УДК 329.78
Прислонов Николай Николаевич
Международный университет природы общества и человека «Дубна»,
г. Дубна, Московская область prislon@ tmpk.ru
ПЕРВЫЕ ШАГИ КОСТРОМСКОЙ ПИОНЕРИИ (к вопросу об образовании и становлении пионерской организации в Костромской области)
В статье на основе анализа большого исторического материала исследуются процессы возникновения в Костромской губернии в 1918—1922 гг. детского общественного движения, формирования основ детского коммунистического движения, форм его проявления. Рассматриваются предпосылки создания пионерской организации и факторы становления в 1923—1924 гг. пионерского движения в этом регионе страны. Вводятся в исторический оборот новые источники.
Ключевые слова: общественная активность, детское коммунистическое движение, детские социалистические клубы, культурно-просветительные кружки, юные коммунисты, детские городки, РКСМ, скаут-мастера, предпосылки создания пионерских организаций, губернское бюро юных пионеров, юные пионеры, вожатые, система подготовки пионерских кадров, пионерские отряды, пионерские форпосты.
Посвящается В.Г. Яковлеву, моему учителю, одному из первых исследователей истории пионерского движения в СССР
Предисловие
Прошло чуть более 20 лет как в нашей стране не стало такого яркого и теперь уже . неповторимого явления как Пионерия. Вместе со страной, давшей миру уникальный социально-экономический опыт, пала и Страна детства, позволявшая миллионам мальчишек и девчонок раскрывать свои творческие возможности, самореализовываться, делать первые шаги в жизненном самоутверждении. Пионерии не стало, но осталась её история, откуда и сегодня можно брать интересный опыт для практической деятельности по воспитанию подрастающего поколения России. В этом отношении не является исключением опыт пионерской организации Костромской области, в деятельности которой на различных исторических этапах проявлялись как общие, характерные для всей страны, так и отдельные, уникальные процессы и явления.
Истоки появления первых пионерских отрядов в Костромском крае следует искать в характере и следствиях тех революционных преобразований, которые начались в России с февраля 1917 года. Более того, приход к власти большевиков, придал им импульс и направил вектор преобразований в сторону защиты социальных прав и интересов самых широких слоев населения страдавших от нищеты, гнета и унижений. Это хрестоматийная историческая истина сегодня подвергается массированным атакам современных ниспровергателей коммунизма и ее не хотят признать либеральные и националистически настроенные историки (в том числе и исследующие историю молодежного и детского движения в нашей стране), или из за догматизма и ограниченности, или из соображений политической ко-ньюктуры. При их активном воздействии в после-
дние два десятилетия в нашей исторической литературе утвердилась обвинительная тенденция в адрес большевиков, а их деятельность рассматривается ими лишь как разрушительная. Однако исторические материалы периода 1917-1920 гг. свидетельствуют -новая власть, сметая старый политический строй и социально-экономические устои буржуазного общества в России, закладывала в основы социалистического фундамента высокие гуманистические идеалы и социальные стандарты. Свидетельство тому ярчайшие примеры из истории развития образования и истории детского движения в Костромской области в первые годы Советской власти. Даже самый беглый анализ комплекса мероприятий, проводимых советскими и партийными органами в тот период, позволяет делать вывод о рождении новой педагогики, где во главу угла ставились интересы детей, их сохранения, а так же их физического и нравственного развития и совершенствования.
Революционная энергия уничтожала старую школу, но она и способствовала появлению ростков новой школы, нового воспитания, что не могло не сказаться на возрастании активности молодежи. Как никакой другой слой общества, в силу своих психологических особенностей, она чутко реагировала на все то, что происходило, стремясь не только повторять действия взрослых, но и внося свое собственное особенное понимание преобразовательных процессов происходивших и на костромской земле, и в стране в целом.
Активность молодого поколения возрастала и в силу типичного для любой революции явления, когда в недрах социального конфликта формируется мощный энергетический потенциал, захватывающий самые широкие социальные слои и социальные
группы. Молодое поколение воспринимало революцию, происходившие преобразования и хотело в них участвовать. Оно видело «как организуется, как борется пролетариат за социализм, за новые порядки... Революция всегда захватывает ребят» - отмечала позднее Н.К. Крупская [17, с. 325]. В этом и была сила, особенность Октябрьской революции в России. Под воздействием примера старших, в Костромской губернии формировалось общественное детское движение, постепенно переходившее в новую фазу - коммунистическое, становившееся частью молодежного коммунистического движения. При этом детская активность проявлялась как в участии в преобразовании старых общественных отношений в социалистические так и в их стремлении к самоорганизации в детские объединения. В силу чего костромским большевикам, революционно ориентированным педагогам и общественным организациям в 1918-1922 гг. удается накопить интересный опыт решения целого комплекса проблем в работе с детьми и подростками.
Энергия, разбуженная революцией
Начавшиеся в губернии уже с октября 1917 года активные политические и социальные преобразования, бурная революционная политическая жизнь, захватывали и детские массы, вызывали у них живой интерес. Костромские дети на деле демонстрировали готовность быть активными участниками многих сложных процессов и событий, происходивших в то не простое для страны время, участвуя в решении крупных общественно-политических вопросов, имеющих как политическое, так и воспитательное значение.
Ребятишки участвовали в митингах, демонстрациях, различных манифестациях, присоединяя свой голос к голосу тысяч рабочих и крестьян. Подражая старшим, дети устраивали субботники по заготовке дров, уборке помещений, благоустройству фабричных и школьных дворов. Свидетельством может служить только один пример, приведенный комсомольской газетой «Голос молодежи» в небольшой заметке «Вот это масленица!»: «...В Варнавинском уезде в дер. Печурихе крестьянские дети и подростки собрали большую кладку дров, запрягли лошадь, .. .и отправились в школу, которая несколько дней стояла без дров». «Побольше бы таких «Маслениц» устраивать», - резюмировала автор заметки [8].
Особая активность костромских мальчишек и девчонок проявлялась в участии в таких массовых трудовых добровольных акциях как субботники. Так во Всероссийском субботнике 1 мая 1920 г. из 26 тыс. его участников 4,4 тыс. были дети и подростки. В городе Костроме самая младшая группа ребятишек разъезжала от группы к группе работающих и показывала концерты, спектакли, а другая группа 3600 человек сажала деревья и устраивала площад-
ки [14]. Вот что писала, отмечая активную работу детей и молодежи, газета «Красный мир»: «...Главная и боевая группа из 34-х человек потребовала себе работы более трудной, хотя в ней находилось много 14-ти, 15-ти летних подростков. Работа шла как в муравейнике, а не было толкотни. Малолетние выкидывали дрова изнутри баржи на палубу, а более взрослые товарищи таскали и выкладывали в клетки. Вот этой группой с 12 до 5 часов было выгружено 35 сажен дров» [13].
Детские массы привлекались и к другим общественно-политическим кампаниям. В январе
1920 года в губернии проводилась «Неделя фронту». Дети в эти дни показывали красноармейцам спектакли и концерты, собирали средства для помощи фронтовикам. Девочки шили и вязали кисеты, а мальчики изготавливали туфли для госпитализированных красноармейцев. С не меньшим энтузиазмом участвовали ребятишки и в проходившей в ноябре этого же года «Неделе ребенка». В Колог-ривском уезде дети агитировали взрослых помочь подрастающему поколению, выступали с платными концертами и спектаклями [10].
Особенно чутко костромские дети среагировали на обрушившийся в 1921 году на районы Поволжья голод. Они активно включились в общественное движение помощи голодающим. Так дети сычевских детских колоний передали в январе 1922 года в фонд голодающих 2 млн. рублей, собранных с детского платного праздника [9]. В Костромском уезде крестьянские ребятишки, в ответ на воззвание уездной комиссии помощи голодающим, в сентябре
1921 года организовали во время «Недели помощи голодающим» сбор продуктов среди населения, собирали колоски на сжатых полях и картофель с огородов [16]. В Чухломе, в августе 1921 года учащиеся участвовали в сборе денежных средств, ставили спектакли в пользу голодающих детей Поволжья, производили продовольственные сборы по городу и уезду.
Поиск путей воспитания коммунаров
Общественно-политическая активность костромских ребятишек подкреплялась и их стремлением к самоорганизации. Юное поколение того времени рано и быстро социализировалось, активно вырабатывало политическое сознание. Уже с первых же месяцев установления Советской власти по примеру организаций взрослых и при их поддержке, в губернии стали возникать разнообразные объединения детей и подростков, позволявшие делать их жизнь интересной и содержательной. В эти годы в г. Костроме и ряде других крупных городов губернии были организованы и успешно работали детские социалистические клубы, культурно-просветительные кружки, отряды юных коммунистов (или как их тогда называли - юков).
Должный отклик в детском и юношеском сознании находили идеалы, образовавшейся в марте 1919 г. губернской организации Российского Коммунистического Союза молодежи. Они вступали в ее ряды и к концу 1921 года подростки и дети от 14 до 16 лет составляли в ней четверть состава [6]. Кстати, это была та часть костромской молодежи, которая уже позже, в начале 20-х годов, станет активными участниками развития комсомольского движения и создания губернской пионерской организации. Стремление стать комсомольцами было большим. Вот что писал в губернский комитет комсомола подросток из села Большие Соли Костромского уезда: «Наши старшие братья, помогите устроить или нам подсобите устроить в Солях Союз Красной молодежи» [15].
Широкое распространение получили среди костромских детей культурно-просветительные кружки. Создавались они в основном при школах. Только в Костромском уезде к концу 1919 года их работало около 20. Кружки должны были содействовать, как к примеру подчеркивалось в Уставе кружка в с. Селище «.. .развитию своих членов в умственном, нравственном и физическом отношении и... дать возможность трудящемуся населению в свободное от работы время в разумных и трезвых занятиях и развлечениях, способствовать подъему культурного и просветительного уровня» [12]. В кружках, куда входили дети молодежь от 3 до 18 лет, действовали такие органы детского самоуправления как правления, избиравшиеся на общем собрании. Во многих детских объединениях издавались газеты и журналы. Они имели свое название. К примеру Пушкинский кружок имел название «Пробуждение», а культурно-просветительный кружок в с. Судиславль назывался «Доброе семя». Дети и подростки занимались в мастерских, ставили спектакли перед взрослыми и неорганизованными сверстниками.
Отдельные кружки на первых порах своей деятельности дистанцировались от политического воспитания. Так вышеупомянутый кружок «К свету» в селе Селище на первом этапе своей деятельности даже провозглашал беспартийность, но в последствии сама действительность и активное влияние на их деятельность комсомола внесли коррективы. В этом отношении интересен факт, когда культпросвет кружок, работавший в Судиславле, инициировал в 1919 году проведение в селе первомайской демонстрации.
Посещение кружков будило сознание детей, порождало их стремление к культуре, образованию и таким образом соответствовало решению стратегических задач новой советской педагогики и нового общественного строя. Вполне закономерно, что в впоследствии некоторые из работавших в сельских местностях кружков преобразовались в клубы подростков и на их базе в отдельных местах позднее со-
здавались первые сельские комсомольские ячейки, а потом и первые пионерские отряды.
Другой формой самоорганизации порастающего поколения стали, возникшие в конце 1917 года по инициативе самих детей и подростков, детские социалистические клубы. Наибольшее распространение они получили в губернском центре. Если в январе 1919 г. они объединяли здесь 1,8 тыс. детей, то в марте клубы уже посещало 2,2 тыс. К 1922 году клубы объединяли по всей губернии около 12 тысяч детей [21].
Столь большой охват обусловливался особым вниманием к ним органов образования губернии и комсомола. Уже в 1918 году органы народного образования сумели увидеть в юношеской инициативе по созданию клубов черты новой системы воспитания. И как следствие, 30 октября 1918 года губернский отдел народного образования и губиспол-ком принимают специальное постановление о расширении сети детских социалистических клубов. Основными их задачами как и культурно просветительных кружков являлось «умственное и эстетическое самообразование, приучение к общественной работе, различные развлечения и занятия» [20, с. 353].
Работа в клубах основывалась на «свободных влечениях» детей от 8 до 18 лет, по двум возрастным группам. При них существовали сапожные, переплетные, столярные, токарные, рукодельные мастерские. Члены клубов могли читать книги в библиотеках, заниматься рисованием, пением, лепкой, ставить спектакли и т.д. Вся жизнь в них определялась Уставами, а в некоторых были и правила для членов клуба.
Высшим органом являлось общее собрание его членов, которое избирало руководящий орган - правление из 5-17 человек, или председателя, а так же секретаря и казначея. В самих названиях клубов отражалось стремление детей к революционной романтике. Так II социалистический клуб назывался «Юный социалист», III клуб детей «Октябрьская революция», а Заволжский клуб имел название «Друг детей». В некоторых клубах издавались рукописные литературные журналы, изготавливались значки. К примеру в I Детском социалистическом клубе «Юный рабочий» издавался журнал «Первый опыт», а в VI члены клуба «Трудовичок» носили значок: солнце, лучи которого изображались ручками, карандашами, перьями [3].
Провозгласив первоначально себя как организации просветительского типа, эти детские организации постепенно, с конца 1919 года, под влиянием набиравшего силу костромского комсомола стали активно участвовать в общественно-политической жизни г. Костромы. С августа 1919 года в клубы решениями комитетов РКСМ для агитационной работы были направлены политруки и инструктора [11]. В комсомольцах ребята увидели своих руководите-
лей. К примеру, общее собрание клуба «Трудови-чок» 19 ноября 1919 года в своем решении просило о необходимости иметь инструктором политического кружка комсомольца И. Семенова, «.как идейного коммуниста и хорошего работника» [5]. Члены РКСМ проводили занятия с детьми по политграмоте, руководили детским самоуправлением, помогали составлять планы на сезоны работы, проводили экскурсии и т.д. К концу 1919 года под влиянием комсомола уже было 7 детских клубов.
Благодаря комсомольскому влиянию дети участвовали во Всероссийских субботниках, «Неделе фронту» и т.д. Ребятишки того же клуба «Трудови-чок» помогали голодающим детям Москвы и Петрограда, отрезая от своего пайка кусочки хлеба, послав их своим сверстникам [3]. Ораторов от детских клубов частенько можно было видеть на митингах и демонстрациях, произносящих простые, но пламенные речи [4].
Опыт костромских клубов в 1920 году был распространен специальным постановлением I Губернской конференции по внешкольному образованию, в котором подчеркивалось: «.в имеющихся клубах по губернии необходимо проводить ту же политику, применяя принципы выработанные практикой костромских детских клубов» [1].
Народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский, побывавший в 1919 г. в Костромской губернии, высоко оценивал опыт работы Детских Социалистических клубов. В одной из своих статей он писал: «Пожалуй наивысшее развитие в самом городе Костроме и отчасти некоторых уездах получили клубы.» [22]. Характеризуя состояние образования и просвещения в Костроме, нарком вновь отмечал: «.все же самое отрадное впечатление произвели на меня детские клубы, о которых я поместил в газетах особую статью...» [18, с. 6].
Однако социалистические клубы не стали массовым явлением в детском коммунистическом движении Костромской губернии. Методы и формы работы с детьми зачастую повторяли формы и методы работы взрослых, в основном они носили культурнический характер, а ослабленные несколькими мобилизациями на фронты Гражданской войны комсомольские организации широкого политического влияния на них так и не сумели оказать. Несмотря на это, сам опыт деятельности Детских Социалистических клубов интересен тем, что это был первый и не безуспешный опыт создания детских внешкольных учреждений социалистического типа, где широко действовало детское самоуправление, дети воспитывались в коммунистическом духе, а вся работа проходила с учетом потребностей и интересов детей на основе привития трудовых и культурных навыков.
Другой внешкольной организацией, занявшей особое место в период становления детского коммунистического движения в г. Костроме и губернии
с начала 1919 года стала организация «Юных коммунистов» («юков»). Ею руководил отдел Всевобуча Губернского военкомата. К лету в г. Костроме действовал отряд «юков» - около 70 человек. Его возглавил бывший скаут-мастер М. Барон. Другой отряд, которым руководил Г. Хряпин (тоже скаут-мастер), в это же время действовал в городе Нерех-те. Как и в других регионах страны они в основном концентрировали свое внимание на физическом воспитании.
Дети занимались гимнастикой, физическими упражнениями, изучали военное дело, строй, готовили сдачу разрядов и т. п. При этом в основе методик лежали методики и формы работы свойственные скаутингу, о чем свидетельствуют отчеты М. Барона в отдел Всевобуча. Так описывая организацию соревнования в костромском отряде, он в качестве его основных условий, выделял свойственные скаутской практике показатели: добрые дела, украшение уголка отделения, знание разряда, дисциплину, расторопность, быстроту одевания и раздевания, определение времени, исполнение приказа, стрельбу из лука [2]. Внешние атрибуты юк-скаутов были частично советизированы. Отряд имел красный флаг, но дети носили скаутские шляпы, гетры, короткие штаны, защитного цвета рубашку со скаутской лилией на рукаве, называя себя «Куницами», «Бобрами», «Птенчиками».
Политическая работа в отрядах не велась, за исключением участия скаутов в демонстрациях и спортивных праздниках с показательными гимнастическими упражнениями. Юк-скауты держались в стороне от крупных общественно-политических мероприятий, являясь как бы кастовой организацией. Пролетарские дети, поначалу вошедшие в нее, быстро оценили это и вышли из организации. В марте 1921 года юковские отряды действовали лишь в Костроме, Нерехте, Макарьеве, Солигаличе, объединяя в своих рядах всего 500 человек [7]. Попытки комсомольцев войти в эти организации не увенчались успехом, что вызывало у них недовольство и в 1923 году по инициативе губкома РКСМ отряды юков, как остатки буржуазной системы воспитания, будут распущены [19].
Таким образом, даже беглый анализ работы первых детских объединений позволяет сделать вывод о том, что в Костромской губернии в первые годы Советской власти возникают основы детского коммунистического движения и создаются предпосылки к его развитию как в составе общего молодежного движения, где доминирующую роль начинала играть губернская организация РКСМ, так и к переходу к массовой детской коммунистической организации - пионерской организации.
К числу таких предпосылок можно отнести:
- активный поиск демократических подходов к воспитанию детей и молодежи, появление педаго-
гических инноваций, способствующих творческому росту их личности, развитию способностей, физическому и нравственному воспитанию;
- рост, под влиянием политических изменений, связанных с приходом к власти Советов, сознательности и общественной активности детей и подростков, формирование у них основ коллективизма и коммунистического мировоззрения;
- привлечение детей и подростков к активной общественно-политической жизни, общественнополезному труду, социальным и просветительским мероприятиям, позволявшим им раскрыть свои творческие способности и самоутверждаться, посильно участвовать в политическом и социальном переустройстве общества;
- выработка юным поколением костромичей опыта самоорганизации и коллективного поведения через первые детские, юношеские и молодежные общественные объединения и такую политическую организацию как РКСМ, определившую для себя задачи развертывания работы с детьми и подростками, в меру имеющихся возможностей успешно решавших их;
- формирование комсомольскими и другими общественными организациями первого положительного опыта работы с детскими массами.
Все это создавало благоприятные условия для проведения практической работы по созданию в Костромской губернии пионерских отрядов.
Библиографический список
1. Внешкольное дело. - Кострома, 1920. - № 1: июль.
2. Государственный архив Костромской области (ГАКО), фонд р. - 1151, оп. 4,ед. 153, л. 17.
3. ГАКО, фонд р. - 24, оп. 1, ед. 2060а, л. 1 об.
4. ГАКО, фонд р. - 24, оп. 1, ед. 2060а, л. 3.
5. ГАКО, фонд р. - 24, оп. 1, ед. 2060а, л. 4 об.
6. ГАКО, фонд р. - 24, оп. 1, ед. 976, л. 1.
7. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), ф. 3125, оп. 2, ед. З, л. 3б.
8. Голос молодежи. - 1921. - 20 мая.
9. Голос молодежи. - 1922. - 12 января.
10. ГАКО, фонд р. - 24, оп. 1, ед. 880, л. 20 об.
11. ГАНИКО, ф. 3125, оп. 2, ед. хр., л. 8.
12. К свету. - 1918. - № 1. - с. 8.
13. Красный мир. - 1920. - 4 мая.
14. Красный мир. - 1920. - № 3, 13 мая.
15. Красный мир. - 1921. - 16 сентября.
16. Красный мир. - 1921. - 6 сентября.
17. Крупская Н. К. О детях революции // Пед. соч. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 325.
18. Луначарский А.В. Народное образование в Костроме // Народное просвещение. - 1919. -№ 39-41. - 28 июня. - С. 6.
19. Начало пути: Воспоминания секретаря Костромского губкома РКСМ П.М. Победоносцева. -ГАНИКО, ф. 383, оп. 9, д. 19, л. 127.
20. Первый год Советской работы по народному образованию в Костроме: Сборник материалов / под ред. В.А. Невского. - Кострома, 1921. - С. 353.
21. Подсчитано по материалам ГАКО, фонд р. -
24.
22. Советская газета. - 1919. - 29 июня.