УДК 329.78
Прислонов Николай Николаевич
Международный университет природы общества и человека «Дубна»,
г. Дубна, Московская область [email protected]
ПЕРВЫЕ ШАГИ КОСТРОМСКОЙ ПИОНЕРИИ (к вопросу об образовании и становлении пионерской организации в Костромской области)*
В статье на основе анализа большого исторического материала исследуются процессы возникновения в Костромской губернии в 1918-1922 гг. детского общественного движения, формирования основ детского коммунистического движения, форм его проявления. Рассматриваются предпосылки создания пионерской организации и факторы становления в 1923-1924 гг. пионерского движения в этом регионе страны. Вводятся в исторический оборот новые источники.
Ключевые слова: общественная активность, детское коммунистическое движение, РКСМ, губернское бюро юных пионеров, юные пионеры, вожатые, система подготовки пионерских кадров, пионерские отряды, пионерские форпосты.
Расширяя ряды вместе со школой и профсоюзами
Становление пионерского движения во многом было обусловлено и позицией по отношению к возникавшим пионерским отрядам и детям, вступавшим в них, органов народного образования, а самое главное педагогов образовательных учреждений. В первую очередь важность пионерской организации как воспитательной организации поняли руководители детских домов. Здесь первоначально движение юных пионеров развивалось стихийно, но затем при участии комсомольских организаций его удается ввести в организованное русло. Благодаря общим усилиям летом 1923 года создаются первые отряды при детских домах в городах Кострома и Нерехта, а к февралю 1924 года и в городе Макарьеве. Всего к августу 1924 года пионерским движением было охвачено 40 % детей детских домов губернии, а в городе Костроме в одном только детском доме гор-района 60% детей стали пионерами [6]. В декабре 1924 года губком РЛКСМ принимает решение охватить пионерской организацией 100% детдомов и реорганизовать их в пионердома.
Заинтересовано восприняли пионерскую организацию педагоги детских очагов и детских городков. В 1-м детском городке им. Октябрьской революции (г. Кострома) пионерский отряд возник одним из первых. В галичском детгородке пионерским движением в декабре 1924 года было охвачено 50% ребятишек [6].
Уже в первые месяцы появления пионерских отрядов в них втягивались и школьники, посещая отряды, созданные при комсомольских комитетах, детских домах, предприятиях. И этот интерес с лета 1923 г. стал возрастать, что, говоря словами Н.К. Крупской «...присуще здоровым детям, растущим в нормальных условиях, ведь ребенок, привычный иметь перед глазами интересы целого коллектива, связывает все свои действия с действиями коллектива» [19].
В отличие от некоторых других регионов нашей страны педагогическое руководство в Костромской губернии это быстро поняло. 2 октября 1923 года при губоно устанавливается должность губернского инструктора по пионерскому делу. Через три дня специальным распоряжением отдела народного образования намечается широкий план действий по созданию отрядов юных пионеров и ставилась задача: «В ближайшее время объединить около 1000 детей, как юных пионеров и около 1200 человек детей, волчат и птенчиков, т.е. детей в возрасте от 8 до 12 лет». В нем было определено, что во главе отрядов становятся комсомольцы и молодые педагоги, устойчивые в политическом отношении и знакомые с физическим воспитанием» [16]. На организационные расходы губоно выделялись средства в размере 1460 рублей, в том числе и на заработную плату руководителям.
Однако столь масштабным планам не суждено было осуществиться. В действительности к маю 1924 года по этому плану было создано всего лишь 6 отрядов. Сказалось отсутствие грамотных руководителей, настороженность и даже сопротивление консервативного учительства, родителей и даже детей.
В уездных городах в отличие от губернского центра положение было несколько иным. В Нерех-те, Буе, Солигаличе именно школы стали базами создания первых отрядов. «Пионерское движение только развито в городских школах и детдомах и выражается оно в физическом воспитании», - сообщал в докладе о состоянии дела народного образования заведующий Солигаличским уездным отделом народного образования [12]. В Буйском уезде пионерское движение развивалось «не только в городе, оно проникает и в деревню, захватывая детей в крупных центрах уезда, под руководством РКСМ и при его ближайшем участии, группируясь около школ» [11]. В Чухломе до марта 1924 года отрядов пионеров при школах не было, но из школьников города был организован один отряд в 80 человек.
* Окончание. Начало в № 2 и № 3 за 2012 г.
Несмотря на некоторые успехи, охват детским движением школьников к весне 1924 года был не столь значительным, в связи с чем губернский комитет РКСМ и губоно прилагают множество усилий, чтобы убедить в необходимости поддержки пионерского движения педагогов, как можно шире вовлечь детей в существующие отряды и активизировать работу юных пионеров в школах. С этой целью специальным постановлением отдела народного образования от 1 апреля 1924 года, среди тем для самообразования учителей, вводится вопрос о детском движении, а создаваемые отряды обследуются представителями отделов народного образования, где на месте осуществлялось инструктирование работы отрядов и звеньев, осуществляется педагогическое консультирование.
Вопрос о пионерском движении в школе специально обсуждается 15 мая в г. Костроме на первой губернской конференции обществоведов, где шел довольно открытый и откровенный разговор о положении дел. Так докладчик губкома РКСМ
Н. Груздев отмечал, что «нет связи педагога с комсомолом, педагоги отрицательно относятся к пио-нердвижению, срывая галстуки и, прогоняя пионеров из учреждений». Касаясь вопроса о взаимоотношении школы и пионердвижения, он говорил: «Сейчас получается разное толкование: педагог говорит, что работа по детдвижению должна приспосабливаться к работе школы, руководитель (вожатый - Н.П.) наоборот, в основу работы ставит детдвижение. Так разграничивать нельзя. Детдви-жение является коммунистическим воспитанием, которое сейчас ведется по школам слабо, следовательно одна работа дополняет другую: школа и дет-движение» [3].
Конференция признала постановку организации детдвижения в школах слабой, показала отношение передовых педагогов к «пионерству», вскрыла недостатки работы и наметила пути их ликвидации, выразила свое отношение по этому вопросу: «Заслушав доклад о детдвижении, как системе коммунистического воспитания, губконференция обществоведов, учитывая необходимость дальнейшего углубления коммунистического воспитания в школе, признает неотложным принять участие в проведении и расширении детдвижения, согласовав работу по детскому движению с общешкольной работой» [2]. Ее решения имели большое значение для расширения пионерских рядов в школах губернии.
Состоявшийся в июле 1924 года VI Всероссийский съезд комсомола и принятое в августе месяце постановление Оргбюро ЦК РКП (б) «О пионерском движении» потребовало от комсомола, партии еще большого внимания развитию пионердвиже-ния в школе [18]. Выполняя их губбюро и губоно в октябре 1924 года приступили к непосредственному созданию пионерских форпостов в школах Костромской губернии, что стало поворотным момен-
том в развитии пионерского движения в школьных учреждениях. С этого момента основная масса педагогов начинает признавать пионерскую организацию. В этом отношении заслуживает внимания позиция заведующих школ города Костромы, которые в мае демонстративно проигнорировали 1-ю конференцию пионеров, не явившись на нее, и показав свое отрицательное отношение к пионердвижению. Уже в октябре месяце, заслушав доклад Н. Груздева они постановили: «Школьным работникам предложить принять активное участие в организации форпостов. Устроить ряд объединенных собраний для разработки программы этой работы» [9].
Сходные постановления принимали педагогические советы школ. Так 18 октября 1924 года педсовет 2-й семигодичной школы вынес решение: «Во всех группах ознакомить учащихся с организацией пионеров и провести широкую агитацию среди учеников о вступлении в ряды последних. Параллельно с этим повести агитационную работу среди родителей учащихся.» [10]. Собрание родителей 3-ей девятигодичной школы, заслушав доклад о пионердвижении, отмечало: «.б) оказать содействие организовавшегося отряда, вовлекая большие массы детей; в) просить отвести специальное помещение для занятий пионеров» [13].
Такие же процессы - поворота педагогических работников к пионерскому движению, наблюдались и в уездах, что не могло не сказаться на росте численности юных ленинцев. В частности в школах Макарьевского уезда в результате большой агитационной работы удалось в 60 школах организовать 13 отрядов и форпостов. В Кологривском уезде по нашим подсчетам к январю 1925 года в 10 школах из 27 действовали отряды и форпосты юных пионеров. В городе Костроме около 90% школ имели в декабре 1924 года форпосты. В это время во всех уездах среди пионеров уже работало более 20 педагогов, а в Чухломском уезде четверо учителей стали организаторами пионерских отрядов.
Форпосты организовывались в школах, где было не менее 10 человек учащихся, которые прикреплялись к пионерскому отряду и вели работу под руководством выделенного вожатого или педагога в тесном единстве с учителями. Главными задачами были привлечение школы к участию в общественной и политической жизни, связь ее с производственными ячейками, общественными организациями, расширение политического и культурного кругозора учащихся, соединение работы школы с работой пионерской организации и взаимное знакомство, улучшение образовательной, воспитательной работы, школьного самоуправления. Во главе форпоста стоял президиум форпоста подотчетный бюро юных пионеров. Появление форпостов в школе оживило ее работу, жизнь ребят стала богаче и интереснее. Как отмечалось в Циркуляре губко-ма, губбюро юных пионеров и губоно об организа-
ции форпостов: «необходимо максимальное содействие не только со стороны форпостов к учителям, но и учителей к форпостам» [4].
С появлением форпостов пионерская организация постепенно стала завоевывала твердые позиции в школе, существенно оживляя в ней воспитательную работу. Пионеры следили за порядком, вели работу по ликвидации неграмотности, показывали личный пример в учебе и труде, активно участвовали в школьном самоуправлении. Это все еще больше поднимало авторитет пионерской организации среди родителей. Они уже и сами начинали записывать детей в пионерские отряды при предприятиях где работали, отмечая, что пионеров «сразу заметно среди детворы, какими старательными, самостоятельными делаются наши ребята».
Создание форпостов стимулировав рост пионерских рядов по уездам, активизировало и работу деревенских отрядов, так как именно школы являлись в сельской местности главными очагами культуры и просвещения. К примеру в Солигаличском уезде в феврале 1924 года было только 96 пионеров, а в конце декабря 1924 года организация в уезде насчитывала 268 пионеров, в основном крестьянских ребятишек. Уже на первых порах своей деятельности пионеры проводили среди крестьян по-литбеседы, читали неграмотным газеты, помогали сельским советам в организации проведения различных компаний. Они через свои клубы вовлекали в пионерскую организацию новых членов, выступали против кулаков и подкулачников, контролировали работу батраков в кулацких хозяйствах. Сыновья богачей не давали им покоя. Набрасывались из-за угла и избивали, забрасывали пионеров камнями, сочиняли частушки. Кулаки пытались ликвидировать отряды, подговаривали порой неграмотных родителей, не пускать детей в отряды. Так в Головинской школе нынешнего Сусанинского района они пугали родителей карами всевышнего, а те в свою очередь не пускали детей в пионерский отряд. Некоторые местные учителя саботировали организовавшиеся отряды, но не смотря на это, пионерские отряды в деревне росли и укреплялись. Всего в губернии в сельской местности в них было 859 детей.
В целом, в исследуемый нами период пионерской организации удалось сделать серьезные шаги в определении своего места в воспитательной работе школы, способствуя ее преобразованиям в интересах построения социалистического общества.
В становлении и оформлении движения юных пионеров принимали и профсоюзные организации губернии. На самом первом этапе, в 1923 г., они не сразу смогли определить своей роли в создании отрядов, слабо помогали материально, не обеспечивали их помещениями. Перелом наступает в январе 1924 года, когда губернский совет профессиональных союзов принимает решение о создании к летнему сезону 4 пионерских отрядов, оборудо-
вании пионерского лагеря для юных ленинцев, определяя и источники финансирования [7].
В мае 1924 года президиум губернского совета профсоюзов потребовал от профсоюзных организаций установить шефство над пионерами, вовлечения пионеров в спортивные секции, кружки, а также обязал производственные союзы помочь материально в проведении губернской школы инструкторов по деткомдвижению, проходившей как мы знаем в июле месяце. Было предложено уполномоченным губсофпрофа «оказать возможную материальную помощь со стороны союзов рабочих среди пионеров в уездах» [1]. Во исполнение этого решения, профсоюзные ячейки стали выделять средства для организации отрядов, помещения и т.д. Так вторая общегородская конференции советских работников постановила: «... бросить на помощь все возможнее материальные средства и принимать по мере возможности участие в организации воспитательной работы среди пионеров» [8]. В сентябре члены Союза полиграфистов перечислили 0,5% из своего месячного жалования для нужд существующего при нем отряда.
Активно вел работу с пионерами профсоюз текстильщиков - ведущая организация в профсоюзном движении края. Составляя план работы на июль-сентябрь 1924 года, губернский Совет рабо-чих-текстильщиков намечал: «Улучшить работу отряда юных ленинцев, представить им лучшие помещения и возможные средства, взять на себя оплату вожатых» [14]. В сентябре 1924 года в своем отчете ответственный по работе среди молодежи этого Союза отмечал положительные сдвиги в исполнении ранее намеченных мероприятий: «Работа среди пионеров идет очень оживленно. Из всех отрядов лучше всех работает нерехтский отряд, который делал поход за 7 верст за город, где был разбит лагерь на 2 недели, а также и костромские текстильные отряды. Устраивали лагерь на Козловых горах, где пробыли месяц. Губотделом союза на пионерский лагерь было ассигновано 300 рублей. У всех пионеров, кроме нерехтского отряда, имеется форма, которая сшита за счет фабзавко-мов, а также имеются необходимые пионерские принадлежности. Одним словом пионерская работа развивается... » [15].
К концу 1924 года профессиональные союзы окончательно определяют свое место в поддержке пионерского движения. Показательна в этом отношении резолюция состоявшегося в декабре месяце Х губернского съезда профсоюза текстильщиков: «В последнее время коммунистическое движение получило огромное развитие, захватило сотни рабочих детей, - говорится в ней. - Это движение не может быть обойдено профсоюзами и с их стороны должна быть оказана детскому движению материальная помощь путем отвода помещения при клубах и выделения денежных средств, оставляя
общее руководство движением за организацией РЛКСМ. Профсоюзам надлежит принять участие через посредство своих представителей в органах детдвижения при РКСМ и оказывать ему материальную поддержку» [5].
Большую роль в утверждении и развитии пионерского движения играла губернская печать. Газеты «Голос молодежи» и «Красный мир» были настоящим агитаторами создания пионерских отрядов. Они постоянно публиковали статьи о работе отрядов, возникающих проблемах. На их страницах юные ленинцы и организаторы пионерского движения обменивались опытом.
К концу 1924 года многогранная работа дала свои положительные результаты. Состоявшийся в январе 1925 года XI губернский съезд РЛКСМ отметил рост пионерских рядов в губернии. «За последний период, - докладывал делегатам на секции по детдвижению секретарь губкома комсомола
Н. Макаров, - деткомдвижение завоевало общественное мнение и проникло во все поры общественной жизни». В губернии на тот период насчитывалось 119 пионерские отрядов, объединивших почти пять с половиной тысяч детей [17]. Из них детей рабочих 1978 чел., крестьян 1564 чел., прочих 218 чел. 6,3% пионеров были воспитанники детдомов .
Отмечая роль и значение пионерского движения, его сильные стороны XI губернский съезд комсомола дал четкий и верный анализ существовавших проблем. В выступлениях делегатов и последующих решениях обращалось внимание на недостаточно полную связь пионерских отрядов с органами социального воспитания, перегрузку пионеров, нехватку руководителей, на еще слабую общественную работу пионерских отрядов. Особое внимание было обращено на работу пионерской организации в сельской местности, оформление деревенских отрядов, созданию новых форм их работы. Были определены меры по улучшению трудового, эстетического и физического воспитания юных ленинцев, их активного вовлечения в общественно-политическую работу отрядов.
Над этим и предстояло в ближайшей перспективе работать партийным и комсомольским организациями и всем тем кто в той или иной степени был причастен к коммунистическому воспитанию костромской детворы.
Заключение
Проведенный нами анализ исторического опыта создания пионерской организации в Костромской губернии, позволяет нам сделать ряд выводов.
1. Пионерское движение не было случайным явлением в общественно-политической жизни губернии. Оно было закономерным следствием возникшего после установления Советской власти детского движения, переросшего к 1922 г. в детское
коммунистическое движение. Оно являлось следствием социальной активности трудящихся и самих детей, вызванной как революционными преобразованиями, так и целенаправленной деятельностью органов власти и нарождавшихся инициатив общественных организаций коммунистической направленности, гражданской инициативы передовой педагогической общественности, находившихся в поиске эффективных педагогических систем и технологий, обеспечивающих реализацию задач по воспитанию подрастающего поколения социалистического общества.
2. Создание первых пионерских организаций явилось закономерным результатом поиска наиболее оптимальных форм коммунистического воспитания, позволяющей на основе учета психологических особенностей детей, их склонности к романтике и интереса к общественно-политической деятельности обеспечить формирование личности будущего борца за идеалы социализма и коммунизма.
3. В Костромской губернии, приступившей к созданию пионерской организации несколько позднее чем в других центральных районах нашей страны, все процессы имели такие же общие черты как и в других регионах Центральной России. Они обуславливались активностью партийных и комсомольских организаций, их степенью организационной, кадровой и методической готовности, уровнем готовности органов образования и педагогов к восприятию идей пионердвижения и их практической работой по вовлечению детей в пионерские отряды, поддержкой профсоюзных и других общественных организаций и объединений, трудовых коллективов.
4. В силу оптимального проявления вышеперечисленных факторов процесс создания и становления пионерской организации в Костромской губернии не был длительным и занял период с марта 1923 г. по январь 1925 года. К этому времени пионерское движение становится реальным педагогическим и общественно-политическим явлением, сумевшим вырасти численно и привлечь на свою сторону широкие массы детского и завоевать симпатии взрослого населения, создать систему руководства во всех звеньях, систему подбора и подготовки кадров пионерских работников, систему своей работы, сформировать каналы материальной обеспеченности, начать успешно решать практические вопросы воспитания юных ленинцев.
Библиографический список
1. ГАКО, ед. 254, л. 65.
2. ГАКО, ед. 346, л. 68.
3. ГАКО, ед. 346, л. 93-93 об.
4. ГАКО, ф. р-1015. оп. 1а, ед. 14, л. 8.
5. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1,ед. 1326, л. 47-об.
6. ГАКО, ф. р.-1015, оп. 1а, ед. 14, л. 141.
7. ГАКО, ф. р.-171, оп. 1, ед. 589, л.77.
8. ГАКО, ф. р -2131, ед. 464, оп. 1, л. 415об.
9. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1 ,ед. 1340, л. 7об.
10. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1, ед. 1331, л. 47об - 48.
11. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1, ед. 264, л. 364 об.
12. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1, ед. 264, л. 468.
13. ГАКО, ф. р.-24, оп. 1, л. 166.
14. ГАКО, ф. р.-276, оп. 1, ед. 589, л.24об.
15. ГАКО, ф. р.-276, оп. 1, ед. 74, л. 21.
16. ГАКО, ф. р.-841, оп. 9д, ед. 77, л. 206.
17. ГАНИКО, ф. 3125, оп.2 , ед.3, л. 35.
18. Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина / сост. В.С. Ханчин. - М.: Молодая гвардия, 1970. - С. 7.
19. Крупская Н.К. Школа и пионердвижение // Пед. соч. Т. 5. - М., 1959. - С. 133.