Научная статья на тему 'Участие в волонтерской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы'

Участие в волонтерской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ / VOLUNTARY WORK / CHARITY WORK / DEVELOPMENT OF SOCIALLY ACTIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна

Описаны вопросы формирования социально-активной личности в среднеспециальном учебном заведении посредством привлечения к участию в волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of development of socially active personalities at secondary professional educational institutions by means of participating in voluntary work.

Текст научной работы на тему «Участие в волонтерской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы»

Development of teenagers' motivation to master the ecological culture in teaching biology

The article deals with the groups of motives to master the ecological culture, as well as the levels of development of this personal quality of teenagers. The authors determine and describe the leading means of development of motivation to master the ecological culture - the ecological and pedagogical personal developing situations. The results showing the effectiveness of the use of such situations are considered.

Key words: ecological culture, motivation to master the ecological culture, ecological and pedagogical personal developing situations.

(Статья поступила в редакцию 20.09.2016)

н.В. Трофимова

(Воронеж)

участие в волонтёрской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы

Описаны вопросы формирования социально-активной личности в среднеспециальном учебном заведении посредством привлечения к участию в волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтёрство, благотворительная деятельность, формирование социально-активной личности.

В реалиях современного мира, где символом успешности нередко становятся материальные ценности, а эгоизм и равнодушие выступают гарантом счастливой и спокойной жизни, как нельзя остро встает вопрос о необходимости воспитания в подрастающем поколении таких важных душевных качеств, как милосердие и сострадание. Одним из механизмов, благотворно влияющих на становление цельной личности, способной на добрые и решительные поступки, является вовлечение учащихся в добровольную благотворительную деятельность.

кие науки -

Волонтёрство как вид добровольной социальной активности, направленной на благо общества, существовало всегда, т. е. ровно столько, сколько существовало само общество. Среди массы людей всегда находились те, которым были близки и понятны идеалы безвозмездного служения, помощи, альтруизма. Во все времена распространению волонтёрства способствовали преследующие общество катаклизмы, накапливающиеся социально-экономические проблемы и противоречия. Среди них - войны, голод, нищета, а также кризис института семьи и потеря актуальности многих духовных ценностей. Довольно-таки малый процент обывателей задумывается о необходимости помогать слабым и нуждающимся, но те, кто делает это, впоследствии могут стать опорой развивающегося общества, ведь такая деятельность не только приносит пользу получателям благ, но и способствует становлению и укреплению моральных и духовных ценностей людей, вовлеченных в волонтерскую деятельность.

Не так давно стало возможным говорить не о единичных случаях бескорыстной поддержки нуждающихся, а об организованных волонтерских объединениях, целями и задачами которых являются систематическая добровольная помощь, часто в ущерб собственному благосостоянию или свободному времени. Подобная работа может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности [1]. добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Любые свершившиеся акты волонтерской помощи обязательно должны становиться достоянием общественности - не только потому, что сами факты оказания помощи помогают распространению духовных ценностей и укреплению моральных норм, но и потому, что позволяют привлечь к волонтёрской деятельности сильных, творческих, интересных людей, способных принести пользу и решить многие общественные проблемы. Так, во всем мире уже существует множество организованных сообществ, к работе в которых привлечены десятки тысяч волонтеров.

О Трофимова н.В., 2016

UNV (United Nations Volunteers - волонтеры ООН) - организация, непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Около 4 тыс. волонтеров ООН насчитывалось на апрель 2003 г. практически во всех странах-участницах ООН, они осуществляли работу с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства, прав женщин и т. д. [1].

SCI (Service Civil International) - международная волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтерских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтерских программ, образовательных тренингов и международных обменов [Там же].

YAP (Youth Action for Peace) - молодежная международная организация, начала свою деятельность в 1923 г., продвигая идеи мира и сотрудничества между странами, активно выступая против военных конфликтов. YAP имеет отделения в 15 странах и объединяет политически активную молодежь в добровольческом движении. YAP занимается организацией волонтерских антивоенных проектов, пацифистских семинаров и тренингов, разработкой методов ненасильственного решения военных конфликтов, работой с беженцами, социально незащищенными группами, лоббированием антивоенных и миротворческих идей среди политических партий и организаций [Там же].

ICYE (International Cultural Youth Exchange) - федерация ICYE начала свою деятельность 1949 г. и насчитывает более 30 отделений в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE состоит в молодежной волонтерской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное образование и культурное воспитание -два основных принципа программ ICYE по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров, экологических проектов [Там же].

Alliance (Alliance of European Voluntary Service Organizations) - Альянс европей-

ских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания [Там же].

AVSO (Association of Voluntary Service Organisation) - Ассоциация волонтерских организаций координирует деятельность европейских волонтерских организаций и продвигает интересы волонтёрства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций [Там же].

Актуальность вовлечения именно молодежи в различные волонтерские проекты не вызывает сомнений, поскольку молодежь - одна из наиболее активных групп населения, в достаточной мере обладающая свободным временем (в большинстве своем не обремененная семейными заботами) и физическими возможностями для участия в добровольческом труде. Помимо этого, возможность приобрести полезные навыки и знакомства, занимаясь волонтерской деятельностью, особенно актуальна именно для молодых людей, т. к. им еще только предстоит строить свою карьеру. Кроме того, молодежь, как правило, быстро воспринимает новые идеи и легко поддается внешнему воздействию при условии правильно подобранных инструментов и каналов коммуникации.

Так, ответы студентов колледжа ВЭПИ на вопрос «В какой общественной деятельности вы готовы участвовать?» в целом демонстрируют очень благоприятную ситуацию: только 12-13% респондентов «ни в чем подобном участие принимать не собираются»; примерно 15% согласны на «сбор средств, вещей, книг для нуждающихся»; около 16% конкретно указывают на волонтерскую деятельность; чуть больше 12% ссылаются на общественные организации и др. К сожалению, 46% респондентов утверждают, что они не участвовали в волонтерской деятельности, только 8% студентов говорят о постоянном участии в ней, а 46% участвуют в волонтерском движении периодически. Данный показатель говорит о положительном настрое молодежи в отношении волонтёрства, о достаточно высоком уровне толерантности и готовности к взаимопомощи.

На вопрос «Каково ваше отношение к молодежным общественным организациям?» никто из опрошенных не указывает на бессмысленность общественного движения. На-

оборот, 24% респондентов говорят о том, что интересы молодежи должны отстаивать общественные организации, 16% считают, что они должны заниматься конкретными делами, 13% видят в общественной организации структуру, которая поможет развить качества лидера и организатора. Только 6% респондентов утверждают, что студенты должны заниматься учебой, а не общественной работой.

Для наиболее успешного привлечения молодых людей в ряды волонтёров необходимо изучить психологическую мотивацию у разных групп студентов. Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и то же;

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

8) потребность быть единственным - это потребность чувствовать себя особенным и значительным [1].

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда: улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, деревья, посаженные ими в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т. д. Добровольческая деятельность формирует у человека привычку, потребность в созидательной деятельности, приносящей плоды, показывающей ощутимый результат.

Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого финала. Именно поэтому мы говорим о привлечении к подобной работе в первую очередь представителей молодежи. Подросток находится в постоянном поиске себя, а в современных условиях, когда ценности размыты, идеалы шатки, потребность в самоутверждении у молодого человека остается неудовлетворенной. невозможно формировать гармоничную личность, способную быть полноценной частью гуманного общества в условиях, когда основные задачи обучения сведены лишь к получению определенного программой набора знаний. Отсутствие какой-либо полезной деятельности, в которой у подростка есть шанс реализовать вышеупомянутые потребности, может приводить к неправильно выбранному вектору развития и даже возникновению протестно-го, отрицающего навязанные ценности поведения. Учитывая тенденцию молодых людей к объединению в группы и группировки, очень своевременным в условиях колледжа является создание молодежных сообществ (организованных групп), деятельность которых бы учитывала интересы учащихся и давала бы им возможность проявить социальную активность и удовлетворить потребность в собственной значимости. При этом роль организатора подобных проектов не всегда должна быть руководящей - намного продуктивнее подобная деятельность будет осуществляться, если взрослый лишь «помогает» подросткам и работает с ними в качестве консультанта.

Изучению воспитания социальной активности у школьников посвящено большое количество исследований, в их числе работы В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, Е.К. Касаткиной и др., также немало авторов исследуют проблему воспитания социальной ответственности у выпускников высших учебных заведений [2], среди них Л.А. Барановская, П.В. Андреев, И.А. Гладышева и др.

Темой исследования являются вопросы формирования социальной ответственности у студентов колледжей и других средних специальных учебных заведений, т. к. именно этот сектор в течение долгого времени находился в изоляции от основных педагогических разработок из-за временной потери интереса к среднему образованию в целом по стране. Во время обучения в колледже происходит реальный переход от периода детства к настоящей «взрослости», от ребенка к цельной личности,

способной отвечать за свои поступки. Именно в этот период происходит смена негативизма, протеста, мятежа, продолжающегося ещё из школы стремления к отчуждению от навязанных догм на понимание и принятие общественных ценностей, гуманистических идей и культурных традиций общества. Студенты колледжа уже готовы к выполнению рекомендаций, советов, если они не противоречат личным убеждениям и способствуют личностному росту, часто с удовольствием принимают участие в предложенных совместных проектах, приносящих реальную практическую пользу обществу.

В дополнение к вышеуказанному нельзя не упомянуть, что участие в волонтерской или благотворительной работе часто позволяет студенту сформировать устойчивый интерес к определенному виду деятельности, помогает научить работать «на результат», что не всегда достижимо при обучении наукам и минимальной воспитательной работе. Участники подобных проектов, как правило, отличаются разносторонностью мышления, организованным поведением, дисциплинированностью, способностью добиваться поставленной цели, что не может не стать еще одним шагом на пути к успешной профессиональной деятельности.

Исследуя физиологические и психосоциальные возрастные особенности студентов колледжа, скорость их взросления, нельзя упускать возможность направить их деятельность в нужном направлении, в том, которое принесло бы пользу как обществу, так и самому молодому человеку. До сегодняшнего дня подобные шансы часто не использовались, и этот благодарный возраст не был задействован в волонтерской и благотворительной деятельности в должном объеме, что отчасти можно связать с общим кризисом среднего образования в России 1980-1990-х гг. Учитывая современные тенденции роста числа средних специальных учебных заведений по стране и, соответственно, растущих требований к выпускникам подобных учреждений, можно говорить о постепенном росте вовлеченности молодых людей в подобные программы. Волонтёрство развивается, расширяет сферы деятельности, давая возможность каждому выбрать то направление, которое ближе и доступнее [3].

Одним из таких направлений, являющихся наиболее востребованным на территории РФ, является помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Возможности для благотворительности здесь многогранны: от сбора материальных средств на неотложные и долгосрочные нужды до конкретной помощи конк-

ретным детям в больницах и детских домах -тем, кому крайне необходимы забота, внимание и общение. Согласно многим данным, среди педагогов и медиков, работающих с детьми-сиротами (особенно длительное время), нередко встречаются случаи профессиональной деформации или «выгорания», когда они уже не могут оказывать внимание, требующееся подобным детям, на постоянно высоком уровне. И вот именно здесь, как нельзя кстати, и бывает нужна помощь студентов-добровольцев, часто бескорыстно стремящихся реализовать свой формирующийся материнский или отцовский инстинкт.

Следует подчеркнуть, что обоюдное общение студентов-волонтеров и детей-сирот приносит плоды очень скоро. Дети открываются навстречу новым людям, готовы к принятию информации, обучению, воспитанию. Студенты же становятся более организованными в учебе и повседневной жизни, находя время для подобной работы, ставя перед собой задачи и стремясь к их выполнению. Молодые люди становятся более ответственными, развиваются культурно и духовно, что благоприятно влияет на развитие общества в целом.

Это лишь одно из направлений деятельности волонтеров, но перспективы подобной работы переоценить трудно. В процессе благотворительной деятельности из недавнего школьника, имеющего о милосердии и сострадании часто лишь приблизительное представление, теряющегося в оценке законов современного жесткого мира, вырастает социально активная, творческая личность, умеющая принимать часто непростые решения и способная отвечать за свои поступки.

Список литературы

1. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.

2. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1 (46). С.262-265.

3. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы

психологии. 1999. № 3. С. 39-45.

* * *

1. Ahmetgaleev Je.D. Formirovanie professio-nal'noj napravlennosti budushhego social'nogo rabotnika v processe uchastija v studencheskom volonterskom dvizhenii: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2009.

2. Saenko L.A. Social'naja otvetstvennost' ucha-shhejsja molodezhi: rezul'taty issledovanija // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015. № 1 (46). S.262-265.

3. Jakimanskaja I.S. Razrabotka tehnologii lich-nostno orientirovannogo obuchenija // Voprosy psiho-logii. 1999. № 3. S. 39-45.

Participation in voluntary and charity activities of college students: opportunities, tasks, prospects

The article deals with the issues of development of socially active personalities at secondary professional educational institutions by means of participating in voluntary work.

Key words: voluntary work, charity development of socially active personality.

work,

(Статья поступила в редакцю 03.10.2016)

а.в. семикина, т.а. лопатухина,

(ростов-на-дону)

духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете

Обращение к вопросу духовности в воспитании молодых людей в настоящее время представлено актуальной проблемой российского государства в связи с тем, что при разрушении советской системы образования, в которой воспитание было одним из компонентов наряду с обучением, образовался вакуум в развитии личностных качеств студентов высших учебных заведений на основе русских образовательных традиций.

Ключевые слова: духовность, нравственность, интеллект, ценности, опорный университет.

характеризуя российское профессиональное высшее образование, его состояние на современном этапе, педагогическое сообщество отмечает отсутствие четкой государственной политики в организации образования, традиционно понимаемого как единство обучения и

воспитания. Это приводит к отсутствию новой системы воспитания, которая должна была бы заменить исчезнувшую в 1994 г. систему советского воспитания. В результате были потеряны традиционные русские ценности воспитания и становления молодых людей, утрачены образовательные смыслы для отдельной личности, возникла исковерканная мораль общества и в целом произошло снижение качества личности [1]. Последний фактор повлек за собой снижение общей педагогической и профессиональной культуры преподавателя вуза, в системе организации последнего преобладают технократические тенденции (ФГОС, УМК, ограниченный перечень компетенций, указываемых для приобретения обучающимися, большое количество регламентирующей документации и т. д.). В итоге мы получили «щадящую профессиональную квалификацию» работников высшего образования, по определению членов Зиновьевского клуба, что привело к кризису идей развития высшего образования в формате вузов, превратившихся в громоздких монстров [2].

Выход из создавшейся ситуации видится нам в восстановлении разработанной на исконно русских ценностях современной системы воспитания в рамках профессионального высшего образования. Решение данной проблемы определяет актуальность проводимой нами научно-исследовательской работы, направленной на поиски путей разработки системы воспитательной работы со студентами опорного университета. целью такой работы нам представляется воспитание человека культуры, что понимается как воспитание 1) человека духовного; 2) человека нравственного; 3) человека интеллектуального. Приоритетным фактором в решении поставленной проблемы и достижении намеченной цели нам представляется обращение к понятию «духовность».

Согласно статистическим данным, в поисковую систему "Google" в ее англоязычной версии включено 60 млн ссылок, связанных с определением понятия «духовность». В русском языке все чаще употребляется понятие «секуляризованное общество», что означает обмирщение, т. е. «мир». Объясняя данное понятие, можно привести следующие определения: использование того, что принадлежало вере и церкви, становится со временем от них независимым, светским, т. е. оно связано с передачей постулатов церковного, духов-

© Семикина A.B., Лопатухина Т.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.