалу места в мировом сообществе.

Ускоренность - органическое соответствие содержания и инструментария, воспитательной технологии детской организации российскому менталитету, национальным традициям, в частности, гуманистической направленности, напряженному интересу к личности, социумно-региональный характер деятельности в соответствии со спецификой, целями и задачами конкретной микрообстановки, насущных потребностей «малой Родины».

Природосообразность - прорастание организации из грибницы «экологии детства», как естественно побуждаемого внутрен-

ними силами детей стремления к самоорганизации, построение деятельности на основе «детских интересов», их потребностях и проблемах, трактовке организации как «школы жизни», где подростки действовали бы в психолого-физиологических рамках своего возраста, проживали бы каждый этап как высшую ценность по принципу «здесь и теперь».

Открытость - организация не только взаимодействует на демократической основе с другими детскими объединениями страны и государств мира, но и избегает жесткой структурной определенности, выступая как федеративный союз, максимально возможно реализуя идеи добровольности, гибкости, вариативности, многообразия, особенно на первых порах.

Определенность - системообразующим принципом, объединяющим как собственные структуры, так и другие детские организации выступает достаточно четкий компендиум целей, нравственных заповедей и законов, в основе которых державность, гражданственность, демократизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретность - воспитательные задачи в такой организации не выдвигаются непосредственно, а генерируются на уровне достаточно общих целей. Программа же работы строится на принципе малых добрых дел «во благо россиян». Вместе с тем необходимо учитывать и принцип достаточности, способствующий разнообразному и гармоничному развитию каждой личности, приобретению ею необходимых знаний в субъективно творческой форме.

Солидарность - в условиях меняющегося мира, когда взрослые не могут предлагать стереотипы поведения и выступать носителями готового знания, стержнем внутренних отношений в организации выступает коллективное осмысление и целеполагание своей деятельности, генерирование ее новых видов, а следовательно, и соуправление ею как главной предметной сферой жизни объединения.

Общим для всех периодов развития детского движения выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.

Детское движение нашего века - это движение во имя добра, справедливости, любви к своей Родине, в содержательной деятельности - целенаправленности воспитательного воздействия в формировании патриота России, гуманиста, всесторонне развитой личности.

1. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.

2. Прокудин Ю.П. Взрослые и дети: проблемы взаимодействия в социуме детского движения. Тамбов, 2007.

3. Богуславский М.В. Детское движение: между прошлым и будущим. М., 2007. С. 107-108

4. Прокудин Ю.П. Детские общественные организации и школа: проблемы взаимодействия детей и взрослых. Тамбов, 2004.

5. Прокудин Ю.П., Сафонова С.Ю. Детское движение в Тамбовском крае // Тамбовские хроники. 1999. № 8-9.

6. Социокинетика. Книга о социальном движении в детской среде: в 2 ч. / сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2000.

7. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М., 1997.

8. Старкова Г.В. Диагностика эффективности деятельности детских организаций в современных условиях. Тамбов, 2010.

9. Теория, история, методика детского движения. Москва; Кострома, 1997-2011. Вып. 1-10.

Поступила в редакцию 6.02.2012 г.

UDC 371.84(470.326)

CHILD’S MOVEMENT IN TAMBOV REGION: BETWEEN PAST AND FUTURE

Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, Member of International Association of Researches of Child’s Movement, e-mail: [email protected]

The appearance history, development of child’s movement in Russia in Tambov region is revealed. The most important events and facts of Tambov pioneers life are shown on concrete examples. The educational direction of activity of child’s social unions and their variety on modern stage of public development is analyzed.

Key words: child’s movement; child’s organization; development periods; direction and activity content; social and pedagogical and psychological bases; questionnaire results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.