Научная статья на тему 'Основные этапы детского движения в Бурятии (к 90-летию создания республиканской пионерской организации)'

Основные этапы детского движения в Бурятии (к 90-летию создания республиканской пионерской организации) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
996
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМСОМОЛ (ВЛКСМ) / CHILDREN''S MOVEMENT / THE KOMSOMOL (COMMUNIST UNION OF YOUTH) / YOUNG PIONEER ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балакирев Алексей Николаевич

В статье, посвященной 90-летнему юбилею создания пионерской организации в Бурятии, рассмотрены основные этапы становления и развития детского движения в республике в XX начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic stages of the children''s movement in Buryatia (to the 90-th anniversary of the republican young pioneer organization)

In the article, that is dedicated to the 90-anniversary of the establishment of the pioneer organizations in Buryatia, the basic stages of formation and development of the children's movement in the republic in the 20th early 21st centuries have been considered.

Текст научной работы на тему «Основные этапы детского движения в Бурятии (к 90-летию создания республиканской пионерской организации)»

Улан-Удэ, 1999.-С.38.

22. Потанин Г.Н. К инородческому вопросу // Сибирская газета. - 1917. - 14 мая.

25. Жабаева Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов. - Улан-Удэ, 2001.-С. 124.

26. Шагдурова И.Н. Очерки из истории развития общественно-политической мысли бурят в первой четверти XX в. -Улан-Удэ, 1999.-С.78.

Шагдурова Ирина Никитична, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии. Бурятский госуниверси-тет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Shagdurova Irina Nikitichna, candidate of historical sciences, associate professor, department of history of Buryatia. 670000 Ulan-Ude, Smolin Str., 24a

УДК 329.051 (571.54)

© А.Н. Балакирев

Основные этапы детского движения в Бурятии

(к 90-летию создания республиканской пионерской организации)

В статье, посвященной 90-летнему юбилею создания пионерской организации в Бурятии, рассмотрены основные этапы становления и развития детского движения в республике в XX - начале XXI в.

Ключевые слова: детское движение, пионерская организация, комсомол (ВЛКСМ).

A.N. Balakirev

Basic stages of the children's movement in Buryatia

(to the 90-th anniversary of the republican young pioneer organization)

In the article, that is dedicated to the 90-anniversary of the establishment of the pioneer organizations in Buryatia, the basic stages of formation and development of the children's movement in the republic in the 20th - early 21st centuries have been considered.

Keywords: children's movement, Young Pioneer Organization, the Komsomol (Communist Union of Youth).

Забота о преемственности поколений, воспитании детей и молодежи во все времена являлась неотъемлемой частью развития российского общества. Но именно XX в. стал временем становления новой объективной социальной реальности в мире и в России, такой как детское движение. В развитии отечественного детского движения чаще всего выделяются допионер-ский, пионерский и постпионерский периоды [1, с. 72].

Первый, «допионерский», этап был представлен возникновением и функционированием в России детских объединений самой разной направленности («Майские союзы», «Сетле-мент» С.Т. Шацкого и др.) Наиболее широкую популярность завоевал скаутизм - движение детей и молодежи, распространившееся в начале XX в. по всему миру. После 1917 г. в рядах российских скаутов произошел раскол из-за неоднозначного отношения к советской власти. Их легальная деятельность продолжалась до 1919 г., но фактически скаутские объединения существовали в Советской России до 1926 г. [2, с.16]. На территории Бурятии, начиная с 1916 г., действовали как минимум два скаутских отряда - в Верхнеудинске и Троицкосавске [21]. Руководители этих отрядов, например, бывший скаут-

мастер Газис Урманчеев, сыграли значительную роль в создании республиканской пионерской организации.

В первые послереволюционные годы (1917— 1922) в России постепенно оформлялась идеология детского коммунистического движения, а днем рождения Всесоюзной пионерской организации принято считать 19 мая 1922 г. Решающее значение в сплочении различных, разрозненных детских коммунистических групп принадлежит V Всероссийскому съезду РКСМ (октябрь, 1922 год), на котором впервые были определены цели и задачи детского движения в Советской России, а также намечены формы, содержание и методика работы. С этого момента начинается новый -«пионерский» - этап в развитии отечественного детского движения. Именно пионерская организация становится первым опытом по созданию массовых детских общественных объединений для большинства регионов СССР, в т.ч. и для Бурятии. В марте 1923 г. по специальной программе, присланной из Москвы, начались занятия первого отряда инструкторов юных пионеров в г. Верхнеудинске. 27 апреля 1923 г. в Бурятии был создан первый пионерский отряд, организатором которого стала инструктор Губкома комсомола Мила Славнина, первыми вожатыми

были назначены Газис Урманчеев и Феня Ершова [3, с. 16]. Для работы первого отряда была отведена комната в здании Комсомольского клуба (ныне здание на ул. Каландарашвили). Процесс возникновения и становления детского движения в нашей республике имел ряд особенностей и проходил в более сложных условиях, чем в целом по стране. Причины возникших трудностей - это и военное положение, и отсутствие необходимого опыта руководства у местных партийных и комсомольских органов, и удаленность от центра. Серьезной проблемой было отсутствие квалифицированных специалистов, особенно национальных кадров. В западных аймаках, где население в целом вело оседлый образ жизни, условия для создания пионерских отрядов были более благоприятными, чем на востоке республики, гораздо опытнее был и местный комсомол. Деятельность первых пионеров Бурятии была представлена участием в общегосударственном деле борьбы с беспризорностью, проведением Международных детских недель, в дни которых устраивались массовые демонстрации, спектакли, выставки, а также работой при сельских клубах и избах-читальнях. Уже летом 1923 г. в пригороде Верхнеудинска был организован первый в республике детский оздоровительный лагерь [3, с. 33-34]. С конца 1924 г. дети младшего возраста стали вовлекаться в октябрятские группы, создававшиеся при пионерских отрядах. К концу 1925 г. в пионерской организации Бурятии состояло более 6 ООО детей и подростков, пионерия показала свою жизнеспособность и актуальность, окончательно оформилась и значительно укрепила свои ряды

[4].

Вторая половина 1920-х - начала 1930-х гг. является одним из наиболее плодотворных периодов в развитии Всесоюзной пионерской организации. Были предприняты шаги в направлении активизации самодеятельности детей, появился целый ряд новых, интересных форм деятельности, существенно изменились методы работы. Главная установка этого периода - «строить работу организации руками самих детей». В Бурятии детское движение особенно успешно распространяется в сельской местности, значительно увеличивается количество детей-бурят, вступавших в пионеры. Если в 1928 г. в пионерской организации республики состояло 9 113 пионеров и 1 532 октябренка, объединенных в 288 отрядах, то уже в 1932 г. в 516 отрядах находилось 22 216 пионеров, 3 739 октябрят и 75 комсомольцев [5]. Однако, как и в целом по стране, деятельность бурятской пионерии не

обходилась без недостатков, главным из которых стала попытка решения грандиозных задач построения народного хозяйства (коллективизация, индустриализация) руками детей.

После решений ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931 г.) и «О работе пионерской организации» (1932) школа постепенно превращается в основную базу детского движения, однако самодеятельный характер пионерии не вписывается в общую государственную структуру. В 1930-е гг., как и по всей стране, в работе республиканской пионерской организации утверждаются командно-приказная система, администрирование, наблюдается увлечение цифрами-результатами, сводками, рапортами, никчемными парадными мероприятиями - одним словом, «барабаномания». Решения X съезда ВЛКСМ (1936 г.) определили главной задачей пионеров «борьбу за глубокие знания и твердую сознательную дисциплину» [6]. Содержание и формы пионерской работы в Бурятии в 1930-е гг. развивались в русле всесоюзного пионерского движения, но были и некоторые характерные особенности. Получают существенное развитие разнообразные технические кружки: авиамодельные, радио- и фотокружки, физические и химические. Стали регулярно проводиться вечера технической смекалки, конкурсы, технические слеты и конференции, организовывались музеи детского технического творчества. На основании решений X пленума Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ с 1 января 1935 г. на базе городской детской технической станции были основаны Республиканская детская техническая станция и Республиканская детская сельскохозяйственная станция. Летом 1936 г. впервые в республике была проведена детская Олимпиада художественной самодеятельности, в которой приняло участие более 300 победителей школьных и районных олимпиад. С августа 1938 г. в республике начала выходить пионерская газета «Костер», и уже в 1939 г. в ней сотрудничало 776 юных корреспондентов. С целью организации систематической помощи вожатым и повышения качества работы пионерской организации 3 июня 1933 г. в Верхнеудин-ске был открыт областной Дом деткомдвижения, где впервые стали заниматься разработкой методики пионерской работы в условиях Бурятии, проводились регулярные семинары, консультации и специальные занятия не только с вожатыми, но и с пионерско-комсомольским активом [2, с. 20-21]. Таким образом, внедрение пионерской организации в школу способствовало расширению социальной базы, привлечению к пио-

нерской работе педагогов-профессионалов, резкому увеличению по всей стране количества детей, охваченных пионерским движением. В 1940 г. численность республиканской пионерской организации превышала 42 ООО чел. [7].

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период на первый план выступила общественно полезная направленность пионерской работы. Как и для всей страны, для пионеров главным стал лозунг «Все для фронта! Все для Победы!». Уже в 1941 г. на средства, собранные пионерами республики, был построен танк «Юный патриот Бурят-Монголии». К концу 1942 г. силами пионеров Бурятии было собрано в фонд обороны 250 ООО р., на строительство военной техники 120 ООО р., а также 5 786 ц золы, 2 929 ц птичьего помета, 71 344 возов навоза для удобрения полей в колхозах и совхозах, проведено снегозадержание на площади в 1 550 га [8]. Особенно широкое распространение в годы войны получило тимуровское движение, удачно сочетавшее элементы игры и романтики с настоящей заботой о людях и ставшее замечательной пионерской традицией. В Бурятии тимуровские команды были созданы во всех пионерских дружинах и почти во всех школах республики и охватывали главным образом учащихся 4-6 классов. При этом с каждым годом число ребят, занятых в тимуровском движении, возрастало. Если в 1942 г. в 1 100 тимуровских командах республики насчитывалось 8 284 ребят, то к концу войны тимуровцев было уже около 25 000 [2, с. 21]. Одной из важных и серьезных проблем военного времени применительно к детскому движению стало участие пионеров и школьников в осуществлении Закона о всеобщем обучении. Как и во многих регионах страны, в нашей республике во время войны этот закон полностью не выполнялся. Сохранение Всеобуча становится важнейшей задачей детского движения Бурятии. Пионеры принимали активное участие в создание Фонда всеобуча, проводили регулярные Недели помощи школе и учителю, устраивали комсомольско-пионерские рейды по выявлению причин отсева учащихся, с помощью общественности организовывали школьные буфеты, в которых нуждающиеся учащиеся получали горячие завтраки и обеды [9]. В годы войны многократно возросло значение внешкольных и внеклассных учреждений, прежде всего Домов пионеров. Так, например, Улан-Удэнский городской дом пионеров под руководством директора Ветлужского в условиях 2-3-сменных занятий в школах всю войну работал в 6 смен - с 9 до 21 часа, без выходных.

Большое внимание уделялось и кружковой внеклассной работе. Далеко за пределами республики был известен исторический кружок Куда-ринской средней школы Кабанского района, которым руководил выдающийся бурятский ученый, доктор исторических наук, профессор Н.П. Егунов [10]. Характерным для военного периода является бурное развитие производительного труда. Пионеры Бурятии участвовали прежде всего в сельскохозяйственных работах, помогали на фермах, в значительной степени возместив нехватку рабочей силы. Сбор одежды для эвакуированных детей, организация агитбригад, шефство над госпиталями, сбор средств на вооружение, теплой одежды и подарков бойцам действующей армии, сбор лекарственных растений, участие в пушном промысле и золотодобыче - вот далеко неполный перечень той работы, которую бурятская пионерия проводила в годы войны.

Не менее сложным в истории детского движения в Бурятии был и послевоенный период. Засилье командно-административной системы привело к полной утрате самодеятельности в работе пионерской организации, вся ее деятельность была сведена к «учению и послушанию». Практически не использовались лучшие традиции пионерии, расцвели догматизм, формализм и слепое копирование «взрослых» форм работы без учета местных условий, пола и возраста. Положение с кадрами пионерских работников в республике также было неудовлетворительно -усилилась текучесть вожатых, профессиональная подготовка была крайне слабой. Примитивность и однообразность форм и методов отрядной работы, неглубокое содержание, скука приводили к потере у ребят интереса к пионерской организации. Сократившийся за годы войны количественный состав республиканской пионерской организации восстанавливался медленно и к концу 1949 г. составлял 35 640 чел. [11].

Изменение социально-политической обстановки в стране в середине 1950-х гг., наступление «оттепели» решающим образом повлияли на состояние пионерской организации. В деятельности дружин и отрядов появились элементы демократизма, большая свобода выбора видов деятельности. Пионерская работа в Бурятии, как и по всей стране, оживилась и обогатилась. Гораздо интереснее и содержательнее стали проходить отрядные и дружинные сборы, вошли в практику пионерские костры. Своеобразным новшеством в этот период явилось создание Штабов пионерских патрулей. Усилилась переписка многих отрядов и дружин с зарубежными

друзьями, стали организовываться Клубы интернациональной дружбы. Огромную популярность в республике завоевали производственные ученические бригады. В 1961 г. в Бурятии было 498 таких бригад, в них работало 15 393 чел. [3, с. 184]. В 1956-1962 гг. были проведены три поисковые Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников. Во время походов по родному краю ребята вели поиск лекарственных растений и определяли ареал их произрастания, искали залежи строительных материалов - гравия, песка, мела, глины - и пути подъезда к ним. Тысячи заявок приняли от ребят геологические управления страны [12]. В Бурятии только в 1961/1962 г. в геологических и туристических походах приняло участие более 6 ООО пионеров. В годы Пионерской двухлетки (1960-1962) дети Бурятии принимали активное участие во Всесоюзном движение за сбор металлолома для «Стройки дружбы», традиционной в республике стала «Неделя леса», когда на улицах, в скверах высаживалось большое количество деревьев, кустарников, цветов. По инициативе ульдургинских пионеров Еравнинского района в Бурятии начался сбор книг для создания малых библиотечек. Каждая из 588 дружин республики собрала от 300 до 500 книг [13]. Во многих школах, Домах пионеров были созданы Театры кукол, пионерские ансамбли, которые выступали перед населением республики со спектаклями и концертами. Всего к концу 1961 г. работало 68 пионерских ансамблей, 48 кукольных театров. Пионерская организация Бурятии шефствовала над 88 детскими садами [14]. Существенно выросла пионерская организация Бурятии и в количественном отношении. Так, если в 1958 г. она насчитывала в своих рядах более 45 000 человек, то на 1 января 1962 г. в Бурятии было уже 71 040 пионеров [15].

Во второй половине 1960-х гг. победила точка зрения, что только участие ребят в единых массовых мероприятиях способно сформировать правильную и нужную позицию. С этого времени пионерия Бурятии вместе со всей страной шагала маршрутами Всесоюзного пионерского марша под девизом «Всегда готов!». Республиканская пионерская организация в эти годы работала под руководством Республиканского Совета пионерской организации (РСПО), который совместно с Обкомом ВЛКСМ, Министерством Просвещения Бурятской АССР, Институтом усовершенствования учителей организовывал всю работу на Марше. Главным из всех маршрутов программы вплоть до середины 1980-х годов считался маршрут «В страну знаний!», и если в

конце 1960-х гг. успеваемость в школах республики не превышала 90%, то уже в 1975 г. этот показатель составлял 98,6%, а в 1980-х гг. многие школы Бурятии могли похвастаться 100%-й успеваемостью [16]. В работе на маршрутах «Моя Родина - СССР!» и «Равнение на пионерское знамя!» пионеры Бурятии отличались проведением глубоких и планомерных краеведческих исследований. К 1987 г. в республике действовало более 900 поисковых отрядов, 119 школьных музеев, комнат и уголков боевой славы. Под пионерскую опеку было взято 415 памятников героям войны [17]. Каждый отряд имел свою Зону пионерского действия (ЗПД) по месту жительства, где следопыты находили участников войны, записывали ценные воспоминания, оказывали необходимую помощь ветеранам. Отличительной особенностью работы пионерской организации Бурятии стало широкое экологическое движение. В 1970/1980-х гг. в республике активно работали школьные лесничества, «Зеленые патрули», «Заставы Берендея». В 1982 г. Бурятский обком ВЛКСМ принял постановление «Юные защитники седого Байкала», в ходе выполнения которого были взяты под пионерскую охрану многие водоемы и нерестилища. Особенно плодотворно работали юные экологи Еравнинского и Баргузинского районов. Всего же к 1983 г. в Бурятии действовало 107 «Голубых патрулей» с охватом более 2 500 чел. [18]. Во многих дружинах Бурятии были организованы отряды Юных инспекторов движения (ЮИД), Юных друзей милиции (ЮДМ) и Юных добровольных пожарных дружинников (ЮДПД). Огромным успехом среди пионеров и школьников республики пользовалась военно-спортивная игра «Зарница». Руководил игрой Республиканский штаб, командующим республиканской «Зарницей» долгие годы был полковник Ф.Т. Будажабэ. Уже в 1973 г. в республике было 77 244 юнармейца, объединенных в 2 710 отрядах и 453 батальонах. В этом же году юнармейцы школы №40 г. Улан-Удэ под руководством учителя физкультуры А.А. Попова стали призерами Всесоюзного финала «Зарницы». В 1986 г. 30 213 юнармейцев Бурятии являлись значкистами ГТО, 11 028 были спорт-сменами-разрядниками [19]. Из наиболее интересных форм работы можно выделить ежегодные месячники оборонно-массовой работы, операции «Память», «Фронтовое письмо», «Долг», «Ветеран живет рядом». Большое внимание уделялось в этот период спортивной и физкультурно-массовой работе. Юные спортсмены республики являлись постоянными участниками Все-

союзных и Всероссийских турниров на призы клубов «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», принимали участие в лыжных соревнованиях на призы газеты «Пионерская правда», в пионерском легкоатлетическом четырехборье «Дружба». Количество участников этих соревнований исчисляется десятками тысяч, так, только в соревнованиях по футболу на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч» в Бурятии ежегодно участвовало более 10 ООО чел. Всего же в 1980 г. республиканская пионерская организация насчитывала 134 272 чел. [20].

Кризис детского движения в СССР конца 1980 - начала 1990-х гг. был связан с деструктивным воздействием разнородных и конфликтующих политических сил, с обострением взаимоотношений между детскими и другими общественными организациями, расколом по политическим и национальным признакам, ослаблением финансовой и материальной базы, обострением кадровой проблемы. В годы «перестройки» на базе Всесоюзной пионерской организации и отдельно от нее были созданы совершенно новые, независимые детские общественные организации и объединения. Состоявшийся осенью 1990 г. X Всесоюзный слет пионеров от-

крыл новую, «постпионерскую» страницу в отечественном детском движении. К сожалению, в Бурятии после распада СССР развитие детского движения приостановилось, заметной альтернативы пионерской организации так и не возникло. Лишь в конце 1990 - начале 2000-х гг. наметились конкретные шаги в области детского движения, предпринимаемые государственными и общественными организациями. По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия, в 2005 г. в 460 детских объединениях и организациях занималось чуть более 60 000 ребят. Среди основных направлений детского движения в Бурятии - экологическое, туристско-краеведческое, нравственно-эстетическое, военно-патриотическое, спортивное. Есть в современной Бурятии пионеры, юнкоры и волонтеры, есть тимуровцы, скауты, эмо и готы. В год 90-летнего юбилея республиканской пионерской организации хотелось бы пожелать ветеранам пионерского движения здоровья и оптимизма, а руководителям и организаторам детской и молодежной политики - внимательно изучать, учитывать и применять богатейший опыт, накопленный в Бурятии в области детского движения.

Литература

1. Детское движение: словарь-справочник / под ред. Т.В. Трухачевой - М.; Минск, 1998.

2. Балакирев А.Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2006.

3. Дуринова Г.А. Пионерское движение в Бурятии. - Улан-Удэ, 1962.

4. ГАРБ. Ф.36. Оп.2. Д.336. Л.32; Д.106. Л.6; Д.145. Л.5.

5. ГАРБ. Ф.36. Оп.2. Д.800. Л.76.

6. X съезд ВЛКСМ: Стенографический отчет. - Ч. I, П. - М., 1936.

7. ГАРБ. Ф. 36. Оп.2. Д. 800. Л. 1, 76; Д. 1239. Л. 22; Д. 1687. Л. 15.

8. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 1775. Л. 15.

9. Дуринов А.А. Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии. - Улан-Удэ, 1948.

10. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 1775. Л. 1-5, 13.

11. ГАРБ. Ф. 36. Оп.2. Д. 2322.

12. Криворученко В.К. История ВПО им. Ленина в хронике дат и событий. - М., 1985. 4.2.

13. Голышкин B.C. Пионерская двухлетка. - М., 1961.

14. РГАСПИ. Ф.М-2. Оп.2. Д.700. Л.154.

15. РГАСПП. Ф.М-2. On. 1. Д. 74. Л. 11; Д.170. Л.5.

16. РГАСПИ. Ф.М-2, Оп.2. Д.895. Л.З; ГАРБ. Ф.36. Оп.7. Д.18. Л.2.

17. РГАСПИ. Ф.М-2. Оп. 3/2. Д.773. Л.20.

18. РГАСПИ. Ф.М-2. Оп.3/1. Д.573. Л.27.

19. РГАСПИ. Ф.М-2. Оп.2. Д.723. Л.29; Д.796. Л.141; Оп.3/2. Д.773. Л.20.

20. РГАСПИ. Ф.М-2. Оп.3/1. Д.216. Л.99.

21. ГАРБ. Ф.36. Оп.1. Д.36. Л.43.

Балакирев Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Balakirev Alexey Nikolaevich, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland history. Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.