УДК 02
Л. В. Сокольская
канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]
БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЛИМИТИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
Роль библиотек в повышении качества жизни населения, в преодолении имущественного неравенства обусловлена прежде всего условием бесплатного доступа к библиотечным ресурсам и бесплатным получением услуг всеми группами населения. Бесплатность библиотечного обслуживания, выступавшая в прежние десятилетия социальным инструментом информационно-культурного выравнивания различных социальных слоев населения, в настоящее время в определенном смысле маркирует пользователей общедоступных библиотек как материально необеспеченных. Положение в публичных библиотеках многих стран требует признать тот факт, что в новой экономической ситуации они выступают учреждениями для бедных. Это обстоятельство свидетельствует о новом аспекте социальной значимости библиотек, об актуализации фактора бесплатности библиотечных услуг и одновременно провоцирует библиотеки на осмысление и реализацию новых направлений и форм работы в заданных параметрах.
Развитие практики культурного патронажа в отношении малоимущих слоев населения сегодня столь масштабно сознательно организуется в общедоступных библиотеках России, что фактически выступает их новым идентификационным признаком, вводя библиотеки в ранг социальных учреждений. Однако подобный статус библиотек вызывает определенные ограничения в их развитии как центров информации и интеллектуального досуга. Прежде всего ограничения интеллектуального характера, напрямую связанные с падением уровня грамотности (зачастую - и нравственности), вызванным слабыми материальными возможностями клиентов библиотек. Обстоятельства, склоняющие библиотеки к явно выраженным потребностям пользователей к «легким» темам, развлекательности, ограничивают их работу в продвижении интеллектуальных продуктов. Актуализируется в этом аспекте и вопрос материальной бедности библиотекарей, также вносящий серьезные риски в современную интеллектуальную деятельность библиотек.
Осмысленное отношение к создавшемуся положению - актуальная профессиональная задача. Комплексная оценка последствий влияния фактора бедности населения на библиотечное развитие позволит придать им управляемый характер.
Ключевые слова: бедность населения, общедоступные библиотеки, развитие общедоступных библиотек, социальная работа библиотек, обслуживание в общедоступных библиотеках
Для цитирования: Сокольская, Л. В. Бедность населения как лимитирующий фактор развития современных общедоступных библиотек /Л. В. Сокольская //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 33-46.
По данным американского финансово-экономического журнала «Форбс», одного из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире, примерно 10 % населения планеты живет за чертой бедности [1]. Эта проблема как в отдельных странах, так и в целом в мире не ограничивается рамками только экономики, ею серьезно озабочены государственные и общественные структуры: «... бедность становится не только хро-
ническим явлением, но и фактором нарастающей поляризации и маргинализации общества, формирования социальной напряженности» [28, с. 113]. В настоящее время бедность рассматривается в системе показателей качества жизни человека [14]. В свою очередь среди индикаторов уровня жизни традиционно присутствует такой, как доступность образования и культуры: с 1978 г. он используется как замер статистической комиссией ООН [38, с. 47].
33
Обращаясь к библиотекам, правомерно связывать их роль в повышении качества жизни населения, в преодолении имущественного неравенства с гарантированием доступа к библиотечным ресурсам и получением библиотечных услуг всеми группами населения, что в первую очередь основано на принципе бесплатного обслуживания. Важнейшие подходы к функционированию современных публичных библиотек заложены в Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках, в котором, в частности, декларируется: «Публичная библиотека в принципе является бесплатной» [23].
Поддерживая эту фундаментальную основу библиотечного обслуживания, создатели «Руководства ИФЛА по работе публичных библиотек» уточнили: «Взимание платы с клиентов за предоставленные услуги или членство не должно использоваться в качестве источника доходов публичных библиотек, поскольку в таком случае платежеспособность становится критерием, определяющим, кто может пользоваться публичной библиотекой, а кто нет. Это ограничивает доступ и тем самым нарушает основополагающий принцип, по которому библиотека должна быть доступна всем» [35, с. 48]. Бесплатность библиотечных услуг подтверждена документами многих стран.
Следует отметить, что библиотеки едва ли не единственные из социальных учреждений, кому на протяжении всей истории их существования была чрезвычайно близка идея всеобщей доступности (бесплатности) их основного ресурса, заключенного в документе знания. Так рассуждали как истинные библиотекари, так и бескорыстные создатели библиотек. Один из наиболее ярких подобных исторических примеров - меценатская деятельность Э. Карнеги, американского мультимиллионера и филантропа конца XIX - начала XX в. В ответ на его призыв к богатым раздать деньги рабочие ему говорили: «Ну, так раздайте нам сейчас и наличными». На это Э. Карнеги отвечал: «"Ни в коем случае. Каждый рабочий предпочел бы, чтобы ему увеличили зарплату, а я предпочитаю построить библиотеку или концертный зал, потому что это позволит вырасти этим рабочим
34
и стать другими людьми, подняться выше по социальной ступени". Через сто лет в построенных на деньги Карнеги библиотеках Билл Гейтс поставил компьютеры, приняв эстафету благотворительности у первопроходца» [13].
Вероятно, в «культурном коде» Америки сохраняется понимание того, что очень добродетельно создавать библиотеки для бедных, это следует из информации такого характера: «В День памяти Мартина Лютера Кинга Барак Обама занялся обустройством библиотеки для бедных» [3].
История массового создания библиотек в XX в. в нашей стране также убедительно доказывает: прежде всего они были предназначены для самых малообеспеченных социальных слоев, скрадывая своей деятельностью их материальную несостоятельность в сравнении с теми, кто мог приобрести книгу в личное пользование. В этот период бедность населения, в большинстве случаев сочетавшаяся с низким образовательным уровнем, отсутствием осознанной потребности в образовании, в значительной степени выступала фактором активизации развития библиотек, обеспеченного активными государственными действиями.
Казалось бы, со временем острота восприятия библиотеки как уникального, по причине бесплатности обслуживания, учреждения должна была бы нивелироваться в ситуации определенного роста благосостояния всех граждан. Однако, как было сказано ранее, подобная постановка вопроса слишком обща: во всех странах много людей, для которых чрезвычайно актуальна возможность бесплатного получения информации. В частности, из результатов опроса Американской библиотечной ассоциации следует: «Больше всего американцы ценят универсальную доступность библиотечного обслуживания, обеспечивающую возможность социального выравнивания для незащищенных групп населения... Наиболее важным аспектом деятельности библиотек, по мнению опрошенных, является предоставление бесплатного доступа к информации.» [44, с. 89]. Доктор К. Кунтце, американский ученый-библиотековед с мировым именем, на вопрос
«Кто чаще всего посещает библиотеки?» ответила так: «Сегодня библиотеки предоставляют множество сервисов, связанных с работой, особенно для безработных. из-за ситуации, когда в тяжелые времена люди вынуждены брать книги в библиотеках, а не покупать, библиотеки сделались чрезвычайно популярными в кризисные годы» [24, с. 81].
Отметим, что, по мнению американских исследователей, чрезвычайную актуальность приобретает возможность бесплатного пользования компьютерами и услугами Интернета в публичных библиотеках: «В целом 44 % людей из семей, живущих ниже федерального уровня бедности, пользуются компьютерами и Интернетом в публичных библиотеках. 61 % подростков и молодежи (в возрасте 14-24 лет) из нуждающихся семей пользуются этими услугами в образовательных целях. 54 % пожилых людей (65 лет и старше), живущих бедно, пользуются компьютерами в публичных библиотеках для решения проблем медицинской помощи и профилактики здоровья» [32, с. 10].
В условиях современного экономического кризиса Интернет наполнен сообщениями об «оккупировании» публичных библиотек США бездомными американцами. «.библиотеки переживают настоящее "нашествие бездомных". Некоторые американские библиотеки превращаются в общественные центры, которые укомплектованы сотрудниками социальной службы, а также занимаются раздачей еды, предоставляют консультации по трудоустройству, медицинскую и психологическую помощь. Некоторые посетители выражают недовольство данным положением дел. "Время от времени мы получаем жалобы от наших посетителей на запах от бездомных людей, которые находятся в библиотеке. Кроме того некоторые спят в библиотеках, моются.", - рассказал Дональд Рут, директор центральной библиотеки Филадельфии» [4].
Социальное расслоение пользователей ощущают и английские специалисты: «.растет пропасть между богатыми и бедными -происходит поляризация по доходам. Наши пользователи в основном становятся беднее. Они теряют работу или же оплата их труда не
успевает за инфляцией. Поэтому библиотеки приобретают еще большее значение» [43, с. 85].
Наш коллега с Украины также решительно заявляет: «.активными пользователями государственных библиотек в настоящее время и в ближайшие годы главным образом будут представители бедного и среднего классов» [9, с. 39]. Более того, имущественный признак предлагается в качестве актуального для осмысления категорий нуждающихся в библиотечных услугах: «Известный украинский философ И. Ф. На-дольный предложил вариант прогнозирования контингента потенциальных пользователей библиотеки. Первая категория - убогие: пенсионеры, больные, бомжи. Вторая категория - бедные. Третья категория - средний класс.» [Там же]. Есть в этой классификации и четвертая (паны), и пятая (новые паны) категории, не рассматривающиеся в качестве возможных читателей библиотек. В отношении материально необеспеченного населения делается заключение: «Библиотека должна учитывать этот кон -тингент на переходном этапе своих преобразований, в том числе создавать для него специальные условия, особенно для детей и молодежи» [Там же].
В этой же тональности - мнение ведущего специалиста по библиотекам Министерства культуры Республики Киргизия А. М. Амано-вой: «. ситуация меняет мотивы обращения в библиотеку: сюда идут за литературой, которая не нужна дома постоянно или когда стоимость книг превышает возможности семейного бюджета. А поскольку расслоение общества продолжает усиливаться, и все большее число людей подпадает под категорию малообеспеченных, можно ожидать активизации последнего мотива. . происходят изменения в структуре читательской аудитории (выбывают те, кто перестает читать или не находят нужных книг, остаются в основном малоимущие, пенсионеры, учащиеся)» [2, с. 2].
В целом специалистами многих стран предлагается библиотечным работникам осознать тот факт, что сегодня их основной контингент - люди как минимум с небольшим материальным достатком, не могущие по этой причине
35
покупать нужные книги в личное пользование, лично не имеющие современных инструментов получения информации (Интернет), а потому -пользующиеся библиотеками. Это, с одной стороны, свидетельствует о новом аспекте социальной значимости библиотек, об актуализации фактора бесплатности библиотечных услуг, с другой - провоцирует библиотеки на осмысление и реализацию новых направлений и форм работы в заданных параметрах.
Все сказанное в полной мере проецируется на российскую действительность. Как свидетельствует статистика, население России продолжает беднеть [34]. Соответственно, от всех социальных институтов требуется осознание собственной функциональной ниши в смягчении материального неравенства людей как основы их ущемленности по другим параметрам качества жизни.
В отношении информационно-библиотечного обслуживания отметим прежде всего то обстоятельство, что российские граждане в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле имеют право на библиотечное обслуживание вне связи с их любыми личностными факторами, при этом гарантируется бесплатность всех основных библиотечных услуг. Одновременно закон закрепляет позицию: «Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей)» [27].
Манифест РБА о публичной библиотеке в России также однозначно обозначил позицию по этому вопросу: «Оставаясь по преимуществу бесплатной, публичная библиотека играет важную роль в социальной защите малообеспеченных и слабозащищенных слоев общества (детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов, безработных, беженцев, в том числе иностранцев, малых языковых и этнических групп)» [22].
Государственно-общественные библиотечные инициативы в обеспечении малоимущих книгой связаны не только с общедоступными
стационарными библиотеками. В 2012 г. получил поддержку Московского Правительства проект «Библиотека для бездомных и малоимущих», в соответствии с которым в столице открылось несколько центров, куда каждый желающий смог принести книги для тех, кто любит читать, но не может себе позволить покупку литературы. Инициатор проекта, блогер Э. Бадырханов, вдохновился идеей создания таких центров после того, как несколько раз встречал у московской станции метро «Белорусская» бездомного, читавшего книгу. Первая «мобильная читальня» открылась на Чистых прудах: сюда волонтеры приносят не только книги, но и стеллажи, пледы и термосы [31]. Воспринимая проект библиотек для бездомных как частный пример, согласимся с тем, что проблему информационной поддержки малообеспеченных людей можно решить только сознательно организованной деятельностью общедоступных библиотек.
Осмысливая в целом формирующиеся контексты постановки вопроса «библиотечное обслуживание малоимущих и бедных в библиотеках», можно говорить о нескольких его смысловых вариантах. К примеру, как о признаке своеобразного невписывания библиотек в представления о достойных сегодняшнего дня социальных институтах, что на соответствующем языке преимущественно интернет-пользователей (но не только их) звучит примерно так: «Никому библиотеки сегодня не нужны. Успешные люди ими не пользуются, а только бедные, они же - неудачники». Присутствие в общественном сознании подобного видения роли библиотек, безусловно, ограничивает (лимитирует) их развитие, однако, при всей его значимости, не входит в предмет сегодняшнего разговора.
Заслуживают внимания и другие аспекты влияния бедности населения на функционирование библиотек. Например, как причина, из-за которой библиотеки не могут быть доходными в плане оказания платных услуг, что столь желательно для многих нынешних руководителей «на местах». Нельзя не отметить актуализацию нравственно-этических последствий, вызван-
36
ных присутствием в библиотеке такой особой группы бедных, как бомжи. Как уже прозвучало в вышеприведенных высказываниях зарубежных специалистов (а к ним в полной мере присоединяются и отечественные), эти посетители вызывают большие неудобства и у клиентов библиотек, и у библиотекарей. В гуманистическом смысле присутствие бомжей в библиотеках, безусловно, говорит об их уникальной доступности1, но на практике - это чрезвычайно сложно разрешаемая дилемма, требующая специального разговора в рамках другого, чем в данной работе, замысла.
Идея нашего обращения к вопросу библиотечного обслуживания материально ограниченных слоев населения связана с одним из конкретных вариантов его современного артикулирования. Его суть состоит в том, что подобная практика сегодня столь масштабно сознательно организуется в общедоступных библиотеках, захватывая всю совокупность направлений и форм работы, что фактически выступает их новым идентификационным признаком, вводя библиотеки в ранг социальных учреждений. Отметим в связи с этим, что и в зарубежном библиотечном деле есть признаки подобной проблемы, в частности, в США на уровне создания «нового типа публичной библиотеки» в бедных районах Техаса [42, с. 170].
В нашей стране при привычности использования понятия социальное учреждение в обыденной речи и в научных работах [29] оно не стандартизировано и на законодательном уровне трактуется через другие - учреждения социальной службы или учреждения социального обслуживания [7]. В частности, под учреждением социального обслуживания понимается «Юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам
1 Из беседы А. Н. Архангельского, писателя, телеведущего, профессора Высшей школы экономики, и Е. Ю. Гениевой, директора ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, в 2014 г.:
« - А. А.: Моя любимая библиотека Центра Помпиду открыта всем: от бомжей до интеллигентов, от бизнесменов до иностранцев.
- Е. Г.: Конечно, когда приходят люди, которым негде найти пристанище, это не всегда приятно. Но им тоже надо куда-то прийти» [17, с. 14]
в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» [Там же]. Соответственно, среди общих понятий проблематики присутствуют такие, как трудная жизненная ситуация, социальная адаптация, социальная реабилитация, вредная привычка, качество жизни, индивидуальная профилактическая работа, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, межличностный конфликт, инвалидность, психический дискомфорт, семья и др.
Сравним предлагаемый понятийный ряд с лексикой современной профессиональной библиотечной печати. «Библиотека участвует в проекте "Твой курс: Повышение компьютерной грамотности". Цель Проекта: .улучшение качества жизни людей, находящихся в невыгодном социально-экономическом положении. Обучение призвано помочь безработным и частично занятым гражданам, работникам, находящимся под риском увольнения, малообеспеченным гражданам, людям пенсионного возраста и людям с инвалидностью овладеть базовыми компьютерными навыками и расширить сферу поиска работы, а, следовательно, и возможности трудоустройства» [25]. Еще пример: «Библиотеки проводят мероприятия по повышению правового сознания подростков, .[рассматривают] вопросы здорового образа жизни, профилактики употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, курения. Несовершеннолетним и их родителям оказывается своевременная квалифицированная социальная, правовая, психолого-педагогическая помощь в виде консультаций, групповых и индивидуальных бесед специалистов; предоставляются адреса реабилитационных служб.» [36]. Другой пример: «. в Кемеровской областной юношеской библиотеке открыт информационный Центр социальной адаптации молодежи. Это дает возможность проводить более содержательную профилактическую работу и помогает уберечь подростков от совершения необдуманных поступков. . приоритетные группы обслуживания - молодые семьи, трудные подростки, до-
37
призывная молодежи» [40]. Такие примеры можно множить в огромном количестве.
Распространенность подобной практики резонно позволяет специалистам говорить о новом статусе библиотек: «Одна из задач практически любой публичной библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Такого рода деятельность выделяет библиотеку как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения (курсив наш. - Л. С.). Публичные библиотеки вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных оказывать социальную поддержку гражданам, и особенно тем гражданам, которые в этом особо нуждаются» [20, с. 40].
Специалисты пытаются понять причины складывающейся ситуации и оценить свои возможности: «Сегодня библиотека, чутко реагируя на веяния времени, берет на себя значительный объем социальной работы. идет навстречу своим читателям в самых сложных ситуациях. Естественно, мы не пытаемся конкурировать с городскими социальными центрами и не подменяем их. Скорее, тесно взаимодействуем, сотрудничаем и дополняем друг друга» [18, с. 34].
Следует признать, что целый комплекс обстоятельств провоцирует библиотеки выступать в качестве служб социальной защиты населения. Объективно, библиотеки - единственные из учреждений социально-культурной сферы, доступные всем группам населения, независимо от их материального положения, притом что нельзя говорить о прямой связи между культурно-духовной жизнью конкретного человека и его материальным положением, нельзя говорить и об отсутствии такой связи в отношении этой социальной группы в целом.
В этом ракурсе интересно сопоставить популярное в Интернете высказывание Зига Зиг-лара1 «У богатых людей маленькие телевизоры
1 Зиг Зиглар - лектор и консультант, авторитет в области достижения успеха, трижды удостоен почетных наград Кон-
и большие библиотеки, а у бедных - маленькие библиотеки и большие телевизоры» и его последующие вариации, предложенные пользователями сетей: «У богатых людей - большие библиотеки, а у бедных - библиотеки, в которых люди читают книги», «У богатых людей -большая библиотека, а у бедных - большой телевизор». Судя по всему, общество склонно признать, что материальное положение никак не связано с читательской активностью человека, и считает, что сегодня в «нечитателях» и те, и другие2. В определенном смысле данное заключение согласуется с результатами исследования РАН, из которых следует, что недоступность культурной жизни (посещение театров, кино, клубов, приобретение книг, журналов и т. п.) не относится к числу важнейших признаков бедности в представлениях россиян [39].
Между тем, прямая связь материального положения населения с его активностью в качестве пользователей библиотек доказана: «. увеличение социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, безработных, детей и т. д.), то есть имеющих низкие доходы и расходы, приводит к увеличению численности пользователей» [8, с. 47]. Кстати, это фиксируют и зарубежные специалисты: «. в Англии в среднем одна треть населения посещает публичную библиотеку время от времени, а в более бедных регионах публичной библиотекой пользуется половина населения» [42, с. 168].
Реальное состояние дел по недостаточному притоку пользователей в библиотеки противоречит, на первый взгляд, приведенному заключению ученых, однако в действительности расхождения между теорией и практикой нет. При сохранении относительно стабильной числен-
гресса США за усилия, приложенные им в развитии свободного предпринимательства Америки.
2Как пример, высказывание: «.мне всегда казалось, что книги и тем более фантастические книги - развлечение для бедных. Сами посудите, но где еще можно убить законно 8 часов, как не купив книгу за 180 р. (в среднем). Богатые, они книг в основном не читают, а занимаются стритрейсингом и отдыхают в 5-звездочном отеле на Лазурном берегу. Даже средний класс. уже не книгами интересуется, а работой и карьерой. .ни один крупный бизнесмен не учредил, к примеру, литературной фантастической премии с приличным денежным содержанием или не бросился издавать тиражи хороших фантастических романов, чтобы рассылать их в провинциальные библиотеки» [33].
38
ности читателей библиотек меняется структура их групп: как правило, «выпадают» именно представители трудоспособного возраста, т. е. материально более благополучные («.люди среднего возраста, от 25 до 45 лет, заглядывают в библиотеку значительно реже, их, по самым позитивным оценкам, около 20 % от общего числа читателей» [21]). В результате библиотеки все более становятся прибежищем для бедных - молодежи, людей преклонного возраста, безработных, малооплачиваемых. Соответственно, повышается востребованность таких направлений библиотечной деятельности, как информационная поддержка инвалидов, малоимущих семей, пенсионеров; актуализируется вопрос осознания миссии библиотек по оказанию правовой поддержки гражданам, имеющим материальные затруднения, и т. п.
Благородство, профессиональное и человеческое, подобной работы - вне сомнений. Однако она не без последствий, действительно связанных с установлением определенных ограничений в современной библиотечной деятельности. Прежде всего ограничений интеллектуального характера, напрямую связанных с падением уровня грамотности (зачастую - и нравственности), вызванных слабыми материальными возможностями клиентов библиотек. Учеными не случайно бедность осознается не только как личностный параметр, но и огромная социальная проблема. «Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведет к ущемленности по другим. Так, низкий доход не дает возможности получить хорошее образование и эффективно заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Плохие здоровье и образование в свою очередь не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т. д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов» [11, с. 37].
Соответственно в группе малообеспеченных библиотечных пользователей - люди с
большими эмоционально-психологическими затруднениями, как правило, невысоким образованием, проблемами со здоровьем и др.: «Малообеспеченные становятся беспомощными, апатичными, подавленными, теряют интерес к различным культурно-массовым мероприятиям и к жизни вообще» [41]. Если учесть, что, по оценкам экспертов, сегодня к бедным реально относятся 70 миллионов россиян [19], становится понятным, почему библиотекари и сознательно, и интуитивно выбирают развлека-тельно-досуговый формат своего функционирования: он действительно больше востребован, чем традиционное обслуживание книгой1.
Его актуальность вызвана также ситуацией платности обслуживания в сфере культурно-досуговых учреждений: их ориентация на богатых клиентов никак не связана с досуговым времяпрепровождением большей части населения.
С другой стороны, ученые отмечают тот факт, что многие россияне даже не осознают, как бедно они живут, а потому констатируют еще более впечатляющую картину: «. нельзя не учитывать, что в современном российском обществе до трети населения находятся в состоянии бедности, социальной усталости. Это отчасти объясняет социальную апатию и пассивность большей части населения страны» [15]. Во многом, как следствие этой ситуации, возникает потребность в эмоциональном выходе: «Наше общество хочет безумно развлекаться, все время ржать, страшиться чего-либо или неистово над чем-то плакать. Никто не хочет думать, чувствовать по-настоящему» [26].
К сожалению, библиотеки находятся в общем потоке социальных проблем, затрудняющих выдерживание собственной профессиональной миссии. Как свидетельствуют ученые, «. в обществе наблюдается увеличение спроса на многочисленные виды развлекательного досуга, что приводит к развитию индустрии отдыха и развлечений, тогда как развивающие виды досуговой деятельности забываются» [37, с. 246].
Классический лозунг бедных «хлеба и зрелищ» в своей второй части весьма действенен в этом случае.
39
При этом нельзя не учитывать, что сами библиотекари в абсолютном своем большинстве - из этой же категории малоимущих, испытывающих все те же проблемы бедности во всем их проявлении - как психологическом, так и интеллектуальном. Сложные чувства вызывают слова о «правильном» современном библиотекаре: «Библиотека как учреждение культуры нуждается в финансировании, чтобы у нее были деньги для найма доброжелательных специалистов. Доброжелательный человек - это тот, у кого все хорошо, а значит, и зарплата нормальная, и есть возможность отдохнуть в Италии, во Франции. Ведь человек, который работает в области культуры, должен сам увидеть культурное наследие, пощупать его, чтобы потом рассказать о нем другим. И тогда от него будет особый свет исходить, и на этот свет читатели будут слетаться, как мотыльки» [12, с. 17].
Акцентируя момент бедности библиотекарей как социально-профессиональной группы, следует отметить заметное ухудшение этой ситуации на уровне интеллектуального «качества» людей, входящих в профессию. Отсутствие резкого социального размежевания людей по признаку материального богатства в советское время, определенная престижность библиотечной профессии позволяли приходить на библиотечные факультеты не только интеллектуально равным, как и на другие специальности, абитуриентам, но, подчас, далее более развитым. Сегодня, однозначно, картина прямо противоположная: большинство студентов библиотечных факультетов имеют невысокие баллы по результатам ЕГЭ. Абсолютизировать ЕГЭ как критерий образованности мы не склонны, тем не менее зачастую его невысокие баллы являются прямым следствием малообеспеченности семей выпускников, не позволившей им учиться в престижной школе, иметь репетиторов, заниматься на платных курсах подготовки и т. п. Соответственно, уровень «входных знаний» не может не сказаться на учебном процессе в вузе, что также позволяет зафиксировать усиление лимитирующего эффекта фактора бедности населения в библиотечно-информационной сфере
за счет рисков, связанных с общекультурным уровнем современных библиотекарей.
В результате обстоятельства, склоняющие библиотеки к явно выраженным потребностям пользователей к «легким» темам, развлекательности, ограничивают их работу в продвижении интеллектуальных продуктов. Как сказано в одном из отзывов на библиотечное мероприятие, «Ну, короче, очень мило получилось. Без заходов на интеллектуальный уровень, зато задорно и старательно» [16].
Формально в складывающейся ситуации следовало бы констатировать определенное интеллектуальное понижение содержания и формата библиотечно-информационного обслуживания. Однако, на наш взгляд, нет никаких объективных оснований говорить о том, что раньше в библиотеках было «интеллекту-альнее»1. В рамках рассматриваемого вопроса современное положение дел следует признать не как ухудшившееся в связи с бедностью населения, а как именно лимитированное, т. е. сдержанного развития, не использующее современные технологические, книгоиздательские возможности, потенциальную широту информационных и культурных потребностей людей, открытость современного интеллектуального и культурного пространства и т. п.
Достаточно распространенную сегодня критику современных библиотек как утрачивающих свою интеллектуальную, духовную миссию сложно принять с учетом действительных реалий, в которых они находятся (среди них бедность населения занимает отнюдь не последнее место). Адаптация содержания библиотечного обслуживания под новый социальный запрос привела к существенной трансформации видов деятельности библиотекарей. В работе с социально незащищенными слоями
1 Проблема в том, что и с чем сравнивать. Исходя из сложившихся традиций оценивания библиотечного чтения, речь должна идти о сравнении с советским периодом. Однако нам представляется абсолютно неправомерным исходный формат такого сравнения: «сейчас - кризис чтения, раньше - активно читали». Что позволяет нам говорить, что раньше активно читали? Приписки библиотечной статистики? Библиотечные фонды, наполненные производственными романами? Полки домашних библиотек, заставленные «Анжеликами», купленными за макулатуру? Скудный досуг людей, в котором чтение предпочитали в том числе и потому, что больше нечем было заняться?
40
населения им «. часто приходится действовать по ситуации, выходя за рамки профессиональных обязанностей: что-то подать или принести, что-то почитать, спокойно и с сочувствием выслушать жалобы на жизнь и т. д.» [6, с. 11]. Помимо названного, известно огромное количество других, совсем не из разряда функциональных библиотечных обязанностей, видов работ: покупка лекарств и продуктов, написание писем, вызов врача, телефонные звонки детям, временный присмотр за детьми и др.
Притом, что подобная работа не может не отвлекать библиотекарей от непосредственных обязанностей, соответственно, также иметь лимитирующее влияние, следует признать ее неизбежность в настоящее время -время поиска библиотеками своих смыслов, своих моделей, в конце концов - самосохранения в меняющихся условиях. Подобная оценка - в русле идей о том, что «... концепцию развития публичных библиотек следует разрабатывать с точки зрения их пользы. Продвижение русского языка, адаптация мигрантов, социализация проблемных детей, лечение культурой - все это предлагают сегодня библиотеки как ответ на запрос государства и общества» [30, с. 11]. Как писала Е. Ю. Гение-ва, «.признаем, такие библиотеки все более превращаются в социальные центры широкого профиля с целым рядом неспецифических для традиционной библиотеки задач. Зато в услугах таких центров нуждается гораздо более широкий круг людей: их потребности разнообразны, и не должны ли быть более разнообразными функции библиотек, потому что это не их прихоть, это вызов времени?» [5, с. 7].
В заключение. Культура, образование, здравоохранение - везде сегодня мы находим свидетельства социального расслоения людей: в форме существования коммерческих гимназий, вузов, шикарных книжных магазинов с дорогими роскошными изданиями, коммерческих клиник, в стоимости билета 6 тысяч рублей в Большой театр и др. Не исключение -библиотечная сфера: бесплатность библиотечного обслуживания, выступавшая в прежние десятилетия социальным инструментом ин-
41
формационно-культурного выравнивания различных социальных слоев населения, в настоящее время в определенном смысле маркирует пользователей общедоступных библиотек как материально необеспеченных.
Но, может быть, у библиотеки все-таки есть шанс оставаться интересной и для тех, кто не нуждается в ее бесплатном фонде? Представляется, что активно продвигаемая ныне (неоднозначная, сложная для реализации) идея о существовании под одной крышей библиотеки и книжного магазина, предполагающая общие потоки посетителей, может быть одним из вариантов достойного современного учреждения, построенного по принципу «Культура должна объединять», вне зависимости от материального положения человека.
Однако в библиотечном ракурсе бедность населения актуализирует сегодня другие нюансы. Обобщенно современная библиотека используется читателями прежде всего для получения трех видов услуг: художественной книги, необходимой информации прагматичного предназначения (учеба, дело, самообразование) с бумажного или электронного носителя, культур-но-досуговых услуг. В отношении бедных и малоимущих библиотечная практика наших дней акцент делает не на традиционное обслуживание книгой, журналом, а прежде всего на информационно-просветительскую и информационно-превентивную деятельность, при этом -преимущественно в форме досуговых мероприятий: праздников, викторин, фестивалей, конкурсов, организации деятельности студий и кружков различной тематической направленности и т. д. Подобная тенденция вполне соответствует и зарубежной ситуации («Помимо интересующихся вопросами занятости и социального обеспечения, в период кризиса в библиотеку чаще обращаются те, кто вынужден сокращать расходы на досуг и развлечения. Они посещают культмассовые мероприятия, скачивают аудио-книги, получают на абонемент музыкальные компакт-диски и видеофильмы, которые прежде покупали или брали напрокат» [10, с. 131-132]), что позволяет говорить о ней как неизбежной в конкретных социальных обстоятельствах.
В целом сегодня общедоступные библиотеки работают в формате «культурного патронажа» в отношении малообеспеченных слоев населения, что актуализирует их статус как социального учреждения, но сдерживает их развитие как центров информации и интеллектуального досуга. Осмысленное отношение к создавшемуся положению - актуальная профессиональная задача. Она требует признания
библиотеками и своей социальной ответственности за сложившуюся в экономике страны ситуацию, приведшую к низкому уровню качества жизни людей, и понимания способов реагирования на нее как один из острейших вызовов времени. Комплексная оценка последствий влияния фактора бедности населения на библиотечное развитие позволит придать им управляемый характер.
1. 9,6 % населения планеты живет за чертой бедности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://forbes.kz/news/2015/10/05/newsid_98030.
2. Аманова, А. М. Библиотека в новой книжной ситуации [Электронный ресурс] / А. М. Аманова. - Режим доступа : http://conference.bik.org.kg/uploads/filesarchive/2006/papers/Biblioteka_v_novoi_knijnoi_situacii_ Amanova_AM.pdf.
3. В День памяти Мартина Лютера Кинга Барак Обама занялся обустройством библиотеки для бедных [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://maxpark.com/user/611136197/content/929964.
4. В США бездомные американцы оккупировали публичные библиотеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eer.rU/a/article/u154/20-07-2014/23588.
5. Гениева, Е. Ю. Библиотека как институт модернизации, или Ноев ковчег цивилизации / Е. Ю. Гениева // Библиотечное дело. - 2011. - № 21. - С. 2-8.
6. Гниломедова, Т. Библиотека как социальный центр реабилитации пожилых людей и инвалидов / Т. Гниломедова, Г. Матюнина // Библиотечное дело. - 2012. - № 24. - С. 11-13.
7. ГОСТ 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46834/. - Загл. с экрана.
8. Гузнер, С. С. Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика: науч.-метод. пособие / С. С. Гуз-нер, Л. А. Кожевникова, О. В. Макеева. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. - 160 с.
9. Дригайло, С. В. Эволюция социально-демографического состава читателей научной библиотеки (на примере Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского) / С. В. Дригайло // Науч. и техн. б-ки. -2014. - № 1. - С. 36-41.
10. Золотова, Н. Ю. Американские библиотеки во времена экономических потрясений : Великая депрессия и глобальный кризис начала XXI века [Электронный ресурс] / Н. Ю. Золотова // Открытый доступ : Библиотеки за рубежом 2016 : сб. / ред. : Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова ; Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино, Группа междунар. библиотековедения. - Москва : Центр книги Рудомино, 2016. -Режим доступа : http://libfl.ru/static/izdaniya/mkc_issues/2016.pdf. - Загл. с экрана.
11. Иванов, Н. Современные проблемы глобализации и бедность / Н. Иванов, Н. Гоффе, Г. Монусова // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 9. - С. 29-42.
12. Измениться, чтобы остаться, или О формуле успеха в современном книжном мире // Книжная индустрия. - 2014. - № 6. - С. 13-17.
13. История успеха Карнеги, полная биография Э. Карнеги [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tokadoka.com/stati/prim/karnegi.html.
14. Кадермятова, Р. А. К вопросу о бедности в системе показателей качества жизни / Р. А. Кадермятова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 10-13.
15. Казанцев, Ю. И. Актуальные проблемы развития социальной активности населения России [Электронный ресурс] / Ю. И. Казанцев // ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. - 2011. - Т. 6. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-naseleniya-rossii.
16. Как в библиотеке в пиратов играли [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zebra-tv.ru/ story/121181/?mobile-site=y.
17. Книга и чтение в эпоху пост-Гутенберга: ключики к чтению // Книжная индустрия. - 2014. - № 9. - С. 9-14.
42
18. Конышева, О. Социальные функции библиотеки: парадигма или насущная потребность времени? / О. Конышева // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 32-34.
19. Кравченко, Л. И. Бедность в России: не 20, а 70 миллионов россиян [Электронный ресурс] / Л. И. Кравченко. - Режим доступа : http://rusrand.ru/analytics/bednost-v-rossii-ne-20-a-70-millionoY-rossiyan. - Загл. с экрана.
20. Кулешова, Ю. Работа библиотек ЦБС с социально незащищенными слоями населения : методические рекомендации по реализации программы «Библиотека без границ» / Ю. Кулешова // ЦБС г. Иркутска. -Иркутск, 2011. - 43 с.
21. Мальцева, А. Книга перемен: Российским библиотекам придется пойти на серьезные преобразования, чтобы не остаться в прошлом [Электронный ресурс] / А. Мальцева, О. Родина, Е. Юнчина. - Режим доступа : http://www.newizv.ru/society/2012-11-19/173124-kniga-peremen.html. - Загл. с экрана.
22. Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.rba.ru/content/about/doc/manifest.php. - Загл. с экрана.
23. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. 1994 г. // Справочник библиотекаря. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 32-35.
24. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход // Библиотековедение. - 2013. - № 2. -С. 78-87.
25. Массовая работа по правовому просвещению населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gorn-lib.biblioteka-perm.ru/o_biblioteke/struktura_biblioteki/informacionno-pravoj_centr/massovaja_rabota_po_ pravovomu_prosveshheniju_naselenija/.
26. Наше общество хочет безумно развлекаться [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dailytalking.ru/interview/ugolnikov-igor-stanislavovich/294/.
27. О библиотечном деле : Федеральный закон (с изменениями на 3 июля 2016 г., ред., действующая с 3 окт. 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9010022.
28. Овчарова, Л. Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт / Л. Н. Овчарова ; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. - Москва : М-Студио, 2009. - 268 с.
29. Платонова, Н. М. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н. М. Платонова. - Москва : Академия, 2011. - 160 с.
30. Пленарные заседания // Информ. бюллетень РБА. - 2015. - № 73. - С. 11-13.
31. Проект «Библиотека для бездомных и малоимущих» одобрен московским Правительством [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://books-darom.livejournal.com/109833.html.
32. Пушкова, С. В. Интернет в публичных библиотеках США (по материалам публикаций и исследований) [Электронный ресурс] / С. В. Пушкова // Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2016 : сб. / ред. : Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова ; Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино, Группа междунар. библиотековедения. - Москва : Центр книги Рудомино, 2016. - Режим доступа : http://libfl.ru/ static/izdaniya/mkc_issues/2016.pdf. - Загл. с экрана.
33. Развлечение для бедных [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fantlab.ru/blogarticleШ3. - Загл. с экрана.
34. Россия: население продолжает беднеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inosmi.ru/ economic/20160505/236419751.html. - Загл. с экрана.
35. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. 2-е, полностью пересмотр. изд. / сост. изд. на англ. яз. К. Кунц и Б. Габбин / Междунар. федерация библ. ассоциаций и учреждений ; РБА. - Санкт-Петербург, 2011. - 183 с.
36. Сальникова, Л. И. Участие детских библиотек Мурманской области в профилактике правонарушений среди детей и подростков / Л. И. Сальникова // Ваша библиотека. - 2011. - № 3. - С. 45-47.
37. Созинова, М. В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города / М. В. Созинова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 245-247.
38. Талалушкина, Ю. Н. Опыт ООН в исследовании качества жизни населения / Ю. Н. Талалушкина // Экономический журнал. - 2013. - № 3. Т. 31. - С. 46-53.
43
39. Тихонова, Н. Е. Феномен бедности в современной России / Н. Е. Тихонова [Электронный ресурс] // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 7-19. - Режим доступа : http://www.demoscope.ru/ weekly/2014/0607/analit02.php. - Загл. с экрана.
40. Ткаченко, С. С. Информируя - защищаем / С. С. Ткаченко // Новая библиотека. - 2006. - № 3. - С. 28-30.
41. Фомченкова, Ю. А. Формирование жизненной активности малообеспеченных слоев населения средствами проектных технологий [Электронный ресурс] / Ю. А. Фомченкова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8000.
42. Фрэнсис, С. Будущее публичных библиотек : некоторые английские идеи / С. Фрэнсис // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1(17). - C. 167-172.
43. Хан, А. Библиотеки Великобритании во времена жесткой экономии / А. Хан // Современная б-ка. -2013. - № 9. - С. 82-88.
44. Чудинова, В П. Повышение читательской, медиа- и информационной грамотности населения (зарубежный опыт) / В. П. Чудинова // Библиотековедение. - 2013. - № 4. - С. 87-92.
Получено 16.01.2017
L. Sokolskaya
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
POVERTY OF THE POPULATION AS A LIMITING FACTOR OF MODERN PUBLIC LIBRARIES DEVELOPMENT
Abstract. The role of libraries in raising the quality of life, overcoming income inequality is due, above all, to a condition of free access to library resources and obtain free services to all population groups. Free library service, speaking in the past decade social tool of information and cultural alignment of various social strata of the population, is now in a sense and marks the public library users as a financially unsecured. The situation in public libraries in many countries demands to recognize the fact that they are the institutions for the poor in the new economic situation. This fact testifies to a new aspect of the social importance of libraries for the actualization factor being free library services, the library and at the same time provokes reflection on and implementation of new directions and forms of work in the given parameters.
The development of the cultural patronage in relation to the word poor people today so extensively deliberately organized in public libraries of Russia, which effectively acts as their new identification sign, entering the library to the level of social institutions. However, this status of libraries associated with certain limitations in their development as centers of information and intellectual leisure. First of all, the limitations of an intellectual nature, is directly related to the drop in the level of literacy (often - and morality), caused by weak physical facilities library customers. Circumstances leaning library to explicit user needs to "light" topics, entertainment, limit their work in the promotion of intellectual products. The question of librarians' material poverty also introducing serious risks in the modern intellectual activity of libraries is being actualized in this aspect.
Intelligent relation to the existing situation is a current professional challenge. Comprehensive assessment of the poverty factors influence consequences on library development will make them manageable.
Keywords: poverty, population, public libraries, development of public libraries, social work library services in public libraries
For citing: Sokolskaya L. 2017. Poverty of the population as a limiting factor of modern public libraries development. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 33-46.
References
1. 9,6 % naseleniya planety zhivet za chertoy bednosti [Electronic resource]. Available from : http://forbes.kz/ news/2015/10/05/newsid_98030. (In Russ.).
44
2. Amanova A. Biblioteka v novoy knizhnoy situatsii [Library in a new book situation] [Electronic resource]. Available from : http://conference.bik.org.kg/uploads/filesarchive/2006/papers/Biblioteka_v_novoi_knijnoi_situacii_Amanova_ AM.pdf. (In Russ.).
3. V Den' pamyati Martina Lyutera Kinga Barak Obama zanyalsya obustroystvom biblioteki dlya bednykh [In Day of remembrance of Martin Luther King Barack Obama was engaged in arrangement of library for the poor] [Electronic resource]. Available from : http://maxpark.com/user/611136197/content/929964. (In Russ.).
4. V SShA bezdomnye amerikantsy okkupirovali publichnye biblioteki [In the USA homeless Americans occupied public libraries] [Electronic resource]. Available from : http://eer.ru/a/article/u154/20-07-2014/23588. (In Russ.).
5. Genieva E. 2011. Library as institute of modernization or Noah's Ark of a civilization. Bibliotechnoe delo [Library science]. No 21 : 2-8. (In Russ.).
6. Gnilomedova T., Matunina G. 2012. Library as social center of rehabilitation of elderly people and disabled people. Bibliotechnoe delo [Library science]. No 24 : 11-13. (In Russ.).
7. GOST 52495-2005 Sotsial'noe obsluzhivanie naseleniya. Terminy i opredeleniya [GOST 52495-2005 Social service of the population. Terms and definitions] [Electronic resource]. Available from : http://ohranatruda.ru/ ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46834/. (In Russ.).
8. Guzner S., Kozhevnikova L., Makeeva O. 2013. Adaptatsiya bibliotek: podkhody, metody, modeli, praktika [Adaptation of libraries: approaches, methods, models, practice]. Moscow : Libereya-Bibinform. 160 p. (In Russ.).
9. Drigailo S. 2014. Evolution of social and demographic list of readers of scientific library (on the example of National library of Ukraine of V. I. Vernadsky). Scientific and technical libraries. No 1 : 36-41. (In Russ.).
10. Zolotova N. 2016. The American libraries at the time of economic shocks: Great depression and global crisis of the beginning of the 21st century [Electronic resource]. Otkrytyy dostup: Biblioteki za rubezhom 2016 [Open access: Libraries abroad 2016]. Zolotova N. and Pushkova S., ed. Moscow : Tsentr knigi Rudomino. Available from : http://libfl.ru/static/izdaniya/mkc_issues/2016.pdf. (In Russ.).
11. Ivanov N., Goffe N., Monusova G. 2010. Modern problems of globalization and poverty. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World E^nomy and International Relation]. No 9 : 29-42. (In Russ.).
12. To change to remain, or About a formula of success in the modern book world. Knizhnaya industriya [Book industry]. 2014. No 6 : 13 -17. (In Russ.).
13. Istoriya uspekha Karnegi, polnaya biografiya E. Karnegi [History of success of Carnegie, full biography of E. Carnegie] [Electronic resource]. Available from : http://tokadoka.com/stati/prim/karnegi.html. (In Russ.).
14. Kadermiatova R. 2013. To a question of poverty in system of indicators of quality of life. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modernproblems of science and education]. No 1 : 10-13. (In Russ.).
15. Kazantsev IU. 2011. Urgent problems of development of social activity of the population of Russia [Electronic resource]. InterEkspo Geo-Sibir' [Interekspo Geo-Siberia]. Available from : http://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnye-problemy-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-naseleniya-rossii. (In Russ.).
16. Kak v biblioteke v piratov igrali [As in library played pirates] [Electronic resource]. Available from : http://zebra-tv.ru/story/121181/?mobile-site=y. (In Russ.).
17. The book and reading during Post-Gutenberg's era: keys to reading. Knizhnaya industriya [Book industry]. 2014. No 9 : 9-14. (In Russ.).
18. Konysheva O. 2012. Social functions of library: paradigm or pressing need of time? Bibliotechnoe delo [Library science]. No 20 : 32 -34. (In Russ.).
19. Kravchenko L. Bednost' v Rossii: ne 20, a 70 millionov rossiyan [Poverty in Russia: not 20, but 70 million Russians] [Electronic resource]. Available from : http://rusrand.ru/analytics/bednost-v-rossii-ne-20-a-70-millionov-rossiyan. (In Russ.).
20. Kuleshova IU. 2011. Work of TsBS (the centralized library system) libraries with socially unprotected segments of the population: methodical recommendations about implementation of the Library without Borders program. The centralized library system of Irkutsk. Irkutsk. 43 p. (In Russ.).
21. Maltseva A., Rodina O., Iunchina E. Kniga peremen: Rossiyskim bibliotekam pridetsya poyti na ser'eznye preobrazovaniya, chtoby ne ostat'sya v proshlom [Book of changes: The Russian libraries should go for serious transformations not to remain in the past] [Electronic resource]. Available from : http://www.newizv.ru/ society/2012-11-19/173124-kniga-peremen.html. (In Russ.).
45
22. Manifest Rossiyskoy bibliotechnoy assotsiatsii (RBA) o publichnoy biblioteke [Manifesto of the Russian Library Association (RLA) on public library] [Electronic resource]. Available from : http://www.rba.ru/ content/about/doc/manifest.php. (In Russ.).
23. Manifesto of UNESCO on public libraries. 1994. Spravochnik bibliotekarya [Reference book of the librarian]. Saint-Petersburg. 2002. P. 32-35. (In Russ.).
24. Marketing of your library : customer-oriented approach. Bibliotekovedenie [Library science]. 2013. No 2 : 78-87. (In Russ.).
25. Massovaya rabota po pravovomu prosveshcheniyu naseleniya [Mass work on legal education of the population] [Electronic resource]. Available from : http://gorn-lib.biblioteka-perm.ru/o_biblioteke/struktura_biblioteki/ informacionno-pravoj_centr/massovaja_rabota_po_pravovomu_prosveshheniju_naselenija/. (In Russ.).
26. Nashe obshchestvo khochet bezumno razvlekat'sya [Our society wants to have a good time madly] [Electronic resource]. Available from : http://dailytalking.ru/interview/ugolnikov-igor-stanislavovich/294/. (In Russ.).
27. O bibliotechnom dele : Federal'nyy zakon (s izmeneniyami na 3 iyulya 2016 g., red., deystvuyushchaya s 3 okt. 2016 g.) [About library science: The federal law (with changes for July 3, 2016, the edition operating about 3 Oct. 2016)] [Electronic resource]. Available from : http://docs.cntd.ru/document/9010022. (In Russ.).
28. Ovcharova L. 2009. Teoreticheskie i prakticheskie podkhody k otsenke urovnya, profilya i faktorov bednosti: rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt [Theoretical and practical approaches to an assessment of level, profile and factors of poverty: Russian and international experience]. Moscow : M-Studio. 268 p. (In Russ.).
29. Platonova N. 2011. Sotsial'naya rabota s bezdomnymi [Social work with the homeless]. Moscow : Akademiya. 160 p. (In Russ.).
30. Plenary sessions. Informatsionnyy byulleten' RBA [Newsletter of RBA]. 2015. No 73 : 11 -13. (In Russ.).
31. Proekt «Biblioteka dlya bezdomnykh i maloimushchikh» odobren moskovskim Pravitel'stvom [The "Library for Homeless and Needy" project is approved by the Moscow Government] [Electronic resource]. Available from : http://books-darom.livejournal.com/109833.html. (In Russ.).
32. Pushkova S. 2016. The Internet in public libraries of the USA (on materials of publications and. researches) [Electronic resource]. Otkrytyy dostup: Biblioteki za rubezhom 2016 [Open access: Libraries abroad 2016]. Zolotova N. and Pushkova S., ed. Moscow : Tsentr knigi Rudomino. Available from : http://libfl.ru/static/izdaniya/mkc_issues/2016.pdf. (In Russ.).
33. Razvlechenie dlya bednykh [Entertainment for the poor] [Electronic resource]. Available from : http://fantlab.ru/ blogarticle1113. (In Russ.).
34. Rossiya: naselenie prodolzhaet bednet' [Russia: the population continues to grow poor] [Electronic resource]. Available from : http://inosmi.ru/economic/20160505/236419751.html. (In Russ.).
35. Rukovodstvo IFLA po rabote publichnykh bibliotek. 2-e, polnost'yu peresmotr. izd. [Guide of IFLA to work of public libraries. The 2nd, completely revision. prod.]. 2011. Comp. Kunts K., Gabbin B. Saint-Petersburg. 183 p.
36. Salnikova L. 2011. Participation of children's libraries of Murmansk region in prevention of offenses among children and teenagers. Vasha biblioteka [Your library]. No 3 : 45-47. (In Russ.).
37. Sozinova M. 2013. Factors of formation of substantial leisure in sociocultural space of the modern city. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modernproblems of science and education]. No 3 : 245-247. (In Russ.).
38. Talalushkina IU. 2013. Experience UNO in study quality to life's of the population. Ekonomichesky Zhurnal [Economic magazine]. No 3 (31) : 46-53. (In Russ.).
39. Tikhonova S. 2014. Poverty phenomenon in modern Russia [Electronic resource]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No 1 : 7-19. Available from : http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0607/analit02.php. (In Russ.).
40. Tkachenko S. 2006. Informing - we protect. Novaya biblioteka [New library]. No 3 : 28-30. (In Russ.).
41. Fomchenkova IU. 2012. Formation of vital activity of lower-income strata means of design technologies [Electronic resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No 6. Available from : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8000. (In Russ.).
42. Frensis S. 2015. A future for public libraries : some ideas in England. Tomsk State University journal of cultural studies and art history. Translated by O. Zheravina. No 1(17) : 167-172. (In Russ.).
43. Khan A. 2013. Libraries of Great Britain at the time of austerity. Modern library magazine. No 9 : 28-88. (In Russ.).
44. Chudinova S. 2013. Increase in reader's, media and information literacy of the population (foreign experience). Bibliotekovedenie [Library science]. 2013. No 4 : 87-92. (In Russ.).
Received 16.01.2017
46