НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (18) (summer 2017)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 2 (18). Summer 2017
Редакционная коллегия
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционный совет
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова В. П. Петров Е. И. Соколова Н. И. Токко
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей
ТИТОВА Елена Владимировна
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики РГПУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: 95-летию основания пионерской организации
Аннотация: детское общественное движение в России вступает в новый период своего развития, связанный с учреждением общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В этой связи актуально обращение автора статьи к рассмотрению процессов и тенденций становления нового субъекта в детском движении на фоне анализа достижений, проблем и ошибок прошлых периодов его развития, прежде всего пионерского и постпионерского. Базой для обобщений и выводов стал многолетний опыт работы автора статьи в области практики и теории детского движения в СССР и Российской Федерации. Автор обращает внимание на позитивный опыт воспитания детей, накопленный за почти столетнюю историю существования пионерской организации, и на негативные последствия ее целенаправленного разрушения. Вместе с тем названы ошибки в организации деятельности пионерской организации, знание которых может стать поучительным на новом этапе развития детского движения в современной России. В контексте исторических уроков пионерской организации рассмотрены смысловые и организационные проблемы и противоречия, которые уже проявились на первом этапе становления нового «Российского движения школьников». Материалы статьи носят дискуссионный характер и будут интересны для исследователей и руководителей детского движения.
Ключевые слова: детское движение, детское общественное движение, детская организация, детские общественные объединения, пионерская организация, «Российское движение школьников», периоды развития детского движения.
Titova E.
UNLEARNED LESSONS OF CHILDREN'S MOVEMENT: to the 95th anniversary of the foundation of the Pioneer organization
Abstract: the children's social movement in Russia is entering a new period of its development, connected with the establishment of the public-state children's and youth organization «Russian movement of schoolchildren». In this connection, the author's appeal to the consideration of the processes and tendencies of the emergence of a new subject in the children's movement on the background of an analysis of the achievements, problems and mistakes of past periods of its development, especially of the pioneer and post-pioneer movement is timely. The base for generalizations and conclusions is the long experience of the author of the article in the field of practice and theory of the children's movement in the USSR and the Russian Federation. The author pays attention to the positive experience of raising children, accumulated in almost a century of the existence of the pioneer organization, and the negative consequences of its deliberate destruction. At the same time, mistakes were made in organizing the activities of a pioneer organization, knowledge of which could become instructive at a new stage of the development of the children's movement in modern Russia. In the context of the historical lessons of the pioneer organization, the problems and contradictions that have already manifested themselves at the first stage of the formation of the
УДК 37.014 37.017
«Russian movement of schoolchildren» are considered. The materials of the article are of a discussion nature and will be of interest to researchers and leaders of the children's movement.
Key words: children's movement, children's social movement, children's organization, children's public associations, pioneer organization, Russian movement of schoolchildren, periods of development of children's movement.
Флаги рассвета алые над городами полощутся.
Снова сегодня встали мы раньше всех поутру.
Вновь барабаны взяли мы, снова выходим на площади.
Туда, где отряды сходятся в марше серебряных труб.
В. П. Крапивин
Введение. В течение последних нескольких лет заметно усилилось внимание государства к проблемам воспитания граждан, о чем свидетельствует ряд утвержденных правительством стратегических документов: «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2014); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015); Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"» (2015); Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (2017).
Наибольший резонанс в государстве и обществе, безусловно, вызвали решения Президента и правительства о создании и обеспечении деятельности новой общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Поскольку процесс его становления затрагивает интересы, с одной стороны, образовательных учреждений, а с другой - существующие в стране детские общественные организации, объединения, движения, очень важно представлять с самого начала, как и в каком направлении происходит это становление. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть некоторые аспекты прошлого и настоящего детского движения, чтобы иметь возможность сравнить новое явление с предшествующим опытом и задать определенные параметры для дальнейших аналитических исследований.
Особенный год. Особенный день. В эпиграф статьи вынесены строчки из песни о барабанщиках Владислава Петровича Крапивина - писателя, журналиста, талантливого педагога, создателя и руководителя уникального внешкольного разновозрастного пионерского коллектива «Каравелла» в Свердловской области, существующего вот уже 55 лет. Они оказались пророческими для дня сегодняшнего. Нынешний 2017 год, пожалуй, можно считать особенным для детского движения в стране. Впервые за последние 26 лет достаточно широко и открыто (!) в очень многих регионах 19 мая в официально утвержденный правительством «День детских общественных объединений и организаций» отмечался именно День рождения пионерской организации - 95-летие со дня основания.
В юбилейный год на очень многих территориях России и других дружественных государств состоялись масштабные праздники.
Например, в Санкт-Петербурге на базе Выставочного комплекса Ленэкспо состоялся фестиваль «Салют, пионерия!» В нем приняли участие детские общественные
объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководители СПО-ФДО, представители и руководители детских общественных объединений Казахстана, Белоруссии, Якутии, Башкортостана, Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Липецка, Ярославля, а также бывшие пионеры и пионерские вожатые 1950-1980-х гг., жители города. В программе фестиваля было много разных форм и событий: интерактивная выставка, парад поколений, сводный орлятский круг, мастер-классы, слет общественных объединений, круглые столы и читательские конференции, ретропоказ кинофильмов о детях и детстве, концертно-развлекательная программа, открытая дискуссия о развитии детского движения.
Фото 1. Колонна ветеранов пионерского движения на Параде поколений 19 мая 2017 г. Фестиваль «Салют, пионерия!» в Ленэкспо (Санкт-Петербург)
Фото 2. Выступление барабанщиков детских общественных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области на Параде поколений 19 мая 2017 г.
В социальных сетях участники делились фотографиями, впечатлениями, отмечали публикации, комментировали, и неизменно ощущалось невероятно приподнятое и радостное настроение людей, для которых прошлое не вычеркнуто из памяти, а, наоборот, возвращается светлыми чувствами. Люди уже го-
товы не отмалчиваться, а защищать то, что было для них когда-то дорого - свое пионерское детство, вожатскую юность, традиции красоты и чести организации, к которой большинство населения страны испытывает уважение, признательность и благодарность. Уже не стесняются в праздник надеть пионерский галстук как выражение принадлежности к пионерской организации, а не ради «хохмы» или «прикола»1.
Столь знаменательная дата - это не только праздничное событие, ради которого стоило собираться людям вместе, но и хороший повод для осмысления прожитого, пройденного пути, повод, чтобы оглянуться и оглядеться, чтобы лучше понять, как живут современные детские общественные организации и объединения: чего достигли, что преодолели, в чем видят проблемы, к чему стремятся.
Миновало уже четверть века с той поры, как пионерская организация перестала быть единой и единственной в стране. Но ее опыт и возможности далеко не исчерпаны, хотя и по-разному прорастают в современном детском движении - многоликом и разнообразном. К настоящему моменту в сложившейся картине детского движения обозначилось явление, сам факт возникновения которого свидетельствует о начале нового периода в развитии. В этой связи возникает множество вопросов, с которыми необходимо разбираться, чтобы понимать, какие в действительности процессы уже идут и еще предстоят, чтобы не допускать ошибок прошлого, чтобы осмысленно и достойно двигаться в будущее.
Личное отношение . В год 95-летия пионерской организации стоит, наконец, позволить себе все, что касается ее, называть своими именами. В частно-
1 Кстати, красный галстук оказался довольно популярной номенклатурной сувенирной продукцией, которую десятки компаний предлагают в интернет-магазинах, рекламируя его и другие атрибуты пионерской организации для вечеринок и «корпоративов».
2 В своих эмоциональных реакциях и оценках автор статьи опирается на многогранный жизненный и профессиональный опыт непосредственного участия в судьбе пионерской организации. За более чем полвека Е. В. Ти-
Фото 3. Ветераны пионерского движения
сти, можно утверждать, что пионерская организация была сознательно дискредитирована в период обострения политической борьбы и намеренно разрушена. Самораспустившийся комсомол, условно руководивший пионерской организацией, благополучно забыл о ней, не приняв никакого внятного решения. Образование, которое много лет эксплуатировало воспитательную систему пионерской организации, легкомысленно отказалось от нее на основании известного постановления Министерства образования России о «деполитизации-департизации»1, по существу «срубив сук», на котором давно и прочно «сидело». Ни та, ни другая структура даже не подумали о миллионах детей и взрослых, связавших свою жизнь и судьбу с этой организацией.
Лично мне всегда было жаль тех, кому не повезло прочувствовать красоту и силу пионерской организации. Всегда. И тогда, когда пионерская организация еще существовала как единая и единственная в стране, объединяя десятки миллионов подростков и сотни тысяч взрослых. Было жаль, что не всем из них повезло в полной мере (как детям, так и взрослым). Ведь организация - это не только идеи и ценности, символика и ритуалы, дела и события - это прежде всего люди и их отношение (!) к этим самым ценностям, символам, делам, другим людям.
Фото 4. Автор статьи, 1973 г.
това была: просто пионеркой, председателем совета дружины, командиром отряда вожатых-старшеклассников, горнистом, барабанщиком, старшей вожатой, методистом, комиссаром школы пионерских вожатых в «Орленке», делегатом Первого всесоюзного слета пионерских вожатых в Москве, членом Ленинградского городского Совета пионерской организации. В разные годы она участвовала в разработке программы деятельности Всесоюзной пионерской организации «Компас», программы подготовки студентов ЛГПИ им. Герцена к работе в пионерском лагере, опубликовала множество статей в журнале «Вожатый», «Спутнике пионерского вожатого», «Книге вожатого». Кандидатская диссертация Елены Владимировны посвящена проблемам пионерской организации; она - одна из создателей Ассоциации исследователей детского движения и основоположник социоки-нетики - новой науки о детском движении.
1 Имеется в виду Постановление коллегии Министерства образования РСФСР от 24 января 1991 г. «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РСФСР». Это постановление запрещало деятельность в учебных заведениях организационных структур любых политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
И тогда, когда в стране уничтожали вслед за Советским Союзом и коммунистической партией ни в чем не повинную детскую организацию, в одночасье увольняли из школ старших пионерских вожатых, жаль было только что вступивших в нее детей, жаль тех, кто еще не успел вступить, но очень ждал этого. И, конечно, жаль тех, чье светлое пионерское прошлое оказалось замаранным чужими руками, высмеянным, оболганным. Тех, кто дрогнул и начал стесняться вспоминать и упоминать о своей принадлежности к пионерской организации или того хуже - начал подпевать тем откровенным издевательствам над ней, которые многие СМИ и блоггеры выливали на наши головы. И, конечно, безумно жаль тех людей, которые уже выросли, стали взрослыми и у которых в жизни ничего такого не было (такого, что может дать только организация!) и уже никогда не будет...
Но я преклоняюсь перед теми взрослыми людьми, которые, несмотря ни на что, смогли сохранить для страны настоящую (!) пионерскую организацию, пусть и не столь массовую, сумели еще и развивать ее в течение вот уже более четверти века. Я имею в виду, например, Московскую городскую пионерскую организацию (рук. Дмитрий Николаевич Лебедев), организацию «Пионеры Башкортостана» и ряд других. Я преклоняюсь и перед теми, кто стоически (исключительно на общественных началах!) сохранял все эти годы в России преобразованные и новые детские общественные объединения, которые смогли выстоять, выжить без поддержки государства и стали своего рода продолжением пионерской организации. Каждый год вот уже четверть века после развала Всесоюзной пионерской организации, 19 мая, в ее День рождения, те, кому она была дорога, надевают пионерские галстуки, отдавая дань уважения безвинно «репрессированной» детской организации, которую до сих пор до боли жаль, как того ребенка, которого буквально «выплеснули вместе с водой» из жизни страны.
И тогда, и теперь совершенно очевидно: пионерскую организацию предали взрослые! Нет, конечно, не те взрослые, которые были с пионерами «рядом и чуть впереди», не вожатые, конечно же, не непосредственные руководители. Государство отказалось поддерживать пионерскую организацию в какой бы то ни было форме: финансовой, материальной, организационной, информационной, кадровой и др. Но пионерская организация не отказалась от своего государства, от своей страны, никуда ни эмигрировала (как в 1920-х гг. это сделали скауты). Она стала другой - действительно общественной. И не только выжила, но и развивается в новом облике.
Многообразие и вариативность. В настоящее время средства массовой информации уже давно не сообщают населению ничего о детском движении, и потому в стране есть немало людей, которые живут и думают, что пионерской организации и вообще никаких детских организаций уже давно не существует. Она, дескать, «умерла», ее «отменили», «запретили», и ничего больше нет. Пожалуй, стоит уточнить действительное положение дел. Да, той самой Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, которая почти 70 лет существовала в СССР как единая и единственная детская общественная организация, больше нет. Но не потому, что нет больше Советского Союза, а в России
никогда и не было своей республиканской пионерской организации (в отличие от всех остальных советских республик). Она в своем прежнем, хорошо известном всем облике перестала существовать раньше, чем перестал существовать СССР. Возможно, это кого-то удивит, но детская организация начала свою перестройку несколько раньше (в конце 1980-х гг.), чем взрослые общественно-политические организации, руководившие ею - комсомол и партия.
Таким образом, пионерская организация стала в стране первой из общественных организаций, начавших процесс своего реформирования (проведены социологические исследования, разработаны новые программы деятельности, новые методические материалы), который, к слову сказать, так и не был завершен. На основании решения Х Всесоюзного пионерского слета в Артеке (1990) она трансформировалась в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций), который стал затем правопреемником Всесоюзной пионерской организации и действует с тех пор как международная организация, объединяющая в своем составе зарубежные, республиканские, общероссийские, межрегиональные, региональные, а также отдельные самостоятельные городские и районные детские общественные объединения и организации. Среди них и пионерские, и так называемые «пропионерские», сохранившие традиции, но изменившие свои названия, и не пионерские.
Для справки. СПО-ФДО — Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица — детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах. 1 октября 1990 г. Х слет принимает решение о преобразовании единой пионерской организации в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) СССР. Его основу составили пионерские организации 12 союзных республик, а также детские организации Армении («Уйс» — «Надежда»), Грузии (Федерация детских организаций и объединений), Молдовы («Ватра» — «Очаг»). Приняты Устав СПО (ФДО) СССР, Обращение детей — делегатов Х Всесоюзного слета к своим ровесникам и взрослым. Опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка и закон СССР «Об общественных объединениях», было зафиксировано рождение новой детской организации. Председателем СПО (ФДО) СССР на альтернативной основе избрана Е. Е. Чепурных. СПО (ФДО) СССР регистрируется в Министерстве юстиции, впервые закрепляя на законодательном уровне неполитический статус детской общественной организации [5].
Кому это было выгодно? Кто выиграл от того, что была ликвидирована единая государственно-общественная детская организация? Дети? Точно нет! Свято место пусто не бывает. Та часть их жизнедеятельности, которую заполняла пионерская организация, теперь всецело отдается виртуальному пространству и далеко не только в целях самообразования и общения. Теперь уже для всех очевидно, что виртуальная жизнь для социально не окрепшего человека таит в себе множество опасностей. И самая серьезная из них - это угроза реальной жизни. «Самый опасный возраст для суицида - 10-14 лет. В России ежегодно регистрируется от 400 до 500 случаев подростковых самоубийств. По этому показателю наша страна на первом месте в мире. Он в три раза выше среднемирового» [9]. Ни благополучная семья, ни школьные успехи и достижения не гарантируют защиты от смертоносного влияния виртуальных убийц. Между тем не известно ни одного случая суицида подростков-членов детских
общественных объединений. И это не случайность. Стало ли детям лучше без пионерской организации? Сами они ответить на этот вопрос, понятное дело, не могут, но когда их родители и другие взрослые делятся воспоминаниями о своем пионерском детстве, откровенно завидуют им.
Сегодняшние подростки в большинстве своем лишены того источника ценнейшего социального опыта, который массово получали дети в пионерской организации. Опыта организаторской деятельности, опыта социального творчества, опыта личной причастности к делам страны. Именно он лежит в основе гражданской идентичности, формирование которой сегодня ставится как стратегическая задача воспитания.
Выиграли ли родители современных детей и подростков? Тоже нет по большому счету, что бы они сами ни думали и ни говорили об этом. В непростых экономических обстоятельствах очень многие родители надеются на помощь государства в воспитании своих детей и, прежде всего, на образовательные учреждения, не видя более никакой другой. И, если что-то идет не так, они предъявляют претензии к качеству «образовательных услуг», требуют, осуждают. «В школу приходят дети тех, кто родился в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда шло крушение Советского Союза и разваливалась система воспитания. Вот мы и получили родителей, которые начинают судить учителя», - говорит председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ Валентина Иванова [3].
А школа, выиграла ли она? Однозначно нет! Изгнание пионерской организации из школы привело к тому, что во многих из них на долгие годы вообще прекратилась какая бы то ни было воспитательная работа. По той простой причине, что вместе с пионерской организацией была фактически уничтожена и воспитательная система, обладавшая мощным потенциалом, который, правда, по-разному раскрывался и использовался в школах. Во многом это зависело от конкретных организаторов воспитания. Но пионерская организация именно как воспитательный институт предоставляла и обеспечивала возможности эффективной воспитательной работы с детьми и подростками. Разрабатывала содержание деятельности, издавала методические пособия, занималась подготовкой кадров.
Не знаю, исследовал ли кто-нибудь этот вопрос, но на основании собственных наблюдений могу утверждать, что большинство лучших педагогов и лучших директоров школ и других образовательных организаций начинали свою трудовую биографию с работы старшими пионерскими вожатыми. И еще. Те, кто работал старшим пионерским вожатым, в дальнейшей своей профессиональной деятельности непременно отличались и добивались лучших результатов. Есть здесь некая закономерность!
Старшие вожатые были мощным кадровым ресурсом системы образования. И не видеть, не замечать этого было невозможно. Страна утратила этот ресурс. И сегодня стоит проблема: где взять вожатых для нового «Российского движения школьников», как и кто их подготовит? Думаю, понадобится немало лет, чтобы приблизиться к тому уровню развития методической системы подготовки вожат-ских кадров. И хотя носители того бесценного методического опыта еще, что
называется, живы, судя по всему, не они будут определять векторы развития системы подготовки вожатских кадров, не они будут решать эту задачу.
Для справки. С 1995 г. в школы возращена ставка и должность «старший вожатый», сформулированы тарифно-квалификационные характеристики (требования). В 2017 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», в котором представлена также должность старшего вожатого, определена обобщенная трудовая функция -организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации (раздел 3.2 Профессионального стандарта).
Разумеется, школа может прожить без детских общественных организаций. Она так жила когда-то, живет ныне и будет жить, занимаясь обучением детей и по мере возможностей их воспитанием, так, как умеет. Многие школы смогли выстроить свои воспитательные системы, большинство из которых все же опирается на опыт именно пионерской организации. Да и детские общественные организации, как показала жизнь, тоже смогли обойтись без школы. Только им пришлось гораздо труднее.
Так кто же выиграл от того, что не стало в стране единой детской организации, составлявшей ядро государственной системы воспитания детей и подростков, ее системообразующим элементом? Пионерская организация была разрушена якобы по политическим соображениям. Но была ли она в тот период жизни действительно политической организацией? Идеологически ориентированной - да! И ее идеологические ориентиры совпадали с идеологией страны, что было совершенно естественно, иначе и быть не могло. Но стоило ли так обходиться с детской организацией? Не странно ли, что именно детская организация пострадала больше других? Именно она подверглась наиболее изощренным гонениям со стороны СМИ и органов управления системы образования (опорочивание символики, ритуалов, пионеров-героев, запреты, увольнение вожатых). Не пора ли уже (хотя бы через 26 лет!) всенародно признать, что это было ошибкой! Причем серьезной ошибкой, повлекшей за собой тяжелые последствия.
Тут надо понимать, что произошло на самом деле. Это не просто запрет на ношение детьми пионерских галстуков, это не только увольнение старших вожатых. Это и разорение методических кабинетов, и изгнание пионерских методистов, что по существу означало уничтожение системы методического обеспечения воспитания. Это разрушение системы подготовки кадрового корпуса -закрытие курсов подготовки и повышения квалификации старших вожатых, закрытие или перепрофилирование факультетов и кафедр в вузах, осуществлявших подготовку специалистов-профессионалов, отмена в педагогических вузах практики студентов в пионерских лагерях, закрытие и перепрофилирование самих пионерских лагерей. Разрушительные последствия сказались и на системе информационной поддержки деятельности пионерской организации. Перестали существовать журнал «Вожатый», газета «Ленинские искры» и другие «пионерские» издания, резко сократились тиражи сохранившейся «Пионерской правды», литературно-художественного журнала «Костер», перестала звучать популярная радиопередача «Пионерская зорька», закрылись телевизионные проекты, программы и передачи. Кроме того, была уничтожена система госу-
дарственного обеспечения деятельности пионерской организации. В частности, целая отрасль производства - пошивочные цехи и мастерские, где изготавливались пионерские атрибуты и форма одежды, сеть магазинов, реализующих всю эту продукцию. Композиторы и поэты перестали писать пионерские песни, а те, которые уже были написаны, не звучали, не записывались, не издавались, не исполнялись. Еще многое можно добавить в это перечисление потерь. И все это судьбы людей, причем не только вожатых и руководителей пионерской организации. Люди теряли работу, средства к существованию, подвергались оскорблениям и унижениям. За что? Почему? Кому это было выгодно?
Пионерская организация как живой организм: зарождалась, развивалась, изменялась, снова развивалась и опять изменялась. Она прошла в своем развитии долгий путь, на котором были и несомненные достижения, не утратившие свою ценность, и ошибки, не все из которых удавалось своевременно обнаружить, признать и исправить. Возможно, именно с этим и связаны некоторые причины того, что случилось со Всесоюзной пионерской организацией.
Ошибки, на которых стоит учиться. Выделим здесь лишь ключевые ошибки системного характера, повлиявшие на облик и судьбу пионерской организации.
1. Как бы ни парадоксально это сейчас прозвучало, но одной из серьезных ошибок можно считать создание пионерской организации при комсомоле, под руководством комсомола, подчинение комсомолу. Иначе говоря - создание детской организации под прямым руководством молодежной. Почему это следует считать ошибкой? Казалось бы, логично и правильно доверять общественную работу с детьми именно молодым людям, и это действительно так, если иметь в виду руководство конкретными коллективами и объединениями -отрядами и дружинами. Однако руководить детьми-пионерами и руководить целой организацией - далеко не одно и то же, как и создать объединение или создать большую организацию. Молодежь и дети - две близкие, но очень разные и очень специфические возрастные категории людей. Как только подрастающий человек переходит в категорию «молодежь», он стремится как можно дальше отойти, оторваться от своего детства.
Детская организация и молодежная организация - совершенно разные явления, причем принципиально разные. И не только в силу возрастных особенностей. У них принципиально разное назначение - миссия, если угодно. Они принципиально по-разному должны быть устроены. Молодежная организация во всем может быть самостоятельной, может сама обеспечивать свою деятельность, в том числе и материально-финансово, т. к. состоит из дееспособных граждан, готовых вносить свой вклад в развитие организации, например, в виде взносов. Содержание и формы деятельности молодежной и детской организаций тоже принципиально различаются. Детская же организация нуждается во взрослых, причем не в любых взрослых, а в тех, для которых они сами интересны, которые с ними проводят время не по расписанию или принуждению, а по призванию и убеждению; у которых можно учиться чему-то важному для жизни и которые готовы сами учиться. Наконец, которым можно доверять и свои мысли, и свои тайны, и свои жизни. И возраст их, этих взрослых, не настолько
уж важен. Для понимания всего этого нужны особые качества, нужна определенная зрелость, не абсолютно связанная именно с возрастом.
В 1920-х гг. прошлого века руководство детской организацией было поручено комсомолу. Это привело к тому, что комсомол как молодежная организация на протяжении всей его истории не справлялся с руководством детской пионерской организацией. История помнит, чем оборачивались попытки комсомола лепить детскую организацию по своему образу и подобию. Руководство было, по существу, формальным и эпизодическим и в конце концов свелось к номинальному с переводом пионерской организации с производственных предприятий на базу школы.
В результате положение детской организации, которая естественным образом стремилась в свое собственное (детское) пространство - в школу, оказалось двойственным и противоречивым. Формально считалось, что ею руководит комсомол, а фактически она полностью была подчинена школе, зависима от школы. Комсомол не мог обеспечить пионерские отряды вожатыми-комсомольцами (все попытки быстро сошли на нет), поэтому функции отрядных вожатых вынуждены были взять на себя учителя - классные руководители.
Разве комсомол в 1920-х гг. придумал образ новой детской организации, взяв за основу скаутское движение? Нет. Это сделали, прежде всего, высокообразованные видные деятели государства, науки и культуры - Н. К. Крупская, М. В. Крупенина, И. Н. Жуков и др. Разве комсомол развивал и продвигал вперед развитие пионерской организации в 1950-1980-х гг.? Нет. Это делали профессионалы - ученые, методисты, журналисты - Т. Е. Конникова, Л. И. Божович, И. С. Зарахович, Т. В. Трухачева и многие другие. И дело вовсе не в том, что комсомол был не хорош. У этой организации на счету много славных дел и заслуг. Дело в том, что на государственном уровне была допущена такая ошибка, как поручение комсомолу руководить пионерской организацией.
2. Вторая существенная ошибка состояла в том, что пионерская организация во всех документах значилась как детская, не предполагающая в своем составе взрослых. Но в то же время без взрослых она не могла существовать и действовать. Даже пионерские вожатые (старшие и отрядные) фактически не были членами организации, которой непосредственно руководили. Тем более учителя. Тем более педагоги и методисты внешкольных учреждений - домов и дворцов пионеров. Положение взрослых было двусмысленным, противоречивым и не оправданным ничем. Это обстоятельство порождало множество организационных и этических проблем в деятельности пионерской организации. Дети вступали в пионерскую организацию, давали торжественное обещание, после чего имели право носить пионерский галстук и называться пионерами. А взрослые просто повязывали галстук или без галстука начинали руководить пионерскими дружинами, отрядами, штабами и т. д. Долгие годы этот вопрос даже не поднимался. И только благодаря усилиям и работам Т. В. Трухачевой (в то время заместителя главного редактора журнала «Вожатый») был поставлен в 1980-х гг. и стал обсуждаться на разных уровнях.
3. Назовем и третью ошибку. Это неупорядоченность правовых отношений пионерской организации с государством и государственными учре-
ждениями. И здесь имели место противоречия. С одной стороны, пионерская организация считалась общественной, она создавалась как общественная и какое-то время действительно существовала как общественная. До тех пор, пока официально не было закреплено за ней место базирования - школа. С другой стороны, она уже полностью находилась на государственном обеспечении, абсолютно зависела от государственных структур и служащих, т. е. фактически существовала как государственно-общественная организация. И надо отдать должное советскому государству, которое очень заботилось о своей детской организации. Пионерская организация имела многое: пионерскую индустрию -изготовление атрибутов, значков и другой символики, пошив формы, строительство пионерских лагерей и т. д. На пионерскую организацию работали многие государственные учреждения и структуры (производственные, культурные, образовательные). Между тем положение пионерской организации фактически было бесправным, т. к. никакого правого регулирования ни на каком уровне предусмотрено не было.
К началу 1990-х гг. все эти ошибки и противоречия уже были осознаны теми, кто работал с пионерской организацией и кто руководил ею. Были сформулированы идеи и предложения по ее обновлению и перестройке. Была подготовлена к принятию новая программа деятельности пионерской организации. Но всему этому уже не суждено было воплотиться в жизнь. В разные периоды существования и развития пионерской организации можно было услышать критические высказывания в ее адрес. Ее обвиняли в формализме и заорганизован-ности, в «обязаловке» и «принудиловке». Приводились примеры и факты. Но все эти примеры и факты свидетельствовали только об одном - о неумении конкретных взрослых людей грамотно взаимодействовать с детской организацией, о нарушении ими принципов деятельности организации, о подмене самодеятельности и самоуправления педагогическим авторитаризмом, наконец, просто о неэтичном поведении взрослых по отношению к пионерам как членам общественной организации.
4. Пожалуй, еще одной ошибкой можно считать позиционирование пионерской организации как части политической системы страны. Заметим, что не сама пионерская организация так себя позиционировала. Попытки встроить детскую организацию в политическую систему скорее были декларативны, нежели имели под собой реальные основания. Несомненно, пионерская организация была идеологически ориентирована на те идеалы и ценности, на которые была ориентирована вся страна. Иначе и быть не могло. Но идеология и политика - не одно и то же.
Ни одна организация, тем более общественная (равно, как и общественное движение), не может существовать и развиваться без идеологии. Идеология определяется как «система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений» [4].
Практическое значение идеологии определяется ее социальными функциями, среди которых исследователи выделяют следующие:
- познавательную, проявляющуюся в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;
- оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;
- программно-целевую, состоящую в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения;
- футуролого-прогностическую, предлагающую обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывающую его возможность;
- интегративную, проявляющуюся в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;
- защитную, обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями либо в виде борьбы, либо в виде сосуществования;
- социально-организующую, которая выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им [11].
Политика же «определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества» [10]. А политические отношения трактуют «как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти» [10].
Совершенно очевидно, что пионерская организация в последние несколько десятилетий своего существования никакого отношения к власти и политике уже не имела. И стремления приравнять детскую организацию к политической партии лишь на том основании, что она вместе со всей страной руководствовалась идеологией этой партии, несостоятельны. Между тем именно под предлогом «деполитизации» пионерская организация была разрушена, причем сознательно и намеренно, изгнана из школы буквально на улицу. Фактически же под флагом деполитизации произошла полная деидеологизация.
Кстати, в тот период возникло противоречие. С одной стороны, средством борьбы с тоталитарным режимом была выдвинута идея построения и развития гражданского общества, суть которого составляют общественные движения граждан. С другой стороны, была уничтожена детская организация, которая при условии разумного реформирования могла бы стать для подрастающих граждан первой школой общественной жизни, школой становления гражданской позиции, источником ценнейшего опыта самоорганизации, чем она и была до той поры. Именно организация предлагает человеку объективную социально значимую цель.
Без поддержки государства. Новое государство, не определившееся в социально-политических стратегиях, не спешило думать о детях, тем более о детских организациях. Министерство образования во главе с Э. Д. Днепровым было озабочено реформированием школы. Одним из направлений реформирования и стала так называемая «деполитизация» школы.
Как уже было сказано, прекращение существования единой и единственной детской организации в стране не означало прекращения детского движения. Напротив, именно с этим обстоятельством связано его бурное развитие в 90-х гг. XX в. Возрождались существовавшие до 1917 г. организации (прежде всего скаутские), преобразовывались пионерские, возникали новые. Можно констатировать, что детскому движению в России постсоветского периода удалось преодолеть многие ошибки и противоречия пионерской организации. Детские общественные объединения и организации стали действительно общественными (обрели неформальный статус общественной организации). Они стали самостоятельными (без подчиненности молодежной организации). В их состав вошли взрослые, многие из которых до сих пор состоят в своих объединениях.
С середины 1990-х гг. после принятия закона РФ «Об общественных объединениях» стала формироваться правовая база деятельности, в том числе и детских общественных объединений. К сожалению, разработанный в то время проект закона «О государственной поддержке детских общественных объединений» не был принят даже к рассмотрению. Законодатели посчитали достаточным добавить слово «детских» в закон о государственной поддержке молодежных объединений. В результате чего, именно в силу специфики детских объединений, они не могли добиться тех видов и форм государственной поддержки, которые были предусмотрены принятым законом и оказались доступны только молодежным объединениям.
Детские общественные объединения буквально выживали благодаря энтузиазму и подвижничеству неравнодушных взрослых и испытывали колоссальные трудности, среди которых:
1. Постоянные проблемы с поиском места базирования объединений (везде на «птичьих правах», как «бедные родственники»).
2. Недостаток средств для осуществления текущей деятельности и оплаты труда кадров руководителей и персонала.
3. Отсутствие какой-либо системы стимулов для взрослых участников детского движения. Речь идет об отсутствии не только материальной, но и моральной поддержки взрослых. Их энтузиазм (порой многолетний) никак не поощрялся.
4. Невнимание к детским общественным объединениям со стороны государственных и общественных структур. Отсутствие координирующего центра.
5. Полное отсутствие информации о деятельности участников детского движения в СМИ, информационный вакуум, неинформированность населения, административных государственных органов, общественности.
Эти и другие обстоятельства стали причинами явного спада в развитии детского движения в конце первого десятилетия нынешнего века. Тогда, по ре-
зультатам проведенного нами аналитического исследования (2009, Санкт-Петербург), был сделан вывод о том, что стали заметны определенные изменения:
- сворачивание социально направленной деятельности детских общественных объединений (прекращение деятельности по некоторым социально ориентированным программам);
- снижение численности участников детского движения (сокращение количества действующих объединений, прекращение работы по формированию и развитию новых детских объединений);
- существенные потери «кадрового состава», вызванные профессиональной усталостью от многолетней общественной деятельности на «голом энтузиазме».
К настоящему времени детское общественное движение в стране стабилизировалось на определенном уровне своего развития. В каждом регионе шли свои процессы, их динамика и направленность весьма различались, и общая картина выглядела довольно пестро, но стабильно. Состояние и динамика развития детского движения в регионах определяются, прежде всего, двумя факторами: во-первых, авторитетностью руководителей детских общественных объединений, имеющих свою команду организаторов и сподвижников; во -вторых, степенью позитивности отношения государственной власти, ее структур и представителей к детскому движению.
Российское движение школьников. В этом году одновременно с юбилеем пионерской организации отметило свою первую годовщину фактического существования и «Российское движение школьников» (РДШ) - «общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация», учрежденная на основании Указа Президента РФ (от 29 октября 2015 г. № 536 [12]). Конечно, один год - это слишком маленький срок для того, чтобы делать какие-то обобщенные выводы. Тем не менее этот год стал очень показательным в плане реальных намерений, подходов и способов вовлечения школьников в РДШ, приоритетов в выборе форм и содержания деятельности, позиции в выстраивании отношений с образовательными учреждениями, самими школьниками, а также с государственными структурами и популярными людьми.
Вообще в самом акте создания РДШ много странностей, которые не поддаются простому логическому объяснению, в связи с этим возникло и продолжает возникать множество вопросов. В официальном названии зафиксированы сразу две организационно-правовые формы: организация и движение. Почему? Что же это на самом деле? Зачем, для чего нужна была такая двойственность? Чтобы осмыслить это явление, стоит проанализировать по крайней мере то, что на данный момент доступно для анализа. Для начала напомним хронологию событий и те странности (назовем их пока так), которые были с ними связаны.
Прежде всего, совершенно неожиданно (по крайней мере для огромного числа педагогов, ученых, руководителей существующих детских организаций и объединений, даже правительственных органов) появляется Указ Президента. На вопросы, как и почему возникла такая идея, случайно или намеренно была выбрана дата подписания указа - 29 октября (День рождения комсомола); знал
или не знал Президент, подписывая этот указ, о существовании и масштабах реального российского детского движения, наверное, сможет ответить только он сам. А пока что следует признать как факт, как данность: этот указ всколыхнул волну эмоциональных проявлений отношения людей к детским организациям (прошлым, настоящим и будущим), этим указом открывается новый период развития детского движения в стране.
Реакции, которые последовали за ним, были разнообразны и неоднозначны. В них были надежда и скепсис, радость и возмущение. Собственно говоря, наибольшее беспокойство вызывали два вопроса:
1. Будет ли новая организация похожа на пионерскую? В отдельных публикациях в СМИ, содержащих противоположные эмоции, так прямо и утверждали: «В России возрождается пионерская организация!», «Путин хочет вернуть пионеров» и т. п.
2. Что будет с уже существующими в стране детскими общественными объединениями, организациями, движениями, фактически уже составляющими российское детское движение, которое также можно называть российским движением школьников? Будут ли их учитывать при формировании новой организации? Или же запретят, как когда-то скаутское движение?
Вдохновленные открывающейся возможностью создать в стране новую детско-юношескую организацию, построенную с учетом достижений и ошибок прошлого опыта детского движения, взрослые руководители действующих организаций и движений, ученые - исследователи детского движения, руководители и сотрудники образовательных учреждений, общественные организации гражданского общества, средства массовой информации и просто заинтересованные граждане начали думать и обсуждать возможные варианты, модели, принципы построения и деятельности будущей организации, писать предложения и рекомендации1.
Все ждали если не широкого, то хотя бы какого-то конструктивного обсуждения поступавших предложений и проекта создания новой «общественно-государственной организации», готовились к этому. Но ничего такого в течение пяти месяцев (с момента выхода указа и до срока его исполнения - 31 марта 2015 г.) не последовало, кроме заявлений тогдашнего руководителя Росмоло-дежи С. В. Поспелова о том, что «Российское движение школьников» не будет похоже на пионерскую организацию и предоставит новые возможности всем школьникам для личностного развития. Кроме того, всем деятелям существующего детского движения - и практикам, и ученым-исследователям - недвусмысленно дали понять, что ни в их идеях, ни в их опыте исполнители Указа Президента не нуждаются. Это показалось довольно странным - демонстратив-
1 См., например: Материалы круглого стола «Детско-юношеская организация: выбор курса» о встрече в Общественной палате РФ представителей органов законодательной и исполнительной власти, руководителей действующих детских организаций (пионерской, скаутской, юных путешественников, холдинга «Территория интеллекта», клубов по месту жительства, патриотических клубов), ветеранов пионерской организации, комсомола, исследователей детского движения. 24 декабря 2015 г. URL: http://xn--b1ajbqldndg5b0d2a.xn--p1ai/novosti/news_post/kruglyy-stol-detsko-yunosheskaya-organizatsiya-vybor-kursa Ljcneg (25.05.17).
ный отказ от опоры на прежний опыт и сознательное отстранение носителей этого опыта.
За три дня до назначенного срока, 28 марта 2015 г., состоялся учредительный съезд общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», на котором был утвержден устав, сформированы руководящие органы, приняты организационные решения. Что в этих решениях показалось несколько странным? Прежде всего, структура руководства и персоналии избранных руководителей (космонавт, учительница и популярная телеведущая). Как говорится, «ничего личного», и космонавты могут серьезно и продуктивно заниматься общественной деятельностью, и телеведущие бывают очень полезны, но было очевидно, что эти уважаемые люди просто физически не смогут полноценно руководить создаваемой организацией.
Через месяц на основании распоряжения Правительства РФ (от 21 апреля 2015 г.) в структуре Росмолодежи создается подведомственное федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (Росдетцентр) с целью обеспечения «взаимодействия его представителей, действующих во всех субъектах Российской Федерации, с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», Минобрнауки России, Росмолодежью, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [6]. Появляется новая структура и новое лицо во главе нее -Алиса Крюкова. Фактическое руководство действиями учрежденного «Российского движения школьников» (РДШ) переходит к Росдетцентру, несмотря на то, что этот вид деятельности не значится в его нормативных документах:
«Основными видами деятельности Учреждения, осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, формируемого Федеральным агентством по делам молодежи, является:
1) организация и проведение мероприятий в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
2) организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (далее - организация "Российское движение школьников");
3) координация деятельности организации "Российское движение школьников" с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» [7].
Еще через месяц, как раз 19 мая, ТАСС сообщил: «Глава Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ) космонавт-испытатель Сергей Рязанский объявил в четверг о начале деятельности организации в финале двухдневного съезда Общества, который прошел в стенах Московского государственного универ-
ситета им. М. В. Ломоносова»1. Вот ведь, даже ТАСС немного запутался, назвав РДШ «обществом». Как бы там ни было, но, очевидно, именно с этого момента в существовавшем детском движении возникло новое явление, новое направление, которое по аналогии с другими (например, такими, как: комму-нарство, казачество) можно именовать «школьничество».
В периодизации развития детского движения в стране, обоснованной Т. В. Трухачевой и признанной исследователями детского движения, выделены три основных периода, обусловленных особенностями состояния детского движения. Их обозначения диктуются сущностной доминантой, в качестве которой выступала пионерская организация почти семь десятков лет. Это периоды: «Допионерский» (конец XIX в. - 1924 г.); «Пионерский» (1924-1989); «Постпионерский» (с 90-х гг. XX в. - 2015 г.). Настоящее время ознаменовалось началом создания нового явления в детском движении - «Российского движения школьников», явно претендующего на доминирование в общей картине детского движения и ставящего задачи его координирования. Можно утверждать, что с момента решения о его создании берет начало и новый период в развитии детского движения, который пока еще никем не обозначен. Однако, следуя логике обозначений предыдущих периодов, можно обозначать его как «школьнический» и фиксировать его начало с 2015 г. (с момента издания Указа Президента РФ).
Куда идем мы с РДШом? Пока что широким слоям населения о нем (или о ней? - о движении или об организации?) известно немногое. Тут, вслед за профессором Преображенским, так и хочется спросить: «Во-первых, вы мужчина или женщина?». Действительно, хочется понимать: чем на самом деле является РДШ - организацией или движением? Те, кто непосредственно и довольно продолжительное время причастен к детскому движению в том или ином качестве (руководитель, организатор, методист, исследователь), достаточно давно разобрались и в понятиях, и в самих явлениях. Они-то прекрасно знают:
- чем отличается детское общественное объединение от детской организации и от любого другого детского объединения (образовательного, творческого, досугового и др.);
- чем отличаются общественные, общественно-государственные и государственные организации;
- что детская организация - это не только дети, но и непременно взрослые, которые вместе с детьми действуют, взаимодействуют и выполняют различные «взрослые функции» как внутри организации, так и вне ее.
Большую работу по осмыслению всех этих явлений и определению их обозначающих понятий еще в конце 90-х гг. прошлого века проделала Ассоциация исследователей детского движения, президентом которой со дня ее основания и до конца своей жизни была Людмила Ивановна Швецова - видный государственный деятель. По результатам этой работы был издан словарь-справочник
1 Подробнее см. на сайте ТАСС: URL: http://tass.ru/obschestvo/3297196 Ljcneg (25.05.17).
«Детское движение»1, в котором раскрывается и обосновывается сущность понятий, связанных с детским движением [1; 2]. Однако, как показывает практика, во всем этом до сих пор так и не разобрались те, кто в силу служебных обязанностей, возложенных на них, должен взаимодействовать с детскими организациями. Вот потому-то и возникают такие смысловые коллизии, как организация под названием «движение».
Поскольку документально не выражено четкое представление о том, что это за феномен создан и развивается, то конкретные государственные организации (школы, учреждения дополнительного образования, органы управления образованием) и общественные объединения, организации и движения вынуждены руководствоваться собственным пониманием сущности, способов формирования и деятельности так называемых «первичных отделений РДШ», которые мыслится создавать в школах.
В каких-то школах решили, что в Российском движении школьников должны участвовать все школьники с 1 -го по 11 -й класс и объявили об этом детям и их родителям: «Мы все теперь РДШ!». В других школах поняли так, что теперь все имеющиеся у них в школе детские объединения (в том числе и органы школьного самоуправления, и творческие коллективы, и кружки в структуре ОДОД, и, само собой, общественные организации и объединения) «должны входить» (!) в РДШ. Но также известны школы, в которых отказались от «присоединения» к РДШ на том основании, что у них уже есть хорошо зарекомендовавшие себя действующие общественные объединения.
Создатели этой структуры как-то слишком буквально поняли текст указа и не захотели всерьез, по-взрослому подумать над тем, какой может и должна быть новая детско-юношеская общественно-государственная организация России, ухватившись за название «Российское движение школьников». Неопределенность (двойственность) организационно-правовой формы (движение или организация?) сбивает с толку.
Граждане, страдающие пионерофобией, могут успокоиться. РДШ принципиально отличается от пионерской организации. Прежде всего тем, что пока это никакая не организация. На данном этапе РДШ выглядит как долгосрочный проект-акция, ее основные усилия направлены на привлечение к себе внимания государственных структур, вовлечение все большего числа детей, на приобщение к мероприятиям других общественных и государственных организаций; на выявление лидеров в детской и взрослой среде. На все это тратятся немалые государственные деньги, тогда как работа с большинством реальных детских общественных объединений ведется по-прежнему энтузиастами на общественных началах.
Характерная особенность стартового этапа становления РДШ - это приоритет сетевого взаимодействия и прямого руководства и координирования действий на местах из центра (Росдетцентра). Вся информация доступна только на официальных сайтах и в социальных сетях. РДШ активно действует как сетевая
1 В 1998 г. вышло первое издание словаря-справочника «Детское движение», в 2005 г.- второе, дополненное и переработанное.
структура, виртуальная организация. Мы видим, как с молодежническим задором (характерным для лидеров именно молодежных движений) Росдетцентр «пиарит» свои акции и конкурсы на сайте и в социальных сетях. Чуть ли не каждую неделю награждает победителей в каких-нибудь конкурсах. Новостная лента пестрит информацией о состоявшихся мероприятиях, проведенных «активистами РДШ», чаще всего «совместно» с той или иной общественной или государственной структурой. Очень много фотографий на фоне символики и видеороликов рекламно-пропагандистского характера («Присоединяйся!», «Присылай заявку на участие в конкурсе!», «Опубликуй свой ролик "Что дает мне РДШ"!», «Участвуй в акции!» и др.). Все это выглядит как кипучая деятельность, которую развернуло РДШ с большим охватом «участников». На сайте РДШ приведены официальные цифры - 85 региональных отделений, 250 пилотных школ. Правда, когда читаешь публикуемые на сайте новости, вглядываешься в лица детей на многочисленных фотографиях, часто возникает ощущение чего-то ненастоящего. Как будто все это не отражает жизнь, а изображает ее, имитирует. Примерно так, как в телевизионных рекламных роликах. Разумеется, это относится не ко всем «новостям». Там, где представлены крупные мероприятия, организованные самим Росдетцентром в Москве, настроение совсем другое. Стратегия РДШ пока не вполне прозрачна, зато хорошо видна тактика действий. Пожалуй, даже и не самих действий, а тактика представления информации о действиях.
Достижения. Однако необходимо обратить внимание на явно позитивные особенности нового явления. Прежде всего, следует отметить заинтересованность представителей власти различного уровня и первых лиц различных государственных структур. Вот министр образования высказывается в прессе об РДШ, участвует в форуме, где обсуждаются вопросы, связанные с РДШ. Вот губернатор Санкт-Петербурга принимает в Смольном представителей РДШ. Вот другие государственные деятели в чем-то участвуют, что-то вручают. Очень важной особенностью и новшеством является то, что впервые для руководства и обеспечения развития РДШ специально создано государственное (бюджетное) учреждение - ФГБУ «Росдетцентр». Это существенно отличает РДШ от всего того, что в детском движении существовало прежде. Директор Росдетцентра лично проявляет высочайшую степень активности во взаимодействии как с различными государственными и общественными структурами, призванными обеспечивать деятельность РДШ, так и непосредственно со школьниками.
И еще одна особенность РДШ обращает на себя внимание. Это активное медийное сопровождение в социальных сетях и сети Интернет, прямые контакты школьников с руководством РДШ (демонстрирующим абсолютную открытость и доступность), с представителями других школ, других территорий. Это возможность интерактивного взаимодействия, возможность самопрезентации, самовыражения для любого желающего школьника. Все это характеризует РДШ как действительно новое явление, мало похожее на все те формы организации детского движения, которые существовали прежде.
Проблемы и противоречия. Однако если поглубже проанализировать те основания, на которых уже сейчас выстраивается будущее российское движение школьников, то далеко не все здесь кажется продуманным, обоснованным и оправданным. Прежде всего, это касается самого образа организации.
1. Обезличенность образа. Человек - подросток, юноша, взрослый, вступая в организацию или участвуя в общественном движении, обретает новый статус, он становится кем-то еще, кроме того, что он школьник, студент, рабочий или служащий. Он делает личный выбор и становится скаутом, октябренком, пионером, комсомольцем, коммунистом, волонтером и т. п. Мудрые создатели общественных организаций и движений начинали именно с вопроса о том, как называть члена организации. Есть два пути: либо название организации образуется от наименования ее членов (пионер - пионерская организация), либо, тех, кто состоит в организации, именуют по ее названию (комсомол - комсомолец). Найти такое слово, символическое понятие, которое было бы благозвучным и привлекательным для участников, - очень трудная задача. Но решать ее необходимо. К сожалению, далеко не все детские общественные объединения, преобразовавшиеся и вновь созданные после трансформирования единой пионерской организации, смогли решить эту задачу. Многие и не пытались даже. Придумав красивые наименования своим детским общественным объединениям, руководители не подумали о том, как будут называться дети, в них входящие. И если этого не делает сама организация, то это сделает народ, так, как сочтет для себя удобным. Хотим мы этого или не хотим, но так устроен наш язык.
«Российское движение школьников», активно использующее аббревиатуру РДШ, уже столкнулось с этой проблемой. Школьники вступили в РДШ, кто они теперь? РДШовцы? Все чаще именно это наименование можно услышать от людей, даже близких к РДШ. Однако вряд ли его можно считать благозвучным и привлекательным, потому что на слух в нем доминируют «овцы», порождая, хотя и не лишенные смысла, но ненужные для нового движения метафоры. РДШисты? Тоже неблагозвучно, к этому просится неприятная рифма. РДШата? Как-то уничижительно... Примечательно, что об этом стали думать люди, вовсе не причастные к детскому движению. В социальных сетях появляются комментарии типа: «Раньше были пионеры, а теперь - школотьеры!» Одним словом, есть проблема, которую надо решать, как можно скорее, пока окончательно к участникам нового движения не приклеился какой-нибудь несимпатичный ярлычок. Однако это взгляд со стороны, обусловленный определенными ожиданиями в связи с появлением в социально-педагогической действительности нового субъекта, тем более в масштабах государства и при его участии.
2. Бюрократический устав, не отвечающий жизненным реалиям и потребностям. Безусловно, это чисто юридический документ, который необходим для государственной регистрации организации как юридического лица. Но ни в коей мере этот устав не предназначен для детей и попросту не годится для них. На 36 страницах в строго бюрократическом стиле обстоятельно излагаются пункты (параграфы) девяти разделов. Из них школьнику-подростку могут быть понятны, пожалуй, только те, в которых говорится о том, что в «Органи-
зацию» принимаются на основании личного заявления граждане, достигшие 8 лет (4.2) и что «Организация может иметь символику, в том числе гимн, герб, эмблемы, флаги, вымпелы и иные средства индивидуализации. Символика Организации одновременно является символикой ее структурных подразделений. Региональные, местные и первичные отделения Организации не вправе иметь собственную символику, отличную от символики Организации» (1.5).
В уставе и во всех учредительных документах речь идет об организации, однако фактическая деятельность выстраивается пока только как движение и именно как движение подается на официальном сайте. Таким образом, существует противоречие между заявленным в уставе образом «Организации» (фиксированное членство, структура, собрания) и фактическим вовлечением школьников (индивидуально) через регистрацию на сайте в «Движение».
3. Аморфность структуры организации. Выстроены только верхние этажи органов, состоящих из взрослых. Что касается самих школьников, то предполагается создание так называемых первичных организаций, до которых пока дело не дошло. Судя по новостной информации, различаются две категории школьников: активисты РДШ (иногда - «команда активистов») и участники РДШ. Ни о каких структурных единицах на уровне школ внятной информации найти не удается. Только общие цифры количества «участников». (Оставим пока за скобками явное стремление «приобщить» к РДШ уже существующие успешные детские объединения и организации, каждое такое объединение вправе самостоятельно решить, становиться ли ему в ряды РДШ или нет.)
Складывается впечатление, что в школах педагоги и администрация могут и не знать о том, что среди учащихся есть «участники РДШ», поскольку привлечение детей осуществляется через сайт и предполагает вариант «независимого» присоединения к «Движению». Читаем на сайте: «Для того, чтобы присоединиться к движению, прежде всего, требуется твое желание. Ты можешь обратиться к педагогу-организатору, который подскажет тебе, каким образом принять участие в мероприятиях по направлениям нашего Движения. Либо регистрируйся на нашем сайте и принимай участие в наших конкурсах» [8].
И вновь обнаруживается явное противоречие между сформулированным в уставе порядком, согласно которому можно стать участником «Движения» после достижения 8 лет (личное заявление, собрание, протокол, утверждение), и теми способами «присоединения», которые предлагаются на сайте РДШ.
Возрастные границы организации раздвинуть легко. Трудно обеспечить соответствие деятельности различным возрастным особенностям детей. Напомним, что в начале своего пути пионерская организация также была детско-юношеская (от 10 до 18 лет). Лишь в 1927 г. одной из мер преодоления кризиса организации, проявившегося в те годы, стало установление более компактных возрастных границ - юноши и девушки вышли из организации [13].
Широта возрастных границ организации, в которую, как предполагается, добровольно будут вступать дети (от 8 лет), подростки и юношество, обладающие принципиально различающимися возрастными особенностями, требует учета этого обстоятельства при строительстве организации. Отсюда понятно, что ее структура (как организационная, так и содержательная, и методическая)
должна быть выстроена ступенчато по возрастным категориям участников. Возможны варианты дифференциации: 1) на личностном уровне, 2) на групповом, 3) и на личностном, и на групповом.
4. Неопределенность роли и функций взрослых. Что касается положения взрослых в РДШ, то на данном этапе актуальный вопрос «подбора и расстановки кадров» решается административным путем через органы управления образованием - назначаются координаторы разных уровней, вносятся поправки в должностные обязанности педагогов-организаторов и старших вожатых, на которых возлагается ответственность. Однако их личный статус в «Движении» пока не ясен.
Учредить детскую организацию не так уж трудно. Трудно обеспечить ее нормальное функционирование и развитие, а именно:
- сделать понятной, привлекательной для детей;
- не допускать формализма и показухи;
- обеспечить кадрами взрослых, соответствующим образом подготовленных руководителей;
- выработать оптимальную стратегию и тактику ее деятельности;
- обеспечить реализацию в полной мере ее объективных социальных потенциалов, ее развивающие и воспитательные эффекты;
- укрепить ее социальный статус, соответствующий возможностям.
Для всего этого нужны специалисты, профессионалы. Хорошо подготовленные зрелые взрослые люди разных профессий и категорий: педагоги-вожатые для непосредственной работы с детьми; методисты-методологи и методисты-технологи, способные осуществлять методическое обеспечение работы вожатых и деятельности детских коллективов; управленцы-менеджеры для координации, правового регулирования и установления необходимых связей и отношений с государственными и общественными структурами.
В связи с этим начинать надо не с подготовки вожатых, которой сейчас озаботились отдельные педагогические вузы. Первоочередная задача - подготовка методистов и организаторов детского движения, которые будут на местах решать организационно-содержательные вопросы подготовки вожатых и непосредственно ее осуществлять.
Заключение. Возможно, что обозначенные противоречия - это издержки становления, и со временем все они будут разрешены. Но позиция демонстративного отрицания предшествующего опыта детского движения вряд ли позволит избежать проблем, которые уже сейчас начинают обнаруживаться. Минувший год для РДШ был условно экспериментальным, для чего и были определены в качестве «пилотных» 250 школ. Вероятно, следует ожидать, что в ближайшее время будет предпринят какой-то анализ «опытно-экспериментальной работы» и сделаны конструктивные выводы. Какой бы ни был избран путь дальнейшего становления «Российского движения школьников», в любом случае те уроки, которые можно извлечь из достижений и ошибок детского движения в стране, непременно нужно помнить и учитывать.
Фото 5. Открытая дискуссия «Развитие детского движения: между прошлым и будущим. Санкт-Петербург, 20 мая 2017 г.
Список литературы
1. Детское движение: Словарь-справочник / Ред.-сост. Т. В. Трухачева. М.; Минск,
1998.
2. Детское движение: Словарь-справочник / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005.
3. Ивойлова И. Дело учителей // Российская газета - Столичный выпуск № 7222 (56). 2017. 16 марта. URL: https://rg.ru/2017/03/16/kak-zashchitit-pedagoga-ot-kliauzy-v-socsetiah.html (дата обращения 20.05.2017).
4. Краткий словарь философских терминов. URL: nenuda.ru>краткий-словарь-философских-терминов.Ыт1 _(дата обращения 27.05.2017).
5. Международный союз детских общественных объединений СПО-ФДО «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». Официальный сайт. URL: http://www.upo-fco.ru/ (дата обращения 29.05.2017).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2015 года.
7. Росмолодежь. Официальный сайт. URL: https://fadm.gov.ru/agency/structure/organizations/5 (дата обращения 29.05.2017).
8. Российское движение школьников. Официальный сайт. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (дата обрашения 29.05.2017)
9. Снегирев Ю. Бабаевские тысячи // Российская газета - Неделя № 7215 (49). 2017. 8 марта. URL: https://rg.ru/2017/03/08/reg-szfo/posle-samoubijstva-shkolnika-v-babaevo-ego-uchitelia-podvergli-travle.html (дата обращения 20.05.2017).
10. Политика и ее особая роль в жизнедеятельности общества. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politika.html (дата обращения 29.05.2017).
11. Понятие и сущность идеологии. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ideologiya.html (дата обращения 29.05.2017).
12. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"».
13. Честное пионерское, или Уроки истории (Очерки истории детско-юношеского движения в России) // Вожатый. 1990. № 1, 2, 4-8, 10-12. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/chp.htm (дата обращения 29.05.2017).