Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Детское объединение» и «Детское общественное объединение»'

Соотношение понятий «Детское объединение» и «Детское общественное объединение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1737
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ / ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / CHILDREN MOVEMENT / CHILDREN ASSOCIATION / CHILDREN SOCIAL ASSOCIATION / PERSONAL AND PUBLIC NEEDS OF CHILDREN / FUNCTIONS OF CHILDREN ASSOCIATIONS AND CHILDREN SOCIAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Азялия Ильгизаровна

В статье рассматриваются проблемы детского движения, вытекающие из смешения понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение», а также предлагаются основания для их разграничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of Notions of "Children Association" and "Children Social Association"

The paper deals with the problems of children movement, connected with confusion of notions of children association and children social association. The author suggests the grounds for their differentiation.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Детское объединение» и «Детское общественное объединение»»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Социология

УДК 316.354

Соотношение понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение»

Захарова А.И.

Аспирант кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье рассматриваются проблемы детского движения, вытекающие из смешения понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение», а также предлагаются основания для их разграничения.

Ключевые слова: детское движение, детское объединение, детское общественное объединение, личностно-ориентированные и общественные потребности детей, функции детских объединений и детских общественных объединений.

Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по показателям развития системы дополнительного образования детей в целом и детского движения, в частности. В то же время, наряду с успехами в данной сфере, сохраняются и определенные проблемы, рассмотрению причин некоторых из них и посвящена статья. Исследования, проведенные автором, позволяют сделать вывод о том, что к негативным факторам воздействия на систему детского движения можно отнести и терминологическую неопределенность, разночтения в важнейших категориях системы дополнительного образования детей.

В процессе исследования определились наиболее острые проблемы современного детского движения Республики. Прежде всего, к ним следует относить несовершенство системы методического сопровождения деятельности детских общественных объединений; низкий по объему полномочий статус координаторов детского движения, в том числе из-за нечетко определенного статуса самого детского движения в системе дополнительного образования детей; отсутствие детально проработанных правовых норм взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений и организаций; неразвитая система информирования детей, их родителей и педагогов о дополнительных образовательных услугах, представленных в РТ; разрозненность детских общественных объединений и, как следствие, рассеивание педагогических и социально-экономических

204

ресурсов детского движения, их нерациональное использование; формальная поддержка детского движения; несовершенная статистика по детским общественным организациям и объединениям.

В 90-х гг. прошлого столетия был принят ряд значимых для становления и развития системы дополнительного образования в целом и детского движения, в частности, нормативно-правовых актов. К таким документам можно отнести Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» с внесенными в них впоследствии поправками. Важное место занимает также «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233. Этим важным шагам по становлению системы в новом статусе предшествовал всплеск научных исследований в данной области, который пришелся на начало 90-х гг. Однако, к большому сожалению, работа по укреплению позиций так называемого «параллельного» образования детей осталась незавершенной как в плане своего законодательного оформления, так и в области его научно-методического обеспечения.

Внесению ясности в категориальный аппарат в сфере дополнительного образования детей посвятили свои научные труды многие видные исследова-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Социология

тели внешкольной деятельности [1-13]. Они попытались разграничить такие основные понятия, как «детское движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация», «ученическое самоуправление». Отдавая должное достижениям коллег в данных научных поисках, постараемся восполнить пробелы и рассмотреть, в первую очередь, соотношение таких понятий, как «детское объединение» и «детское общественное объединение», а также близкого по значению последнему понятия «детская общественная организация».

В научной литературе, посвященной детскому движению, можно выделить два основных подхода к определению детского общественного объединения. Представители первого подхода склоняются к рассмотрению его в качестве одного из подвидов детских объединений, к которым также относят детские объединения в структуре образовательных учреждений и неформальные объединения детей. К общественным в данном случае, как правило, относят детское объединение, которое:

- создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

- осуществляет социально-творческую деятельность;

- не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

Заметим, что при выяснении авторства приведенных (и довольно распространенных) критериев «общественности» детского объединения возникла некоторая сложность. Различные источники дают противоречивые ссылки на нормативные документы, регулирующие деятельность детских общественных организаций и объединений (в частности, на Федеральные законы «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодежных организаций»), в которых подобного определения детского объединения нет [3, с. 141; 13, с. 126-130]. В ряде работ обсуждаемое определение приведено без ссылок на авторов (так, например, статья Г. Семенова «Как создать детское общественное объединение» [14; с. 30-38], а также многие материалы в Интернет-ресурсах, посвященные детскому движению [15;16; 17; 18]).

Несколько иной подход к определению термина «детское общественное объединение» представлен в работе исследователя детского движения Т.В. Тру-хачевой. Исходным для нее является понятие «общественное объединение», а основную специфику детского общественного формирования исследователь видит в «отсутствии у детей и подростков полной дееспособности». В связи с этим Т.В. Трухачева

дает следующее определение: «Детским общественным объединением является добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления их прав, гарантированных "Конвенцией о правах ребенка", и достижении цели, провозглашенной в Уставе или ином документе, регулирующем или регламентирующем деятельность объединения и деятельность взрослого его участника (члена)». Кроме того, акцентируется внимание на существенных различиях объединений общественных и государственных (к последним она относит и детские объединения в структуре образовательных учреждений) в характере «воздействия (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый-ребенок) и взаимодействия (ребенок-ребенок, взрослый-ребенок)» [11, с. 24].

Полагаем, что подобное рассмотрение детского общественного объединения в качестве специфической формы общественного объединения целесообразнее, поскольку объективнее отражает его природу и задает принципиально иные, чем для детского объединения, образовательного учреждения, методологические рамки исследования.

Возможно, подмена понятия «детское общественное объединение» понятием «детское объединение» в значении структурного подразделения образовательного учреждения на практике косвенно связано с редуцированием компонента «общественное» в теоретических работах. Это относится к научным трудам Л.В. Алимовой, Н.Ф. Басова, С.В. Бойцовой, Р.А. Литвак, Л.Н. Орловой и многим другим. Та же тенденция и в нормативных актах: в Федеральных законах «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодежных организаций» и других. В связи с этим полагаем, что необходимо внести коррективы в общепринятую терминологию и закрепить их в нормативных стандартах.

Подход, при котором понятие «детское общественное объединение» рассматривается как производное от понятия «общественное объединение», по нашему мнению, помогает перевести парное соотношение между понятиями «детское объединение» и «детское общественное объединение» из плоскости «родовое - производное от родового (видовое)» в плоскость «государственное - общественное». В таком случае, термин «детское объединение» идентичен термину, используемому в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» для характеристики структурной единицы учреждения дополнительного образования детей. Имеются в виду «одновозрастные и разновозрастные объединения по интересам», под которыми подразумеваются клубы, студии, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие формы (см. ст. 25 указанного Типового положения).

205

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Социология

Причем содержание деятельности подобных объединений, согласно Положению, «определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования», либо «авторскими программами, утверждаемыми педагогическим (методическим) советом учреждения» (см. ст. 26 указанного Типового положения). «Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения» (см. ст. 27 указанного Типового положения). Приемлемы ли указанные рекомендации и характеристики для детского общественного объединения? Здесь очевидны нарушения основных принципов его существования - самодеятельности и самоуправляемости.

Отметим существенное, на наш взгляд, функциональное отличие: участвуя в деятельности детских объединений образовательных учреждений, ребенок удовлетворяет, в первую очередь, свои личностно-ориентированные потребности (познавательные, развлекательные, прагматические). При включении же несовершеннолетнего гражданина в деятельность детских общественных объединений его «образовательная потребность из индивидуально-статусной превращается в коллективную потребность социальной солидарности» [ 19; с. 439]. В этом мы видим основное отличие между рассматриваемыми объединениями детей.

Подтверждением тому могут служить также данные проведенного нами в 2011-2012 гг. социологического опроса активистов детских общественных объединений Республики Татарстан и воспитанников детских объединений, не включенных в детское движение. Из всех респондентов, ответивших, что посещение внешкольных объединений является для них возможностью участвовать в решении острых социальных проблем, 92,8 % составляют подростки, участвующие в деятельности детских общественных объединений, а из числа получающих во внешкольных объединениях возможность самоутвердиться в кругу сверстников - 70 % (удовлетворение социальной потребности).

Несущественная, на первый взгляд, подмена понятия «детское общественное объединение» понятием «детское объединение» ведет к возникновению ряда проблем ориентации на пути развития детского движения как совокупности детских общественных объединений. В качестве аргумента, полагаем, можно привести данные паспортизации - «переписи» детских общественных организаций и объединений, проведенной Отделом содействия детским общественным организациями и объединениям Республиканского Центра внешкольной работы осенью 2011 г. Итоги данной паспортизации выявили ряд недочетов в организации процесса методического обеспечения детского движения в республике. Относительно объекта данного исследования - соотно-

шения понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» - нарушения были выявлены при указании якобы стопроцентного охвата несовершеннолетних детским движением в некоторых муниципальных районах РТ При этом несовершеннолетние делегаты от указанных муниципальных образований на республиканских мероприятиях не имели представления о существовании детской общественной организации, в рядах которой они, по отчетам местных органов управления образования, состояли. Исходя из этого, можно предположить, что завышенные показатели развития детского движения на данных территориях были обусловлены общим охватом детей системой дополнительного образования детей, то есть деятельностью не только детских общественных объединений, но и детских объединений муниципальных образовательных учреждений.

К негативным последствиям смешения понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» можно также отнести структурнофункциональную неопределенность в учреждениях системы дополнительного образования детей. Четкое разграничение государственных и общественных детских объединений позволило бы столь же четко разграничить функции методических подразделений. В частности, это позволило бы освободить кадры, занимающиеся содействием детским общественным объединениям, от объемной работы по проведению многочисленных конкурсов различного уровня, целью которых является выявление и поддержка детей, достигших определенных успехов при обучении в детских объединениях по различным направлениям образовательной деятельности. В этом случае кураторы детского движения получили бы возможность заниматься своими прямыми обязанностями: содействовать развитию детских общественных организаций и объединений, удовлетворять общественные потребности детей и подростков, формировать их гражданскую активность и зрелость.

В данном аспекте актуально отразить и проблемы в работе Отдела содействия детским общественным организациям Республиканского Центра внешкольной работы. Созданный в целях научно-методической помощи активу детского движения РТ, как и координаторы детских общественных объединений в муниципальных районах республики, отдел вынужден заниматься деятельностью, имеющей лишь косвенное отношение к развитию детского движения в регионе. Отдел практически непрерывно включен в решение организационных вопросов по проведению значительного количества всероссийских и республиканских конкурсов, в которых дети - в подавляющем большинстве - участвуют в статусе воспитанников детских объединений различной направленности образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей

206

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Социология

либо в статусе учащихся школ, но не в статусе представителей того или иного детского общественного объединения. Функциональный дисбаланс ведет к дисфункции подразделения республиканского методического центра дополнительного образования детей, в результате чего оно не может удовлетворять общественную потребность в методической поддержке детских общественных организаций и объединений.

К чему, таким образом, ведет подмена понятий «детское общественное объединение» (и, как следствие - понятия «детская общественная организация» в значении детского общественного объединения, получившего статус организации) понятием «детское объединение»? К завышению статистических показателей, характеризующих положение детского движения в том или ином регионе, в целом по стране, к неадекватному отражению действительной картины. Следствием подобных ошибок становятся выбор неверной стратегии поддержки и развития детских общественных объединений и организаций как высшим руководством системы образования, так и руководителями образовательных учреждений; латентное состояние некоторых важных и уникальных социальных функций детских общественных объединений.

Выход из сложившейся ситуации мы видим, прежде всего, в нормативном закреплении четкого разграничения понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение», в основанном на этом пересмотре предназначения структурных единиц системы дополнительного образования детей и соответствующей методической подготовке кадрового состава рассматриваемой подсистемы российского образования по данному вопросу.

Литература:

1. Алиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис. ... докт. пед. наук.

- М., 2002. - 322 с.

2. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. ХХ в.

- 90-е гг.) дис. ... докт. пед. наук. - М., 1997. - 323 с.

3. Боговарова В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования детей (на примере РТ): дис. ... докт. пед. наук. - Казань, 2003. - 410 с.

4. Бойцова С.В. Отношение взрослых к современному детскому движению как социально-педаго-

гический ресурс его развития: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 174 с.

5. Дербенева Г.В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения: На примере малого города: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 211 с.

6. Ковшов Р.В. Преемственность в развитии российского детского движения в ХХ веке: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2012. - 23 с.

7. Лазарева А.Г. Становление и развитие региональной системы детского общественного движения как среды воспитания личности: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 206 с.

8. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: дис. ... докт. пед. наук. -Екатеринбург, 1997. - 389 с.

9. Орлова Л.Н. Детское протополитическое общественное движение в условиях трансформации российского общества: особенности и приоритеты: дис. ... канд. полит, наук. - Орел, 2002. - 214 с.

10. Раковская Л.И. Социализация подростка в детских движениях и объединениях в условиях российской действительности: дис. . канд. соц. наук. - Ставрополь, 2006. - 162 с.

11. Трухачева Т.В. Функции взрослого в детском объединении: социально-педагогический анализ: дис. .канд. пед. наук. - М., 1997. - 174 с.

12. Федотова В.В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития: социологический анализ: дис. . канд. соц. наук. - Екатеринбург, 2003. - 162 с.

13. Титова Е.В. Наука о детском движении (социокинетика): концептуальный образ // Ассоциация исследователей детского движения: Визитная карточка. - М., 1995. - С. 119-135.

14. Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 30-38.

15. Положение о детском общественном объединении «Союз молодых и деловых». - URL: https:// docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:af0WlQ SWgvsJ:gov.cap.ru/HOME/71/obrazov/rddt/rddt/ DswMedia/polojeniedoo.doc+&hl=ru&gl=ru&pid= bl&srcid=ADGEESgWbBbFhhawO4jpMq5fgz5w &pli=1 (дата обращения: 12.03.2012).

16. Положение о детской общественной организации «Планета-25» в МБОУ СОШ №25 / Детская Общественная Организация «Планета-25». -URL: http://school25.enifon.ru/DOO.HTML

17. Время созидать (Методические рекомендации) / Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия). - URL: http://sdoo.ru/ topic.php?type=pub&id=11.

18. Проект Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» / Единый портал молодежного парламентского движения России. - URL: http://www. newparlament.ru/votings/view/189

19. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

207

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Социология

Correlation of Notions of “Children Association” and “Children Social Association”

A. Zakharova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper deals with the problems of children movement, connected with confusion of notions of “children association ” and “children social association ”. The author suggests the grounds for their differentiation.

Key words: children movement, children association, children social association, personal and public needs of children, functions of children associations and children social associations.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.