Обзоры
УДК 021.4 ББК 78.349
DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-59-65
МАССОВАЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ) РАБОТА БИБЛИОТЕК В ЗЕРКАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
© А. С. Степанова, 2016
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Представлен обзор публикаций в отечественных профессиональных библиотечно-библиографических периодических изданиях, освещающих вопросы массовой работы библиотек. Рассмотрены основные бытующие представления о деятельности современной библиотеки, которые находят отражение в организации и проведении массовых мероприятий.
Ключевые слова: массовая работа библиотек, социально-культурная деятельность библиотек; современная библиотека; формы и методы библиотечного обслуживания.
Для цитирования: Степанова А. С. Массовая (коммуникативная) работа библиотек в зеркале профессиональной печати. Аналитический обзор // Библиосфера. 2016. № 4. С. 59-65. DOI: 10.20913/1815-31862016-4-59-65.
Library mass (communicative) activities in the professional press mirror. Review A. S. Stepanova
The National Library of Russia, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
The publications review of the domestic professional library-bibliographic periodicals highlighted different problems of the library mass activity is represented. Main existing ideas on the contemporary library work reflected in organizing and carrying out mass events are examined.
Keywords: library mass activity, library social-cultural activity; contemporary library; library servicing forms and methods.
Citation: Stepanova A. S. Library mass (communicative) activities in the professional press mirror. Review // Bib-liosphere. 2016. № 4. P. 59-65. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-59-65.
Организация и проведение массовых мероприятий традиционно является одним из ключевых направлений работы библиотек и воспринимается как важнейшая составляющая их социокультурной деятельности. Массовая работа преследует целый ряд важных задач, среди которых: реклама библиотеки, ее фонда и услуг; продвижение книги и чтения; организация межличностного общения читателей и в целом культурного досуга населения.
В последние десятилетия библиотеки постоянно находятся в поиске своего места в жизни общества. Популярные в конце 1990-х - начале 2000-х гг. взгляды на библиотеку как центр информации в 2010-х гг. дополнились представлениями о библиотеке как центре коммуникации, месте проведения досуга, «библиотеке как третьем месте» (после дома и работы). Можно упомянуть одну из современных версий тратовки сугубо информационной сущности библиотечной профессии, представленной в диссертации Н. В. Лопати-ной, практически отрицающей социокультурное направление библиотечной деятельности [30]. Наряду с традиционным утверждением «информационного» взгляда на сущность библиотечной деятельности де-
лаются попытки обоснования двойственной сущности библиотечной работы. С. А. Басов пишет о культурной, а не информационной детерминации библиотечного дела. Он полагает, что информационная составляющая деятельности библиотеки должна быть дополнена культуротворческой, связанной прежде всего с организацией процессов общения в пространстве библиотеки. Библиотечное обслуживание, по мнению С. А. Басова, обладает двуединой сущностью, оно двойственно по своей природе, ибо опирается на два вида активности: информационную и социокультурную, которые порождают два относительно самостоятельных вида деятельности [3]. В монографии Е. Ю. Гениевой современная библиотека предстает как один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в социализации читателей на основе межкультурной коммуникации [11].
Подобные взгляды хоть и не всегда оформляются в качестве полноценных концепций, но вновь обращают внимание библиотечных специалистов на массовую работу. Библиотеки стремятся привлечь как можно больше новых читателей, используя как
традиционные, так и новые для библиотечного дела формы и методы. Развивается реклама библиотечных мероприятий и услуг в городском пространстве, СМИ, социальных сетях. В профессиональной среде получили признание такие публичные акции, как «Библионочь», «Ночь искусств», «День открытых дверей» и т. п.
Однако ориентация библиотек сугубо на развлекательный и релаксационный характер проводимых мероприятий может негативно сказаться и на их работе в целом, и на их имидже. Концепция «библиотека как третье место» зачастую воспринимается как некий отход от традиционной и специфичной для библиотек книжно-читательской деятельности. В этом случае происходит частичное дублирование работы библиотек и клубов, а это, в свою очередь, вызывает вопрос у учредителей (органов власти), насколько библиотеки оправдывают финансовые вложения и в каком количестве они необходимы стране. При этом приоритет досуговых функций библиотеки может диктоваться и самим учредителем. Так, типовой устав, разработанный департаментом культуры Москвы, определяет библиотеку как «культурно-досуговое учреждение» и предполагает, помимо выполнения традиционных функций, ведение культурных, образовательных, досуговых работ [17].
Многие специалисты книжной культуры негативно оценивают ориентацию массовой работы библиотеки на проведение досуга. Так, по мнению литературного критика С. Белякова, «библиотекари напрасно "играют на чужом поле". Привлекать людей в библиотеки песнями, танцами, конкурсами и концертами - нелепо. Ну, придут молодые люди на "ночь в библиотеке", походят-посмотрят, и уйдут. Снова навсегда <...> Библиотеку пытаются превратить в культурно-досуговый центр, но это тоже путь сомнительный <...> Полагаю, что библиотека все же должна вернуться к своей главной функции: собирать, хранить и бесплатно выдавать читать книги» [18]. Целый ряд ведущих отечественных библиотековедов с сожалением отмечает отход библиотеки от своей специфической книжной деятельности [10, 15, 44].
Тем не менее отвергать массовые культурно-до-суговые мероприятия библиотеки в современных условиях нельзя. Традиционно подобная деятельность служила и служит приобщению населения к чтению и книжной культуре, помощи в ориентировании в литературном пространстве, организации общения читающих людей. Утвержденный в 2014 г. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки включает в себя в качестве одного из двух основных видов деятельности библиотеки культурно-просветительную работу (п. 3.3) [31].
Массовая коммуникативная деятельность современной библиотеки находит активное отражение на страницах профессиональных периодических изданий. Настоящий обзор охватывает публикации, посвященные массовой работе библиотек, за период 2014 -первое полугодие 2016 гг. Были проанализированы
11 российских научных и массовых профессиональных журналов: «Библиография» («Библиография и книговедение»), «Библиополе», «Библиосфера», «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Ваша библиотека», «Молодые в библиотечном деле», «Научные и технические библиотеки», «Современная библиотека», «Школьная библиотека». Обзор проведен только по российскому сегменту библиотечно-библиографической периодики, поскольку сопоставительный анализ подходов к организации массовой работы в библиотеках России и за рубежом является самостоятельной исследовательской задачей.
Всего было выявлено 279 публикаций, затрагивающих те или иные аспекты массовой работы библиотек. Из них 8 (2,8%) приходится на научные журналы, 271 (97,2%) - на массовые профессиональные, при этом большинство материалов - 101 (36,2% от общего числа) - представлено в журнале «Библиотека».
Тематически выявленные публикации можно распределить по следующим блокам:
1. Теоретические аспекты массовой работы библиотек, анализ ее состояния - 4 (1,4%).
2. Использование тех или иных форм и методов массовой работы в различные исторические периоды - 4 (1,4%).
3. Рекомендации по организации массовых мероприятий в библиотеке - 5 (1,8%).
4. Исследования, затрагивающие вопросы массовой работы - 2 (0,7%).
5. Массовые мероприятия в русле программно-проектной деятельности библиотеки - 53 (19,0 %).
6. Описание одного или нескольких мероприятий, организованных конкретной библиотекой - 211 (75,7%).
При дальнейшем отборе в обзор были включены 45 публикаций. В него вошли статьи теоретиков и практиков библиотечного дела, характеризующие многообразие проводимых библиотеками массовых мероприятий. Предпочтение отдавалось публикациям, отражающим специфику библиотечной массовой работы, мероприятиям, направленным на продвижение книги и чтения, раскрытие фонда, рекламу информационно-библиографической деятельности библиотеки, организацию межчитательского общения. При отборе материалов были использованы обзоры публикаций по проблемам чтения, подготовленные специалистами Центра чтения Российской национальной библиотеки [35]. В случае, когда статьи, посвященные одному проекту или мероприятию, публиковались в разных журналах, предпочтение отдавалось более подробным публикациям.
В обзор не были включены следующие материалы:
• описания мероприятий, носящих сугубо досу-говый характер и не отражающих библиотечную специфику;
• описания выставочной деятельности (с нашей точки зрения, она относится скорее к информационной, чем к коммуникативной составляющей библиотечного обслуживания);
• публикации, посвященные работе библиотеки в социальных медиа (это относительно самостоятельный вид работы, направленный на опосредованное, виртуальное читательское общение);
• сценарии библиотечных мероприятий (они дают представление о содержании мероприятий, но не об особенностях их организации и проведения).
Рассмотрим отдельные тематические блоки публикаций по вопросам массовой работы библиотек.
Теоретические аспекты массовой работы библиотек, анализ ее состояния. В целом при обилии информации о проводимых библиотеками массовых мероприятиях она очень редко анализируется российскими теоретиками библиотечного дела. За рассматриваемый период выявлено лишь три теоретические публикации, в которых осмысливается существующая практика массовой работы. Одна из них -статья крупнейшего отечественного библиотековеда А. Н. Ванеева, посвященная акциям «Библионочь» и «Библиосумерки». В ней автор негативно оценивает развлекательный характер большинства мероприятий акций и ставит вопрос о целесообразности их проведения [10]. В ответ на эту статью появилась публикация С. А. Чазовой, в которой автор доказывает роль акции «Библионочь» в формировании социально-культурного пространства и определении места библиотеки в жизни современного общества [51]. В статье другого видного библиотековеда, М. Я. Дворки-ной, развитие массовой работы в библиотеке рассматривается как один из путей привлечения новых читателей. Автор отмечает, что осуществляемая библиотекой досуговая деятельность зачастую противоречит ее основным задачам [15]. Статья Н. М. Свер-гуновой посвящена педагогической деятельности библиотек вузов и затрагивает аспект организации массовой работы в русле библиотечной педагогики [41].
Использование определенных форм и методов массовой работы в различные исторические периоды. Ряд статей посвящен мероприятиям, проводившимся в библиотеках на рубеже Х1Х-ХХ вв.: народным чтениям [9, 25], формам работы тюремных библиотек, среди которых были «арестантские чтения», театральные постановки [34]. Еще одна публикация отражает работу Кировской областной детско-юношеской библиотеки в 1960-е гг., в том числе использование такой формы, как громкие чтения [1].
Рекомендации по организации массовых мероприятий в библиотеке. Некоторые авторы не просто делятся опытом той или иной библиотеки, они дают конкретные советы, рекомендации и даже пошаговые инструкции по организации и проведению мероприятий. В статье М. Г. Климовой высказаны предложения, как сделать массовую работу в целом более эффективной и привлекательной для читателя [20]. Другие авторы, опираясь на опыт работы своей библиотеки, дают рекомендации, связанные с проведением литературно-музыкальных вечеров [2], громких чтений [7], литературных квестов [29], библиотечных вечеринок [38].
Исследования, затрагивающие вопросы массовой работы. Статей, отражающих результаты исследований, посвященных непосредственно массовой работе библиотек, выявлено не было. Однако в двух материалах об исследовательской деятельности этот аспект был затронут. Статья З. Буренко и Т. Вострико-вой представляет собой обзор исследовательских проектов Тульской областной детской библиотеки, в ходе которых изучается не только чтение, но и возможности продвижения книги [6]. В статье Л. Глуховой и А. Степановой представлены данные исследования бытования литературно-художественных журналов в библиотеках российской провинции; помимо прочего изучались формы и методы массовой работы по пропаганде и раскрытию содержания журналов [13].
Массовые мероприятия в русле программно-проектной деятельности библиотеки. Данные публикации были выделены в отдельный тематический блок. На сегодняшний день программно-целевой подход является одним из наиболее перспективных в биб-лиотечно-информационной деятельности. Он предполагает комплексность, планомерность и целенаправленность осуществляемой работы. Массовые мероприятия, проводимые библиотекой в рамках того или иного проекта, являются его важным звеном. В большинстве случаев их отличает высокое качество организации, наличие четко сформулированных целей и задач, целевой аудитории.
Выявленные публикации можно проанализировать, основываясь на тематике программ и проектов. Традиционно массовые мероприятия являются важной составляющей проектов, направленных на продвижение книги и чтения [16, 49, 50]. Среди них выделяются проекты с определенной целевой аудиторией, которую могут составлять молодежь [21, 27, 32, 45, 47], мужчины активного возраста [39], пожилые читатели [4].
Отдельно следует отметить проекты краеведческой и литературно-краеведческой тематики. На сегодняшний день это одно из востребованных и актуальных направлений деятельности библиотек. Организация массовых мероприятий в рамках подобных проектов позволяет привлекать внимание читателей к истории и литературной жизни края [8, 36]. Мероприятия, тематически связанные с продвижением чтения, реализуются и в рамках других проектов: посвященных кинематографу (что стало актуальным в 2016 г., объявленном Годом российского кино) [43, 52], в поддержку русского языка [40, 42]; по патриотическому воспитанию [14, 48].
Описание одного или нескольких мероприятий, организованных библиотекой. Как правило, такие статьи принадлежат перу библиотекарей-практиков, которые делятся своим опытом проведения тех или иных массовых мероприятий. Они составляют значительную часть выявленных публикаций, однако в обзор были включены лишь некоторые, характеризующие перспективные направления развития массовой коммуникативной деятельности библиотек.
Обращают на себя внимание материалы, отражающие роль библиотеки в культурной и общественной жизни региона. Они характеризуют стремление современных библиотек завоевать авторитет в местном сообществе и быть ему полезными. Авторы подобных публикаций уделяют внимание проводимым библиотекой мероприятиям как способу организации культурного и интеллектуального досуга населения [12, 36, 53].
Массовая работа библиотек, в первую очередь публичных, довольно активно развивается. Осваиваются новые формы и методы, которые прежде в библиотечном деле не использовались. Многие из них органично вписываются в деятельность библиотек, вызывают интерес у читателей. Выявлен ряд публикаций, в которых рассказывается о таких новых формах работы, как литературно-документальная реконструкция, «Курилка Гутенберга», Форум-театр, косплей, перфоманс, трибьют, квест, бродячая лекция, скайп-встреча с писателем [5, 19, 22-24, 26, 28, 33, 37, 46].
В обзор не была включена большая часть выявленных материалов. Тем не менее такие статьи дают представление об основных тенденциях, существующих сегодня в массовой работе библиотек. О многообразии деятельности говорят публикации, содержащие описание одного или нескольких мероприятий. Речь может идти о массовых мероприятиях, проводимых в регионе, в отдельной библиотеке, в ее структурном подразделении, в клубе или творческом объединении при библиотеке. Представленные материалы демонстрируют, что в библиотеках применяются самые разные формы и методы, значительную часть которых составляют традиционные. Среди них: читательские конференции, обзоры, устные журналы, литературные и литературно-музыкальные вечера, поэтические гостиные, литературные праздники, театрализованные представления, громкие чтения, творческие встречи с писателями и издателями, презентации книг, литературные диспуты и дискуссии, литературные посиделки, разнообразные игры, викторины, конкурсы.
Значительную долю публикаций о массовой работе библиотек составляют материалы с описанием мероприятий по привлечению к чтению детей и подростков. Следует отметить, что именно мероприятия, направленные на детскую аудиторию, как правило, имеют ярко выраженную литературную составляющую, обязательно включают рекомендации книг. С учетом психологических особенностей целевой аудитории массовая работа с детьми включает в себя в основном игровые и конкурсные формы, а также элементы театрализации. То же можно сказать о мероприятиях в помощь семейному чтению.
Всероссийская социально-культурная акция «Биб-лионочь» в течение нескольких лет активно поддерживается библиотеками страны. Много публикаций посвящено опыту отдельных библиотек по проведению «Библионочи» и «Библиосумерек». В массовых профессиональных изданиях, например в журнале
«Библиотека», представлены подборки таких материалов. Однако в большинстве из них не отражена литературная направленность проводимых мероприятий. Статей, посвященных «Библионочи» как акции, направленной на продвижение книги, чтения, библиотеки, выявлено существенно меньше. Представленный опыт показывает, что довольно успешными являются программы «Библионочи», приуроченные к литературным юбилеям.
Важной тенденцией, закрепившейся в библиотечной практике за последние 10-15 лет, является проведение разноплановых мероприятий в поддержку чтения вне стен библиотеки, в пространстве города или села с целью выхода на широкую аудиторию и распространения информации о возможностях библиотек. В профессиональной периодической печати представлено большое количество материалов, авторы которых рассказывают об уличных фестивалях, праздниках, акциях, флешмобах, организованных библиотеками. Библиотеки выступают и основными организаторами комплексных мероприятий (акций, фестивалей), которые проходят на разных площадках городов.
Отдельно следует сказать о массовых библиотечных мероприятиях на транспорте («Читающий автобус», «Читающий троллейбус» и т. д.), в ходе которых библиотекари стремятся рассказать пассажирам о библиотечных услугах, рекламируют литературные произведения.
Однако при том, что массовая работа библиотек обогащается сегодня новыми формами, среди них встречаются такие, которые могут вызвать у специалистов неоднозначную реакцию: пижамные вечеринки, библиобары и библиобистро, литературные гороскопы, шабаши, боди-арт. Заявлены и такие формы, определить суть которых из публикации не представляется возможным: фотосушки, квилты, библиотечные авантюры.
В целом массив существующих публикаций по вопросам массовой коммуникативной работы библиотек дает следующую картину. Массовая работа сегодня - одно из основных и приоритетных направлений в деятельности библиотек. Она многопланова и разнообразна, постоянно появляются и приживаются новые формы и методы, расширяется целевая аудитория. Все больше специалистов считает нужным поделиться опытом на страницах профессиональных периодических изданий. Однако далеко не всегда имеющиеся публикации характеризуют специфику массовой библиотечной работы. Досугово-развлекательный характер проводимых мероприятий, отсутствие литературной основы отсылает скорее к клубной, чем к библиотечной работе. Кроме того, обилие описаний отдельных, не связанных между собой мероприятий может свидетельствовать об их случайном характере, отсутствии концепции их проведения. Библиотеками накоплен огромный практический опыт, однако сегодня он нуждается в осмыслении. В профессиональных журналах не хватает
теоретических статей, в которых были бы даны оценки современному состоянию массовой библиотечной работы и обоснование, какой она должна быть. Этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании.
Список источников
1. Арасланова Л. В ногу со временем // Библиотечное дело.
2014. № 14. С. 42-43.
2. Баранов Е. Серебряные перезвоны. Секреты успеха литературно-музыкального вечера // Библиотечное дело. 2016. № 10. С. 27-28.
3. Басов С. А. Библиотека: формирование базовых ценностей на переломе эпох // Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства. Новосибирск, 2009. С. 3-23.
4. Баюжева В. Возраст не помеха для творчества // Биб-лиополе. 2016. № 1. С. 49-51.
5. Беленко К. И. Мастерская литературного перформанса // Современная библиотека. 2015. № 7. С. 8-9.
6. Буренко З., Вострикова Т. Каков он, инструментарий социолога? // Библиотека. 2014. № 7. С. 51-54.
7. Бурилова О. Под теплым домашним абажуром, или Навыки звучащей речи // Библиотека. 2014. № 7. С. 55-57.
8. Бычкова В. «Стожары» светят на Земле // Библиополе. 2016. № 3. С. 73-74.
9. Вагабова Э. Трудная дорога к свету в Черном городе. Народное чтение под правительственным надзором // Библиотечное дело. 2016. № 1. С. 21-23.
10. Ванеев А. Н. «Библионочь» - что это? // Библиосфера.
2015. № 1. С. 58-61.
11. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Москва : РОССПЭН, 2008. 208 с.
12. Гладкова И. Движение отрасли в масштабах города // Библиотека. 2014. № 2. С. 25-26.
13. Глухова Л., Степанова А. «Толстяки» в библиотеках. Мнения и сомнения библиотекарей российской провинции // Библиотечное дело. 2016. № 12. С. 8-12.
14. Гурьева Г. Книги войны и победы // Библиотечное дело.
2016. № 9. С. 21-24.
15. Дворкина М. Я. Как библиотеки привлекают пользователей // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 3. С. 345-351.
16. Дурина Л. Б. Реализация программ и проектов по продвижению социально значимой информации и чтения // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 7. С. 15-22.
17. Кибовский А. Главная реформа происходит не в библиотеках, а в департаменте : интервью с главой Департамента культуры Москвы А. Кибовским ; вела С. Вовк // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http:// tass.ru/opinions/interviews/3251377 (дата обращения: 23.08.2016).
18. Беляков С. «Библионочь» или... библиозакат?: интервью с лит. критиком с С. Беляковым ; вела И. Клепикова // Областная газета. URL: http://www.oblgazeta.ru/ culture/19055/ (дата обращения: 23.08.2016).
19. Климова М. Г. Библиотека, наполненная читателем // Молодые в библиотечном деле. 2014. № 8. С. 36-40.
20. Климова М. Г. «Шумим, братцы, шумим», или Методы продвижения с помощью массовых мероприятий // Современная библиотека. 2016. № 6. С. 12-17.
21. Конышева О. Экранизация на службе прозы // Библиотека. 2014. № 1. С. 58-61.
22. Королева И. С. О событийном маркетинге и цифровых коммуникациях // Современная библиотека. 2014. № 9. С. 58-61.
23. Костин М. И. Современная поэзия для молодежи: интерактивные формы работы // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 8. С. 57-61.
24. Котова Е. Новая жизнь вишневого сада. Форум-театр по методу Августо Боаля // Библиотечное дело. 2016. № 4. С. 35-44.
25. Кузьмина Н. Народные чтения. Световые картинки и брошюры в помощь лектору // Библиотечное дело.
2015. № 13. С. 16-20.
26. Лагунова Е., Белых Ю. Органы чувств на страже смысла // Библиотека. 2015. № 11. С. 54-55.
27. Ланик Т., Бажанова Э. Погружение в классику // Библиотечное дело. 2014. № 2. С. 7-10.
28. Лапина М. Г. Креативный блин не комом // Современная библиотека. 2015. № 9. С. 78-81.
29. Лобанкина Е. Приключения для эрудитов // Библиополе.
2016. № 1. С. 34-39.
30. Лопатина Н. В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ : автореф. дис... д-ра пед. наук. Москва, 2015. 40 с.
31. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www. rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=3933 (дата обращения: 20.08.2016).
32. Морозова М., Чаусова А. Книга forever, или Как живет юношеская библиотека // Ваша библиотека. 2015. № 1/2. С. 106-112.
33. Мочалова Е. В. Скайп-встречи // Современная библиотека. 2016. № 2. С. 36-41.
34. Науменко О. Н., Науменко Е. А. Использование книги как средства воспитательного воздействия на заключенных в пенитенциарной системе Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Библиотековедение. 2016. Т. 1, № 2. С. 171-176.
35. Обзоры публикаций по чтению в профессиональной печати // Российская национальная библиотека. URL: http://www.nlr.ru/prof/reader/metodsovet/obzory-professio-nalnoj-pressy (дата обращения: 25.08.2016).
36. Олина Е. В., Петухова Е. Г. Современная библиотека в контексте развития городского сообщества // Молодые в библиотечном деле. 2014. № 8. С. 41-46.
37. Перфильева А. И. Косплей, фанфикшн, перфоманс как формы читательского творчества // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 3. С. 55-61.
38. Першина А. С. Стиляги, Арлекин и бойцы айкибудо // Современная библиотека. 2014. № 2. С. 36-39.
39. Платонова О. Читающий мужчина - успешный мужчина, или Развивающее чтение в условиях библиотеки // Ваша библиотека. 2015. № 5/6. С. 64-73.
40. Полянская О. Библиотека на территории слова. Для изучения и сбережения русского языка // Библиотечное дело. 2014. № 20. С. 13-15.
41. Свергунова Н. М. Педагогическая составляющая в деятельности библиотеки вуза // Научные и технические библиотеки. 2015. № 9. С. 24-33.
42. Селиванова С. Уроки русского для мигрантов // Библиополе. 2016. № 4. С. 2-5.
43. Сиротюк О. Читать или смотреть? Вот в чем вопрос. Классика в книге и на экране // Библиотечное дело. 2016. № 10. С. 34-35.
44. Соколов А. В. Разбиблиотечивание как панацея. Раздумья интеллигента-книжника // Школьная библиотека. 2009. № 6/7. С. 138-143.
45. Соколова Н. Открытая трибуна. Поиски и эксперименты // Библиотечное дело. 2015. № 14. С. 34-35.
46. Сокуренко Е. Бродячие лекции, или Чем еще удивить москвичей // Библиополе. 2016. № 1. С. 28-33.
47. Сопилова Н. Н. Чтение - это привычка, которой не учатся, а заражаются // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 8. С. 62-68.
48. Суздалев С. Книги обретают паруса // Библиотечное дело. 2016. № 7-8. С. 52-53.
49. Федотова О. Социальный маркетинг - прямая связь с пользователем // Библиополе. 2014. № 2. С. 13-16.
50. Филина М. Смелые идеи или головная боль для коллег? // Библиополе. 2015. № 9. С. 14-18.
51. Чазова С. А. На пути к «библиорассвету» // Библиосфера. 2016. № 1. С. 93-95.
52. Шишкова Н. А. Простая формула // Современная библиотека. 2016. № 4. С. 74-75.
53. Эссин Т. А. Роль публичных библиотек Севастополя в жизни города // Библиотековедение. 2014. № 4. С. 124-128.
References
1. Araslanova L. In steps with the time. Bibliotechnoe delo, 2014, 14, 42-43. (In Russ.).
2. Baranov E. Silver chimes. Secrets of the literary-musical event success. Bibliotechnoe delo, 2016, 10, 27-28. (In Russ.).
3. Basov S. A. Library: forming the basic values at the epochs turn. Rol' biblioteki v formirovanii regional'nogo sotsial'no-kul'turnogoprostranstva. Novosibirsk, 2009, 3-23. (In Russ.).
4. Bayuzheva V. Age is not a hindrance to creativity. Bibliopole, 2016, 1, 49-51. (In Russ.).
5. Belenko K. I. A workshop of literary performance. Sovre-mennaya biblioteka, 2015, 7, 8-9. (In Russ.).
6. Burenko Z., Vostrikova T. What are sociologist tools? Biblioteka, 2014, 7, 51-54. (In Russ.).
7. Burilova O. Under the warm home shade, or sounding speech skills. Biblioteka, 2014, 7, 55-57. (In Russ.).
8. Bychkova V. «Stozhary» shines on the earth. Bibliopole, 2016, 3, 73-74. (In Russ.).
9. Vagabova E. Difficult road to the light in Black city. People reading under government supervision. Bibliotechnoe delo, 2016, 1, 21-23. (In Russ.).
10. Vaneev A. N. «Biblionoch'» - what is it? Bibliosfera, 2015, 1, 58-61. (In Russ.).
11. Genieva E. Yu. Biblioteka kak tsentr mezhkul'turnoi kom-munikatsii [Library as a center of intercultural communication]. Moscow, ROSSPEN, 2008. 208 p. (In Russ.).
12. Gladkova I. Industry-wide movement in the municipal scale. Biblioteka, 2014, 2, 25-26. (In Russ.).
13. Glukhova L., Stepanova A. «Fat Men» in the libraries. Opinions and doubts of librarians at the Russian province. Bibliotechnoe delo, 2016, 12, 8-12.
14. Gur'eva G. Books of war and victory. Bibliotechnoe delo, 2016, 9, 21-24. (In Russ.).
15. Dvorkina M. Ya. What ways do libraries attract users. Bib-liotekovedenie, 2016, 65 (3), 345-351. (In Russ.).
16. Durina L. B. Implementation of programs and projects to promote socially significant information and reading. Mo-lodye v bibliotechnom dele, 2015, 7, 15-22. (In Russ.).
17. Kibovskii A. Main reforms take place not in the libraries, but in the department : an interview with Moscow Department of Culture Head A. Kibovskii ; comp. S. Vovk. TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii. URL: http://tass. ru/opinions/interviews/3251377 (accessed 23.08.2016). (In Russ.).
18. Belyakov S. «Biblionoch'» ili... bibliozakat?: an interview with critic S. Belyakov ; comp. I. Klepikova. Oblastnaya gazeta. URL: http://www.oblgazeta.ru/culture/19055/ (accessed 23.08.2016). (In Russ.).
19. Klimova M. G. Library full with readers. Molodye v biblio-technom dele, 2014, 8, 36-40. (In Russ.).
20. Klimova M. G. «Make noise, friends, noise», or methods of promotion via mass events. Sovremennaya biblioteka, 2016, 6, 12-17. (In Russ.).
21. Konysheva O. Screen adaptation to service prose. Biblioteka, 2014, 1, 58-61. (In Russ.).
22. Koroleva I. S. On event marketing and digital communications. Sovremennaya biblioteka, 2014, 9, 58-61. (In Russ.).
23. Kostin M. I. Modern poetry for the young: interactive forms of work. Molodye v bibliotechnom dele. 2015. № 8. S. 57-61. (In Russ.).
24. Kotova E. The new life of the cherry orchard. Forum-theatre by Augusto Boal's method. Bibliotechnoe delo, 2016, 4, 35-44. (In Russ.).
25. Kuz'mina N. People reading. Light pictures and brochures to help a lecturer. Bibliotechnoe delo, 2015, 13, 16-20. (In Russ.).
26. Lagunova E., Belykh Yu. Senses guard sense. Biblioteka,
2015, 11, 54-55. (In Russ.).
27. Lanik T., Bazhanova E. Immersion into the classic. Biblio-technoe delo, 2014, 2, 7-10. (In Russ.).
28. Lapina M. G. A creative pancake is not bad. Sovremennaya biblioteka, 2015, 9, 78-81. (In Russ.).
29. Lobankina E. Adventure for erudites. Bibliopole, 2016, 1, 34-39. (In Russ.).
30. Lopatina N. V. Bibliotekar' v professional'noi strukture ob-shchestva: teoretiko-metodologicheskii analiz [A librarian in the professional structure of society: theoretical and methodological analysis] : avtoref. dis... d-ra ped. nauk. Moscow, 2015. 40 p. (In Russ.).
31. A model standard of public library activities. Recommendations to public authorities of the RF subjects and municipal authorities. Rossiiskaya bibliotechnaya assotsia-tsiya. URL: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str. php?id=3933 (accessed 20.08.2016). (In Russ.).
32. Morozova M., Chausova A. Book forever, how does the youth library live. Vasha biblioteka, 2015, 1/2, 106-112. (In Russ.).
33. Mochalova E. V. Skype-meetings. Sovremennaya biblio-teka, 2016, 2, 36-41. (In Russ.).
34. Naumenko O. N., Naumenko E. A. Using the book as a mean of educational influence on prisoners in the penitentiary system of West Siberia (the second half of XIX -early XX centuries. Bibliotekovedenie, 2016, 1 (2). 171-176. (In Russ.).
35. Obzory publikatsii po chteniyu v professional'noi pechati [Publications reviews on reading in professional press]. Rossiiskaya natsional'naya biblioteka. URL: http://www. nlr.ru/prof/reader/metodsovet/obzory-professionalnoj-pressy (accessed 25.08.2016). (In Russ.).
36. Olina E. V., Petukhova E. G. Modern library in the context of the urban community development. Molodye v bibliote-chnom dele, 2014, 8, 41-46. (In Russ.).
37. Perfil'eva A. I. Cosplay, fanfiction, as a form of reader art performance. Molodye v bibliotechnom dele, 2015, 3, 55-61. (In Russ.).
38. Pershina A. S. Hipsters, Harlequin and aikibudo fighters. Sovremennaya biblioteka, 2014, 2, 36-39. (In Russ.).
39. Platonova O. A reading man is a successful man, or developing reading in library condition. Vasha biblioteka, 2015, 5/6, 64-73. (In Russ.).
40. Polyanskaya O. Library at the territory of word. To study and conserve the Russian language. Bibliotechnoe delo, 2014, 20, 13-15. (In Russ.).
41. Svergunova N. M. Educational component in the university library activities. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2015, 9, 24-33. (In Russ.).
42. Selivanova S. Russian lessons for migrants. Bibliopole,
2016, 4, 2-5. (In Russ.).
43. Sirotyuk O. To read or to watch? That is the question. Classic in the book and on the screen. Bibliotechnoe delo, 2016, 10, 34-35. (In Russ.).
44. Sokolov A. V. Reliblirization as a panacea. Thoughts of the intellectual scribe. Shkol'naya biblioteka, 2009, 6/7, 138-143. (In Russ.).
45. Sokolova N. Open tribune. Searches and experiments. Bib-liotechnoe delo, 2015, 14, 34-35. (In Russ.).
46. Sokurenko E. Stray lectures, or How can we surprise the Muscovites. Bibliopole, 2016, 1, 28-33. (In Russ.).
47. Sopilova N. N. Reading is a habit, which is not learnt, but became infected. Molodye v bibliotechnom dele, 2015, 8, 62-68. (In Russ.).
48. Suzdalev S. Books acquire sails. Bibliotechnoe delo, 2016, 7/8. 52-53. (In Russ.).
49. Fedotova O. Social marketing is a direct connection with users. Bibliopole, 2014, 2, 13-16. (In Russ.).
50. Filina M. Bold ideas or headache for colleagues? Bibliopole, 2015, 9, 14-18. (In Russ.).
51. Chazova S. A. On the way to «library sunrise». Bibliosfera, 2016, 1, 93-95. (In Russ.).
52. Shishkova N. A. A simple formula. Sovremennaya biblioteka, 2016, 4, 74-75. (In Russ.).
53. Essin T. A. The role of public libraries in Sevastopol life. Bibliotekovedenie, 2014, 4, 124-128. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 15.09.2016 г.
Сведения об авторе: Степанова Анна Сергеевна - ведущий методист научно-методического отдела