Библиографический список
1. Бореев. Ю.Б. Эстетика: учебник - М., 2002.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции - М., 1998.
3. Мелик-Пашаев, А. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: методическое пособие / А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская [и др.]. - М., 2010.
4. Зинченко, В.П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3.
5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. - М., 1989.
6. Лилов, А.Л. Природа художественного творчества. - М., 1981.
7. Киященко, Н.И. Эстетика жизни: учеб.пособ. для учащ. лицеев и гимназий: в 3 ч. - М., 2000. - Ч. 3.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
Bibliography
1. Boreev. Yu.B. Ehstetika: uchebnik - M., 2002.
2. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva: analiz ehsteticheskoyj reakcii - M., 1998.
3. Melik-Pashaev, A. Khudozhestvennaya odarennostj i ee razvitie v shkoljnihe godih: metodicheskoe posobie / A. Melik-Pashaev, Z.N. Novlyanskaya [i dr.]. - M., 2010.
4. Zinchenko, V.P. Psikhologiya na kachelyakh mezhdu dushoyj i telom // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2005. - № 3.
5. Vozrastnihe i individualjnihe osobennosti obraznogo mihshleniya uchathikhsya / pod red. I.S. Yakimanskoyj. - M., 1989.
6. Lilov, A.L. Priroda khudozhestvennogo tvorchestva. - M., 1981.
7. Kiyathenko, N.I. Ehstetika zhizni: ucheb.posob. dlya uchath. liceev i gimnaziyj: v 3 ch. - M., 2000. - Ch. 3.
8. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
Статья поступила в редакцию 08.11.12
УДК 374
Litvak R.A. MAIN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF MODERN CHILDREN SOCIAL ASSOCIATIONS. The
article is devoted to problems of activity of modern children social associations, cardinal solution of which would make it possible to heighten the level of activity, self-dependence, interest in results of the process of teenagers self-realization.
Key words: children social associations, tendencies of development of modern children social associations, activity, amateur performance, self-realization.
Р.А. Литвак, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинская гос. академия культуры и искусств», г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья посвящена проблемам деятельности современных детских общественных объединений, кардинальное решение которых позволило бы повысить уровень активности, самостоятельности, заинтересованности в результатах процесса самореализации подростков.
Ключевые слова: детские общественные объединения, тенденции развития современных детских общественных объединений, активность, самодеятельность, самореализация.
Жизнедеятельность современных подростков не ограничивается только школьной средой. Многочисленность и разнообразие детских общественных объединений стали фактором объединения ребенка школьного возраста в детской среде. Государственные органы разного уровня проявляют интерес в той или иной степени к существованию таких объединений. Например, Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы и Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года обозначили ключевые приоритеты государственной молодежной политики, сосредоточив внимание на создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи. В данных документах рассматриваются в качестве ключевых такие проблемы, как:
• несоответствие жизненных установок, ценностей и культуры поведения детей и молодежи потребностям общества;
• отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации подрастающего поколения;
• наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
• неподготовленность руководителей детских и молодежных общественных объединений и несоответствие материально-технической базы работающих в детской и молодежной среде современным технологиям и интерактивным методам и ожиданиям детей и молодежи.
Однако детские объединения обладают значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - самостоятельностью, активностью, стремлением к инновационным изменениям. В начале нового тысячелетия сложились особые социальные условия, которые изменили статус детских общественных организаций.
Сегодня чрезвычайно важна разработка новых знаний о причинах, характере, движущих силах, моделях деятельности
и социальном взаимодействии детских объединений. Кроме того, руководители детских общественных объединений нуждаются в разработке методов эмпирического исследования проблем в деятельности детских общественных объединений, новых знаниях о психологии современного подростка и процессах, происходящих в детской среде. Поиск возможностей нового знания о новых детских объединениях приводит к необходимости разработки таких положений, как:
- генезис проблемы детского движения (т.е. как развивались теоретические и методические положения о деятельности детских общественных объединений);
- методология современного детского движения;
- государство, общество и детское движение;
- социально-педагогический потенциал детских общественных объединений;
- модель деятельности детского общественного объединения;
- теория и методика исследования детских объединений.
Совершенно новые явления, в том числе и политические,
происходящие в обществе, изменили общественное сознание людей и значительно повлияли на процессы детского движения, делая акцент на приоритет личности, ее самоценности, значимости прав и свободы выбора, что является важнейшей тенденцией в развитии личности подростка как участника детских объединений.
Учитывая, что появление первых детских объединений было связано, как уточняют исследователи М.Е. Кульпединова, И.И. Фришман и др., с удовлетворением интересов и потребностей детей путем включения их в социально значимую деятельность, это отличает их от подобных объединений во Дворцах творчества, школах, клубах и кружках. Это прежде всего детские коллективы, имеющие свою специфику, свой самодеятельный характер [1; 2].
Типичными являются по сей день и другие детские объединения, которые имеют свою сугубо индивидуальную конкретную направленность. К таким принадлежат патриотические, миротворческие, экологические, поисковые, юнкоровские и другие объединения с профильной направленностью.
Разумеется, что как первая, так и вторая группы классифицируемых детских объединений имеют право на жизнедеятельность, активное включение в социальную практику, сохраняя при этом и осуществляя свое предназначение. Очевидно, необходимо согласиться с тем, что эти объединения носят узкопрофильный характер, ограничивая в некоторой степени сферу деятельности подростков в воспитательном пространстве.
Участие автора на протяжении десяти лет в работе Всероссийского конкурса руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» позволило выделить и третью группу детских объединений, где осуществляются процессы самопознания, самореализации объединений, которые выстраивают свою деятельность, предлагая систему ценностей. Средством достижения поставленных целей являются различные проекты и программы, например такие, как: «Время жить», «Мы - дети России», «Мое Отечество», «Здоровый образ жизни», «Культура моей страны». Причем это долгосрочные проекты. Так, детское объединение Р. Башкортостан «Молодые и перспективные» входит в международную студенческую ассоциацию «AIESEC», что дает возможность раскрыть и развить свой потенциал с целью создания позитивного воздействия на общество. Данный проект рассчитан на четыре года. Основными источниками средств для его осуществления являются партнеры проекта, партнеры городских мероприятий «Общественный Фонд развития города «Bon Joli», KFC «Ростикс» и др., а также гранты (международный банк BSHC, Министерство молодежной политики, спорта и туризма Р. Башкортостан).
Примером могут служить проекты детских объединений г. Нижнего Новгорода: «Чистота вокруг нас», объединение юных миротворцев «Согласие», «Я - гражданин России» и др. Данные социологического исследования подтверждают социальную значимость проводимой работы. Так, 44% опрошенных подростков считают, что наиболее актуальной проблемой для них является благоустройство обелисков погибшим воинам в годы ВОВ. Очистка водоемов, лесных массивов для 24% подростков являются значимыми. Работа в районных городских детских библиотеках с малышами, включая интерактивные формы, - для 19% подростков являются интересным и полезным делом, а 10% выразили желание помочь малоимущим семьям: в сборе книг, игрушек, одежды и т.д. [2].
Таким образом, наличие разнообразных по содержанию и направлению деятельности детских общественных объединений расширяют представления о картине мира, формируют культуру отношений, а также источники познания развивающейся личности подростка, помогая ему включиться в разные сферы жизнедеятельности, в которые школы и другие учреждения воспитания включиться не могут.
В центре деятельности третьей группы детских объединений реализуются идеи уважения к личности и ее правам, что способствует ориентации подростков на ценности, стремление к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Исследователь Н.А. Кебина рассматривает эти процессы как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [2]. Действительно, практическое осуществление растущим человеком его способностей и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности в детских объединениях происходит с пользой для себя, коллектива и общества, что подчеркивает единство индивидуального и социального в самореализации личности. В деятельности таких объединений формируются общечеловеческие ценности, растет уважение к личности, взаимопониманию, осуществляется способность к творчеству, гражданской и социальной ответственности.
Самореализация личности подростка, исходя из теоретического анализа, обеспечивается личностно ориентированным подходом, который предполагает:
- конструирование системы деятельности детских объединений в целях позитивного развития личности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой;
- приобретение навыков самооценки, содержательного общения, принятие решений, усвоения нравственно-ценностной информации, включение в социокультурную деятельность, способствующую самореализации подростков;
- использование многомерного пространства детского объединения (эмоциональная привлекательность общения, свобода
выбора школ: выбора полезного дела, совместные формы его проведения, присвоение ценностей; культуры, норм поведения);
- создание условий для развития личности подростка в совместной деятельности, а также и взрослых в целях удовлетворения социальных потребностей и интересов ребенка и устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, самовыражения, освоения и формирования собственного социального опыта.
В целом личностно ориентированный подход позволяет обеспечить подростку поддержку в осознании значимости себя как личности, в раскрытии своего потенциала, в осуществлении поставленных целей, приемлемых для осуществления самоутверждения и самореализации. В соответствии с личностно ориентированным подходом процессы, происходящие во внутреннем мире подростка, служат рычагами управления на ценностные ориентации. [3]
Каждый процесс в ходе его осуществления предполагает оценку конечного результата. Для этого обратимся к теоретическому анализу и обобщению эмпирического материала. В качестве критериев результативности процесса самореализации личности подростка в деятельности общественных объединений предлагаем выделить следующие.
1. Развитые познавательные, ценностные, волевые, дея-тельностные аспекты личности, которые оказывают влияние на активную роль ребенка в процессе жизнедеятельности, самостоятельно организуемую и развиваемую активность.
2. Социально-управляемая индивидуальная и совместная деятельность подростков, в процессе которой формируются нравственные отношения, культура общения, взаимопонимание, происходит духовно-нравственное обогащение личности подростка, что приводит к развитию сознания, проявлению новых качеств.
3. Создание продукта активной деятельности, который может быть направлен на благо личности и общества: реальное сознательное отношение к себе и обществу, стремление изменить, улучшить окружающую среду, ориентируясь на такие общечеловеческие ценности, как Добро, Красота, Любовь, Мир, Семья, Отечество.
Итак, процесс самореализации связан с феноменом развития личности в детских объединениях, используя все его резервные возможности. Этот процесс обеспечивает организацию и вхождение подростка в социальную среду, обладает спецификой содержания и степенью координации взрослых в деятельности детских объединений, что и позволяет выделить его в качестве второй тенденции в развитии современных детских объединений [4].
Особую актуальность сегодня приобретает третья тенденция - развитие педагогической науки в области детского движения. Созданная двадцать лет тому назад Ассоциация исследователей детского движения при активном участии М.В. Богуславского, А.З. Иоголевича, А.Т. Кирпичника, К.Д. Разиной, Т. В. Т-рухачевой, Л.И. Швецовой и их последователей активно поддерживает новые детские объединения, пришедшие на смену пионерской организации. Были созданы научные коллективы, которые разработали стратегию и тактику современных детских общественных объединений, отвечая на весьма сложные для того времени вопросы: Кому и зачем нужно детское движение? Чему учит история Всесоюзной пионерской организации? Нужны ли взрослые в детской организации?
С самого начала Ассоциация поставила задачу - создать новую область знаний, которая бы составила научную основу осмысления процессов, происходящих в общественной жизни детей. Предстояло пересмотреть устойчивые стереотипы представлений о целом комплексе понятий: о детском сообществе; об отношении государства, общества и детских общественных объединений; о месте их базирования и др.
В своей книге председатель Ассоциации Л.И. Швецова «Взрослые вопросы детского движения» изложила проблемы, требующие своевременного решения [5]. На сегодня разработаны закономерности и принципы деятельности детских общественных объединений; факторы, влияющие на развитие личности подростков; выявлены социально-педагогические возможности детских общественных объединений; изданы положения социального развития детского движения «Социокинетика» (Е. В. Титова); журнал «Теория, история и методика работы с детьми».
Организованное детское объединение, созданное либо самими детьми, либо при участии взрослых, понимается как общественно значимое, основанное на самореализации и солидарности детей сообщество, способствующее самоопределению и самореализации ребенка [6].
Учитывая специфику возраста, мы уточняем данное поня-
тие относительно детского общественного объединения, рассматривая его как группу подростков, объединенных общей целью, деятельность которых связана с активной позицией, сознательным участием в общественно значимой деятельности. Здесь важное значение имеет социальная направленность объединения и личность, характеризующаяся демократичным и свободным выбором видов деятельности. В объединении проходит важный этап становления личности. Немаловажное значение имеет эмоционально яркая привлекательность такой организации.
Участие подростка в проектных делах способствует улучшению окружающего мира и делает его лучше. Такая деятельность требует осмысления и разъяснения целей, функций, потенциала детского движения и кардинальных качественных изменений в психологии личности. В силу данных обстоятельств детским общественным объединениям требуется помощь, взаимодействие со стороны взрослых, роль которых заключается:
- во-первых, в признании социального статуса детских общественных объединений, которые совместно с детскими союзами, организациями и ассоциациями представляют собой детское движение как объективно существующий феномен социальной жизни нашего общества;
- во-вторых, в выборе стратегической установки - оказывать детскому движению всестороннюю помощь и поддержку.
Поддержку в чем? Какой она должна быть?
Ответы на поставленные вопросы предоставили члены Ассоциации исследователей детского движения.
Ученые отмечают, что детское движение - явление социальное, и в свете новых законодательных актов взрослые должны рассматриваться не с позиции администрирования, а с позиции признания в каждом из этих объединений нового социального партнера для взаимодействия, обладающего своими правами, официально зафиксированными в Конвенции ООН о правах ребенка.
Поддержка должна осуществляться как со стороны ученых, так и практиков: педагогов, родителей, спонсоров, социальных
Библиографический список
институтов и др. Нужно знать, видеть, учиться наблюдать, соучаствовать в жизнедеятельности детей, учитывая, что это самостоятельные, самодеятельные объединения, в основе которых находятся принципы, отличные от других воспитательных систем. Теоретический анализ и обобщение опыта позволили сформулировать эти принципы для взрослых, работающих в детских общественных объединениях, следующим образом:
- самодеятельность как осознанная деятельность детей есть способ организации их жизнедеятельности;
- самореализация ребенка в объединении является средством его развития;
- функционирование детского объединения обеспечивается активизацией органов самоуправления;
- главным условием и способом развития детского общественного объединения является организация самим детским коллективом совместной деятельности.
Ученые в области развития детского движения (Е.М. Дмит-риенко, Е.С. Сорочинская, Т.В. Трухачева и др.) определили роль взрослых как социальных педагогов, партнеров, способных вместе с ребятами направить вектор развития детского объединения; раскрыли страницы истории детского движения; обозначили ресурсы для самовыражения и самореализации подростков в системе самоуправления, в проявлении инициативы [7].
Обращение к данной проблеме предопределили основные тенденции развития современных детских общественных объединений в педагогической теории и практике. Первой тенденцией выступает актуализация деятельности детских общественных объединений как группы детей, объединенных общей целью, где созданы условия для развития их личности. Второй тенденцией выступает процесс самореализации личности подростка в деятельности детских объединений. Третья тенденция заключается в возрастающей роли научных исследований по выявлению основных аспектов развития современных детских общественных объединений.
1. Кульпединова, М.Е. Концепция развития личности в ДОО // ТИМ. - М. - 2007. - Спец. выпуск.
2. Фришман, И.И. Общественная активность детей и молодежи. - М., 2010.
3. Социальный опрос личности в ДОО: сб. материалов. - Н. Новгород, 2010. - Вып. 4.
4. Кебина, Н.А. Философия смысла и самореализация личности: монография / под ред. А.Э. Воскобойникова. - М., 2003.
5. Швецова, Л.И. Взрослые вопросы детского движения. - М., 2009.
6. Кирпичник, А.Г. Стратегия государственной молодежной политики в России // ТИМ. - М. - 2011. - № 2.
7. Дмитриенко, Е.В. Взрослые в детском объединении / Е.В. Дмитриенко, Е.Н. Сорочинская, Т.В. Трухачева // ТИМ. - М. - 2008. - № 2. Bibliography
1. Kuljpedinova, M.E. Koncepciya razvitiya lichnosti v DOO // TIM. - M. - 2007. - Spec. vihpusk.
2. Frishman, I.I. Obthestvennaya aktivnostj deteyj i molodezhi. - M., 2010.
3. Socialjnihyj opros lichnosti v DOO: sb. materialov. - N. Novgorod, 2010. - Vihp. 4.
4. Kebina, N.A. Filosofiya smihsla i samorealizaciya lichnosti: monografiya / pod red. A.Eh. Voskoboyjnikova. - M., 2003.
5. Shvecova, L.I. Vzroslihe voprosih detskogo dvizheniya. - M., 2009.
6. Kirpichnik, A.G. Strategiya gosudarstvennoyj molodezhnoyj politiki v Rossii // TIM. - M. - 2011. - № 2.
7. Dmitrienko, E.V. Vzroslihe v detskom objhedinenii / E.V. Dmitrienko, E.N. Sorochinskaya, T.V. Trukhacheva // TIM. - M. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.11.12
УДК 378 (075.8)
Mamaev I.I.; Shibaev V.P. GENESIS Of The QUALITY CONTROL SYSTEM Of VOCATIONAL EDUCATION IN WORLD AND NATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE. Describes the history of the quality control system of vocational education in world and national educational practice, showing the basic principles of its functioning and evaluation parameters of the quality of the services provided in high school.
Key words: The quality system of vocational education; stages, the methods of assessing the quality of educational services.
И.И. Мамаев, доц., зав. каф. Математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь E-mail: [email protected]; В.П. Шибаев, доц. каф. математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассмотрена история становления системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике, показаны основные принципы её функционирования и параметры оценки качества предоставляемых услуг в высшей школе.
Ключевые слова: система контроля качества профессионального образования; этапы, методы оценки контроля качества образовательных услуг.