УДК 373.5.022:373.068
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Е.Н. Сухоленцева
В статье рассматривается понятие «дети группы риска», раскрывается роль детских общественных объединений в воспитании детей группы риска, утверждается необходимость реализации в их работе социально-контекстного подхода
Ключевые слова: дети группы риска, детские общественные объединения, социально-контекстный подход к воспитанию детей группы риска.
В современных условиях поглощенность российского общества социально-
экономическими и политическими проблемами приводит к разрушению социальных связей и нравственных устоев, что, в свою очередь, обусловливает нетерпимость, агрессию и ожесточение людей, разрушает внутренний мир личности. Имеет место утрата общественных ценностей, таких как интерес к знаниям, культуре, труду. Особенно заметны эти явления в среде подрастающего поколения, где все чаще наблюдается агрессия, раздражение,
прослеживается неуверенность в завтрашнем дне, появляется большое число детей и подростков «группы риска». А ведь многие из них будут абитуриентами, а затем и студентами вузов, создавая проблемы уже в студенческой среде.
В научной литературе - социологической, психологической, педагогической - термин «группа риска» стал широко использоваться в конце ХХ-го века не только как самостоятельная смысловая единица, но и как синоним понятий «педагогически запущенные дети», «девиантные подростки», «дети с асоциальными отклонениями в поведении», лишенные должного родительского попечения, что, в свою очередь, приводит к социальным и интеллектуальным отклонениям.
Термин «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [12].
По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» - это лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения; это дети и подростки с отклонениями в развитии, не имеющие резко
Сухоленцева Елена Николаевна - ОГУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
выраженной психо-патологической
характеристики [2].
Другой подход к определению понятия «группа риска предлагает Д.Б. Воронцов» [7]:
- дети, требующие медицинской помощи. В их отношении в образовательном учреждении ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь подросткам развиваться в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности;
- педагогически запущенные дети, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск заключается в опасности совершения ими противоправных действий;
- неуспевающие дети - те, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, низким качеством, слабой ориентированностью в школьных предметах;
- недисциплинированные дети, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, хотя, как свидетельствуют выводы многих авторов, у каждого подростка за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми [7].
По мнению В. Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких групп подростков, которые оказываются в поле контекстных
значений термина «дети и подростки группы риска»: родителей или лиц, их заменяющих.
- безнадзорные - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны - беспризорные - дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
- дети-беглецы - убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [1].
Очень часто происходит отождествление понятий «трудность» и «риск». При этом к данной категории относят:
недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей [7]. Относительно данного подхода, английские психологи Хеввит и Дженкинс выделяют следующие группы: 1) дети с «социализированными формами»
антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат; 2) дети с несоциализированным антиобщественным
агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности [10].
В статье 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено еще одно понятие как синоним понятия «дети группы риска»: «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сюда вошли дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети с ограниченными возможностями психического или физического здоровья; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях
воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [16].
Как подчеркивает Л.Я. Олиференко, неопределенность термина «дети группы риска» начинается с того, что речь фактически идет о двух факторах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории, с другой стороны, риск, которому они сами постоянно подвергаются в обществе: потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития (Цит. по: [2]).
Формально, юридически дети и подростки «группы риска» могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение и т.д.), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда в полной мере не реализуются или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами: право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития и право на образование. Сами дети не могут своими силами разрешить эти проблемы зачастую потому, что они их не осознают или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, не получают социально-педагогической поддержки [2].
Во многих литературных источниках подростковый возраст описывается как возраст, в котором встречается наибольшее число детей со школьной дезадаптацией, трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития. Отсюда возникает необходимость особого внимания к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений.
Неуспешность в деятельности, невладение знаниями социально-экономического характера, неумение строить отношения в игре и учении, то есть низкая социальная компетентность такой группы подростков, влияет на уровень их социального развития, адаптацию в образовательном учреждении, среди друзей. Это приводит к тому, что у подростков «группы риска» формируются следующие особенности:
- отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия [9];
- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей [9];
- эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия [9];
- педагогическая запущенность [2];
- среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье. В то же время эти ценности представляются подросткам недоступными: высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса [7];
- отсутствие (снижение) учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений [2];
- «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска: они видят, что многие из тех, кто плохо учился или совсем не учился, в жизни преуспели. О реальных путях достижения такого «успеха» подростки не задумываются [9];
- стремление к легкой жизни, удовольствиям
[9];
- искажение направленности интересов: свободное времяпровождение в подъезде, на улице, только подальше от дома; ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска) [9];
- низкая работоспособность вследствие соматической ослабленности и в связи с повышенной утомляемостью [2];
- подверженность алкоголизму и наркомании, тесным образом связанная с совершением правонарушений (если не является первопричиной), что в комплексе приводит к полному разрушению личности. Поэтому о необходимости своевременного принятия мер по профилактике правонарушений, алкоголизма и наркомании говорить уже бесполезно, в сложившейся ситуации нужно активно и грамотно действовать [13].
Большинство педагогов характеризует этих детей группы риска как неудобных,
неуправляемых, поскольку на них приходится затрачивать намного больше сил, чем на других детей, направлять усилия на работу с семьей. Такие дети чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности: не могут изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; принимать
самостоятельные решения или делать вывод и др. Подобная несостоятельность переживается подростком как неполноценность, ущербность, непохожесть, отрицательная исключительность и является источником психического дискомфорта, эмоционально отрицательных переживаний, конфликтов, агрессивности.
Значимой причиной попадания подростка в «группу риска» И.В. Дубровина считает процессы, происходящие в нем самом. Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
Неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем отягощает психическое и физическое состояние подростка. Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания [10].
Не менее важной причиной является неблагополучные взаимоотношения в семье, делающие положение подростков исключительно тяжелым. От того, в каких условиях происходит воспитание подростка, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей. Семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения. Неполная семья негативно влияет на ребенка.
Исследование, проведённое демографом Е.Б. Бреевой, выявило, что лишь 25% убежавших из дома детей живут в полной семье [3]. Однако не менее тяжёлое положение наблюдается у беспризорников из повторно брачных семей: с матерью и отчимом проживали более трети всех ушедших из дома.
Именно подростки являются потенциально наиболее значимым фактором социокультурных изменений. Зачастую изменения в их ценностной системе влекут за собой рост девиантных ценностей (или «антиценностей»). В стабильном обществе они присущи небольшой части населения и не имеют возможности распространяться, так как их сдерживает общественное мнение. Переоценка ценностей является своеобразным приспособлением к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентаций, норм поведения. Подростки ориентируются, в первую очередь, на собственные интересы, абсолютно разделяя психологию индивидуализма. Их поведение характеризуются отклонениями от социальных норм, начиная с мелких проступков, не представляющих социальной опасности, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности,
употребления алкогольных, наркотических,
токсических средств, разрушающих психику, проституцией и заканчивая деяниями уголовно-наказуемого характера. Многие дети «группы риска» из-за ограниченной социальной активности с трудом налаживают свою дальнейшую жизнь.
Таким образом, большая группа подростков по определенным параметрам может быть отнесена к категории «риска». Их отношение с окружающими не всегда соответствуют принятым в обществе социальным и морально-нравственным нормам, что ведет к разного рода противоречиям. Они более других подвержены негативному внешнему воздействию и отличаются от других подростков своим поведением. Причины попадания в «группу риска» определяются психофизиологическими особенностями подросткового возраста, особенностями взаимодействия детей со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе, изоляцией от товарищей, средовой дезадаптацией вообще, стремлением утвердить себя любым способом и в любой малой группе, дефектами школьного и семейного воспитания, экологией, социально-экономическими и политическими условиями существования общества.
Воспитание подрастающего поколения -одна из наиболее острых, сложных и запущенных проблем современного образования [7]. Именно поэтому, первоочередной задачей государства по отношению к детям группы риска становится обеспечение гарантии их прав на выживание, полноценное развитие и защиту, оптимизация процесса их социализации и адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. В этой связи растет потребность в поиске новых подходов и технологий, направленных на формирование и развитие активной интеллектуальной, общественной и коммуникационной деятельности каждой личности.
Актуальность данной проблемы
определяется провозглашением стратегии качественного обновления страны и ее главной цели: создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, повышение качества жизни людей, приумножение лучших традиций системы образования, повышение его качества. В свою очередь, это предполагает необходимость пересмотра системы воспитания подрастающего поколения, сложившейся еще в советский период, и разработки концептуальных основ воспитания, адекватных современным реалиям жизни людей.
Заполнить возникшую «воспитательную нишу» в значительной мере способны детские общественные объединения. Согласно
Федеральному закону РФ «Об общественных объединениях», детское общественное
объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан в возрасте от 7 до 17 лет, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[17].
Общественное объединение играет огромную роль в воспитании детей группы риска, поскольку создает благодатную почву для взаимопонимания и удовлетворенности взаимоотношениями; позитивного настроения; сплоченности и сознательности; продуктивного взаимодействия в коллективе; удовлетворения потребности в безопасности, усвоения
нравственных норм и идеалов; удовлетворения социальных потребностей (в любви, в уважении, признании, общественном одобрении); удовлетворения и развития познавательных потребностей в особой области интересов; удовлетворения потребности в преобразующей области (склонности); удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира.
Добровольческая деятельность членов общественного объединения, вытекающая из осознания гражданского и этического долга позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения, получить поддержку в дружеском взаимодействии, свидетельствует о росте уровня их личностного развития. Она дает каждой личности реальную возможность проявить себя в различных моделях[15]. Наиболее эффективным в организации такой деятельности общественного объединения является, по нашему мнению, социально-контекстный подход,
предполагающий создание психолого-
педагогических условий постановки ребенком собственных целей, сначала в сотрудничестве с педагогом, а затем и самостоятельно, поиска и реализации путей их достижения, для движения от творческой деятельности к овладению необходимыми навыками нормальной жизни в обществе [4].
В соответствии с социально-контекстным подходом образовательный процесс
общественного объединения, органичной составной частью которого является процесс воспитания, должен строиться на основе «субъектно-субъектных» отношений всех его участников, включая руководство и членов коллектива. Объектом воздействия выступает при этом не поведение членов объединения, а «выращивание» субъективно-свободного
отношения к нравственными нормами и социальным ценностями, предстающими перед ними в момент взаимодействия. Каждый ребенок должен стать субъектом собственной жизни,
способным самостоятельно делать осознанный выбор и тем самым быть свободным.
При этом мы исходим из того, что содержательная характеристика воспитания выражается, в конечном счете, в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет, пишет А. А. Вербицкий, нравственной аспект, которому нельзя научить посредством передачи знаний о существованием и должном, но к которому можно приобщить путем воспитания, переживания и чувства, присвоения морально-нравственных основ бытия на опыте совершения личностью собственных поступков. В отличие от обучения, опирающегося, прежде всего, на логику и когнитивные процессы, в воспитании преобладают эмоциональный, ценностно-ориентационный и поведенческий компоненты активности, межличностные отношения, вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, нравственную позицию применительно к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе [4],[6].
Обучение имеет дело преимущественно с искусственными объектами и системами -знаковыми, символическими, модельными. Воспитание же опирается на реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей действительности,
способные вызывать у человека эмоциональные переживания и нравственные чувства [6]. Подобные условия и создаются в результате реализации социально-контекстного подхода к организации воспитательной деятельности общественных детских объединений, в том числе для детей группы риска [4].
При этом в качестве единицы или своего рода «клеточки» воспитания ребенка из группы риска мы рассматриваем, вслед за А.А. Вербицким, не предметное действие, а поступок как форму личностной активности человека, социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека и коррекцию собственных поведения и деятельности с учетом этого отклика. Поступок означает свободный выбор человеком тех или иных альтернатив действий, следовательно, налагает на него ответственность за их последствия. Поступок обладает одновременно качеством предметности, технологичности и социальности, поэтому выступает единицей жизни, познавательной и профессиональной деятельности человека. Внешне поступок может принимать форму действования или бездействия, однако в обоих случаях предполагает выбор и тем
самым утверждение себя в социуме как свободного человека [6].
Возможность морального выбора и нравственного поступка, иначе говоря, возможности воспитания возникают, согласно Л. С. Выготскому, в социальной ситуации развития, характеризующей место человека в системе социальных отношений [6]. Это,
прежде всего, формы совместной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия детей и воспитателей, которые должны стать ведущими в деятельности общественных детских объединений. Именно в общении происходит активное формирование нравственных норм и социальных ценностей. Оно является фактором, способствующим четкому осознанию своей значимости в общем деле, формирующим личную заинтересованность в достижении поставленных целей. Участвуя в деятельности общественного объединения, каждый ребенок имеет реальную возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и способностей.
Особые требования с позиций социально-контекстного подхода предъявляются к руководителю общественного объединения. Демонстрируя свою расположенность к детям, он должен создавать благоприятную атмосферу и комфортный психологический климат для проявления творчества и находчивости в новом, нехарактерном для каждого ребенка виде деятельности. Образовательная деятельность общественного объединения реализуется с помощью разных форм контекстного обучения и воспитания: семинаров-дискуссий, ролевых и деловых игр, игрового проектирования, мозгового штурма, разрешения разного рода предметных и социальных ситуаций и др.
Таким образом, социально-контектный подход к организации жизни и деятельности общественных объединений позволяет на современной научной основе создавать благоприятные условия для духовно-
нравственного воспитания подрастающего поколения, вносить свой вклад в формирование молодежного потенциала страны.
Литература
1. Альперович, В.Д. Трудные дети семей «риска»/ В.Д. Альперович// Журнал практического психолога. 2000. №8-9, С.106-109.
2. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен/ Л.Н. Антонова // Педагогика 2010. №9. С.28-33.
3. Бреева, Е. Б. Основы демографии: учебное пособие / Е. Б. Бреева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 352 с.
4. Вербицкий А.А., Сухоленцева Е.Н. Технология деятельности общественных объединений как образовательной системы: социально-контекстный подход // Педагогика. -2013.- № 4 - С.65-73.
5. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. -М.: ИЦ ПКПС, 1999.
6. Вербицкий, А. А. Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» / А. А. Вербицкий , 2010.- № 4.
7. Воронцов, Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска". Автореф. дисс... канд. пед. наук, Кострома, 2006.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
9. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками «Группы риска» / О. Л. Гончарова// «Современная наука: Актуальные проблемы теории и
Орловский государственный университет
практики» «Гуманитарные науки», 2011. № 4 // [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn04-11/289-a.
10. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, - Москва: Просвещение, 1991. - 303 с.
11. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатора / А.Е. Личко — Л.: Лениздат, 1983.- 124 с.
12. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений// Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с.
13. Повышение мотивации к социально значимой деятельности средствами трудового воспитания / Методическое пособие, - М, 2009.
14. Работа с трудными детьми // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2038-rabota-s-trudnymi-detmi.
15. Сухоленцева Е.Н. Роль общественных объединений в воспитании детей группы риска: социально-контекстный подход// Образование и общество. - 2013.- №2. - С.30-35.
16. Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html.
17. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ
// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob/76 1 .html#p45
THE PROBLEM OF EDUCATION OF CHILDREN AT RISK E.N. Suholentseva
The paper discusses the concept of "children at risk", explores the role of children's public associations in the education of children at risk, affirms the need to implement in their work and social-contextual approach
Key words. children at risk, children's associations, socio-contextual approach to the education of children at risk