Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие библиотек с детьми "группы риска"'

Информационное взаимодействие библиотек с детьми "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1446
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ЗАВОДОУКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР / КОРРЕКЦИЯ БЕЗНАДЗОРНОСТИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ДЕТИ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / STREET CHILDREN / CHILDREN AT RISK / ZAVODOUKOVSK LIBRARY CENTER / NEGLECT CORRECTION / DISADVANTAGED CHILDREN / NEGLECT PREVENTION / DEVELOPMENTAL READING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долговых Ирина Валерьевна, Маслакова Мария Владимировна, Патракова Людмила Ивановна

Знание библиотечно-информационными работниками социально-психологических методов работы с детьми «группы риска» позволяет корректировать воспитательную и профилактическую работу с помощью библиотечных мероприятий и чтения. Актуальность темы возрастает в связи с увеличением числа беспризорных, неблагополучных, неполных, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных детей; семей, использующих деструктивные методы воспитания; детей с врожденными нарушениями физического и психологического развития, которые, попадая в «неблагоприятную среду», становятся на путь асоциального поведения, дисгармоничного развития и, как следствие, оказываются в «группе риска». Цель статьи определение возможностей участия библиотеки в профилактике безнадзорности детей «группы риска». Изучение специфики работы библиотекарей с этой категорией детей показало, что современная библиотека может способствовать уменьшению числа «неблагополучных детей», оздоровить социальную среду, сделать ее более дружелюбной и безопасной для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information interaction of libraries with children at risk

The topic relevance is increasing due to the children number rise of homeless, dysfunctional, incomplete, low-income, left without parental care, from families using destructive methods, bringing to congenital disorders of the physical and psychological development, who could falling into unfavorable environment take the path of asocial behavior, disharmonious development and, as a result, getting into the «risk groups». The article objective is to determine the library involvement in preventing the children at risk neglect through multiformat forms of the work popularizing books and reading for the educational and cultural development of children. N. V. Stetsenko describes children at risk groups as exposed to biological, psychological, social influences, their tendency to offenses, violence and other types of antisocial behavior. Сhildren at risk include the following categories: gifted children; poorly educated; children with disabilities; children from problem and dysfunctional, asocial families; pedagogically neglected children; children from families in need of socio-economic and socio-psychological assistance and support. Currently, the work of a librarian with children at risk is an urgent problem related to growth of families and minors of the «special attention group», where the library task is to reach the maximum number of children attracted to the library. Difficult children is a complicated category; therefore, library and information workers need to know the characteristics of such children, effective methods and methods of educational and preventive work. Сhildren at risk need to adapt to the world around them, broaden their horizons, communicate with their peers, organize leisure activities, express themselves creatively, receive information and services, and satisfy their intellectual needs. The library has the staff, resources and means capable to form a harmoniously developed child personality , including children at risk. The library is designed to create for readers not only comfortable (it's important), but productive conditions with the point of intellectual growth, for example, the reader’s participation in organizing library activities (storytelling, makerspace, creative workshops, etc.). The modern library helps to reduce the number of «disadvantaged children», heals the social environment, makes it more friendly and safe for a child.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие библиотек с детьми "группы риска"»

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

УДК 021.3:364.4-053.2 ББК 78.373 + 78.38

DOI 10.20913/1815-3186-2019-1-64-70

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕК С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» © И. В. Долговых*, М. В. Маслакова**, Л. И. Патракова***, 2019

* Заводоуковский библиотечный центр, Заводоуковск, Россия; e-mail: [email protected] ** Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Россия *** Центральная детская библиотека, Нижневартовск, Россия

Знание библиотечно-информационными работниками социально-психологических методов работы с детьми «группы риска» позволяет корректировать воспитательную и профилактическую работу с помощью библиотечных мероприятий и чтения. Актуальность темы возрастает в связи с увеличением числа беспризорных, неблагополучных, неполных, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных детей; семей, использующих деструктивные методы воспитания; детей с врожденными нарушениями физического и психологического развития, которые, попадая в «неблагоприятную среду», становятся на путь асоциального поведения, дисгармоничного развития и, как следствие, оказываются в «группе риска». Цель статьи - определение возможностей участия библиотеки в профилактике безнадзорности детей «группы риска». Изучение специфики работы библиотекарей с этой категорией детей показало, что современная библиотека может способствовать уменьшению числа «неблагополучных детей», оздоровить социальную среду, сделать ее более дружелюбной и безопасной для ребенка.

Ключевые слова: безнадзорные дети, дети «группы риска», Заводоуковский библиотечный центр, коррекция безнадзорности, неблагополучные дети, профилактика безнадзорности, развивающее чтение

Для цитирования: Долговых И. В., Маслакова М. В., Патракова Л. И. Информационное взаимодействие библиотек с детьми «группы риска» // Библиосфера. 2019. № 1. С. 64-70. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-64-70.

ш О z ш

о

СЛ >-

ОС

с

ОС

m

Information interaction of libraries with children at risk I. V. Dolgovykh*, M. V. Maslakova**, L. I. Patrakova***

* Zavodoukovsk Library Center, Zavodoukovsk, Russia; e-mail: [email protected] ** Jyumen State Institute of Culture, Xyumen, Russia *** Central Children's Library, Nizhnevartovsk, Russia

The topic relevance is increasing due to the children number rise of homeless, dysfunctional, incomplete, low-income, left without parental care, from families using destructive methods, bringing to congenital disorders of the physical and psychological development, who could falling into unfavorable environment take the path of asocial behavior, disharmonious development and, as a result, getting into the «risk groups». The article objective is to determine the library involvement in preventing the children at risk neglect through multiformat forms of the work popularizing books and reading for the educational and cultural development of children.

N. V. Stetsenko describes children at risk groups as exposed to biological, psychological, social influences, their tendency to offenses, violence and other types of antisocial behavior. Children at risk include the following categories: gifted children; poorly educated; children with disabilities; children from problem and dysfunctional, asocial families; pedagogically neglected children; children from families in need of socio-economic and socio-psychological assistance and support.

Currently, the work of a librarian with children at risk is an urgent problem related to growth of families and minors of the «special attention group», where the library task is to reach the maximum number of children attracted to the library. Difficult children is a complicated category; therefore, library and information workers need to know the characteristics of such children, effective methods and methods of educational and preventive work. Children at risk need to adapt to the world around them, broaden their horizons, communicate with their peers, organize leisure activities, express themselves creatively, receive information and services, and satisfy their intellectual needs. The library has the staff, resources and means capable to form a harmoniously developed child personality , including children at risk.

The library is designed to create for readers not only comfortable (it's important), but productive conditions with the point of intellectual growth, for example, the reader's participation in organizing library activities (storytelling, makerspace, creative workshops, etc.).

The modern library helps to reduce the number of «disadvantaged children», heals the social environment, makes it more friendly and safe for a child.

Keywords: street children, children at risk, Zavodoukovsk Library Center, neglect correction, disadvan-taged children, neglect prevention, developmental reading

Citation: Dolgovykh I. V., Maslakova M. V., Patrakova L. I. Information interaction of libraries with children at risk. Bibliosphere. 2019. № 1. P. 64-70. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-64-70.

Актуальность проблемы работы с детьми «группы риска» обусловлена общественными и потребительскими трансформациями, утратой социально значимых ориентиров, беспомощностью, разнообразием трудностей и неумением детей их преодолеть. Отклонения в поведении детей, которые в психолого-педагогической литературе обозначаются как «трудные дети» - трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети «группы риска», дети с девиантным поведением, безнадзорные, - являются следствием социально-экономических проблем.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» указаны проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей и подростков среды: сокращение общего количества детей, обнаружение заболеваний и функциональных отклонений у детей дошкольного и школьного возраста, увеличение нарушений прав детей, подростковый алкоголизм, наркомания и токсикомания, незащищенность детей от противоправного контента в интернете, увеличение доли малообеспеченных детей и пр.1 Проблемы детства и пути их решения нашли отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»2, «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.»3. По утверждению Д. Е. Симановой, «в организации и обеспечении процесса социального воспитания заинтересованы личность, общество и государство» [8, с. 206].

Для решения проблем рекомендуется объединение усилий государственных и социальных институтов (семьи, школы, библиотеки), благодаря которому ребенок сможет распознать грани ответственности, раскрыть и реализовать свой по-

1 Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы : указ Президента Рос. Федерации от 01.06.2012 г. № 761. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc= 1&nd=102156900 (дата обращения: 16.11.2018).

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102125730&rdk=2 (дата обращения: 16.11.2018).

3 Концепция демографической политики Российской

Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 09.10.2007 г. № 1351. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&firstDoc= 1 &lastDoc= 1 &nd=102117162 (дата обращения: 16.11.2018).

тенциал, сформировать и развить личностные и когнитивные качества, отрегулировать информационные воздействия внешней среды, осознать свою роль, значимость в социуме.

Последовательное и систематическое информационное взаимодействие библиотек с детьми «группы риска» способно снизить риск социального сиротства, восстановить потенциал семьи, предупредить возникновение таких асоциальных явлений, как безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Проблемы, связанные с работой с детьми «группы риска», все чаще становятся предметом изучения как отечественных, так и зарубежных специалистов. Так, различные детские «группы риска» изучали Д. ван дер Верф, Н. Луман [13], Х. Перес-Падилья [12]; проблемы детей, находящихся в социально опасном положении, изложены в исследованиях В. Д. Альперовича, Л. П. Гараниной, С. А. Лисицыной, Л. Я. Олифе-ренко [7], С. В. Тарасова, Т. И. Шульги [7, 11]; направления социальной работы с детьми «группы риска» представлены в трудах: О. В. Андреевой, И. А. Григорьевой, Д. Е. Симановой [8], Н. В. Стеценко [10]; особенности библиотечного обслуживания детей «группы риска» освещены в работах С. М. Бондаренко, В. А. Бородиной, О. П. Дидковской [2], Т. М. Гниломедовой [1], Л. И. Петровой, А. Н. Свиридовой, Г. В. Соболевой [9], Т. В. Соколовой, Н. П. Ткач, Е. В. Труфановой, М. В. Шайбековой, Ю. Б. Шевченко. Несмотря на разработанность этой проблематики с психолого-педагогической точки зрения, стоит отметить отсутствие единых, системно-ориентированных методик и подходов для библиотечно-информационных специалистов при работе с детьми «группы риска».

Понятие и общая характеристика детей «группы риска»

Специалистами предложены условные обозначения основных проблемных групп детей, находящихся в зоне риска или могущих попасть в группу риска при отсутствии адекватных условий развития, сопровождения в образовательных заведениях, родительского внимания и воспитания, удовлетворения их индивидуальных специальных потребностей: 1) одаренные дети; 2) слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии); 3) больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья,

ш s

I ш CI ш m О ы ш н О s с

LU

s

LU

Ш О z

Ш

о

w >

GC <

GC

m

психофизически и соматически ослабленные); 4) дети из проблемных и неблагополучных, асоциальных семей; 5) педагогически запущенные дети4; 6) дети, оставшиеся без попечения родителей; 7) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Многозначность понятия «дети группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом говорит о существенных различиях в его интерпретации. Н. В. Стеценко характеризует детей «группы риска» как детей, «подверженных воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения» [10]. По мнению Л. Я. Олиференко и соавторов, дети «группы риска» - «это та категория, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [7, с. 53]. Иными словами, такие дети «трудные» не только потому, что взрослым трудно с ними, но и потому, что им трудно с самими собой.

Наибольшее значение в плане воспитания и развития детей, по мнению специалистов, имеют следующие факторы социального риска: социально-экономические; медико-социальные; социально-демографические; социально-психологические [11].

В категорию «трудных» попадают самые разные дети: агрессивные, прогуливающие школьные занятия, неуспевающие, ничем не интересующиеся, дети, не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу. У детей «группы риска» выражена склонность к отклоняющемуся (деви-антному), асоциальному и аутодеструктивному поведению.

Зарубежные исследователи (Victor Grimaldi, Javier Perez-Padilla, Miguel Angel Garrido и Barbara Lorence [12]) провели изучение эффективности «шкалы детского благополучия», результаты которого показали высокую прогностическую возможность такого анализа. Предпочтения современных детей сводятся к материальным брендам, моде, мультимедийным технологиям, цифровой среде, гаджетам, а книжная культура перешла в разряд антиценностей. Контакт с книгой преимущественно присутствует в семьях, имеющих хоть какой-то достаток, а дети из неблагополучных семей такую возможность утратили, заменив чтение бездумным образом жизни

4 Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска. URL: https://pandia.ru/text/77/129/ 219.php (дата обращения: 24.10.2018).

и асоциальной средой. Поэтому дети «группы риска» нуждаются в адаптации в окружающем мире, социальной реабилитации, расширении кругозора, общении со сверстниками, организации досуга, творческом самовыражении, в получении информации и услуг, удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. И как раз библиотека обладает кадрами, ресурсами и средствами, способными формировать гармонично развитую личность ребенка, в том числе из «группы риска».

Поддержка детей «группы риска» библиотечно-информационными средствами

В соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»5 библиотеки работают с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, особенно нуждающимися в помощи, поддержке, развитии. Работа библиотек по профилактике и коррекции безнадзорности позволяет удерживать часть детей от попадания в асоциальные компании, совершения преступлений, употребления алкоголя и наркотиков, а также дает им возможность лучше адаптироваться в обществе. Любое посещение такими детьми и подростками современной библиотеки - это выход из замкнутого круга общения, окно в мир знаний, новые впечатления, новые возможности. Привлечение к чтению детей «группы риска» Г. В. Соболева рассматривает не только как возможность получения ими информации, проведения досуга, но и «как путь положительного воздействия на трудного подростка, как средство поддержки и защиты его духовной жизни» [9, с. 25].

Психологи утверждают, что от пагубного пристрастия к антисоциальным и негативным явлениям удержать ребенка помогут три условия: 1) положительный пример взрослого и здоровые отношения «ребенок - родитель», «ребенок - учитель» и т. д.; 2) самоуверенность ребенка, себялюбие и знание, что он любим; 3) наличие полезного увлечения.

Основываясь на этих позициях, библиотекарь с помощью различных форм и методов библиотечной деятельности строит стратегию и тактику воспитательного воздействия на детей, относящихся к «группе риска» [2, с. 16].

Современное решение и профилактика проблем, связанных с взаимодействием с детьми «группы риска», уже давно вышли за рамки исключительно психолого-педагогической практики, поскольку тяжесть работы по осуществлению

5 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон Рос. Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbo dy=&vkart=card&nd=102060520&rdk=&firstDoc=1&lastDoc=1 (дата обращения: 16.11.2018).

мер по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, то есть по оказанию реальной помощи ребенку, находящемуся в социально опасном положении, ложится не только на работников комиссии по делам несовершеннолетних и на социальных работников, но и на работников культуры, в частности библиотекарей.

Никлас Луманн полагает, что выявление технологических и экологических проблем современного общества в контексте проблемы риска присуще социальным наукам [13, с. 11]. В свою очередь, социальная ответственность является основой общественного характера библиотечной профессии, главные задачи которой - популяризация знаний о воздействии информации, обучение читателя защите от информационной агрессии и использованию экологически чистой информации, то есть «информации, действующей во благо человека, способствующей его совершенствованию, духовному очищению» [4, с. 60].

Библиотека все чаще становится одной из «площадок профилактики безнадзорности», поскольку это продиктовано ее статусом - открытости и доступности для разных социальных слоев населения, в том числе и для детей из неблагополучных семей и семей «группы риска»6. Предназначение современной библиотеки, в контексте заявленной темы, сводится к возможности образовательного и культурного развития, неформального непрерывного образования, предоставления свободного доступа к ресурсам библиотеки, организации пространства для коворкинга и реализации новых медиаформа-тов продвижения чтения. Итак, библиотека -это безопасная мультиформатная площадка мотивации и развития детей «группы риска». Главное, чтобы дети «группы риска», оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имели возможность оперативно получать качественную информацию, брать на дом интересующие книги, общаться, с пользой проводить досуг, чувствовать свою уникальность и полезность. Любое посещение такими детьми и подростками современной библиотеки - это выход из замкнутого круга общения, окно в мир книг, новые впечатления, новые возможности.

Исследования детей «группы риска», проведенные кафедрой социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского института культуры в 2015 г., выявили особенности чтения детей «группы риска»: узость читательских интересов

6 Опыт работы библиотек Хабаровского края по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-290009.html (дата обращения: 24.10.2018).

при устойчивой потребности в чтении и получении информации из каких-либо источников, склонность к простым по содержанию, малообъемным и богато иллюстрированным текстам [5]. В свою очередь, опрос и наблюдение указали на реальную возможность корректирующего влияния на поведение и формирование личности детей «группы риска» через книгу и чтение. Работа по читательскому развитию личности с детьми «группы риска» должна совмещать библиотерапию и развивающее чтение (при условии учета реальных интересов и особенностей восприятия информации читателями) как профилактические и корректирующие методы влияния на поведение и формирование мировоззрения детей и подростков «групп риска» [5, с. 3].

Исследование И. В. Долговых детей «группы риска» г. Заводоуковска и Заводоуковского городского округа (ЗГО) Тюменской области в 2017 г. показало, что специалистами детской библиотеки ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» активно ведется индивидуальная и массовая работа по привлечению к книге и чтению детей «группы риска». Стоит отметить, что на момент исследования в списках под названием «Информация о занятости детей группы "особого внимания"» в учреждениях культуры ЗГО было 454 ребенка, 238 из них являлись постоянными пользователями библиотек. Работа библиотек ЗГО по привлечению детей из «группы особого внимания» к участию в досуговых мероприятиях, клубных и кружковых формированиях дала свои положительные результаты: все больше ребят становятся постоянными читателями, участниками летних программ отдыха и массовой деятельности, хорошими друзьями библиотеки и активными гражданами, не заинтересованными в правонарушениях.

В детской библиотеке ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» имеется уже отлаженная технология работы с детьми «группы риска»:

1) встречи, беседы со специалистами (социальный педагог и психолог);

2) составление списка детей, входящих в группу риска, в том числе состоящих на внутриш-кольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), детей из семей социально-опасного положения (ДЕСОП);

3) охват библиотечным обслуживанием данной категории детей;

4) осуществление индивидуальной работы с детьми «группы риска»;

5) привлечение детей «группы риска» в библиотеку через программы, клубы и кружки по интересам.

Привлечь «трудных» подростков и детей из социально неблагополучных семей к культуре чтения книг, массовым мероприятиям и различным конкурсам - задача непростая. Но вместе с тем это одно из немаловажных направлений

ш

X I ш d ш m

О ^

ш н О X

с

LH X LH

Ш О z

Ш

о

w >

GC <

GC

m

деятельности детских библиотек. Например, реализуются проекты:

• Свердловской областной библиотекой для детей и молодежи им. В. П. Крапивина - ШеНиЬ-лаборатория для подростков «Школа взрослой жизни»;

• ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» -проект по работе с детьми «группы риска»;

• Пролетарской модельной библиотекой-филиалом № 23 МУК «ЦБС Ракитянского района» - «Библиотека - центр реабилитации подростков с девиантным поведением»;

• Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовска - «Подросток ищет героя».

Деятельность библиотек уже сама по себе есть профилактическая работа, так как они предоставляют возможность для содержательного и полезного досуга, организуя занятость различных категорий населения. Ведь все мероприятия, проводимые библиотеками, направлены на формирование позитивных жизненных установок, активной гражданской и жизненной позиции, а также негативного личностного отношения к различным проявлениям асоциального поведения. Одним из главных направлений деятельности детских библиотек, по мнению Е. Дудниковой, является профилактика правонарушений, которая должна отражаться в отчетно-плановой документации деятельности библиотеки [3, с. 40].

К основным направлениям деятельности библиотек по содействию в организации работы с детьми «группы риска» относятся: привлечение детей в библиотеки; приобщение детей к книге и чтению; профилактика правонарушений и преступлений; организация досуга для подрастающего поколения в каникулярное время; пропаганда здорового образа жизни; воспитание правовой и патриотической культуры детей; создание условий для гармонизации духовно-нравственного здоровья детей7.

Среди традиционных форм работы с детьми «группы риска» стоит указать:

1) индивидуальную работу; 2) массовые мероприятия; 3) клубы по интересам; 4) оформление и хранение накопительного материала;

5) оформление выставок (например, по профилактике правонарушений и преступлений);

6) издательскую деятельность (буклеты, памятки, информационные листовки, закладки, содержащие информационный материал по актуальным темам и по профилактике здорового образа

7 Отчет работы Анашенской поселенческой библиотеки с детьми, находящимися в трудном положении, по профилактике правонарушений. URL: http://anashbiblioteka.ucoz.com/news/otchet_ raboty_anashenskoj_poselencheskoj_biblioteki_sdetmi_nakhodjash-himisja_v_trudnom_polozhenii_po_profilaktike_pravonarushenij_za_ 2017god/2018-01-10-5 (дата обращения: 16.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни); 7) работу с родителями (организация встреч с психологами, работниками КДН и другими специалистами).

При работе с детьми «группы риска» специалистами отмечен ряд особенностей учета и ведения документации:

1) списки детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних районного отдела внутренних дел (ПДН РОВД), на вну-тришкольном учете, на учете в банке ДЕСОП, списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, списки детей-инвалидов, списки детей из малообеспеченных семей;

2) читательские формуляры несовершеннолетних, относящихся к различным категориям учета, отмечены специальным знаком;

3) персонифицированные отчеты, в которых отслеживаются и фиксируются причины непосещения детьми библиотеки;

4) журнал учета досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на всех видах профилактического учета, в котором отмечается дата, время посещения ребенком библиотеки и форма его досуга8.

Использование в работе библиотек системно-ориентированного подхода позволит последовательно организовывать работу с детьми «группы риска», поможет снижению риска социально неблагополучных детей, реанимированию семейных ценностей, предотвращению антиобщественных явлений в виде безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности необходимо активизировать работу библиотек по привлечению детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, в клубные формирования по патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, формированию художественных потребностей, интересов и вкусов, ориентированию на здоровый образ жизни. Поэтому работники библиотек должны применять востребованные и стимулирующие формы работы (в частности, детьми «группы риска»), мотивирующие к полезному, позитивному, продуктивному времяпровождению. Таким занятием может стать посещение библиотеки, выступающей в виде мультицентра (модельной библиотеки). Библиотека как мультицентр обладает внешней и внутренней привлекательностью, информационным комфортом, доступностью, возможностью неформального и непрерывного образования и реализации творческого потенциала. Заставить читать ребенка силой невозможно, а новый формат библиотеки способен «завлечь», заинтересовать книгой.

8 Отчет о работе Юрьянской районной. URL: http://rykovodstvo. ru/exspl/42519/index.html?page=11 (дата обращения: 16.11.2018).

Время модернизаций, как технических, так и социальных, безусловно, внесло много нового в работу библиотек, позволив ввести современные формы работы с читателями: от проведения библиотечных бесед, уроков и мероприятий с элементами театрализации до применения «УЯ-технологий в продвижении чтения», создания в библиотеках социальных гостиных, детских зон, медиацентров и пр. И, конечно же, во всех мероприятиях обязательно должна присутствовать пропаганда чтения. С подростками посредством сторителлинга, тренингов, игр, диспутов, ток-шоу можно обсудить рассказы или статьи из газет, журналов, форумов на нравственные темы. Интересными, удобными для родителей и набирающими популярность у детей являются услуги библиопродленки, библионяни, где дети могут достойно развиваться и самореализовываться, получать в форме игры библио-течно-информационное знание, способствующее не только обеспечению доступа к качественной информации, но и формированию у детей информационной культуры [6, с. 115].

Заключение

Таким образом, современная библиотека способствует уменьшению числа «неблагополучных детей», оздоравливает социальную среду, делает ее более дружелюбной и безопасной для ребенка.

Для уменьшения количества детей «группы риска» теоретики и практики библиотечно-ин-формационной сферы предлагают модернизировать формы работы с такими детьми, например, посредством разработки и реализации библио-течно-образовательных и/или библиотечно-про-филактических проектов, способствующих повышению результативности и профилактике целенаправленной и системной работы всех участников процесса (библиотечных, образовательных и профилактических учреждений) [1].

Более глубокая, целенаправленная и системная работа библиотек по пропаганде книги и чте-

ния среди детей «группы риска» способна быть эффективной и дать желаемые результаты:

1) редуцирование фактора риска, формирующего и развивающего девиантное, асоциальное и аутодеструктивное поведение детей;

2) сокращение возможных причин правонарушений детей «группы риска»;

3) формирование у детей «группы риска» представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

4) развитие у детей «группы риска» коммуникативных навыков при взаимоотношениях со сверстниками;

5) выявление и внедрение новых форм работы по привлечению к книге и чтению детей «группы риска».

Кроме того, при взаимодействии с детьми «группы риска» библиотекам стоит учитывать: регулярность и последовательность проведения мероприятий; выявление и анализ востребованных форм работы; использование и групповых, и индивидуальных форм работы; взаимодействие библиотеки с другими категориями специалистов, занимающихся воспитанием детей - педагогами, психологами; рефлексию; знание социально-психологических особенностей детей «группы риска»; социальное партнерство с компетентными учреждениями (школы, социальные службы, отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав, реабилитационные центры и пр.).

Основное содержание библиотечной работы с детьми «группы риска» сводится к реальному сотрудничеству и партнерству в отношениях с несовершеннолетними. В силу специфики своей профессии, библиотекарь выступает посредником между детьми, которым надо помочь, и компетентными лицами и органами, занимающимися проблемами детства. В свою очередь, библиотекарям требуется обновление набора компетенций при «особой» работе с детьми «группы риска».

Список источников

1. Гниломедова Т. Особые дети - особая забота // Библиополе. 2016. № 1. С. 44-48.

2. Дидковская О. Вступающим во взрослую жизнь наше особое внимание // Библиотека. 2013. № 1. С. 16-17.

3. Дудникова Е. Учиться идти навстречу друг другу // Библиополе. 2011. № 4. С. 39-41.

4. Демидова С. Е., Носырева М. В., Кряжева М. Ф. [и др.] Информационная экология : учеб.-метод. пособие. Москва : Литера, 2010. 128 с.

5. Клименова Л. Читают родители - читают дети // Библиополе. 2015. № 4. С. 2-5.

6. Маслакова М. В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль

информационной культуры в образовательном процессе вуза // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 115-123.

7. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие. Москва : ACADEMIA, 2002. 254 с.

8. Симанова Д. Е. Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 7. С. 206-209.

9. Соболева Г. Как привлечь детей книгой // Библиополе. 2014. № 4. С. 24-26.

10. Стеценко Н. В. Организация внеучебной деятельности с детьми группы риска. URL: http://rud.

exdat.com/docs/index-683714.html (дата обращения: 24.10.2018).

11. Шульга Т., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» : метод. рекомендации. 2-е изд., доп. Москва : Изд-во УРАО, 2001. 128 с.

12. Grimaldi V., Perez-Padilla J., Garrido M. А. [et al.] Assessment and decision-making in child protective services: risk situations kept-at-home versus out-of-home care // Child Indicators research. 2018. URL: https://doi. org/10.1007/s12187-018-9600-1 (accessed 16.11.2018).

13. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 1991. 265 р.

References

1. Gnilomedova T. Special children - special care. Bibliopole, 2016, 1, 44-48. (In Russ.).

2. Didkovskaya O. Inserting into adulthood, our special attention. Biblioteka, 2013, 1, 16-17. (In Russ.).

3. Dudnikova E. Learning to meet each other. Bibliopole, 2011, 4, 39-41. (In Russ.).

4. Demidova S. E., Nosyreva M. V., Kryazheva M. F. [et al.] Informatsionnaya ekologiya : ucheb.-metod. posobie [Information ecology : a tutorial]. Moscow, Litera, 2010. 128 р. (In Russ.).

5. Klimenova L. Parents read - children read. Bibliopole, 2015, 4, 2-5. (In Russ.).

6. Maslakova M. V. Forming the general professional competence of a graduate: the place and role of information culture in the university educational process. Innovatsii v obrazovanii, 2017, 4, 115-123. (In Russ.).

7. Oliferenko L. Ya., Shul'ga T. I., Dement'eva I. F. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detei gruppy riska : ucheb. posobie [Social and pedagogical support for children at risk : tutorial]. Moscow, ACADEMIA, 2002. 254 p. (In Russ.).

8. Simanova D. E. The process of social education of children at risk in modern society. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2014, 7, 206-209. (In Russ.).

9. Soboleva G. How to attract children with a book. Bibliopole, 2014, 4, 24-26. (In Russ.).

10. Stetsenko N. V. Organizatsiya vneuchebnoi deyatel'nosti s det'mi gruppy riska [Organization of extracurricular activities with children at risk]. URL: http:// rud.exdat.com/docs/index-683714.html (accessed 24.10.2018). (In Russ.).

11. Shul'ga T., Slot V., Spaniyard Kh. Metodika raboty s det'mi «gruppy riska» : metod. rekomendatsii [Methods of working with children «at risk» : recommendations]. 2nd ed. Moscow, Izd-vo URAO, 2001. 128 p. (In Russ.).

12. Grimaldi V., Perez-Padilla J., Garrido M. A. [et al.] Assessment and decision-making in child protective services: risk situations kept-at-home versus out-of-home care. Child Indicators Research, 2018. URL: https://doi. org/10.1007/s12187-018-9600-1 (accessed 16.11.2018).

13. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin, New York, Walter de Gruyter, 1991. 265 p.

Материал поступил в редакцию 23.11.2018 г.

Сведения об авторах: Долговых Ирина Валерьевна - библиограф «ЗБЦ» Детская библиотека, Маслакова Мария Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ТюмГИК, ORCID: 0000-0002-9583-1514,

Патракова Людмила Ивановна - ведущий библиотекарь сектора массовой работы Центральной детской библиотеки МБУ «БИС»

ш О z ш

о

ел >-

ОС <

ОС

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.