Научная статья на тему 'Скауты и юнисы И. Н. Жукова'

Скауты и юнисы И. Н. Жукова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
852
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЮНИСЫ (ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ) / "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС" / CHILDREN'S MOVEMENT / YOUNRES (YOUNG RESEARCHERS) / "ZABAIKALIEN EXPEDITIONARY CORPS" / SCOUT MOVEMENT / PIONEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Константинов Александр Васильевич

Статья посвящена становлению детского движения в Забайкалье в 1917 1923 гг. Автор освещает малоизвестные страницы зарождения детского движения, которое появилось в форме скаутского движения, а затем движения юнисов (юных исследователей) и было связано с именем известного педагога и скульптора И.Н. Жукова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scouts and younres of I.N. Zhukov

The article is devoted to the children's movement formation in Zabaikalie in 1917-1923. The author covers little-known facts about the children's movement origin which appeared in the form of a scout movement, and then younres (young researchers) movement and was connected with the name of a famous teacher and sculptor I.N.Zhukov.

Текст научной работы на тему «Скауты и юнисы И. Н. Жукова»

УДК 913(3аб)

ББК Ч 422(2)

А.В. Константинов

г. Чита

Скауты и юнисы И.Н. Жукова

Статья посвящена становлению детского движения в Забайкалье в 1917 — 1923 гг. Автор освещает малоизвестные страницы зарождения детского движения, которое появилось в форме скаутского движения, а затем движения юнисов (юных исследователей) и было связано с именем известного педагога и скульптора И.Н. Жукова.

Ключевые слова: детское движение, скаутское движение, пионерское движение, юнисы (юные исследователи), «Забайкальский экспедиционный корпус».

A.V. Konstantinov

Chita

Scouts and younres of I.N. Zhukov

The article is devoted to the children's movement formation in Zabaikalie in 1917-1923. The author covers little-known facts about the children's movement origin which appeared in the form of a scout movement, and then younres (young researchers) movement and was connected with the name of a famous teacher and sculptor

I.N.Zhukov.

Key words: children's movement, scout

movement, pioneer movement, younres (young researchers), "Zabaikalien expeditionary corps".

В год, когда отмечается 100-летие детского движения в России, стоит обратиться к его истокам, попытаться оценить достигнутое и утраченное. Детское движение в России зародилось как скаутское. Первые отряды скаутов появились в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуме в 1908 — 1911 гг. Идею создания детских организаций патриотической направленности поддержал Николай II. По его приказу Генеральным штабом была переведена книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков». Эмблемой скаутов была белая лилия, девиз состоял из призыва — «Будь готов!» и ответа — «Всегда готов! За Россию!». В 1914 г. в Петрограде возникло Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам, секретарем которого и стал И.Н. Жуков. Уже к 1917 г. в России сложилась организованная сеть скаутских объединений.

Таким образом, И.Н. Жуков — наш земляк (родился в Горном Зерентуе), уже известный к

тому времени скульптор и педагог оказался у истоков российского детского движения. Работа секретарем общества поставила его в самый центр проблем. Он оказался среди интеллектуальной элиты российской интеллигенции, которая оказалась неравнодушной к проблемам детства. Интерес к детскому движению помимо педагогической общественности проявляли многие, в том числе Генеральный штаб и императорский двор. Напомним, что председателем общества стал адмирал И.Ф. Бострём, а его покровительницей - великая княгиня Елизавета Федоровна (сестра императрицы). И.Ж. Жуков уже в это время выступает не только как практик, но и теоретик детского движения. В 1916 г. выходит его книга «Русский скаутизм». Впрочем, детали его деятельности в это время еще не известны, а об объеме его работы и широте связей можно лишь догадываться.

В сентябре 1917 г. И.Н. Жуков с семьей из Петрограда переехал в Читу и поселился в доме сестры — А.Н. Бек (потерявшей в 1916 г. мужа) в центре города по ул. Софийской. Рядом с домом находился областной краеведческий музей, женская, мужская гимназии и городское училище. И. Жуков стал работать учителем географии и активно взялся за организацию скаутского движения. Он проводил многочисленные беседы, лекции, написал десятки статей о скаутском движении. Уже через несколько месяцев удалось создать организацию, которая насчитывала в своих рядах около 600 учащихся городских училищ и гимназий, начали выходить

журналы — «Забайкальский скаут» и «Забайкальский бой-скаут». Помимо Читы скаутские отряды возникли в Верхнеудинске и Нерчинске. Вскоре благодаря активной деятельности Жукова Чита стала центром скаутского движения не только Забайкалья, но и Сибири. В апреле 1918 г. здесь должен был пройти съезд скаут-мастеров, но этому помешали развернувшиеся на Даурском фронте боевые действия [см.: 6].

Скаутское движение в Забайкалье развивалось в сложные годы, когда за короткое время с 1917 по 1922 гг. в крае сменилось несколько политических режимов — Временное правительство, Советская власть, белая государственность, Дальневосточная республика. Гражданская война частично разрушила систему нравственных ценностей, породила культ силы и жестокости. В эти годы различные политические партии создают свои молодежные организации, которые втягивают молодежь в политическое и военное противостояние. И в этих условиях Жуков создает организацию, которая носит неполитический характер. У Жукова по этому поводу были твердые убеждения, в частности он писал: «Скаутизм не может и не должен иметь целью втягивать юные души, в какую бы то ни было политику с ее водоворотом страстей, политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника» [1,с. 42]. В годы падения морали и нравственности, вседозволенности в

праве сильного он пропагандировал гуманистический, рыцарский характер деятельности скаутов, ориентацию на общественно-полезные трудовые дела, изучение родного края через экскурсии, походы, экспедиции.

И.Н. Жуков не ограничился пропагандой уже известных идей скаутизма. Он творчески разрабатывает их применительно к местным условиям. Это нашло наглядное выражение в разработанной им длительной игре, получившей название «Забайкальский экспедиционный корпус» [см.: 5]. Он предложил детям пройти летом через все Забайкалье с целью его изучения. Собрав около тысячи ребят, он объявил о создании «экспедиционного корпуса». У экспедиционного корпуса появилось свое знамя

— на синем поле семь золотых звезд созвездия «Большая Медведица». Дети делились по специальностям на отряды: разведчики, инженеры, ботаники, геологи, зоологи и т.д. Каждый отряд имел свой знак, который вышивался на рукаве. «Дядя Кеша», так называли дети И. Жукова, предложил учащимся программы испытаний. Они заключались в том, чтобы самостоятельно найти и определить по десять забайкальских растений, насекомых, птиц, животных, рыб и т.д. В результате дети стали больше заниматься, читать, интересоваться природой и историей края. К тому же, было объявлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут. В результате, дисциплина в учебных заведениях резко повысилась.

С целью подготовки к длительному путешествию организовывались походы и экскурсии по окрестностям города. Во время их проведения собирались коллекции минералов, растений, организовывались групповые соревнования. Соревнование продолжалось и после завершения экскурсий при обработке собранного материала. Скауты И.Н. Жукова были не только разведчиками, но и исследователями, туристами-краеведами. К сожалению, с приближением боевых действий к Чите Жуков вынужден был отменить путешествие.

Скаутское движение существовало и в годы Дальневосточной республики. В 1921 г. проводились парады скаутов, удалось организовать летний палаточный лагерь, основанный на полном самообслуживании. В этом же году Жуков получил почетное звание «Старшего друга скаутов ДВР». О размахе этого движения свидетельствует краткая информация, помещенная в газете «Дальневосточная правда»: «6 мая в саду им. Жуковского при огромном стечении граждан состоялся парад и торжество скаутов в честь всемирного праздника скаутов. Парад открылся гимном «Интернационала», испол-

ненным оркестром духовой музыки, после которого И.Н. Жуковым была произнесена речь о значении скаутизма в деле воспитания молодого поколения и в борьбе с хулиганством. Парад прошел с большим подъемом. Участвовало в нем до 400 скаутов обоего пола» [см.: 8].

Вся эта громадная работа проводилась Жуковым и его добровольными помощниками на общественных началах в условиях, когда нужно было постоянно решать различные материальные и бытовые заботы. И, тем не менее, педагоги во главе с И.Н. Жуковым показывали пример служения обществу, их деятельность носила действительно подвижнический характер. Подтверждением этому служит описание этого же парада, которое оставил американский журналист Дж. Вуд, побывавший в 1921 г. в Чите. В частности он писал: «Большинство детей вышли на парад босыми и с непокрытыми головами. Не было и следа красивых праздничных нарядов, которые в прежние времена имелись у каждого русского ребенка. Зрелище было красочное — поучительное и печальное одновременно. Одна женщина привела своих маленьких детей. На голове у нее была красная косынка, из такой же ткани сшиты платьица троих маленьких девочек и костюм мальчика. Даже некоторые учителя были без обуви, а у многих изношенные ботинки были одеты на босу ногу. Во главе парада шел военный оркестр» [см.: 2].

Однако, несмотря на большие успехи, скаутское движение было запрещено правительством Дальневосточной республики, которое видело в скаутизме вредное буржуазное течение. Удивительно, что в демократической Дальневосточной республике скаутское движение было запрещено на два года раньше чем в Советской России. Можно предположить, что за этим стоит активность Дальбюро ЦК РКП(б) и образовавшегося в 1921 г. забайкальского комсомола.

Видимо, И.Н. Жуков очень тяжело переживал запрет скаутского движения в ДВР. Возможно, это было одной из причин его переезда в 1922 г. в Москву (семья остается пока в Чите) и желание посвятить себя искусству. Но в Москве он вновь оказался в гуще споров относительно будущего детского движения. ЦК РКСМ в это время взял курс на полную ликвидацию скаутского движения. Наркомпрос занимал более умеренную позицию и пытался привлечь левых скаут-мастеров на свою сторону с целью создания детской коммунистической организации. В это переломное для детского движения время Жуков пошел на сотрудничество с властью в деле создания новой детской организации. Именно он предложил название «пионер-

ская организация» и прежний скаутский девиз «Будь готов! — Всегда готов!». В 1923 г. Жукову было присвоено звание «Почетный пионер РСФСР».

Несомненно это был не простой выбор для И.Н. Жукова. Скаутское движение в стране еще продолжало существовать. Видимо, предвидя скорый запрет скаутизма (как это уже было в ДВР), он не хотел терять накопленный опыт работы по скаутингу и пытался приспособить его к новым политическим условиям. Напомним, что скаутское движение в СССР было запрещено в 1923 г. (впоследствии тысячи скаутов и скаут-мастеров были репрессированы «за помощь международной буржуазии»).

После запрета скаутского движения в ДВР в детском движении в Забайкалье образовался своеобразный вакуум. Но жизнь требовала выхода из своеобразного тупика. Любопытно, что как раз в это время И.Н. Жуков, не прерывающий связи с Читой (здесь еще живет его семья), фактически создает в Забайкалье новую детскую организацию, получившую по его предложению название юнисы (юные исследователи). Почему не пионерскую? Ответить на этот вопрос сложно.

Новая детская организация родилась в начале 1923 г. в Центральном детском доме ДальОНО. Детский дом возник в 1921 г. и объединил детей из различных приютов. О том, что представлял собой этот детский «коллектив», своеобразно писал педагог детского дома В.Н. Фалилеев: «В прошлом дети пережили режим Мариинского приюта. Это нечто среднее между институтом благородных девиц, монастырем и тюрьмой. Старый строй приюта был разрушен, новый же только начал создаваться. Внешняя палочная дисциплина исчезла, и дети быстро превратились в подобие дикой орды. Невозможный шум, беспорядочные разнузданные крики сотни детских глоток раздавались целыми днями, не прекращаясь иногда и ночью» [9, с. 102].

В этих условиях у педагогов возникла идея «взять старших, наиболее трудных детей и отправить их в путешествие в надежде, что в новых условиях с ними будет легче справиться». Данная идея не была случайной. Несомненно, педагоги детского дома хорошо были не только знакомы со скаутингом, но и сами участвовали в скаутском движении, хотя впоследствии об этом не упоминали. Любопытен состав педагогов, которые приняли участие в организации и проведении самой экспедиции. Возглавил экспедицию член Забайкальского филиала Русского географического общества М.И. Союзов — заядлый путешественник и фотограф, поручик царской и Белой армии, зав. отделом географии Чи-

тинского областного краеведческого музея. Среди других руководителей были: П.И. Налетов — выпускник Читинской учительской семинарии, в годы Гражданской войны красногвардеец и партизан (в будущем доктор геологоминералогических наук), Е.И. Жукова — дочь И.Н. Жукова, Л.Е. Бек — дочь известных забайкальских исследователей и краеведов Е.В. и А.Н. Бек, племянница И.Н. Жукова, а также В.Н. Фалилеев, А. Чиж, Е. Халфина.

Подготовка к путешествию началась еще зимой. Нужно отдать должное педагогам. Они в короткое время смогли увлечь ребят, которые были выделены в особую группу. Руководство детского дома издало специальные приказы о целях экспедиции, комплектации ее состава, системы зачетов и т.д. Дисциплина в этом отряде первоначально держалась на стремлении детей участвовать в экспедиции, так как после трех предупреждений «юнис» выбывал из ее состава. Первое предупреждение получили шесть человек, второе — двое,третье — никто. Впоследствии Л.Е. Бек вспоминала: «За все время путешествия не было ни одного случая хулиганства, нарушения дисциплины, была исключительно дружеская атмосфера». Для юнисов был разработан краткий устав, введена особая форма, значки. В уставе в частности говорилось: «Юные исследователи должны зорко и настойчиво смотреть в великую и таинственную книгу природы, разгадывать одну за другой ее загадки и тайны<...> Юнисы должны выполнять свои обязанности честно, аккуратно, соблюдая порядок и чистоту» [9, с.110]. В процессе подготовки к экспедиции ее участники разделились по интересам на отряды -биологов, географов, художников, историков и овладевали навыками научно-исследовательской работы в полевых условиях.

Экспедиция состоялась летом 1923 г. По своему составу, времени проведения, протяженности она была впечатляющей. Участие в ней приняли 32 юниса. Первая часть пути была пешей: от Читы до минерального источника Кука и моста через Ингоду в районе Татауро-во. Здесь были построены сплавные средства: баркас и три лодки, и отсюда началось водное путешествие по Ингоде и Шилке до Сретенска. Экспедиция была довольно хорошо оснащена: небольшая библиотечка — учебники, справочники и другая литература, микроскоп, набор химикатов и геологический инвентарь. Многое из снаряжения было изготовлено при участии детей — походные костюмы и сумки, папки, сачки, прессы для сушки растений.

Экспедиция была на полном самообслужи-

вании. Ребята сами готовили пищу, стирали одежду. Но главной в экспедиции была исследовательская работа. Педагоги не стремились преподнести знания в готовом виде, а во время экскурсий, наблюдений давали им пищу для размышлений, побуждали их думать, тем самым, прививая навыки исследовательской работы. Каждый юнис работал над определенной темой. Например, способы самозащиты животных, геологическое строение и растительность долины Ингоды, Шилки и т.д. Юные исследователи побывали в с. Маккавеево, где в годы Гражданской войны находился семеновский застенок. Л. Бек вспоминала: «Туда пошли все отряды вместе, чтобы послушать местных жителей<...>. Хозяин дома, где пленные подвергались пыткам, провел нас в баню. Там были вбиты крючья, на которых подвешивали пленных, на стенах были большие пятна крови. Все были потрясены увиденным и услышанным». Помимо этого они побывали на Апрелковских золотых приисках, ознакомились с историко-культурными достопримечательностями Нерчинска, осмотрели Шивкин-ские столбы (скалы у с. Шивки), раскапывали древние захоронения у с. Мирсаново.

В экспедиции родился лозунг: «Вперед за знаниями для себя и других!». С небольшими докладами, сообщениями по результатам своей работы ребята выступали в Нерчинске на уездных учительских курсах. В Шиванде и Сретен-ске, а по возвращении и в Чите организовали выставки собранного материала: минералов, растений, фотографий и т.д. За 2,5 месяца, проведенные в экспедиции, ребята получили не меньше знаний, чем за предыдущий учебный год и оправдали звание юных исследователей.

Как видно, в движении юнисов на практике были реализованы идеи И.Н. Жукова, разработанные им еще в 1918 г. для игры «Забайкальский экспедиционный корпус». Педагоги использовали его разработки и практические советы [см.: 4]. Представляется, что И.Н. Жуков, находясь в Москве, был прекрасно осведомлен о подготовке, проведении и итогах экспедиции, поскольку участие в ней принимали его дочь и племянница. Нет сомнения, что в движении юнисов нашло свое продолжение скаутское движение (только под другим названием).

Каково было будущее этого движения? В марте 1923 г. в Чите появилась пионерская организация. В 1924 г. был создан первый летний пионерский лагерь, в котором были и младшие воспитанники детского дома ДальОНО. Старшие же, именовавшие себя по-прежнему юнисами, продолжили свой маршрут от Сретенска по Шилке и Амуру. В Забайкалье наступила эпоха пионерской организации. Судьба юнисов, как и

скаутов, была предрешена. По образному выражению исследователя российского скаутского движения Т. Крайнова «белая лилия скаутов сгорела в пламени пионерских костров» [7, с. 210]. Сам И.Н. Жуков с середины 1924 г. в обстановке начавшейся политизации работы пионерской организации, отошел от практиче-

ского сотрудничества с детским движением и посвятил себя работе в скульптурной мастерской.

Несомненно, что опыт работы с детьми, накопленный И.Н. Жуковым и его последователями, должен быть востребован в деле дальнейшего развития детского движения.

Библиографический список

1. Богуславский М. Русские скауты: кто они // Воспитание школьника. 1991. № 5. С. 42-45.

2. Вуд. Дж. Заметки американского путешественника о Чите 1920-х гг. Дальневосточная республика: пер. с англ. Т. Сухановой // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2002. № 3. С. 49

- 53.

3. Жуков И.Н. Русский скаутизм. Петроград, 1916.

4. Жуков И.Н. Спутник сибирского скаута. Составлен в сотрудничестве с читинскими скаутами. Чита, 1921. 79 с.

5. Жуков И.Н. Экспедиционный корпус (итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение. 1923. № 6. С. 43-48.

6. Константинов А.В., Федосеев А.Ю., Ра-фибеков Э.М. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам // Народное образование Забайкалья: история и опыт: сб. материалов науч. конф. Чита: Поиск, Изд-во ЗабГПУ, 2000. С. 91 - 97.

7. Крайнов Т. Скауты в России // Отечественная история. 1993. № 5. С. 207-212.

8. Парад скаутов // Дальневосточная правда, май 1921.

9. Фалилеев В.Н. Педагогическая работа в 1-ой детской экспедиции ДальОНО // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. - Чита-Владивосток, 1923. № 1. С. 100-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.