известия вгпу
Т.А. ЗАТЯМИНА (Волгоград)
проектирование образовательной практики духовно-нравственного воспитания в доу на основе культуросооьтазной модели*
Уточняются методологические основы куль-туросоОБРАЗной модели духовно-нравственного воспитания на основе христианской культуры. Описываются практические пути проектирования образовательной практики духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе культуросоОБРАЗной модели в программе «Православный календарь дошкольника». Раскрываются особенности выбора и организации содержания православной культуры для дошкольников, организационно-педагогических форм, развивающей предметно-пространственной среды.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культуросоОБРАЗная модель, православная культура, образовательная практика, образовательное событие, тематические концентры, образовательные ситуации.
Духовно-нравственное воспитание - это не одно из направлений образовательной деятельности дошкольной организации, это стратегическая задача, исходя из которой выстраивают смысловое понимание и содержательное наполнение задач познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития ребенка в детском саду, выделенных во ФГОС ДО [4]. Предназначение дошкольной ступени образования в решении задач духовно-нравственного воспитания детей мы видим в том, чтобы запечатлеть в сознании детей традиционные для русской культуры представления о добре и зле, открыть ребенку радость выбора добра и совершения поступков по любви, а не по неприязни, что и станет стержнем их духовного развития. Для этого требуется не эпизодическая, а системно выстроенная работа всего педагогического коллектива детского сада.
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
Сегодня для проектирования образовательных практик актуальным является вопрос методологических оснований. Наша гипотеза культуросоОБРАЗной модели духовно-нравственного воспитания заключается в том, что выбор и интерпретация предметного содержания, цель, педагогические средства образовательной практики должны быть «овну-треннены» (И.А. Ильин) образом культуры. На слове ОБРАЗ мы предлагаем делать акцент в понятии «культуросоОБРАЗный», что соответствует христианскому пониманию культуры. С этой позиции не внешняя выраженность культуры становится главной для нашего восприятия, а ее природная сущность, ее значимость для внутренней жизнедеятельности человека. Изменив акцент в понятии «культуросоОБРАЗный», мы акцентируем внимание на внутренней, невидимой, духовной составляющей части культуры и духовной жизни человека как творца культуры, что определяет цель и содержание образовательной практики.
Ценностные истоки христианской культуры стали основанием культуросоОБРАЗной модели духовно-нравственного воспитания в ДОУ, которая в своем практическом воплощении раскрывается нами в программе «Православный календарь дошкольника». Данная программа прошла апробацию при реализации сетевой региональной площадки в детских садах Волгоградского региона, также эта программа получила самую высокую оценку экспертов регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Ценностные истоки христианской культуры [2] являются методологической основой культуросоОБРАЗной модели духовно-нравственного воспитания Каков же идеал воспитания в христианской культуре? Он кратко выражен в словах апостола Павла: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение, верою во Христа Иисуса. Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Толкования Свт. Иоанна Златоуста на 2 Тим. 3:15). Понимание сути христианского воспитания - это то знание, которое помогает педагогу правильно организовать свою профессиональную деятельность, выстроить взаимоотношения с детьми и их родителями.
О Затямина Т.А., 2019
Упорядоченная, системная организация жизнедеятельности человека в культуре обусловлена принципом календарности. Православный церковный календарь стал определяющим условием при выборе и планировании содержания в программе «Православный календарь дошкольника» [1]. Великие двунадесятые праздники, дни памяти святых православного церковного календаря, даты православного церковного календаря, ставшие государственными праздниками (например, День народного единства) определили смысловые периоды и содержание образовательной деятельности в дошкольной организации. Планируются не отдельно существующие друг от друга календарные мероприятия, а последовательные образовательные события, которые охватывают определенный период совместной жизни детско-взрослого сообщества в ДОУ. Образовательные события, проектируемые на основе содержания православной культуры, являются опорными точками формируемого уклада жизни ребенка на каждом новом возрастном периоде его жизни. Обязательное условие - включенность родителей в образовательное событие.
В проектировании духовно-нравственного воспитания православный календарь мы рассматриваем не как упоминание в образовательном процессе определенных дат, а как выстраивание уклада жизни детей и педагогов в детском саду по определенным правилам. H.A. Ильин отмечал: «Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего - в детстве. Воспитание есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов» [3]. Календарь -это и есть те условия, которые ребенок проживает из года в год и которые запечатлевают в его сознании образы и образцы жизни человека в восточнохристианской традиции. Знать и понимать исторически сложившиеся традиции страны, в которой мы живем, является условием миролюбивого сосуществования людей различных национальностей и верований.
Структурной основой проектирования образовательной практики являются даты православного церковного календаря: Рождество Пресвятой Богородицы - Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии - День Казанской иконы Божией Матери - Рождество Христово - Благовещение - Вербное воскресенье - Пасха - День святого Георгия Побе-
кие науки -
доносца - День славянской письменности и культуры - Троица. В «Православный календарь дошкольника» также включены даты государственного и народного календаря, содержание которых интерпретируется в православной традиции: это День защитников Отечества и Масленица.
В соответствии с богословским содержанием каждой даты определяются духовно-нравственные смыслы образовательных событий. Например, духовно-нравственные смыслы Вербного воскресенья раскрываются в следующих дидактических единицах: исторический факт, обычаи и обряды жизни русского народа, праздничное убранство дома, непостоянство похвалы и славы, верность и предательство, любовь к ближним, добродетельные качества (незлобливость, забота, самоограничение) и пороки (своеволие, зависть) человека, его добрые дела.
Системная организация образовательной деятельности в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию состоит в том, что одно и то же событие «Православного календаря дошкольников» присутствует в жизни детей на всех возрастных этапах их пребывания в ДОУ. КультуросоОБРАЗная модель духовно-нравственного воспитания для проектирования образовательной практики является теоретической основой при определении цели, программного содержания и организационно-педагогических условий.
В программе «Православный календарь дошкольника» цель духовно-нравственного воспитания в ДОУ - это приобщение детей дошкольного возраста к традициям православной культуры. традиции - это ценностный ориентир, они рассматриваются здесь как совокупный опыт духовной жизни общества, который включает ценности, определяющие мировоззренческое ядро православной культуры, правила как нормы жизнедеятельности человека в культуре. Приобщение, деятельност-ная составляющая цели - это путь, по которому будут идти дети, общаясь с содержанием православной культуры, собирая и укореняя православные традиции в своем сердце. Особенность приобщения в том, что данный путь выстраивается на основе переживания, вживания, сопереживания, поскольку для детей дошкольного возраста открывать мир сердцем -более естественное состояние, чем открывать его на основе умозаключений.
Труды Феофана Затворника, Василия Богоявленского, В.В. Зеньковского, С.С. Кулом-
зиной, возрастные характеристики детей дошкольного возраста помогли нам в определении критерия, по которому можно наблюдать эффективность достижения цели, - это эмоционально-ценностное отношение к Богу, людям, себе, материальному миру, искусству, природе. Этическая доминанта, т. е. разграничение должного и недолжного, является основой этих отношений. Во внешнем плане эмоционально-ценностное отношение проявляется в характере поведения ребенка на основе приятия или неприятия определенных норм и правил. Изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, проявляются в положительных (послушание, забота, щедрость, внимательность, терпение, трудолюбие) и отрицательных (обида, жадность, зависть, нетерпимость) переживаниях.
Содержание духовно-нравственного воспитания - это есть то питание, которым будет насыщаться сердце детей. В отличие от программ дошкольного образования, где содержание представлено задачами, которые должны решаться в ходе образовательной деятельности, в программе «Православный календарь дошкольника» содержание - это материал, связанный с православной традицией, во взаимодействии с которым происходит в ребенке изменение эмоционально-ценностного отношения.
Программный материал структурирован по тематическим концентрам. В программе выделено 12 тематических концентров, которые выстраиваются в логике ключевых событий православного календаря: Пасха, двунадесятые праздники, великие праздники, дни памяти святых. Информативная составляющая каждого из данных тематических концентров исходит из богословского смысла событий православного календаря, на основе которых определяются духовно-нравственные смыслы воспитательно-образовательной деятельности взрослых.
Всякий концентр объединяет четыре группы проблемных блоков. Для каждой возрастной группы выделен один из проблемных блоков. На последующих ступенях образования он включается в новую проблему, таким образом, происходит расширение пространства общения детей с православной культурой.
Перечислим проблемные блоки тематического концентра.
• Подготовительная группа: православные праздники (их смысловое предназначение в жизни человека, внешнее проявление - обы-
чаи*, обряды**, символика, правила духовной жизни, правила и способы взаимоотношения людей).
• Старшая возрастная группа: образы и образцы духовной жизни человека (примеры из жизни Божией Матери, Иисуса Христа, православных святых, конкретных людей, их дела, отношение к Богу, людям, миру).
• Средняя возрастная группа: христианские добродетели и пороки (внутреннее состояние человека, которое можно назвать «жизнь в себе»).
• Вторая младшая группа: мир Красоты (рукотворной, созданной руками человека, и нерукотворной - Божественной; Красота - это то, что способствует возвышению человека к Божественному замыслу).
Для детей погружение в каждый проблемный блок тематического концентра происходит через общение с различными объектами культуры, которую следует понимать как «явление внутреннее, органическое, она захватывает самую глубину человеческой души» (И.А. Ильин). Такие объекты выполняют определенное воспитательное предназначение. рассмотрим их подробнее.
• Произведения литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии, декоративно-прикладного искусства. Можно привести множество имен ученых, богословов, которые говорят о том, что искусство образует естественное пространство духовного возвышения человека. Искусство посредством созданных им образов помогает человеку не просто узнать о тех или иных событиях, явлениях, но побуждает нас сопереживать, испытывать при этом глубокие волнения. То, что пережито человеком, остается в его сознании навсегда. В традиционной практике образовательного процесса общение с произведениями искусства связано с формированием у детей эстетических чувств в общении с художественным образом. В программе «Православный календарь дошкольника» их функция связана с формированием нравственных чувствований у детей. художественные образы для ребенка становятся образцами, с которыми он соотносит свои действия, представления о добре и зле и т. д. Из произведений художественной культуры следует включать те жанры, которые редко используются в массо-
• Обычай - повторяющийся способ поведения одного человека или группы людей в определенной ситуации.
** Обряд - совокупность ритуалов, где каждое действие имеет символическое значение.
— педагогические науки — Примеры образовательных событий
Тематические концентры Темы образовательных событий
Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Рождество Пресвятой Богородицы - Послушание -царица детских добродетелей Родители наши Покровительница России
Рождество Христово Рождественская елочка Милосердие Дела милосердия Святочные дни
Защитники Отечества Наше отечество -Россия Воинское мужество Подвиги защитников Отечества Славные воины России
Вербное воскресенье Украшаем дом к празднику Доброе слово в доброе дело Правила праведной жизни Дорога к храму
вой практике дошкольного образования, это притчи, духовный стих, народные песнопения православного календаря, аутентичные колыбельные песни, прибаутки, подговорки.
• Иконы, фрески, тексты детской библии, евангельские рассказы, жития святых. Данный материал включается в адаптированной (преломленной в определенной ситуации) для дошкольников форме. Это содержание насыщает ум ребенка благодатными образами и образцами, духовными чувствами, переживаниями и настроениями. В детском сознании формируются такие образы, как мама, отец, семья, родина, родные, герой, защитник, мужество, добро, зло и т. п.
• Синкретичные формы русского народного творчества (игры, хороводы, русские народные пляски). Народная игра является одним из способов усвоения ребенком социально-ценностных смыслов. В народных играх у детей формируется отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами, а игры развивают у детей умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам. Включение в содержание хороводов, массовых русских народных танцев направлено на формирование у детей соборных взаимоотношений.
• Реальные ситуации из жизненного опыта ребенка. Это ситуации, связанные с его домом, семьей, природой, обществом (взрослые, дети, город, улица), объектами православной культуры (храм, икона). Данные ситуации необходимо преобразовать в воспитательные, т. е. предназначенные для решения определенной воспитательной задачи.
К отбираемому материалу предъявляются следующие требования: 1) он должен быть образный, 2) его содержание можно интерпретировать с позиции православной традиции.
Организационной формой реализации содержания программы являются образовательные события. Это периоды, по которым рас-
пределяется содержание. Образовательные события связаны с тематическим концентром и проблемным блоком. Особенность образовательного события в программе заключается в том, что целенаправленно создается реальность, в которой дети еще не были. У каждого образовательного события есть тема, которая воплощает в себе воспитательную идею и показывает границы выбора содержания (см. таблицу выше).
Образовательное событие включает образовательные ситуации, которые отличаются от традиционных занятий, проводимых в детском саду по содержанию, периоду, месту проведения. Объединенные в одном образовательном событии, они создают детям возможность системного, глубинного, многоаспектного соприкосновения с православной традицией. В программе «Православный календарь дошкольника» предлагается в образовательное событие включать следующие ситуации.
• Образовательные часы: музыкальный час, литературный час, час любования, час ру-котворчества, час игры и час кино. Час - это условная единица периода общения детей с тем или иным содержанием. Функция этих ситуаций заключается в следующем принципе: «через открытие к сопереживанию». Данные ситуации организуются во взаимодействии «педагог - дети».
• Семейная гостиная, семейный театр, праздник. Функция этих ситуаций - «от сопереживания к открытию». Данные ситуации организуются во взаимодействии «педагог(и) -дети - родители». Содержательная доминанта семейных гостиных - этические вопросы (Какого человека мы называем послушным и как воспитывать послушание? Как воспитать с себе трудолюбие? Как организовать в семье досуг ребенка? что значит «мужское воспитание»? и т. д.). Семейный театр и праздник -это различные формы моделирования художественных и реальных ситуаций проживания человека в православной традиции.
• Социальные и культурные практики. Функция этих ситуаций - «от открытия к деланию». Данные ситуации организуются во взаимодействии «педагог(и) - дети, дети - родители, педагог - дети - родители». Формы социальных практик - это общественно полезный труд детей в детском саду или дома («помощь маме», «навести порядок в группе», «помочь одеть на прогулку малышей», «посадить цветы» и т. д.). Формы культурных практик - это «прикосновение к тому, что есть, и участие в том, что есть» («посетить концерт», «экскурсия в храм», «прогулка по городу» и т. д.). Большинство социальных и культурных практик реализуется вне детского сада. Организаторами таких ситуаций являются родители. Социальные и культурные практики закрепляют нормы и правила православной традиции в каждодневной жизни детей.
• Православные минутки. Функция этих ситуаций - поддержать самостоятельное общение детей с содержанием православной культуры. Организация этих ситуаций делается на знакомом для детей материале. Православные минутки могут быть организованы в группе или дома. Средством, позволяющим поддержать общение детей, являются настольные дидактические игры, народные игры, тематические альбомы, состоящие из фотографий, иллюстраций художников, детских рисунков.
Образовательное событие в ДОУ проектируется как педагогический проект, т. е. завершенный период совместной продуктивной деятельности педагогов, детей и родителей, реализуемый в определенной последовательности и взаимосвязи всех организационно-педагогических форм. При такой организации образовательного события деятельность каждого участника (педагоги, дети, родители) должна осуществляться во взаимодействии друг с другом. Педагог - руководитель и организатор образовательнбого события. Важным во взаимодействии всех участников является элемент целеполагания, который задает стратегию всего педагогического проекта и обусловливает вклад каждого участника в его реализацию. В образовательном событии для достижения результата необходимо осознавать, за какой период это может произойти, т. е. продуктивная деятельность всегда будет иметь начало и окончание, поэтому она должны быть четко организованной.
Важным условием проектирования образовательной практики духовно-нравственного воспитания в ДОУ является организация развивающей предметно-пространственной сре-
ды. Согласно требованиям ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (рППС) в ДОУ создается для обеспечения благоприятных условий воспитания и развития детей. Для достижения поставленных в программе «Православный календарь дошкольника» целей и для эффективности реализации ее содержания предлагается модель культуро-соОБрАЗного пространства, т. е. та часть среды, которая отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания детей в детском саду.
КультуросоОБрАЗное пространство содержит совокупность множества материальных объектов, средств деятельности детей и педагога, наполняющих развивающую предметно-пространственную среду в группе содержанием православной культуры. Культу-росоОБрАЗное пространство должно быть:
- живым, т. е. не для демонстрации (дети в этом пространстве должны жить, всем пользоваться);
- развивающимся, т. е. изменяющимся в соответствии с образовательным событием;
- открытым, т. е. может пополняться новыми элементами - уголками, материалами;
- эстетичным, т. е. привлекательным для детей;
- гармоничным, т. е. не перегруженным.
КультуросоОБрАЗное пространство группы включает несколько центров.
• Информационный центр - название группы («радость», «Надежда», «Дружба»); уголок событий православного календаря группы; выставочный уголок для детских творческих продуктов; уголок «Наши достижения» (важны не только победы и участие в конкурсах и выставках, но и достижения в преодолении человеческих пороков); уголок родительских вопросов и ответов. Информационный центр должен быть в удобном доступе для родителей, поэтому он располагается в помещении группы, где принимают детей.
• Библиотечный центр - книги, событийные иллюстрации, видео- и аудиолитература, портретные изображения святых, настольные игры (дети должны иметь к нему доступ).
• Центр природы - уголок заботы (дети поливают цветы, проращивают семена). Окно в природу (на стене макет оконной рамы, стекло - меняющиеся картины, это могут быть фотографии, репродукции картин художников, иллюстрации, сделанные детьми).
• Художественно-творческий центр -центры театральный, музыкальный, а также рукотворный.
педагогические науки
• Центр уединения - это место, где ребенок может побыть один. Центр уединения может быть обозначен макетом храма, иконой.
КультуросоОБРАЗная модель для проектирования образовательной практики духовно-нравственного воспитания - это теоретическая конструкция, для которой методологической основой стали наши отечественные национально-культурные традиции. Поскольку в ней заложено единство внутренних факторов и внешних условий, это позволяет уйти от эпизодической работы по духовно-нравственному воспитанию, что доминирует сейчас в образовательной практике, к системной организации образовательной деятельности.
Список литературы
1. Затямина Т.А. Православный календарь дошкольника. Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей от до 7 лет. 2-е изд., доп. и переработ. Волгоград: Ред.-изд. центр ВГАПО, 2018.
2. Ильин И.А. Основы христианской культуры [Электронный ресурс] // Православная библиотека «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kultury (дата обращения: 23.08.2019).
3. Ильин И.А. Путь к очевидности [Электронный ресурс] // Православная библиотека «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ (дата обращения: 23.08.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 окт. 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата
обращения: 23.08.2019).
* * *
1. Zatyamina T.A. Pravoslavnyj kalendar' do-shkol'nika. Programma duhovno-nravstvennogo razvi-tiya i vospitaniya detej ot do 7 let. 2-e izd., dop. i pererabot. Volgograd: Red.-izd. centr VGAPO, 2018.
2. Il'in I.A. Osnovy hristianskoj kul'tury [Elek-tronnyj resurs] // Pravoslavnaya biblioteka «Azbuka very». URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul tury (data obrashcheniya: 23.08.2019).
3. Il'in I.A. Put' k ochevidnosti [Elektronnyj resurs] // Pravoslavnaya biblioteka «Azbuka very». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ (data obrashcheniya: 23.08.2019).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Minobr-nauki Rossii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 23.08.2019).
О Крючкова К.С., 2019
Design of educational experience of spiritual and moral education in preschool educational institutions on the ground of culture based model
The article deals with the methodological ground of the culture based model of spiritual and moral education on the basis of the Christian culture. There are described the realistic ways of designing the educational experience of spiritual and moral education in preschool educational institutions based on the culture based model in the program "Orthodox calendar of preschool children". There are revealed the features of the choice and the organization of the content of orthodox culture for preschool children, organizational and pedagogical forms, developing subject-spatial environment.
Key words: spiritual and moral education, culture based model, orthodox culture, educational experience, educational event, thematic concerts, educational situations.
(Статья поступила в редакцию 03.09.2019)
к.С. крючкова
(волгоград)
генезис понятия «виртуальная академическая мобильность будущих учителей»
Освещается проблема формирования виртуальной академической мобильности будущих учителей в вузе, научно обосновывается ее актуальность. Проведен исторический анализ исследований по теме виртуальной мобильности человека и виртуальной академической мобильности студента. Предлагается авторское понимание виртуальной академической мобильности будущих учителей, а также рассматривается потенциал онлайн-курсов для формирования готовности к ней.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей в вузе, мобильность, виртуальная мобильность, виртуальная академическая мобильность, онлайн-курсы.
В период перехода российского общества к информационному, в условиях активного использования информационно-коммуникационных технологий практически во всех