СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Трухачева Тамара Викторовна
кандидат педагогических наук Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва,
ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
В статье рассматривается процесс трансформации детской общественной организации (пионерской) в многочисленные детские формирования в постсоветский период. Выделяются, характеризующие детское общественное движение в постпионерский период, особенности. Акцентируется внимание на значимости Указа Президента РФ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Обсуждаются проблемы становления нового детского-юношеского формирования, развития общественного детского движения в стране.
Ключевые слова: пионерская организация, постпионерский период, детские общественные объединения, Российское движение школьников, трансформации организованной общественной жизни детей.
Д
эяько, сКо
о 100-летия значимого события в общественной жизни детей - 19 мая .2022 года - осталось пять лет. Ровно столько, сколько (как правило) и продолжается дорога ребенка, подростка в рядах детского сообщества. Наверняка, кто станет в этом году членом организации, объединения, движения спустя пять лет станет вспоминать момент торжественного обещания (если в той организации, где он числится, есть такая процедура), торжественного посвящения (если такой вариант принят там, где он оказался) или беседу с ним (с ней) старшего - руководителя, организатора, координатора сообщества, в составе которого он был эти минувшие годы. Скорее всего, независимо от профиля деятельности объединения, придут поздравить виновников торжества старые пионеры из минувшего в историю прошлого века (скорее всего их попрежнему будут называть ветеранами). А еще и родители, педагоги, повзрослевшие ребята из сообщества.
Речь о событии, название которого нынче нам неизвестно. Но сомневаться в том, что это будет событие сомневаться не приходиться. Во-первых, потому, что у наших детей не так и много своих праздников, а во-вторых, потому, что нынешние дети имеют право создавать свои ассоциации и проводить мирные демонстрации в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, признанной нашей страной (в Российском движении школьников эта норма записана в Уставе). Пока трудно представить сценарий этого торжества, но наверняка не обойдется без духовых оркестров и барабанного боя, красивых стройных маршей по площадям городов и поселений, без приветствия с борта космического корабля. Хотя нельзя исключать и вариант красивого шоу «Точь в точь» как в пионерские времена. С участием в нем представителей «Синей птицы». Опыт - то нынче в этом есть, но не об этом речь.
Поразмышлять хотелось бы о состоянии современного детского движения. До обозначенной даты еще пять лет. А предшествие, как известно, вместит целых 99 лет. Хотя... Вдруг найдутся та-
кие, кто начнет отсчет не с 1922-го, а с 2014-го? Но верить в это как-то не хочется.
I
Для начала достаточно условно выделим два разных периода в истории общественной жизни детей.
Пионерский 1922-1990 годы и Постпионерский 1991-2017 (2022). Обратим ваше внимание читатель на то, что возникновение СНГ и начало постпионерского периода несколько не совпадают по датам. Это не случайность и не ошибка. Кардинальные перемены в своей организации первыми начали пионеры. Еще в существовавшем в ту пору СССР. Вполне самостоятельно. На своем Всесоюзном слете в Артеке. Именно на нем произошла трансформация (определение Ассоциации исследователей детского движения) Всесоюзной дважды ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина в международный Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций (сокращенно СПО-ФДО). Процесс был инициативным.
Стремление к переменам в жизни организации шло от детей. Свидетельством тому выступали многочисленные письма в газету «Пионерская правда». Их авторы остро чувствовали расхождение между утверждением взрослых «Вы - хозяева в своей организации» и реальным педагогическим прессингом. Один из действующих много лет принципов признавал инициативу и самодеятельность пионеров, но лишь в сочетании с педагогическим руководством.
Значительная часть взрослых разделяла надежды детей. Разделял их Центральный Совет пионерской организации, который в преддверии слета в Артеке организовал всесоюзную дискуссию, научную конференцию, большое исследование среди детей, направленное на изучение их отношения к своему пребыванию в рядах пионерской организации (руководила исследованием Э.С. Соколова) [6]. Председателем в ту пору был Игорь Николаевич Никитин, настоящий инициатор ее перестройки [4].
© Трухачева Т.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
187
Суть трансформации: отказ от политического ориентира; отказ от прежнего всесоюзного статуса и расширение рамок вновь образованного союза до международного; отказ от практики назначения председателя организации, обеспечивающей руководство пионерами и переход к демократическим выборам, осуществленным непосредственно на том самом историческом слете.
Пионерский период вместил участие детей в ликвидации неграмотности, создании форпостов в школах, участие (как это ни горько осознавать) в Великой Отечественной войне, в восстановлении разрушенного войной хозяйства и движении «Украсим Родину садами», в создании истории своего Отечества, в организации дружбы детей самых разных стран мира и сборе посылок для корабля образования во Вьетнам... И эти (а здесь названа лишь малая толика) действия были официально признаны государством. Пионерская организация заслуженно имела высшие государственные награды - два ордена Ленина, орден Дружбы народов. И отдельные ребята имели награды. Те, что умели трудиться и умели защищать Родину. Об этой истории написаны книжки, созданы фильмы и телепередачи.
Безусловно, история этой детской самодеятельной коммунистической организации вместила формализм, и всеохватность, увлечение «барабанным боем», педагогический прессинг со стороны учителей. И об этих недостатках тоже сняты фильмы и написаны книжки. До сих пор процесс и результат создания и деятельности такого института в детской среде как многомиллионная пионерская организация вызывает интерес историков и политологов, педагогов и философов, социологов и управленцев.
II
Но на этот раз мы сосредоточимся на другом историческом отрезке. Не менее интересном. На постпионерском. Его начало практически совпало с трансформацией нашего государства Союза Советских Социалистических Республик в Союз независимых государств, особое место в составе которого заняла Россия. По существу с этого времени начинается история другой организации, масштабы и пространство деятельности которой сократились. Однако дело не только и не столько в масштабах.
Так случилось, что инициативная трансформация, происшедшая на X Всесоюзном слете в Артеке, не была осмыслена в полном ее объеме не только самой организацией - пионерами, вожатыми, методистами, журналистами, но и ее руководством в лице союза молодежи. Не была она осмыслена и партией. Произошли перемены на государственном уровне. На месте СССР возникло несколько самостоятельных государств. На повестке дня ока-
зались слишком серьезные проблемы, в решение которых были втянуты государства. И тут, как говорится, было не до пионеров. И если у коммунистической партии объявился правопреемник в лице Российской компартии, у комсомола - в лице Российского союза молодежи, у Всесоюзной пионерской правопреемником был избран статус международной организации, в состав которой вошли далеко не все региональные детские организации и не все зарубежные, прежде состоявшие во всесоюзной. Создалась ситуация, когда обыкновенным вожатым, сохранившим верность своей профессии, идти за помощью и советом было не к кому.
Реформы пришли не только в школы, но и во внешкольные учреждения, в СМИ. Объединения, имевшие политическую окрашенность, (в соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина) были выведены из государственных учреждений и ведомств (пионерская организация многими общественными и государственными деятелями была отнесена к таким именно формированиям). Государство начало осваивать и вводить непривычные ранее законодательные нормы, соглашаясь и поддерживая международные и устанавливая свои. Детские объединения в соответствии с этими нормами, были отнесены к таковым в соответствии с принятым законом РФ «Об общественных объединениях».
Руководители школ выбирали для себя разный вариант ответа на вопрос «Как быть с пионерской организацией?» Одни сразу переориентировались на решение образовательных задач, следуя рекомендациям Министерства образования, другие искали пути сохранения опыта и традиций организации в рамках школы. В целом вожатые, методисты внешкольных учреждений, руководители школ, школ-интернатов и детских домов, пионерские журналисты до конца не осознавали сущность перемен, происшедших в Артеке и перемен, происходящих в государстве на законодательном уровне.
Очень живо было устойчивое представление «государство должно». И в Законе РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» поначалу далеко не все заметили это. То, что поддержка не равна повседневному обеспечению, и будет оказываться далеко не всем, а лишь тем, что имеют юридический адрес, а еще и социальный проект, представляющий интерес для взрослых. Перед взрослыми руководителями существовавших и вновь созданных отрядов, дружин, союзов, клубов, ассоциаций реально встал вопрос «Кто мы? Какой институт?» Взрослые, причастные к детской организации, впервые вынуждены были обращаться к Закону РФ «Об общественных объединениях», к международной Конвенции о правах ребенка, ратифицированной нашей страной. На повестке дня было вынужденное самоопределение.
Руководители школ, стали активно размышлять над тем, нужно ли иметь общественное объединение, если все чаще в средствах массовой информации утверждалось, что воспитание первостепенная задача семьи? Стоит ли оставлять ставку вожатого в прежнем функционале или скорректировать функционал? Ведь пионеры теперь не все. Одновременно были родители, которые сразу и однозначно не приняли «отмену» воспитания в школе и направили свои усилия на помощь детям и создание каких-то сообществ, удовлетворяющих интересы ребят и позволяющих направлять инициативу подростков в нужное русло. Процесс этот был психологически и эмоционально сложным. Но в нем были свои положительные моменты. Впервые дети получили право выбирать то объединение, которое соответствовало их интересам, то, в котором были друзья, то, которым руководил известный вожатый. Выбирать деятельность, которой объединение занималось. Создавать свой авторский проект. Начал обновляться корпус взрослых организаторов, вожатых, координаторов. К детям стали приходить взрослые по собственному велению. Потихоньку осваивались технологии социального проектирования. В жизнь нового общественного института в детской среде входили ранее неизвестные вожатым, организаторам, инструкторам понятия. А вместе с ними - новая практика. Практика детского движения.
Разработкой таких актуальных проблем, как проникновение в сущность новых понятий - общественная организация, общественное движение, общественный статус, организационные принципы обустройства общественной организации, государственная поддержка, социальный проект и занялась Ассоциация исследователей детского движения. При этом становление нового детского движения в обществе и государстве происходило стихийно. И само оно представляло довольно пеструю картину. Сохраняли свою деятельность во многих местах пионерские дружины. Возникали в качестве самостоятельных объединения экологические, патриотические, спортивные, национальные и другие масштабные и не очень сообщества. Возрождались скаутские организации. Одни формирования насчитывали десятки участников, другие сотни. Одни сохранили в качестве основной базы школу, другие вышли за ее границы: в учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства (там, где такие были), в иные организации. Одним помогал, оставивший в силу разных причин свою работу, бывший вожатый, а к другим пришел кто-то из родителей. Медленно, но верно приходило осознание нового. Менялись директора школ. Добровольно брали на себя ответственность новые взрослые.
Органы власти реагировали на ситуацию в детской среде по-разному. В Белгородской области
был принят подробный план поддержки детского движения. В Омской заботу о взаимодействии с детскими объединениями взял на себя Дворец творчества. В Костромской области была объявлена региональная акция, получившая название «Губернская экспедиция», по итогам которой материалы представлялись специальному совету при губернаторе. Ставропольский край сосредоточился на возрождении казачества, разработке документов в этом направлении. В Санкт-Петербурге к детям обратились почетные граждане и известные всему городу люди Д. Лихачев, К. Лавров и др. Ребята включились в подготовку к 300-летию города. А итогом этой замечательной акции стало создание Союза юных петербуржцев. В Москве было принято Постановление Правительства, создававшее возможности для системной поддержки нового детского движения. Предусматривались: организация специальных центров взаимодействия не только на базе системы образования, но и на базе Департамента семейной и молодежной политики, организация специального научно-методического центра Дома детских общественных организаций и специальной структуры - координационного совета по государственной поддержке развития детского движения при заместителе мэра столицы.
Новая практика позволила перейти к другому этапу. Самоутверждению отдельных объединений среди других, действующих в своем городе, районе, среди коллег, а также среди детей, которые узнавали от друзей, родителей о скаутах и экологах, о юных путешественниках и пионерах, о краеведах и защитниках животных и могли (если было желание) включиться в их состав. Постепенно создавалась и новая практика взаимодействия: встречи по интересам, клубные встречи.
На этом этапе особо следует отметить встречи с государственными деятелями.
Первая состоялась в стенах Государственной Думы в дни празднования 75-летия пионерской организации (1997 г.). Приглашенным на эту встречу взрослым были высказаны слова благодарности за работу с детьми. Их произнес Г.Н. Селезнев, председатель Думы. Некоторые из приглашенных выступили. Звучали и пионерские и комсомольские песни. Последействия не последовало.
Вторая - в стенах той же Государственной Думы состоялась с ее председателем С.Е. Нарышкиным. Участники - представители разных детских общественных организаций - взрослые и дети (2012 г.). В центре диалога - законодательство в области общественной жизни детей. Одним из результатов этой встречи стали Парламентские слушания, в которых приняли участие и выступили с обращением к органам власти дети - представители общественных организаций. По итогам слушаний были приняты обстоятельные рекомендации и выпущен сборник [7].
Определенное внимание уделила этой проблеме и Общественная палата России. Поводом послужило письмо организаторов детских объединений Чечни, в котором предлагалось создать в России детскую организацию имени А. Кадырова. Обсуждали эту инициативу представители экспертного сообщества исследователей детского движения.
На межрегиональном уровне возникла инициатива организации форумов взрослых под общим название «Ответственный выбор». В центре их внимания были актуальные проблемы самих взрослых. Осознание статуса внутри детского сообщества, статуса среди коллег и единомышленников, статуса в органах власти и общественных объединениях взрослых, статуса в среде родителей детей. Технологии разработки проектов и программ и пути их реализации на практике. Результаты деятельности общественных объединений детей и др. Один из форумов (Кострома-2014) завершился созданием рабочей группы, содействующей деловому и творческому взаимодействию. В состав группы вошли руководители детских организаций из Омска, Томска, Рязани, Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга. Руководителем группы была избрана Надежда Аленина (Москва) [5].
Определенное влияние на становление и развитие нового детского движения оказали, как уже отмечалось, появление новых структурных образований в государственной сфере, деятельность опытных руководителей региональных союзов, федераций, организаций детского движения. Но не только. Имела значение и деятельность Ассоциации исследователей детского движения, обосновавшей в этот период самые актуальные, абсолютно новые для этого периода проблемы. К ним следует отнести, прежде всего, такие как: место, миссия, сущность этого социального явления в государстве и обществе; организационные и сущностные основы общественной жизни детей; возможности взаимодействия с образовательными учреждениями и ведомствами; роль и позицию взрослых в детских сообществах; воспитательный результат участия детей и подростков в общественной жизни [3]. Имело значение распространение новых знаний в среде взрослых, причастных к детским сообществам. Выпуск первого в истории детского движения словаря-справочника [1; 2], обоснование нового знания о новом явлении (его назвали социокинетикой), а также разработка ряда идей в части взаимодействия этих объединений с государственными и общественными объединениями взрослых.
Таким образом, можно сказать, что к признакам постпионерского периода следует отнести:
- Продолжение деятельности пионерских организаций в целом ряде регионов России;
- Становление новых разновозрастных, разномасштабных объединений, удовлетворяющие
разнообразные интересы ребят и возглавивших их новых взрослых;
- Возрождение скаутских организаций;
- Разработку авторских, созданных самими подростками при консультативной поддержке взрослых социальных проектов и программ - новую практику;
- Создание органами власти центров по повышению уровня компетентности взрослых организаторов детских объединений: Татарстан, Москва, Дагестан, Удмуртия, Нижний Новгород и др.;
- Становление добровольческого корпуса вожатых, инструкторов из числа родителей детей, их старших товарищей;
- Становление добровольческого корпуса исследователей детского движения;
- Развитие движения инструктивных инициативных сборов действующих объединений (организаторов коммунарских, пионерских сборов и др.) при поддержке директоров школ или действующих центров.
Наблюдения и многочисленные беседы с взрослыми вожатыми, организаторами, методистами дают основание для вывода, что пришло осознание ими становления нового детского движения России. Этот вывод был подтвержден на общественных слушаниях в Государственной Думе, состоявшихся в декабре 2012 года «Состояние детского движения в России и перспективы его развития» [7].
При этом у определенной части взрослых сохранялось предложение о создании единой организации (предложение космонавтов - организации имени Ю. Гагарина, уже названное предложение из Чечни - организации имени А. Кадырова, предложение полковника А. Бигуса - организации «Юная гвардия» и др.)
Что в сложившейся ситуации в пространстве нового детского движения беспокоило организаторов? Таких вопросов было немало. Отсутствие специальной литературы, позволяющей получать необходимые ответы на актуальные вопросы, связанные с развитием детского движения. Неопределенность с развитием его базы. Отсутствие органа управления на федеральном уровне и другие. Но все-таки более всего обретение юридического адреса, которое, в свою очередь предполагало наличие в организации специалиста бухгалтера. Резкое снижение численности официально зарегистрированных первичных объединений, появление добровольцев в роли вожатых, организаторов, руководителей, расширение мест базирования, настроение родителей, отсутствие необходимого опыта и другие обстоятельства не позволяли выполнить требование Закона РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и абсолютное большинство вновь созданных и уже действующих детских
объединений оказывались без государственной поддержки и не могли на нее ориентироваться. Обмен мнениями взрослых организаторов и руководителей детских объединений периодически сводился к одному предложению - жизнь требует изменения статуса детского сообщества. Перехода от общественного к общественно-государственному. Следует честно признать при этом, что каждый предлагающий вкладывал свой смысл в это новое понятие, в содержание этого статуса.
У многих взрослых непосредственно и опосредованно причастных к детскому общественному движению, были ощущения ожидания (предчувствия), связанные с изменением сложившейся и складывающейся ситуации в детском движении. Одним казалось, что следует возродить единую организацию, другим - сохранить новое детское движение, придав ему новый статус, позволяющий обеспечить более активную поддержку со стороны государства. Проблема находила отражение в письмах родителей, которые направлялись бывшим руководителям пионерской организации, в дискуссиях в Общественной палате, на страницах прессы.
III
И действительно, будто услышал Президент РФ В.В. Путин предложения практиков.
В октябре 2014 года появился Указ Президента РФ, в соответствии с которым объявлялось создание Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации, а именно - «Российского движения школьников». Цель? Содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [8].
По существу Указ, во-первых, ответил на ожидания, причастных к детским сообществам взрослых, а во-вторых, выступил основанием для новой трансформации в организации общественной жизни детей.
Одновременно Указ означал официальное признание движения, как наиболее демократичной формы существования объединений детей и подростков в обществе. При этом были широко обозначены возрастные границы участников - движение детско-юношеское. Открылась реальная возможность более конкретной поддержки не только со стороны отдельных органов государственной власти, но и со стороны Правительства РФ (средства предусматриваются в бюджете), которому было дано соответствующее поручение Президента РФ. Впервые был официально представлен высший орган управления движением - съезд и постоянно-действующий руководящий орган - координационный совет. Прежде в истории общественной жизни детей и подростков такого уровня демократии не было.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством были определены учредители движения, в числе которых общественные организации взрослых, государственное ведомство (Федеральное агентство по делам молодежи), физические лица - ректор университета, директор школы, председатель международного союза детских организаций. Их права и обязанности определены в Уставе.
В соответствии с Указом активизировалась научно-методическая поддержка деятельности движения. Специалистами московского педагогического государственного университета разработаны рекомендации, адресованные вожатым.
Еще не прошло достаточно времени для того, чтобы всерьез делать выводы об этом новом явлении в общественной жизни детей. Но наблюдения, встречи и беседы с взрослыми участниками нового движения, обращение к опыту пионерской организации, исследовательский интерес к проблеме вызывают потребность в размышлениях о выборе оптимальных путей реализации Указа Президента РФ в практике. Размышления эти более всего относятся к ответственным организаторам движения и к документу, регулирующему деятельность Российского движения школьников [9].
Каждому вожатому, организатору, руководителю объединения известно, что участие в движении, в организации, в союзе международного, общероссийского (федерального), регионального статуса, входит в жизнь ребенка в процессе деятельности, выполнения поручения, проявления инициативы в местном (первичном) сообществе. Именно это сообщество дает ему реальную возможность пережить вместе с товарищами радость от удачно осуществленного проекта, общей победы в художественно или литературном конкурсе, в спортивных соревнованиях на туристском слете и т.д.
В связи с этим, обращаясь к Уставу, хочется понять, почему, если есть ребята и взрослый, который их объединил, есть замыслы, как действовать, нужно отправляться в регион и согласовывать эту инициативу с координационным советом, если в соответствии с Конвенцией о правах ребенка они имеют право это делать.
Возрастной статус движения - детско-юношеское. Но есть указание на то, что речь о школьниках. А наибольшую привлекательность и интерес участие в объединении со сверстниками как свидетельствует практика, вызывает у детей и подростков в возрасте 10-14 лет. С 14, как известно, в соответствии с нашим законодательством, ребенок имеет право вступать в молодежную организацию (а теперь все чаще раздаются предложения о вступлении в этом возрасте и в политическую партию). То есть в рядах движения, имеющего всероссийский масштаб, ребенок может быть 3-4 года. Это время его активных действий. Обращаемся к Уставу. «Общее собрание местного отделения Организации созыва-
ется местным штабом один раз в три года». Такое положение лишает ребят общения. А некоторых просто обрекает на то, что они не смогут побывать ни на одном собрании своего отделения. Вступил, а собрание уже было. За эти годы пока состоял, не успели подготовить другое. Где станут они слушать друг друга? Делиться своими впечатлениями? Если мы хотим, чтобы они говорили, думали, спорили об этих самых ценностях и о воспитании, за которое они стали ответственными наравне с государственными органами. Это дети. Определять приоритеты они могут и должны здесь и сейчас. Зачем ждать три года? И эта жесткая норма могла бы быть смягчена.
Очень важное положение Устава: «Организация имеет право ... участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным Законом «Об общественных объединениях» и другими законами». Прежде у ребят не было такого права. Совершенно очевидно, что в связи с этим нужна процедура этого участия. От того, в каких именно решениях они имеют право участвовать до того, каким образом и кто вправе их приглашать, как следует вести диалог с представителями органов власти.
Об учредителях. Это одно из новых положений. Трудно согласиться с тем, что учредители и участники имеют равные права и обязанности (не секрет, что участники и учредители представляют разные «весовые» категории в государстве и обществе), не радует, что никто из них не несет ответственности за развитие движения школьников. Но не очень понятно почему все учредители имеют к детско-юношескому движению школьников лишь опосредованное отношение, и нет среди них тех, кто непосредственно связан с детскими сообществами. Думается было бы справедливым включение в этот список межрегиональной группы взрослых организаторов, вожатых, руководителей объединений, движений организаций. Это тем более важно, что самих детей - непосредственных участников - там тоже нет. Учредитель - государственное ведомство, это одна ответственность, а общественные структуры - другая. Оправдано конкретизировать меру прав и обязанностей не только организаций, но и физических лиц. Это позволило бы взрослым непосредственно причастным к детским сообществам яснее понять их роль и, по возможности, установить с ними диалоговые отношения. С другой стороны, уточнение этого положения позволило бы и в регионах подойти несколько по иному к определению состава учредителей и их функционалу.
Часть актуальных вопросов имеющих важное значение для детско-юношеского движения, документ обходит молчанием.
В документе сформулированы новые принципы. Самоуправление. Добровольность участия. Равноправие. Законность. Гласность.
Если добровольность участия совершенно очевидно относится к участникам, т.е. к детям, то, какое отношение к детям имеют другие, ясности нет. Может быть это для взрослых, непосредственно причастных к детским сообществам? В прежнем опыте пионерской организации таких принципов не было. Трудно найти их в деятельности современных действующих формирований. Это исходные положения. И им необходима внятная трактовка.
Особого разъяснения требует присущая российскому обществу система ценностей. Содействовать их формированию (после внятного разъяснения) участники движения, скорее всего, могли бы (при наличии подготовленного корпуса руководителей местных организаций), а вот с содействием совершенствованию государственной политики движение школьников вряд ли справиться. Очевидно, цель здесь все-таки завышена. Кстати это положение повторяется и в определении предмета деятельности.
Расширение возрастных границ участников движения не решает кадровую проблему. Юноши уже не дети, но и не взрослые. Детям нужен взрослый в роли организатора, руководителя, консультанта. И этому взрослому необходим в детском сообществе статус. Кстати, уместно вспомнить, что существенным для трансформации всесоюзной пионерской организации было отсутствие кадра вожатых в первичных (местных) организациях. Притом, что примеры, когда эту роль брали на себя активные педагоги, были, системой это не стало. Да и там где примеры осуществлялись, педагогический прессинг присутствовал. Сложно классному руководителю было отделить, где он классный, а где вожатый отряда. Новый Устав тоже не дает ответа на этот вопрос. Но в полной мере движение школьников без внятного представления о непосредственном руководителе местного отделения, его функциях и разработанной для этой категории системы признания и оценки деятельности, невозможно. Будет псевдодвижение. И думать над этим надо серьезно. Сейчас везде стандарт. Но тут случай особый. Общественно-государственное формирование детей. Иные более демократичные подходы нужны.
Любой общественной организации сегодня развиваться в обществе непросто. Нужны партнеры. Притом надежные. Искать их следует, прежде всего, среди родителей.
Думается, что митинги, демонстрации, шествия и пикетирования дети и юноши вправе проводить лишь мирные. На это указано и в Конвенции о правах ребенка. Следовало бы это уточнить в действующем Уставе РДШ
Таким образом, реализация Указа Президента РФ дело ответственное. Как ответственен и процесс организации общественной жизни детей. Речь идет о том, каким станет будущее нашей страны.
А еще и о том, кто за него ответственен. Федеральное агентство по делам молодежи. Но может быть ответственность с ним могут разделить непосредственные организаторы первичных организаций? Мне представляется, что ответственные должны быть ближе к детям. Сейчас они, вожатые, инструкторы, организаторы ответственными не значатся.
Дети это часть нашего народа, которая не готовится жить, как утверждалось раньше, а живет здесь и сейчас. Они могут быть участниками формирований, могут высказывать свое мнение, иметь свои убеждения сегодня. Это реально и существует в практике. В чем проблема? В том, что у детей и юношей должен быть свой вариант Устава. Свои правила (законы, обычаи, традиции). Это одна из важных составляющих движения. Можно переложить это на тех взрослых, что возглавляют первич-ки. Но и в этом случае не обойтись без определения внятных функций и меры ответственности взрослого. И регулироваться они должны документом.
Кто-то считает и убежден, что это организация. Кто-то склонен считать, что действует движение. Однако при любом раскладе дети устроены так, что они любят игру и тайну, испытания всякого рода. Без этого не растут. А потому необходима процедура вступления. Красивая, торжественная. И сейчас, когда уже целых три десятилетия нет пионерской организации, можно услышать «А что в ней было-то? Только торжественный прием. А дальше? Дальше - тишина...». Не встретишь (или редко можно встретить) человека, который бы не помнил момент произнесения Торжественного обещания. Как-то учредители непонятно как к этому отнеслись. А без эмоционального шага, свое участие в любом из мероприятий ребенок не соотнесет с участием в организации или движении. Будет просто школьное дело.
Дети, как никто другой, любят знаки признания. Вся страна обсуждает, какой знак выбрать для спортивных игр. А почему детям не обсудить, какие знаки (значки) они хотели бы иметь у себя и за что? Пока никаких заявлений по этому поводу. А почему молчим? Ведь это импульс к развитию инициативы. Не нужна инициатива?
Наблюдения за деятельностью нового сообщества показывают, что руководство стремится дистанцироваться от старшего поколения и, особенно, от бывших пионерских работников. Не приведет ли это к тому, что станем «наступать на одни и те же грабли»? Может все-таки создать вокруг этой организации общественные советы из числа бывших, которые и до сегодняшнего дня остались настоящими. Настоящими и преданными делу служения социальному движению детей. У них есть идеи, которые никак не противоречат современным. Они умеют пользоваться Интернетом. И могут отправиться с детьми изучать историю нашего замечательного Отечества, как это делали в Ко-
строме («Губернская экспедиция»). Без поддержки родителей и организация, и движение детей обречены на педагогический прессинг, а это мы уже переживали.
Что совершенно необходимо? Выпустить развернутый внятный комментарий к Уставу (по типу того, что был в свое время после Закона «Об общественных объединениях»). Для взрослых, непосредственно и опосредованно причастных к детским объединениям, организациям, движениям. Не исключено, что прочитав такой документ, кто-то из родителей отправиться поддерживать эти сообщества, а кто-то (возможно и такое) создаст. Найдутся и специалисты, которые помогут разработать детский вариант документа - Правил, Устава, Положения или иного. Без этого - движение на месте.
Для контроля за выполнением Указа важны информационные отчеты. Но не только. В государстве и обществе важно сформировать образ участников Российского движения школьников. Его пока нет. Кстати, и здесь возможен конкурсный подход. Нынче дизайнеров много. Денег нет? Но нельзя исключать, что кто-то из родителей и «бывших» пионеров может помочь без денег. Без принятия и самоутверждения образа в массовом сознании нечего надеяться на развитие. Не станем же мы считать просто школьников от третьего до седьмого класса, как это уже было?
Это, конечно, не все аспекты, связанные с созданием нового сообщества в детской среде. Но есть и другие, обеспечивающие его - движения - развитие. Однако и приведенные позволяют утверждать, что Указа Президента РФ В.В. Путина ждали. Теперь надо разработать стратегию и тактику его выполнения. И выполнить. Но уже без формализма и всеохватности, с сохранением многообразия действующих объединений, как основы для реального выбора ребенка и здоровой конкуренции взрослых организаторов детских сообществ в поиске наиболее эффективных технологий участия детей в обустройстве жизни общества.
Библиографический список
1. Детское движение: словарь-справочник / ред., сост. Т.В. Трухачева. - М.; Минск, 1998. - 184 с.
2. Детское движение: словарь-справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2005. - 544 с.
3. Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В. Социокинети-ка: стратегия движения к созданию новой отрасли знания: Тезисы о некоторых итогах деятельности Ассоциации исследователей детского движения. -М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 56 с.
4. Никитин И. Надо спешить! // ТИМ: теория, история, методика детского движения. Вып. 8: К 85-летию Всесоюзной пионерской организации / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2007. - С. 7-12.
5. Ответственный выбор: курс на взаимодействие / сост. и ред. А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 230 с.
6. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки // Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. - Иваново: Рабочий край, 1990. - С. 3-22.
7. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: Материалы парламентских слушаний 7 декабря 2012 года / сост.: А.П. Покровская, Т.В. Трухачева; под общей ред. Е.Б. Мизулиной. - М.: Издание Государственной Думы, 2013. - 240 с.
8. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html (дата обращения: 15.02.2017).
9. Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://рдш.рф/ docs?page=2 (дата обращения: 15.02.2017).