СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 37
Т.В. Трухачева
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: ПРИЗНАКИ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются изменения в условиях, в которых происходила деятельность всесоюзной пионерской организации и развивается детское общественное движение постсоветского периода.
Ключевые слова: дети, детское движение, всесоюзная пионерская организация, права детей.
Можно ли утверждать, что реалии детского движения и сопровождающие . их проблемы новые? Скорее нет, чем да. Ведь время летит стремительно и с 1991-го года, года трансформации единой и единственной детской организации (пионерской) в детское движение прошло почти два десятилетия. Выросло поколение, которое узнает о пионерской организации по воспоминаниям даже не родителей, а лишь бабушек и дедушек. Но у значительной части взрослых свежи не только воспоминания. В их жизни незримо присутствует опыт, обретенный ими в детстве в рядах организации. И, как показывает время, опыт этот заставляет задуматься о его ценности.
Именно для тех, кто прошел, пережил, вобрал в себя прежний опыт, нынешние реальности общественной жизни детей - новые. Что касается самих подростков, то здесь имеет место естественная жизнь, в которой есть только настоящее. Каждый день - новое. Но не имеющее прямого отношения к прошлой жизни, прошлому опыту. Их у современных подростков не было.
Размышления о признаках новой реальности возможны лишь на основе сравнения с тем, что было прежде и почему ставшая привычной реальность, новая?
Отличительный признак предшествующей реальности - наличие единой и единственной детской самодеятельной коммунистической организации, в рядах которой было 16 миллионов подростков. Эта реальность представляла собой систему, основными звеньями которой выступали:
Заказ партии на воспитание борцов за ее дело;
Коммунистический союз молодежи - ответственный исполнитель за реализацию этого заказа.
Кадровый корпус в системе образования, включающий:
- вожатого в школе, школе-интернате, детском доме;
- методиста в Доме, Дворце пионеров, который осуществлял повседневно работу с вожатыми;
- методиста в институте усовершенствования учителей, который обеспечивал периодически повышение квалификации вожатых школ и методистов домов и дворцов пионеров;
- преподавателей кафедр в ряде вузов, которые вели подготовку кадров методистов;
- преподавателей кафедр педагогики практически во всех педагогических вузах, которые обеспечивали чтение курса теории и методики пионерской и комсомольской работы.
Кадровый корпус в системе профсоюзов, который естественно продолжал деятельность пионерской организации в условиях специально организованных пионерских лагерей (городских и загородных).
Единое положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, о старшем и отрядном вожатом, регулировавшее и одновременно регламентирующее деятельность взрослых и деятельность детей - членов организации.
Единые всесоюзные акции: пионерская двухлетка «Пионеры - Родине»; экспедиции «Имя Ленина в сердце каждом, верность Родине делом докажем», а затем - единая всесоюзная программа деятельности отрядов и дружин, получившая название Марш, а также празднование Дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Дня юного героя-антифашиста, Дня рождения В.И. Ленина и все даты красного календаря.
Базу и одновременно структуру системы образования отряд - класс, дружина-школа.
Базу системы профсоюзов - загородные и городские пионерские лагеря.
Базу коммунистического союза молодежи -«Артек» в Украине, «Орленок», «Океан» - в России, «Молодая гвардия» - в Украине, «Зубренок» - в Белоруссии, «Зеркальный» - в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и другие для подготовки актива из числа подростков.
Средства массовой информации: радио - ежедневные радиопередачи включая «Пионерскую зорьку», познавательную передачу «Клуб знаменитых капитанов», радио-театр и другие; телевидение -цикл специальных программ, включая информационно-методическую «Отзовитесь, горнисты!»
Документальный киножурнал «Пионерия» и художественные фильмы, главными героями которых были пионеры и комсомольцы.
Систему музыкального образования, включая детскую секцию в союзе композиторов со специальными циклами песен для детей, которые ежедневно звучали по радио и телевидению, летом - в пионерских лагерях, разучивались на уроках пения.
Газеты и журналы для октябрят и пионеров как Всесоюзного масштаба, так и масштаба республиканского. В Москве - «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка», «Вожатый», «Юный техник», «Юный натуралист», «Моделист конструктор», «Юный художник», в Ленинграде (Санкт-Петербурге) - газета «Ленинские искры» и журнал «Костер», в Ташкенте - «Дружные ребята» и т.д.
Редакцию пионерской литературы в издательстве «Молодая гвардия», которое выпускало необходимые информационно-методические пособия: Спутник вожатого, Книга вожатого, Товарищ и др.
Единую форму одежды (светлый, белый верх, темный низ), единый значок, галстук, пилотку. Даже не зная языка, подростки могли узнать друг друга, ощущая принадлежность к одной организации.
Единовременные акции как результат масштабной деятельности пионеров: сбор металлолома на поезд метро, колонну тракторов из пионерского металла, выпуски газет из макулатуры, собранной пионерами, приглашение пионеров в цеха на специальные пионерские плавки и т.д.
Традиционная причастность пионеров к знаковым событиям в жизни страны: полет в космос пионерского вымпела; обязательная встреча космонавтов с пионерами; пионерские приветствия партийным съездам и рабочим собраниям на заводах и фабриках; сбор металлолома для рельсов всесоюзной ударной строки - Байкало-Амурской магистрали и т.д.
При этом (и это нельзя забывать) пионерской реальностью была семья. Уже в 70-е годы минувшего века можно было утверждать: дедушка, бабушка, мама и папа были пионерами. Не быть в пионерских рядах внуку, внучке, сыну, дочке? Такое нельзя было даже представить.
Такая вот реальность пионерского периода, хронологические рамки которого охватывают почти семь десятилетий (1922-1991 гг). Такая система деятельности и взаимодействия детей и взрослых, партии, комсомола и пионерской организации, творческих союзов композиторов, кинематографистов, писателей, художников, журналистов и пионерской организации, профсоюзов и пионерской организации; образования и пионерской организации.
Постпионерский период охватывает почти два десятилетия. Для истории детского движения и мировой истории срок небольшой. Но какими кардинальными переменами в общественной жизни детей он отмечен!
Пионерская организация в разных масштабах и в разных регионах России и ближнего зарубежья сохранилась. Рухнула система, обеспечивающая ее деятельность и развитие.
Коммунистическая партия сохранила позитивное отношение к пионерской организации. Ежегодно телевизионные съемки приема в пионеры на Красной площади в майские дни подтверждают это. Но практика деятельности пионерских отрядов и дружин, знакомство с документами, регулирующими их деятельность, свидетельствуют, что цель претерпела серьезную корректировку, и уже нет подготовки борцов за дело партии.
Правопреемник Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи Российский союз молодежи занят решением задач, связанных с участием молодежи в жизни общества и формированием ее активности. Его функционал не предполагает ответственности за создание и деятельность детских общественных объединений, за подбор и подготовку вожатых.
Правопреемником Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина стала международная организация Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, цель которой помочь ребенку познать и улучшить окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества, оказывать
всестороннюю помощь и поддержку членским организациям, укреплять межнациональные и международные связи.
В штатном расписании школ сохранена должность вожатого, но она больше не регулируется Положением, утвержденным в свое время Центральным комитетом комсомола. Ее функционал определяют органы управления образованием.
Сменили свое название пионерские лагеря. Теперь это детские оздоровительные центры.
Прекратился выпуск специальной литературы. Закрыты редакции в издательствах «Молодая гвардия» и «Просвещение». Перестал выходить журнал «Вожатый».
То есть главное отличие, главный признак новой реальности - отсутствие системы, которую представляла собой единая и единственная детская организация и ее государственное обеспечение.
Заказчик другой. Им становится право ребенка. На сохранение своей индивидуальности, создание ассоциаций и мирных собраний, свободу выражения своего мнения. На доступ к соответствующей информации, свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний, защиту личной жизни. Право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным, или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Все эти гражданские права и свободы - наравне с другими - вошли в жизнь детей России сразу после ратификации ею Конвенции о правах ребенка.
Участие или неучастие в общественном объединении - право ребенка.
Детские объединения, которые уже возникли и продолжают возникать в России, создаются «снизу». То есть там и тогда, где и когда есть взрослый, желающий поддержать стремление подростков к объединению, помочь им самореализоваться, самоутвердиться в кругу сверстников.
Другой отличительный признак новой реальности - законодательная основа, регулирующая отношение государства к детским общественным объединениям. Достаточно вспомнить, что на современном этапе есть Закон РФ «Об общественных объединениях», который устанавливает основные виды общественных объединений и порядок их создания. Закон РФ «ЛО государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» устанавливает отно-
шение органов власти к детским общественным объединениям - поддержка и порядок предоставления поддержки. Наконец, Закон РФ «О гарантиях прав ребенка» подтверждает и обеспечивает права каждого ребенка.
Объединения продолжают формироваться на основе собственного выбора (решения) подростков и, как правило, разновозрастные.
И еще один признак новой реальности. Школа, как и дети, подростки, вправе создавать общественное объединение, но может и не создавать его. Руководитель, организатор, вожатый, инструктор объединения подростков становится таковым по собственному желанию. И следствием этого обстоятельства выступает еще один признак, - расширение круга профессий добровольцев. В настоящее время среди них не только педагоги, но и инженеры, психологи, журналисты, военнослужащие (офицеры).
Свобода создания объединения, выбора участия в них предполагает ответственность создателя, В связи с этим, каждое сформированное объединение само устанавливает нравственные нормы, правила и процедуры своей жизни и деятельности. И это еще один признак новой реальности.
В этих условиях, естественно, у каждого объединения возникает своя программа, свой план или свой проект.
Объединение вправе официально зарегистрироваться и получить юридический адрес, но может - и это тоже его право - не регистрироваться. Оно может расширять свой численный состав, если испытывает в этом необходимость, но может (и так делают многие на современном этапе) сохранять постоянный состав в границах 2040 человек, а порой и меньше.
Если подводить итог, то можно сказать о постпионерском периоде, следующее.
Это период вхождения международной правовой нормы - Конвенции о правах ребенка, фиксированных в ее статьях гражданских прав и свобод - в жизнь взрослых организаторов (руководителей, вожатых, инструкторов) и детей.
Время становления правовой основы деятельности общественных объединений детей в России, закрепленное такими актами, как Закон «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, «О гарантиях прав ребенка»
Это пора смены огосударствленного политического статуса присущего пионерской органи-
зации, на основе политических решений на принципиально иной, общественный статус в соответствии с законодательством РФ.
Наконец, это период смены ведущего целевого ориентира. Политический лозунг, заключенный в девизе «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» меняется на множество других, неполитических, смысл которых освоение активной жизненной позиции в процессе деятельности.
Вне всякого сомнения, это время осмысления опыта, созданного Всесоюзной пионерской организацией и старта принципиально нового опыта деятельности разнообразных детских объединений.
В целом это переходный период, отличительными признаками которого выступают:
- множество малочисленных объединений на месте единой и единственной детской организации (пионерской);
- смена огосударствленного политического статуса, присущего пионерской организации на основе политических решений на принципиально иной, общественный статус в соответствии с законодательством РФ;
- расширение пространства базирования детских объединений за пределы школы: по месту жительства, в учреждения культуры, спорта, профсоюзов и т.д. и утрата монополии системы образования на это;
- отторжение и слом государственной системы обеспечения деятельности Всесоюзной пионерской организации, включающей подбор, подготовку, повышение квалификации и возникновение системы государственной поддержки, включающей инициативный территориальный (региональные) опыт взаимодействия государственных учреждений и ведомств с детскими объединениями; и возникновение системы государственной поддержки, включающей инициативные территориальные (региональные) опыты взаимодействия государственных учреждений и ведомств с детскими общественными объединениями;
- формирование корпуса добровольцев, взявших на себя ответственность за создание и организацию деятельности общественного объединения подростов.
Отдельно необходимо сказать о взрослых, непосредственно причастных к детским объединениям. Их отличает:
Добровольный статус, статус служения детскому сообществу по собственному выбору;
Самовыдвижение, проявление инициативы по созданию сообщества детей и подростков с общественным статусом;
Отсутствие требований, предъявляемых каким-либо государственным или общественным институтом;
Отсутствие документов, регулирующих функции взрослого в рамках требований, разработанных каким-либо сообществом взрослых организаторов;
Деятельность в автономном режиме, в формате инициативных программ и проектов;
Приоритет самообразования;
Отсутствие возрастных границ.
Эти отличительные особенности дают основание утверждать, что кадровый корпус общественного института в детской среде складывается в совершенно новых условиях, позволяющих самим взрослым:
- выбирать общественную деятельность в сфере взаимодействия с детьми;
- предъявлять к себе определенные требования и определять самостоятельно круг этих требований;
- выбирать направление деятельности и создавать в рамках избранного курса проекты и программы;
- искать и находить пути для повышения уровня своей компетентности в сфере общественной деятельности;
- добровольно возлагать на себя ответственность за организацию общественной деятельности детей и подростков;
Все это позволяет сделать вывод, что становление общественного института в детской среде осуществляется на демократической основе свободными взрослыми.
В целом, завоевания периода демократические. Но становление новой, демократической реальности сопровождается целым рядом проблем. Разного уровня и масштаба.
Организатор детского общественного объединения столкнулся с тем, что новый статус - общественный - предполагает не выжидательную позицию, а активную позицию, выражением которой является: самостоятельный выбор цели и ее формулирование. Это, как показывают наблюдения, анализ документов, регулирующих деятельность объединения, встречи и беседы - оказывается особенно затруднительным.
Самостоятельная разработка документа, регулирующего или регламентирующего деятель-
ность объединения вызывает затруднения практически у всех взрослых организаторов.
Выбор краткосрочной или долгосрочной программы (плана) деятельности, либо определение ведущих направлений, необходимость участия в конкурсах социальных проектов потребовала разработки таких проектов. Опыт пока отсутствует.
Поиск базы - места расположения объединения тоже проблема.
Регистрация объединения требует тоже определенной подготовки и времени.
Помимо этого, взрослому организатору приходится самому агитировать подростков за участие в его объединении, другими словами вести рекламную кампанию. Но и это не все. Приходится самому искать и находить партнеров для поддержания делового и творческого состояния объединения. Заниматься самообразованием (учеба в каких бы то ни было формах далеко не всегда специально организовывается).
И еще. Особо сложным, мало понятным до сих пор выступает понятие «государственная поддержка».
Небольшая часть методистов, желающих и способных помочь взрослым организаторам в новой ситуации тоже столкнулась с проблемами. Главная - потребность в знаниях и объективной оценке сложившейся ситуации. Не хватает специальной литературы, учеба методистов в части поддержки общественной жизни детей и подростков практически прекратилась. Следствие - недостаток, а порой и полной отсутствие профессионального общения.
Средства массовой информации испытывают недостаток информации о возникающих объединениях подростков, их взрослых организаторах, направлениях деятельности, местах базирования. И это приводило и до сих пор приводит к использованию штампа: любое детское объединение -это не есть хорошо, это, скорее всего, пионерская организация.
В свою очередь государственные деятели, призванные обеспечивать государственную поддержку детских общественных объединений, не могли это сделать эффективно и своевременно в связи с тем, что тоже столкнулись с целым рядом проблем.
Во-первых, в абсолютном большинстве детские общественные объединения не имели и не имеют юридического статуса, а, значит, не имеют возможности напрямую получать финансовую помощь.
Во-вторых, у значительной части объединений нет постоянной «прописки», адреса, по которому можно было его найти.
В-третьих, на первых порах многие объединения не стремились к активному взаимодействию, предпочитая действовать в автономном режиме, что создавало сложности для органов исполнительной власти: с одной стороны, партнеров в детском движении много, а, с другой, партнера организованного и мощного нет. Кому оказывать государственную поддержку в первую очередь, кому - во вторую - не было ясности. Автономный режим деятельности способствовал да и до сих пор способствует тому, что взрослым организаторам не удается создать центр управления движением, что приводит к отсутствию диалога с органами власти, с государственными и общественными деятелями, способными и располагающими реальными возможностями для поддержки. Конечно, кому-то из взрослых руководителей (организаторов, инструкторов, вожатых) удалось найти партнера, кому-то получить разовую поддержку, но в целом партнер «размыт». У нового общественного движения нет своего «лица».
Перенос ответственности за воспитание со школы на семью, вызвал новые в отношении родителей к детским общественным объединениям. На первых порах (не без «рекламы» прессы) -полное отторжение самой идеи участия детей в каких бы то ни было объединениях, а позднее -осознание необходимости вовлечения детей и подростков в эти объединения, но отсутствие информации о деятельности этих сообществ и их взрослых организаторах.
Названные выше проблемы можно отнести к конкретным, частным. Но очевидно существование тех, которые касались всех взрослых организаторов и методистов, журналистов, государственных и общественных деятелей, которые по роду своей деятельности были призваны обеспечивать государственную поддержку.
Появление правовой основы практически сопровождалось правовым нигилизмом. Отсутствие соответствующих необходимых разъяснений и рекомендаций только усиливает его. Тем более, что педагоги и родители, как люди наиболее авторитетные для подростков, не имели в своей практике опыта жизни по закону или с учетом Конвенции о правах ребенка.
Появление нового, общественного статуса без соответствующей разъяснительной работы приво-
дит к тому, что с этим статусом до сих пор отождествляют себя руководители кружков, секций, клубов, будучи обыкновенными структурными подразделениями государственных учреждений и ведомств.
Появление новых взрослых организаторов, выполняющих функции руководителей, инструкторов, вожатых не сопровождается одновременно появлением корпуса учителей - консультантов, методистов - для них, что не способствует повышению уровня компетентности организаторов и становлению эффективного общественного института в детской среде.
В целом, формирование в массовом сознании представлений о новой реальности, новом феномене в жизни детей и подростков - общественном объединении, основанном на Конвенции о правах ребенка, Законах РФ «О гарантиях прав ребенка», «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений», шло и идет стихийно. Специальная учебно-методическая литература в необходимых объемах отсутствует, учебных центров в масштабах России не создано. Материалы Детского фонда ООН ЮНИСЕФ - в ограниченных количествах.
Одновременно следует признать, что благодаря Интернету, открывшимся информационным контактам, дети, подростки в своих представлениях опережают взрослых. И появилась новая проблема, суть которой заключается в необходимости обеспечивать участие детей в решении вопросов, касающихся их жизни в семье, школе, обществе, государстве, опираясь и учитывать мнение детей, их гражданские права и свободы и учась у них. Для взрослых, в опыте которых не было подобного, это выступило настоящей психологической проблемой.
УДК 329.78
А.Е. Шолыганов
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УЧАСТИЕМ В СКАУТСКОМ ДВИЖЕНИИ
В статье обсуждаются вопросы социальной компетентности подростков, обеспечения этого личностного качества в системе скаутинга, приводятся данные сравнительного исследования участников скаутских объединений и детей, не принимающих участия в реализации скаутских программ.
Ключевые слова: социальная компетентность, подростки, скаутинг.
Проблема социальной компетентности весьма актуальна в современном об. ществе, отличающемся переменами и нововведениями в разных сферах, интенсификацией мобильности и быстроты, постоянными социальными контактами, зачастую вынужденными (в транспорте, на улице и т.д.). В этих условиях от человека, особенно молодого, требуются навыки и умения строить взаимоотношения, умения участвовать в социальном общении. Социальный заказ современного общества - активный, адаптивный, толерантный человек, способный противостоять трудностям и справляться с ними, быстро и адекватно реагирующий на изменения социальной среды, готовый к новым задачам и нововведениям, самореализующийся в личностном и профессиональном плане, готовый брать на себя ответственность и исправлять ошибки. Подготовка такой личности напрямую зависит от наличия и развитости у нее качеств социальной компетентности.
Интерес к вопросу социальной компетентности возник не так давно - в 80-х годах ХХ века и продолжает довольно активно развиваться в отечественной психологии и сегодня. Авторы предпринимают попытки формирования понятийного аппарата, исследования структуры и содержания феномена, основных закономерностей развития (К.А. Абульханова, Л.И. Берестова, В.М. Басова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климова, А.К. Маркова и другие). Особо актуальными выглядят сегодня вопросы обеспечения социальной компетентности (И.А. Зимняя, 2000, Г.И. Маросанов, 2003, В.М. Басова, 2004, и др.). Социальная компетентность рассматривается как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми (В.М. Басова, 2004), включающая владение приемами сотрудничества, совместной деятельности, общения, лидерства и социальной ответственности за результаты своей деятельности.