Научная статья на тему '"игра в героических пионеров новой культуры": педагогическая утопия Иннокентия Жукова'

"игра в героических пионеров новой культуры": педагогическая утопия Иннокентия Жукова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ / ИСТОРИЯ СКАУТИЗМА / ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЛИТЕЛЬНАЯ ИГРА / ЖУКОВ ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ / CHILDREN''S MOVEMENT IN RUSSIA / HISTORY OF SCOUTISME / HISTORY OF THE PIONEER ORGANIZATION / LONG GAME / ZHUKOV INNOKENTY NIKOLAYEVICH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Е.А.

В статье проанализировано развитие идеи «длительной игры» как универсального воспитательного метода, предложенного и активно продвигаемого в жизнь в 1910-х 1920-х гг. российским и советским скульптором и педагогом, деятелем скаутского и пионерского движения Иннокентием Николаевичем Жуковым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE GAME OF THE HEROIC PIONEERS OF A NEW CULTURE": A PEDAGOGICAL UTOPIA INNOKENTY ZHUKOV

The author of the article analyzes development of the idea of the "long game" as a versatile educational method proposed and actively promoted in life in 1910-s 1920-s in Russia Russian and Soviet sculptor and teacher, a lider of scouts' and pioneers' movement I. N. Zhukov.

Текст научной работы на тему «"игра в героических пионеров новой культуры": педагогическая утопия Иннокентия Жукова»

Е. А. Ефимова

«Игра в героических пионеров новой культуры»: педагогическая утопия Иннокентия жуковА

УДК 37(09) ББК 74.03

В статье проанализировано развитие идеи «длительной игры» как универсального воспитательного метода, предложенного и активно продвигаемого в жизнь в 1910-х — 1920-х гг. российским и советским скульптором и педагогом, деятелем скаутского и пионерского движения Иннокентием Николаевичем Жуковым.

Ключевые слова: история детского движения в России; история скаутизма; история пионерской организации; длительная игра; Жуков Иннокентий николаевич.

E. A. Efimova

«Т HE

GAME OF THE HEROIC PIONEERS OF A NEW CULTURE»: A PEDAGOGICAL UTOPIA INNOKENTY ZHUKOV

The author of the article analyzes development of the idea of the "long game" as a versatile educational method proposed and actively promoted in life in 1910-s — 1920-s in Russia Russian and Soviet sculptor and teacher, a lider of scouts' and pioneers' movement I. N. Zhukov.

Key words: history of children's movement in Russia; history of scoutisme; history of the pioneer organization; long game; Zhukov Innokenty Nikolayevich.

Термин «длительная игра», сущес- России, РСФСР, СССР и РФ. Его твующий в отечественной педагоги- употребляли, толковали, выражали ческой литературе уже примерно сто свое отношение к явлению, определя-лет, обозначал в разные исторические емому этим термином, как специалис-периоды в чем-то сходные, но в чем-то ты, педагоги, включенные в воспита-и различные реалии игровой культуры тельный процесс, так и дилетанты.

Педагогическая реалия, стоящая за этим термином, возникла еще раньше. Считается, что длительную игру придумал в 1902 г. американский писатель, художник, естествоиспытатель Э. Сетон-Томпсон. С утилитарной целью спасения своей фермы от окрестных мальчишек он предложил юным разбойникам долговременную игру в индейцев. Осмыслив собственный игровой опыт, писатель пришел к выводу, что разорявшие его сад подростки объективно нуждаются в приключениях, в преодолении преград и опасностей, и что дать им этот набор эмоций, переживаний и элементов жизненного опыта может погружение в жизнь, сходную с жизнью индейцев .

На основе этой игры и творческого энтузиазма писателя впоследствии сложилось движение «Лесных (или Сетонских) индейцев», оформившееся в общенациональную американскую организацию во главе с автором.

Повесть Э. Сетон-Томпсона об игре двух мальчиков в индейцев была переведена на многие языки; неоднократно переиздана в России в 1907—1917 гг. под названиями: «Два маленьких дикаря», «Юные дикари», «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились», «Повесть о том, как два мальчика жили в лесу как индей-

цы и чему они научились», «Юные дикари. Жизнь и приключения подростков в Канадских лесах». Немало практических знаний и сведений об элементах индейского быта и общения почерпнули из этих книг мальчики и подростки, учащиеся гимназий и реальных училищ российских городов, книгочеи, мечтатели, поклонники романов Майн Рида, Фенимора Купера, Карла Мая.

По мнению специалистов, Э. Сетон-Томпсон, разработав воспитательную систему, построенную на методе длительной игры, стал инициатором детского природоохранительного движения, объединявшего детей на игровой основе2. Э. Сетон-Томпсон считается основателем скаутизма вместе с Р. С. Баден-Пауэллом, разработавшим организационные основы этого движения, вобравшего в себя сетон-томпсоновскую длительную игру в индейцев как метод работы с детьми.

Таким образом, длительная игра, возникнув в ходе случайной практики, способствовала складыванию детского движения.

По нашим наблюдениям, Э. Сетон-Томпсон и Р. Баден-Пауэлл (а также их англоязычные последователи, толкователи и интерпретаторы) не употребляли это словосочетание, не считали, что скаутинг построен на методе дли-

1 См.: Сетон-Томпсон Э. Глава из автобиографии // Скауты России. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / [Сост. и общ. ред. В. Л. Кучин и В. И. Несевря]. М.: Федерация скаутов России, 1998. С. 7-19.

2 Руденко И. В. Традиции отечественного внешкольного воспитания в практике современного детского движения / И. В. Руденко // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. С. 310-318. Режим доступа: http://cyberieninka.m/article/n/traditsii-otechestvennogo-vneshkolnogo-vospitaniya-v-praktike-sovremennogo-detskogo-dvizheniya#ixzz4SWQFpC8V (дата обращения: дек. 2016).

тельной игры: в оригинальных текстах таких упоминаний нам не встретилось. Также не удалось найти употребления в этом контексте в Интернете наиболее вероятных английских вариантов «long game», «long-term game».

Термин «длительная игра» ввел в педагогическую литературу российский и советский скульптор и педагог, деятель скаутского и пионерского движения Иннокентий Николаевич

Жуков (1875-1948).

На разработку теории и методики длительной игры оказали влияние некоторые новации естественно-научных изысканий. В 1870-х гг. была популярна теория биогенеза, основателем которой являлся Э. Геккель (Германия), утверждающая, что организмы в течение своего внутриутробного развития повторяют историю рода, онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Были попытки перенести этот закон и в сферу воспитания детей по принципу аналогии между развитием ребенка и развитием всего человечества. Сторонниками этой теории, в частности, были С. Холл и Дж. Болдуин (США), в нашей стране — П. П. Блонский1. Ребенок в своем развитии повторяет путь развития всего человечества: собирательство, охота и пр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы педагогически верно предоставить возможность для

проявления этих инстинктов (в частности, в игре) и строить педагогический процесс, опираясь на них. Позже представители советской психологической школы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) показали, что основное, определяющее влияние на развитие игровой деятельности ребенка имеет социальная среда.

И. Н. Жуков в 1910-е гг. проникся идеей биогенеза и выступал активным сторонником этой теории, строя именно на ней свои положения о длительной игре. «До 10-летнего возраста, — писал он, — дети живут интересами и инстинктами дикарского периода в истории человечества. От 10 [до] 13 [лет] — охотничье-пастушес-кого периода — отсюда их интерес к охоте, рытью землянок, постройке шалаша. Интерес к животным и природе. От 13 [до] 16 лет период рыцарского средневековья, отсюда интерес ко всему героическому, чтение Майн Рида, групповые игры в казаков и разбойников, групповые драки. На фундаменте этих органических интересов и создана система скаутинг с ее скаутскими лагерями, беседами у костра и с рыцарскими законами и обычаями»2.

Разрабатывая скаутинг в применении к российской действительности, Жуков как секретарь общества «Русский скаут» внес в перевод труда Р. Баден-Пауэлла много уточнений,

1 См. напр.: Блонский П. П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): Пособие для высших учебных заведений и учителей учительских институтов. М.: Задруга, 1916. С. 99-100; см. также: Фортунатов А. Борьба за трудовой метод в Западной Европе и Америке // Трудовая школа в свете истории и современности. Сборник статей под ред. проф. М. М. Рубинштейна. Л.: Сеятель, 1924. С. 63.

2 Жуков И. Н. Текущий момент в скаутдвижении (1920-1921 гг.) // Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / сост. и ред. И. В. Руденко. Тольятти: ТГУ, 2010. С. 72.

расшифровок и пр., адаптировав его к российской действительности, включив в издание часть материалов I съезда по скаутизму1. Так, в жуковской системе скаутинга были почти полностью исключены военные приемы, оставлены элементы строевой подготовки. «Не военные разведчики, как это иногда понимается у нас людьми мало осведомленными, а в «разведчики» в смысле пионеров культуры, разведчиков доброго дела, юных рыцарей, разведывающих на всех дорогах жизни,

где бы им помочь тем, кто нуждается

2

в их помощи» .

И. В. Руденко считает основной заслугой И. Н. Жукова определение целей и задач скаутских организаций в России не как военных, а как рыцарских; разработку идеи применения метода длительной игры — основы скаутинга3. По мнению историка скаутизма Ю. С. Кудряшова, Жуков глубже всех понял сущность скаутинга, ближе всех подошел к скаутингу в его классическом, британском толковании и даже пошел дальше его основателя. Новатор в теории и в практике, он

сделал особый упор на нравственное

4

воспитание и игру .

Впервые определение скаутизма через игру Жуков дал в 1916 г. в своей работе «Русский скаутизм»: «Скаутизм — это прекрасная игра, полная чарующей прелести, поэзии и душевного благородства, игра, в которой принимают участие и взрослые»5, писал он. Позже он сформулировал это положение через словосочетание «длительная игра» («воспитательная система, которую мы предлагаем, является тоже игрой в рыцарей и пионеров-первопроходцев, но игрой длительной, серьезной, сливающейся с самой жизнью; в этом ее смысл и значение»6) и выработал критерии этого определения, различным образом компонуя и чередуя их в своих статьях.

Жуков видел истоки педагогического применения долговременных, длящихся неделями и месяцами игр в опыте англо-американской педагогики, включившей организованные игры в воспитательную работу с детьми. «От обычного типа игр эти воспитывающие игры отличаются тем, что они

1 Баден-Пауль. Юный разведчик. Пер. с англ. Изд-е 3-е, вновь проредактированное, с добавлением сведений о русской организации. Пг.: В. А. Березовский, 1916. С. 315-334; см. также: Скауты России. Сборник ... С. 58-68.

2Жуков И. Н. Школа и два пути воспитания // Педагогические парадоксы... С. 116.

3 Руденко И. В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагоги-ческий анализ) : монография. М:, 2008. С. 72.

4 Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение : Исторический очерк. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1997. С. 56; См. также: Он же. Что писали о скаутах (Историографический очерк) // Скаутинг в России: вчера и сегодня: Материалы Всеросс. научно-практич. конференции 16-17 апреля 1995 г. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1996. С. 40.

5 Жуков И. Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. Пг.: В. А. Березовский, 1916. С. 31.

6 Баден-Пауэлл Р. Руководство по скаутингу, переработанное И. Н. Жуковым. Отпечатано по 4-му изданию Т-ва В. А. Березовского, 1918 год // Скауты России. Сборник. С. 461; также www.gomelscouts.com > Книги о скаутах > Руководство по скаутингу; orur44.narod. ru/metod/Scouting_For_Boys/sfb_1918_4ru.htm (доступно - дек.2016).

носят не случайный и кратковременный, а длительный и даже постоянный характер. В них игра приобрела серьезный характер, сливаясь с самой жизнью»1. В англо-американском опыте Жуков выделил два типа длительных игр, основанных на подражании, самовоспитании и самодеятельности:

— школьные республики, школьные министерства, основанные на подражании детей взрослым (к этому типу он относил и детско-юношеские организации — детские клубы, дома юношества, союзы молодежи — которые сейчас квалифицируются как элементы детского и молодежного движения);

— «грандиозная международная воспитывающая игра «в скауты», «в юные разведчики», основанная на свойственном подросткам «подражании излюбленным героям юношеских

2

книг» .

В дальнейшем в его публицистике звучит постоянный гимн длительной игре. «Яркая, красочная форма, в которую облеклась эта длительная воспитательная игра, как нельзя более соответствует жизнерадостному миропониманию и мироощущению особого народа, рассеянного по всему миру, народа под-ростков»3. «Если педагогическая ценность кратковременных игр считалась доказанной в старой педагогике, то во

сколько же раз следует признать ценным приобретением педагогики эти для-

4

щиеся годами воспитывающие игры» . «Как длительная игра она имеет и все атрибуты игры: условные знаки и значки, особенности приветствия, состязательные отличия и т. д., словом все то, что отвечает всегда конкретному, всегда образному восприятию детей этого возраста»5. «"Всемирное Рыцарское и Трудовое Братство Скаутов" — вот наименование этой игры»6.

Эти его яркие, образные, художественные определения длительной игры могут быть обобщены следующим образом:

— по педагогическому воздействию — игра воспитывающая (воспитательная);

— по пространственным и временным параметрам — игра грандиозная (а именно): игра, длящаяся годами; игра, эмоционально сближающая детей всего мира, создающая всемирное детское братство, игра интернациональная;

— по составу участников — игра, объединяющая детей и взрослых;

— по психологическому настрою — игра серьезная, как сама жизнь (сливающаяся с жизнью); и одновременно — игра яркая, красочная, чарующая детей; игра, включающая обя-

1 Жуков И. Н. Школа и два пути воспитания // Педагогические парадоксы .. .С. 115.

2 См.: Там же. С. 116.

3 Жуков И. Н. Декларация старшего друга скаутов И. Н. Жукова ко всем штабам скаутских организаций // Педагогические парадоксы ... С. 81.

4 Жуков И. Н. Игра и труд в педагогике (на правах дискуссии) // Педагогические парадоксы ... С. 88.

5 Жуков И. Н. Новые основы социального воспитания // Вестник просвещения (Чита). 1921. № 2. С. 38.

6 Жуков И. Н. Открытое письмо старшего друга скаутов.// Педагогические парадоксы... С. 66.

зательные атрибуты игры — значки, приветствия, даже тайный язык.

Длительную игру в зависимости от аудитории, которой предназначена статья (скауты, педагоги-практики, руководители РКСМ [Российский коммунистический союз молодежи] и НКП РСФСР [Народный комиссариат просвещения]), Жуков называл новым методом воспитания, новым методом эмоциональной (волюнтар-ной) педагогики, основным методом скаутинга.

Его трактовка длительной игры имеет несколько уровней:

— воспитательная система-скаутинг в целом;

— метод скаутинга;

— конкретные игры «Забайкальский экспедиционный корпус» и «Картофельный конкурс», организованные Жуковым в годы его работы в Чите.

Определения длительной игры Жукова эволюционизировали во времени, по его работам можно выделить читинский (1918—22, скаутский или допионерский) и московский (1922— 24, пионерский) ее периоды.

Биография И. Н. Жукова известна. Он родился в 1875 г. в Читинской губернии, учился и учительствовал в Петербурге. В 1912—14 гг. учил-

ся в студии скульптора Э. Бурделя в Париже (видимо, там и заинтересовавшись деятельностью скаутов). В сентябре 1917 г. Жуков с семьей переехал из голодного Петрограда к родным в Читу. Жил до 1922 г. в Чите, преподавал географию, рисование и лепку, служил инструктором Отдела единой школы в Министерстве просвещения Дальневосточной Республики, вел большую общественную работу.

Располагая некоторым опытом практического руководства скаутским отрядом в пригороде Петрограда в 1914—1915 гг., вооруженный разработками двух съездов по скаутизму, деятельным участником которых он был, принимавший активное участие в издании «Листка скаута», в работе Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут»1, Жуков горячо взялся за работу: принял участие в создании в Чите скаутской организации, выпускал журнал «Забайкальский скаут», в котором были опубликованы многие его статьи.

Жуков организовал в 1918 г. длительную воспитывающую игру по изучению Забайкалья «Экспедиционный корпус», успех которой (до тех пор, пока развитию игры не воспрепятствовала обстановка гражданской войны2) дал ему основания считать, что путь

1 См. подробнее: ЕфимоваЕ. А. К столетию Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» (1914—1918) // Россия в Первой мировой войне (http://www.inion.ru/ww1)

2 Детское путешествие по Забайкалью (по рекам Ингоде и Шилке от Читы до Сретенска) было все же совершено под руководством сотрудника областного краеведческого музея М. И. Союзова уже после отъезда Жукова летом 1923 г. Его участники называли себя «юни-сы» - юные исследователи (См.: Константинов А. В., Федосеев А. Ю., Рафибеков Э. М. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам // Народное образование Забайкалья: история и опыт. Чита: Поиск, 2000. С. 91-97; См также: Детское скаутское движение в Забайкалье (11 октября 2007) // http://рустрана.рф/article.php?nid=19002; Слепивший пионеров // Газета «Земля». Чита. 2011. Выпуск № 20 от 19 мая. www.zemlya-chita. com/?num=32&it=531 (доступно - дек.2016).

переустройства старой школы, вообще новый, результативный метод воспитательной работы с детьми наконец найден. В этой игре мальчикам 10—14 лет было предложено после двухлетней подготовки пройти походом по всему Забайкалью. Желающие принять участие самостоятельно подготавливались по разработанным Жуковым требованиям к экспедиционным специальностям и сдавали экзамен. Сформированные в результате испытаний отряды разведчиков, санитаров, охотников и рыболовов, поваров, зоологов, ботаников и др. (всего числом около 700 человек) под руководством Жукова совершали подготовительные пешие переходы и восхождения на сопки. Другим успешным опытом стал организованный Жуковым в 1922 г. по поручению Министерства народного просвещения Дальневосточной республики среди детей Читы агрономический «Картофельный конкурс», где он внедрил активно пропагандируемый им метод группового соревнования. Группы участников конкурса самостоятельно выращивали картофель, используя помощь и рекомендации оргкомитета; сбор урожая проходил в присутствии ответственных лиц, составлялся протокол, скрепленный печатью. Победителям присуждался футбольный мяч или библиотечка.

В статьях и письмах, опубликованных, в основном, в сибирской педагогической и скаутской прессе в 1918—21 гг., Жуковым даны характе-

ристики длительной игры, указанные выше. Держа руку на пульсе работы с детьми даже в то время недостаточных информационных связей, Жуков осознавал все сложности современности — гражданская война, разруха, беспризорность, кризис школы. Панацеей от всех бед он считал длительную игру, в чем его окончательно убедили опыт организации «Экспедиционного корпуса» и проведения «Картофельного конкурса».

По мнению Ю. В. Кудряшова, «в статьях читинского периода жизни он представил совершенно иной скаутинг [по сравнению с петроградским], сделал все возможное, чтобы примирить соперников в воспитании молодежи (скаутмастеров и комсомольцев), донести до учителей педагогическую ценность системы. Конечно, во многих отношениях он показал себя романтиком, наивным «дядей Кешей»,

абсолютно далеким от понимания

1

современной ситуации человеком» . Добавим, что, вероятно, Жуков сознавал сложности ситуации, но надеялся, что своей активной восторженной агитацией за длительную игру, групповое соревнование, волюнтарную педагогику он сможет превратить свои убеждения в реальность, творимую не только собственноручно, но и руками других.

В годы работы в Чите Жуков продолжал пропагандировать игру вообще как метод работы с детьми: им изданы два сборника игр, не потерявшие до сих пор своей педагогической 2

ценности .

1 Кудряшов Ю. В. Что писали о скаутах. С. 40.

2 См.: Игры. 31 игра из числа наиболее употребительных в школьной практике. Чита: Забайкальское отделение земства, 1919. 16 с. Игры. 34 игры из числа наиболее употребительных в школьной практике. 2 е изд., испр. и доп. Чита: «Утес», 1922. 20 с.

В конце 1921 г. Жуков ездил в Москву в составе делегации, передавший вместе с грамотой правительства Дальневосточной Республики правительству РСФСР проект монументального памятника, посвященного 4-ой годовщине Великой Октябрьской революции (авторства Жукова). 8 ноября 1921 г. он созвал совещание скаутов г. Москвы с целью выработки основ нового скаутинга1, 10 декабря 1921 г. выступал на комиссии ЦК РКСМ. 1 декабря 1921 г. выступил на заседании НПС ГУСа [научно-педагогической секции Главного ученого совета] Наркомпроса с докладом «О бойскаутизме»2. «Своими докладами на тему: "Длительные воспитывающие игры как основа новой педагогики", в которых я ссылался на систему скаутинг как на самую грандиозную из этих игр и гениальную по своей педагогической сущности и методам, вызвал большой интерес в педагоги-

3

ческих кругах и учреждениях», — писал он, вернувшись в Читу.

Среди участников заседания НПС ГУСа не было единства: председательствующий М. Н. Покровский подчеркивал буржуазную сущность скаутинга, что расходилось с главным тезисом Жукова о необходимости

использовать скаутинг в воспитательной работе, очистив его от буржуазной оболочки; с другой стороны, П. П. Блонский, поддерживавший мысли Ж. Ж. Руссо о педагогической ценностидетской Робинзонады (жизнь детей летом на природе с постройкой жилища и приготовлением пищи своими руками4), считал, что скаутинг может дать много «для педагога: скаутинг может научить говорить с ребенком его языком методом длительной игры». По данным Р. В. Соколова и А. В. Вахтина, нарком просвещения А. В. Луначарский не только поддерживал И. Н. Жукова с его «длительной игрой», но и сам предлагал нечто аналогичное для учителей истории, советуя им при изучении первобытного общества ехать с классом на несколько дней в лес и там пытаться строить жилище, добывать огонь трением, а при изучении средневековья предлагал разыгрывать ситуации с участием феодалов, кардиналов, крепостных, солдат, называя это «театральным методом»5.

В столице продолжались организационные процессы в области детского движения; видимо, обаяние, напор и компетентность Жукова сыграли свою роль. 19 мая 1922 г. II

1 См.: Жуков И. Н. От старшего друга скаутов // Педагогические парадоксы ... С. 77.

2 См.: ДалинВ. У истоков. Из воспоминаний о рождении пионерской организации // Народное образование. 1972. № 10. С. 85.

3 Жуков И. Н. От старшего друга скаутов // Педагогические парадоксы ... С. 77.

4 См.: БлонскийП. П. Трудовая школа. Ч. I. Тифлис: Гос. изд-во, 1921. С. 73-81. Такие «первобытные лагеря» для младших подростков практиковались в 1920-е гг. вне зависимости от идей Жукова, а, скорее всего, с подачи П. П. Блонского (См. напр.: Беккер Л. В., Ганенко В. В., Попова Н. И. Игра, труд и знание в школе. Из практики 2-й опытной школы МОНО 1-й ступени // Вестник просвещения. 1923. № 5-6. С. 95-108).

5 Соколов Р. В., Вахтин А. В. Идея «воспитания будущего» и игровая культура первой трети XX века // Теория и история игры. Вып. 2. М.: ОДИ-Intemational, 2002. С. 97-98.

Всероссийская конференция РКСМ приняла резолюцию о создании детской организации, что положило начало пионерскому движению в нашей стране: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Летом 1922 г. Жуков окончательно переехал в Москву и активно включился в работу по созданию детской организации, а главное — по методическому сопровождению этой работы. В его многочисленных статьях проводились основные мысли: защита скаутинга от обвинений в буржуазности («обновленный, очищенный скаутинг») и пропаганда метода длительной игры. Адресаты его статей — руководящие органы комсомола и Наркомпроса и широкие массы скаутов и скаутмастеров. Руководителей РКСМ и НКП РСФСР Жуков убеждал в важности, грандиозности, интернациональности длительной игры и обновленного скаутинга, их актуальности, педагогической целесообразности, соответствии установкам трудовой школы. А скаутмастеров он старался убедить, что Наркомпрос, преодолев косность старой словесной школы, и члены РКСМ, победив свое педагогическое невежество,

вот-вот проникнутся идеями волюн-тарной педагогики, длительной игры и обновленного скаутинга. 27—31 августа 1922 г. на Московском областном совещании скаутмастеров было утверждено название «пионеры» для членов детской организации, решено создать главную квартиру пионеров, куда войдет Жуков, «старший пионер России»2. Возможно, в этом качестве название «пионеры» именно тогда появилось впервые.

Жуков приветствовал выход в свет книги Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм». В своей рецензии на эту книгу он критиковал только очевидные накладки (разные возрастные категории скаутов и комсомольцев, употребление термина «бойскаутизм», хотя в организации скаутов участвуют и мальчики, и девочки), продолжая пропаганду метода длительной игры: «В практику и идеологию этой системы [трудовой школы] до сих пор не вошли элементы эмоционального воспитания через мощный метод — длительную воспитывающую игру, насыщенную, как всякая игра, эмоциональными процессами, и обладающую, как всякая игра, атрибутами игры, условными терминами, символикой, значками, торжественным церемониалом, драматизацией и другими способами

3

конкретизации чувств» .

Путем агитации за метод длительной игры Жуков старался найти ком-

1 Детское движение. Резолюция II Всероссийской конференции РКСМ, 19 мая 1922 г. // Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Документы и материалы. 1920-1972 гг. М., 1972. - С. 2.

2 Всевобуч и спорт. Петроград. 1922. №15. С. 237. (Страничка скаута).

3 Жуков И. Рецензия на книжку Крупской «РКСМ и бойскаутизм». // Юный коммунист. 1922. № 10-12. С. 71.

промисс между скаутизмом в своей собственной (рыцарской, не-военной, внеполитической, внеконфессиональ-ной, игровой) интерпретации и новациями Наркомпроса (единая трудовая школа) и комсомола (пролетарская детская коммунистическая организация), доказывая, что длительная игра, как часть волюнтарной педагогики, является именно тем инструментом, в котором жизненно нуждается и молодая советская педагогика, и растущее молодежное движение — Российский коммунистический союз молодежи — в его попытках организовать работу с пролетарскими детьми РСФСР. Только единожды Жуков усомнился в адекватности термина «длительная игра» (ведь игра противостоит труду, как нечто несерьезное): «Термин «длительная игра» не вполне удовлетворителен; в обычном представлении игра противопоставляется жизни, труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая

организованную жизнь детей, празд-1

ничную, но не праздную» .

Не только сотрудников Наркомпроса во главе с наркомом покорили энтузиазм и харизма Жукова, но и комсомольских лидеров. Он смог внушить всем, что подростки всей страны с радостью ухватятся за идею путешествия в дальние страны, дли-

тельной игры в пионеров культуры, в разведчиков будущего.

На V Всероссийском съезде РКСМ (11-17 октября 1922 г.) с докладом о детском движении выступал секретарь ЦК РКСМ Оскар Тарханов, в определенной степени поддержавший Жукова. Накануне съезда он писал: «Мы изгоняем из длительной игры то старое содержание, которое она имела (индейщина, белое рыцарство) и затеваем новую длительную игру в "пионеров нового трудового общества"»2. Выступая на съезде, Тарханов декларировал, что в основу работы детской коммунистической организации должна быть положена длительная игра, а именно - жуковская длительная игра в пионеров нового общества3.

Несмотря на развернувшуюся дискуссию, съездом была принята резолюция, предложенная О. Тархановым: «В основу пролетарского детского движения должна быть положена длительная игра детей, опирающаяся на особенности детского возраста и поэтому воздействующая на чувства детей, и втягивание детей в общественную, жизнь, в борьбу и строительство рабочего класса, в особенности в их наиболее яркие моменты и явления»4.

В резолюции съезда конкретизировалось, что в играх детей должны

1 Жуков И. Детское движение и трудовая школа // Трудовая школа в свете истории и современности: Сборник статей под ред. проф. М. М. Рубинштейна. М.-Л., 1925. С. 234.

2 О. Т[архан]ов Классовое воспитание // Юный коммунист. 1922. № 15-16. С. 49.

3 См.: Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. С. 171.

4 См.: Решения V Всероссийского съезда РКСМ (окт. 1922 г.) // Комсомол и детское движение : Сборник решений КИМа, съездов и конференций РКСМ и пр. по работе среди детей. / Под ред. ЦК Коммунистич. детск. групп при ЦК РКСМ. М.-Л.: МГ, 1924. С. 19-20; Первые шаги: Сборник статей по истории детского коммунистического движения в Москве. М.-Л.: Моск. рабочий, 1928. С. 189.

воспроизводиться эпизоды революционной борьбы и борьбы человека с природой. Последнее положение как нельзя лучше отвечало названию новой детской организации — пионерской организации.

Пионеры — это наименование одной из скаутских специальностей («землепроходцы, первооткрыватели»). Известно, что именно Жуков предложил называть членов новой детской организации пионерами — первопроходцами, разведчиками будущего, проводя таким образом ее происхождение напрямую из скаутинга. «Совершенно новый метод этой эмоциональной педагогики — метод

длительной массовой игры "в юных

1

пионеров пролетарской культуры » . «Новизна педагогического метода этой системы [скаутинг] заключается в том, что в ней впервые в основу воспитания положена длительная, серьезная, сливающаяся с жизнью игра детей всего мира, игра в героических пионеров новой культуры <...> Слово "скаут", ненавистное РКСМ, пока еще малосведущему в вопросах педагогики, — писал он, — должно быть сохранено или в крайнем случае заменено словом "Пионер" (культу-ры)»2.

За период с октября 1922 по июнь 1923 г. многие авторы заметок, обращенных к пионерам, и рекомендаций по работе с пионерами восприняли и распубликовали идеи Жукова, причем именно с учетом возрастных склонностей и «атавистических инстинктов». «Тягу к подражаниям взрослым, к геройству и приключениям мы должны использовать, сумев организовать полезную, длительную игру воспитательного характера. Наша игра в юные пионеры развертывает

3

перед детьми широкие горизонты» . «Пионеры — это дети, играющие в Робинзонов революции по системе длительной игры»4. «Пионерами были сотни путешественников, отправляющихся в неизведанные страны, чтобы найти места для нового расселения людей»5. «Пионерами обычно называют людей, которые пробираются в неизведанные области и прокладывают дорогу для следующих за ними пер -вых поселенцев. Рабочие-большевики сейчас самые передовые люди, так как они уничтожают неполадки в совместной человеческой жизни. Поэтому помогать им значит помогать человечеству выйти на новую дорогу»6.

Делая, что возможно, в области внедрения метода длительной игры

1 Жуков И. Н. Детское движение // Педагогические парадоксы . С. 97.

2 Жуков И. Н. Открытое письмо старшего друга скаутов // Педагогические парадоксы С. 66, 67.

3 Сорокин В. Юные пионеры: Популярное руководство. / Одобрено Сев.-Зап. Обл. Бюро Детск. Коммунистич. групп как руководство для вожатых отрядов. Пг., 1924. С. 9.

4 Тютрюмов Л. Очередные задачи пионерства. // Юный коммунист. 1923. № 9. С. 31.

5 Памятка юного пионера. / Сост. Моск. Бюро Юных Пионеров при МК РКСМ под ред. В. Зорина. М.: Новая Москва, 1923. С. 5.

6 Международная детская неделя. Слушайте, юные товарищи, внимание, маленькие пионеры! // Юные товарищи. 1922. № 2-3. С. 7-8.

в работу новой детской организации, Жуков не оставлял в покое и Наркомпрос. Ту же длительную игру он пропагандировал как лучший, незаменимый, всеобъемлющий метод воспитательной работы. «Эмоциональная волюнтарная педагогика, сделавшая своим методом длительные воспитывающие игры, вышла за пределы изолированных одна от другой школ, эмоционально сближая детей одного города, одного государства и детей всего мира. Школы, прежде всего в деле воспитания, приобрели в этой системе длительных игр себе могучего помощника. Самая грандиозная из этих игр - система скаутинг, первая мировая длительная игра детей» . «Если бы Главсоцвос решил <...> создать для этого особую систему игры, то основным элементом этой новой игры были бы опять-таки те же атавистические инстинкты детей этого возраста <...>, т. е. пришлось бы вновь создавать систему скаутинг с ее лагерями, с ее задачей дать выход героическим устремлениям детской души в сторону активного альтру-

изма»2. «Волюнтарная интернациональная педагогика стучится в двери Наркомпроса»3.

Дела, а не слова показали, что устраивать длительную игру с юными пионерами всей РСФСР никто не собирался. Первое предложенное Жуковым весной 1923 г. групповое соревнование пионеров было длительной игрой, подобной «картофельному конкурсу». «Как пример такого конкурса укажем на «морской конкурс», организуемый этим летом Главной квартирой юных пионеров при ЦК РКСМ. <...> Программа состязаний, объявленная месяца на три, будет насыщена элементами родиноведения, спорта, трудовых специальностей и т. д. <...> «Морской конкурс» и подобные ему будут ежегодным весенним барабаном, зовущим детей в органи-зацию»4. Конкурс не состоялся — руководством РКСМ не было предпринято никаких организационных шагов для претворения его в жизнь5.

25—30 июня 1923 г. прошла III Всероссийская конференция РКСМ, в повестке дня которой стоял отде-

1 Жуков И. Н. Экспедиционный корпус (Итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение. 1923. № 6. С. 43.

2 Жуков И. Н. Новые основы социального воспитания // Вестник просвещения (Чита). -1921. № 2. С. 36.

3 Жуков И. Н. Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики // Гастев А. К. Юность, иди! М., 1923. С.53.

4 Жуков И. Н. Детское движение // Педагогические парадоксы ... С. 98.

5 Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. С. 75, 174, 176. «Морской конкурс» не был проведен, хотя имеются утверждения, что И. Н. Жукову удалось его организовать. (См.: Богуславский М. В. Жуков Иннокентий Николаевич // Педагогическая энциклопедия. М.: 1993. Т. 1. С. 310; он же Иннокентий Жуков - «отец» русских скаутов // Лидеры образования. - 2002. - № 3. -С. 46; Ковшов Р. В. Создание И. Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России // Внешкольное воспитание в современной России : сб. материалов по итогам Конференции. [Сост. в Москве, 15-16 декабря 2012 г.] / Об-ние пед. исслед. им. М. В. Агапова-Таганского ; [ред. Г. А. Казаков]. М., 2015. - С.93).

льным пунктом вопрос «Очередные задачи детского коммунистического движения»; были подведены итоги полутора лет работы в этом направлении. На этой конференции была отри-

1

нута и впоследствии подвергнута критике за отрыв от жизни идея длительной игры2. «Опыт работы, однако, быстро убедил нас в неправильности этого выставления длительной игры, как основы детдвижения, и подтвердил правильность второго положения о втягивании детей в общественную жизнь, в борьбу и строительство рабочего класса», — писал бывший ска-утмастер, пионервожатый, впоследствии известный дипломат В. Зорин3.

В 1924 г. наступил серьезный перелом в деятельности молодого детского коммунистического движения РСФСР. После смерти В. И. Ленина было принято решение об объединении всех детских коммунистических групп юных пионеров (до этого допускались различные варианты названий) и о присвоении пионерской организации

имени В. И. Ленина4. Состоявшийся летом 1924 г. VI Всесоюзный съезд РЛКСМ подчеркнул, что «детское движение в Советской республике является новой формой коммунистического воспитания и первой ступенью рабочего движения <...> Воспитательным методом детдвиже-ния является планомерное вовлечение детей в классовую борьбу и общественно необходимую работу». В резолюции прозвучали слова критики в адрес V съезда РКСМ, который «правильно определил подчиненность игры основному содержанию детдви-жения, уделил, однако, игре слишком большое место, определяя ее как основу методики детского движения. Необходимо, отбросив длительную игру, как основу методики пионерского движения, в работе детской организации считаться, однако, с особенностями детского возраста, используя метод игры, коллективного соревнования, воздействуя на чувства детей»5. Кое-что из выстраданного

1 См.: Комсомол и детское движение. С. 5; см. также: Об очередных задачах детского коммунистического движения. Из резолюции VI съезда РКСМ (июль 1924 г.) // Директивы и документы по вопросам пионерского движения. М.: Издание АПН РСФСР, 1959. - С. 77.

2 См. подробнее: Ефимова Е. А. Скаутские традиции в игровой работе пионерской организации в начале 1920-х гг. // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики: материалы Девятой международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2013 г. / Ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2013. - С. 53-56.

3 Зорин В. Итоги детского коммунистического движения в СССР. М., 1926. С. 13; см. также: Гессен В. Комсомол и юные пионеры: Очерки истории комсомольского и пионерского движения в СССР. Л., 1926. - С. 97; Бирбраер М. Работа юных пионеров (Очередные задачи). М., 1924. С. 7; Первые шаги... С. 189, 190.

4 О переименовании детских коммунистических групп им. Спартака в детские коммунистические группы им. В. И. Ленина. Из протокола экстренного пленума ЦК РКСМ, 23 января 1924 г. // Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Документы и материалы. 1920-1972 гг. М., 1972. С. 17.

5 Об очередных задачах детского коммунистического движения. Из резолюции VI Всесоюзного съезда РКСМ, 18 июля 1924 г. // Там же. С.30.

Жуковым методического багажа осталось в работе пионерской организации, но ушла комплексность. Термин «длительная игра» подвергся критике, будучи связан в восприятии комсомольских и пионерских работников с уже запрещенным к тому времени скаутизмом1. О. Тарханов, открещиваясь от прошлого, писал впоследствии: «Класть метод длительной игры в основу теории детского движения было с нашей стороны ошибкой <.. •> Оглядываясь на 1922-23 гг., мы можем теперь сказать, что пресловутая «длительная игра» никогда не распространялась дальше страниц писанных нами тезисов и дискуссионных статей против Э. Гернле»2.

В аргументации руководящих документов и последующих методических разработок в пионерской публицистике в сюжете об отказе от длительной игры в работе с детскими коммунистическими группами игра противопоставляется жизни. «Пионеры уже сейчас настолько активно участвуют во всей жизни<.. •>, что ни о какой, хотя бы и очень длительной, игре не может быть и речи»3. «Скаутская организация отвлекает социальную активность детей в своих целях <...> в сторону «длительной игры» и т. н. индейщи-ны (переживаний первобытных и диких народов). <...> Пролетарское

детское движение - не игра, а действительность. Оно протекает не па-

4

раллельно жизни, а вливается в нее» . «Коммунистическое воспитание решительно отрицает все те элементы романтизма и приключенства <...> бегство из большого города, этой базы рабочего движения <...> не может служить примером для юношеских организаций. «Красный пионер» не занимается «длительной игрой»5.

По нашему мнению, за противопоставлением игры и жизни в данном случае стоит целый ряд причин разной глубины и значимости. На бытовом уровне это знак - противопоставление настоящего, серьезного (жизнь) и ненастоящего, несерьезного (игра) занятия. В политическом плане это отрицание прошлого: отрицается нечто, изначально присущее скаутизму, с которым молодое детское коммунистическое движении должно решительно распроститься. Скаутский пережиток противопоставляется живой пионерской жизни: играют только скауты, а пионеры - работают. Но представляется, что самой важной причиной была педагогическая. Не только рядовым пионерским работникам, пионерским вожатым не было ясно, как работать с детьми на основе длительной игры. Что такое длительная игра, что конкретно надо делать

1 Скаутизм был исключен из практики детской организации осенью 1923 г. См.: Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. С. 75; Кудинов В. А., Ярмольчук А. В. История скаутского движения в России в XX веке. М., 2004. С. 72.

2 Тарханов О. От мудрствований к делу // Юный коммунист. 1923. № 1-2. С. 86-87.

3 Бирбраер М. Указ. соч. С. 5.

4 Хаит И. А. Беседы с учителями о детском коммунистическом движении. Одесса, 1925. С. 34, 39.

5 Гернле Э. Основные вопросы пролетарского воспитания. М.-Л.: МГ, 1930. С. 124.

— не понимали, пожалуй, не только пионерские и комсомольские работники и публицисты, но и руководители Наркомпроса и РКСМ. Даже для проведения кратковременных (в терминологии Жукова) подвижных игр с детьми нужен особый темперамент, склад характера, призвание, а для длительной игры тем более. Игра как гипотетический инструмент создания детской организации не далась в руки ее идеологам, теоретикам и практикам. Осознавая педагогическую ценность игры, они не смогли внедрить ее на практике: не было ни теоретических и методических разработок, ни кадров, ни времени вникнуть в сущность проблемы.

Более того, представляется, что внедрение длительной игры с жуковской идеей рыцарской помощи нуждающимся в работу с пролетарскими детьми Советской России было невозможно в обстановке только что закончившейся гражданской войны, разрухи, НЭПа. Дети рабочих окраин не читали Фенимора Купера, не знали, кто такие рыцари.

Решения V съезда РКСМ подверглись критике1. «И наивна, конечно, была надежда съезда через длительную игру вовлечь детей в об-

щественную жизнь. Съезд попытался совместить несовместимое — длительную игру, отвлекающую от суровой действительности, от напряженного пульса современности в мир фантазии и воображения, и классовую борьбу, разворачивающуюся и протекающую

в недрах, в самой гуще повседневной

2

жизни» .

Игры в работе пионерской организации сохранились, а термин «длительная игра», как и все скаутское, покинул страницы пионерской и педагогической прессы. Нам несколько раз удалось обнаружить это словосочетание, которое употреблялось для обозначения игр, продолжавшихся долгое время. Это были игры на местности, проводившиеся в пионерском лагере, в Москве по месту жительства, в районе Москвы при участии нескольких школ; есть упоминание о техническом лагере на р. Шунге, где ребята затеяли игру «УКК» (Урало-кузнецкий комбинат) на все лето3. О Жукове в последующие годы писали редко, преимущественно как о скуль-

4

пторе .

Специалисты считают генетически связанными с идеей длительной игры Жукова коллективные длительные творческие игры, применявши-

1 См. напр.: Гессен В. Комсомол и юные пионеры: Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР. Л., 1926. С. 96-97; БирбраерМ. Указ. соч. С. 39; Хаит И. А. Указ. соч. С. 39.

2 Хаит И. А. Указ. соч. С. 40.

3 См.: Хейфиц П. О некоторых формах летней работы // Вожатый. 1926. №7-8. С. 51; Невская М. Культурно-массовая работа пионеров в жакте (из опыта работы Москвы) // Вожатый. 1932. № 10. С. 38-41; Подсосов А. Лагерь на речке Шунге. Рец. на книгу: Глязер С. Шунгострой // Вожатый. 1934. №5. С. 60-61; БочинЛ. Об игре, которая длилась тридцать дней // Вожатый. 1939. № 12. С. 17-21.

4 См.: Яковлев В. Скульптор и педагог // Народное образование. 1966. № 7. С. 88-89.

еся в работе пионерской организации «Марш пионерских отрядов», «Октябрята по стране Октября», «Зарница», тимуровское, коммунар-ское движение, которые «охватили все подрастающее поколение СССР в 1960—1980-е гг. и стали особыми общественными и педагогическими явлениями»1. Также в педагогической литературе были определены как организованная пионерами длительная ролевая игра «Пионерские фабрики игр», наряду с тимуровским движением, «Пионерстроем», «Снежной республикой»2.

С 1990-х гг. в нашей стране происходит обращение к опыту дореволюционной педагогики, освоение его; в связи с распространением скаутских организаций растет интерес к скаутизму, его идеям, реалиями, терминологии. Значительное влияние на складывание интереса педагогической общественности к наследию И. Н. Жукова сыграли публикации его произведений, выполненные И. В. Руденко3.

Внимание педагогов привлек и термин «длительная игра». Появились публикации, касающиеся И. Н. Жукова4, его длительных игр5.

Термин понимается неоднозначно. По нашим наблюдениям, происходит смешение понятий как в методическом, так и в историко-педагогическом плане. Так, в начале XX в. в европейских странах появились детские и молодежно-подростковые движения туристско-краеведческой направленности (например, «Перелетные птицы», «Юные странники» в Германии, «Новое поколение» в Швеции)6, однажды обратившие на себя внимание И. Н. Жукова своей природосообраз-ностью и альтруистической направ-ленностью7. Возможно из-за того, что в сборнике И. В. Руденко заметка Жукова об этом движении была помещена в разделе «Длительные воспитывающие игры» рядом с методическими разработками «Стаи волчат» и «Стаи птенчиков», касающихся организации длительных игр с младшим возрастом, в педагогической литера-

1 Ковшов Р. В. Указ.соч. С. 86.

2 Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника// Советская педагогика. 1982. № 9. - С. 60-64. - С. 52.

3 Игра и детское движение: И. Н. Жуков - в помощь организаторам детского движения и педагогам : сборник. / сост. И. В. Руденко. М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. 72 с.; Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / сост. и ред. И. В. Руденко. Тольятти: ТГУ, 2010. -161 с.

4 Богуславский М. В. Русские скауты: кто они? // Воспитание школьников. 1991. № 5. С. 42-45.

5 Волохов А. Длительные воспитывающие игры // Воспитание школьников. 1995. № 2. С. 14-16; № 3. С. 19-20.

6 См. подробнее: Вишневская Л. Внешкольные занятия у нас и в Швеции // Русская школа. 1911. № 10, октябрь. Отд. I. С. 1-14; Мали И. В. Первое немецкое молодежное движение Вандерфогель // Вестник Северного (Арктического) федерал. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. Вып. № 6. С. 133-135. http://cyberleninka.ru/article/n7pervoe-nemetskoe-molodezhnoe-dvizhenie-vanderfogel#ixzz4U2VnFalv (доступно - дек.2016).

7 Жуков И. Н. Стаи «перелетных птиц» // Педагогические парадоксы ... С. 140.

туре появились указания на интерес Жукова к немецкой игре «Перелетные птицы», на проведение скаутами игр «Перелетные птицы»1.

Современные разработки длительных игр дают картину череды мероприятий для детей младшего школьного и дошкольного возраста, объединенных общей темой и общими педагогическими задачами. По формулировке крупного специалиста в этой области И. В. Вагнер, такая игра является действенной формой «реализации воспитательного процесса в начальной школе», где с учетом требований ФГОС НСО «организована совместная деятельность детей и взрослых», осуществляется «воспитывающее формирование уклада 2

школьной жизни» .

Возникли и употребляются в педагогической практике словосочетания

3

«длительная цикличная игра», «длительная коллективная тематическая игра»4, «длительная образовательная игра»5, «длительная предновогодняя сюжетно-ролевая игра»6, «длительная ролевая игра». Иногда за этими словами кроется разработка дидактической игры длительностью в несколько уроков7, иногда — программа работы клуба или детского объединения по месту жительства. Значительное внимание к длительным играм проявляют теоретики ролевого движения, объявляя И. Н. Жукова своим предшест-венником8. В современной скаутской практике присутствуют игровые выездные лагеря, цикловые игры, исторические игры.

1 См.: БогуславскийМ. Иннокентий Жуков - «отец» русских скаутов // Лидеры образования. 2002. № 3. С. 44; РепринцеваЕ. А. Педагогика игры: Теория. История. Практика. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. С. 149.

2 Вагнер И. В. Длительная игра как форма реализации программы воспитания : методическое пособие. М.: Русское слово, 2015. С. 3, 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См. напр.: Длительная цикличная игра как инновационный подход позитивной социализации школьников: мет. Разработка. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlitelnaya-igra-1062815.html (доступно - нояб. 2017).

4 См. напр.: Старкова Е. М. (Пермь) Длительная коллективная тематическая игра как средство воспитания детского коллектива и формирования ключевых УУД у младших школьников Режим доступа: https://www.pedm.rU/categories/3/articles/548 (доступно - нояб.2017).

4 См. напр.: Тетерина Т .А. Длительная образовательная игра как междисциплинарная деятельность, интегрирующая классные и внеклассные формы работы с содержанием основного и дополнительно образования (на примере МБОУ г. Иркутска СОШ № 80) Режим доступа: https://infourok.ru/dlitelnaya-obrazovatelnaya-igra-kak-mezhdisciplinarnaya-deyatelnost-integriruyuschaya-klassnie-i-vneklassnie-formi-raboti-s-sode-457941.html (доступно - нояб. 2017).

6 См. напр.: Длительная предновогодняя сюжетно-ролевая игра https://lychik.ru/kindergarden/ ostozhenka/dlitelnaya_prednovogodnyaya_syuzhetnorolevaya_igra/ (доступно - нояб. 2017).

7 См. напр.: Славянская Л. В. Методическая разработка длительной игры по теме: «Информация» http://festival.1september.ru/articles/314866/ (доступно - дек. нояб. 2017).

8 Кот Я. Длительная ролевая игра Иннокентия Жукова // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там. Ролевой конвент «Комкон», Москва 14-17 марта 2013 г.: сб. статей / под ред. А. И. Федосеева. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 22-29.

«Букву и дух» Жукова, пожалуй, поддерживают только организаторы детского объединения младших школьников «Волгарята» из Тольятти (руководитель — И. В. Руденко). В этой игре-путешествии есть и необходимые таинственность и условность (клубки, сундучки, клады), и работа в малых группах (звено, патруль и пр.), и прохождение детьми степеней с обязательным освоением определенных знаний и умений .

Жуковский метод длительной игры, включающий в себя учет возрастных психологических особенностей детей и подростков, построенный на дружеском сотрудничестве детей и взрослых, представляется возможным к применению только при наличии увлеченного, харизматичного лидера-взрослого при сотрудничестве немалого числа старших подростков или молодых людей в качестве вожатых малых детских групп. Дети должны иметь мотивировку к игре и хотя бы минимальную интеллектуальную подСписок

1. Баден-Пауль, Р. Юный разведчик. Пер. с англ. Изд-е 3-е, вновь проредактированное, с добавлением сведений о русской организации / Р. Баден-Пауль. — Пг. : В. А. Березовский, 1916. — 334 с

2. Баден-Пауэлл, Р. Руководство по скаутингу, переработанное И. Н. Жуковым. Отпечатано по 4-му изданию Т-ва В. А. Березовского, 1918 год

готовку для того, чтобы руководителям было на что опереться в заданиях, в конкурсах, в беседах у костра.

Представляется, что такая игра в 1920-е гг. во всероссийском масштабе была педагогической утопией И. Н. Жукова.

В современном скаутском движении методом считается «система самовоспитания посредством клятвы и закона, воспитания делом». Как отмечала в 1995 г. А. В. Шободаева, приводя цитированное выше определение скаутского метода, «со времени первых российских скаутов прошло почти восемьдесят лет. Романтический ореол приключенческих романов, на которых росли мальчишки начала века, 2

почти погас» .

Длительные игры стали педагогическим багажом специалистов, работающих в основном и дополнительном образовании с детьми младшего школьного возраста; определение трактуется различно, в зависимости от конкретных целей педагога.

литературы

/ Р. Баден-Пауль. — Скауты России. Сборник.

3. Беккер, Л. В. Игра, труд и знание в школе. Из практики 2-й опытной школы МОНО 1-й ступени / Л. В. Беккер,

B. В. Ганенко, Н. И. Попова // Вестник просвещения. — 1923. — № 5—6. —

C. 95—108.

1 Волгарята. Программа детского объединения младших школьников: мет. материалы. / Под. ред. Руденко И. В. Тольятти; ТГУ, 2004. Режим доступа: http://school90.tgl.ru/sp/pic/ File/Programma_ VOLGARYaTA.doc (доступно - дек. 2016).

2 Шободоева А. В. Российский скаутинг: история, теория, практика. Омск: Изд-во Омского госпедуниверситета, 1995. С. 35.

4. Бирбраер, М. Работа юных пионеров (Очередные задачи) / М. Бирбраер.

— М. : Новая Москва, 1924. - 38 с.

5. Блонский, П. П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): Пособие для высших учебных заведений и учителей учительских институтов / П. П. Блонский. — М. : Задруга, 1916.

— 286 с.

6. Блонский, П. П. Трудовая школа / П. П. Блонский.

— Тифлис : Гос. изд-во, 1921. — Ч. I. — 98 с.

7. Богуславский, М. В. Жуков Иннокентий Николаевич / М. В. Богуславский // Педагогическая энциклопедия. — М. : Большая Рос. энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 310.

8. Богуславский, М. В. Иннокентий Жуков — «отец» русских скаутов / М. В. Богуславский // Лидеры образования. — 2002. — № 3. —С. 46.

9. Богуславский, М. В. Русские скауты: кто они? / М. В. Богуславский // Воспитание школьников. — 1991. — № 5.

— С. 42—45.

10. Бочин, Л. Об игре, которая длилась тридцать дней / Л. Бочин //

Вожатый. — 1939. — № 12. — С. 17—21.

11. Вагнер, И. В. Длительная игра как форма реализации программы воспитания : методическое пособие / И. В. Вагнер.

— М. : Русское слово, 2015. — 142 с.

12. Волгарята. Программа детского объединения младших школьников : мет. материалы. / Под. ред. Руденко И. В. Тольятти; ТГУ, 2004. Режим доступа: http://school90.tgl.ru/sp/pic/File/ Ргс^гатта_ VOLGARYaTA.doc (доступно — дек. 2016).

13. Волохов, А. Длительные воспитывающие игры / А. Волохов // Воспитание школьников. — 1995. — № 2. — С. 14— 16; № 3. — С. 19—20.

14. Всевобуч и спорт. Петроград.

— 1922. — № 15. — С. 237. (Страничка

скаута).

15. Газман, О. С. Роль игры в формировании личности школьника / О. С. Газман // Советская педагогика. — 1982.

— № 9. — С. 60—64. — С. 52.

16. Гернле, Э. Основные вопросы пролетарского воспитания / Э. Гернле.

— М.-Л. : МГ, 1930. — 134 с.

17. Гессен, В. Комсомол и юные пионеры : Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР / В. Гессен. — Л. Государственное издательство, 1926. — 162 с.

18. Далин, В. У истоков. Из воспоминаний о рождении пионерской организации // Народное образование. — 1972.

— № 10 . — С. 85.

19. Детское движение. Резолюция II Всероссийской конференции РКСМ, 19 мая 1922 г. // Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина : Документы и материалы. 1920—1972 гг. — М., 1972.

— С. 2.

20. Детское скаутское движение в Забайкалье (11 октября 2007) // Режим доступа: Ы1р://рустрана.рф/агис1е.

php?md=19002

21. Длительная предновогодняя сюжетно-ролевая игра Режим доступа: https://lychik.ru/kindergarden/ ostozhenka / dlitelnaya_prednovogodnyaya_ syuzhetnorolevaya_igra/ (доступно — нояб.

2017).

22. Длительная цикличная игра как инновационный подход позитивной социализации школьников: метод. разработка. Режим доступа: https://infourok.ru/ metodicheskaya-razrabotka-dlitelnaya-igra-1062815.html (доступно — нояб. 2017).

23. Ефимова, Е. А. К столетию Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» (1914—1918) //

Россия в Первой мировой войне Режим доступа: http://www.inion.ru/ww1

24. Ефимова, Е. А. Скаутские традиции в игровой работе пионерской организации в начале 1920-х гг. / Е. А. Ефимова // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики : материалы Девятой международной. научной конференции. Москва, 14 ноября 2013 г. / Ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : АСОУ, 2013. -С. 53-56.

25. Жуков, И. Детское движение и трудовая школа / И. Жуков // Трудовая школа в свете истории и современности : Сборник статей под ред. проф. М. М. Рубинштейна. — М.-Л., Сеятель, 1925. - С. 234.

26. Жуков, И. Н. Новые основы социального воспитания / И. Н. Жуков // Вестник просвещения (Чита). — 1921.

— № 2. — С. 36.

27. Жуков, И. Н. Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики / И. Н. Жуков // Гастев А. К. Юность, иди! — М. : изд. ВЦСПС, 1923. — 72 с.

28. Жуков, И. Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков / И. Н. Жуков. — Пг. : В. А. Березовский-Комиссионер военно-учебных заведений, 1916. — 32 с.

29. Жуков, И. Н. Текущий момент в скаутдвижении (1920—1921 гг.) / И. Н. Жуков // Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / сост. и ред. И. В. Руденко. — Тольятти: ТГУ, 2010.

— С. 72.

30. Жуков, И. Н. Экспедиционный корпус (Итоги одного педагогического опыта) / И. Н. Жуков // Народное просвещение. — 1923. — № 6. — С. 43.

31. Жуков, И. Рецензия на книжку Крупской «РКСМ и бойскаутизм». / И. Н. Жуков // Юный коммунист. — 1922.

— № 10—12. — С. 71.

32. Зорин, В. Итоги детского коммунистического движения в СССР. / В. Зорин. — М. : Молодая Гвардия, 1926.

— 64 с.

33. Игра и детское движение: И. Н. Жуков — в помощь организаторам детского движения и педагогам : сборник. / сост. И. В. Руденко. — М. : НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. — 72 с.

34. Игры. 31 игра из числа наиболее употребительных в школьной практике.

— Чита: Забайкальское отделение земства, 1919. — 16 с.

35. Игры. 34 игры из числа наиболее употребительных в школьной практике. 2 е изд., испр. и доп. Чита: «Утес», 1922.

— 20 с.

36. Ковшов, Р. В. Создание И. Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России / Р. В. Ковшов // Внешкольное воспитание в современной России : сб. матер. по итогам конф. [Сост. в Москве, 15—16 декабря 2012 г.] / Об-ние пед. исслед. им. М. В. Агапова-Таганского ; [ред. Г. А. Казаков]. — 2015. — С. 93.

37. Константинов, А. В. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам / А. В. Константинов, А. Ю. Федосеев, Э. М. Рафибеков // Народное образование Забайкалья: история и опыт. — Чита : Поиск, 2000. — С. 91—97.

38. Кот, Я. Длительная ролевая игра Иннокентия Жукова / Я. Кот // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там. Ролевой конвент «Комкон», Москва 14—17 марта 2013 г. : сб. статей / под ред. А. И. Федосеева. — М. : МАКС Пресс, 2013. — С. 22—29.

39. Кудинов, В. А. История скаутского движения в России в XX веке / В. А. Кудинов, А. В. Ярмольчук. — М. : Нац. Ин-т бизнеса, 2004. — 163 с.

40. Кудряшов, Ю. В. Российское скаутское движение : Исторический очерк / Ю. В. Кудряшов. — Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1997. — 393 с.

41. Кудряшов, Ю. В. Что писали о скаутах (Историографический очерк) / Кудряшов // Скаутинг в России: вчера и сегодня : Материалы Всеросс. научно-практич. конференции 16—17 апр. 1995 г.

— Архангельск: Изд-во Помор. гос. унта, 1996. — С. 40.

42. Мали, И. В. Первое немецкое молодежное движение Вандерфогель / И. В. Мали // Вестник Северного (Арктического) федерал. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011.

— Вып. № 6. — С. 133—135. Режим

доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ pervoe-nemetskoe-molodezhnoe-dvizhenie-vanderfogel#ixzz4U2VnFalv (доступно

— дек.2016).

43. Международная детская неделя. Слушайте, юные товарищи, внимание, маленькие пионеры! // Юные товарищи.

— 1922. — № 2—3. — С. 7—8.

44. Невская, М. Культурно-массовая работа пионеров в жакте (из опыта работы Москвы) / М. Невская // Вожатый.

— 1932. —№ 10. — С. 38—41.

45. О переименовании детских коммунистических групп им. Спартака в детские коммунистические группы им. В. И. Ленина. Из протокола экстренного пленума ЦК РКСМ, 23 января 1924 г. // Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина : Документы и материалы. 1920—1972 гг. М., 1972. — С. 17.

46. О. Т[архан]ов Классовое воспитание / О. Т[архан]ов // Юный коммунист. — 1922. — № 15—16. — С. 49.

47. Об очередных задачах детского коммунистического движения. Из резолюции VI съезда РКСМ (июль 1924 г.)

// Директивы и документы по вопросам пионерского движения. М.: Издание

АПН РСФСР, 1959. - С. 77.

48. Памятка юного пионера. / Сост. Моск. Бюро Юных Пионеров при МК РКСМ под ред. В. Зорина. - М. : Новая Москва, 1923. - С. 5.

49. Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / сост. и ред. И. В. Руденко. Тольятти: ТГУ, 2010. -161 с.

50. Первые шаги: Сборник статей по истории детского коммунистического движения в Москве. - М.-Л. : Моск. рабочий, 1928. - С. 189.

51. Подсосов, А. Лагерь на речке Шунге. Рец. на книгу: Глязер С. Шунгострой / А. Подсосов // Вожатый. - 1934. -№ 5. - С. 60-61.

52. Репринцева, Е. А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е. А. Репринцева. - Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. - 421 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Решения V Всероссийского съезда РКСМ (окт. 1922 г.) // Комсомол и детское движение : Сборник решений КИМа, съездов и конференций РКСМ и пр. по работе среди детей. / Под ред. ЦК Коммунистич. детск. групп при ЦК РКСМ. М.-Л.: МГ, 1924. - С. 19-20.

54. Руденко, И. В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагогический анализ) : монография / И. В. Руденко. - М. : Пед. общество, 2008. - 231 с.

55. Руденко, И. В. Традиции отечественного внешкольного воспитания в практике современного детского движения / И. В. Руденко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 14. - С. 310-318. Режим доступа: http: / / cyberleninka.ru/article/n/traditsii-otechestvennogo-vneshkolnogo-vospitaniya-

v-praktike-sovremennogo-detskogo-dvizheшya#ixzz4SWQFpC8V (дата обращения: дек. 2016).

56. Сетон-Томпсон, Э. Глава из автобиографии / Э. Сетон-Томпсон // Скауты России. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / [Сост. и общ. ред.

B. Л. Кучин и В. И. Несевря]. — М. : Федерация скаутов России, 1998. —

C. 7—19.

57. Славянская, Л. В. Методическая разработка длительной игры по теме: «Информация» Л. В. Славянская. Режим доступа: http://festival.1september. т/агис^/314866/ (доступно —нояб.

2017).

58. Слепивший пионеров // Газета «Земля». Чита. 2011. Выпуск № 20 от 19 мая. Режим доступа: www.zem1ya-^кахот/?пит=32&к=531 (доступно — дек.2016).

59. Соколов, Р. В. Идея «воспитания будущего» и игровая культура первой трети ХХ века / Р. В. Соколов, А. В. Вахтин // Теория и история игры. — Вып. 2. — М. : ОДИ-1йета1ют1, 2002. — С. 97—98.

60. Сорокин, В. Юные пионеры : Популярное руководство. / В. Сорокин ; одобрено Сев.-Зап. обл. бюро детск. коммунистич. групп как руководство для вожатых отрядов. — Пг., 1924. — С. 9.

61. Старкова, Е. М. Длительная коллективная тематическая игра как средство

воспитания детского коллектива и формирования ключевых УУД у младших школьников / Е. М. Старкова. Режим доступа: https: / / www.pedm.ru / categories/ 3 / articles/548 (доступно — нояб.2017).

62. Тарханов, О. От мудрствований к делу / О. Тарханов // Юный коммунист.

- 1923. - №1-2. - С. 86-87.

63. Тетерина, Т .А. Длительная образовательная игра как междисциплинарная деятельность, интегрирующая классные и внеклассные формы работы с содержанием основного и дополнительно образования (на примере МБОУ г. Иркутска СОШ № 80) Режим доступа: https:// infourok.ru/dlitelnaya-obrazovatelnaya-igra- kak- mezhdisciplinarnaya- deyatelnost-integriruyuschaya-klassnie-i-vneklassme-formi-raboti-s-sode-457941.html (доступно

- нояб. 2017).

64. Тютрюмов, Л. Очередные задачи пионерства / Л. Тютрюмов // Юный коммунист. - 1923. - № 9. - С. 31.

65. Фортунатов, А. Борьба за трудовой метод в Западной Европе и Америке / А. Фортунатов // Трудовая школа в свете истории и современности. Сборник статей под ред. проф. М. М. Рубинштейна. -Л. : Сеятель, 1924. - С. 63.

66. Хаит, И. А. Беседы с учителями о детском коммунистическом движении /

И. А. Хаит. - Одесса, 1925. - 141 с.

67. Хейфиц, П. О некоторых формах летней работы / П. Хейфиц // Вожатый.

- 1926. - № 7-8. - С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.