Научная статья на тему 'Детское движение как предмет научного познания'

Детское движение как предмет научного познания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2511
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Эсфирь Абрамовна, Костина Нина Михайловна

Определяется понятие «детская общественная организация» в совокупности социологического, психологического и педагогического подходов. Рассматриваются общественные и воспитательные смыслы детского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's public organization as a scientific category

We define the term of the "Child Non-government Organization" incorporating social, psychological and educational approaches. We regard it taking into consideration the public and educational goals of the child organizations.

Текст научной работы на тему «Детское движение как предмет научного познания»

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

Педагогика

УДК 371.83(045)

Э.А. Мальцева, Н.М. Костина

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Определяется понятие «детская общественная организация» в совокупности социологического, психологического и педагогического подходов. Рассматриваются общественные и воспитательные смыслы детского движения.

Ключевые слова: детское объединение, детское движение, детское общественное объединение, детская общественная организация.

В 90-е гг. ХХ в., когда прекратила свое существование многомиллионная пионерская организация, интерес государства к детскому движению заметно снизился. Сегодня ситуация изменилась. Возникают разные детские организации, зачастую инициаторами их создания выступают государственные и общественные структуры, политические партии. Возникает необходимость установить - что такое детская общественная организация, чем она отличается от других детских объединений.

Специальных работ, исследующих и определяющих понятийный аппарат науки о детском движении, сегодня нет. Ряд исследователей детского движения дают определения понятий «детское движение», «детское объединение» и «детская организация», а также «детское общественное объединение». Среди них - А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет ответить на вопрос: в русле какой науки определяются эти понятия?

Выделены три содержательных смысла понятия «детское общественное движение».

1. Социальный смысл. С точки зрения социологии детское движение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) [1].

Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское об-

щественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях.

Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта.

Как социальный институт, общественные объединения являются образованием сверхколлективного порядка, не сводимым к его персоналу и руководителям, которые лишь представляют и персонализируют социальный институт, от имени которого они действуют (С.К. Булдаков) [1. С. 92,93].

В.И. Пригожин, давая определение «общественной организации», выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников (Цит. по: [1. С. 187]).

Е.А. Дмитриенко рассматривает детскую общественную организацию как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы.

Социальные смыслы заложены во всех определениях исследуемых понятий (Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Д.Н. Лебедев, Т.В. Трухачева и др.). Рассмотрим их.

Детское движение (объединение, организация) - это:

• объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

• субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

• конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

• составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

• одна из форм социальной активности детей и подростков;

• способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

• социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

• способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира.

Обобщая приведенные выше высказывания, можно говорить о том, что детское движение как социальная категория раскрыто в них достаточно полно и отражает широкое смысловое пространство, позволяющее утверждать, что детское движение (объединение, организация) - явление социальное.

2. Детское движение (объединение, организацию) можно рассматривать как психологическую категорию. В понятиях «детское движение», «объединение», «организация» отражены психологические механизмы самореализации личности, а также психологические особенности группового взаимодействия, что является областью психологии, в частности социальной психологии. С этих позиций детское движение рассматривается как психологическая среда становления и развития личности подростка; возможность самораскрытия личности в среде, где ребенок наиболее комфортно себя чувствует; способ удовлетворения потребности детей в объединении, возможность самозащиты, самоутверждения, самоопределения себя как личности; малая группа -социально-психологическая общность, имеющая свободно формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый - ребенок» и активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых формирует взаимодействие внутри группы.

3. Детское общественное движение (объединение, организациию) можно рассматривать как педагогическую категорию (в рамках педагогики, в частности социальной педагогики и ее объекта - социального воспитания).

Мы выяснили, что в дефинициях «детское движение», «объединение», «организация» преобладают социальные смыслы и только в немногих (Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Д.Н. Лебедев, А.В. Малиновский, Т.В. Труха-чева) педагогические смыслы находят более или менее четкое выражение. Приведем пример такого определения: детское общественное объединение -объединение детей (детей и взрослых), характеризующееся социальной направленностью своей деятельности, определенной степенью развития самодеятельных начал, подверженное в той или иной форме и мере целенаправленному педагогическому влиянию (в широком смысле этого понятия).

Детское общественное объединение объективно решает следующие важнейшие задачи: включение детей в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне; адаптация детей к социальной среде; удовлетворение их потребностей, интересов и запросов (в т.ч. тех, которые сложно удовлетворяются школой и т.п.), а также защиту прав, достоинства и интересов, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.

Детские общественные объединения могут иметь, а могут и не иметь государственного или иного официального статуса, но обязательно должны пользоваться значительной самостоятельностью в своей жизнедеятельности.

Детские общественные объединения характеризуются развитостью символики, атрибутики и ритуалов, наличием своих традиций, норм и правил жизни, стремлением осмыслить свою сущность (Д.Н. Лебедев) [1. С. 70].

В определениях, раскрывающих педагогические смыслы анализируемых понятий, детское объединение (организация) рассматривается как специфическая воспитательная система (Л.В. Алиева), как «элемент системы общественного воспитания».

В определении Т.В. Трухачевой отмечаются следующие признаки системы детского движения: разнообразие сообществ, демократичность, ориентированность на удовлетворение разнообразных интересов подростков и взрослых; детская общественная организация определяется как «воспитательная организация», использующая основные механизмы социализации и воспитания (Г.А. Ромм) [1. С. 68].

Л.В. Алиева рассматривает детскую организацию как социально-психологическую, педагогическую реальность - субъект воспитания. Специфика детского движения как субъекта воспитания, по ее мнению, заключается: в естественно-природном проявлении потребности ребенка в личностном росте и развитии; в особой субъектно-объектной позиции ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; в специфической форме организации детской самодеятельности, инициативы - сообществе сверстников; ДОО рассматривается как форма социального воспитания детей, в которой интегрируются «составляющие» процесса развития личности, - обучение, воспитание, социализация и саморазвитие; создаются условия «цельного» развития личности; это разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности как эффективное средство приобретения личного жизненного опыта.

В определениях отмечается также направленность воспитания в детских общественных объединениях на формирование ценностных ориентаций, мировоззрения, гражданского самосознания. Общим для большинства авторов, раскрывающих педагогические смыслы понятий «детское движение» («объединение», «организация»), является, как показал анализ, признание в нем детей и взрослых по принципу общности их личных и общественных устремлений. Это накладывает особый отпечаток на социальные общности и вносит в них педагогический смысл. Участвуя вместе со взрослыми в общественно значимой деятельности в процессе организованного общения, дети влияют друг на друга,

что создает воспитательное пространство. Все это позволяет рассматривать анализируемые понятия как педагогические категории.

Наличие в анализируемых понятиях трех вышеобозначенных смыслов (социального, психологического и педагогического) позволяет исследователям выбрать свой ракурс рассмотрения феномена детского движения, определить свою позицию.

Рассматривая детскую общественную организацию как пространство социального воспитания, мы обращаемся к педагогическому аспекту понятий, соотнося понятия детского движения, объединения, организации.

Детское движение. Данное понятие отражено в работах Т.В. Трухаче-вой, Л.В. Алиевой, Е.В. Титовой, В.А. Лукова, И.Н. Никитина, Р.А. Литвак. Детское общественное движение определяют Д.Н. Лебедев, Л.В. Кузнецова, И.А. Валгаева и др.

Детское движение рассматривается в широком и узком смысле. В широком - это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

В узком - совокупность координированных действий детей и взрослых, направленных на реализацию какой-либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего статуса в обществе (движение тимуровцев, экологов и т.д.) (Т.В. Трухачева) [1. С. 63,64].

Авторы называют следующие признаки детского движения: разнообразие сообществ, демократичность отношений, совместные действия детей и заинтересованных взрослых, направленность на реализацию какой-либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего статуса в обществе, самодеятельность, ориентированность на удовлетворение разнообразных интересов подростков и взрослых.

Детское объединение, в том числе общественное, определяется исследователями (Г.А. Ромм, Е.В. Титовой, Д.Н. Лебедевым, С.В. Качалиной, Р.А. Литвак, Л.В. Алиевой) как разновидность малой группы, «имеющей свободно формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый - ребенок» и активные личные и социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых формирует взаимодействие внутри группы». В определении подчеркивается педагогическая сущность явления, речь идет об освоении ребенком норм и стереотипов общества в процессе коллективной деятельности членов объединения (А.В. Малиновский) [1. С. 72]. Анализируя предлагаемые авторами определения, мы выделяем следующие признаки «объединения»: ориентация на цели социального воспитания, добровольность, общность интересов, активность детей (позитивной и негативной направленности).

Детское объединение рассматривается как форма детского движения. У них действительно много общих признаков, однако детское объединение не всегда является формой детского движения. Это касается, например, объединений в учреждениях дополнительного образования, кружков по интересам и т.д.

Детская организация. Это понятие определяют Е.В. Титова, Л.В. Алиева, Р.А. Литвак, Г.В. Сабитова, Л.В. Кузнецова. Определение детской общественной организации дают Г.В. Сабитова, Е.А. Дмитриенко. Дефиниция «организация» включает следующие признаки: ориентированность на достижение некоторой заранее фиксированной цели, что требует совместных и координированных действий: наличие специализированного персонала, прошедшего специальную подготовку и выполняющего функции управления; возможность человека реализовать свои потребности и интересы, но в строго определенных пределах. Эти пределы обусловлены социальным статусом человека, предписанными ему ролями, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации; фиксированное членство; деятельность по защите общих интересов (Л.В. Кузнецова) [1. С. 187-190].

Можно говорить об общих признаках детских объединений и организаций: наличие общей цели, удовлетворение интересов и потребностей участников, добровольность, наличие органов самоуправления, традиций, выражение идеалов и целей в специальных символах, атрибутах, ритуалах, внутреннее устройство (структура). Организация относится, по мнению Л.В. Кузнецовой, к более высокой ступени сообщества. Характеризуя общие с объединением признаки, Л.В. Кузнецова называет и такой: идеологизированный социальный характер (как правило), ставящий своей целью достижение определенных социальных благ, защиту прав, возрождение национальных традиций и ценностей, высоких нравственных норм и т. п. Автор считает, что не может быть организации любителей бабочек или юных танцоров.

Нельзя согласиться с тем, что автор заведомо определяет просоциаль-ную направленность организации, она может иметь и асоциальный характер. Очевидно, могут быть и разные организации, в том числе и «юных танцоров», в зависимости от целей, деятельности, уровня самоорганизации и т.д.

К признакам, разделяющим объединения и организации, можно отнести следующие: структура (у детской общественной организации более жесткая структура), права и обязанности, определяемые самими членами организации (взрослыми и детьми), нормы жизни, «степень развития самодеятельных начал», «степень педагогического влияния». Очевидно, в детской общественной организации самодеятельность более развита, чем в объединении, а педагогическое влияние менее выражено. Существует мнение, что «детское объединение создается по инициативе и при педагогическом управлении взрослых», а «детская организация - это равноправное объединение детей и взрослых...» [2. С. 123]. Очевидно, что эти понятия близки, и объединение может перерасти в организацию при соблюдении следующих условий: сформированность органов детского самоуправления, наличие лидеров, коллективное планирование и т. д.

Определив научные категории «детское движение», «детское объединение», «детская организация» и выделив их признаки, необходимо найти соотношение этих понятий. Судя по приведенным исследователями определениям, самое широкое понятие - «детское движение». Оно является родовым, а объединение, организация - видовыми.

Организация - это самый высокий уровень (и организационно и содержательно) детского объединения.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

Разновидностью детского движения (объединения, организации) является детское общественное движение (объединение, организация). Для того чтобы определить сущностные смыслы общественного движения (объединения, организации), необходимо определиться с самим понятием «общественное» применительно к детскому движению. Анализ различных точек зрения (Р.А. Литвак, Л.В. Кузнецова, К.Д. Радина и др.) приводит нас к выводу, что понятие «общественное» применительно к детскому движению включает три признака:

1) общественное - это не подчиняющееся государству и системе образования, не являющееся частью образовательной системы (школы, внешкольных учреждений), но пользующееся (при определенных условиях, зафиксированных в законе) поддержкой государства, а значит, поддержкой школы и других образовательных структур;

2) общественное - это то, что инициируется снизу - детьми и взрослыми, разделяющими общую социальную идею;

3) общественное - это направленное на преобразование окружающей жизни, то есть деятельность такого объединения несет общественно значимый смысл, приносит пользу людям.

Для анализа понятий «детское движение» и «детское общественное движение» мы использовали определения, данные Л.В. Кузнецовой [1. С. 67] и приведенные в таблице [1. С. 187-190]:

Детское движение как научное понятие (по Л.В. Кузнецовой)

Детское движение Детское общественное движение

Социально-историческое явление, представляющее собой совместные действия особой социально-демографической группы населения - детей, объединяющихся с помощью заинтересованных взрослых в различного рода формирования с целью изменения своего статуса и положения в обществе; для удовлетворения и достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни. Конвенция о правах ребенка признает его право на свободу ассоциаций и мирных собраний, тем самым предоставляя детям возможность участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать совместные действия по улучшению окружающего мира. Формирования, созданные по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых, не являющиеся непосредственными структурными подразделениями государственных учреждений. Формирования могут функционировать на базе и при материально-финансовой поддержке государственных учреждений при условии невмешательства в деятельность друг друга, соблюдения основ делового сотрудничества на договорных началах. В основе детского общественного движения лежит деятельность детей и подростков на пользу обществу, их общественная самостоятельность, стремление участвовать в общественной жизни.

К сожалению, четкого «разведения» понятий не обнаружено. Если рассматривать признаки «общественного» формирования, то в первом и во втором случае обнаруживается признак «совместные действия по улучшению окружающего мира». А вот двух других признаков в первом определении нет. Очевидно, и третий признак должен быть разделяющим понятия, а не объединяющим их.

Сущностный смысл «общественного» в детском движении (объединении, организации) можно проанализировать по трем предложенным ниже признакам.

Первый признак. Детские общественные движения (объединения) не являются подразделениями государственных структур. Эта позиция не нашла отражения в определениях, данных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28 июня 1995 г.), где последние характеризуются как «... детские объединения, в которые входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод».

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений» [3].

Эти определения дают возможность достаточно широкого толкования понятий, часто не отражающих их общественной сущности. Так, Л.В. Алиева считает, что могут быть общественные организации, создаваемые для детей взрослыми структурами. Такое определение не соответствует понятию «общественное», приведенному выше. Автор далее подчеркивает, что речь идет о «структуре в социально-политическом устройстве государства, выражающей интересы детей. о средстве проведения в среду детей политики государства.» (Л.В. Алиева) [1. С. 56].

К общественным объединениям ряд авторов (Л.В. Алиева, Р.А. Литвак) относят клуб, студию, мастерскую, органы детского самоуправления, формы детской самодеятельности в школах, учреждениях дополнительного образования. Эти мысли встречаются и у Д.Н. Лебедева, считающего, что детские общественные организации могут иметь, а могут не иметь государственного статуса. Нельзя согласиться с этой позицией. От этой ошибки предостерегает К.Д. Радина, выступающая против смешивания детского общественного объединения и внеучебной деятельности, которую организуют учреждения дополнительного образования.

К. Д. Радина считает, что надо очень строго различать детское движение и детское общественное движение. «... Для меня особый интерес представляет детское общественное движение, которое создается снизу. Добровольность,

стремление самих подростков к объединению, к определенным структурам -его отличительные особенности. Непременным условием для этого движения выступает поддержка либо взрослыми лидерами, либо структурами взрослых» [4. С. 37]. Об этом же пишет А.Г. Кирпичник, считающий, что «клубы по месту жительства, объединения при внешкольных учреждениях, факультативы в школе не могут называться детскими общественными объединениями. Природа их такова: взрослый всегда руководит этим объединением» [4. С. 112].

Очевидно, не следует приписывать статус «общественные» всем детским объединениям. Это нисколько не умаляет роли детских объединений, организаций, создаваемых государственными структурами, образовательными учреждениями. Но у них другие цели, их воспитательные задачи превалируют над социальными, они финансируются государством и не могут в силу этого быть полностью самостоятельными.

Второй признак. Общественным считается такое объединение, которое создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых. Ведущую роль в создании и развитии детского общественного движения играют взрослые, обладающие авторитетом, гражданской позицией, профессионализмом, любящие детей и знающие, как с ними работать. Их поддержка - государственная и общественная - необходима детскому общественному движению (Л.В.Кузнецова). Учеными высказывается такая мысль, что не может быть детской инициативы без взрослых инициатив. Детское движение - это всегда движение взрослых, в котором участвуют дети. Дети так или иначе живут со взрослыми, среди взрослых, и у них не может быть «чисто детского», без взрослых, движения. Подобная «чистота» - инфантильная иллюзия взрослых, не давших себе труда элементарно вдуматься в реальность, понять и принять ее.

Социальная инициатива - это инициатива решения некой социально значимой проблемы, в том числе - инициатива создания организации и/или движения с целью решать определенным способом определенную проблему социума или целый их комплекс. Как не может быть чисто детских движений, так не может быть и чисто детских социальных инициатив. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Это не умаляет значения и роли детской социальной активности (А.В. Суворов) [5. С. 8-16].

Третий признак. Направленность детских общественных объединений (организаций) на общественно значимую деятельность. К сожалению, эта мысль не нашла четкого отражения во многих определениях, в том числе и в приведенных выше статьях Закона о поддержке молодежных и детских общественных объединений. Установлено, что в определениях «детская общественная организация» этот признак вообще отсутствует. Л.В. Кузнецова внесла этот признак в понятие «детское движение», а Л.В. Алиева пишет о нем, как о «наиболее прогрессивной самодеятельности подрастающего поколения». Согласиться с такой трактовкой нельзя, так как детское движение может иметь как просоциальную, так и асоциальную, и даже антисоциальную направленность. Таким является профашистское движение в наши дни. Приведенные выше признаки стирают грань между детским движением и детским общественным движением, что неправомерно.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в определение детской общественной организации целесообразно ввести такие признаки:

1) направленность на социально значимую деятельность;

2) равноправное участие взрослых.

Взяв за основу определение, данное Е.В. Титовой [1. С. 55,56], мы предлагаем следующее определение: детская общественная организация - самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально значимой деятельности, имеющее регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Итак, теоретический анализ позволяет сделать вывод о наличии сущностной характеристики детской общественной организации как социально-педагогического явления. Она заключается в следующем.

• Как социальный институт детская общественная организация включает ребенка в широкие социальные связи, она занимает посредническую позицию между детством и обществом.

• Социальный потенциал детской общественной организации, определяющий ее сущность, заключается в том, что детская общественная организация интегрирует качественно новые авангардные социальные ценности, инициативы, эксперименты молодого поколения. С одной стороны, детские общественные организации ориентированы на удовлетворение потребностей утверждающейся личности, с другой - на преобразование окружающей действительности, совершенствование общественных отношений (Е.А. Дмитри-енко) [6. С. 61].

• Детская общественная организация как институт воспитания открывает возможности для самовыражения подростков, способствует формированию таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях не могут получить полноценного развития (А.Г. Кирпичник) [1. С. 34].

• Сущностной характеристикой воспитательного пространства в детской общественной организации являются создаваемые ею условия для влияния сверстников друг на друга. Воспитательная функция реализуется через освоение социальных отношений, которые становятся собственными целями детей, способствуют их личностному росту. Это не может сделать ни одно из звеньев воспитательной системы.

• Для детской общественной организации сущностны целевые установки. «Если цель у детского объединения педагогическая, оно не может быть общественным» [7]. В определениях мы встречаем противоречивый подход к этому вопросу. Так, одни авторы считают, что целью является «воспроизводство и развитие в подрастающем поколении личностных качеств, системы взглядов и отношений к окружающему миру, правил поведения в обществе, «присущих определенной категории взрослого населения.» (М.Р. Мирош-кина )[1. С. 53].

Е. В. Титова называет целью реализацию какой-либо социальной идеи. Очевидно, что первая цель - чисто педагогическая, и она не может быть целью детской общественной организации.

• Четко определенная цель реализуется через содержание деятельности. Сущность содержания деятельности ДОО - ее общественная направленность. Именно в ней реализуются важнейшие потребности растущей личности, отражающие ее стремление к взрослению - это потребность в утверждении себя как гражданина и связанная с ней потребность в изменении окружающей среды. Именно с этим связано пребывание ребенка в общественной организации.

• Отличительной чертой детских общественных объединений является также наличие собственной идеологии. И такой идеологией, по мнению К. Д. Радиной, должна быть идеология гуманизма [8. С. 39].

• Детская общественная организация дает возможность детям рефлексивно оценивать свою позицию в деятельности организации, свои отношения с друзьями, лидерами, отношение к себе. У подростка существует потребность в развитии самосознания, самооценки, потребность в оценке его другими людьми. Вступая в организацию, дети добровольно принимают нравственные ориентиры своей жизни. Они бывают выражены в законах, заповедях, обычаях организации. Разработка этих норм самими детьми, обсуждение следования им, проблем, связанных с их реализацией - основа самоанализа, рефлексии.

• Сущностным признаком детской общественной организации является самодеятельный характер. Благодаря многообразию социальных ролей дети включаются в разнообразную управленческую деятельность. И здесь, как считает А.Г. Кирпичник, очень важно определить, кто выступает объектом самоуправления - совместная деятельность или другие люди. Если это деятельность и активисты несут за нее ответственность, а коллектив с них спрашивает - тогда можно говорить об общественной организации. Только общественная организация может поставить ребенка в реальную ситуацию ответственности [4. С.27].

• Сущностной характеристикой детской общественной организации являются отношения взрослых и детей, построенные на диалоговом общении со взрослыми, являющимися членами этих организаций. Взрослые, участвуя как партнеры в совместной деятельности, помогают ребятам в осмыслении нового социального опыта, в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, ориентации в системе ценностей. Партнерство строится на основе сотрудничества, со-творчества, со-причастности и созидания социально ценных отношений.

Таким образом, детская общественная организация как научная категория включает в себя социальные, психологические и педагогические смыслы. Они проявляются и в родовом понятии - детское движение, и в видовых -объединение, организация.

Основные категории детского движения исходят из идеи природной активности детей, их закономерного стремления к объединению со сверстниками, в которых подросток видит средство самозащиты, самоопределения, самоутверждения (Н.Ф. Басов) [1. С. 244].

Термин «общественная» определяет сущностные признаки детской организации, которые необходимо учитывать всем, кто имеет отношение к созданию детских организаций и работе с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Детское движение: словарь-справочник / ред.-сост. Т.В. Трухачева. - М.; Минск, 1998.

2. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. - Ярославль, 1999.

3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ // Документы и проекты. -М.: Логос, 2001.

4. Детское движение: информационно-методические материалы / ред.-сост. Т.В. Трухачева. - М., 2002. - Вып. 2.

5. Социальные инициативы и детское движение: материалы Рос. науч.-практ. конф. 25-27 нояб. 2000 г. / под ред. Э.А. Мальцевой и др. - Ижевск, 2000.

6. Теория, история, методика детского движения: Информационный бюллетень. - Кострома, 2002. - Вып. 4-6.

7. Кирпичник А.Г. Если цель у детского объединения педагогическая, оно не может быть общественным // Детское движение: инф.-метод. материалы / ред.-сост. Т.В. Трухачева. - М., 2002. - Вып. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Социокинетика: лидерство в детском движении: время и ценности / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М.: Сигналъ, 2004. - Ч. 2.

Поступила в редакцию 11.04.08

E.A. Maltseva, N.M. Kostina

Children's public organization as a scientific category

We define the term of the "Child Non-government Organization" incorporating social, psychological and educational approaches. We regard it taking into consideration the public and educational goals of the child organizations.

Мальцева Эсфирь Абрамовна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kaf-pedagogkaf@yandex.ru

Костина Нина Михайловна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kaf-pedagogika@yandex.ru

Maltseva E.A., doctor of pedagogical science,

GOUVPO, Udmurt State University, Universitetskaya Street 1(building 6), 426034 Izhevsk, Russia

Kostina N.M., head of the teaching and methodical department, senior lecturer of the department of pedagogics and pedagogical psychology GOUVPO, Udmurt State University, Universitetskaya Street 1(building 6), 426034 Izhevsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.