Научная статья на тему 'У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30е гг. )'

У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1338
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / PIONEER MOVEMENT / ФОРПОСТ / OUTPOST / ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / POLITICAL-EDUCATION WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшина Марина Анатольевна, Худобородов Александр Леонидович

В статье рассматривается становление и развитие пионерской организации. Предшественниками были скауты. В статье выявлены как положительные, так и негативные черты системы воспитание детей в СССР в 1920-е и 1930-е годы. Работа пионерской организации проходила через так называемые форпосты и, параллельно, в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Яшина Марина Анатольевна, Худобородов Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the sources of the young pioneer organization in the Ural (to history of the soviet educational system in 1920-30s)

The formation and development of the Pioneer organization is discussed. The forerunners were scouts. Both positive and negative aspects of child-rearing in the USSR in the 1920-30s are revealed. The work of the Young Pioneer organization went through the so-called outposts, and in parallel in the chools.

Текст научной работы на тему «У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30е гг. )»

УДК 373.02 ББК 74.22(2)9(2Р36)

М.А. Яшина, А.Л. Худобородов

У ИСТОКОВ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА УРАЛЕ (К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

В 1920-30-е гг.)

В статье рассматривается становление и развитие пионерской организации. Предшественниками были скауты. В статье выявлены как положительные, так и негативные черты системы воспитание детей в СССР в 1920-е и 1930-е годы. Работа пионерской организации проходила через так называемые форпосты и, параллельно, в школах.

Ключевые слова: пионерское движение, форпост, политико-воспитательная работа.

M. A. Yashina, A.L. Hudoborodov

AT THE SOURCES OF THE YOUNG PIONEER ORGANIZATION IN THE URAL (TO HISTORY OF THE SOVIET EDUCATIONAL SYSTEM IN 1920-30S)

The formation and development of the Pioneer organization is discussed. The forerunners were scouts. Both positive and negative aspects of child-rearing in the USSR in the 1920-30s are revealed. The work of the Young Pioneer organization went through the so-called outposts, and in parallel in the chools.

Key words: pioneer movement, outpost, political-education work.

CO

о

О

a о ю

0

1 <

(О X S

3 К

Предшественниками пионерского движения в России были скауты. К 1917 г. в России насчитывалось около 50000 таких детских организаций. На II съезде РКСМ в 1919 г. принимается решение о роспуске скаутских отрядов. Одновременно в большевистских и комсомольских кругах возник вопрос о необходимости создания организации для работы с детьми.

Первые пионерские отряды на территории уральского региона использовали опыт предшествующих детских и юношеских организаций - «Дружины белых скаутов» [2, с. 202] (с 1919 г. на ее основе образуется «Дружина красных скаутов»), «потешных», спортивных объединений детского пролеткульта, скаутских и юк-скаутских* отрядов, которые не соответствовали требованиям времени.

К созданию новой детской организации были привлечены видные партий-

ные деятели и педагоги Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.П. Блонский. Разработанные циркуляры о воспитании подрастающего поколения рассматривались на заседаниях ЦК РКСМ, коллегии Наркомпроса РСФСР, научно-педагогической секции Государственного ученого совета. В документах этих органов упор сделан на воспитание ребенка в коллективе и через коллектив, теснейшую связь обучения и воспитания с практикой социалистического строительства, хозяйственной жизнью страны и местных трудовых коллективов.

На основе выработанной программы о задачах пионерской организации в начале 1922 г. ЦК РКСМ приступил к образованию первых объединенных детских коммунистических групп (преимущественно в Москве). На II Всероссийской конференция комсомола 16-19 мая

* ЮК-скауты — это юные коммунисты-скауты, пытавшееся объединить устав скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания движение принадлежит Вере Бонч-Бруевич.

1922 г. принято решение о распространении опыта Московской организации. На V Всероссийском съезде РКСМ, проходившем 11-19 октября 1922 г., решено объединить все пионерские отряды в единую детскую коммунистическую организацию и присвоить ей имя Спартака. С это времени пионерская организация стала называться «Юные пионеры им. Спартака». После смерти В.И. Ленина, по решению ЦК РКСМ, с марта с 1926 г. она переименовывается во «Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И. Ленина» (название сохранялось до конца существования). А теперь рассмотрим более подробно историю рождения пионерской организации.

На заре создания пионерской организации в начале 1920-х гг. количество ребят, носивших красный галстук, было сравнительно невелико. Поэтому работа пионерской организации должна была проходить через так называемые форпосты, которые создавались при губернском бюро (губбюро), прикрепленном к комсомольским ячейкам на предприятиях, к уездным комитетам РКСМ, детским домам и т.д. Форпост не являлся пионерским отрядом, поэтому не имел права исключать из пионеров или принимать детей в пионеры. Если в школе училось не менее трёх ребят, носивших красные галстуки, то там обязательно создавался форпост. Задачей данной организации являлась пропаганда пионерской жизни среди учащихся и влияние на учебный и воспитательный процесс как в школе, так и в общественной жизни.

Помимо форпостов в школах создавались и пионерские отряды. Для их формирования выдвигались определенные требования: отряд должен быть прикреплен к первичной организации комсомола, должен быть вожатый отряда, совет отряда, председатель совета отряда, редактор газеты, знаменосец, горнист и барабанщик, знамя, барабан, горн и звеньевые флажки, должно быть звено, вожатый и помощник звена, и обязательно списки пионеров [7, л.12].

Руководство пионерскими отрядами возлагалось на вожатых из шефствующей комсомольской ячейки. На Южном

Урале имелись факты и бесконтрольного поведения вожатых. Бывшая базовая вожатая Шура Бережнева рассказывала: «Один раз на линейке я увидела у Кости Сыроломотова (второй год в 5 классе, школа № 1 г. Златоуста) в руках папироску, я подошла и сняла с него галстук, до сих пор не разрешаем носить» [7, л. 15].

Обычно торжественные обещания приурочивались к проведению кампаний и давались всем отрядом. Точного учета состава пионеров в отрядах, как правило, не было; торжественное обещание давалось не однократно, как часть праздников. В отчетном докладе о деятельности пионерской организации по Златоу-стовскому округу отмечалось, что Тамара Коробкина (школа № 1, г. Златоуст) говорила: «Я пять раз давала торжественное обещание. Меня всегда заставляли выступать с торжественным обещанием, когда бывают вечера школьников или большие праздники: Первое мая, Октябрская революция и т.д.» [7, л. 15].

Большинство же пионеров отряда торжественного обещания совсем не давали и считались пионерами, а галстуки выдали в виде поощрения за хорошее поведение или отличную учебу. Руководство детского движения исходило из того, что торжественное обещание перед отрядом и перед общественностью являлось большим праздником у пионеров и оставалось в памяти на всю жизнь. Отряды создавались из ребят смежных классов, не более 50 человек, звенья 8-12 человек формировались на добровольной основе.

II Всесоюзное совещание руководителей детского движения, прошедшее в 1925 г., высоко оценило влияние пионерской организации на широкие массы школьников, а также указало на ряд недочетов в работе пионерских форпостов. В резолюциях рекомендовалось обратить внимание на высокие перегрузки активных пионеров, участвовавших одновременно в занятиях форпоста и пионерском отряде. Например, «многие вожатые знали, что ребята из-за общественной работы плохо учатся - мер к исправлению не приняли.

Горшков Саша (г. Златоуст Уральской области) - вожатый звена № 1, пом. пред-

X

га

I-

^

с

о о ш

ф

I-

о

о

I-

о

ф ^

га £ го

X

го

со ^

X

го

о

о ¡£ о

I?

соО 0е? ^ I оо

о со

СП

ш о Ч о о. о ю

0

1 <

го

X

3 о;

седателя отряда - отставал по русскому языку, перед испытанием не разгрузили, остался на второй год. Тамара Цыпляева (г. Златоуст Уральской области), активная пионерка отряда № 5, учась в 4 классе отстала по географии, естествознанию, математике, летом была в лагере, на ее отставание в учебе ни пионеры, ни вожатый не обратили внимание» [7, л. 26].

К недостаткам работы можно отнести ведение сугубо внутренней жизни форпоста, излишнее увлечение политбе-седами. Школьная работа была признана «хромающей» из-за слабого руководства со стороны ячеек комсомола, несогласованности планов между отрядом и школой, слабого подбора работников и их большой текучести.

Согласно решениям XIII съезда РКП(б) (май 1924 г.) и VI съезда комсомола (июль 1924 г.) в период с мая 1924 г. по январь 1925 г. произошло многократное увеличение количества пионеров с 200 000 ребят до 1 100 000 ребят. Так, в октябре 1924 г. в стране на 12 236 отрядов было 11 200 вожатых, в ноябре - 16 000 отрядов и 14 000 вожатых, а на 1 января 1925 г. - 19 814 и 16 697 соответственно [3, с. 86]. В связи с увеличением количества пионерских отрядов встал вопрос о руководителях для вновь организуемых отрядов. Кадровый вопрос уже со второй половины 1924 г. был одним из самых острых и в Уральском регионе.

По решению ЦК РКП(б) были открыты Всесоюзные курсы по детскому движению для повышения квалификации вожатых. Но из-за отсутствия достаточных финансовых средств немногих удавалось командировать на занятия. Подавляющее же большинство вожатых получали необходимые знания, умения и навыки на курсах, семинарах, совещаниях в регионах, на которых знакомили с решениями партии и комсомола по отношению к детскому движению, по истории пионерии, играм, песням, практическим навыкам и физкультуре. Однако уровень проведения курсов, семинаров, совещаний был невысоким. Все это вело к недостаточной подготовке вожатых. Многие выпускники курсов не могли объяснить пионерам на должном уровне «значение

галстука, и они [ребята] его употребляют на повязки вместо полотенец, вместо поясов, а подчас и вместо портянок, обматывая ноги» [7, л. 16].

Партийные комитеты считали, что для перелома ситуации с кадрами необходимо улучшить социальный состав вожатых. В связи с этим начинается активно проводиться подготовка вожатых из числа членов комсомольской организация.

Органы РЛКСМ в своих отчетах постоянно подчеркивали, чтобы все вожатые стали комсомольцами, однако их социальный состав по-прежнему не соответствует требованиям партии, так как значительная часть является служащими и учащимися. Многие вожатые являлись малограмотными: «Педагог-комсомолец только что окончил [семилетнюю] школу. Послали его работать в неполную среднюю школу, а он в 4 классе ребятам рассказывает на уроке естествознания, что у них в деревне в начале 1927 г. было две женщины. Из них одна имела способность превращаться во всех животных, а другая могла только превращаться в свинью. Ребята ему не верят, а он начинает доказывать, что он был очевидцем. Или другой случай. Преподаватель начал ребятам говорить о гипнозе. Ребята его спрашивают: "Есть ли гипноз на самом деле и кто имеет к нему способность? Учитель поясняет, что способность имеет тот, у кого черные волосы и большее черные глаза" [7, л. 30-31].

Одной из причин неудовлетворительного кадрового обеспечения руководства пионерскими организациями была проблема оплаты работников детского движения. До августа 1924 года отряды открывали при наличии ставки руководителя (пионерские работники оформлялись либо через клубы профсоюзов, либо инструкторами районных и уездных комитетов комсомола). Однако в связи с ростом количества отрядов ситуация с оплатой труда изменилась, появилось большое количество вожатых, работавших бесплатно, в порядке комсомольской нагрузки.

Пионерские работники в городах, как правило, получали зарплату. Согласно отчетам местных органов, пионер-

ские вожатые отрядов, действующих при фабриках, оплачивались профсоюзами. Пионерские работники при комсомольских клубах оплачивались напрямую органами РЛКСМ или же другими государственными учреждениями. При этом можно отчетливо выделить две тенденции: дифференциацию в оплате вожатых, а также привилегированное положение городских пионерских работников по отношению к деревенским. В деревнях лишь немногие вожатые получали оплату за работу через отпуск средств в Едином потребительском обществе, кассы взаимопомощи, а иногда состояли на содержании местных крестьян. Большинство же деревенских вожатых работали бесплатно.

Политико-воспитательной работе придавали особое значение в деятельности пионерских отрядов. Ребят активно привлекали для участия в митингах, сборах средств, участия в выборах власти, использовали в качестве «легкой кавалерии», в проведении антирелигиозной, интернациональной работы, шла активная «военизация» их деятельности.

Активное участие в митингах и демонстрациях отталкивало многих ребят от пионерской организации. Во время проведения выборов пионеров использовали как безотказную и бесплатную рабочую силу. Они рисовали плакаты, разносили повестки, выполняли различные мелкие поручения.

Пионеров постоянно привлекали к сбору финансовых средств на различные цели: на облигации 2-го займа индустриализации, на проведение конференции пионерработников в Германии, на помощь австрийским пионерам и т.д. При этом собираемые суммы варьировались в зависимости от цели конкретного сбора. Часто пионеров использовали для организации подписки на газеты и журналы. Постоянные поборы родителей раздражали.

Довольно распространенными были попытки использовать пионеров в качестве «легкой кавалерии» (первые отряды появились в конце 1927 г. согласно рекомендациям ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ) [5, с. 131-136]. Задачей «легкой кавалерии»

было выявление и освещение различных недостатков: «В Н. Петровском районе есть пионерка Тоня Чистова, она разоблачила своего отца в хищении социалистической собственности. Написала в колхозную газету о том, что отец работал на заводе имени Калинина и воровал белую жесть и белое железо» [7, л. 8]. Можно сказать, что процесс социализации детей проходил нередко с перекосами, примитивно и односторонне, налицо было явное преувеличение принципа классовости и партийности в воспитании.

Важным направлением в воспитании являлась антирелигиозная деятельность пионеров [4, с. 92-98]. На практике она, как правило, велась только «в антирелигиозные праздники, в остальное время находится в загоне» [6, с. 179-185], хотя губкомы и губбюро регулярно требовали ее развернуть.

На Всесоюзном слете пионеров 15 августа 1929 г. Ем. Ярославский обратился с призывом: «Пионеротряды, принимайте всюду участие в борьбе за закрытие церквей! Во всех школах первой и второй ступеней организуйте группы и ячейки «Юных безбожников». ...К борьбе с пьянством, хулиганством, с религиозным дурманом. Юный пионер, будь готов!».

Политико-воспитательная работа включала также активное участие пионеров и в деятельности общества воинствующих безбожников. В июне 1929 г. был снижен возрастной ценз для вступления в «Союз воинствующих безбожников» (далее СВБ) до 14 лет. Группы "Юных безбожников" (с 8 лет) в Уральской области насчитывали в своем составе в октябре 1930 г. - 29 915 детей. Численность СВБ в Уральской области к 1 декабря 1928 г. составила 11 629 членов (552 ячейки), к 1 июня 1929 года СВБ насчитывал 32 080 человек (1184 ячеек), к 20 октября 1930 г. - 127 000, к 2 февраля 1931 в его рядах уже было 145684. Количество «Юных безбожников» возросло в 12 раз за этот период. К 1930 г. безбожников школьного возраста по стране уже насчитывалось более 1 млн. чел. [8, с. 132].

Другим направлением воспитания являлась интернациональная работа. Пионеры вели переписку с детскими комму-

X

га

н ^

с

о о ш

ф

н

о

о ¡£ о

н ф

ей о о

о

I-

о

ф

с; го

£ го

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

со ^

X

го

о

о ¡£ о

5 £

с ?

т ° 0е? ^ I оо

о со

ей

нистическими организациями капиталистических стран (например, с пионерами Германии). Ребят вовлекали в различные общественные организации (например, в ОСОАВИАХИМ*, МОПР**). Ведение дневников входило в обязанность пионеров, которые посвящались интернациональной работе. А также ребята следили за выпуском газет, делали из них вырезки и вклеивали в дневник, который еженедельно прочитывался вожатым. Во многих случаях эта работа ограничивалась докладами, что вызывало недовольство у детей.

Начиная с 1927 г. комсомольские органы на всех этажах власти ставят вопрос о «военизации» пионерских отрядов. Целью являлось первичное обучение военным навыкам ребят. Но на практике это требование не было подкреплено соответствующими финансами. Вожатые слабо разбирались в военном деле, а попытки сформировать военно-технический кружок упирались в отсутствие материальной базы и систематическое проведение занятий. Неудивительно, что во время проверки и постоянно в отчетах отмечалось: «отсутствие военизации», «делу военизации не уделяется ни малейшего внимания», «слабо поставлена работа по военизации, слабо выполняется наказ Центрального Бюро по военизации».

Значение пионерской организации в истории становления советской системы детского воспитания имело противоречивый характер. Очевидны опреде-

ленные недостатки в ее становлении в 1920-30-е гг. Это излишняя политизированность и идеологизация детской организации, перегрузка активистов-пионеров различными поручениями и заданиями, что отрицательно сказывалось на их учебе, воспитание вражды и ненависти к религии и церкви, формализм в работе, подрыв семейного уклада и недоверие к верующим родителям. Отрицательное влияние на воспитание и поведение детей в 1920-1930-е гг. авторитарной педагогике советского периода: безапелляционность и категоричность суждений, наклеивание политического ярлыка на иные точки зрения и утверждения, административно-командные методы в воспитании, принижения места и роли семьи в пользу общественных форм воспитания.

Необходимо отметить в тоже время и положительные стороны в работе пионерского движения. Руководство организации взяло на вооружение некоторые традиции скаутского движения. Например, лозунг «Ни дня без доброго дела», атрибутику, форму галстука, девиз, проведение костров. Упор на общественно-полезные дела привёл в 1930-40-х гг. к возникновению тимуровского движения. «Военизация» и деятельность ОСОВИАХИМа усилили военно-патриотическое воспитание. Пионерское движение (в последующий период) стало школой воспитания патриотизма, коллективизма, гражданственности.

Библиографический список

1. Антирелигиозник. [Текст]. - 1929. - № 7 // Научно-методический журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР.

2. Кудряшов, Ю. Российское скаутское движение [Текст] / Ю.В. Кудряшов. - Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2005. - 593 с.

3. Кудимов, В.А. Большие заботы маленьких граждан [Текст] / В. А. Кудимов. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 112 с.

4. Слезин, А.А. Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи в начале 1920-х годов [Текст] / А.А. Слезин // Исторические, философские, поли-

* Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 гг.

** Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - коммунистическая благотворительная организация, созданная по решению Коминтерна в качестве коммунистического аналога Красному Кресту.

тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -№ 2(3). - Тамбов: Грамота, 2009.

5. Слезин, А.А. «Легкая кавалерия» комсомола в системе политического контроля [Текст] / А.А. Слезин // Вопросы истории. 2001. - № 11-12.

6. Слезин, А.А. Политический контроль среди молодежи 1920-х годов: победы на «фронте повседневности» [Текст] / А. А. Слезин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. - № 3. - Ч. 2. - С.179-185.

7. Объединенный государственный архив Челябинской области. - Ф. 485. - Оп. 1. - Дело 168.

8. Худобородов, А.Л. Стояние за веру в дни лихолетья [Текст]: монография / Л.Я. Худобородов, М.А. Яшина. - Челябинск, 2014. - 180 с.

References

1. Antireligioznik 1929. № 7. [in Russian].

2. Kudryashov BB. Russian scout movement. Arkhangelsk, izdatelstvo Pomorskogo un-ta, 2005. [in Russian].

3. Kudimov V.A. Big cares of little citizens. M.: Molodaia gvardiia, 1990. [in Russian].

4. Slezin A.A. A state policy concerning religion and political control among youth in the early twenties. htoricheskiie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologia i iskusstovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2009. №. 2 (3). [in Russian].

5. Slezin A.A. "Light cavalry" of Komsomol in system of political control. Voprosy istorii. 2001. №. 11-12. [in Russian].

6. Slezin A.A. Politichesky control among youth of the 1920th years: victories on "the front of daily occurrence". Istoricheskiie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologia i iskusstovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Diploma, 2011. № 3. P. 2. P. 179-185. [in Russian].

7. Joint state archive of Chelyabinsk region. Fund 485. Inventory 1. Business 168.

8. Hudoborodov A.L., Yashina M.A. Standing for belief in days of hard times. Chelyabinsk, 2014. [in Russian].

Сведения об авторах: Яшина Марина Анатольевна,

кандидат исторических наук, кафедра физики,

Челябинский государственный педагогический университет, г.Челябинск. E-mail: [email protected]

худобородов Александр леонидович,

доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

Information about the authors: Yashina Marina Anatolyevna,

Candidate of Sciences (History), The Department of Physics, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. Russia. E-mail: [email protected]

Hudoborodov Alexander Leonidovich,

Doctor of Sciences (History), Professor, Department of National History and Law,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk. Russia.

E-mail: [email protected]

X

га Is с

о о

ф

I-

о

о

I-

о

ф

га £ го

X

го

со S X

го

о >s о

О

<и _ g ?

i? m о 0е? Ü I

ОО "СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.