Interdisciplinary integration in project activities of students
The article deals with the peculiarities, principles and stages of the interdisciplinary integration in project activities of students. There is concluded that the interdisciplinary project helps to develop the professional competences providing the improvement of the quality of the professional training and the levels of the competitiveness offuture specialists.
Key words: interdisciplinary integration, project activities, integrated thinking, interdisciplinary project, competitiveness.
(Статья поступила в редакцию 17.03.2020)
цзян гуаньнань
(москва)
самостоятельная работа учащихся в китае во время карантина из-за коронавируса как необходимая составляющая саморазвития
Рассматривается опыт китайских учащихся, которые самостоятельно занимаются дистанционным онлайн-обучением во время карантина из-за коронавируса. Подчеркивается степень принятия онлайн-обучения учащимися разного уровня и возраста, обращается внимание на продуктивность обучения, всестороннее улучшение, повышение качества обучения. Придается большое значение обучению учителей, изменению роли учителей в учебном процессе.
Ключевые слова: самостоятельность, саморазвитие, самообразовательная деятельность, дистанционное обучение, онлайн-об-учение, домашнее обучение, новые условия, платформа.
2020 год - необычный год для руководителей Китая и для китайского народа. В конце января в провинции Хубэй началась вспышка инфекционного заболевания, источником которого явился коронавирус. В течение короткого времени вирус распространился по всему Китаю, и было много случаев заражения
за рубежом. Это произошло во время традиционного китайского новогоднего праздника, все детские сады, школы и университеты не работали, все учащиеся были на каникулах. По мере распространения эпидемии правительство по всему региону издало чрезвычайные уведомления, призывающие отменить все мероприятия, где собирались люди. Были временно закрыты все общественные заведения, кроме необходимых для жизнеобеспечения, таких как аптеки и продовольственные магазины. Впоследствии Министерство образования также издало распоряжение временно закрыть все учебные заведения, репетиторские организации, отложить начало учебного процесса в детских садах, школах, университетах и строго ограничить возвращение учащихся в университеты. Были отложены на неопределенный срок сдача государственных экзаменов для поступления в магистратуру, сдача тестов для определения уровня владения каким-либо иностранным языком, а также другие виды испытаний.
Отсрочка начала учебного процесса беспокоила всех родителей, учителей и Министерство образования КНР. В этой сложной ситуации было необходимо найти пути решения проблемы обучения учащихся дома. Спасительным и перспективным решением, выходом из такой непростой ситуации стала самообразовательная деятельность учащихся. однако необходимо было озаботиться эффективностью самообразовательной деятельности в новых, созданных эпидемией коро-навируса условиях домашнего обучения учащихся.
Ведущая группа Министерства образования КНР по противодействию проблемам, связанным с эпидемией коронавирусной пневмонии, в начале февраля выпустила несколько уведомлений, в которых содержится призыв к использованию онлайн-платформы, в связи с «приостановкой занятий не прекращать учебу, продолжать обучение без промедления» [1], а также предложила спецификации и порядок онлайн-обучения. Например, одно из требований гласит, что «учителям нельзя практиковать онлайн-обучение сверх предела, нельзя преподавать во время перерывов» [5]. «Университеты должны полностью взаимодействовать с платформой учебных программ в организациях онлайн-обучения и выбирать лучшие планы, которые соответствуют реальным
© Цзян Гуаньнань, 2020
условиям» [2]. Однако потребности в обучении учащихся разных классов различны, условия онлайн-обучения в разных регионах также различны. Как решить эти проблемы и лучше достичь целей обучения с помощью новой формы онлайн-курсов - стало первым «тестовым вопросом», с которым столкнулись преподаватели и студенты.
В середине февраля 2020 г. Министерство образования КНР еще раз подчеркнуло, что во время отсрочки начала учебного процесса все регионы должны объединить местные учебные ресурсы, организовывать общие мероприятия и искать правильный выход в разных ситуациях, чтобы избежать «единого решения для всех». В частности, нужно запретить школам организовывать учителей для записи уроков, это является избыточной нагрузкой для них [6].
В Китае большое количество школьников. Из-за разных условий в регионах, возрастных особенностей учащихся, физического и умственного развития, а также других факторов познавательные способности учеников различные, поэтому работа по онлайн-обучению должна проводиться местным объединением. она должна быть организована в соответствии с местными условиями и школьной системой, все должно исходить из реальной ситуации. По возможности нужно стараться избегать ситуации обучения в форме «безразличных онлайн-классов», когда ученики занимаются вынужденно, незаинтересованно. Уточняющие требования к онлайн-обучению были изданы в различных местах.
В Департаменте образования провинции Чжэцзян издали распоряжение, в котором говорится, что научно обоснованным является следующий график онлайн-обучения: время обучения (урока) в каждом классе составляет около 20 минут для начальной школы и 30 минут для средней школы. общая продолжительность онлайн-обучения строго ограничена.
В Департаменте образования провинции Гуаньдун объявили, что необходимо полностью учитывать особенности онлайн-обучения в домашних условиях, а также замедлить темпы обучения, соблюдать стандарты учебной программы, запретить чрезмерные требования и сверхнормативное обучение, чтобы избежать отдельных и необычных вопросов, а также сложных проблем. Необходимо разумно распределять учебное время, не выдвигать одинаковые требования для учащихся начальных классов. Продолжительность онлайн-
'КИЕ науКИ -
курсов не должна превышать 20 минут. Внимание должно быть уделено «ключевым» классам (например, выпускным), для них школы стремятся достичь индивидуального подхода - «одной группы, одного плана, одного ученика, одного списка» [7], что означает отдельный список для каждого отдельного ученика, различный план для каждой группы.
После официального начала учебного процесса, чтобы возобновить преподавание в школе, школы должны правильно проанализировать учебную ситуацию, тщательно изучить результаты домашнего обучения, провести диагностическую оценку качества обучения и составить целевой план обучения.
Комплексная поддержка платформы. Для высокой эффективности онлайн-обучения необходима техническая поддержка. Для студентов со способностями к самообразовательной деятельности онлайн-обучение может быть реализовано в основном путем просмотра записанных видеокурсов.
В начале февраля Министерство образования КНР запустило 24 000 курсов на 22 он-лайн-платформах для онлайн-обучения в университетах, которые открыты с правом бесплатного пользования для всех студентов по всей стране. «На самом деле, эти платформы создаются не в спешке, не только для того, чтобы справиться с эпидемией коронавируса. уже несколько месяцев, даже несколько лет назад в течение долгого времени они были хорошо организованы, тщательно отобраны профессиональными преподавателями, у каждого урока есть гарантия качества», - сообщили сотрудники Министерства образования КНР [4].
Для обеспечения беспрепятственного прохождения онлайн-обучения платформа курса была технически подготовлена с 30 января нынешнего года, включая различные тесты и проверки. «Мы увеличили основание базы платформ, чтобы избежать "заторов" в одно и то же время, на той же платформе и в том же курсе. Что касается формы курсов, Министерством образования предлагаются различные варианты, включая МОСС (www.icourse163.org), SPOC (онлайн-курс для маленьких групп), экспериментальный курс по виртуальному моделированию и т. д. В плане содержания они охватывают 12 специальностей бакалавриата и 18 основных категорий профессиональных колледжей. В то же время на всех онлайн-платформах имеются разделы с инструкциями и технической поддержкой для преподава-
телей, которые позволяют им повысить свою профессиональную квалификацию и методику преподавания в области информатики. Здесь также есть разделы по профилактике эпидемий. В них излагаются общие курсы по эпидемиологическим и инфекционным болезням для того, чтобы помочь предотвратить и контролировать эпидемии и повысить знания о здоровье» [4].
Принимая во внимание влияние эпидемии коронавируса на снижение экономики в целом, крупные компании сокращают набор нового персонала, маленькие предприятия находятся на грани банкротства. В связи с этим в 2020 г. для выпускников университетов будет доступно меньше рабочих мест, и многие платформы онлайн-обучения предлагают курсы по психологии, планированию будущей карьеры, обучение профориентации и руководство по обучению за рубежом, чтобы сопровождать будущее развитие студентов в более оптимистичной среде.
Для школьников Министерство образования интегрировало высококачественные учебные ресурсы: с 17 февраля 2020 г. открыта общенациональная облачная платформа для сети начальных и средних школ (ykt.eduyun.cn), учебные ресурсы предоставляются бесплатно, в том числе с первого класса начальной школы до третьего класса средней школы.
Кроме того, в процессе обучения требуется взаимодействие школьников и учителей. Исходя из этого, многие школы и учителя выбирают платформу, которая может обеспечивать прямую трансляцию в режиме онлайн, видео в групповом чате и другие функции. Многие офисные приложения специально расширяют для этого функции онлайн-обучения. Например, «Вичат» (WeChat) поддерживает учителей для запуска «групповой прямой трансляции» в групповых чатах класса. Родители и ученики могут смотреть прямо через «Вичат», а апплет «Класс Батлер» может загружать фотографии домашних заданий без установки дополнительных приложений.
Приложение «Диндин» (Dingding) охватывает 50 млн пользователей по всей стране. Чтобы удовлетворить возникший спрос, программа «Урок дома» приложения «Диндин» расширяет 100 000 облачных серверов через AlibabaCloud. Это необходимо для того, чтобы противостоять огромному влиянию трафика. Многие учителя также превратились в бло-геров и преподают в прямом эфире в приложении «Тэнсюнь» (TencentClass).
В некоторых местах и школах используются самостоятельно разработанные онлайн-платформы для обучения, чтобы предоставлять более целенаправленные услуги по учебным программам. Например, в городе ухань провинции Хубэй, где эпидемия вызвала наиболее серьезные последствия, органы муниципального образования в срочном порядке объединились с представителями «Тэнсюнь» (ТепсеШ:), чтобы приступить к созданию платформ для «облачных классов» начальных и средних школ.
Утром 10 февраля для 900 000 школьников в ухани начался необычный первый урок в прямом эфире. Эффект от посещения он-лайн-занятий оказался сильнее, чем ожидалось. После того как один отец шестиклассника сопровождал ребенка в онлайн-классе, он заявил, что очень беспокоился о проблемах в сети или прерывании, которое могло уменьшить эффект обучения ребенка, но после этого первого урока он понял, что сеть работала относительно «гладко» и детям все понравилось [3].
В сельской местности и отдаленных горных районах доступ к Интернету ограничен, по этой причине с 17 февраля 2020 г. китайское образовательное телевидение передает соответствующие учебные ресурсы для пользователей по всей стране через спутниковую платформу, охватывающую отдаленные и бедные сельские районы, особенно районы со слабым сетевым сигналом. Контент, транслируемый на телеканале, в основном ориентирован на потребности учащихся для вступительных экзаменов в среднюю школу и сдачи ЕГЭ.
Адаптация учителей к новым ролям.
Существует большая разница между онлайн-обучением и реальным преподаванием в классе. «Приостановка занятий без прекращения учебы» также выдвигает новые требования для учителей. В реальном классе проще наблюдать за успеваемостью и реакцией учеников, намного сложнее принять во внимание успеваемость и реакцию каждого ученика в онлайн-классе.
онлайн-обучение требует использования различного программного обеспечения, и некоторым учителям старшего возраста нужно тратить больше времени на ознакомление с программой и техникой. Например, 50-летний учитель математики в Шаньдуне впервые использовал прямую трансляцию и по ошибке раскрыл эффекты, а его жена, думая, что
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ
он записывал видео несколько раз, постоянно прерывала его, звала перекусить. эта прямая трансляция была загружена в Интернет учеником, и учитель математики случайно стал интернет-знаменитостью, собрав миллионы лай-ков и большое количество комментариев.
отделы образования в различных местах усилили возможности информатизации учителей и преподавателей, приняли соответствующие меры поддержки, а также предоставили поддержку и гарантию для учителей и преподавателей в проведении научного и эффективного онлайн-обучения и преподавания. Чжец-зянский университет иностранных языков на официальном сайте открыл раздел «общение в режиме онлайн для всех», предлагая преподавателям, имеющим опыт преподавания в интернете, делиться своим опытом и давать рекомендации для других преподавателей в режиме онлайн. Нанкэйский университет запустил серию онлайн-тренингов по обучению навыкам, каждый день проводится прямая трансляция для преподавателей в режиме онлайн. Обучение охватывает различные сценарии применения, такие как лекции, обсуждения в классе, выпуски упражнений и исправления домашних заданий. В настоящее время по данным программам обучаются более 1 200 преподавателей, на каждом курсе учатся около 500 человек.
В процессе онлайн-обучения учителям необходимо адаптироваться к новым ролям.
Во-первых, учителя должны играть роль руководителей, чтобы направлять ученика на самостоятельную деятельность под их руководством, преподаватель-руководитель дает указания и отвечает на вопросы. В домашнем обучении отсутствует атмосфера, когда учителя и ученики физически находятся рядом, соответственно, работа учителя может быть эффективна только в том случае, если он дает индивидуальное указание и оказывает помощь каждому ученику.
Во-вторых, учителя должны хорошо ориентироваться во всем. учитель должен хорошо знать онлайн учебные ресурсы и в то же время понимать особенности и потребности учеников, чтобы направить их на выбор нужного контента с целью максимально повысить эффективность обучения.
В-третьих, учителя должны играть роль «обучающих компаньонов». При отсутствии одноклассников и друзей в домашнем обучении учитель должен поменять свою роль и стать надежным «компаньоном» для учаще-
гося, своего рода удаленным «всегда присутствующим».
Одновременно с «приостановкой занятий без прекращения учебы» Министерство образования КНР также подчеркнуло необходимость защищать права и интересы учителей. Учителям, участвующим в онлайн-обучении или дистанционном обучении в Интернете, за-считываются часы обучения (зачетные единицы) в соответствии с количеством часов, определенных оценкой. Учителя отвечают за онлайн-обучение и преподавание, онлайн-ре-петиторство и ответы. Коррекция домашних заданий и другие виды работ включаются в общую рабочую нагрузку и в управление производительностью [5].
новые условия обучения, в которые вынужденно поставлены китайские учащиеся, по нашему мнению, вызвали более ответственное отношение у них к учебе, а онлайн-обучение способствует их самостоятельности и саморазвитию, что является, несомненно, положительным эффектом в такой непростой ситуации.
Список литературы
1. Используя онлайн-платформы, не прекращайте учебу (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Министерство образования Китая. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202001/t2020 0129_416993.html (дата обращения: 29.01.2020).
2. Организация онлайн-обучения и управления работой университетов во время карантина и борьбы с эпидемией [Электронный ресурс] (на кит. яз.) // Министерство образования Китая. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s59 87/202002/t20200205_418131.html (дата обращения: 05.02.2020).
3. Первый урок 2020 года в Ухане: 900 000 учеников вместе «влетают» в «облачный класс» (на кит. яз.) [Электронный ресурс]. URL: http://news.eastday. com/eastday/13news/auto/news/china/20200210/u7ai 9081460.html (дата обращения: 10.02.2020).
4. Совместная контрольная пресс-конференция Госсовета (на кит. яз.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/202002/t2020 0213_420702.html (дата обращения: 15.02.2020).
5. Уведомление Ведущей группы по борьбе с вспышками эпидемии коронавируса Министерства образования о работе по нескольким вопросам выполнения работы учителя в установленные сроки (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Министерство образования Китая: URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A10/s373 5/202002/t20200213_420863.html (дата обращения: 29.01.2020).
6. Уведомление об организации работы в связи с «приостановкой занятий без прекращения учебы» при отложенном открытии начальных и средних
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
школ (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Министерство образования Китая. URL: http://www.moe. gov. cn/srcsite/A06/s3321/202002/t20200212_420435. html (дата обращения: 05.02.2020).
7. Уведомление по онлайн-обучению в начальных и средних школах при отложенном открытии начальных и средних школ (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Департамент образования провинции Гуаньдун. URL: http://edu.gd.gov.cn/zxzx/zyjyx d/zydt/content/post_2895738.html (дата обращения: 15.02.2020).
* * *
1. Ispol'zuya onlajn-platformy, ne prekrashchajte uchebu (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Mini-sterstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www.moe. gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202001/t2020012 9_416993.html (data obrashcheniya: 29.01.2020).
2. Organizaciya onlajn-obucheniya i upravleniya rabotoj universitetov vo vremya karantina i bor'by s epidemiej [Elektronnyj resurs] (na kit. yaz.) // Mini-sterstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202002/t2020 0205_418131.html (data obrashcheniya: 05.02.2020).
3. Pervyj urok 2020 goda v Uhane: 900 000 uche-nikov vmeste «vletayut» v «oblachnyj klass» (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://news.eastday. com/eastday/13news/auto/news/china/20200210/u7ai 9081460.html (data obrashcheniya: 10.02.2020).
4. Sovmestnaya kontrol'naya press-konferenciya Gossoveta (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/202002/t2020 0213_420702.html (data obrashcheniya: 15.02.2020).
5. Uvedomlenie Vedushchej gruppy po bor'be s vspyshkami epidemii koronavirusa Ministerstva obrazovaniya o rabote po neskol'kim voprosam vy-polneniya raboty uchitelya v ustanovlennye sroki (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya Kitaya: URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/ A10/s3735/202002/t20200213_420863.html (data obrashcheniya: 29.01.2020).
6. Uvedomlenie ob organizacii raboty v svyazi s «priostanovkoj zanyatij bez prekrashcheniya ucheby» pri otlozhennom otkrytii nachal'nyh i srednih shkol (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www.moe.gov.cn/src site/A06/s3321/202002/t20200212_420435.html (data obrashcheniya: 05.02.2020).
7. Uvedomlenie po onlajn-obucheniyu v nachal'-nyh i srednih shkolah pri otlozhennom otkrytii na-chal'nyh i srednih shkol (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Departament obrazovaniya provincii Guan'dun. URL: http://edu.gd.gov.cn/zxzx/zyjyxd/ zydt/content/post_2895738.html (data obrashcheniya: 15.02.2020).
Independent work of students in China during the isolation period caused by coronavirus as a necessary component of self-development
The article deals with the experience of the Chinese students who independently realize distance e-learn-ing during the isolation period caused by corona-virus. There is emphasized the degree of accepting e-learning by the students of different level and age. The author pays attention to the learning productivity, the comprehensive improvement and the raise of the learning quality. There is highlighted the teachers' learning and the change of the teachers' role in the educational process.
Key words: independence, self-development, self-educational work, distance learning, e-learning, home schooling, new conditions, platform.
(Статья поступила в редакцию 09.04.2020)
в.в. белкина
(ярославль)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Обосновывается возможность использования образовательного события как современной формы работы с подростками, обеспечивающей активное включение последних в «пространство деятельностных проб» и совместный поиск смыслов и ценностей происходящего. Даются обобщенные характеристики образовательного события, предлагается матрица его проектирования, применение которой возможно в образовательных организациях различных типов.
Ключевые слова: демократическая культура, подростковый возраст, педагогическое средство, образовательное событие, рефлексия.
Современный этап общественного развития характеризуется динамичностью социальной ситуации, разнообразием идей, поликультурностью и многополярностью окружающего мира. осмысление современной жизни ори-
О Белкина В.В., 2020