Научная статья на тему 'Модели использования социального проектирования в деятельности детских общественных организаций'

Модели использования социального проектирования в деятельности детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3559
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CHILDREN'S SOCIAL ORGANIZATION / SOCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухушина Елена Валерьевна

Рассматривается вопрос об участии детей и подростков в детских общественных объединениях, в которых созданы условия для социальной деятельности. Одним из условий является социальное проектирование в детских общественных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухушина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF SOCIAL ENGINEERING IN THE WORK OF CHILDREN ORGANIZATIONS

The article deals with the question of the involvement of children and teenagers in childrens public associations, which offer conditions for social activities. One of the conditions is a social projecting in childrens public organizations.

Текст научной работы на тему «Модели использования социального проектирования в деятельности детских общественных организаций»

УДК 371.1

Е.В. Сухушина

МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассматривается вопрос об участии детей и подростков в детских общественных объединениях, в которых созданы условия для социальной деятельности. Одним из условий является социальное проектирование в детских общественных организациях.

Ключевые слова: детская общественная организация, социальное проектирование.

Новые стандарты образования в приоритетное направление выделили воспитание, т. е. создание таких условий, в которых подрастающие поколения смогут приобрести необходимый социальный опыт, развить социальную компетентность, сформировать ценностное отношение к себе, другим, природе, человечеству, развить установки на самостоятельное решение различных жизненных ситуаций. В процессе практической деятельности подростки изменяют свои потребности, а вместе с тем и свои интересы, ценностные ориентиры. Социальная деятельность - источник формирования таких способностей, которые позволяют человеку успешно решать задачи саморазвития и самоактуализации. Включение в новые стандарты в рамках внеурочной деятельности такого вида деятельности, как социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), поможет подросткам в формировании социальных компетенций. Участие в общественно полезной деятельности и проектной деятельности обеспечивает подросткам включение в социальные отношения и приобретение индивидуального социального опыта. Здесь важно заметить любую инициативу ребенка и поддержать ее, помочь в оформлении и реализации каждой идеи, одному - на уровне школьной детской общественной организации, другому - на уровне района или города. Идея, опробованная на школьном уровне, становится интересной для детей всего района [1].

Познакомимся с опытом использования социального проектирования в Воронежской области. В Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области считают, что проектная деятельность детской организации - это социально ориентированная технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

На примере проводимых в Воронежской области программ доказано, что осуществление проект-

ной деятельности в работе детской организации направлено на развитие социальной активности личности. Социальная активность представляет собой особое качество личности, которое проявляется в разнообразной деятельности и показывает отношение человека к труду, обществу, общественнополитической деятельности. Формирование социальной активности происходит эффективнее в процессе деятельностного освоения явлений социальной практики. Тем не менее на основе проведенного анализа деятельности детских общественных организаций, существующих в рамках образовательных учреждений, можно сделать вывод, что деятельность объединения фиксируется на участии и проведении традиционных воспитательных мероприятий, тем самым подменяется сама суть общественного объединения - социально направленная деятельность.

Поэтому, желая получить социальный эффект от работы детских объединений, чиновники Воронежской области пришли к необходимости проведения в рамках деятельности детских организаций 3-5-дневных сборов актива, где члены детской организации коллективно учатся создавать проект и реализовывать его. Тем самым в процессе сбора формируется навык социального проектирования и социально направленной деятельности. В результате работы формируется проект, который включает в себя описание следующих разделов: название, характеристика проблем, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности, полная характеристика потребностей, интересов, особенностей, аудитория, цели и задачи, форма реализации, содержание, бюджет проекта. Основным результатом данных сборов становится активное включение всех участников детских общественных организаций в социальное проектирование как в основное направление деятельности детских общественных организаций [2].

Рассмотрим опыт использования социального проектирования в деятельности общественной организации Иркутской области «Федерация детских организаций» (ФДО).

В данной организации существуют несколько направлений деятельности: комплексная подго-

товка кадров для работы с детскими организациями (проведение семинаров, конференций, тренингов, круглых столов и др.); организация социально ориентированной деятельности детских объединений (организация тематических акций, конкурсов социальных проектов, проведение обучения основам социального проектирования и др.); осуществление целенаправленной подготовки подростков и молодежи по практическому освоению социальных навыков (разработка и реализация тематических и прикладных программ для социализации подростков, проведение тренинговых и игровых занятий, подготовка лидеров детского движения по основам социальных технологий); выпуск информационно-методических материалов для руководителей детских объединений (печатные, видео, на электронных носителях); разработка и реализация тематических вариативных программ.

В настоящее время ФДО Иркутской области продолжает накапливать опыт создания авторских проектов, а также использует в своей работе готовые программы деятельности. Непременным условием успеха является установление контактов с различными социальными институтами, действующими в интересах детей.

Федерация детских организаций Иркутской области, признавая важность вариативно-программного подхода к деятельности детских организаций и стремясь реализовать актуальные интересы подростков, организует свою работу через социально значимые авторские программы, направленные на духовное и физическое совершенствование детей и молодежи.

ФДО помогает вновь созданным детским общественным объединениям определить приоритетные направления, выбрать программы деятельности, направляет работу детских объединений на решение социальных проблем своих территорий через участие в проектной деятельности.

В ходе реализации проектов ведется работа по формированию гражданской ответственности подростков и молодежи за все, что происходит в окружающей среде. Проанализировав деятельность детских общественных организаций и объединений Иркутской области, реальна значимость, например инвалидам, престарелым, от реализации социальных проектов - детские объединения оказывают услуги нуждающимся людям. Пользу от реализации проектов детских организаций получают и многие другие граждане, так как большинство проектов предполагает благоустройство поселков, обустройство клумб, озеленение улиц и т. д. Основная работа проходит в муниципальных образованиях области. На местах руководители детских объединений заключают договоры о совместной деятельности по реализации проектов. Главным итогом

участия детских объединений в проектной деятельности является пробуждение активности.

Ежегодно в Иркутской области проводится областная Школа социального проектирования для старших подростков и преподавателей. Впоследствии 90 % участников становятся победителями различных конкурсов социальных проектов, получают финансовую поддержку на реализацию своих идей.

Одним из примеров таких проектов может служить проект «Здравствуй, город!», целью которого является создание благоприятных условий для социальной адаптации подростков из сельских районов в областном центре, так как существует необходимость в развитии коммуникативных навыков, умений, позволяющих успешно адаптироваться в незнакомой обстановке, в новом окружении. Именно по этому принципу были подобраны все составляющие проекта: тренинги, ролевые игры, курсирование агитавтобуса. Проект способен подготовить будущего первокурсника к проживанию в областном центре (с учетом социокультурных особенностей этого центра), если заблаговременно создать игровое социально-психологическое пространство, благодаря которому будут развиваться необходимые социальные навыки и умения адаптации. Проект социальной адаптации старших подростков «Здравствуй, город!» предполагает совместную деятельность федерации детских организаций и других социальных институтов области по формированию у старших подростков уверенности в завтрашнем дне через знакомство с позитивным опытом областного центра и своевременное предостережение от негативных последствий [3, с. 39].

Анализ опыта организации детского движения Рязанской области позволяет отметить, что за истекшее десятилетие (2000-2010) активизировалась деятельность детских общественных объединений в области. Организации, оказавшиеся недееспособными в исполнении государственного заказа по решению социальных проблем детей и молодежи, отсеялись. Самые мощные, реально действующие, укрепляют свои позиции, создавая первичные организации в муниципальных образованиях области. Например, детская общественная организация «Лист», появившаяся по инициативе детей в 1999 г. на базе Листвянской средней школы Рязанского района, в 2000 г. стала районной, а в 2004 г. - региональной организацией, в 2008 г. - коллективным членом Рязанской областной общественной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи». За время своего существования РРДОО «Лист» реализовала множество социально значимых проектов по различным направлениям дея-

тельности. Опыт более чем 10-летней плодотворной работы детской общественной организации «Лист» позволяет сделать вывод о ее значимости в развитии, воспитании и социальном становлении детей, подростков и молодежи Рязанской области.

В целях стимулирования и поддержки общественно значимых инициатив детей ежегодно проводятся конкурсы проектов детских и молодежных общественных объединений, выставки-ярмарки общественных объединений, где можно показать свои наработки и достижения.

Одной из ярких и социально значимых программ в Рязанской области стала в 2000 г. региональная программа для детских общественных объединений «Юность земли Рязанской», которая позволила включить детей в освоение социальных ролей не только для обогащения опытом взаимодействия с другими людьми, но и для развития лидерского потенциала участников. Программа помогла достичь включения членов детского движения в разработку содержания деятельности значимого как для детских объединений, так и для других институтов, участвующих в преобразовании социальных отношений. Программа «Юность земли Рязанской» представляет собой региональную вариативную игровую программу, направленную на обновление содержания и координацию деятельности детских объединений. Программа за десятилетие помогла наполнить деятельность детских общественных организаций новым интересным содержанием, обеспечила оптимальные условия для социальной адаптации и творческого развития личности каждого участника программы, позволила увидеть проблемы в развитии детского движения региона и наметить пути их решения. Программа включала мероприятия, ограниченные по времени исполнения. Предпочтение было отдано мероприятиям, которые создают условия для развития детских общественных объединений Рязанской области и координации их деятельности, обеспечивают перспективные решения в вопросах всестороннего развития и самоопределения детей, подростков и юношества в окружающем мире, открытом социуме посредством включения в конкретную социально значимую деятельность. В ней приняли участие более 500 детских общественных объединений из всех муниципальных образований области. Около 80 000 девчонок и мальчишек провели сотни благотворительных акций и реализовали тысячи социально значимых проектов на благо общества. В рамках программы было разработано и издано более 40 методических пособий по вопросам деятельности детских общественных объединений («Социальное проектирование», «Фандрайзинг в общественной организации», «Как жить и дружить с журналистами» и др.), существенно улуч-

шена материально-техническая база первичных, районных и городских детских организаций [3].

Главным условием жизнедеятельности ребенка в школе, по мнению учителя МОУ СОШ № 4 г. Ка-лачинска Омской области Валентины Николаевны Смирновой, должно быть участие ребенка в проектной деятельности, необходимо учить ребенка работать в команде. Проектная методика востребована не только в учебном процессе, но и в воспитательном. По мнению организатора В. Н. Смирновой: «Сегодня ты - член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь. Ты - ученик класса, в котором есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь. Ты - ученик школы, тебе не безразлична ее история, ты много знаешь о школе из посещения школьного музея, здесь учились твои родители, их фотографии ты даже можешь найти в школьной картотеке или в экспозициях. Ты - житель города Калачинска, фамилия твоего дедушки на мемориальной плите или в Книге Памяти, во время субботника ты преображаешь город, следишь за порядком вокруг своего дома, гордишься своими земляками, простыми людьми, и омичами, которых видишь на экране телевизора. И наконец, ты - гражданин России, великой страны, открывшей миру путь в космос, родине знаменитых художников и музыкантов, ученых и писателей» [4].

Через проектную деятельность, по опыту Омска, каждый ребенок будет вовлечен в творческий процесс. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышения уровня педагогической компетентности, что даст возможность руководителю более точно провести диагностику коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.

Познакомимся еще с одним опытом деятельности городской молодежной детской общественной организации г. Новосибирска «Созвездие Лидер», целями и задачами которой являются: направленность деятельности детских общественных объединений г. Новосибирска на развитие социальных инициатив и создание условий для воспитания лидерских качеств личности, социального творчества и социального проектирования своей деятельности. К основным направлениям деятельности относятся: социальное взаимодействие, игровое взаимодействие, волонтерство, социальное проектирование, исследовательская деятельность. У каждого структурного подразделения ГМДООН «Созвездие Лидер» идет большая работа по разработке и реализации социальных проектов. За пять

лет в организации реализовано около 100 социальных проектов. Поэтому сегодня стоит задача продолжить работу по социальному проектированию через участие в городском смотре активов детского самоуправления «Успех» (конкурс проектирования). Успешно работает в г. Новосибирске «Школа гражданственности». Для участия в работе данного направления каждая организация представляет свою кандидатуру в начале учебного года. Эти ребята обучаются в течение двух лет: в первый год они обучаются основам социального проектирования, сайтостроению и правовой грамотности; во второй год они обеспечивают работу сайта организации [5].

Обратимся к опыту использования социального проектирования в Томской области на примере Бакчарского района. Исторические сведения о появлении детских общественных организаций подтверждают, что все началось в 1996 г. По инициативе старших вожатых, которые еще помнили о лучших традициях пионерии и комсомола, в школах Бакчарского района стали создаваться детские общественные организации (ДОО). Большую организационную и методическую помощь вожатым школ оказывали методисты Союза детских организаций Томской области «Чудо». Участвуя в общественной работе при поддержке неравнодушных взрослых, ребята получали первый социально значимый опыт деятельности по направлениям: «Игра - дело серьезное», «Лидер», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Отечество». А в 2000 г. на районном слете школьного актива педагоги и ученики школ решили, что пора работать единой сплоченной командой. Так появилась районная детская общественная организация (РДО) «Сибирская жемчужина», которая объединила 10 первичных школьных организаций. Взаимодействие в ДОО строится на принципах детского самоуправления, в каждой школе работает Совет ДОО, который возглавляет избранный лидер. Поэтому для того, чтобы лидеры и их команды стремились быть лучшими, имели возможность общаться, обмениваться интересными идеями, в 2001 г. в календаре ежегодных районных мероприятий появился районный этап областного конкурса «Молодые лидеры России». Победители - лидер и его команда - получают приглашение на областной этап конкурса. С 2004 г. методистами МОУ ДОД «Бакчарский ЦДОДД» при поддержке отдела гражданского образования ОГУ «Региональный центр развития образования» (ОГУ РЦРО) началась системная работа по внедрению в образовательную практику школ технологий и моделей гражданского образования: технологии социально-образовательного проектирования «Гражданин», политико-экономической игры «Новая цивилизация»,

моделей ученического самоуправления, в частности модели «Демократическая республика». Сертифицированным тренером-консультантом технологии «Гражданин» проводились выездные обучающие семинары для педагогов во всех школах района. Методистами ЦДОДД и ОГУ РЦРО осуществлялась консультационная, организационная и методическая поддержка разработки и реализации социальных и образовательных проектов, ежегодно проводились обучающие районные семинары, сборы ученического актива. В эту новую, интересную, позитивную и продуктивную совместную деятельность вовлекались с каждым годом все больше и больше ребят и взрослых. Например, в 2004 г. в районе по инициативе шести старшеклассников Бакчарской школы был реализован один социальный проект, в 2005 г. по инициативе проектных команд трех школ района реализовано пять социальных проектов и впервые проведен районный этап Всероссийской акции «Я - гражданин России», с 2007 г. по инициативе детей во всех школах района ежегодно разрабатываются более 20 социальных проектов, в реализации которых участвуют более 500 школьников, педагогов, родителей, представителей общественности и власти разного уровня.

Социальное проектирование основано на проявлении и реализации инициативы участников проектной группы. В ходе разработки и реализации социальных проектов происходит развитие креативности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, социальной успешности, повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации, общения со значимыми взрослыми - профессионалами, экспертами в различных областях деятельности, представителями власти, формируются и закрепляются навыки «разумного социального поведения» в сообществе, навыки командной работы, развиваются коммуникативные и социально значимые компетентности (выявление социальной проблемы, обоснование актуальности, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п.).

Особое значение в системе мероприятий, способствующих развитию гражданского самосознания молодежи, имеет районный трехдневный слет активистов детских общественных организаций «Поколение NEXT», который ежегодно проводится на базе МОУ «Вавиловская СОШ» начиная с 2006 г. На слете уже в течение пяти лет высокопрофессиональной командой единомышленников создаются условия для того, чтобы юные активисты могли развиваться, общаться друг с другом, учиться работать по-новому, обмениваться мнениями с представителями власти и общественности. В слете ежегодно принимают участие 80 самых

активных мальчишек и девчонок из десяти школ района и 20 молодых педагогов с активной жизненной позицией. Слет проводится по модели, позволяющей постоянно расширять круг участников, представлять опыт гражданского образования образовательных учреждений в деятельности центров гражданского образования и детских общественных организаций, социального проектирования школьников, организации ученического самоуправления. В ходе слета реализуется образовательная программа, которая разрабатывается ежегодно с учетом приоритетных направлений развития системы образования района конкретного учебного года, а также досуговая программа, разработчиками и непосредственными участниками которой становятся сами ребята. На слете работает молодежный пресс-центр, в составе которого в качестве волонтеров работают студенты факультета журналистики ТГУ, выпускники школ района, прошедшие школу «Поколения NEXT», и представители школьных пресс-центров. Программы реализуются с участием социальных партнеров, в частности дважды на слетах работала молодежная команда Союза детских организаций Томской области «Чудо». В 2008 г. слет стал межрайонным: в работе слета участвовала команда школьников Шегарского района Томской области.

Результатами совместной системной работы на уровне школ и муниципалитета являются знания и социальные компетенции школьников, реализованные социальные проекты, высокие достижения школьников района в конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Чтобы понять значимость этих образовательных достижений в контексте данной проблематики, необходимо обратиться к статистике. В целом социально-экономическая ситуация в Бакчарском районе оценивается как неблагоприятная: во всех сельских поселениях района отмечаются проблемы в сфере занятости населения, в среднем количество незанятого населения колеблется от 35 до 52 % от общей численности населения в трудоспособном возрасте. Отсутствие производственной сферы, низкий уровень доходов, низкий уровень образования населения, низкий уровень социальной активности являются серьезными препятствиями для развития экономики района. В Бакчарском районе в настоящее время в восьми средних, одной основной, трех начальных общеобразовательных школах обучаются 1 510 детей. Девять школ из 12 -малокомплектные, т. е. в них обучается от 10 до 100 школьников. Практически 70 % школьников района - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей «группы риска».

В данной ситуации особенно важно создать для ребенка такую социально-образовательную среду,

пространство, в которых могли бы раскрыться, а впоследствии развиться его способности и таланты, в котором он имел бы возможность позитивной социализации.

Проанализировав положительный опыт Бакчар-ского района, можно сделать вывод о том, что к основным ресурсам, которые обеспечивают дальнейшее развитие деятельности детских общественных организаций, относятся следующие:

- сформировавшееся муниципальное сетевое сообщество, в котором за счет ресурса совместной деятельности может происходить обмен другими ресурсами, возникает возможность изменения позиций, перераспределения функций и полномочий, осуществляется построение разных способов и каналов соорганизации, построение диалогизации в сообществе;

- сформировавшийся коллективный субъект управления - команда единомышленников - школьников, студентов-выпускников школ района, педагогов и управленцев, инициативных, ответственных, с активной жизненной позицией людей, способных повести за собой, профессионалов, имеющих позитивный опыт разработки и реализации грантовых, социальных и образовательных, в т. ч. и сетевых, проектов.

Знакомство с деятельностью российских детских общественных организаций, в т. ч. ДОО Томской области, позволяет сделать вывод о том, что они являются одной из наиболее эффективных форм, в которых сочетается педагогическое воздействие и детская самодеятельность. По своим целевым установкам именно детские общественные организации призваны достигать социальной активности, их отличительная черта - деятельность на общую пользу, «для других». Другими словами, детская общественная организация создает специфические условия социализации, в которых ребенок приобретает опыт общественных отношений.

Основная задача детских общественных организаций - внедрение инновационных социально значимых проектов в практику деятельности детских общественных объединений:

- разработка и тиражирование инновационных социально-образовательных технологий, способствующих формированию основ здорового образа жизни, позитивных просоциальных ценностных ориентаций, моделей активного гражданского поведения у подростков (создание и выпуск сборника проектов и программ ДОО, успешно работающих в данных направлениях, распространение их в муниципальные образования);

- проведение ежегодного конкурса социально значимых проектов в сфере детского движения, выставок, ярмарок социальных инициатив детских организаций (конкурс по реализации проек-

тов-программ с регулярным консультированием, обучением и выездом на места реализации);

- проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта детскими организациями, апробирующими новые методики и технологии;

- издание ежегодного сборника лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности ДОО [6, с. 298].

На основе обобщения отечественного опыта деятельности детских общественных организаций с использованием технологии социального проектирования можно определить три основные модели использования социального проектирования для развития детской общественной организации [7]:

1. Детские общественные организации, в которых использование социального проектирования является способом добывания средств (как правило, через написание гранта) для существования организации.

2. Детские общественные организации, в которых социальное проектирование является одним из направлений деятельности и используется в деятельности ДОО несистематично.

3. Детские общественные организации, которые выбрали социальное проектирование ведущим видом своей деятельности.

Классификационная характеристика первой модели «Детские общественные организации, в которых использование социального проектирования является способом добывания средств (как правило, через написание гранта) для существования организации».

Целевые ориентации: добывание средств для обеспечения жизнедеятельности организации через написание грантов, участия в конкурсах с использованием социального проектирования.

Ключевые понятия: социальный проект = грант -это средства (деньги, оборудование), передаваемые на безвозмездной и безвозвратной, чаще всего конкурсной основе, отечественными или иностранными дарителями (фондами, крупными бизнес-структурами, правительственными организациями или частными лицами) организациям или частным лицам для выполнения работ, представляющих научную, технологическую, культурную и социальную значимость.

Принципы: прогнозируемость, востребованность результатов деятельности.

Этапность, обусловленная сроками реализации гранта.

Взаимодействие «взрослый - ребенок»: взрослый выступает основным организатором, идейным вдохновителем процесса, так как для получения грантовой поддержки очень важно правильное заполнение всех документов.

Особенности организации: организация деятельности детских общественных объединений обусловлена условиями гранта.

Ожидаемые результаты: социальный проект формируется, реализуется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях; удовлетворенность (материальная) участников реализации проекта.

Достоинства данной модели: быстрый результат (получение средств и реализация в ограниченные сроки), межличностные отношения определены социальными ролями, обусловленными содержанием проекта.

Недостатки данной модели: не всегда тематика проекта обусловлена совместными интересами участников, в силу психологической незрелости участники проекта - дети - не проживают последовательно все этапы социального проектирования (в т. ч. рефлексивный этап), результат проектирования не всегда является продуктом коллективной деятельности, не имеет образовательного воздействия на участников процесса написания и реализации проекта.

Классификационная характеристика второй модели «Детские общественные организации, в которых социальное проектирование является одним из направлений деятельности и используется в деятельности ДОО несистематично».

Целевые ориентации: социальное проектирование служит «украшением» одного из направлений работы ДОО.

Ключевые понятия: социальный проект = мероприятие (от случая к случаю).

Принципы: реальность достижения цели.

Этапность, обусловленная направлением деятельности.

Взаимодействие «взрослый - ребенок»: взрослый выступает в двух ролях: с одной стороны -организатор, с другой - консультант.

Особенности организации: организация деятельности ДОО соответствует плану работы организации на год.

Ожидаемые результаты: социальный проект формируется, реализуется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях; результат проекта - конкретное мероприятие или акция по изменению жизни вокруг.

Классификационная характеристика третьей модели «Детские общественные организации, которые выбрали социальное проектирование ведущим видом своей деятельности».

Целевые ориентации: создание условий для развития личности ребенка, его социализации и для развития организации в целом.

Ключевые понятия: социальный проект = «инструмент» развития организации.

Принципы: прогнозируемость, реальность достижения цели.

Проработанность этапов проектирования.

Взаимодействие «взрослый - ребенок»: позиция взрослого - консультирование, оказание методической и организационной помощи.

Особенности организации: организация деятельности ДОО строится по плану работы, занятия по социальному проектированию проходят как в теоретическом, так и практическом плане.

Ожидаемые результаты: социальный проект формируется, реализуется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях; удовлетворенность участников самим процессом проектирования; развитие коммуникативных навыков, умение находить нестандартные решения при возникновении спорных вопросов.

Достоинства данной модели: тематика проекта обусловлена совместными интересами участников, дети - участники проекта - проживают последовательно все этапы социального проектирования (в т. ч. рефлексивный этап), проект всегда является продуктом коллективной деятельности, имеет образовательное воздействие на участников процесса написания и реализации проекта, межличностные отношения определены социальными ролями, обусловленными содержанием проекта.

Недостатки данной модели: результат может быть достигнут не сразу.

Использование элементов описанных основных моделей позволит более эффективно организовать как социальное проектирование детей и молодежи, так в целом и развитие конкретных детских общественных организаций.

Список литературы

Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: учеб. пос. Ярославль: ЯГПУ, 1997. 379 с.

Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. (Челябинск, 1619 апреля 2003 г.). Челябинск, 2003. 250 с.

Материалы к парламентским слушаниям на тему «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации». М., 2009.

Детское движение - словарь справочник / под. ред. Т. В. Трухачевой. Москва - Минск, 1998. 183 с.

Коршунова О. С. Система обучения актива региональных детских и подростковых общественных объединений. Кострома, 1997. 51 с. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999. 460 с.

Гайфулин А. В. Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5. С. 48-52.

Сухушина Е. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.05.2012.

E. V Sukhushina

MODELS OF SOCIAL ENGINEERING IN THE WORK OF CHILDREN ORGANIZATIONS

The article deals with the question of the involvement of children and teenagers in children’s public associations, which offer conditions for social activities. One of the conditions is a social projecting in children’s public organizations.

Key words: children’s social organization, social planning.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.