6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990.
7. Кирьякова, А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности / А.В. Кирьякова. - Л.: РГПУ, 1997.
8. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.
9. Вдовина, Т.О. Гуманизация учебно-воспитатеьл-ного процесса как условие развития личности учащегося: автореферат диссертации ... к.п.н.: 13.00.01. -
Волгоград, 2001. - 28 с.
10. Собкин, В. Гуманизация образования / В. Собкин // Народное образование. 1992. № 9-10. - С. 72-77.
11. Садыкова, Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции» (на примере профессионально-педагогических колледжей) / Е.М. Садыкова. Дисс. ... к.п.н. Тольятти, 2000. - 225 с.
Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCE
IN THE EDUCATION OF FUTURE TEACHERS
© 2015
Y.A. Kustov, Doctor of Education, Professor of «Pedagogy and Methods of Teaching»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article raises the question of the urgent need to design and implement a system of continuous education of future educators that promotes the formation of professionally important personal qualities and general professional skills. Priority methodological approaches to its development: ensuring the unity of training and education of university students, student-centered and learner-activity and cultural approaches to the educational process, value and cultural approach, humanistic and hermeneutic principles. On the basis of these provisions of theoretical generalization of the results of scientific research and advanced pedagogical experience offers proven forms of systemic organization of continuous training of students of pedagogical profile preparing, «I-concept» and extra-curricular approaches.
Keywords: competence, education, future teachers, unity, personal, activity, function educator, values, cultural, humanistic, hermeneutic approach, «self-concept» extracurricular activities.
УДК 316.1:65.01
ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ
© 2015
Д.В. Лузина, аспирант Тольяттинского государственного университета МАОУ ДПОС Ресурсный центр Департамента образования, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен волонтёрства в системе общественных движений. Сегодня актуальным представляется вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. В статье приведены данные, полученные в результате проведённого социологического исследования, изучающего особенности волонтерских движений в г. Тольятти.
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.
В настоящее время остро стоит вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. Особо актуальными эти вопросы стали в контексте анализа глобализации, радикально повлиявшей на востребованность участия рядовых граждан и их объединений в жизнедеятельности общества, а также в формате социализации, воспитания и обучения [1, 2]. Существующие объединения и движения стараются привлечь все больше молодежи, так как именно данная социальная группа способна повлиять на социальную политику, и стать толчком для проведения государством реформ, направленных на поддержку деятельности организаций, действующих с целью помощи гражданам [3, 4]. Особенно ярко данная тенденция проявляется в активизации волонтерских движений, набирающих все большие масштабы в России. В работе Кудринской Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» [5, с. 16] волонтерство рассматривается как добровольческий труд. Автор статьи, утверждает, что добровольческий труд - это непосредственная благотворительная деятельность. По ее мнению, волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом, то есть нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага [6, с. 67].
Таким образом, обобщая приведенные определения, можно сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых
проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.
В настоящее время существует множество программ и проектов, направленных на привлечение молодежи в ряды волонтерских движений. Их организация и реализация в основном сосредоточены в городах. Основные цели организации: активизация гражданской позиции населения для решения стоящих социальных проблем собственными силами и создание возможностей для реализации идей и раскрытия личностного и творческого потенциала.
Одним из городов, в котором активно развивается волонтерское движение, является город Тольятти. Он предоставляет молодым волонтерам широкие возможности для раскрытия личности, являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, а так же насыщенности социальной информации. Тольятти - один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Но, как и во многих других городах России у местных властей не всегда хватает времени и бюджета для решения достаточно большого количества социальных проблем. К тому же не все социальные проблемы решаемы только финансированием, многим социальным группам необходима помощь иного характера. Например, пожилые люди, взрослые и дети с ограниченными возможностями, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, все они относятся к той категории, которой парой не хватает простого человеческого общения. И здесь волонтеры не заменимы.
Д.В. Лузина педагогические
ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ науки
В г. о. Тольятти два года подряд проводился мониторинг учащейся молодежи. По слова методиста аналитического отдела Дома молодежных организаций «Шанс» Ирины Меньтюговой: «По сравнению с исследованием 2010 года, в 2011 году количество участников добровольческих акций увеличилось с 39 %до 62 %» [7]. В городе постоянно действуют различные инициативные группы - экологические движения «Мусора больше нет» и «Сотворчество», студенческие добровольческие отряды, добровольческое движение на базе Дома молодежных организаций «Шанс», «Проект Апрель», движение «Добрый Тотти» и прочие. Ребята организуют различные акции - от помощи детям-сиротам до помощи людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Проводятся как разовые благотворительные акции по сбору средств, так и реализуются большие проекты: к примеру, всемирный проект Dance for life или спектакль «Теремок», в котором в роли актеров совместно с профессионалами участие принимали дети из реабилитационного центра «Виктория».
С целью получения информации, отражающей особенности волонтерских движений в г. Тольятти, нами было проведено социологическое исследование. В качестве инструмента исследования был выбран количественный метод исследования - анкетирование, являющийся оптимальным способом получения требуемой информации. Не всем молодым людям приходится по душе работа волонтера, 5 % респондентов ответили, что им заниматься такой деятельностью не нравится, 7 % затруднились ответить. Но в большинстве своем молодым людям нравится быть волонтерами (88 %), по их мнению, волонтерство способствует развитию патриотизма, социальной ответственности, толерантности в обществе. Занятия волонтерской деятельностью формируют у молодых людей такие качества, как отзывчивость, сострадание, доброта, милосердие, любовь к ближнему. Развивает также лидерские качества: организованность, коммуникабельность, внимательность, умение отстаивать свои интересы и ценности, добиваться поставленной цели, навыки работы в команде, планирования и распределения работы. 66 % волонтеров стараются как можно чаще принимать участие в различного рода волонтерских акциях, 34 % редко участвуют в добровольческих проектах.
Причины, по которым молодые люди могут отказаться от участия в волонтерской деятельности разные. Чаще всего от недостатка свободного времени (71 %), ведь большинство из них работают и учатся. 35 % принимают участие только в той волонтерской деятельности, которая соответствует его кругу интересов. Данная группа респондентов предпочитает участие в экологических акциях, оказании помощи животным, и организации творческих мероприятий, конкурсов, праздников.
Не маловажным для респондентов является эффективность волонтерской акции, если респонденты сочтут акцию не эффективной, то 28 % откажутся в ней участвовать. 23 % не станут принимать участие в волонтерском проекте, если он противоречит их политическим взглядам, 23 %, если противоречит религиозным воззрениям. Для 21 % респондентов важно то, как организована деятельность добровольцев, на их участие можно рассчитывать только в случае хорошо спланированной и продуманной волонтерской акции. 9 % волонтеров участвуют только в тех волонтерских проектах, в которых принимают участие их друзья или знакомые.
Как показывают результаты опроса, для 42 % является важным возможность дружеского общения и взаимодействия в процессе волонтерской деятельности. Привлекать к работе волонтерами своих друзей стараются 88 % волонтеров, из них 30 % это делают всегда, 25 % только в том случае, если уверены, что это заинтересует их приятелей, 24 % иногда и 9 % редко. 12 % респондентов никогда не привлекают друзей к волонтерской деятельности.
Выполнение общественного и религиозного долга
является основным мотивом добровольческой деятельности 46 % волонтеров. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Для 37 % молодых людей важно, что волонтерская деятельность позволяет приобрести полезные навыки важные для жизни. Таким образом, одним из главных мотивов участия является приобретение полезных социальных и практических навыков. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия.
Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения являются ведущими мотивами участия 27 % молодых людей в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Для 27 % волонтеров значимым является самовыражение и самоопределение, возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Для таких респондентов характерна потребность в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия волнует 26 % участников анкетирования. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.
Так же для молодых волонтеров важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Для 24 % опрошенных респондентов является главным общественное признание и чувство социальной значимости. Основа данной мотивации — потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Среди опрошенных волонтеров 9 % полагают, что добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, что является для них очень важным.
Для еще 9 % респондентов волонтерская деятельность является способом организации свободного времени. Как отмечали многие волонтеры, волонтерство - это не только способ помочь ближнему, а еще и с пользой для общества организовать свой досуг. Для некоторых это способ отвлечься от работы и домашних дел, для других возможность живого общения и новых знакомств.
Молодежь привлекаю в большей степени направления, связанные с помощью таким социальным категориям граждан как: престарелые, сироты бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и т. д. На эту деятельность направлены силы 43 % волонтеров. Для тольяттин-ских волонтеров существует множество способов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся детям, выбор которых напрямую зависит от материальных возможностей каждого человека. Так одной из самых вос-
требованных является финансовая поддержка. Острым вопросом выступает материальное обеспечение сирот, тяжелобольных, пожилых людей у которых не осталось родных, от которых отказались близкие и т.д. Так как предусмотренных денежных государственных средств не достаточно для полноценного их содержания. Для решения этой проблемы требуется помощь небезразличных и отзывчивых людей. Такого рода поддержка может выражаться в виде покупки различных мелочей. Так же необходима помощь в виде сбора необходимых вещей. Как правило, волонтерами организуются различные сборы вещей с последующей их передачей в нужные учреждения и каждый желающий может подарить не только одежду и обувь, но и все то, что является неотъемлемой частью повседневной жизни любого человека.
Не менее важной является оказание транспортной помощи. Привлечение транспорта важно в вопросах доставки собранных посылок, а также в организации познавательных мастер-классов, экскурсий и прочего. Иногда требуется транспорт для людей с инвалидностью для их перевозки в поликлинику. Поэтому каждый владелец автотранспорта способен помочь движению волонтёров и подарить бесценные эмоции нуждающимся в этом людям. Помимо помощи слабо защищенным группам населения, волонтеры оказывают добровольную помощь животным. 37 % волонтеров заняты в этом направлении, эти ребята работают на добровольных началах в зоопарках и заповедниках.
Еще одним приоритетным направление волонтерских движений является организация различных экологических акций. Тольяттинские волонтеры проводят городские субботники, занимаются посадкой деревьев, озеленение города, проектированием ландшафтных дизайнов, очень многие жители города и не только молодежь занимались патрулированием лесных участков во время летних пожаров в 2010 году. Сразу после пожаров, правительством Самарской области и министерством лесного хозяйства была разработана программа по восстановлению лесов и проведению противопожарных мероприятий. Эта программа, рассчитанная на три года, начала действовать в 2011 году. Большое значение для реализации этой программы имела и на сегодняшний день остается работа волонтеров, которые готовы потратить свое время, свои силы на восстановление то-льяттинского леса. С их помощью был создан наблюдательный совет «Наш лес» - тот эффективный механизм, который помогает корректировать программу, вовлекает общественность для решения этой сложной задачи -восстановления леса. За 2011 год по федеральной программе с участием волонтеров программы «Наш лес» на 80 га территорий была произведена посадка деревьев [8].
Многие волонтеры (38 %) реализуют свои творческие и организаторские способности в проведении творческих мероприятий, конкурсов, праздников. Данный вид деятельности направлен на развитие культурной жизни молодежи. Волонтерами проводятся мероприятия, приуроченные к каким-либо праздникам в детских домах, интернатах, в домах престарелых, в пансионатах для людей с ограниченными возможностями и т.д. Таким образом, ребятам удается не только возможность проявить себя, выступив с творческим номером, так они еще оказывают внимание и дарят радость тем, кому так порой не хватает тепла и заботы.
В Тольятти волонтеры стараются воспитать настоящих патриотов в молодом и юном поколении. Реализуется это через различные программы, как спортивные воспитывающие дух соперничества, и туристические, развивающие кругозор, позволяющие познать и полюбить родные места, научиться бережно относится к природе. Так и через различные патриотические программы. В Тольятти существует несколько направлений организующих работу с ветеранами. Снимаются документальные фильмы, в которых участники боевых действий сам рассказывают о происходящих на войне
событиях, проводятся тематические встречи, ведутся работы школьных и городских музеях. Из опрошенных волонтеров 24 % работают именно в этом направлении.
Среди респондентов 19 % волонтеров заняты оказанием медицинской помощи. Данная помощь может выражаться по-разному, кто-то является активным донором, другие несут службу милосердия в больницах. Так же к данному направлению относятся те, кто занимается активной пропагандой здорового образа жизни, чаще всего волонтеры организуют различного рода акции против курения и наркотиков. Важным событием в жизни Тольятти стало решение на заседании Попечительского Совета ГБФ «Фонд Тольятти» [9] о реализации проекта «Сестринское дело», принято оно было 27 февраля 2012 года. Это создание механизма устойчивой поддержки тяжелобольных, пожилых людей у которых не осталось родных, от которых волонтеров отказались близкие, а сами они находятся в Сестринском отделении. Отделение сестринского ухода испытывает большие трудности, прежде всего связанные с нехваткой персонала. Необходимы благотворительные пожертвования для приобретения средств индивидуального ухода за пациентами. Попечительский совет Фонда Тольятти обратился к партнерам фонда. ГОУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района городского округа Тольятти» - директор Калинкина Любовь Ивановна - готовит волонтеров для отделения. Уже 6 волонтеров оказывают помощь по уходу за больными. Таким образом, заработал ещё один городской проект, деятельность которого во многом зависит от активности волонтеров [9].
Развиты в Тольятти и другие направления, в которых активно работают волонтеры. Среди них организация досуговой деятельности, данное направление работает в основном с детьми, подростками, молодежью, пенсионерами [10]. Волонтеры пытаются не только разнообразить досуг, но и организовать свободное время этих социальных групп так, чтобы это приносило пользу, через проведение различных тематических встреч, организация игр, создание кружков по интересам и др.
Менее развита в Тольятти работа волонтеров в организации экскурсионной деятельности (7 %), работа в местных муниципалитетах (6 %), социально-психологическая и юридическая поддержка (6 %) Нужно отметить, что организованное движение волонтёров само зачастую нуждается в постоянной профессиональной поддержке различных специалистов: психологов, юристов, медиков, преподавателей и прочих. Консультации многих из них могут стать полезными для осуществления благотворительных мероприятий. Меньше всего тольяттинскую молодежь привлекают политические акции, проблемы ЖКХ (4 %) и трудовая помощь, то есть работа в трудовых лагерях и бригадах.
Опрос волонтеров показал, что большинство молодых добровольцев (59 %) считают наиболее эффективными методами организации волонтерской работы в решении социальных проблем - это проведение конкретных акций помощи. Такие как сбор денежных средств или вещей для нуждающихся людей, донорские акции по сбору крови, экологические акции, направленные на очистку города от мусора или озеленение. Подобные акции направлены на оказание единоразовой помощи. Преимущество данного метода в том, что его проще организовать, так же он способен привлечь большое количество, как постоянных волонтеров, так и простых граждан, которые оказались в нужное время в нужном месте, таким образом, способствуя сплочению местного населения. 73 % волонтеров уверены, что население положительно относится к их деятельности, 26 % считают, что жителям города безразличны к волонтерской деятельности, только 1 участник анкетирования высказал мнение, что население настроено отрицательно по отношению к волонтерам, считая, что на помощь населения нельзя рассчитывать. При этом 72 % волонтеров счита-
ют, что не каждый житель города согласится помочь, 16 % утверждают, что такие случаи бывают крайне редко. Не большое число респондентов (12 %) уверены, что местные жители легко идут на контакт с волонтерами и оказывают помощь.
Среди опрошенных участников волонтерских движений 24 % наиболее эффективным считают метод «привлечение внимания общественности и власти к проблеме», полагая, что именно так волонтерство способно помочь в решении конкретных социальных вопросов. В Тольятти было организовано несколько проектов направленных на привлечение внимания властей и местного сообщества, реализованы они были в 2010 - 2011 году при поддержке молодежного политического движения «Наши» [11]. Волонтерами были сделаны видеоролики, в которых были отсняты ситуации, уличавшие конкретных лиц и организаций в действиях запрещенных законодательством. Проекты «Белые фартуки» был направлен против коррупции, продажи алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним, распространения наркотиков. Также снимались ролики о бездомных людях, оказавшись на улице путем обмана, которым требовалась не столько реабилитационная, сколько юридическая помощь. Видеоролики участников проекта «Все дома» были посвящены работе ЖКХ. Были сняты сюжеты о полуразваленных домах, не пригодных для жизнедеятельности, но в которых все равно жили люди. Также снимались сюжеты об отдельных людях, которые своими силами облагородили и создали необычные дизайнерские проекты в своих дворах и подъездах.
Больше половины опрошенных волонтеров (62 %) уверены, что их деятельность не способна решить какие-то конкретные социальные проблемы. 34 % респондентов считают, что с волонтерские движения способны на решение социальных проблем стоящих перед обществом, при этом 22 % говорят об этом с неуверенностью. Затруднилось ответить на поставленный вопрос 4 % опрошенных волонтеров.
Средний бал оценки эффективности работы волонтерских движений в различного рода направлениях не превышал 3,3. Наивысший средний бал получила пропаганда здорового образа жизни (3,3 балла). Одинаково была оценена работа волонтеров в экологическом и патриотическом направлениях, средний бал составил 2,9. На одну десятую меньше была оценка помощи малообеспеченным слоям населения (2,8) . На последнем месте по оценке эффективности оказалась работа по политическим вопросам (1,8).
Делая выводы, можно смело утверждать, что деятельность волонтерских движений направлена не столько на конкретные решения проблемных ситуаций в социальной среде города, сколько на повышение гражданской ответственности и активности людей, как членов общества. Тем не менее какие-то социальные задачи решаются, что уже не маловажно. К тому же добровольчество способствует социальному развитию молодежи. Создает в г. о. Тольятти благоприятные правовые, социальные, экономические условия и возможности для реализации прав полноценного участия граждан, в особенности молодежи, в общественно полезной жизни городского округа.
Молодежь волонтерская деятельность привлекает, каждый находит в ней что-то для себя. Мотивация участия у волонтеров самая различная, но большинство считает это своим общественным долгом. Также участие в волонтерских работах делает возможным расширение круга общения через дружеское взаимодействия с единомышленниками, что не менее значимо для молодых парней и девушек. Больший выбор направлений позволяет молодым участникам волонтерских движений реализовать себя именно в той области, которая наиболее соответствует их интересам. Тольяттинскую молодежь больше всего привлекают волонтерские акции, направ-
ленные на оказание единоразовой помощи нуждающимся и решение экологических проблем города. Волонтерские проекты объединяют творческую молодежь, организуют творческие мероприятия, конкурсы и праздники.
Таким образом, волонтеры являются надежной опорой, без которой было бы сложно регулярно оказывать помощь такому большому количеству людей, социальных учреждений и детских организаций и т.д. Сообщество добровольно помогающих людей объединяет представителей разных религий, возрастов и увлечений, поэтому участие в этом общем деле безгранично, как безграничны инициативы и желание внести свой вклад в доброе дело. Для того чтобы стать волонтером, не обязательно иметь высокий заработок или много свободного времени, самое главное — желание отдавать частичку себя и делиться теплом с теми, кто в этом нуждается. Важно отметить, что регулирование деятельности волонтёрских движений вполне укладывается в рамки хорошо зарекомендовавших себя социальных технологий [12]. Использование адаптированных социальных технологий позволит с наименьшими ресурсными затратами реализовывать цели и решать задачи волонтёрских движений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванова, Т. Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 78-81.
2. Горбачева, Н. Б. Экономическая социализация как социальная зрелость молодого поколения // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 247-251.
3. Бархаев, А. Б. Волонтерские общности как инновационная форма вовлечения учащейся молодежи в общественно полезную деятельность // Инновации в образовании. 2009. N 5. С. 77-93.
4. Желнина, Е. В. К вопросу о значении градообразующего предприятия в социокультурной и экономической жизни моногорода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 129-133.
5. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // СОЦИС (Социологические исследования). 2006.N 5. С.15-23.
6. Помазков, В. В. Воспитание добром // Аккредитация в образовании. -2009.N 31.(Июнь). С.67.
7. Муниципальное Бюджетное Учреждение г.о.Тольятти «Дом Молодежных организаций Шанс». URL: http:// dmoshans.ru (дата обращения: 03. 04. 2015).
8. Григорьев Ф. Итоги программы «Нашлес»//Понедельник
- 2012. - № 02 (465). - С. 5.
9. ГБФ «Фонд Тольятти». URL: http://www.fondtol. org (дата обращения: 03. 04. 2012).
10. Горбачева, Н. Б. Выбор трудовой и профессиональный деятельности современной молодежи (на примере г. Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 107-109.
11. Наши. URL: http://nashi.ru/nenashi/ (дата обращения: 05.10. 2014).
12. Желнина Е. В. Социальная технология подготовки персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина.
- Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.
FEATURES OF VOLUNTEER MOVEMENTS
© 2015
D.V. Luzina, graduate student Togliatti State University
Resource Center ofthe Department of Education, Togliatti (Russia)
Abstract. In this scientific article the volunteering phenomenon in system of social movements is considered. Today the question that means such social phenomenon as social movements today is represented actual, whether they have impact on social processes and on change of social reality in general. The data obtained as a result of the conducted sociological research studying features of volunteer movements in Tolyatti are provided in article.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.
УДК 37.018.11
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СРЕДСТВАМИ ЧЕЧЕНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2015
И.В. Мусханова, доктор педагогических наук, профессор, декан гуманитарного факультета
Ф.В. Межидова, аспирантка
Чеченский государственный педагогический институт, Грозный (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием духовно-нравственных идеалов современных школьников. Поставлена цель показать воспитательную роль духовно-нравственных идеалов в чеченской литературе. Обоснована роль национальной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания школьников. Раскрыты объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность педагогических условий. Выявлена и обоснована важность личностных качеств педагога для эффективной реализации духовно-нравственной направленности уроков литературы. На основе проведенного исследования разработана и представлена теоретическая модель формирования духовно-нравственных идеалов учащихся на уроке литературы. Раскрываются нравственные идеалы чеченского этноса, отраженные в национальной литературе. Особое внимание уделено чеченскому кодексу чести «къонахалла» и анализу этого концепта в творчестве А.Сулейманова. Установлено, что использование духовно-нравственного потенциала творчества А. Сулейманова в работе с подростками обеспечивает усвоение ими духовно-нравственных ценностей и их эмоционально-волевое развитие.
Ключевые слова: духовно-нравственный идеал, чеченская национальная литература, духовность, нравы, воспитание, чеченский кодекс чести, «къонахалла».
Актуализация проблем формирования духовно-нравственных идеалов обусловлена, на наш взгляд, глоба-лизационными процессами, которыми характеризуется современное общество. Особую значимость формирование духовно-нравственных идеалов приобретает в поликультурном и полиэтническом российском обществе. Сегодня, когда на государственном уровне предпринимаются попытки формирования российской гражданской идентичности, назрела настоятельная необходимость обратиться к потенциалу культур разных народов России. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.
В свете указанных проблем немаловажное значение имеет формирование духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы. Чеченская национальная литература, как и литература народов России, прошла сложный, неоднозначный путь исторического развития. Она представлена произведениями таких известных мастеров пера, классиков чеченской литературы как, С. Бадуев, М-С. Гадаев, М. Мамакаев, А. Айдамиров, М. Дикаев, А. Сулейманов и др.
Как известно, основы нравственности и духовности закладываются в детстве. Это период сенситивного развития когнитивных процессов, когда такие категории как добро, зло, справедливость, честь, бесчестье, несправедливость усваиваются детским сознанием как безусловные императивы в условиях наглядности и очевидности нравственного смысла того, что он наблюдает.
Главным звеном в системе формирования духовно-нравственных идеалов выступает школа. Учебный процесс в школе неразрывно связан с нравственным
воспитанием. Современная школа, в условиях модернизации, характеризуется усложненностью внутренней структуры, при этом в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Естественно, для формирования духовно-нравственных идеалов необходимо создание определенного пространства, в котором педагогические условия будут способствовать становлению духовности и нравственности учащихся.
Под педагогическими условиями формирования духовно-нравственных идеалов нами понимается совокупность методов, используемых педагогом на уроках литературы и способствующих формированию духовности и нравственности учащихся. При этом следует учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность педагогических условий.
Субъективные факторы педагогических условий определяются как наличием у субъекта потребности деятельности и мотивов ее реализации, так и теоретической и практической подготовленностью, а также психологическим и физическим состоянием субъекта. К объективным факторам педагогических условий относятся как организационные и средовые, так и ресурсные условия.
С целью повышения эффективности процесса формирования духовно-нравственных идеалов на уроках литературы нами разработана теоретическая модель, которая включает в себя содержание педагогических условий, технологии их реализации и показатели результативного компонента.
Согласно представленной модели, уроки литературы основываются на аксиологическом, культурологическом, развивающем и системно-деятельностном подходах. Согласно данным подходам духовно-нравственные