Научная статья на тему 'Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход'

Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2917
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL INSTITUTION OF EDUCATION / CHILDREN ASSOCIATIONS / SOCIOCONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухоленцева Елена Николаевна

В статье рассматриваются общественные детские объединения как социальный институт воспитания. Отмечается ведущая роль детских объединений в воспитании детей. С позиций социально-контекстного подхода раскрывается общая специфика их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN ASSOCIATIONS AS AN INSTITUTION OF EDUCATION: SOCIO-CONTEXTUAL APPROACH

The article deals with public children’s groups as a social institution of education. The author notes the leading role of children associations in parenting. From the standpoint of social-contextual approach the author reveals the specifics of their total activity.

Текст научной работы на тему «Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход»

Е.Н. Сухоленцева

Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход

В статье рассматриваются общественные детские объединения как социальный институт воспитания. Отмечается ведущая роль детских объединений в воспитании детей. С позиций социально-контекстного подхода раскрывается общая специфика их деятельности.

Ключевые слова: социальный институт воспитания, детские общественные объединения, социально-контекстный подход.

Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и смысл труда, духовно-нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. В последнее время наблюдается утрата таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, культуре, труду. В среде подрастающего поколения все чаще наблюдается агрессия, разрушение традиционных национальных и общечеловеческих ценностей, снижение порога социальной чувствительности, прослеживается неуверенность в завтрашнем дне.

Все это во многом обусловлено состоянием современного общества, школы и такого неформального института социализации, как средства массовой информации. Поскольку усилились процессы деформации морально-нравственных и этических норм семьи, то и она утратила свой воспитательный потенциал.

В сложившейся ситуации заполнить возникшую «воспитательную нишу» в значительной мере способны детские общественные объединения. В настоящее время деятельность государства и общества по отношению к детям закреплена Национальным планом действий в интересах детей, Декларацией прав ребенка, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральной целевой программой «Дети России», программой развития воспитания в системе образования и др. локальными актами.

Была принята также Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., где большая роль отводится детским обществен-

Актуальные проблемы педагогики

ным объединениям, которые обладают большим воспитательным потенциалом. В документе подчеркивается, что детские общественные объединения способствуют формированию у детей духовно-нравственных ценностей, социальных компетенций и навыков взаимодействия с различными организациями, в том числе с представителями органов государственной власти и местного самоуправления [5].

однако, как отмечается в рекомендациях парламентских слушаний «Состояние детского движения в России и перспективы его развития», несмотря на положительные тенденции в развитии детского движения, в стране существуют ряд глубоких системных проблем:

1) детское движение не консолидировано; в стране отсутствует какой-либо координирующий общественный орган, что приводит к стихийности, локальности, снижению эффективности деятельности детских объединений; осложняет их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

2) руководители детских объединений не имеют необходимых компетенций и достаточного опыта работы в системе общественных объединений; устойчив стереотип представлений «государство должно»;

3) во многих субъектах Российской Федерации инфраструктура поддержки детских объединений, система повышения уровня компетенций руководителей и лидеров детских объединений формируется крайне медленно или совсем отсутствует;

4) абсолютное большинство детских объединений не имеет юридического лица, что не позволяет им в рамках установленной законодательством процедуры рассчитывать на финансовую поддержку;

5) отсутствуют правовые и экономические условия для поддержки информационно-коммуникативной деятельности и социальной инициативы подрастающего поколения [7].

Для решения данных проблем мы считаем необходимым разработать концептуальные основы и методическое обеспечение деятельности общественного объединения как социального института воспитания подрастающего поколения, имея при этом в виду, что существуют разные подходы к определению понятия «социальный институт».

В Новейшем философском словаре социальный институт определяется как «относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества» [10]. Практически то же самое определение дано в энциклопедии «Социология» [9]. Большой юридический словарь трактует данное понятие как форму организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; как элемент социальной структуры

общества. При этом выделяются экономические, политические, культурные, воспитательные социальные институты; они включают также совокупность социальных норм, образцов поведения и деятельности [1].

В своем исследовании мы рассматриваем социальный институт с позиций его возможностей социального воспитания детей и молодежи, при этом придерживаемся точки зрения А.В. Мудрика, который под социальным воспитанием понимает «...взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации» [4, с. 196].

Детские общественное объединения как социальный институт воспитания - это исторически сложившаяся объективная реальность жизнедеятельности детей под руководством взрослых, трехкомпонентного взаимодействия субъектов (лидер-руководитель - ребенок - среда), направленного на формирование духовной и социально-нравственной сфер личности. Если активен лидер, активен и ребенок, активна среда. В современном социальном институте личность ребенка признается равноправным субъектом познавательного и воспитательного процесса, он волен выбирать индивидуальный маршрут своего развития.

Учитывая точку зрения В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, можно отметить взаимосвязь системы, среды и пространства. Авторы считают, что воспитательные системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования компонентов среды и превращения ее в воспитательное пространство [8].

До настоящего времени в литературе выделялись два подхода к организации работы детских общественных объединений:

1) постепенный переход детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей и их стремлением к самоорганизации (П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко);

2) комплексные концептуальные разработки социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, признающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность (А.В. Волохов [3]).

основой функционирования данных моделей является передача знаний от взрослого к ребенку посредством взаимодействия в среде, создаваемой общественными организациями. Безусловно, они вносят вклад в методологию организации деятельности общественных объединений, но в современных условиях нужны более адекватные подходы и концепции к организации деятельности детских общественных объединений.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

В организации воспитательной системы общественного объединения мы опираемся на социально-контекстный подход, который, в свою очередь, основывается на теории и технологиях контекстного обучения и воспитания, развиваемых в течение более 30 лет в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого. контекстным является такое обучение и воспитание, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения - традиционных и новых - моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой деятельности [2].

контекст представляет собой систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации. При этом внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта человека, а внешний контекст - социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может осмысленно интерпретировать поступающую информацию. Человек стремится собрать всю возможную контекстную информацию о настоящем и будущем; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет осмысленно воспринимать настоящее [Там же].

В контекстном обучении и воспитании вместо ориентации на усвоение продуктов прошлого опыта реализуется установка на будущую жизнь каждой личности, детерминация будущим занимает место детерминации прошлым. Целью деятельности каждого члена объединения становится формирование способностей к выполнению социальной и предметнопрактической деятельности. Информация, которую получает каждый его участник, выступает в качестве средства регуляции своей деятельности и тем самым трансформируется в знание [10].

Основной единицей работы руководителя объединения (лидера в функции педагога) и самого ребенка в контекстном образовании становится ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости. Важной задачей руководителя становится выбор или создание адекватных целям деятельности объединения в учебных и воспитательных ситуациях условий принятия решений, социального и морального выбора, совершения поступка.

В традиционной модели деятельности общественного объединения доминируют субъект-объектные отношения: цели определяются взрослыми, а детям предлагается «добровольное» участие в их реализации. В этом случае формируется личность исполнителя. Социально-контекстное воспитание предполагает субъект-субъектные отношения, при которых каждый ребенок выступает в качестве субъекта собственного развития.

Детское общественное объединение выступает коллективным субъектом и влияет на ребенка посредством сложившихся ценностей и традиций [4].

Деятельность детских общественных объединений, организованная на такой основе, может выступать продуктивной моделью реализации национальной стратегии действий в интересах детей, повысить уровень их адаптации к современным социальным условиям, сформировать готовность к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации.

Библиографический список

1. Большой юридический словарь, 2010. URL: http://jurisprudence.academic.ru/ (дата обращения: 25.01.2014).

2. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М., 2010.

3. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1999.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006.

5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1.06.2012 г. № 761. URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 25.01.2014).

6. Новейший философский словарь. Минск, 1999. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_new_philosophy/1142/ (дата обращения: 25.01.2014).

7. Рекомендации парламентских слушаний «Состояние детского движения в России и перспективы его развития» (утверждены решением Комитета от 20.12.2012 г. пр. № 3.6-12/34). URL: (дата обращения: 25.01.2014).http://lib2. podelise.ru/docs/91747/index-7589.html/ (дата обращения: 25.01.2014).

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.

9. Социология: Энциклопедия. Минск, 2003. URL: http://sociology_encyclopedy. academic.ru/1023/ (дата обращения: 25.01.2014).

10. Сухоленцева Е.Н. Роль общественных объединений в воспитании детей группы риска: социально-контекстный подход // Образование и общество. 2013. № 2. С. 30-35.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.