Научная статья на тему 'Реализация магистерской программы "Духовно-нравственное воспитание" как ответ на вызовы современности'

Реализация магистерской программы "Духовно-нравственное воспитание" как ответ на вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ / MASTER'S STUDY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / CONSTRUCTIVE COMMUNICATION / RESEARCH CULTURE / INNOVATIVE CHARACTER OF QUALITY MANAGEMENT OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Антуанетта Георгиевна

Рассматриваются пути совершенствования организации обучения в магистратуре по основной профессиональной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание». Показаны инновационные технологии конструктивного общения с обучающимися. Дан обзор методик и приемов, результатов обобщения педагогического опыта, а также специфических педагогических условий для успешной реализации магистерской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the ways of improving the educational process while master’s studying of the basic professional educational program “Spiritual and moral education”. There are demonstrated the innovative technologies of constructive communication with students. There are reviewed the teaching methods and techniques, the results of the pedagogical experience and the specific conditions of the successful implementation of the master program.

Текст научной работы на тему «Реализация магистерской программы "Духовно-нравственное воспитание" как ответ на вызовы современности»

педагогические науки

1. Ven' Yuan'. O vzaimosvyazi mezhdu hudo-zhestvennym obrazovaniem Sychuan'skoj opery i transformaciej kul'turnyh resursov i esteticheskim vospitaniem studentov // Sychuan'skaya drama. 2013. № 1. S. 118-120 (na kit. yaz.).

2. E Lan. Esteticheskie principy. Pekin: Pekinskij universitet, 2009 (na kit. yaz.).

3. Li Syuchao. Rol' i strategiya realizacii este-ticheskogo vospitaniya v stanovlenii lichnosti studen-ta // Zhurn. Chanchun'skogo un-ta nauki i tekhnologij.

2013. № 4. S. 86-87 (na kit. yaz.).

4. Lyuj Donchun'. Esteticheskoe vospitanie i kachestvo obrazovaniya studentov // Zhurn. Tekh-nicheskogo un-ta Lyaonin (obshchestvennye nauki).

2014. № 4. S. 440-442 (na kit. yaz.).

5. Syuj Bihuej. Esteticheskoe vospitanie: zhiz-nennoe i emocional'noe vospitanie // Issledovaniya v oblasti filosofii. 1996. № 12. S. 21-33.

6. Syue Hun. Esteticheskoe vospitanie i razvitie studentov kolledzha // Zhurn. Chuncinskogo un-ta (ob-shchestvennye nauki). 2017. № 23(5). S. 131-137.

7. Caj Yuan'pej. Izbrannye trudy. Pekin: Narod-naya pedagogicheskaya pressa, 1980 (na kit. yaz.).

8. Czin' Sin'. Analiz strategii esteticheskogo vos-pitaniya, osnovannoj na razvitii lichnosti studenta // Journal of Northeastern Normal University (Philosophy and Social Sciences). 2009. № 3. S. 49-52 (na kit. yaz.).

9. Czen Fan'zhen'. Razmyshleniya ob esteti-cheskom obrazovanii i innovaciyah v kul'turnom nasledii // Zhurn. In-ta obrazovaniya i nauki provincii Henan' (Filosofiya i obshchestvennye nauki). 2013. № 1. S. 81-83 (na kit. yaz.).

10. Chzhan Iyuan'. Primenenie esteticheskogo vospitaniya v ideologicheskom i politicheskom obra-zovanii studentov kolledzhej - novoe issledovanie na fone Interneta // Universitetskoe obrazovanie. 2017. № 5. S. 117-119 (na kit. yaz.).

11. Chzhan Tuan'yan, Li Ifan. Ob esteticheskom vospitanii sredstvami iskusstva i povyshenii kachestva obrazovaniya studentov kolledzha // Obrazovatel'nyj forum. 2016. № 1. S. 96-97 (na kit. yaz.).

12. Chzhao Linli. Prodvizhenie cennosti zhizni no-vaya teoriya sovremennogo esteticheskogo vospitaniya. Chendu: Sychuan' Education Press, 1991 (na kit. yaz.).

13. Chzhao Czin'. Eticheskie idei konfucianstva kak osnova duhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya // Novejshie dostizheniya i uspekhi razvitiya pe-dagogiki i psihologii. Krasnodar: Evensis, 2017. Vyp. II. S. 13-15.

14. Chzhu Lej. Kratkij analiz sovershenstvova-niya vospitaniya lichnosti studentov kolledzha // Issle-dovaniya v oblasti hudozhestvennogo obrazovaniya. 2016. № 1. S. 141 (na kit. yaz.).

15. Chzhu Syaohuej. Esteticheskoe vospitanie i razvitie lichnosti studenta // Obrazovanie dlya vzroslyh v Kitae. 2010. № 23. S. 56-58 (na kit. yaz.).

Theory of aesthetic education in modern China: traditions and innovations

The article deals with two approaches of understanding aesthetic education in modern Chinese pedagogical science - traditional and innovative. There is demonstrated the succession of traditions and innovations in the sphere of aesthetic education. There are revealed the tendencies of the development of the theory of aesthetic education in the context of the sociocultural and educational situations in the country.

Key words: aesthetic education, traditional approach, innovative approach, Confucianism, spiritual civilization of socialism.

(Статья поступила в редакцию 29.09.2019)

А.Г. кОЗЛОВА (Санкт-Петербург)

реализация

магистерской программы «духовно-нравственное воспитание» как ответ на вызовы современности*

Изучаются пути совершенствования организации обучения в магистратуре по основной профессиональной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание». Показаны инновационные технологии конструктивного общения с обучающимися. Дан обзор методик и приемов, результатов обобщения педагогического опыта, а также специфических педагогических условий для успешной реализации магистерской программы.

Ключевые слова: магистратура, духовно-нравственное воспитание, конструктивное общение, исследовательская культура, инновационный характер управления качеством обучения.

введение. В середине прошлого века среди активных преобразований и реформ в области высшего образования особое место заняло введение двухуровневой системы. Появле-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Козлова А.Г., 2019

* *

*

известия вгпу

ние магистратуры как нового и более высокого уровня высшего образования было связано не только с тем, что у студентов появилась потребность в непрерывном образовании, а с тем, что обучение в магистратуре может быть или по той же специальности, или по очень близкой. Современные выпускники-бакалавры задумываются над серьезным вопросом о том, идти им в магистратуру после бакалавриата или искать работу. Хорошо, если смысл обучения в магистратуре связан с углублением специализации по определенному профессиональному направлению, а не только с тем, чтобы просто иметь диплом магистра для карьерного роста.

Но существует и еще один значимый фактор выбора магистратуры: она дает возможность смены профессии. В основе смены профессии, как правило, лежат экономические причины. Почти половина жителей России (47%) не работают по специальности, которой обучались в вузах. Об этом сообщается в результатах опроса ВЦИОМ [1]. Для многих возникает возможность смены профессии при обучении в магистратуре по другой специальности. Такое решение принимается как вынужденная мера.

Психологи отмечают еще один важный фактор для смены профессии. К тридцати годам начинается переосмысление жизненного пути и избранной ранее профессии. Перспектива оставить привычную работу ради нового, увлекательного дела кажется очень заманчивой. Появляется стремление углубленно познать мир, желание творческой самореализации. Обучение в магистратуре для тех, кто может преодолеть определенные трудности, становится желанным способом проявить себя в новой жизненной ситуации.

О целесообразности магистерской образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание». На протяжении двенадцати лет реализации магистерской программы «Духовно-нравственное воспитание» проводился тщательный анализ причин выбора абитуриентами обучения в данной магистратуре [5]. Результаты опубликованы в книгах «Магистерское образование в оценках и размышлениях студентов и преподавателей» [12], «Книга для записей. Выпускники магистратуры об эффективности образовательной программы "Духовно-нравственное воспитание"» [6] и др.

Как результат такого исследования надо отметить следующее: при поступлении в маги-

стратуру нет ограничений по возрасту, поступают абитуриенты с различной специализацией высшего образования. Основную часть поступающих, конечно, составляют опытные педагоги из образовательных организаций и выпускники бакалавриата, у которых еще нет накопленного педагогического опыта.

Примечательно, что за 12 лет в магистратуре обучались студенты, имеющие разные специальности: военнослужащие, экономисты, инженеры, менеджеры, музейные работники, священнослужители, врачи, специалисты дополнительного образования детей, актеры, музыканты, журналисты, ведущие радио и телевидения, библиотекари, социологи и др. Если на дневном отделении обучались в основном жители санкт-Петербурга, то на заочном - магистранты из разных городов России и зарубежья. Такое разнообразие специалистов позволяет создать атмосферу взаимообогащения в вопросе осознания и освоения жизненного опыта.

По результатам контент-анализа магистрантов, «духовно-нравственное воспитание - это новая категория педагогики, совокупность принципов и норм, связанных с семейными, культурными, духовными, моральными традициями общества, целью которого является воздействие на поведение человека, сориентированное на воспитание высших человеческих духовных и культурных ценностей» [12, с. 126]. Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) «Духовно-нравственное воспитание» является уникальной. Именно в ней найден компромисс между религиозным и светским воспитанием. Выпускник магистратуры, безусловно, должен обладать великой педагогической культурой, иметь в своем арсенале средства духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений и прочно укорененную позицию не противостояния религиозного и светского воспитания, а воссоединения их по принципу единства в многообразии.

Преданное забвению воспитание «внутреннего человека», как правило, приводит к потере человечности и, вследствие этого, катаклизмам в обществе. В настоящее время мы являемся свидетелями перемен, которые изменили существо человека, его внутреннее позиционирование так, что теряется преемственность с его предшествующими состояниями.

Как притча во многих публикациях приводится следующее обращение к родителям: «Я один из выживших в концлагере. Мои глаза

видели то, что никто из вас не видел. хорошо образованные и обученные инженеры построили газовые камеры, которые отравляли детей. хорошо подготовленные врачи и медсестры, разбирающиеся в препаратах и инструментах, уколами умерщвляли младенцев. Они все окончили среднюю школу и высшие учебные заведения и превратились в людей, которые вечно будут гореть в аду. Моя просьба к вам - приложите все усилия к тому, чтобы ваш ребенок стал человеком и христианином. Приложите все силы, чтобы противостоять производству знающих монстров и психопатов» (из письма родителям директора школы в Германии).

Фактически в этом письме речь идет о предупреждении о той огромной опасности, которая подстерегает всех людей, если основы духовно-нравственного воспитания будут от-чуждены от воспитания в целом. Другими словами, об отмене прежнего, традиционного или классического наполнения этого понятия и замене его чем-то другим.

Процесс освоения знаний, умений, компетенций, полученных в годы обучения в магистратуре, имеет пролонгированный характер. Поэтому письменный опрос «Что дало вам обучение в магистратуре?» мы провели у 187 магистров, которые уже практиковали в течение 5-8 лет после окончания магистратуры. Во втором разделе книги [12] мы опубликовали «Очерки выпускников о магистратуре», где в свободной форме магистры раскрыли истинное значение магистратуры в их жизни.

Я почерпнула много важных идей из наших курсов, узнала о множестве замечательной и полезной литературы, без которой невозможно настоящее полноценное образование. Хотелось бы отметить, что с большой радостью я встретила столько душевных, открытых, талантливых, инициативных и добрых людей во время учебы в магистратуре. Это так радостно в наши дни, когда ты встречаешь единомышленников, сердца которых горят любовью и состраданием к людям. Я многому научилась у коллег-студентов, у преподавателей, а также узнала о разнообразной духовно-нравственной деятельности в Петербурге и России. Это давало и дает мне вдохновение для продолжения этого необычного образовательного путешествия (Лакомо-ва Виктория, Швеция) [Там же, с. 124].

Нашу родную магистратуру можно сравнить с компасом, дающим россиянам ориентир на верный путь в сложной, противоречивой атмосфере современного бытия. Именно Педагогика как вая-тельница детских душ должна быть носителем ду-

кие науки -

ховности и высокой нравственности, ведь духовно-нравственный стержень общества - залог благополучия государственности (Нестерова Елена, Петрозаводск, учитель музыки) [12, с. 127].

При Николо-Сольбинском монастыре, молитвой и тяжелым трудом возрождающемся из руин посреди лесов Ярославской области, был организован приют для девочек-сирот. С этого времени вопрос об их достойном воспитании и обучении - один из самых важных для нашей обители. Мы очень старались учиться в магистратуре, воспринимая получение образования как монашеское послушание. Сейчас в нашей обители есть единственная в России общеобразовательная школа при монастыре -«Добрая школа на Сольбе», где с 1-го по 11-й класс учатся девочки. Теперь идет процесс лицензирования православного колледжа, в планах - создание университета (послушницы Николо-Сольбинского монастыря - Ольга Кифорук, Ольга Бунина, Ксения Баландина) [Там же, с. 116].

Общим является положительное впечатление от обучения в магистратуре, а для нас, преподавателей, работающих в ОПОП «Духовно-нравственное воспитание», особенно значимо то, что основная часть (87%) из 368 магистров-выпускников служит в сфере духовно-нравственного воспитания. И каждый раз, посещая какое-нибудь культурное событие, мы встречаем там своих учеников [9].

Выпускники магистратуры в основном преподают курс «Основы религиозных культур и светской этики», а также предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На протяжении двух лет обучения магистранты встречаются с лучшими учителями-предметниками, осваивая их передовой педагогический опыт в своей практике.

Однако в образовании постоянно возникают инновационные направления реализации принципов духовно-нравственного воспитания. Так, уже объявлены пять направлений итогового сочинения на 2019/20 уч. г.: 1) «Война и мир» - к 150-летию великой книги; 2) Надежда и отчаяние; 3) Добро и зло; 4) Гордость и смирение; 5) Он и она. Основой сочинений является фиксированный, но вместе с тем индивидуальный уровень освоения и понимания духовно-нравственных смыслов каждым одиннадцатиклассником [4].

педагогические условия эффективной реализации образовательного процесса в магистратуре. Стоит согласиться с мнением доктора педагогических наук, профессора ф.Н. Козырева о том, что хорошо поставленное гуманитарное образование не довольству-

ется адекватной репрезентацией культурных артефактов, но добивается духовного резонанса тех чувств, вдохновений и актов, которыми создавались великие произведения культуры и которыми их сегодня воспринимает ученик. Как это определил И.А. Ильин применительно к вопросам религии, в содержание образования непременно должны включаться элементы знакомства с живым и личностным опытом носителей веры, должна обеспечиваться возможность «вчувствоваться в религиозные акты основоположников» [10, с. 13].

Существующие информационно-коммуникационные технологии и методы конструктивного общения становятся ведущими в осуществлении индивидуального подхода в управлении образовательным процессом в магистратуре, а в силу своего повсеместного распространения и доступности - сохраняют его массовый характер. После выявления уровня знаний первокурсников по истории становления духовно-нравственного воспитания в педагогике, их готовности осуществлять на практике основные педагогические принципы образовательную деятельность мы строим как взаимодействие аудиторной и внеаудиторной работы.

Как отмечает И.В. Чеботарева, «повышение качества процесса интериоризации системы ценностей при подготовке педагогических кадров, с нашей точки зрения, будет успешным в случае эффективной интеграции духовно-нравственного потенциала аудиторных и внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности, являющихся важнейшими компонентами образовательной среды вуза» [19].

Решающим при выборе форм и методов обучения является индивидуальный подход. Наличие 12-15 студентов в группе позволяет преподавателю применять как активные, так и интерактивные формы занятий.

Одними из наиболее часто применяемых форматов занятий являются диспут или дискуссия. Дело в том, что профессиональная культура речи у магистрантов развита слабо. Не напрасно в учебный план включен такой предмет, как «Риторика и гомилетика как основа конструктивного общения» [5].

одной из последних во внеаудиторной обстановке была дискуссия «Кто может быть наставником...». Выбор данной темы не был случайным. Так, в конце 2018 г. был утвержден национальный проект «образование», в котором было подчеркнуто, что наставниче-

ство играет одну из ведущих ролей в его реализации.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Участникам дискуссии была дана «Характеристика педагога-наставника» [18]. Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от Института будущего из 10 контекстных (soft skills) навыков:

- способность к отбору информации;

- социальный интеллект;

- способность мыслить проектно;

- межкультурная компетентность;

- способность мыслить нестандартно и глубоко;

- способность понимать смыслы;

- универсальные навыки мышления;

- способность вычислять;

- сотрудничество в виртуальном пространстве;

- способность работать с современными СМИ.

Наибольшее внимание у магистрантов вызвал вопрос «Влияет ли наличие и отсутствие своих детей на качества личности, важные для хорошего наставника?». Приводились примеры из истории педагогики:

У великого педагога Макаренко своих детей не было. Только приемные. От этого он не потерял замечательных качеств наставника.

Из личных наблюдений и воспоминаний:

У меня замечательный пример. В школе математику вела очень и очень хорошая учительница. Притом своих детей у нее не было. Намного печальнее, когда у учителей свои дети - неудачники, и поэтому они срываются на учащихся; О себе могу сказать, что, хотя тоже горела работой в школе, пока не было своих детей (чем заработала себе отличную репутацию и кучу привилегий), но сейчас понимаю: не понимала их ни капли; только сейчас, с появлением своих детей, с «выращиванием» их, могу сказать, что чуть продвинулась в этом понимании.

Были и другие мнения:

Человек, у которого нет детей, не обладает опытом собственного проживания с ними под

одной крышей, он никогда не поймет ни детей, ни родителей - пока сам родителем не станет.

В ходе дискуссии не было достигнуто консенсуса. Но в процессе откровенной беседы магистранты приобрели умения вести диалог, а не «продавливать» свое мнение, применять метод дилемм, выдвигать аргументы и использовать убедительные доказательства [2].

С целью восполнения недостатка учебных пособий для реализации ОПОП «Духовно-нравственное воспитание» издаются сборники во вновь созданной серии «Библиотека магистранта» [13].

Одним из вызовов времени стало участие магистрантов в волонтерском движении. По окончании обучения магистры при поступлении на работу будут прописывать в резюме сведения о своем волонтерском опыте. «Опыт волонтерства очень важен и является сильной характеризующей чертой соискателя. Поэтому планируется интегрировать систему "Добровольцы России" с нашим порталом "Работа в России"», - сказал заместитель руководителя Роструда Денис Васильев [17]. Как правило, магистранты осуществляют педагогическое волонтерство (добровольческую деятельность): создание возможности для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, восстановление храмов -памятников истории и культуры; оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; содействие в развитии популяризации знаний, инноваций, образования, науки; содействие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга и др.

Одним из важных педагогических условий успешности обучения в магистратуре является формирование исследовательской культуры магистранта. На протяжении всех лет пребывания обучающихся в магистратуре проводится целенаправленная работа по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). И это обычное дело - в любой магистратуре это выполняют. Однако в формировании исследовательской компетенции, культуры исследователя значительную роль играют регулярные обобщения выполняемой работы [11]. Это и публикации в педагогической печати, участие в конференциях (как региональных, так и всероссийских), различных конкурсах работ. Цикл формирования исследовательской компетенции в магистратуре завершается не только защитой, но и обязательной публикацией магистранта совместно с на-

'кие науки -

учным руководителем в сборниках авторефератов ВКР [14; 15].

ОПОП любой магистратуры создается педагогическим сообществом, объединенным одной проблемой. Однако в процессе осуществления образовательной программы приходится сталкиваться с тем, что не все дисциплины, не все темы, не все лекции могут читать преподаватели одной отдельно взятой кафедры.

В связи с этим существенным является сотрудничество с преподавателями других кафедр вуза, а зачастую и других вузов. Встречи проводятся во внеаудиторные часы. По итогам издаются научно-методические пособия «Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания» [3], в которых даны текст лекции, необходимая литература и задания, вопросы для самостоятельной работы магистранта, а далее - отзывы магистрантов о проведенной встрече.

заключение. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание» задумывалась и создавалась как отклик на вызов времени: подготовить специалистов, способных работать в сфере воспитания, направленной на восстановление нравственных основ в деле образования подрастающих поколений. С первых же лет реализации данной ОПОП от широкой общественности было получено признание: ежегодный конкурс при поступлении в магистратуру от трех до шести человек на одно место.

В настоящий момент в сфере духовно-нравственного воспитания успешно трудятся 367 выпускников магистратуры. Как отмечают преподаватели, участвующие в реализации программы, привлекательным для них является постоянный поиск путей, способов, технологий конструктивного общения с магистрантами, многогранный инновационный творческий характер преподавания учебных дисциплин. Особой мотивацией к постоянному поиску успешного решения проблем, возникающих в образовательном процессе, является не только выявление смыслов, затруднений, достижений, но и завершенность любого анализа педагогической деятельности - публикации аналитических сборников, статей, участие в различных конкурсах профессионального мастерства.

Список литературы

1. ВЦИОМ: почти половина россиян не работают по специальности [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/news/136379-vciom-

pochti-polovina-rossiyan-ne-rabotayut-po-specialnosti (дата обращения: 10.09.2019).

2. Гутник И.Ю. Рефлективный анализ опыта деятельности в магистратуре по программе «Духовно-нравственное воспитание» // Магистерское образование в оценках и размышлениях студентов и преподавателей: по материалам реализации магистерской образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание» в 2008-2016 гг.: учебно-методический комплекс / сост. А.Г. Козлова, Л.А. Немчикова. СПб.: Тайкун, 2016. С. 75-76.

3. Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания / под ред. А.Г. Козловой, Л.А. Немчиковой, А.С. Робото-вой. СПб.: Тайкун, 2017. Вып. 1.

4. Итоговое сочинение 2019-2020 [Электронный ресурс]. URL: https://rustutors.ru/itogovoe2020 (дата обращения: 10.09.2019).

5. Козлова А.Г. Динамика освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей [электронный ресурс] // вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2(33). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/dinamika-osvoemya-magistrantami-nravstvennyh-i-duhovnyh-tsennostey-2 (дата обращения: 10.09.2019).

6. Козлова А.Г. Книга для записей. выпускники магистратуры об эффективности образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание» [Электронный ресурс] / авт.-сост. С.Е. Залаут-динова, А.Г. Козлова, Л.А. Немчикова. СПб., 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37101189 (дата обращения: 10.09.2019).

7. Козлова А.Г. Магистратура: ожидаемое и реальное // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества [Электронный ресурс] / сост. Н.А. Лобанов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ma gistratura-ozhidaemoe-i-realnoe (дата обращения: 26.08.2019).

8. Козлова А.Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Изв. рос. гос. пед. ун-та им.А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 110-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Козлова А.Г., Немчикова Л.А. Магистерское педагогическое образование и профессионально-ценностное самоопределение личности // университетское образование современного педагога: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 13 окт. 2016 г. / под ред. И.в. Гладкой, С.А. Писаревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 48-54.

10. Козырев Ф.Н. Духовно-нравственное образование: интерпретативный подход // Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания: науч.-метод. пособие / под ред. А.Г. Козловой, Л.А. Немчиковой, А.С. ро-ботовой. Вып. 1. СПб., 2017. С. 7-16.

11. Магистерские диссертации как отражение готовности к духовно-нравственному воспитанию. Тема «Соотношение светской и религиозной духовности»: сб. науч.-метод. материалов / под ред. А.Г. Козловой. СПб., 2012. Вып. 2.

12. Магистерское образование в оценках и размышлениях студентов и преподавателей: по материалам реализации магистерской образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание» в 2008-2016 гг.: учеб.-метод. комплекс / сост. А.Г. Козлова, Л.А. Немчикова. СПб., 2016.

13. Методика проведения классного часа. Тема: «Воспитание веротерпимости у школьников»: сб. науч.-метод. материалов / под ред. А.Г. Козловой. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2011. Вып. 1.

14. Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание»: кол. моногр. Вып. 2. СПб., 2017.

15. Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание»: кол. моногр / РГПУ, психолого-педагогический факультет, каф. педагогики. СПб., 2015. Вып. 1.

16. Новиков С.Г. Стратегическая цель российского образования в контексте грядущего общества знания // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 2. С. 4-8.

17. Роструд: опыт волонтерской деятельности будет учитываться при размещении резюме на «работе в России» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rostrud.ru/press_center/novosti/827534/ (дата обращения: 10.09.2019).

18. Характеристика педагога-наставника [Электронный ресурс]. URL: https://director.rosuchebnik. ru/article/natsproekt-obrazovanie-kak-organizovat-na stavnichestvo-v-shkole/ (дата обращения: 10.09.2019).

19. Чеботарева И.В. Использование духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности при подготовке будущих педагогов //

Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. №2 2(135). С. 4-9. * * *

1. VCIOM: pochti polovina rossiyan ne rabota-yut po special'nosti [Elektronnyj resurs]. URL: https:// realnoevremya.ru/news/136379-vciom-pochti-polovi-na-rossiyan-ne-rabotayut-po-specialnosti (data obra-shcheniya: 10.09.2019).

2. Gutnik I.Yu. Reflektivnyj analiz opyta deya-tel'nosti v magistrature po programme «Duhovno-nravstvennoe vospitanie» [Elektronnyj resurs] // Mag-isterskoe obrazovanie v ocenkah i razmyshleniyah studentov i prepodavatelej: po materialam realiza-cii magisterskoj obrazovatel'noj programmy «Duhov-no-nravstvennoe vospitanie» v 2008-2016 gg.: ucheb.-metod. kompleks / sost. A.G. Kozlova, L.A. Nemchiko-va. SPb.: Tajkun, 2016.

педагогические науки

3. Izbrannye lekcii v magistrature po proble-mam duhovno-nravstvennogo vospitaniya / pod red. A.G. Kozlovoj, L.A. Nemchikovoj, A.S. Robotovoj. SPb.: Tajkun, 2017. Vyp. 1.

4. Itogovoe sochinenie 2019-2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rustutors.ru/itogovoe2020 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

5. Kozlova A.G. Dinamika osvoeniya magis-trantami nravstvennyh i duhovnyh cennostej [Elek-tronnyj resurs] // Vestn. Pravoslavnogo Svyato-Ti-honovskogo gumanit. un-ta. Ser. 4: Pedagogika. Psi-hologiya. 2014. № 2(33). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/dinamika-osvoeniya-magistrantami-nravst-vennyh-i-duhovnyh-tsennostey-2 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

6. Kozlova A.G. Kniga dlya zapisej. Vypuskniki magistratury ob effektivnosti obrazovatel'noj program-my «Duhovno-nravstvennoe vospitanie» [Elektronnyj resurs] / avt.-sost. S.E. Zalautdinova, A.G. Kozlova, L.A. Nemchikova. SPb., 2019. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=37101189 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

7. Kozlova A.G. Magistratura: ozhidaemoe i real'noe [Elektronnyj resurs] // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie dlya ustojchi-vogo razvitiya: tr. mezhdunarodnogo sotrudnichest-va / sost. N.A. Lobanov. SPb.: LGU im. A.S. Pushki-na, 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mag-istratura-ozhidaemoe-i-realnoe (data obrashcheniya: 26.08.2019).

8. Kozlova A.G. Problemy konstruirovaniya so-derzhaniya magisterskogo obrazovaniya (na mate-riale magistratury «Duhovno-nravstvennoe vospita-nie») // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im.A.I. Gercena. 2013. № 155. S. 110-118.

9. Kozlova A.G., Nemchikova L.A. Magisterskoe pedagogicheskoe obrazovanie i professional'no-cen-nostnoe samoopredelenie lichnosti // Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga: sb. nauch. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. 13 okt. 2016 g. / pod red. I.V. Gladkoj, S.A. Pisarevoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2016. S. 48-54.

10. Kozyrev F.N. Duhovno-nravstvennoe obrazovanie: interpretativnyj podhod // Izbrannye lekcii v magistrature po problemam duhovno-nravstvennogo vospitaniya: nauch.-metod. posobie / pod red. A.G. Kozlovoj, L.A. Nemchikovoj, A.S. Robotovoj. Vyp. 1. SPb., 2017. S. 7-16.

11. Magisterskie dissertacii kak otrazhenie goto-vnosti k duhovno-nravstvennomu vospitaniyu. Tema «Sootnoshenie svetskoj i religioznoj duhovnosti»: sb. nauch.-metod. materialov / pod red. A.G. Kozlovoj. SPb., 2012. Vyp. 2.

12. Magisterskoe obrazovanie v ocenkah i raz-myshleniyah studentov i prepodavatelej: po material-am realizacii magisterskoj obrazovatel'noj program-my «Duhovno-nravstvennoe vospitanie» v 20082016 gg.: ucheb.-metod. kompleks / sost. A.G. Kozlova, L.A. Nemchikova. SPb., 2016.

13. Metodika provedeniya klassnogo chasa. Tema: «Vospitanie veroterpimosti u shkol'nikov»: sb. nauch.-metod. materialov / pod red. A.G. Kozlovoj. 2-e izd., ispr. i dop. SPb., 2011. Vyp. 1.

14. Nauchnye izyskaniya magistrantov. OPOP «Duhovno-nravstvennoe vospitanie»: kol. monogr. Vyp. 2. SPb., 2017.

15. Nauchnye izyskaniya magistrantov. OPOP «Duhovno-nravstvennoe vospitanie»: kol. monogr / RGPU, psihologo-pedagogicheskij fakul'tet, kaf. pe-dagogiki. SPb., 2015. Vyp. 1.

16. Novikov S.G. Strategicheskaya cel' rossij-skogo obrazovaniya v kontekste gryadushchego ob-shchestva znaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 2. S. 4-8.

17. Rostrud: opyt volonterskoj deyatel'nosti bu-det uchityvat'sya pri razmeshchenii rezyume na «Rabote v Rossii» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. rostrud.ru/press_center/novosti/827534/ (data obrashcheniya: 10.09.2019).

18. Harakteristika pedagoga-nastavnika [Elektronnyj resurs]. URL: https://director.rosuchebnik.ru/ article/natsproekt-obrazovanie-kak-organizovat-nastav nichestvo-v-shkole/ (data obrashcheniya: 10.09.2019).

19. Chebotareva I.V. Ispol'zovanie duhovno-nrav-stvennogo potenciala vneauditornyh form organi-zacii obrazovatel'no-vospitatel'noj deyatel'nosti pri podgotovke budushchih pedagogov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 2(135). S. 4-9.

Implementation of the master program "Spiritual and moral education" as the response to modern challenges

The article deals with the ways of improving the educational process while master's studying of the basic professional educational program "Spiritual and moral education". There are demonstrated the innovative technologies of constructive communication with students. There are reviewed the teaching methods and techniques, the results of the pedagogical experience and the specific conditions of the successful implementation of the master program.

Key words: master's study, spiritual and moral education, constructive communication, research culture, innovative character of quality management of teaching.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.