Научная статья на тему 'Дума про детское движение. Субъективные пессимистические заметки'

Дума про детское движение. Субъективные пессимистические заметки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
685
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КАДРЫ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ / ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / CHILDREN''S SOCIAL MOVEMENT / LEGISLATION ON CHILDREN''S MOVEMENT / STAFF OF CHILDREN''S SOCIAL MOVEMENT / STRATEGY OF ACTION FOR CHILDREN / PUBLIC ASSOCIATION / SCHOOL / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трухачёва Тамара Викторовна

Статья посвящена анализу современного состояния детского общественного движения, вычленению новых черт и особенностей его развития, определению основных проблем и путей их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ballad of the children''s movement: subjective pessimistic notes

This article analyzes the current state of children's social movement, the isolation of new features and peculiarities of its development, identifying the key issues and ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «Дума про детское движение. Субъективные пессимистические заметки»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 371.8

Трухачева Тамара Викторовна

кандидат педагогических наук Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва

pioneermag@mail.ru

ДУМА ПРО ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Статья посвящена анализу современного состояния детского общественного движения, вычленению новых черт и особенностей его развития, определению основных проблем и путей их разрешения.

Ключевые слова: детское общественное движение, стратегия действий в интересах детей, законодательство о детском движении, общественное объединение, кадры детского общественного движения, школа, государственная поддержка.

Прочел читатель заголовок и засомневался. А что разве об этом кто-то всерьез . думает во время всеобщей коммерциализации? Как ни удивительно, есть еще такие. Странные для большинства людей человеки. И автор этой статьи один из них. Из тех, кто, вспоминая слова известной и популярной в свое время советской песни, всерьез утверждает, что «не помнить об этом нельзя и не думать об этом не вправе я. Это наша с тобою судьба. Это наша с тобой биография». Биография, связанная в свое время с единой и единственной детской организацией, а теперь с их разнообразием, получившим название детское движение. В прямом смысле, как процесс постоянного естественного изменения жизни каждого отдельного ребенка - его роста, развития, обретения социального опыта, взросления, самоутверждения, так и целого объединения, в составе которого все эти перемены, все это движение и происходит.

Есть такие среди издателей и журналистов (одни всерьез об этом пишут, а другие не по понарошку помогают издать), среди родителей, педагогов, психологов (большинство их среди непосредственных организаторов), а еще и среди творческих деятелей (помните замечательные и не очень фильмы о пионерах?) - сценаристов, режиссеров, кинематографистов. Однако это не все. Поколение, выросшее в советское время, наверняка дополнит этот перечень и с легкостью вспомнит имена А. Г айдара и А. Алексина, В. Асеевой и «Тимура и его команду», «Судьбу барабанщика», «Третьего в пятом ряду» или «Отряд Трубачева сражается». Вспомнит организатора и руководителя всесоюзного хора радио и телевидения Виктора Попова, ансамбля песни и пляски Владимира Локтева, смешных, беззаветно влюбленных в «Артек» и «Орленок», «Зубренок» и «Зеркальный», «Молодую гвардию» вожатых. Словом, всех не назвать в одной статье. Места не хватит и цель другая. Но не помнить об этом не вправе я. Это они (возможно, кто-то станет утверждать «по велению партии»), скорее по собственному велению отдавали детской организации

свои силы, свои знания, но более всего свое сердце. И во многом именно благодаря их служению формировался в массовом сознании привлекательный образ детской организации, интерес к ней, признание ее вклада в улучшение окружающей жизни. И без таких самоотверженных деятелей детства, не будет и сегодня детского движения. Нового детского движения. Его не будет и без необходимых ему вожатых, методистов, исследователей.

Именно к ним и обращены эти размышления.

Что подарил нам год ушедший

Минувший, 2012-й год, всем, причастным к детским объединениям памятен. Не так масштабно, как прежде, без парадов и барабанного боя, его участники - дети, подростки, взрослые, поддерживающие их государственные и общественные деятели, журналисты отмечали 90-летие детского движения, пионерской организации. Впервые в истории ребят - участников детских объединений в Москве, пригласили в Государственную Думу на встречу с ее председателем С.Е. Нарышкиным. Разговор был не слишком продолжительным. Можно даже сказать коротким. Но внятным. И внятность эта выражалась в поиске ответа на вопрос С.Е. Нарышкина: «В какой мере действующее законодательство обеспечивает развитие детского движения? Есть ли необходимость в его дополнении, изменении?»

Чем заняты современные объединения подростков? Об этом сказали ребята, присутствовавшие на встрече. Скауты, юные путешественники, краеведы, поисковики. А вот о проблемах, с которыми сталкиваются новые объединения - взрослые.

Историческим событием минувшего 2012-го стало и появление Национальной стратегии действий в интересах детей. Документ этот подписал Президент нашей страны В.В. Путин в День защиты детей - 1 июня 2012 года. Действия в интересах детей намечают все органы власти, государственные учреждения и бизнес. Но это, как говорится, обычная практика. Особенность стратегии в том, что ее осуществление не мыслится без участия самих детей. И, естественно, что особую роль здесь могут и дол-

жны взять на себя участники общественных организаций, движений и их взрослые руководители. Им уже не раз приходилось создавать и осуществлять проекты, и у них есть опыт, они объединены. Многим приходилось взаимодействовать с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Но, как и всем остальным, им не приходилось участвовать в таких масштабных проектах. Документ требует разработки специальных стандартов участия. Словом, предстоит серьезная работа, в которой не обойтись без погружения в существо самой Стратегии и самого участия, в реальные и потенциальные возможности детей и подростков, в выбор оптимальных форм участия. Работа для детей и тех взрослых, которые обеспечивают государственную поддержку деятельности детских общественных объединений.

Минувший год завершился парламентскими слушаниями в Государственной Думе. В центре их внимания находилась проблема состояния современного детского движения в России и его дальнейшего развития. В слушаниях приняли участие представители многих регионов России. Особенностью их стало активное участие самих детей -представителей детских общественных объединений из Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга, Орла, Курска, Липецка, Казахстана. Участники обратились с призывом к своим сверстникам и к взрослым - поддержать их предложения.

Эти события и стали поводом к размышлению. Ведь сколько не перелистывай страницы истории пионерской организации, примера общения с ребятами по существу столь важной проблемы государственного уровня председателя Государственной Думы не найдешь. Как не найдешь среди законов бывшего СССР те, что были бы обращены к деятельности детской самодеятельной организации, регулировали бы ее отношения с органами власти.

К слушаниям, естественно, готовились. Ведущим организатором выступал Комитет по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы (председатель Е.Б. Мизулина). Готовились и органы государственной власти в регионах, организаторы детских общественных объединений - от первичных до международных. Первостепенное внимание принадлежало анализу сложившейся ситуации и разработке основных направлений дальнейшего развития законодательной базы. Специально для этого в регионы был направлен запрос с предложением направить в Думу информацию.

Поступившая из абсолютного большинства (79) регионов информация позволяет судить о состоянии современного детского движения как о новом.

Новизна ситуации

В своем отношении к детским общественным объединениям органы власти опираются на законодательную основу, в которой Законы РФ «Об общественных объединениях», «О государственной

поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Отношения обретают опыт их регулирования. Постепенно создается опыт заключения договоров органов государственной власти с детскими общественными объединениями, движениями, организациями (естественно, их подписывают взрослые руководители), а также проведение конкурсов социально-значимых проектов и программ, установление специальных грантов, премий детским общественным объединениям президентами республик, губернаторами краев, областей.

Претерпела коренные изменения целевая установка позитивно ориентированных детских сообществ. Партийный ориентир (борьба за дело коммунистической партии) сменило разнообразие устремлений существующих детских объединений, содействующих развитию интересов подростков, их участию в создании гражданского общества.

Начал складываться корпус добровольцев - организаторов детских общественных объединений из числа родителей, студентов, бывших военнослужащих. Появились новые методические центры - дома детских общественных организаций, оздоровительно-образовательные центры. Монополия системы образования на основное обеспечение деятельности детских общественных объединений, прежде всего в части подготовки кадров вожатых и методистов, в предоставлении базы постепенно разрушается. При этом пока в регионах сохраняется кадровый корпус вожатых, в ряде учреждений дополнительного образования ставки методистов по работе с ними,

При отсутствии единой программы и общероссийского проекта, развивается практика разработки и реализации авторских программ, что позволяет говорить о разнообразии деятельностных ориентиров, среди которых экологический, поисковый, краеведческий и др.

В пространстве общественной жизни подростков одновременно существуют объединения, сохранившие верность традициям пионерской организации, действуют возрожденные скаутские организации, происходит становление множества новых сообществ, преимущественно отражающих разнообразие интересов современных подростков.

Расширяется число партнеров детских общественных объединений. При сохранении партнера в лице системы образования, в этом ряду оказываются органы социальной защиты, культуры, спорта и др.

Важно и то, что при сохранении стремления взрослых к вовлечению как можно большего числа подростков в объединение, общий охват участников сократился в разы, при этом увеличилось в разы число первичных объединений.

В целом, ситуацию можно охарактеризовать как процесс становления нового детского движения в условиях наличия законодательной базы и государственной поддержки детских общественных объединений.

Особо следует отметить, что процесс этот происходит на региональном уровне стихийно и не направляется каким-либо органом из центра. Но, как уже отмечалось выше, органы государственной власти проявляют интерес к этому процессу, о чем свидетельствует произошедшая встреча в Государственной Думе, региональных органах власти, парламентские слушания, состоявшиеся в декабре минувшего, 2012 года.

В целом, для современного состояния детского общественного движения в России характерно реальное осуществление права ребенка на объединение в условиях государственной поддержки их общественного статуса. Форма объединений различна - организации, движения, ассоциации, союзы, детские палаты, советы, парламенты.

То есть новое явление в детской среде вступает в силу и органы власти осознают и признают это. Тем не менее, как и всякое новое, оно осознается и принимается не всеми. Как среди непосредственных организаторов, вожатых, координаторов, так и среди методистов, исследователей, ветеранов пионерского движения, представителей органов власти, призванных оказывать этому новому движению государственную поддержку. Попытаемся разобраться.

Проблемы

Первая. Есть ли на федеральном уровне детское общественное движение в соответствии с установленными нормами законодательства?

Признаемся себе: в прежнем опыте нас, взрослых, многого из перечисленного выше не было. И прежний опыт давлеет над нашим сознанием и новой практикой. Результат? Отторжение нового. При своевременной, научно-методической, информационной, консультативной поддержке с этим отторжением можно было бы справиться. Но, к сожалению, эта самая поддержка не приходит вовремя. Одоление новизны ситуации происходит в одиночку. Профессионального общения не хватает. А, порой, и коллег не оказывается рядом.

Разумеется, это лишь то, что, как говорится, лежит на поверхности. Проблем гораздо больше. Первоочередные назовем. И, чтобы было понятнее, обратимся к прежнему опыту.

Пионерская организация будучи единой и единственной по своему статусу была самодеятельной, что означает, действующей по собственному почину. И, к сожалению, эти положения устойчиво запомнились большинству уже взрослых нынче людей. В их памяти крепко «сидит» формула «дети -это всегда организация» и в ней должны быть все. До сих пор неосознанными остались новый статус - общественный, утвержденный Законом РФ «Об общественных объединениях» и ведущее понятие - объединение. Другими словами, вместо самодеятельной организации появилось общественное объединение. А это, как свидетельствует нор-

мативная база и подтверждает практика, совсем не одно и тоже.

В теорию и практику общественной жизни детей и подростков и их взрослых руководителей вошли новые понятия. Первое касается ее смысла. Сущность здесь - объединение. Второе - ее организационно-правовые формы. Объединение вправе выбрать ее. Закон предлагает такие как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности. При этом предлагается смысловая трактовка этих форм в уже названном законе. Обратимся к законодательной норме.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Соответствует ли законодательной норме существующее на федеральном уровне стихийное детское общественное движение? Пока нет. Оно не имеет цели. У него нет высшего органа. Нет и постоянно действующего. Нет и юридического лица. Оно существует в представлениях взрослых, которые имеют отношение к нему. И это первая проблема, разрешение которой требует серьезной дополнительной работы, связанной с разъяснением среди взрослых сущностных признаков нового общественного института в детской среде.

Но это лишь часть «айсберга». У движения отсутствует образ. И в массовом сознании нет представления о том, какое оно, современное детское общественное движение? Кто его лидеры? Чем заняты его участники? По каким признакам их можно узнать среди других детей и подростков?

Естественно, что такая ситуация вряд ли будет способствовать (и вряд ли способствует) вовлечению в его ряды новых подростков, популярности движения среди потенциальных участников и партнеров, привлекательности среди родителей и педагогов.

Вторая. Ее можно назвать «вечной». Она касается отношений. Школа и детское общественное объединение.

Исторически отношения эти складывались постепенно. Первые пионерские отряды появились за

пределами школы. Их вожатыми были люди разных профессий. Через определенное время в школе появились форпосты как опорные «точки» организации. А со временем (почти два десятилетия спустя) в школе появились вожатые из числа педагогов. Пионерская организация обрела постоянное место базирования и второго постоянного партнера (первым станем считать союз молодежи, который был официально ответственным за деятельность детской организации). Вожатый постепенно «вписывался» в педагогический коллектив. Стал членом педагогического совета. Часто руководителем молодежной организации учителей. Но основной его функцией было руководство дружиной. Постоянную семинарскую подготовку вожатых обеспечивали методисты дворцов и домов пионеров. При этом отрядом был каждый класс, начиная с третьего, а дружину составляли до восьмого. Так было. Что сегодня?

Ставка вожатого в школах сохранена. Правда, функционал претерпел корректировку. Прежде его определяла организация, ответственная за деятельность пионерской (молодежная), теперь - соответствующее министерство. В домах и дворцах пионеров были методические отделы, в составе которых значились методисты по работе не только со старшими или отрядными вожатыми, но и с активом, с клубами интернациональной дружбы, с октябрятами. Теперь эти учреждения, оставшись в системе образования, изменили профиль своей деятельности. Это учреждения дополнительного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они оказывают дополнительные образовательные услуги. И в их функционал не входит оказание услуг взрослым организаторам общественных объединений подростков.

В свою очередь ответственного за работу с кадрами взрослых организаторов пока нет. Прежний союз молодежи осуществлял эту функцию по поручению партии, его правопреемник - Российский союз молодежи - может делать это в меру сил и возможностей. Но, именно может.

Что мы имеем? Закон «Об общественных объединениях» не устанавливает нормы, в соответствии с которой может быть осуществлена подготовка кадра для работы в общественных детских объединениях. Но другой закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» открывает реальную возможность для такого вида деятельности сообществам, способным разработать образовательный проект, включающий программу, наличие необходимых пособий и рекомендаций, а также преподавательского состава. Правда, остается открытым вопрос «Чья это забота - компетентный кадр в системе детского общественного движения?»

Прошлый опыт убеждает, что более всего в этом была заинтересована школа. Теперь, в соответствии

с законом «Об образовании» легитимным партнером в управлении школой (образовательной организацией) выступает ученическое самоуправление. Что касается иных общественных объединений, то школа может им оказывать поддержку. Разница понятна?

Еще аргумент. Школа переходит на новый формат работы. Оказание образовательных услуг. И услуга образования взрослого организатора детского общественного объединения в этом формате, скорее всего, не будет предусматриваться. Можно предположить, что функционал вожатого будет скорректирован. Отсюда вывод - о своем кадровом запасе предстоит заботиться самому объединению, т.е. самой организации, самому движению. Для начала эту миссию, скорее всего, станут выполнять добровольцы. А дальше? Внутри формируется корпус из числа самих участников. Взращивается. Воспроизводится. Надеяться на то, что школа добровольно возьмет на себя это бремя, вряд ли оправдано. Как не оправдано связывать перспективы развития детского общественного движения со школой.

Проблема третья. Где взять кадры для детского общественного движения? И, главное, кто требуется?

Скорее всего - при соответствующей умелой рекламной кампании - искать кадры следует среди родителей. Как показывают исследования [5], значительная их часть готова взяться за дело при условии, что им будет оказана дополнительная специальная подготовка.

Правда, остается открытым вопрос: «А кто, собственно, должен взяться за разработку концепции и программы создания, становления и развития нового кадрового корпуса детского общественного движения в России? Кто возьмется за реализацию этих идей на практике?» Без ясного ответа на эти вопросы развитие вряд ли возможно, убеждать, надеюсь, никого не надо.

Продолжим тему. Кто он, взрослый организатор общественного детского объединения? Тоже отдельная сторона этой кадровой проблемы.

Становление нового, добровольческого корпуса требует определения функций взрослых организаторов, меры их прав и ответственности внутри объединения и за его пределами, а еще и, что немаловажно, статуса.

Прежний опыт, когда вожатый по существу не являлся членом пионерской организации, а обеспечивал руководство будучи членом другой, молодежной организации (а порой и взрослой, к примеру - членом партии), т.е. извне, вряд ли годится в современных условиях. С другой стороны получается, что в роли руководителя выступает просто сторонний человек, прямого отношения к объединению не имеющий. Возможна ли подобная практика? Работа с детьми требует особой ответственности взрослого. В сложившейся ситуации добро-

вольцы не несут по существу ответственности. Как долго это будет продолжаться?

На каком-то временном отрезке (скажем, период создания объединения) да. Но организация деятельности и отношений в объединении предполагает уточнение статуса. Это важно не только для детского сообщества, а еще и для установления отношений взаимодействия с коллегами, с партнерами объединения, с органами власти, с родителями, с прессой. Как правило, для взрослого, как и для ребенка, важно изменение в своем статусе, наращивание уровня своих компетенций. И, в связи с этим, корректировка статуса. Скажем, вожатый (организатор отряда), затем - инструктор, дальше методист, организатор детского движения района, а затем и города, края, республики.

К сожалению, в современных условиях эту идею практически невозможно реализовать. Вожатые -кадры системы образования и вряд ли эта система заинтересована в уточнении их функционала и создании лестницы роста. Потребуется слишком большая организационная работа и, возможно, (как вариант) сопровождение статусного изменения дополнительной финансовой поддержкой. Если принять во внимание не слишком продолжительный стаж на поприще вожатого, возникает вопрос, стоит ли этим заниматься в школе?

С добровольцами на первый взгляд кажется проще. Но и в первом и во втором случае, остается открытым вопрос «А кто может и должен заниматься статусом взрослого в детском общественном объединении?»

Знакома с теми, кто, прочитав эти строки непременно заметит: «А зачем нам все это? Нам не нужны звания и должности. Мы просто работаем с детьми!»

Но время меняется. Точнее уже изменилось. Меняются и люди. Признание, еще и общественное, не приводило ни к каким негативным последствиям. Скорее наоборот, стимулировало инициативу, поднимало дух, повышало ответственность. И, что немаловажно, выступало и выступает одним из основ оценки общественной деятельности на государственном уровне и для представительства интересов детского общественного движения в органах власти, творческих союзах, бизнесе. Вряд ли оправдано отказываться от этого.

Может быть, настало время для первого большого форума, собрания, съезда, конгресса (как хотите назовите) взрослых на котором следует обсудить столь актуальную проблему? На мой взгляд, пора самая что ни на есть подходящая. Без открытого, заинтересованного диалога самих взрослых о их миссии, роли, позиции в детских общественных объединениях, без продолжения заинтересованного диалога взрослых с органами власти (как законодательной, так и исполнительной) проблема дальнейшего развития общественного детского дви-

жения на федеральном уровне не сдвинется с места. Осознаем ли мы это? Пока нет. Но так хочется, чтобы осознали.

Проблема четвертая. Что такое государственная поддержка?

И снова обратимся к опыту пионерской организации. Не только среди ветеранов пионерской организации, но и среди руководителей современных детских объединений можно слышать «А ведь как было!.. » Дальше перечисляется - государство ценило, видело, признавало. «Теперь что? Государство устранилось!»

Так ли это? Может быть, отчасти. Однако, скорее всего не так.

Прежде государство обеспечивало деятельность самодеятельной единой и (подчеркнем это) единственной детской организации. Будучи ответственным за ее деятельность, союз молодежи своевременно помогал и вносил соответствующие предложения в соответствующие министерства, ведомства, организации. Обретение детскими сообществами общественного статуса приравняло их к другим подобным сообществам взрослых. Это решение само по себе демонстрирует осуществление на практике соответствующей статьи Конвенции о правах ребенка. Осознавая их возрастные особенности, государство приняло Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Поддержка осуществляется на определенных условиях, ведущими среди которых выступают регистрация объединений в органах юстиции и предоставление на конкурс социального проекта, в котором соответствующие органы власти заинтересованы. Казалось бы все в порядке. Теоретически. А что на практике?

Регистрация требует уплаты соответствующих налогов в пенсионный фонд и фонд социального страхования, ведение соответствующей документации, предоставление в установленные сроки отчетности. Практически требует знаний бухгалтера. Плюс времени на работу с документами и хождение по кабинетам. А еще ведь необходимо и проект на конкурс подготовить. Скажем прямо - немало. Если все-таки удастся выиграть, то надо заранее готовиться к отчету. Совсем не простому.

Под силу ли все это вожатому школы? Входит ли это в его функции? А добровольцу? Вряд ли. Да и надежды на победу в конкурсе невелики. Ведь для детских объединений отдельного конкурса нет. Соревноваться приходится с молодежными и взрослыми. Исход ясен до начала соревнования.

Таким образом, с одной стороны государственная поддержка есть. А с другой - нет. Осознав это обстоятельство, большинство детских общественных объединений выбирает жизнь и деятельность без регистрации. Читайте - без поддержки. Обходятся организационной и моральной поддержкой. Закон «О государственной поддержке молодежных

и детских общественных объединений» уже неоднократно называли неэффективным, практически не действующим. Но пока другие варианты только обсуждаются.

Поскольку какая-либо структура детского общественного движения на федеральном уровне отсутствует, то интересы детских сообществ отстаивать никто не будет. Другими словами, скорее всего появление дополнений и уточнений в этом Законе не изменит сущностного положения абсолютного большинства детских незарегистрированных объединений.

Думается, что в этих условиях было бы более целесообразно в качестве государственной поддержки создать на федеральном уровне научно-методический обучающий центр с составом специалистов, способных подготовить методический корпус и организовать работу с ним, а еще и разрабатывать «правила игры» для детских общественных объединений и их взрослых руководителей. При этом такого рода услуги оказывались бы бесплатно или на льготной основе. Такой вариант решения одной из самых актуальных проблем - кадровой -позволил бы увидеть на государственном уровне государственную поддержку, содействовал бы созданию в центре научного ядра специалистов в области социальных движений детей, развернутого банка данных о состоянии детского общественного движения и его кадрового корпуса, о его реальных и потенциальных партнерах. Кроме того, способствовал бы утверждению авторитета детского общественного движения перед лицом партнеров, средств массовой информации, а, главное, повышению уровня компетентности взрослых организаторов детских общественных объединений и актива подростков.

Правда, остается открытым вопрос «Чья это забота - разработка обоснования необходимости подобного центра, если какая-либо структура организации движения на федеральном уровне отсутствует?»

Проблема пятая. И все-таки какое оно, общественное объединение? Отличительные признаки?

На сегодняшний день какие-либо официальные статистические данные о количественном и качественном состоянии детских общественных объединений и их взрослых руководителях отсутствуют. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей запросил информацию из регионов. Знакомство с полученными данными о состоянии детского движения в регионе свидетельствует, что охват, т.е. вовлеченность детей и подростков в общественные объединения колеблется от 10-12% до 80-85%. И перечень «общественных объединений» включает самые разнообразные сообщества, многие из которых очень напоминают кружки по интересам.

«А что плохого в том, что кружки? Лучше, чтобы ребята болтались по улицам?» Сколько раз уже

приходилось и приходится слышать этот аргумент. И возразить тут нечего. Конечно, ничего плохого в этом нет. Только хорошее. Правда, речь идет об объединении, которое призвано помочь подростку освоить нормы, правила и процедуры жизни в гражданском обществе, реализовать гражданские права и свободы, зафиксированные в Конвенции о правах ребенка. Право на сохранение индивидуальности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), на доступ к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15), защиту личной жизни (ст. 16), право не подвергаться пыткам, или другим жестоким, бесчеловечным, или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а).

Естественно, что освоение этих прав возможно лишь в деятельности, направленной на пользу людям, в обретении умения вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как ее сделать лучше. Кажется легкая и понятная задача. Но трудная для осуществления на практике. Особенно в условиях социального расслоения, всеобщей коммерциализации, коррупции. Дети не живут отдельно от общества и от семьи. А, значит, выбор ребенком общественного объединения непременно затронет родителей. И, при определенных условиях, может быть «не одобрен» одноклассниками или друзьями. Для подростка выступить «против своих» непросто. Это очевидно с одной стороны. А с другой стороны часть подростков занимается в учреждениях дополнительного образования, центрах по интересам. Потому охватывают серьезные сомнения, когда в регионе так велик интерес к участию в общественных объединениях, участию в общественной деятельности.

Возможно, одна из причин - недооценка смысловых толкований понятий. Потому представляется необходимым на законодательном уровне уточнение их сущности. Детское общественное объединение. Детская общественная организация. Детское общественное движение. Орган ученического самоуправления. Важно разъяснить статус общественного объединения. Что считать первичным, что объединением муниципального уровня, уровня регионального и всероссийского. Особо необходимы разъяснения для мегаполисов - Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Пока отсутствуют эти разъяснения и уточнения невозможно представить ясную картину состояния и перспектив. Нужен реестр, банк данных о каждом отдельном виде: объединении, о союзах, организациях, движениях и т.п.

Правда остается открытым вопрос «Кто может и должен разработать объем данных, обеспечивать их сбор, вести картотеку, готовить аналитические материалы для разработчиков перспектив развития детских общественных объединений в России?»

Без наличия такого банка мы вряд ли сможем убедить органы власти на федеральном уровне в необходимости поддержки детского общественного движения, создание программ и проектов, направленных на это.

...В один из дней подготовки Парламентских слушаний о детском движении, как это и положено, велись телефонные переговоры с регионами. Уточнялся состав участников и гостей. «Буду ли я? Буду. Вопрос только в том, что изменится в детском движении после этих слушаний. Сомневаюсь, чтобы пришли перемены. Не нужно это никому кроме нас!» Запомнился этот короткий диалог. В нем, как в зеркале, отразился прошлый опыт. Надежда и убежденность в том, что «государство должно обеспечить». Не заметил абонент, что почти два десятилетия назад органы власти скорректировали статус объединения детей и подростков (от самодеятельного к общественному), предложили взамен обеспечения поддержку. Поддержку на определенных условиях. Пока она не работает так, как хотелось бы. Требуется серьезная коррекция. И есть уверенность, что депутаты Государственной Думы услышали выступающих на слушаниях, приняли их предложения. Но этого мало. Свою значимость для государства и общества необходимо подтверждать действиями. Реальными, конкретными.

И в современных условиях должен появиться масштабный проект «Детское движение в России: участие в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей». Такой проект мог бы включить участие общественных объединений в поддержке детей-инвалидов, детей, находящихся в специальных учреждениях и т.д. Но не только. В таком проекте нашлось бы место исследователям и ученым, творческим деятелям и журналистам, кинематографистам и представителям органов власти. В нем есть простор для инициативы каждой первичной организации и каждому отдельному участнику движения. И дело не только в том, чтобы сделать что-то «для детей», оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а в том еще, что можно сделать вместе с ними, как включить их в деятельность объединения. Этот пример нужен органам власти, как демонстрация возможностей общественных объединений подростков, для формирования представлений о детском общественном объединении, наконец, для имиджа детского движения в массовом сознании. Но более всего пример этот нужен самим объединениям. Как основа (да, именно так) для здоровой конкуренции в служении своим сверстникам, которые ждут помощи специалистов, а еще и своих одноклассников, друзей, знакомых, сверстников (простите за повтор).

Правда, остается открытым вопрос «Кто возьмется за разработку такого проекта? Кто за осуществление? А кто возьмет на себя ответственность за его результаты?.. »

Что в сухом остатке? Серьезная работа над собой и своими представлениями взрослых. Почему серьезная? Потому что созидание всегда процесс непростой. Созидание в детской среде нового общественного института, как ступени гражданского общества - сложный вдвойне. Предстоит понять смысл и назначение этого института. Его сущностные и организационные основы и принципы (читаем работы А.Г. Кирпичника). Принимая во внимание возрастной состав участников этого института вникнуть в его особенности. Найти оптимальную модель управления этим институтом с тем, чтобы с ним могли строить отношения органы власти, государственные учреждения и ведомства, бизнес. Изложить понятое в документе - Положении, Уставе, правилах или другом, который примут взрослые, ясно осознавая и разделяя цель, нравственные законы или заповеди, направления деятельности, символы и т.п. Разработать и реализовать общероссийские проекты. Освободиться в итоге от локальности и стихийности. Только при этих условиях органы государственной власти станут вступать в отношения с детским общественным движением России. В другом, как сейчас состоянии: при отсутствии органа управления, цели, консолидации и других признаков, ему (движению) партнером государства не быть. Потому у нас два пути. Взять на себя ответственность и начать действовать в новом формате или оставить все как есть, и продолжать выдавать желаемое за действительное. Какой путь выбираем, если третьего не дано?

Библиографический список

1. Детское движение: словарь-справочник / сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2005.

2. КирпичникА.Г., Трухачева Т.В. Социокинетика: стратегия движения к созданию новой области знания. (Тезисы о некоторых итогах деятельности Ассоциации исследователей детского движения). -М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

3. Международные документы по вопросам обеспечения и защиты прав ребенка: Сб. международных документов. Ч. 1 / общ. ред. А.И. Головань. - М., 2008.

4. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: Сборник материалов к парламентским слушаниям 7 декабря 2012 года. - М., 2012.

5. Социальные ресурсы детского движения Москвы: Материалы исследования и опыт. В 2-х ч. Ч. I: Материалы исследования / сост. и ред. Т.В. Трухачева. - М., 2007.

6. Федеральный закон «Об общественных объединениях». - М.: Изд-во «Омега-Л», 1996.

7. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Документы и проекты. - М.: Логос, 2001. - С. 3-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.