Научная статья на тему 'Пионерская организация Тамбовской области после Великой Отечественной войны'

Пионерская организация Тамбовской области после Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / ПИОНЕРВОЖАТЫЙ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЮННАТЫ / KOMSOMOL / STUDY OF LOCAL HISTORY / SUMMER CAMP / YOUNG PIONEER LEADER / YOUNG PIONEER ORGANIZATION / YOUNG NATURALISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондрацова Юлия Константиновна

В статье рассматриваются и анализируются различные аспекты деятельности пионерской организации Тамбовской области в 1945-1953 гг. Особое внимание автор акцентирует на изменениях стиля, форм и методов работы в условиях послевоенного развития. Отмечено стремление пионерских отрядов и дружин разнообразить общественно полезный досуг пионеров и школьников. Анализ архивных документов показывает, что в области осознавали необходимость освобождаться от перегрузки учащихся общественными и другими неучебными поручениями. Серьезные трудности в работе с детьми были связаны с низкой квалификацией старших пионервожатых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PIONEER ORGANIZATION OF TAMBOV REGION AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the activity of the Young Pioneer Organization of Tambov region in 1945-1953. Special attention is paid to changing the style, forms and methods of work under the conditions of the post-war development. The author emphasizes that Young Pioneer detachments and brigades sought to vary socially useful leisure activity of Young Pioneers and schoolchildren. The analysis of archival documents has shown that the regional authorities recognized the necessity to avoid overloading children with social and other extra-curriculum assignments. Serious difficulties when working with children were associated with the low qualification of senior Young Pioneer leaders.

Текст научной работы на тему «Пионерская организация Тамбовской области после Великой Отечественной войны»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.6

Кондрацова Юлия Константиновна

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются и анализируются различные аспекты деятельности пионерской организации Тамбовской области в 1945-1953 гг. Особое внимание автор акцентирует на изменениях стиля, форм и методов работы в условиях послевоенного развития. Отмечено стремление пионерских отрядов и дружин разнообразить общественно полезный досуг пионеров и школьников. Анализ архивных документов показывает, что в области осознавали необходимость освобождаться от перегрузки учащихся общественными и другими неучебными поручениями. Серьезные трудности в работе с детьми были связаны с низкой квалификацией старших пионервожатых. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/9/6.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 31-35. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 94(47)084.18 Дата поступления рукописи: 23.03.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.6

В статье рассматриваются и анализируются различные аспекты деятельности пионерской организации Тамбовской области в 1945-1953 гг. Особое внимание автор акцентирует на изменениях стиля, форм и методов работы в условиях послевоенного развития. Отмечено стремление пионерских отрядов и дружин разнообразить общественно полезный досуг пионеров и школьников. Анализ архивных документов показывает, что в области осознавали необходимость освобождаться от перегрузки учащихся общественными и другими неучебными поручениями. Серьезные трудности в работе с детьми были связаны с низкой квалификацией старших пионервожатых.

Ключевые слова и фразы: комсомол; краеведческая работа; летний лагерь; пионервожатый; пионерская организация; юннаты.

Кондрацова Юлия Константиновна

Тамбовский государственный технический университет viki5102006@mail. т

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

После некоторого упадка детского движения, связанного с крушением советской политико-экономической системы, современный этап развития российской государственности характеризуется возрождением детских организаций. Появилось осознание того, что детское движение является одним из основных инструментов развития страны, факторов развития личности, ее социализации и совершенствования общественных отношений. Поэтому и власть, и общество начинают понимать всю актуальность развития детских организаций для воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим повышается значение колоссального опыта предыдущих детских формирований, в частности пионерской организации, которая на протяжении большей части XX столетия занимала центральное положение в отечественном детском движении. Только зная все положительные и отрицательные стороны данного вопроса, можно правильно организовать новую детскую организацию, которая будет активно и эффективно принимать участие в воспитании нового поколения граждан нашей страны. Актуальность представленного материала значительно повышается в связи с предстоящим 100-летием пионерской организации и проведением в Российской Федерации Десятилетия детства.

Целью данной статьи является выявление основных направлений и результатов деятельности пионерской организации Тамбовской области в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.). Научная новизна представленного материала связана как с вводом в научный оборот не используемых ранее архивных документов, так и со сложившейся историографической ситуацией в изучении данной темы.

До начала 1990-х гг. тема пионерского движения являлась одной из наиболее популярных в советской исторической науке, литературе и публицистике [6; 7; 9; 11; 13; 15]. Однако в первые годы после распада Советского Союза, когда стало модным ругать недавнее прошлое, многие исследователи поспешили не замечать темы, связанные с советским периодом, в том числе и историю пионерской организации. И только в последнее время отечественная историография начала изживать последствия длительного молчания о достижениях пионерского движения и восполнила некоторые пробелы в изучении ее истории [4; 8; 10; 12]. Многие вопросы, связанные с деятельностью местных пионерских организаций, проанализировали члены научной школы «История молодежного движения в России» при Тамбовском государственном техническом университете [1; 2; 5; 16]. Автор солидарен в стремлении данной научной школы опираться, прежде всего, на документы местных архивов: «Они позволяют взглянуть на историю как бы изнутри, глазами человека изучаемого времени. Нюансы и детали, которыми так часто пренебрегают, на самом деле позволяют значительно ближе приблизиться к анализу ситуации, чем поверхностный по сути "взгляд с высоты птичьего полёта"» [14, с. 146].

Одним из наиболее сложных периодов в развитии пионерского движения, безусловно, стали первые послевоенные годы. После окончания Великой Отечественной войны деятельность пионерской организации стала перестраиваться применительно к условиям мирного времени.

В марте 1947 г. Центральный Комитет ВЛКСМ утвердил постановление «Об улучшении работы пионерской организации». Развитие детского движения в СССР в годы Великой Отечественной войны и в первые годы после ее окончания характеризовалось в постановлении двояко. С одной стороны, вполне справедливо отмечались грандиозная помощь взрослым в борьбе с фашизмом, помощь фронту, вовлечение школьников в посильную общественно-полезную работу, укрепление дисциплины и хорошего поведения детей [6, с. 84]. С другой стороны, фактически признавалось, что работа пионерских организаций была сведена к воспроизведению методов учебной работы, отождествлялась с воспитательным процессом в школе, была направлена на повышение успеваемости учеников и получение ими базовых знаний.

В постановлении рекомендовалось «для удовлетворения разнообразных здоровых стремлений и увлечений» пионеров устройство военных и спортивных игр, соревнований, кружков самой разнообразной

направленности, смотров школьной самодеятельности, чтение и обсуждение книг и газет, коллективные посещения театральных представлений и кинотеатров и т.д. [Там же, с. 87].

За первое полугодие 1947-1948 учебного года пионеры и учащиеся мужской средней школы № 60 г. Мичуринска обсудили на звеньевых и отрядных сборах фильмы, которые демонстрировали в кинотеатрах города: «Подвиг разведчика», «Золушка», «Рим - открытый город», «Побег с каторги», «Здравствуй, Москва», «Парад физкультурников», «Миклухо-Маклай». В женской школе № 5 г. Мичуринска пионерами регулярно проводились беседы на литературные и исторические темы, например, о Зое Космодемьянской, молодогвардейцах. В школе работали кружки художественной самодеятельности. Пьеса «Звено отважных», подготовленная драматическим кружком, была отмечена благодарностью гороно [3, д. 853, л. 5, 7 об. - 9 об.].

Пионеры Стаевского детдома систематически обсуждали статьи из «Пионерской правды», «Комсомольской правды», журналов «Пионер» и «Дружные ребята». Также были прочитаны и разобраны книги «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Мы - советские люди», «Сын полка», «Школа», «Рыжик» и «Четвертая высота». О прочитанных книгах некоторые пионеры писали отзывы в свои дневники [Там же, д. 911, л. 107-110].

После объявления в 1946 г. газетой «Пионерская правда» конкурса-путешествия по родному краю происходила активизация туристической и краеведческой работы школьников, а сами походы пионеров превратились в одну из самых массовых форм работы пионерских организаций [Там же, д. 717, л. 42].

Уже в дни летних каникул 1946 г. был проведен конкурс по изучению природы, истории и литературы родного края, охвативший большинство школ и детских домов области. По информации Тамбовского обкома ВЛКСМ, лучше всего данный вид работы был поставлен в Гавриловском, Инжавинском, Жердевском и Красивском районах [Там же, д. 727, л. 1 - 1 об.].

В марте 1947 г. областная детская экскурсионная туристическая станция разработала несколько основных маршрутов походов пионеров по родному краю. Как правило, походы не выходили за пределы того или иного района или области, например, в ходе этих экскурсий учащиеся могли посетить населенные пункты Осино-Гай, Бондари, Лысые Горы, Дмитриевку, Мичуринск, Моршанск, Арженку, Рассказово, Сосновку, Кирсанов и т.д. И все же некоторые маршруты предполагали посещение ряда населенных пунктов за пределами Тамбовщины, в Пензенской области, в частности, родины В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова (Чем-бар и Тарханы). Юные путешественники должны были выявлять по пути следования своих отрядов месторождения железной руды, марганца и т.д. [Там же, д. 771, л. 132, 134, 135, 137].

Основной задачей походов было изучение родного края в сочетании с закреплением и углублением знаний, полученных в школе, расширением политического кругозора, формированием у детей настойчивости в преодолении трудностей, физической выносливости, приобретением учащимися ряда практических навыков и умений.

Пионеры детского дома № 8 г. Тамбова после одного из таких походов свой восторг зафиксировали в дневнике: «Какие бы мы трудности не встречали, мы остались очень довольны...» [Там же, д. 910, л. 135-138]. Это при том, что дети прошагали 45 километров, ночуя, как правило, под открытым небом.

Прошедшая летом 1948 г. V конференция Тамбовской областной организации ВЛКСМ с удовлетворением констатировала, что «летом 1947 г. в походах по родному краю участвовало более 30000 пионеров» [Там же, д. 805, л. 39, 40]. К летним каникулам 1949 года эта цифра увеличилась до 64360 учащихся. 1287 пионеров побывали на родине Мичурина. 58 пионеров - отличников учебы ездили в Москву и Ленинград, 130 пионеров посетили родину Белинского и Лермонтова [Там же, д. 910, л. 135-138]. В 1951 г. уже 160 тыс. пионеров и школьников приняли участие в экскурсиях и походах [Там же, д. 1001, л. 206-208].

Практически повсеместно стали организовывать кружки юных натуралистов (юннатов). Ярким примером может служить опыт средней школы № 2 г. Мичуринска. 120 пионеров и школьников этой школы, над которыми шефствовал директор питомника им. И. В. Мичурина, лауреат Сталинской премии, профессор П. Н. Яковлев, на близлежащем пустыре заложили огромный сад, посадив 300 плодовых деревьев, 100 кустов ягодников, 500 - ирги, 300 - жимолости, 700 - американского клена, 200 - акаций, 100 - ясеня, 50 - рябины. Перед зданием школы был разбит цветник, где высадили георгины, астры, левкои, бархотцы. При этом вся цветочная рассада для цветника была выращена самими учащимися [Там же, д. 815, л. 10-16].

Достойная работа юннатов этой школы была отмечена на высоком уровне: они завоевали победу во Всесоюзном конкурсе на лучшего юного садовода [Там же, д. 805, л. 39, 40].

Участие в конкурсе принимали и юннаты других районов области. Пионеры и школьники Чибизовской средней школы Жердевского района высадили на пришкольном участке 200 саженцев плодовых и 350 декоративных деревьев. Учащиеся Сукмановской семилетней школы посадили 150 плодовых деревьев. Воспитанники Бурнаковского детского дома высадили 250 саженцев. Пионеры и школьники Поповской семилетней школы Староюрьевского района заложили плодовый сад, где были выращены 60 яблонь, 150 кустов малины. Вокруг сада посажено 600 тополей и 200 кустов акации [Там же, д. 815, л. 10-16]. Учащиеся школ Ламского района посадили 95 яблонь, 227 саженцев вишен, 47 кустов малины, 970 декоративных деревьев. 3850 плодовых и декоративных деревьев посадили пионеры и школьники Бондарского района [Там же].

Работа юннатов проходила не только на территории школ, где они обучались. Ученик школы № 18 г. Тамбова Виктор Иванов, включившись в конкурс на лучшего юного садовода, посадил около дома 2 яблони, 50 кустов малины, 10 кустов смородины. Учащаяся 8-го класса тамбовской школы № 5 Позднякова Тамара высадила дома 5 фруктовых деревьев. При этом в области действовало около 600 кружков юннатов с количеством участников около 15 тыс. [Там же].

Массовое участие школьников в кружках юннатов, безусловно, имело большое практическое значение. Так, только за 1948 г. по области пионерами и школьниками было высажено около 200 тыс. плодовых и декоративных деревьев, из них членами кружков юннатов было посажено 35672 дерева [Там же]. За 1951 год при школах Тамбовской области пионерами и школьниками было заложено 367 садов и 473 питомника. К концу 1951 г. при 50% школ имелись фруктовые сады, а число вовлеченных в юннатское движение достигло в области 60 тысяч пионеров и школьников [Там же, д. 996, л. 23]. Весной 1953 г. в Мичуринском районе пионеры посадили 330 га садов и ягодников [Там же, л. 38].

Естественно, работа юннатов состояла не только из практической работы в саду и огороде, но и из теоретической подготовки членов кружков, сбора коллекций семян и растений, организации выставок и экскурсий. Например, были проведены лекции и беседы: «Уход за плодовыми деревьями», «Птицы - друзья садов», «Как разводить землянику и малину», «Семена культурных и сорных растений» [Там же, д. 815, л. 10-16].

Пионеры многих школ Тамбовской области принимали активное участие и в колхозном производстве. Так, в отчете Тамбовского обкома ВЛКСМ за 1947 год указано: «2000 пионеров Сампурского района за время уборки урожая заработали 50000 трудодней. Эти трудодни заработаны на сборе колосьев, скирдовании» [Там же, д. 770, л. 22-26].

В отчете отмечалось, что большую помощь колхозам и совхозам оказали также пионеры школ Избер-деевского, Гавриловского, Токаревского и Инжавинского районов. Например, за первую неделю августа 1947 г. пионерами Избердеевского района было собрано более 7000 килограммов зерна. 700 пионеров Гавриловского района заскирдовали вручную 2346 копен, собрали колосьев с площади 629 га, вручную убрали гороха и чечевицы с площади 60 га. 2300 пионеров Токаревского района произвели уборку урожая на площади 4000 га. Из собранных ими колосьев получено 47 центнеров зерна. Пионеры Розановской средней школы этого района сохраняли, собирая колосья, ежедневно 2-3 центнера зерна. Пионеры Инжавинского района заработали во время уборки урожая 26 тыс. трудодней [Там же].

В колхозе «Новая жизнь» Хоботовского района силами пионеров и учащихся было убрано гороха на площади 12 га, при этом в поле этого колхоза ежедневно работали 60-65 пионеров. Правление колхоза и партийная организация были довольны пионерами и отметили их в районной газете. Также около 50 пионеров этой школы работали в колхозе «Красный холм», ими было убрано гороха на площади 6 га [Там же, д. 777, л. 85].

Особенно отличившиеся при сборе урожая пионерские дружины, отряды и отдельные пионеры были премированы почетными грамотами и денежными призами от Тамбовского обкома ВЛКСМ. Так, например, пионерский отряд № 2 имени Ульяны Громовой Большелазовской средней школы Токаревского района за сбор 5 центнеров зерна с 9 гектаров был награжден 300 рублями [Там же, д. 812, л. 74 - 74 об.].

В сравнении с предыдущими десятилетиями значительно больше внимания уделялось полезному отдыху в дни каникул. Во время зимних каникул в школах организовывались балы-маскарады, елки с подарками, массовые катания на коньках и лыжах [Там же, д. 727, л. 37-38].

В дни летних каникул 1946 г. в Тамбовской области действовало 25 пионерских лагерей, в которых отдохнуло 6639 пионеров. Только на средства комсомола в этом году отдыхало 1500 детей [Там же, л. 1].

В Моршанске для детей, остающихся на лето в городе, были организованы детские киносеансы, перед которыми выделенные и утвержденные бюро ГК ВЛКСМ комсомольцы проводили с детьми игры, беседы, разучивали песни. По воскресным дням для детей были организованы утренники. Было проведено 8 экскурсий для детей: в Мичуринск, на строительство Мамонтовского гидроузла, на газопровод, суконную фабрику и др. [Там же].

В отчете отдела школ Тамбовского обкома ВЛКСМ за 1946 г. сообщалось о проведении смотра художественной самодеятельности школ и детдомов с участием 700 человек, областного слета юных мичуринцев, традиционной спартакиады [Там же].

Таким образом, нельзя сводить всю пионерскую работу в этот период времени только к общественно-полезному труду, к помощи взрослым. Несмотря на явное преобладание «трудового воспитания», органам ВЛКСМ удавалось направлять работу пионерских организаций на развитие детского творчества, оздоровительной, культурно-массовой деятельности.

С другой стороны, командно-административные методы управления страной не могли не отразиться и на пионерском движении. В марте 1947 г. в постановлении ЦК ВЛКСМ было отмечено и большое количество недостатков в работе пионерской организации, которая практически перестала являться самостоятельной детской общественной организацией. Говорилось о шаблоне, формализме и казенщине в работе пионерской организации [6, с. 85], копировании ею методов учебной работы школы, ограничении деятельности скучными докладами и утомительными сборами в стенах школы, игнорировании особенностей различных половозрастных групп [9, с. 232].

Можно утверждать, что в первые послевоенные годы эти проблемы оставались вполне актуальными. Аналогичные вопросы были подняты и на XI съезде ВЛКСМ 1949 г. [6, с. 90-96], и на проходившем в 1951 г. VII пленуме ЦК ВЛКСМ [3, д. 996, л. 2].

Проблемы, обозначенные руководством ВЛКСМ в масштабах страны, являлись злободневными и в деятельности пионерской организации Тамбовской области. Во многих пионерских отрядах обычным явлением становилось проведение предметных сборов. Нередко сборы проводились «для галочки», игнорировали интересы и желания самих учащихся. Распространенными были сборы, направленные на формирование атеистического мировоззрения: «О сущности христианства», «О всемирном потопе», «Легенда о происхождении земли» и т.д. [Там же, д. 1069, л. 43].

Зачастую пионерские сборы проходили на узкие темы, копировали пройденный в классе учебный материал и фактически становились разновидностью урока. Так, в пионерской дружине школы № 21 г. Тамбова проходили пионерские сборы на темы: «Корень слова», «Имя существительное», в пионерской дружине Ту-линовской средней школы - на тему: «Что такое дополнение?» [Там же, д. 1070, л. 59, 60].

Нередко предметные сборы проходили без учета возраста учеников. Так, в Ивенской семилетней школе (Моршанский район) старшая пионервожатая Петрова проводила в течение пяти минут после зарядки обзор текущих событий в стране и мире. В Блохинской семилетке старшая пионервожатая проводила беседу на тему статьи В. И. Ленина «Что такое "друзья" народа и как они воюют против социал-демократов» [Там же, д. 996, л. 15].

Широко распространенными были пионерские сборы, связанные с подготовкой к каким-либо общественно-политическим мероприятиям. Например, в период подготовки к выборам 1946 г. в Верховный Совет СССР были проведены предметные сборы на темы «Дружба народов СССР», «О Сталинской конституции», «Права и обязанности граждан» [Там же, д. 727, л. 37-38].

В 1948 г. ЦК ВКП(б) обязал комсомольские органы и отделы народного образования ликвидировать имевшиеся факты перегрузки учащихся общественными и другими неучебными заданиями. Однако анализ материалов показывает, что очень часто пионеров использовали именно в качестве организованной рабочей силы. Так, секретарь Жердевского райкома ВЛКСМ Поваляев признавал, что пионеров используют в качестве аварийной службы во время очередной хозяйственно-политической кампании [Там же, д. 770, л. 44].

В декабре 1948 года в постановлении ЦК ВКП(б) вновь отмечалось, что пионерский актив был перегружен поручениями, а некоторые райкомы ВЛКСМ отвлекали школьников от занятий, вызывая их для участия в приеме в комсомол [7, с. 41-42].

Проходивший в октябре 1951 г. VII пленум ЦК ВЛКСМ вновь поставил этот вопрос на повестку дня. Было отмечено, что серьезным недостатком, мешающим правильно организовать занятия и отдых школьников, является перегрузка учащихся общественной и другой неучебной работой [3, д. 996, л. 2].

В городе Тамбове перегрузка пионеров и школьников в 1950-1951 учебном году выражалась в участии пионеров-активистов во множестве совещаний, семинаров, заседаний, сборов пионерских звеньев, отрядов, дружин. Очень много времени отнимала у пионерского актива учеба, которая была организована при райкомах ВЛКСМ и в домах пионеров. Например, в Моршанском доме пионеров нередко занятия заканчивались в 9-10 часов вечера.

Часто в школах один и тот же пионер выполнял несколько общественных поручений и участвовал в работе двух-трех предметных кружков. Отмечались многочисленные случаи, когда пионера отвлекали от учебных занятий для оформления стенгазеты или плаката, для репетиции концерта или участия в спортивных соревнованиях [Там же, л. 7-11, 31].

Перегрузка пионеров общественными заданиями мешала их успеваемости. Например, по итогам 1950-1951 учебного года в Тамбовской области были оставлены на второй год 43054 учащихся. В Ламском районе половина пионеров и школьников были оставлены на второй год. В Глазковском районе не успевал каждый четвёртый учащийся. В Избердеевской средней школе в четвёртом классе из 24 учеников 22 были оставлены на второй год [Там же, л. 6].

Одной из серьезнейших проблем пионерского движения являлся во многих случаях неудовлетворительный кадровый состав пионерских организаций на местах. Прежде всего это касалось большой текучки кадров вожатых. Только с начала 1946 учебного года сменилось 165 старших пионервожатых [Там же, д. 727, л. 37-38]. Поэтому и неудивительно, что тогда же секретарь Тамбовского обкома ВЛКСМ делал крайне неутешительный вывод - «комплектовать школу. некем» [Там же, л. 44-45].

Несмотря на ряд постановлений, требующих изменить это положение, и в последующее время ситуация продолжала оставаться тревожной. К началу 1949 г., по сведениям обкома ВЛКСМ, имелось 1375 вожатых из необходимых 1553 [Там же, д. 884, л. 171]. За 1950 г. сменилось 34% освобожденных вожатых [Там же, д. 932, л. 27-29], а за шесть месяцев 1951 г. сменились 389 старших вожатых, в том числе 130 освобожденных старших вожатых [Там же, д. 996, л. 28]. На декабрь 1952 г. не хватало 13 освобожденных старших пионерских вожатых и 26 неосвобождённых [Там же, д. 1061, л. 33].

В ряде случаев слабый кадровый состав пионерских организаций объяснялся тем, что комсомольские организации были вынуждены направлять на пионерскую работу совершенно не знакомых с педагогикой людей, уровень профессионализма которых был крайне низким. Например, на IX пленуме обкома ВЛКСМ в сентябре 1947 г. признавалось: «Руководство пионерской организацией в школе проводилось в отрыве от педагогических принципов, по-кустарному». Говорилось о «полуграмотных руководителях» детей и молодежи [Там же, д. 770, л. 22-26]. В Хоботовском районе в 1952-1953 учебном году 22 из 32 старших вожатых имели лишь неполное среднее образование [Там же, д. 1069, л. 45]. В ряде начальных школ Никифоровского района пионервожатыми работали граждане в возрасте от 40 до 60 лет [Там же, д. 1061, л. 33].

Важной причиной являлась и слабая материальная заинтересованность вожатых. Труд их оплачивался из бюджета сельских советов, и неудивительно, что, по сведениям Тамбовского обкома ВЛКСМ, на конец 1950 года во многих школах области вожатым задерживали зарплату на 4-6 месяцев [Там же, д. 932, л. 27-29]. Поэтому, как правило, пионервожатыми становились те, кто не мог найти другую работу [Там же, д. 996, л. 70].

Кроме того, вожатые подвергались и административному воздействию (вплоть до снятия с работы) со стороны комсомольских работников. Причем, по свидетельству 1-го секретаря Тамбовского обкома ВЛКСМ

А. А. Сухарева, в Тамбовском районе было немало случаев, когда из-за профнепригодности вожатые освобождались от работы, но вскоре принимались на идентичные должности в другие школы [Там же, д. 932, л. 27-29].

Некоторые же пионерские дружины и вовсе существовали формально, на бумаге. Так, например, в Покрово-Пригородной школе «в действительности ни пионерской дружины, ни отрядов и звеньев не существует», и это несмотря на то, что райком комсомола «считал эту дружину одной из лучших» [Там же, д. 770, л. 22-26].

С сентября 1946 г. в пионерскую организацию стали приниматься дети с 9-летнего возраста. Это решение позволяло создать пионерские отряды и дружины во всех начальных школах [13, с. 278]. Однако процесс образования пионерских дружин в начальных школах Тамбовской области шел крайне медленно. На 1 апреля 1949 г. не было пионерских организаций в 483 начальных школах области. Так, в Сампурском районе из 42-х начальных школ пионерские организации имелись только в 5-ти, из 36-ти школ Сосновского района - также только в 5-ти и т.д. [3, д. 884, л. 171]. Обком ВЛКСМ констатировал, что даже на конец 1950 г. пионерские дружины отсутствовали в 184-х начальных школах, и особенно плохо обстояло дело в Тамбовском, Знаменском и Избердеевском районах [Там же, д. 932, л. 27-29].

Таким образом, к середине 1950-х гг. в связи с использованием новых, более привлекательных для детей форм деятельности пионерское движение в Тамбовской области заметно активизировалось. Это позволяло решать задачи восстановления разрушенного войной народного хозяйства и политического воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, многочисленные факты свидетельствуют, что пионерская организация продолжала оставаться формальным органом. Для решения стоящих перед пионерским движением задач необходимо было решить кадровый голод и пересмотреть систему взаимоотношений пионерской организации со школой, ВЛКСМ и другими институтами.

Список источников

1. Беляев А. А. Шефство комсомола Тамбовской области над пионерами: особенности послевоенного периода (1946-1953 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 11 (67). С. 337-341.

2. Ванин В. А. Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х гг. // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. Т. 18. № 3. С. 777-781.

3. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1184. Оп. 1.

4. Григорова В. К. Пионерская организация: уроки для теории, истории и методики современного детско-юношеского движения (к 90-летию пионерской организации) // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 15-19.

5. Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.): сб. документов / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Грамота, 2017. 724 с.

6. Директивы и документы по вопросам пионерского движения. М.: Педгиз, 1959. 307 с.

7. Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. М.: Мол. гвардия, 1970. 239 с.

8. Иванова Н. Л. Пионерская организация как достижение СССР в воспитании молодежи // История в подробностях. 2013. № 4 (34). С. 48-51.

9. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина: учеб. пособие / под ред. В. А. Сулемова. М.: Просвещение, 1983. 367 с.

10. Кленевская Л К. История развития детского движения. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2009. 159 с.

11. Лебединский В. В. Основные этапы пионерского движения: учеб. пособие / Высш. комс. школа при ЦК ВЛКСМ. Кафедра пионерской работы. М., 1974. 236 с.

12. Сафонова З. Г., Сафонов Д. А. Детские организации Оренбуржья в XX веке. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2012. 147 с.

13. Славный путь Ленинского комсомола: в 2-х т. М.: Молодая гвардия, 1974. Т. 2. 782 с.

14. Слезин А. А. Источниковая база истории раннего комсомола // NB: Исторические исследования. 2012. № 2. С. 108-148.

15. Соколова Э. С., Таборко В. А. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: страницы истории. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 96 с.

16. Тамбовский комсомол: грани истории. 1946-1991 / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Юлис, 2010. 367 с.

YOUNG PIONEER ORGANIZATION OF TAMBOV REGION AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR

Kondratsova Yuliya Konstantinovna

Tambov State Technical University viki5102006@mail. ru

The article examines the activity of the Young Pioneer Organization of Tambov region in 1945-1953. Special attention is paid to changing the style, forms and methods of work under the conditions of the post-war development. The author emphasizes that Young Pioneer detachments and brigades sought to vary socially useful leisure activity of Young Pioneers and schoolchildren. The analysis of archival documents has shown that the regional authorities recognized the necessity to avoid overloading children with social and other extra-curriculum assignments. Serious difficulties when working with children were associated with the low qualification of senior Young Pioneer leaders.

Key words and phrases: Komsomol; study of local history; summer camp; Young Pioneer leader; Young Pioneer organization; young naturalists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.