УДК 76.91 ББК 65.2
Каримов Вадим Раулевич
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Karimov Vadim Raulevich Post-graduate
Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов: постановка проблемы и понятийное поле Higher School Students’ Professional Volunteer Competence Forming: Problem
Raising and Conceptual System
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов, выявлены этапы становления и развития проблемы, обоснован понятийный аппарат, а также структура волонтёрской профессиональной компетенции
The article considers the topicality of the higher school students’ professional volunteer competence forming; development stages of the problem mentioned are revealed; conceptual system is substantiated, as well as the structure of the professional volunteer competence.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция,
волонтёрская компетенция, студент, педагогический вуз, волонтёрство
Key words: competence, professional competence, volunteer competence, student, higher pedagogical school, voluntary service.
Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, воспитание свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей во многом зависит от системы образования подрастающего поколения, что определяется подготовкой учителя, руководителя и организатора образовательного процесса в школе. Данное требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об
образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны перспективы развития профессионального образования, в соответствии с которыми требуется
привнесение существенных изменении в процесс подготовки специалистов с учётом потребностей личности и социального заказа, с целью становления и развития у студентов вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих их полноценное функционирование в обществе и самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Одной из самых перспективных тенденций профессионального педагогического образования является формирование волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя, которая предполагает переход от жёсткой регламентации образовательного процесса в вузе к гуманистическому образовательному пространству, основанному на добровольном выборе форм деятельности, доверии к молодым людям, ориентируемому на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессиональнопедагогической солидарности [1,5,6].
Актуальные идеи о воспитании общественной активности подрастающих поколений получили обоснование в работах Б.З. Вульфова, Н.К. Крупской, Р. А. Литвак, А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, В. А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В исследованиях Л.Н. Клементьева, И.Н. Орловой, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Л. А. Трепоуховой рассматриваются социально-педагогические аспекты развития социальной активности у студентов средних специальных и высших учебных заведений. В отечественной педагогике все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности рассматривается в контексте социализации личности (А.В. Волохов, М.В. Демиденко, Л.С. Яковлев и др.), гражданского образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.). По мнению большинства авторов, изучающих психолого-педагогические аспекты проблемы, среди всего арсенала средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.
Педагогические основы деятельности детских и молодежных объединений рассматривались Л.А. Борисовой, С.В. Качалиной, Г.В. Сабитовой,
Е.Е. Чепурных и др.; особенности взаимодействия её участников исследовались Т.П. Вернигоровой, А.Ю. Кривокулинским, И.И. Фришман и др.; содержание и методы социального воспитания в общественных объединениях разрабатывались В.А. Дергуновым, Г.В. Ермоленко, О.Д. Чугуновой и др. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность будущих педагогов сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, развитию у них активной жизненной позиции и профессионализма. Поэтому изучение проблем становления профессиональной компетенции будущего учителя в целом, и формирования волонтёрской компетенции, в частности, приобретает особую актуальность.
Волонтёрские детские и молодежные объединения привлекательны для современных школьников и студентов, обеспечивая им возможность свободного общения и интересных дел со сверстниками. Результаты анкетирования студентов, обучающихся в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», «Челябинский
государственный университет», «Шадринский педагогический институт»
показывают, что до 40% студентов вузов хотели бы быть членами общественной организации, 38% молодых людей хотели бы поработать в качестве волонтеров, однако более 60% респондентов отметили отсутствие или недостаточное количество информации о деятельности волонтёрских объединений, более 25% студентов считают, что у них нет достаточных знаний и умений, необходимых волонтёру. Изучение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим направлениям и специальностям, а также воспитательных концепций педагогических вузов и реального педагогического опыта организации образовательного процесса в высшей школе подтверждают недостаточность возможностей, предоставляемых высшей школой для проявления социальной инициативы, для полноценного формирования у будущих учителей волонтёрской компетенции.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», программа «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики», Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» и др.
Исследование феномена «волонтёрство» (фр. уо1оПшге, англ.уо1иП;еег -доброволец, от лат. УЫиПжшБ - лицо, добровольно поступившее на военную службу) [1] позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления. Волонтёрство как важная часть молодёжной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России. Моральнонравственная и технологическая подготовка выпускников образовательных учреждений всех ступеней к участию в волонтёрском движении является важной задачей, решение которой зависит и от эффективности государственной политики в данной сфере, и от заинтересованности в успешном её решении со стороны всех участников педагогического процесса.
Комплексное исследование формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов требует, в первую очередь, аналитического представления её исторического становления, что обеспечивает адекватное понимание современного состояния и научно обоснованное определение дальнейших перспектив. Воспользовавшись методом периодизации, так как он задает программу исследовательской деятельности, способствует поиску новых путей решения проблемы и позволяет проанализировать состояние проблемы в ее генезисе, мы рассмотрели историю формирования волонтёрского движения педагогов в европейской и отечественной науке (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы развития волонтёрского движения_____________________
Этапы Основное содержание и характеристика этапа
США и страны Запада Россия
1750 - 1913 гг Вовлечение представителей среднего и высшего классов западноевропейского общества в социальную работу для борьбы с бедностью: - волонтерская работа студентов, которые жили по соседству с обнищавшим населением рабочих кварталов, с целью было улучшения условий жизни местных жителей, межклассовой соседской самоорганизации и взаимной помощи; - образовательные курсы для взрослых, каникулы в деревне для детей и поддержка переселенцев Принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, составляющие сущность социального служения, определяет православная Церковь и императорская семья: - создание сиротских домов при храмах; -ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей; - по инициативе императора Александра I основано Императорское Человеколюбивое общество; -гражданское добровольческое движение сестёр милосердия
1914 - 1971 гг Расширение государственных структур, которые в полной мере оказывали социальные услуги: - оттеснение волонтерской деятельности из сферы социальных услуг; - рассмотрение волонтеров как помощников-любителей, которых по возможности следует заменять профессиональной рабочей силой В Россию пришло скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей), которое привлекло к волонтерской деятельности молодежь. В советский период добровольчество в России продолжает развиваться: -образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России; -внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно-полезной, социально-значимой, добровольческой деятельности
1972 - 1991 гг Начало системного создания инфраструктуры, поддерживающей волонтерскую деятельность: - сфера адресных социальных услуг в основном передана общественным организациям, обладающим
многолетним опытом в сфере социальной работы; - покрытие дефицита государственных организаций и бюрократических структур за счет участия граждан и ориентации на местное сообщество; - возникли многочисленные инициативные группы и организации, которые привлекали к добровольной работе молодежь; -создание сети национальных волонтёрских агентств.
1991 г -настоящее время 14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире: - волонтерское движение как очень важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество; - привлечение маргинальных групп, таких как представители национальных меньшинств, инвалиды, пенсионеры; - интеграция волонтерской работы в систему образования и созданию возможностей участия в ней для молодежи; - создание условий для подготовки педагогических кадров к координации волонтёрского движения Государством признана необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи: -создание фондов и благотворительных организаций: Фонд культуры, детский фонд, Фонд милосердия и здоровья; -появление общественных молодежных и подростковых объединений различной направленности; -принятие Федерального закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
В настоящий момент, по сведениям общественного объединения «Доброволец» в России насчитывается более 20 000 добровольческих организаций [2]. Согласно проведённым исследованиям, каждый четвёртый россиянин, еще не вовлеченный в добровольческий труд, желает попробовать
работать добровольно. Что мотивирует людей работать добровольно? Согласно проведённому опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины: хочу помогать нуждающимся людям - 61%, надеюсь научиться чему-то новому - 46%, хочу иметь какое- то занятие - 41%, для собственного удовольствия - 31%, хочу познакомиться с новыми людьми - 29%, хочу ответить людям за добро добром - 11%, хочу бороться с определенной проблемой - 7%, у меня есть свободное время - 4%[6]. Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. То есть волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких-то ценностей, профессиональное саморазвитие.
Раскрытие основополагающих понятий исследуемой проблемы является важным этапом исследования теории и практики формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя. В педагогической науке феномен волонтёрства трактуется по-разному (Таблица 2).
Таблица 2
Современные трактовки понятия «волонтёрство»_________________
Автор трактовки Трактовка понятия Доминанта в трактовке
Конвисарева Л.П. Неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других Волонтёрство - это вид деятельности
Басова Л.М. форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальнопедагогических проблем Волонтёрство - это форма гражданской активности
Astin A.W., Sax L.J. Добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ, способствующий улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей Волонтёрство - это личный добровольный сознательный выбор
Хухлин А.В. Добровольная форма объединения для мобилизации социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения общих проблем, способствующая личностному росту его Волонтёрство - это форма объединения
участников и развитию социальной активности молодежи
Ыёегшапп К. Возможность получить всестороннее удовлетворение своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям Волонтёрство - это способ удовлетворения личных и социальных потребностей
Ахмадгалеев А. Д., Усманов Б.Ф. Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение Волонтёрство - это добровольная деятельность
Тетерский С.В. Бескорыстная помощь людям, которые в ней нуждаются, осуществляемая как в общественных объединениях, так и индивидуально Волонтёрство - это помощь
Анализ данных представленной табл. 2 позволяет сделать следующие выводы:
- трактовки понятия «волонтёрство» в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначны;
- как один из видов деятельности волонтёрство трактуют А.Д. Ахмадгалеев, Л.П. Конвисарева, Б.Ф. Усманов;
- способом удовлетворенеия личностных потребностей считают волонтёрство Л^. ЛБйп, К.Ыёегшапп, Ь.ТБах;
- Л.М. Басова, С.В. Тетерский и А.В. Хухлин и др. отмечают, что волонтёрство - это форма социальной и гражданской активности.
Во всем мире молодежное добровольчество (или волонтерство) традиционно рассматривается как некая «ступень», подготовка к будущей профессиональной деятельности. Добровольчество предоставляет молодому человеку большие возможности для саморазвития, расширения знаний о своей стране, населенном пункте, других странах, истории, культуре, традициях, особенностях менталитета их жителей; для проявления заботы о других людях, испытания себя в новых условиях и обстановке. Опираясь на данное понимание сущности значения волонтёрства для личностного и
профессионального развития личности, мы определяем исследуемый феномен как «деятельность, предоставляющую возможность получить всестороннее удовлетворение своих личных, социальных и/или профессиональных потребностей посредством оказания безвозмездной помощи другим людям».
В соответствии с современной парадигмой функционирования системы высшего профессионального образования, его результатом должна является совокупность профессиональных компетенций специалиста, следовательно, как полагают многие исследователи, подготовка специалистов в любой области должна осуществляться на новой концептуальной основе (И.Г. Агапов, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Д. Мертенс, Б. Оскарсон, Л.А. Петровская, Дж. Равен, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Татур, Р. Уайт, А.В. Хуторской, С.Е. ТТТитттов, Г.П. Щедровицкий и др.). Необходимость введения компетентностного обучения обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина, а также предписаниями «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» [5].Эта педагогическая инновация не
антагонистична утвердившимся в педагогической науке деятельностному и личностно-ориентированному подходам. Все они находятся «в условиях паритетной комплиментарной оппозиции, ... взаимодополняя и обогащая идею эффективной социализации личности» [5].
В начале XXI в проблема содержания профессионально-личностных компетенций педагога приобрела черты, ранее ей не свойственные. Во-первых, это связано с изменением социально-профессиональной роли педагога, задача которого теперь уже не ограничивается передачей суммы знаний. Во-вторых, собственных знаний, профессиональных умений и компетенций педагога не может быть достаточно на весь период его педагогической деятельности. Таким образом, лозунг современного общества 'Ъеат-ге1еагп-ёе1еагп!" [4] воспринимается преподавателем как призыв к личностному росту,
непрерывному образованию, постоянному повышению профессиональной квалификации. И наконец, в-третьих, коренным образом меняется содержание так называемых ключевых компетенций, обеспечивающих не только выживание индивида в новых социально-экономических условиях, но и успех его профессиональной деятельности, ее соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность педагога. Поэтому сегодня есть основание говорить не только о тех компетенциях, которые были присущи специалисту в той или иной области и составляли основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых, которыми еще следует овладеть, содержание которых еще не полностью определено, но именно они будут характеризовать образ человека будущего, человека культуры и мира.
В контексте исследуемой нами проблемы, мы считаем правомерным выделение в структуре профессиональных компетенций будущего учителя волонтёрской профессиональной компетенции. Как и всякая иная компетенция, волонтёрская профессиональная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности будущих специалистов [3]. Понимание сущности представленной научной категории «волонтёрская профессиональная компетенция» возможно посредством определения понятия, ограничения его объема и содержания. Опираясь на логические законы построения дефиниций и на основе структурно-функционального анализа таких родовых понятий, как «волонтёрство» и «профессиональная компетенция», мы определяем волонтёрскую профессиональную компетенцию студентов педагогических вузов следующим образом: это интегративная готовность будущего педагога к организации и оказанию безвозмездной высококвалифицированной педагогической, социальной и иной безвозмездной помощи другим людям.
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих студентов, а формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии профессиональнопедагогического образования. Посвящая нашу работу изучению формирования
волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов мы рассматриваем этот процесс как поэтапное освоение и закрепление норм и актуальных стереотипов гуманно-педагогического сознания и поведения, которые позволяют будущему педагогу организовывать, координировать и оказывать безвозмездную высококвалифицированную педагогическую, социальную и иную безвозмездную помощи детям.
В инвариантной структуре компетенции, представляемой как сложное образование, четыре основных компонента (субкомпетенции): эмоционально-волевой(представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций), когнитивный (связанный со знаниями и способами их получения), деятельностнопрактический (определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации), субъектно-творческий (обеспечивающий «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы и, таким образом, позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в новых ситуациях).
Категориальный аппарат исследования представлен следующим образом:
- волонтёрство - деятельность, предоставляющая возможность получить всестороннее удовлетворение своих личных, социальных и/или профессиональных потребностей посредством оказания безвозмездной помощи другим людям;
- профессиональная компетенция - интегративная когнитивно-эмоциональная готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности на высоком уровне и достижению определенных результатов;
- волонтёрская профессиональная компетенция студента педагогического вуза - это интегративная готовность будущего педагога к организации и оказанию безвозмездной высококвалифицированной педагогической, социальной и иной безвозмездной помощи другим людям.
Формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов мы рассматриваем как процесс поэтапного освоения и
закрепления норм и актуальных стереотипов гуманно-педагогического сознания и поведения, которые позволяют будущему педагогу организовывать, координировать и оказывать безвозмездную высококвалифицированную педагогическую, социальную и иную безвозмездную помощь детям.
Библиографический список
1. Волонтерское движение// ADOLESMED.ru - портал для специалистов работающих
в сфере подросткового здоровья и медицины. - [Б. г]. - URL:
http://www.adolesmed.ru/volunteers.html (16.06.10).
2. Ивахненко, Г. А. Современное студенчество: социологический портрет [Текст]/Г. А. Ивахненко, Ю. В. Голиусова // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 110-114
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - 34 - 42.
4. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : автореф. ... канд. пед. наук [Текст]/ Конвисарева Л.П. ; [Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2006. - 24 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. [Текст] //Вестник образования.-2002.-№6.-С .10-40.
6. Леонтьева, А.В. Методическое пособие для волонтеров [Текст]/ А.В. Леонтьева. -Жигулевск: Городской благотворительный Фонд «Дорога к дому», 2003. - 45с.
7. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной готовности [Текст] / А.Т. Ростунов. - М. Педагогика, 1994. - 157 с.
Bibliography
1. Conception of the Russian Education Modernization up to 2010 [Text] // Education Bulletin. - 2002. - № 6. - P. 10-40.
2. Ivakhnenko, G.A. Modern Students: Sociological Portrait [Text] / G. А. Ivakhnenko, Yu. V. Goliusova // Higher Education in Russia. - 2003. - № 5. - P. 110-114
3. Konvisareva, L.P. Volunteer Movement as a Development Factor of the Youth’s Social Activity: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / L.P. Konvisareva; [Kostroma State University named after N.A. Nekrasov]. - Kostroma, 2006. - 24 p.
4. Leontieva, A.V. Teacher Edition for Volunteers [Text] / АУ. Leontieva. - Zhigulevsk: «A Way Home» City Городской Welfare Funds, 2003. - 45 p.
5. Rostunov, А.Т. Professional Readiness Forming [Text] / А.Т. Rostunov. - М.: Pedagogika, 1994. - 157 p.
6. Volunteer Movement // ADOLESMED.ru - Portal for Juvenile Health and Medicine Specialists [Electronic Resource]. -Access Mode: http://www.adolesmed.ru/volunteers.html (16.06.10).
7. Zimnyaya, I.A. Key Competences Are a New Paradigm of Education Result [Text]/ 1.А. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. - № 5. - P. 34 - 42.