Научная статья на тему 'Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования (г. Магадан, Магаданская область)'

Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования (г. Магадан, Магаданская область) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ" / "РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ" / "ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА" / "ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА" / "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ" / "ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ" / "ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ" / "HUMANITARIAN ORTHODOX-ORIENTED PROJECTS / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION / "ORTHODOX CULTURE" / "INTEGRATION OF ORTHODOX CULTURE IN THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / "SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION" / "SPIRITUAL VALUES" / "SPIRITUAL TRADITION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурсина Элеонора Александровна, Тукиш Виктория Александровна

Авторами статьи представлены гуманитарные православно-ориентированные проекты, которые внедрены в систему образования г. Магадана и Магаданской области. Данные проекты способствуют решению стратегических задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурсина Элеонора Александровна, Тукиш Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors presented the humanitarian Orthodox-oriented projects, that are embedded in the education system of the city Magadan and the Magadan region. These projects contribute to the strategic objectives of spiritual and moral upbringing of the younger generation in the region.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования (г. Магадан, Магаданская область)»

Другие специалисты в этой области предлагают дифференцированный подход к улучшению всех фаз структуры результатов.

1. По результатам контрольного тестирования, определяющих уровень развития физических качеств и сравнительно-сопоставительного анализа структуры спортивного результата было выявлено, что изменение графика пробегания дистанции в сторону улучшения времени преодоления первой половины наблюдается у группы спортсменок с более выраженными скоростными качествами и техническим мастерством. Другая группа спортсменок обладает более выраженными скоростно-силовыми качествами и специальной выносливостью. У них улучшается время пробегания второй половины дистанции. Резервы изыскиваются в первой половине дистанции.

2. Определен оптимальный график пробегания дистанции, который составляет 48% - время пробега-ния первой половины дистанции и, соответственно,

52% - время пробегания второй половины. Причем, максимальное приближение к этому графику исследуемых спортсменов группы в, позволило наилучшим образом повысить результативность бега на 0.7%. А в следующим году результативность на 0.2% - снизилась при незначительном уклоне от оптимума. Прирост в группе а, при постоянном незначительном уклоне от оптимума заметно ниже: -0.3%, в следующем году - 0.2%.

Литература

1. Аракелян Е.Е., Мирзоев О.М. Планирование системы подготовки легкоатлетов высокой квалификации в беге на короткие дистанции и барьерного бега - М.:РГАФК, 1996. - С.15-20.

2. Столяр М.Л., Мироненко И.Н., Столяр К.Э. Внут-рицикловой ритм преодоления барьера легкоатлетами. /Совершенствование системы подготовки профессионалов. - М.: РГАФК, 1996

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Г. МАГАДАН, МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Чурсина Элеонора Александровна, Тукиш Виктория Александровна,

доценты, кандидаты педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет»,

г. Магадан, доцент кафедры дошкольного и начального образования

АННОТАЦИЯ

авторами статьи представлены гуманитарные православно-ориентированные проекты, которые внедрены в систему образования г. Магадана и Магаданской области. Данные проекты способствуют решению стратегических задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в регионе.

TEXT ANNOTATION

authors presented the humanitarian Orthodox-oriented projects, that are embedded in the education system of the city Magadan and the Magadan region. These projects contribute to the strategic objectives of spiritual and moral upbringing of the younger generation in the region.

Ключевые слова: «гуманитарные православно-ориентированные проекты», «региональная система образования», «православная культура», «интеграция основ православной культуры в содержание образовательного процесса», «духовно-нравственное воспитание», «духовные ценности», «духовная традиция».

Key words: "humanitarian Orthodox-oriented projects," "regional system of education," "Orthodox culture", "integration of Orthodox culture in the content of the educational process, " "spiritual and moral education", "spiritual values", "spiritual tradition".

Сегодня российское государство заинтересовано в осмыслении богатейшего опыта православной культуры и интеграции его в современную систему образования.

В системе образования г. Магадана и Магаданской области в течение многих лет реализуются гуманитарные православно-ориентированные проекты, которые призваны решать важные задачи образования и воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, нравственных принципов и поведенческих навыков у детей, подростков и молодежи, определенной совокупности гражданских, духовных и нравственных ценностей. С целью обобщения сложившегося педагогического опыта их реализации, научного обоснования результатов работы на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный государственный университет» (далее СВГУ) авторами статьи была определена научная тема «Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования» (код ГРНТИ 21.21.25; 14.15.00; 14.15.01, № гос. регистрации 01201155467). Первый этап

исследования позволил выявить специфику региональной системы духовно-нравственного воспитания и описать ее основные составляющие.

В настоящее время региональная система духовно -нравственного воспитания представлена следующими компонентами:

- опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс дошкольного учреждения» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» и МБДОУ «Детский сад № 67» г. Магадана (2010- 2014 гг.);

- опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 гг.» в МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана;

- областные Рождественские образовательные чтения (с 2001 г. по настоящее время; с публикацией Сборника докладов чтений);

- образовательные Пасхальные ученические чтения «Пасха Красная - Праздник Праздников и Торжество Торжеств» (с 2013 г.);

- конкурсы (региональный этап):

- Всероссийский конкурс в области педагогики и работы с детьми дошкольного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»;

- Открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу»;

- Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»;

• общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры (с 2009 г.);

• программа «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи СВГУ (с 2008 г.);

• «День православной книги»;

• Кирилло-Мефодиевские чтения (с 1998 г.);

• курсы повышения квалификации педагогических кадров «Православная культура и методика ее преподавания» (факультет дополнительного профессионального образования СВГУ (с 2011 г.);

• Рождественские и Пасхальные концерты-утренники;

• православный летний лагерь «Родник».

В ходе исследования было установлено, что каждый из представленных компонентов является и частью системы духовно-нравственного воспитания, и самостоятельным гуманитарным православно-ориентированным проектом, и это позволяет обеспечить подвижность системы, ее динамику, и в тоже время не ограничивает творческую инициативу участников. Системность обусловлена совокупностью теоретико-методологических подходов, изложенных в трудах ведущих ученых-педагогов России: Е. П. Белозерцева, В. А. Беляевой, архимандрита Георгия (Е. В. Шестуна), Н. В. Маслова, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Н. Д. Никандрова, Т. И. Петраковой, Т. В. Скляровой и др., а социальная востребованность обеспечивается перечнем федеральных и региональных документов в области воспитания молодежи. Необходимо отметить, что на региональном уровне совершенствование и развитие системы духовного воспитания молодежи, а также реализация названных проектов как самостоятельных основаны на принятом «Соглашении о сотрудничестве Министерства образования и молодежной политики Магаданской области и Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви (от 25.02.2008 г.)», регулирующем деятельность образовательных учреждений в культурно-образовательном пространстве региона.

Охарактеризуем каждый из названных компонентом региональной системы духовно-нравственного воспитания.

Сотрудничество с муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями (МБ-ДОУ) г. Магадана.

С 2010 г. осуществляется опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс дошкольного учреждения» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» (заведующая - Свирюкова Н. Н.) и МБДОУ «Детский сад №2 67» (заведующая - Вежлив-

цева З. В.) (далее ДОУ). В рамках опытно-экспериментальной деятельности педагогических коллективов, которая осуществляется под руководством авторов статьи, были реализованы следующие этапы:

I. Подготовительно-информационный: выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента; обсуждение на заседании экспертного совета Управления образования мэрии г. Магадана, педагогической мастерской «Православная педагогика» кафедры педагогики СВГУ, педагогического совета ДОУ вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки и определение ее тематики; выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента; изучение педагогами-экспериментаторами историко-пси-холого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов по теме исследования; организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме; подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.

II. Подготовительно-экспериментальный: организация работы по созданию расширенного Совета экспериментальной площадки с включением в его состав представителя отдела дошкольных учреждений Управления образования мэрии г. Магадана, руководителей экспериментальной площадки, участников опытно-экспериментальной деятельности; разработка программы организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и ее утверждение на экспертном совете Управления образования мэрии г. Магадана; разработка поэтапного плана опытно-экспериментальной работы; внесение корректив в годовой план ДОУ; организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные и календарные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации); комплектование фонда справочных, учебно-методических и дидактических пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет.

III. Функционирование экспериментальной площадки: организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа; разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга (исследование психолого-педагогического климата коллектива педагогов, детей и их родителей); наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения; анкетный и тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющих их представления о задачах духовно-нравственного воспитания детей и их реализации; метод социометрических измерений, выявляющих межличностные взаимоотношения детей в детском коллективе, определение личностных характеристик ребенка (духовного, психического и физического здоровья); проведение комплексной психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) с целью выявления динамики изменения значений основных показателей: иметь адекватную картину мира: целостное представление - знание о мире, Боге, социуме и природе; иметь способность осуществлять правильный нравственный выбор; адекватно действовать в мире (должна быть сформирована система деятельностей, образ жизни).

IV. Обобщающий: проведение открытых игр-занятий, праздничных утренников и развлечений для родителей, педагогов и руководителей дошкольных учреждений г. Магадана и Магаданской области, методических семи-

наров-практикумов; обработка экспериментальных данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами эксперимента; отчет о результатах реализации экспериментальной программы на экспертном совете Управления образования мэрии г. Магадана; публикация докладов из опыта работы педагогических работников дошкольных учреждений, принимавших участие в XI, XII, XIII областных Рождественских образовательных чтениях в сборнике материалов чтений; подготовка материалов для публикации в региональных и российских изданиях; издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных, интегрированных и авторских программ, перспективных планов и т.п.

Сотрудничество с муниципальными автономными общеобразовательными учреждениями (далее МАОУ) г. Магадана.

В МАОУ «Гимназия № 24» Управления образования мэрии г. Магадана (директор Т. А. Ильяшенко, руководитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук) накоплен опыт преподавания основ православной культуры. Преподавание факультативного курса (по выбору учащихся и родителей) для 1-х - 11-х кл. осуществлялось с 2000 г. диаконом, затем - иереем Евгением Беляковым - руководителем отдела религиозного образования и катехизации Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви. Педагогический коллектив гимназии осуществлял опытно-экспериментальную деятельность по программе «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс школьного учреждения» (научные руководители - преподаватели СВГУ О. Н. Кудина, и Э. А. Чурсина). Реализации программы способствовали: создание и оснащение кабинета культурологии для проведения факультативных занятий и уроков по основам православной культуры с учащимися гимназии и методического кабинета «Православная культура и образование». Методический кабинет для учителей оснащен видео - и аудио аппаратурой, специализированной литературой по проблеме духовно -нравственного воспитания учащихся; оборудован информационный тематический стенд «Святыми дорогами русской земли», который представлен экспозициями: «Храмы Магадана и Магаданской области», «Откуда есть пошла русская земля», «Монастыри России - центры книжной культуры», «Великие русские святые». С 2009 г. в гимназии функционирует методическое объединение «Православная культура и образование», в состав которого входят педагоги шести предметных кафедр гимназии (из 55 - 20 учителей интегрируют основы православной культуры в содержание образования учебных дисциплин: русского языка и литературы, истории и обществознания, географии, биологии, математики, английского, французского и латинского языков.

Интеграция основ православной культуры в содержание внеклассных воспитательных мероприятий осуществлялась через подготовку и проведение в гимназии ученических конференций - «Малая академия гимназических наук и искусств» (секция культурологии для учащихся 5-11 классов); российских государственных праздников: «День Народного единства» (чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы), «Рождество Христово», «Славянской письменности и культуры» (День святых Мефодия и Кирилла учителей Словенских), «Семьи, любви и верности» (память Муромских святых Петра и Февронии); «Православных гостиных», участниками которых являются не только учащиеся, педагоги, администрация гимназии и родители, но и священнослужители

Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви: епископы Феофан (Ашурков) (2001-2004 гг.), епископ Гурий (Шалимов) (2004-2011 гг.), епископ Иоанн (Павлихин) (с 2012 г.), иерей Евгений Беляков (2000-2012 гг.); ученые и гости г. Магадана: Широков А. И., доктор исторических наук, профессор, ректор СВГУ; Склярова Т. И., доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва), Захар-ченко М. В., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (г. Сакт-Петербург), Меньшиков В. М., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, заведующий лабораторией Русской школы (г. Курс); Петракова Т. И., доктор педагогических наук, профессор, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы, профессор Московского педагогического государственного университета; Метлик И. В., доктор педагогических наук, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва); архимандрит Георгий (Е. В. Шестун), доктор педагогических наук, академик РАЕН, профессор, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии при Самарской Православной Духовной семинарии (г. Самара); Перевезенцев С. В., доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Комарова Н. И., главный советник губернатора Магаданской области; Шмонина Т. Н., директор МАОУ «Гимназия (английская)»; Субботин И. М., заместитель председателя Магаданской областной Думы; преподаватели высших учебных заведений; руководители и специалисты Департамента образования администрации Магаданской области: Алексеева Е. Н., начальник Департамента образования администрации Магаданской области, Храмцова Т. Д., заместитель начальника Департамента образования администрации Магаданской области; Управления образования мэрии г. Магадана: Колмогорова С. Л., начальник Управления образования мэрии г. Магадана; Кутилова Е. А., заместитель начальника Управления образования мэрии г. Магадана; представители общественных организаций и средств массовой информации: Рыжов С. П., главный редактор Муниципального учреждения «Редакция общественно-политической еженедельной газеты «Вечерний Магадан», Ловцова Л. В., генеральный директор ЗАО Телевизионная компания «Охотский ряд», Тихменева В. А., журналист ФГУП ГТРК «Магадан».

Автором инновационного образовательного проекта «Православная гостиная» является учитель русского языка и литературы, завуч по учебно-воспитательной работе гимназии, координатор деятельности по реализации данного проекта - Е. Н. Сапецкая («Я вглядываюсь в жизнь» (2004 г.), «Православная икона: взгляд в вечность» (2005 г.), «Русь сильна своими героями» (2006 г.), «Рождество Христово - явление любви» (2007 г.), «Что есть красота?» ( 2007 г.), «Душа обязана трудиться» (2007 г.), «Живые нити Божьей ткани на земле» (2007 г.), «Сердце на ладони» (2008 г.), «Мы в ответе» (2009 г.), «Пока горит свеча» (2011 г.)).

В 2011 г. Сапецкая Е. Н. принимала участие во Всероссийском конкурсе в области педагогики и работы с детьми дошкольного возраста и молодежью до 20 лет на

соискание премии «За нравственный подвиг учителя», который проводится ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. 23 января 2012 г. в рамках открытия XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства» в Гостином дворе в Москве состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», лауреатом которого стала Е.Н. Сапецкая (III место), успешно защитившая православно-ориентированный проект «Путь к небесной стороне». Опыт преподавания основ православной культуры был обобщен и представлен на областных Рождественских образовательных чтениях, которые проводятся в регионе с 2000 г.: Иль-яшенко Т.А., директор образовательного учреждения -«Педагогика и духовность: необходимость диалога» (2008 г.); Хоменко И.А., учитель латинского и французского языков - «В поисках Слова...» (2009 г.); Сапецкая Е.Н., заместитель директора по учебно-методической работе -«Воспитание сердца ...» ((2010 г.); Севастьянова О. А., учитель начальных классов - «Православные традиции, семья и школа в современной России» (2007 г.); Тимофеева О. А., педагог-психолог - «Воспитание христианской культуры в семье» (2008 г.); Малакаускене Е. В., учитель математики - «Влияние душеполезных поучений Преподобного Аввы Дорофея на формирование духовной жизни» (2008 г.); Аврамова И. Н., учитель истории и об-ществознания - «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности (из опыта работы)» (2008 г.); Капи-танова У. А., учитель русского языка и литературы - «В поисках формулы нравственности (из опыта работы классного руководителя) (2008 г.); Сапецкая Е. Н. - «Творческое использование наследия И. А. Ильина в учебном процессе» (2008 г.); Сущих Е. С., учитель английского языка

- «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами иностранного языка» (2008 г.); Капитанова У. А., учитель русского языка и литературы - «Роль духовно-нравственного воспитания в становлении личности (из опыта работы классного руководителя)» (2010 г.); Терен-тьева А. В., учитель русского языка и литературы и ОПК

- «Урок литературы как источник нравственности» (2010 г.); Капитанова У. А., учитель русского языка и литературы - «Роль традиции в духовно-нравственном становлении личности» (2011 г.); Сапецкая Е. Н., зам. директора, учитель русского языка и литературы - «Духовно-нравственные уроки в литературном наследии Святителя Николая Сербского» (2011 г.); Сущих Е. С., учитель английского языка - «Прикосновение к высшей педагогике бытия» (размышляя над страницами стихотворения в прозе Н.В. Гоголя «Жизнь»)» (2011 г.); Малакаускене Е. В., учитель математики - «Какие необходимы условия для устроения крепкой благополучной семьи?» (2011 г.).

На XI областных Рождественских образовательных чтениях (11-12 февраля 2011г.) «Воспитание нового поколения на основе христианских ценностей и традиции - современность и перспективы» впервые в работе секционных заседаний принимали участие учащиеся гимназии, выступившие с докладами: Ковалевская В., (8 «а» кл.) «Латинский язык в современном календаре», науч. рук.: И.А. Хоменко, учитель латинского и французского языков; Тузикова А., Харламова П., (9 «в» кл.) «Как слово наше отзовется», науч. рук.: Е. Н. Сапецкая, заместитель

директора по УМР, учитель русского языка, литературы, и ОПК., Зорина Е., (8 «б» кл.) И.А. Хоменко, учитель латинского и французского языков; Высочина А., (8б кл.) «Икона Рождества Христова», науч. рук.: Е. С. Сущих, учитель английского языка.

В рамках исследования было выявлено, что работа педагогических коллективов по духовно-нравственному воспитанию учащихся сопровождалась трудностями, причинами которых являются недостаточная подготовленность педагогических кадров к реализации задач духовно -нравственного воспитания, отсутствие научного, учебно-методического обеспечения. По благословению епископа Магаданского и Синегорского Гурия (Шалимова) первые курсы повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений по преподаванию основ православной культуры состоялись на базе МБОУ «Гимназия № 24» г. Магадана в 2005 г. (подготовлено 22 педагога). Для подготовки специалистов в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были приглашены в столицу Колымы лекторы: Склярова Т. Н. и Захарченко М. В. Начиная с 2008 г., учителем начальных классов Н. С. Кононенко в сотрудничестве с иереем Евгением Беляковым был введен в учебный процесс начальной школы факультативный курс «Основы православной культуры». В 2009-2010 гг. восемь педагогов образовательных учреждений повысили квалификацию в области преподавания основ православной культуры в Магаданском областном государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических кадров».

Существующая объективная потребность в создании и развитии в образовательных учреждениях воспитательной системы на основе отечественной традиции православной культуры, согласовании и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий педагогического коллектива и родителей обусловила решение Департамента образования администрации Магаданской области о проведении областного эксперимента на базе МАОУ «Гимназия (английская)» Управления образования мэрии г. Магадана (директор Т. Н. Шмонина, руководитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации) по Программе «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 годы» и о присвоении экспериментальной площадке гимназии статуса региональной. МАОУ «Гимназия (английская)», работая в статусе областной экспериментальной площадки, цель которой состоит в разработке комплекса педагогических условий для целостного духовно-нравственного развития личности школьника (духовного, психического и физического) на основе приобщения его к традиции и ценностям отечественной православной культуры, накопила положительный опыт интеграции основ православной культуры в содержание образования. В программе экспериментальной площадки сформулированы и реализуются ее основные атрибуты, а также разработан комплекс методов и диагностических методик, адекватных задачам и логике ее деятельности.

Первый этап исследования в части научного консультирования и руководства работой данной экспериментальной площадки способствовал реализации следующих задач:

- организовать учебно-воспитательный процесс в МАОУ «Гимназия (английская)», ориентированный на духовно-нравственное становление и развитие личности школьника, содействовать обретению им традиционного духовного и нравственного опыта, основанного на ценностях отечественной культуры, обеспечивающего целостное формирование личности человека и направленного на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и с собою;

- отредактировать иерархию смыслов и ценностей воспитательной системы МАОУ «Гимназия (английская)», реализовать учебно-воспитательную деятельность в соответствии с новым содержанием, и тем самым способствовать возрождению православного воспитания как духовной традиции отечественной культуры;

- осуществить комплексную педагогическую диагностику участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги) в ситуации обновления и развития в образовательном учреждении содержания духовно-нравственного воспитания учащихся на момент начала опытно-экспериментальной работы, в ходе ее проведения и подведения итогов экспериментального исследования;

- организовать повышение квалификации педагогических кадров в области православной культуры и методики ее преподавания на базе факультета дополнительного образования СВГУ;

- разработать систему взаимодействия педагогического коллектива МАОУ «Гимназия (английская)», семьи и Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви в реализации задач духовно-нравственного воспитания, учащихся гимназии;

- обобщить педагогический опыт учителей МАОУ «Гимназия (английская)» по теме «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011 - 2015 годы»;

- теоретически обосновать и практически доказать эффективность и перспективность организации воспитательной системы гимназии в традиции и ценностях православной культуры, значимость духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Содержание выдвинутой гипотезы состоит в следующем: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности школьника будет эффективным при условии:

1) готовности педагогического коллектива к реализации задач духовно-нравственного воспитания, учащихся в традиции православной культуры;

2) введения духовно-нравственного направления в планирование образовательного процесса гимназии;

3) организации воспитательной системы гимназии в традиции и ценностях православной культуры и управления, обеспечивающего интеграцию ее компонентов в целостную систему;

4) интеграции основ православной культуры в учебно-воспитательную деятельность;

5) взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей (лиц их заменяющих);

6) осуществления системы консультирования (информационные, методические и технологические консультации) всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей (лиц их заменяющих)) по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;

7) приобщения родителей к традиции и ценностям православной культуры, которые должны стать основой воспитания детей в семье;

8) освоения культурно-образовательной среды региона: обучающе-образовательной (учебные заведения, семьи учащихся) и культурно-воспитывающей (Магаданская и Синегорская епархия РПЦ), учреждения культуры и семья как носитель самой культуры жизни учащихся, включающей традиции, устои, мировоззренческие установки, социальную среду микрорайона) сфер жизни, сложившихся и функционирующих в диалектическом единстве.

В настоящее время систематизируются промежуточные результаты исследовательской работы, полученные на базе названной экспериментальной площадки в части освоения и принятия учащимися основ духовно -нравственных категорий: национальная самобытность, своеобразие национальной культуры, языка, истории, природы и географии; духовные и материальные ценности; повышения уровня духовно-нравственного воспитания школьников; организации воспитательного процесса (учебный план, учебные программы по различным предметам, факультативным курсам, кружкам, план воспитательной работы гимназии, планы воспитательной работы классных руководителей) на основе традиции и ценностей православной культуры.

Предварительно следует констатировать, что сложился положительный опыт преподавания основ православной культуры в региональной системе образования, позволяющий решать задачи воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у учащихся и тем самым способствовать преобразованию культурно-образовательной и культурно-воспитывающей сфер жизни. В региональной системе образования такими составляющими являются семья, школа, РПЦ. Сотрудничество семьи, школы и Церкви предполагает гармонизацию влияний на современное подрастающее поколение, основание которого видится в глубокой общности интересов всех институтов воспитания.

Образовательные Пасхальные ученические чтения. По благословению епископа Магаданского и Синегорского Иоанна (Павлихина) в г. Магадане, состоялись I (13 апреля 2013 г.), II (30 апреля 2014 г.) и III (14 апреля 2015 г.) образовательные Пасхальные ученические чтения «Пасха Красная. Праздник Праздников и Торжество Торжеств», в которых приняли участие учащиеся 6-11 классов общеобразовательных учреждений. Полагаем, что опыт проведения ученических чтений уникален и достоин распространения в современной отечественной системе образования. Организаторами образовательных Пасхальных ученических чтений являются Магаданская и Синегорская епархия РПЦ и Управление образования мэрии г. Магадана (руководитель - Колмогорова С. Л.).

Организация и проведение Всероссийских конкурсов.

Всероссийский конкурс в области педагогики и работы с детьми дошкольного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учи-теля».В 2012 г. Русская Православная Церковь совместно

с Министерством образования и науки Российской Федерации объявила очередной Всероссийский конкурс в области педагогики и работы с детьми дошкольного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» с целью поддержки творческих инициатив педагогов и воспитателей образовательных учреждений и поощрения их за внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина Российской Федерации. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Меркурий в Циркулярном письме № 1932 от 10.04.2012 г. Московской Патриархии обратился ко всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации с просьбой оказать содействие в проведении I и II этапов Конкурса. На основании вышеизложенного Магаданская и Синегорская епархия совместно с Департаментом образования администрации Магаданской области подготовили ряд документов по организации и проведению Конкурса в связи с проведением межрегионального этапа по Дальневосточному Федеральному округу в Магаданской области.

На рассмотрение конкурсной комиссии I этапа было направлено 13 работ.

Признаны победителями по ряду номинаций конкурса:

«Лучшая инновационная разработка года» - «Методическая разработка «Дед, отец и я» Р. Р. Бегуновой, учителя математики средней общеобразовательной школы п. Синегорье Магаданской области;

«Лучшее педагогическое исследование года» -«Методическая разработка заседания педсовета» преподавателей Магаданского политехникума Т. А. Павловой и Л. В. Литуевой;

«Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания» - работа Н. Б. Потаповой, учителя истории средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики № 15 г. Магадана - «Священная для русского война»;

«Лучший издательский проект года» - работа авторского коллектива преподавателей СВГУ Э. А. Чурсиной, О. И. Бабиной, В. А. Тукиш «Сборник докладов областных Рождественских образовательных чтений 2011 г. «Воспитание нового поколения на основе христианских ценностей и традиции - современность и перспективы».

Экспертной комиссией регионального этапа были определены лауреаты конкурса:

• авторский коллектив средней общеобразовательной школы п. Ола Магаданской области - «Методическая разработка по введению кадетской формы обучения в условиях общеобразовательной школы»;

• авторский коллектив профессионального училища № 3 г. Магадана - «Военно-патриотический клуб «Казачья воля».

Победители регионального этапа приняли участие во втором (окружном) этапе Конкурса.

На II этапе на рассмотрение конкурсной комиссии было направлено 28 работ из 7 областей Дальневосточного Федерального округа, в том числе: 6 - Хабаровский край; 5 - Еврейская ОА; 4 - Магаданская область; 4 - Приморский край; 4- Камчатский край; 4 - Саха-Якутия; 1 -Амурская область.

Определены победители окружного этапа конкурса:

1 место: Лысунец В. А., методист, педагог дополнительного образования МАОУ ДО детей центра детского творчества «Гармония» г. Хабаровска;

2 место: Петрова Т. Н., преподаватель Хабаровской Духовной семинарии и детской Воскресной школы;

2 место: Фомина Ю. Е., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия восточных языков № 4» г. Хабаровска;

3 место: Чернышова О. А., педагог дополнительного образования МКОУ ДО детей центра детского творчества Хабаровского муниципального района, Хабаровского края;

3 место: (авторский коллектив ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан) Чурсина Э. А., доцент кафедры общей и социальной педагогики СВГУ, Тукиш В. А., доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания СВГУ, Бабина О. И., доцент кафедры общей и социальной педагогики СВГУ;

3 место: Авдеева С. К., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Кадетская школа №1 им. Ф.Ф.Ушакова» г. Хабаровска.

Признаны победителями по ряду номинаций окружного этапа конкурса:

«Лучшая инновационная разработка года»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- работа Бегуновой Р. Р., учителя математики МБОУ средней общеобразовательной школы п. Синегорье «Методическая разработка «Дед, отец и я»; «Лучшая инновационная разработка года»

- Метелев И. А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе областного государственного образовательного бюджетного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Еврейской автономной области»;

- Юбко Г. Е., учитель математики МБОУ средняя образовательная школа № 3 г. Спасск-Дальний Приморского края;

«За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»:

- Третьякова Е. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа № 1 им. Ф.Ф. Ушакова» г. Хабаровска;

«Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи»:

- Потеряхина Н. В., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ средняя общеобразовательная школа № 2 п. Усть-Камчатск Камчатского края;

- (авторский коллектив) Жовтонога О. И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Петропавловск - Камчатский; Черных Н. А., педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Петропавловск - Камчатский. Коллектив авторов ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан: Чурсина Э. А., Тукиш В. А. и Бабина О. И. от Магаданской области принял участие в финальном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и был награжден грамотами Московской Патриархии Русской Православной Церкви на XXI Международных образовательных чтениях в г. Москве.

VII Открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу».

Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь - к Дню народного единства» Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Фондом поддержки церковно-общественных проектов и программ и Выставочным объединением «Рестэк».

Цель конкурса - объединение усилий церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечение общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающего поколения в духе истинных христианских ценностей.

Номинации конкурса: «Лучшее художественное произведение»; «Лучшая духовно-патриотическая книга»; «Лучшая духовно-просветительская книга»; «Лучшая историческая книга»; «Лучшее учебное издание»; «Лучшая книга для молодежи»; «Лучшая детская книга»; «Первая авторская книга»; «Лучшее справочное издание»; «Лучшее электронное издание»; «Лучшая аудиокнига»; «Лучшая иллюстрированная книга».

На XI церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь» ко Дню народного единства (г. Москва), в рамках которой проводился VII открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу», Издательство ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан направило научную работу «Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениа-минова) на Дальнем Востоке России в XIX веке» для участия в номинации «Лучшее учебное издание» Тукиш В. А. Автор научной работы и Издательство университета награждены Дипломом II степени.

XIII областные Рождественские образовательные чтения

15-16 февраля 2013 года в г. Магадане состоялись XIII областные Рождественские образовательные чтения «Династия Романовых в духовно-исторической судьбе России». Учредителем регионального педагогического форума является Магаданская и Синегорская епархия Русской Православной Церкви, соучредителем - ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» (Приложение 1). В региональном педагогическом форуме приняли участие более 450 делегатов.

Выбор темы был обусловлен не только юбилейной датой - 400-летием истории дома Романовых, но и назревшей необходимостью внимательного и всестороннего рассмотрения и осмысления культурно-исторического и духовно-нравственного наследия российской государственности, и оставленного нам в разумное и благодатное пользование. Это важно и для более глубокого понимания подрастающим поколением истории и развития Крайнего Северо-Востока России, освоение которого началось именно в эпоху правления династии Романовых.

В Чтениях приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений, начального, среднего и высшего профессионального образования, работники органов управления образованием, деятели культуры и искусства, здравоохранения, представители органов государственной власти города Магадана и Магаданской области, местного самоуправления, общественных организаций, священнослужители Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви, а также приглашенные гости - епископ Бишкекский и Кыргыз-станский, Феодосий (Гажу), С. В. Перевезенцев, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного

университета им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор, сопредседатель Правления Союза писателей России (г. Москва), Г. Г. Алексеева, президент автономной некоммерческой организации «Семья России», академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), главный редактор журнала «Семья России» (г. Кострома), И. М. Кальненкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115» (г. Екатеринбург), представители научной педагогической общественности региона, аспиранты, магистранты, студенты и родители.

Чтения прошли под председательством епископа Магаданского и Синегорского Иоанна (Павлихина). С приветствиями к участникам Чтений обратились губернатор Магаданской области В. П. Печеный, главный федеральный инспектор по Магаданской области О. А. Аба-нин, заместитель мэра г. Магадана Ю. М. Казетов.

Стало традицией Чтений решение таких приоритетных задач как развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Православной Церкви и государства в области образования. За прошедшие годы региональная общественность оценила важность этого традиционного форума в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в духовном укреплении всего педагогического сообщества. Внимательный и ответственный взгляд на историю России убеждает, что опора нашего Отечества - православное христианство, которое не только давало и дает человеку твердые ориентиры в различении добра и зла, но и выполняло и выполняет судьбоносную роль, особенно очевидную в кризисные периоды отечественной истории.

В рамках XIII областных Рождественских образовательных чтений в образовательных учреждениях г. Магадана были проведены открытые православно-ориентированные образовательные мероприятия с 11 по 14 февраля 2013 года.

Участниками Чтений принято обращение к жителям г. Магадана и Магаданской области; И. М. Кальнен-ковой (г. Екатеринбург) была представлена передвижная фотовыставка «Подвиг любви»: воспитание детей на примере царских мучеников-страстотерпцев», сотрудниками научно-технической библиотеки университета организована тематическая книжная выставка - «400 лет Дома Романовых в духовно-исторической судьбе России».

По традиции, работа регионального педагогического форума завершилась церемонией награждения гостей, воспитателей и учителей, руководителей города и области, принявших деятельное участие в деле духовно -нравственного образования и воспитания детей, подростков и студенческой молодежи, победителей конкурсов, проводимых в рамках образовательных чтений: сочинений учашцхся старших классов г. Магадана на тему - «История дома Романовых»; исполнительского мастерства учителей музыки - «Царство музыки России»; детского художественного творчества «Вифлеемская звезда».

Ежегодно публикуемые материалы Чтений актуальны, выполняют просветительскую миссию и востребованы не только педагогическим сообществом региона, но и родителями, студентами, аспирантами высших учебных заведений.

Проект «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи».

Ученым советом ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» утверждена Концепция воспитательной системы университета (далее Концепция)

(2012 г.). В рамках Концепции преподавателями университета и сотрудниками отдела религиозного образования и катехизации Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви разработан и реализуется проект «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи», который ориентирован на обращение студентов к самопознанию и развитию своего духовного мира, обретение духовных идеалов и ценностей, обогащение содержания воспитательной работы, интегрирование учебного и воспитательного процессов, консолидацию усилий профессорско-преподавательского состава и студенческой молодежи в работе по восстановлению отечественных традиций образования и воспитания.

День православной книги.

По традиции, в Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина организуется просветительский общественный форум «День православной книги» (2012, 2013, 2014 гг.), участниками которого являются представители духовенства, региональной власти, общественные деятели, педагоги, ученые. В рамках форума звучат доклады-презентации с обзорной информацией о наличии справочных и энциклопедических изданий, житийной литературы, истории Православия, книжного фонда редких изданий библиотеки, функционируют выставки-ярмарки православной литературы, предоставлена возможность ознакомления с факсимильными изданиями, фильмами, оформления заказов на приобретение литературы. 28 марта 2014 г. открылась книжная выставка "Православная книга и православная цивилизация" в ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» в читальном зале научно-технической библиотеки при активном участии Магаданской и Синегорской епархии Русской православной церкви: Иоанна, епископа Магаданского и Синегорского, священнослужителей и сотрудников отдела религиозного образования и катехизации. Преподаватели кафедры русского языка СВГУ: Е. М. Гоголева представила доклад и слайд-шоу на тему «Иван Федоров - первопечатник»; один из памятников книжной письменности «Житие Феодосия Печерского» проанализировала О. Шепилева.

Кирилло-Мефодиевские чтения.

В областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина г. Магадана состоялись традиционные региональные XV Кирилло-Мефодиевские чтения. Организатором научно-практической конференции является кафедра русского языка ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» и отдел религиозного образования и катехизации Магаданской и Синегорской епархии.

На XV Кирилло-Мефодиевских чтениях (24 мая 2012 г.) были организованы благотворительная книжная акция, выставки «Символы Государства Российского», «Лингвистическая литература», представлены доклады: Кудрявцевой О., Слатовой К., студенток 3 курса социально-гуманитарного факультета «Год российской истории»; Понкратовой И. Ю., доцента кафедры всеобщей истории и истории России, кандидата исторических наук, доцента «Откуда есть пошла земля русская»; Орехова А. А., профессора кафедры всеобщей истории и истории России, доктора исторических наук, профессора «150 лет со дня рождения П. А. Столыпина»; Гоголевой Е. М., профессора кафедры русского языка, кандидата филологических наук, «История России в истории Русской православной церкви: ХХ век». Ежковой О. А., доцента кафедры русского языка, кандидат филологических наук «Историческая живопись: свидетель или мифотворец?»; Соколян-

ского А. А., заведующего кафедрой русского языка, доктора филологических наук «Опыт исторического прочтения «Медного всадника» А. С. Пушкина».

Подготовка учителей по преподаванию модуля «Основы православной культуры» в рамках «Основ религиозных культур и светской этики».

С сентября 2011 г., ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» (лицензия Министерства образования и науки Российской Федерации № 1486 от 28.04.2009 г.) - факультет дополнительного профессионального образования осуществляет курсовую подготовку специалистов: учителей и воспитателей города Магадана и Магаданской области, имеющих право преподавать предмет «Основы православной культуры» на основании документа государственного образца в образовательных учреждениях региона. В подготовке педагогических кадров принимали участие преподаватели университета, священнослужители и сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Магаданской и Синегорской епархии.

Таким образом, первый этап исследования по теме «Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования» показал, что в г. Магадане и Магаданской области реализуется комплекс названных проектов. Анализ их состояния и специфики позволил сделать вывод о формировании региональной системы духовно-нравственного воспитания, в которой данные проекты являются компонентами системы, но это не исключает и их самостоятельного функционирования как проявления инициативы коллективного педагогического субъекта. Мы полагаем, что региональная система духовно-нравственного воспитания, определяемая действующими гуманитарными православно-ориентированными проектами, направлена на решение стратегических задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на Крайнем Северо-Востоке России и формированию культурно-образовательной среды региона. Продолжение экспериментального этапа исследования, накопление достаточного эмпирического материала на следующем этапе исследования позволят сформулировать рекомендации по формированию воспитательных систем в образовательных организациях на основе принципов преемственности и педагогической активности, а также выявить специфику коллективного педагогического субъекта, инициирующего в деле воспитания молодежи социальные технологии, основанные на глубоких, поистине отечественных корнях нашей культуры.

Список литературы

1. Беляева, В. А. Теория и практика духовно -нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре / В. А. Беляева: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1999. - 339 с.

2. Георгий (Шестун), игумен. Православная традиция духовно-нравственного становления человека / игумен Георгий (Шестун) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. -Москва, 2007. - Выпуск 1. - С. 7-26.

3. Захарченко, М. В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре / М. В. Захарченко. -СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 356 с.

4. Метлик, И. В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе / И. В. Метлик // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 51-61.

5. Склярова, Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. Монография. М.: Изд-во ПСТ-ГУ, 2006. - 164с.

6. Тукиш, В. А. Методологические подходы к содержанию и организации духовно-нравственного воспитания в современной российской школе в традиции и ценностях православной культуры (на примере МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана) // Просвещение и нравственность: православная культура в региональном образовании: сб. докл. XII обл. Рождеств. образоват. чтений

[Магадан], 27-28 янв. 2012 г. / В. А. Тукиш, Э. А. Чурсина. - Магадан: СВГУ, 2013. - С. 56-64.

7. Чурсина, Э. А. Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 гг. Программа экспериментальной деятельности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия (английская)» г. Магадана: учеб.-метод. пособие / Э. А. Чурсина, В. А. Тукиш, Т. Н. Шмонина. - Магадан: СВГУ, 2012. - 123 с.

«ВЗАИМОДЕЙСТВ^» КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Шергина Светлана Сергеевна

Аспирант, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

В статье представлен краткий анализ понятия «взаимодействие», раскрыта психолого-педагогическая ценность взаимодействия в образовательном процессе, становлении и саморазвитии личности современного человека. ABSTRACT

The article presents a brief analysis of the concept of "interaction", revealed psychological-pedagogical value of collaboration in the educational process, formation and self-development of modern man. Ключевые слова: взаимодействие, образовательный процесс. Keywords: interaction, educational process.

В современном мире, находящемся в процессе глобальных изменений, проблема взаимодействия приобретает новое звучание. Трактовка понятия взаимодействия возможна при условии его особого понимания, которое согласуется с различными определениями, представленными в философской, социологической, психологической, педагогической, культурологической литературе. Рассмотрим теоретические основы категории «взаимодействие» как основы развития образовательного процесса.

В науке сложились определенные подходы к понятию «взаимодействие». Данные подходы отличаются разной степенью разработанности, но в совокупности обеспечивают необходимую возможность рассмотрения проблем взаимодействия в современной педагогической науке.

Культурологический подход (А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.) позволил рассматривать культуру взаимодействия как явление сложное и многообразное, раскрывающее человека во всей полноте (духовного, интеллектуального, эмоционального, общественного) развития.

В психо лого-методической литературе обращается внимание на учебное сотрудничество (М.А. Ариян, А.С. Карпова, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, А.А. Тюкова и др.) как на особый вид деятельности, где затронуты такие категории, как мотивация, способности, интерес, готовность, эмпатия и т.д.

Педагогические исследования (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.) решали трудные задачи взаимодействия, сотрудничества, приобщения обучающегося к ежедневному умственному труду, к самостоятельности, развивали умение включаться в сам процесс образования осознанно, учили ставить образовательные цели и добиваться результатов совместно с педагогом. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе рассматривали Е.С. Зубарева, М.В.

Климова, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.А. Сластенин, А.Р. Филиппова и др., положения о развитии культуры взаимодействия Е.Л. Федотова, А.Г. Харитонова и др.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением педагога организовать педагогическое общение с обучающимися. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения многих психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев и др.).

Именно взаимодействие педагога с обучающимся есть прообраз будущей индивидуальной способности человека к учебному самосовершенствованию, так как через взаимодействие в образовательном процессе создается такая образовательная среда и постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности человека, которая создает определенные культурные связи с окружающим миром.

Усиливающиеся в современных условиях противоречия между потребностью молодых людей в равноправном взаимодействии со взрослыми и не готовностью не только студентов, но и педагогов к конструированию и организации такого взаимодействия делает рассматриваемую проблему более актуальной.

Педагогический процесс построен на взаимодействии сторон, и современная точка зрения на это взаимодействие предполагает понимание его как сотрудничество, основанное на понимании и уважении. Учитывая современные требования к организации процесса обучения, нам представляется актуальной проблема подготовки студентов, будущих учителей к взаимодействию как одному из способов организации учебного процесса, обеспечивающего субъект-субъектное отношение педагога и обучающегося, способствующего становлению обучающегося субъектом учебной деятельности, умеющего учить себя с помощью взрослого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.