Научная статья на тему 'Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии'

Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
417
14
Поделиться
Ключевые слова
КОМСОМОЛ (РКСМ / ВЛКСМ) / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / THE KOMSOMOL (COMMUNIST UNION OF YOUTH)

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Балакирев Алексей Николаевич

В статье, посвященной 90-летию комсомола Бурятии, проанализирована деятельность коммунистического союза молодежи в рамках становления пионерского движения в стране в первой половине 1920-х гг.

Komsomol activities on organization of Pioneer movement in Buryatia

In the article devoted to the 90-th anniversary of the Komsomol in Buryatia, the activities of the Communist Union of Youth have been analyzed within the formation of the Pioneer movement in the country in the first half of the 1920s.

Текст научной работы на тему «Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии»

УДК 94(571.54)

© А.Н. Балакирев

Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии

В статье, посвященной 90-летию комсомола Бурятии, проанализирована деятельность коммунистического союза молодежи в рамках становления пионерского движения в стране в первой половине 1920-х гг. Ключевые слова: комсомол (РКСМ, ВЛКСМ), пионерская организация.

A.N. Balakirev

Komsomol activities on organization of Pioneer movement in Buryatia

In the article devoted to the 90-th anniversary of the Komsomol in Buryatia, the activities of the Communist Union of Youth have been analyzed within the formation of the Pioneer movement in the country in the first half of the 1920s. Keywords: the Komsomol (Communist Union of Youth), Pioneer organization.

В мае 2014 г. комсомол Бурятии отмечает 90-летний юбилей. Однако актуальность изучения проблемных вопросов формирования и развития комсомольской организации по-прежнему велика, ведь не секрет, что современная молодежная политика во многом основывается на историческом опыте ВЛКСМ. Одним из главных направлений деятельности комсомола с первых дней существования стала работа с детскими общественными организациями и объединениями, а с 1922 г. - руководство Всесоюзной пионерской организацией.

В первые послереволюционные годы в стране действовали детские, молодежные организации как социалистической ориентации, так и антисоциалистической - антисоветской. За молодежь и детей шла борьба. По подсчетам А.Я. Лейки-на, в 1917-1925 гг. оформилось более 35 молодежных союзов и около 20 молодежных объединений. По классовому составу 6 были буржуазными, почти 30 - мелкобуржуазными. К ним добавилось еще более 60 клерикальных организаций, из которых только сионистских было -28, исламских - 6, остальные - других религий и верований. Итого более сотни различных союзов [1]. Часть из них, едва вспыхнув, сгорала в огне борьбы, часть из-за малочисленности или ухода руководителей распалась, просуществовав год-два, некоторые же объединились. Все существовавшие партии, даже перейдя в подполье, продолжали готовить себе смену. А так как революция взбудоражила все социальные слои общества, за революционной фразой в программах партий их истинную сущность сразу определить было трудно, особенно детям и молодежи, не искушенной в политике.

В условиях подобного противостояния решающее значение в сплочении разрозненных детских коммунистических организаций в стране принадлежит V Всероссийскому съезду

РКСМ, состоявшемуся в октябре 1922 г. Именно его решения впервые определили цели и задачи детского движения в Советской России, наметили его формы, содержание и методику работы.

Делегаты съезда считали, что их деятельность проходит в условиях обостренной классовой борьбы, поэтому детское движение, как и всякое пролетарское движение, должно прежде всего ставить перед собой цель сплочения, воспитания и подготовку к борьбе за интересы пролетариата. Решения съезда определяли две задачи достижения этой цели: во-первых, детские коммунистические группы всесторонне развивают характер, ум ребенка, во-вторых, содержание работы исходит из классовых интересов пролетариата. И все это должно проходить не в засушенных, казенных формах, а в виде интересной увлекательной игры. «В основу пролетарского детского движения, - подчеркнул съезд, - должна быть положена длительная игра детей, опирающаяся на особенности детского возраста и поэтому воздействующая на чувства и втягивание детей в общественную жизнь, в борьбу и строительство рабочего класса» [2]. При этом особое внимание было обращено на классовое воспитание, для чего предполагалось воспроизводить в играх детей яркие эпизоды революционной борьбы и борьбы человека с природой, утверждая и объясняя истоки единства трудящегося человечества. В этой игре дети должны быть основными действующими лицами, конкретно воспроизводящими в своих повседневных занятиях жизнь общества. Каждый участник должен чувствовать себя пионером нового общества. На этом основании в решениях съезда было записано: «Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества», - вот идея, которая должна тщательно культивироваться, которая романтикой своих отдельных эпизодов и грандиозностью своего

размаха должна покорять себе все чувства детей» [2].

Съезд так определил содержание и методы работы: у каждой группы детей должен быть свой герой, идеал, которому бы она подражала. Это может быть и В.И. Ленин, и Спартак, и Эдисон, и Нансен. Для сплочения группы культивируется святость знамени, честь звена. А для того, чтобы подчинить личную жизнь ребенка целям движения, устанавливаются моральные обязательства в виде Законов юных пионеров, Торжественного обещания. Съездом были утверждены и элементы Программы деятельности пионеров. Всю программу пионер должен выполнять самостоятельно, ведь лично приобретенный опыт - это путь накопления знаний и навыков. Программа имела несколько направлений: знакомство с окружающей жизнью, важными фактами политической жизни страны и молодежи, развитие классового самосознания через знакомство с романтическими эпизодами революционной борьбы.

В пионерской организации ребенок должен получить историко-географические сведения о родной местности, стране, как по рассказам исследователей, путешественников, так и в результате своих собственных походов. Художественное воспитание рекомендовалось проводить через вечера, инсценировки, спектакли, выпуски стенгазет, журналов и т.д. В содержание работы включался и коллективный труд через организацию детских площадок, охрану природы, работу сельскохозяйственной дружины, а также помощь партии и комсомолу при проведении различных демонстраций и манифестаций. Программа предполагала освоение гимнастики, игр на воздухе, развитие выносливости, настойчивости и терпения в ходе лагерной и походной жизни, изучение топографии и сигнализации «разведки», развитие посредством игр органов чувств (зрения, осязания, обоняния), памяти. Предполагалось и практическое усвоение правил гигиены труда и отдыха, медицинской помощи. Рекомендовалось проводить проверку усвоения пионерами этой программы, разделяя ее достижения по степени сложности на 3 разряда. Как программа, так и система разрядов во многом исходили из аналогичных скаутских. По этой причине летом 1923 г. их отменили и заменили системой этапов.

Кроме того, в принятом V съездом РКСМ специальном положении о пионерской организации было подчеркнуто, что руководство движением должно принадлежать комсомолу. Пионеры входят в звенья по 8-10 человек, которые

объединяются в группу во главе с советом и инструктором, назначаемым ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединяются в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководит ею Совет, назначаемый комсомольским комитетом, ему же подчинены и все местные группы [3].

Надо отметить, что до V съезда РКСМ численность пионерской организации в стране росла медленно и составляла около 10 тыс. человек. После съезда обстановка резко изменилась, детское коммунистическое движение начало быстро распространяться в СССР. Так, если проследить этот процесс по молодым советским республикам, то он выглядит следующим образом.

В РСФСР движение началось в столице, затем перекинулось на крупные губернские города. В Москве в 1922 г. в июне существовало 6 отрядов (300 чел.), в июле - 600 чел., в январе 1923 г. было уже 16 отрядов (1500 пионеров), а в январе 1924 г. - 112 отрядов (в т.ч. в губернии -46), и в них 7500 детей. В январе 1923 г. пионеры провели даже Первую общегородскую конференцию, направив на нее по одному представителю от звена - всего 150 человек. На конференции присутствовала Н.К. Крупская. В зале Центрального Дома коммунистического воспитания были заслушаны два доклада: секретаря ЦК РКСМ О. Тарханова «Детское движение и комсомол» и члена Центрального Бюро детком-групп (ЦБ ДКГ) И. Жукова «О работе пионеров в школе».

В Петрограде первые отряды были созданы при фабрике «Красное знамя», типографии «Монетный двор», трамвайном парке. На первом городском празднике пионеров 3 декабря 1922 г. присутствовало 220 пионеров и 10 инструкторов-комсомольцев.

В Курске первый отряд был организован 1 июля 1922 г. при детском доме. Осенью 1922 г. пионерский отряд появился в Перми, на базе «Муравейника» - допионерского детского коммунистического объединения, созданного учителем Шулеповым. В 1923 г. пионерские отряды появились в Воронеже, Казани, Костроме, Мурманске, Майкопе, Новороссийске, Тамбове, Ставрополе, в Уфе, на Алтае, на Кубани. К концу 1923 г. на Урале было более 8 тысяч пионеров. В 1924 г. пионерские отряды появились в Якутии и Петропавловске-Камчатском, в 1925 г. - на Чукотке.

На Украине было своеобразие в наименовании и структуре детских групп. В сентябре 1922 г. появились детские ячейки, детские коллективы (так назывались отряды пионеров), в

Харькове при детском доме № 6, в Екатерино-славе (ныне Днепропетровск) при детском доме №20, а также во 2-м детгородке в Луганске. В ноябре 1922 г. были созданы такие коллективы в Юзовке (Донецке), в январе 1923 г. - в Киеве. К началу 1924 г. пионерия Украины насчитывала свыше 50 тыс. детей.

Развивалось детское движение и в Белоруссии. Так, в Минске 20 июня 1922 года был создан 1-й отряд, а появившиеся впоследствии другие отряды объединились в Белорусскую дружину «Юный Спартак имени К. Либкнехта». К середине 1924 г. в республике было более 5 тыс. пионеров.

В Грузии первый пионерский отряд был организован в Тбилиси осенью 1922 г., а через год отряды уже объединяли 8300 ребят в различных городах республики: Батуми, Гори, Кутаиси, Сухуми.

Возникали такие отряды и в Азербайджане, сначала в крупных городах, а уже потом в провинции. Так, в Баку отряды появились в 1922 г., а с начала 1923 г. - в других районах Азербайджана, причем их деятельность стало направлять Бюро детской коммунистической организации, созданное в конце 1923 г. при ЦК КСМ Азербайджана. И если к этому времени в Азербайджане было 2265 пионеров, то к августу 1924 г. насчитывалось уже 10922.

В Армении еще в 1921 г. были созданы организации «Юные коммунары», а в конце 1923 г. им было дано общесоюзное наименование «Юные пионеры имени Спартака».

Появлялось и развивалось пионерское движение и в Средней Азии. Так, в Узбекистане, в Ташкенте первый пионерский отряд появился в мае 1922 г., а 30 ноября того же года возник отряд, состоявший только из узбеков - ребят коренной национальности.

В Казахстане первый отряд был создан в ноябре 1922 г. в г. Петропавловске Акмолинской губернии.

Летом 1922 г. 64 подростка были объединены в отряд в г. Полторацке (ныне Ашхабад), к осени их стало уже 200 человек. Этим было положено начало развития пионерского движения в Туркмении.

В 1923 - начале 1924 г. возникли пионерские отряды в Киргизии и Таджикистане. Всего во всей Средней Азии в 1925 г. было уже около 50 тыс. пионеров [4].

В большинстве районов страны пионерские отряды создавались преимущественно при комсомольских ячейках фабрик и заводов, действовали они на основе «Временного положения ор-

ганизации юных пионеров» [2]. Отрядами руководили комсомольцы и перешедшие на их позиции бывшие скаутмастера. Все они активно использовали опыт скаутизма. Партия влияла на детскую организацию через комсомол, ведь по возрасту именно комсомольцам и нужно было работать с детьми, осуществляя непосредственное руководство пионерским движением. На это же указывал и Циркуляр Президиума исполкома Коминтерна центральным комитетам коммунистических партий о руководстве движением детских коммунистических групп от 5 августа

1922 г.: «Там, где работу детских групп на местах ведут преимущественно или исключительно члены партии, следует дать указание о безусловной передаче руководства этой работой в руки организации молодежи» [5]. Таким образом, уже на начальном этапе своего существования пионерская организация сумела создать себе положительную, авторитетную репутацию. Дети по всей стране тянулись в пионерские отряды, их привлекала и завораживала новая, жизненная форма общения.

Примечательно, что сначала рост пионерской организации шел в основном в центральных районах, промышленных центрах, слабо затрагивая массу крестьянских детей и детей на окраинах. Это выдвигало задачу подготовки национальных кадров пионерских работников, а также кадров для работы в деревне и направление их в отдаленные районы для создания организации.

В первых числах марта 1923 г. прибайкальский Губком РКСМ провел совещание, на котором решался вопрос о детском движении. Было принято решение: «Организовать отряд инструкторов по детдвижению при Губкоме РКСМ из комсомольцев г. Верхнеудинска. Распустить скаутскую организацию и приступить к организации отрядов юных пионеров» [6]. 18 марта

1923 г. по специальной программе, присланной из Москвы и рассчитанной на 4 месяца, начались занятия первого отряда инструкторов юных пионеров в г. Верхнеудинске. В процессе занятий определились наиболее подготовленные комсомольцы, которым и предстояло сделать первый шаг.

Организатором первого пионерского отряда стала инструктор Губкома комсомола Мила Славнина, первыми вожатыми были назначены Газис Урманчеев, бывший скаутмастер, и Феня Ершова. Для работы первого отряда была отведена комната в здании Комсомольского клуба (ныне здание на ул. Каландарашвили).

27 апреля Газис Урманчеев, выйдя на крыльцо клуба, подал первый в истории бурят-

ской пионерии звонкий горн. Из воспоминаний пионера первого отряда П.И. Соколова: «Собралось нас человек 60 прямо на улице. Мила Славнина рассказала нам о пионерской организации, что значит быть пионером, чем будем заниматься. Тогда в пионеры просто записывали, но многие побоялись записаться. Осталось нас 22 человека» [7]. Первый отряд был разбит на два звена: звено мальчиков - «Сокол» и звено девочек - «Лисица».

Через три дня после создания первого отряда, т. е. к первомайскому празднику, были организованы еще два. Один - на Стеклозаводе, другой - на железной дороге. Таким образом, к 1 мая 1923 г. при рабочих центрах города было создано 3 отряда юных пионеров общим числом 102 человека. К моменту образования БМАССР существовало уже 6 отрядов, в которых состояло 160 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Нововведение вызвало сильнейший интерес у детворы, тяга в отряды была столь велика, что вызывала серьезные затруднения в работе первых вожатых.

Посещаемость отрядов всегда значительно превышала фактический состав пионеров, а иногда доходила до 100 и более человек. В одном из отчетов Прибайкальского Губкома РКСМ говорится: «Посещаемость отдельных отрядов доходит до 180 человек детворы, которая втягивается в работу с пионерами. Но запись в отряды не производится из-за отсутствия подготовленных руководителей» [8]. 1 июня 1923 г. при Детдоме №2 г. Верхнеудинска был организован еще один отряд юных пионеров в количестве 60 человек. Однако отсутствие кадров пионерработников тормозило так великолепно начавшееся дело. Движение нуждалось в организаторах. 15 июня начались занятия инструкторского отряда в Петровском заводе. 5 июля в Верхнеудинске был создан второй инструктивный отряд, члены которого помимо теории проходили и практику в уже существовавших отрядах. Кроме того, в городе для подготовки вожатых были организованы специальные двухнедельные курсы. Первым вожатым приходилось крайне сложно: не было четкой программы деятельности, отсутствовала методическая литература, очень остро стояла проблема подготовки национальных кадров. Но было огромное желание и вера в то, что все это делается во имя детей.

По окончании занятий инструкторских отря-

дов началась организация детей в пионерские отряды. По составу первые отряды формировались почти исключительно из детей рабочих и служащих того предприятия, при котором создавался отряд. Предприятие же отводило в рабочем клубе комнату или уголок для занятий пионеров, оказывало необходимую материальную помощь (снабжение литературой, закупка пионерских принадлежностей, атрибутов и пр.). Первые пионерские отряды делились на звенья отдельно для мальчиков и девочек, каждое звено имело свое название - «Сокол», «Тигр», «Олень», «Ласточка» и т.п. Но уже в 1924 г. начинают появляться смешанные звенья, изменяются и их названия - «Самолет», «Красная звездочка», «Красный боец», «Путевая звезда» и т. д. Отрядам, вначале называвшимся просто по номерам, стали присваивать имена популярных политических деятелей - «Отряд имени Карла Либкнехта», «Отряд имени Розы Люксембург», «Отряд имени Михаила Фрунзе» и пр.

1 октября 1923 г. при Буробкоме РКСМ было организовано Бюро деткомгруппы, в котором с этого момента сосредоточилось руководство детским движением в БМАССР. Председателем Бюро стал М.П. Беляев, секретарем М. Славни-на, кроме того, в состав Бюро входил постоянный представитель Наркомпроса. Пионерское движение постепенно проникает и в сельские районы республики, в первую очередь туда, где были более сильные партийные и комсомольские организации. Уже во второй половине 1923 г. пионерские отряды существовали в городах Верхнеудинске и Троицкосавске, а также в Тункинском, Эхирит-Булагатском, Боханском, Аларском аймаках. В селах и улусах пионерские отряды возникали главным образом на базе школ. Для руководства деткомгруппами в аймаках организовывались аймачные бюро юных пионеров. Работа на местах осуществлялась через инструкторов по детскому движению, подготовленных на специальных курсах. К 1924 г. в Бурятии было 17 инструкторов, некоторые из которых прошли усиленные курсы в г. Иркутске по направлению Буробкома РКСМ.

В январском отчете 1924 г. Бурбюро ДКГ докладывало: «Общее количество пионеров по республике - 550, в городах - 166, в деревнях -253, при заводах - 111» [9].

Литература

1. Лейкин А.Я. Против ложных друзей молодежи. - М., 1980.

2. Директивы и документы по вопросам пионерского движения. - М., 1962.

3. Пятый Всероссийский съезд РКСМ: стенографический отчет. - М., 1927.

4. Кудинов В.А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук. - Кострома, 1994.

5. Коминтерн, КИМ и молодежное движение (1919-1943): сб. докл.: в 2 т. - М., 1977.

6. ГАРБ. Ф. 36, д. 36, л. 43.

7. Дуринова Г.А. Пионерское движение в Бурятии. - Улан-Удэ, 1962.

8. ГАРБ. Ф.36, д.155, л. 4.

9. ГАРБ. Ф. 36, д.106, л. 6.

Балакирев Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. Тел. 21-70-86.

Balakirev Alexey Nikolaevich, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland history, Buryat State University. Те!. 21-70-86.

УДК 94(571.54)

© В.А. Гельман

Развитие промышленности Бурятии в условиях трансформации российского общества

Статья рассматривает историю развития промышленности Республики Бурятия, его место и роль в развитии региона. Изучение экономических процессов в период трансформации дает возможность, понимание характера происходящих в них изменений, факторов и перспектив развития промышленности для проведения необходимых социально-экономических преобразований в регионе. Дальнейшие перспективы развития промышленности будут зависеть от возможностей найти стратегическое направление развития Республики Бурятия в экономики России в целом.

Ключевые слова: промышленность, банкротство, реформы, материальное производство, динамика развития.

V.A. Gelman

Industrial development of Buryatia in the conditions of transformation of the Russian society

The article considers history of the development of industry in the Republic of Buryatia, its place and role in the region development. Studying of economic processes during transformation gives the chance, understanding of nature of changes that occurred in them, factors and prospects of the development of industry for conducting the necessary social and economic transformations in the region. Further prospects of the development of industry will depend on opportunities to find the strategic direction of the development of the Republic of Buryatia in economy of Russia as a whole.

Keywords: industry; bankruptcy; reforms; production of goods; dynamics of development.

В девяностые годы в Бурятии была создана база рыночной экономики, сформировалась принципиально новая экономическая ситуация. В экономике республики произошли значимые структурные сдвиги, характерные для системы, основанной на рыночных принципах организации и функционирования. Но под влиянием изменений в политических и экономических сферах производительные силы республики, удваивавшиеся каждые десять лет за послевоенный период, в условиях экономической реформы оказались разобщенными и дезорганизованными, где с особенно серьезными трудностями сталкивается промышленность Бурятии.

В Республике Бурятия в 1991 г. насчитывалось 2147 промышленных предприятий и колхозов, в которых работало 105 239 человек. В их числе промышленные предприятия, состоящие на балансе непромышленных организаций (промышленность подсобных предприятий) - 1426;

колхозы - 486, из них 19 - межхозяйственные организации; 427 - предприятия сельскохозяйственных колхозов; 40 - рыболовные колхозы; промышленные предприятия на самостоятельном балансе - 235, общая численность работающих 92 598 человек [1]. По отраслевой принадлежности: 22 предприятия союзного подчинения общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств (45 517 работающих); 6 предприятий республиканского подчинения союзно-республиканских министерств и ведомств (641 работающих); 207 предприятий республиканских министерств и ведомств (46 440 работающих) и 1 министерство энергетики (5 181 чел.) [2].

За годы реформ в республике наиболее стабильно функционировал только топливно-энергетический комплекс, что связано с освоением предельных мощностей и давлением социальных требований. В то же время во многих