УДК 371 (075)
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.Н. Сухоленцева
В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. Определяется воспитательный потенциал добровольческой деятельности детских объединений контекстного типа
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, молодежь, средства волонтерской деятельности
Происходящие в стране вот уже более 20-ти лет политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Это привело к изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, деформации ранее существовавших убеждений и взглядов. Данные процессы негативно повлияли на всю систему морально-нравственных устоев современного человека и, особенно, на духовное развитие подрастающего поколения. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания в системе образования является одной из наиболее актуальных. Ученые и педагоги-практики ищут новые пути, средства и технологии формирования моральных качеств каждого человека, особенно подростков.
Именно подростки являются потенциально наиболее значимой движущей силой социокультурных изменений. Зачастую изменения в их ценностной системе влекут за собой рост девиантных ценностей (или «антиценностей»). В стабильном обществе они присущи небольшой части населения и не имеют возможности распространяться, так как их сдерживает
общественное мнение. Переоценка ценностей является своеобразным приспособлением к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения. Подростки ориентируются, в первую очередь, на собственные интересы, абсолютно разделяя психологию индивидуализма. Поведение многих из них характеризуются отклонениями от социальных норм, начиная с мелких проступков, не представляющих социальной опасности, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, употребления алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, проституцией и заканчивая деяниями уголовно-наказуемого характера.
В настоящее время повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан и формирования молодежного потенциала в Российской Федерации. В этих условиях педагоги пытаются найти
Сухоленцева Елена Николаевна - ОГУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected], тел. 8-910-748-14-06
нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной личности. В последнее время складывается современная теория духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обновляется содержание и технологии.
Актуальность данной проблемы определяется провозглашением стратегии качественного обновления страны и ее главной цели: создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, повышение качества жизни людей, приумножение лучших традиций системы образования, повышение его качества. В свою очередь, это предполагает необходимость пересмотра системы воспитания подрастающего поколения, сложившейся еще в советский период, и разработки ее концептуальных основ, адекватных современным реалиям жизни людей.
Как отмечает А.А. Вербицкий, воспитание подрастающего поколения - одна из наиболее острых, сложных и запущенных проблем современного образования. Содержательная характеристика воспитания выражается, в конечном счете, в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственной аспект, которому нельзя научить посредством передачи информации о сущном и должном, но к которому можно приобщить путем воспитания, переживания и чувства, присвоения морально-нравственных основ бытия на опыте совершения личностью собственных поступков [3].
В настоящее время не вызывает сомнения воспитательный потенциал детских общественных объединений, в частности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, поскольку они способствует воспитанию в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождению и охране духовных традиций своего народа.
На протяжении долгого времени в зависимости от политических и социально-экономических условий жизни людей понятие духовности меняло свое содержание. В философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», означает переживаемую, осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека, и включает в себя три начала: познавательное,
нравственное, эстетическое. Нравственность является сердцевиной духовности.
В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура личности человека, регулирующая его поведение,
деятельность и взаимоотношений с другими людьми, важнейшими психологическими
характеристиками которой являются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры. Духовность личности представляет собой внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам и характеризующие высшие устремления личности.
Современные учёные разводят понятия «мораль» и «нравственность». Мораль представляет собой совокупность норм, принципов и правил, предписываемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения. Нравственность - это отношения с людьми и обществом, способность подчинять свои поступки и поведения моральным нормам.
Следовательно, духовно-нравственные
качества ребенка - это совокупность принятых и хорошо усвоенных им моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Данные качества успешно формируются в добровольческой деятельности общественного объединения. Основу организации его деятельности составляют «Методические рекомендации по
развитию добровольческой (волонтерской)
деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации» [4]. Поскольку такая деятельность
объединения является главным направлением работы, в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» приведено следующее определение добровольцев
[5].
Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Добровольческая деятельность может осуществляться в разных формах, например:
разовые мероприятия, акции, проекты,
конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, обучение актива, способствующие созданию атмосферы заинтересованности, непринужденности, открытого обмена мнениями, коллективного поиска истины и анализа реальных событий. Самым главным условием деятельности общественного объединения является необходимый уровень мотивации ребят. Важнейшим условием успешной работы с подрастающим поколением является создание атмосферы заинтересованности, непринужденности, открытого обмена мнениями, возможности для коллективного поиска истины и анализа реальных событий и фактов, педагогический такт, доверительность, строгое соблюдение этических норм.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются: реализация своего
личностного потенциала, способностей и возможностей, определение личной миссии, выбор жизненного пути; общественное признание, чувство социальной значимости, потребность в высокой самооценке и оценке окружающими;
самовыражение и самоопределение, потребность в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности; профессиональное
ориентирование, получение реального
представления о предполагаемой профессии или выбор направления профессиональной подготовки; приобретение полезных социальных и практических навыков, потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира.
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных качеств личности, как: развитие коммуникативных способностей; опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность.
В общественных объединениях дети имеют широкие возможности общения, делового и дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность, вытекающая из осознания гражданского и этического долга, свидетельствует о высоком личностном развитии и позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения, получить поддержку в дружеском взаимодействии. Она дает каждой личности реальную возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни.
Эффективность молодежных объединений зависит от степени реализуемости социальных функций, которые они пробрели в создаваемой руководителями образовательной среде.
Эффективность молодежных общественных объединений можно определить по следующим критериям:
Социальная эффективность: соответствие
результатов деятельности объединения основным социальным потребностям и целям общества, интересам каждой личности.
Организационная эффективность,
определяемая степенью реализации целей общественного объединения.
Личностная эффективность: степень
развития личных способностей, реализации актуальных потребностей каждого участника, раскрытия личностного потенциала; способностей саморазвития и самоуправления, создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.
Общественные объединения в настоящее время являются наиболее емкими формами работы, дающими возможности осуществления самых широких творческих замыслов, самоопределения и развития каждой личности. Их деятельность направлена на формирование знаний в области законодательства, истории и культуры разных народов, развитие способностей к пониманию социальных, политических и экономических проблем общества, коммуникативных навыков, самосовершенствованию и самореализации.
Общественные объединения способствуют также реализации потребности личности в общении. Именно в общении происходит активное формирование нравственных норм и социальных ценностей. Оно является фактором,
способствующим четкому осознанию своей значимости в общем деле, формирующим личную заинтересованность в достижении поставленных целей. Участвуя в деятельности общественного объединения, каждый ребенок имеет реальную возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и способностей.
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как: развитие коммуникативных способностей; опыт
ответственного взаимодействия; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность; возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.
Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют детям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения, проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.
Подрастающее поколения теряет интерес к деятельности объединения тогда, когда возникает
противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью; выполняемая работа не влечет реальных изменений; деятельность однообразна и неинтересна; нет поддержки, одобрения со стороны других; нет возможности для личного роста, удовлетворения учебнопрофессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей; возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.
Чтобы интерес детей не терялся необходимо единицей или клеточкой процесса воспитания выбрать поступок как форму личностной активности человека, социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека и коррекцию собственных поведения и деятельности с учетом этого отклика. Поступок означает свободный выбор человеком тех или иных альтернатив действий, следовательно, налагает на него ответственность за их последствия [2].
Поступок, пишет А. А. Вербицкий, обладает одновременно качеством предметности,
технологичности и социальности, поэтому выступает единицей жизни, познавательной и профессиональной деятельности человека. Внешне поступок может принимать форму действования или бездействия, однако в обоих случаях предполагает выбор и тем самым утверждение себя в социуме как свободного человека [1]. Возможность морального выбора и нравственного поступка, иначе говоря, возможности воспитания возникают, согласно Л.С. Выготскому, в социальной ситуации развития, характеризующей место человека в системе социальных отношений [3]. В этих условиях возникает возможность выбора и тем самым «присвоения» адекватных форм активности членов общественного объединения, отвечающим принятым морально-нравственным нормам.
Позитивное воспитывающее влияние оказывает и активная позиция самого члена коллектива. Одно дело, когда он занимает «ответную» позицию: активен в ответ на особые управляющие воздействия педагога, и совсем другое, если он инициативно вовлекается в процесс волонтерской деятельности, в порождения знаний, а не только запоминание передаваемой информации. Здесь и появляется очень важный момент воспитания - ответственность человека за свой выбор. В этом же ряду реализация принципов сотворчества, соуправления и соразвития педагога и подростка.
С целью разнообразия жизни детей в объединении можно выделить следующие направления добровольческой деятельности:
• социальное патронирование детских домов («Мой маленький друг»);
• социальное патронирование пожилых людей (Акция «Ветеран живет рядом»);
• педагогическое сопровождение - поддержка детей и подростков (Проект «Шаг навстречу»);
• интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);
• спортивная, туристическая и военная подготовка («Зарница», «Орленок»);
• досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков, организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников в детских домах, интернатах);
• социальное краеведение (Конкурс «Пионерская летопись»);
• трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);
• помощь в реставрационных работах (Акция «Память»);
• восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (акция «Обелиск»);
• ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);
• информационное обеспечение (Газета «Орлята».
Для раскрытия творческого потенциала каждой личности необходимо так организовать деятельность детей, чтобы она давала неограниченные возможности для развития инициативы и осуществления самых широких творческих замыслов участников. Эффективность этой работы зависит от адекватности и разнообразия педагогических технологий и правильном использовании их возможностей.
Наиболее адекватным для деятельности общественных объединений нам представляется определение педагогической технологии, данное А. А. Вербицким с позиций теории контекстного обучения. Педагогической технологией является реализованный на практике проект совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на достижение целей обучения, воспитания и развития личности каждого из этих субъектов [1]. В качестве субъектов выступают лидер и член общественного объединения. Таким образом, прототипом педагогической технологии является живая совместная и индивидуальная, субъективно «окрашенная» деятельность человека -ребенка и/или взрослого [1].
В этом определении содержится важное положение, которое можно применить к личности подростка как субъекта собственной совместной, т.е. социальной по сути, деятельности. Субъект деятельности имеет реальные возможности для Орловский государственный университет
целеполагания и целереализации, тогда как объект подвергается манипуляциям другими людьми,
которы не интересует, хочет он это делать или нет.
Поскольку каждое общественное объединение выступает педагогически ориентированной
системой, предполагающей использование в своем образовательном процессе адекватных средств формирования развитой личности, а сами дети -полноценными субъектами социального воспитания, рассматриваемое определение педагогической технологии в наибольшей мере отвечает целям и задачам общественных объединений.
Совместная деятельность членов детских объединений, организуемая с помощью таких педагогических технологий, осуществляется в
формах реального межличностного взаимодействия и общения, именно поэтому, дети не просто выполняют какие-то важные предметные действия, они совершают поступки, поскольку действуют в соответствии с принятыми в социуме моральнонравственными нормами, «подчиняясь» им и тем самым овладевая ими в контексте осуществления реальной деятельности.
Таким образом, сегодня в государстве и обществе социально-педагогическое значение общественных организаций не вызывает сомнения. Общественное объединение представляет собой педагогически ориентированную целесообразную систему помощи подрастающему поколению, создает благоприятные условия для его духовнонравственного воспитания, формирования молодежного потенциала страны.
Литература
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение . - М.: ИЦ ПКПС, 1999.
2. Вербицкий А.А. Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология», 2010, № 4.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.
4. Методические рекомендации по развитию
добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации.- [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.tula-molod.ru/
ёокитеп^/____________________mv-patriotv-rosi/volonterskaia-
deiatelnost/metodicheskie-rekomendaci-porazvitivu-
dobrovolcheskoi-volonterskoi-deiatelnosti-molodezhi-v-
subektah-rosiiskoi-federaci.html.
5. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-
ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».- [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rea=doc;base=LA ~^п=108360.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES BY MEANS OF YOUTH VOLUNTEER ACTIVITY E.N. Suholentseva
The paper deals with formation of spiritual and moral qualities by means of youth volunteer activity Key words: spiritual and moral qualities, youth, volunteering means