Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПОИСК И ВЫБОР ПУТИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПОИСК И ВЫБОР ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ПРОСТРАНСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна, Кануникова Маргарита Игоревна, Лесникова Ольга Валентиновна

Образование на протяжении всей жизни, принятие решения о способах и формах его получения сегодня является свободным выбором личности. Жизнедеятельность человека в открытом информационном пространстве протекает в условиях беспощадной неопределенности. Это буквально вынуждает его к личностным преобразованиям. Психофизиологические черты индивида обогащаются дополнительными красками. Человек развивается в направлении находчивости, изобретательности, адаптивности, мобильности, двигается к поиску необычных путей развития и обучения. Жизнь всё чаще рассматривается как путешествие, в котором индивид непрерывно учится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL JOURNEY: SEARCH AND SELECT A PATH

Education through life, making decisions about how and how to get it today is a free choice of the individual. The life activity of a person in an open information space takes place in conditions of merciless uncertainty. It literally forces him to make a personal transformation. The psychophysiological properties of the individual are enriched with additional colors. A person develops in the direction of ingenuity, ingenuity, adaptability, mobility, moves in the direction of finding strange ways of development and learning. Life is increasingly seen as a journey on which one constantly learns.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПОИСК И ВЫБОР ПУТИ»

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.045

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПОИСК И ВЫБОР ПУТИ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.rul Кануникова Маргарита Игоревна, к.э.н., доцент Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия, Лесникова Ольга Валентиновна, к.э.н., доцент Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия

Образование на протяжении всей жизни, принятие решения о способах и формах его получения сегодня является свободным выбором личности. Жизнедеятельность человека в открытом информационном пространстве протекает в условиях беспощадной неопределенности. Это буквально вынуждает его к личностным преобразованиям. Психофизиологические черты индивида обогащаются дополнительными красками. Человек развивается в направлении находчивости, изобретательности, адаптивности, мобильности, двигается к поиску необычных путей развития и обучения. Жизнь всё чаще рассматривается как путешествие, в котором индивид непрерывно учится.

Ключевые слова: непрерывное образование, образовательное путешествие, пространство обучения, личностный выбор, маршрут.

Путешествия - один из лучших способов образования в современной динамичной жизни. «Лишь тот, кто странствует, открывает новые пути», -гласит норвежская пословица. «Тот, кто живет, видит много. Тот, кто путешествует, видит больше», - арабская пословица. «Приключение того стоит», - мысль Аристотеля. Настоящий путешественник перемещается без намерения и планов, - гласит мудрость Лао Цзы. Далай Лама уверен, что надо ставить себе целью посещать раз в году место, где ни разу не был. «Мир - это книга, и те, кто не путешествуют, успевают прочесть лишь первую страницу», - изречение Аврелия Августина. Путешественник видит то, что видит, туристы видят то, на что они приехали посмотреть, - убежден Гилберт Кит Честертон. «Путешествовать - значит жить», - слова Ханса Кристиана Андерсена. Если ты не знаешь куда идти, подойдет любая дорога, - точка зрения Льюиса Кэролла.

Анатоль Франс считал, что иногда один день, проведенный в незнакомых местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для Альбера Камю путешествие - это самая серьёзная наука, величайшее знание, которое даётся, чтобы вновь обрести себя. Путешествие развивает ум как ничто иное, - утверждал Эмиль Золя. Марк Твен был убежден, что тем, кто учится, путешествие просто необходимо. Для философа, фантаста Рэя Брэдберри мир

казался куда удивительнее снов, - только на него надо смотреть пристальнее.

Мэттью Карстен советует инвестировать в путешествия, это лучше вложение средств. Жизнь надо превращать в отчаянное приключение, - восклицает Хеллен Келлер. Дорогу стоит измерять прежде всего в друзьях, а не в милях, - так утверждает Тим Кэхилл. Ибн Баттута говорит, что путешествие надо превращать в рассказ, оно сначала лишает человека дара речи, а потом требует слушателя или читателя. Прекрасно почувствовать себя своим в незнакомом городе, - так видит смысл перемещения Билл Брай-сон. Амин Маалуф уверен, что полезно уезжать от границ, своей страны и тяжелых мыслей. Дорога преобразует путника, возвращаешься домой полностью обновленным, - мнение Кейт Дуглас Уигген. Чем дальше человек уезжает, тем больше приближается к себе, - мнение Эндрю МакКарти. Пьер Бернандо считает, что путешествовать - значит развиваться. Лихорадка перемены мест заражает человека до конца дней, она прекрасна, от неё не требуются лекарства, - говорит Майкл Пейлин. Сьюзен Зонтаг, конечно, не побывал везде, где хотел, но постоянно стремился в дорогу, чтобы получить свежие впечатления. Главное в путешествии - это обрести способность смотреть на мир иначе, а место - вовсе не цель странствия, -считал Генри Миллер. Важно не то, куда ты попадешь в конце, но какие приключения встретят тебя на этом пути, - вторит ему Пенелопа Райли. И если человек не чтит чужие традиции, религию и избегает людей, то ему лучше оставаться дома, - категоричен Джеймс Миченер.

Фитжугх Муллан призывал в дороге меньше думать о трудностях, «ямах», а наслаждаться каждым происшествием. Чтобы путешествовать далеко и быстро, надо сбросить с плеч нетерпимость, эгоизм, зависть, страхи, - советует Чезар Павезе. Предрассудки, нетерпимость и узколобость губительны для путешествий, - уверен Марк Твен. Путешествия учат толерантности, - смысл перемещений для Бенжамина Дизраэли. Путешествия помогают быть скромнее, каждый человек - лишь крохотная песчинка в этой пустыне людей, - так говорил Гюстав Флобер. Андре Гайд уверен, что лишь в пути люди по-настоящему могут познать себя. «Не люди создают путешествия, а путешествия создают людей», - убежден Джон Стейнбек. «Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбу», - девиз Джека Керуака.

Литература путешествий имеет солидную историю и древние традиции в культуре. В европейской литературе существовал даже особый жанр -вояжная литература. Рассказы от лица участников исторических событий (например, крестовых походов, войн, массовых перемещений), пилигримов, дервишей, паломников, купцов, коммивояжеров, писателей, журналистов, политиков, членов правящих династий, дипломатов, миссионеров, воинов и т. д. - и сегодня необычайно ценны, они по-прежнему занимательны и познавательны. У путешественников разная мотивация, это может быть встреча, бегство, поход, паломничество, миграция, прогулка, хо-

ждение, торговая поездка, описание быта и нравов, ботаническое, зоологическое, географическое исследование, поиск работы, дружбы, любви, славы или смысла жизни, дорога сама по себе и, наконец, познание и образование.

Путешественник в своём повествовании (впоследствии оно стало основой для новых литературных жанров - «путевого очерка», «дорожного дневника», «путевых заметок», «рассказов очевидца», «мемуаров», «эпи-столяриев», а далее нашло отголоски в приключенческой, научной литературе и научной фантастике) даёт географическое, этнографическое, социокультурное описание увиденного. В мемуарах, дневниках мы читаем о незнакомых нам землях, странах, народах, животных, растениях и т.д. Изложение может происходить в художественной, главным образом, в эпической форме (для которой важны происшествия и впечатления), либо в документальном жанре (здесь существенней наблюдения, с меньшей долей субъективных авторских замечаний). В историческом анализе в качестве рабочего материала часто используются произведения античных писателей о путешествиях, паломничествах.

Художественное путешествие может излагаться либо в форме авантюрной эпопеи, либо в форме сатирического приключения. Например, классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру «Одиссея» (где путешествие является главным сюжетным стержнем), является, по сути, авантюрным романом. А нравоучительный «Сатирикон» Петрония или сочинения Лукиана Самосатского - сатирические, пародийные приключения, в которых авторы высмеивают общественные, религиозные и философские предрассудки и другие пороки современного им общества. «Правдивая история» Лукиана, где описано путешествие на Луну и Венеру, вообще убеждает читателя в нереальности происходящего. Оно оказало большое влияние на становление научной фантастики.

Путешествие проходит как сюжетный стержень в средневековых сагах (например, в ирландском эпосе «Путешествие св. Брандана»), куртуазных романах (в частности, в произведении «Персеваль, или Легенда о Граале» Кретьена де Труа»), галантно-рыцарских романах («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса, или «Амадис из Уэльса» Гарси Родригеса де Монтальво), плутовских романах («Жизнь Ласариильо с Тормеса: его невзгоды и злоключения», - испанская повесть, изданная анонимно, или «История Жиль Бласа из Сантильяны» Алена Рене Лесажа) и т.д.

Путешествие пронизывает романы Байрона, Гёте, Гоголя, Диккенса, Карамзина, Конрада, Лондона, Новалиса, Радищева, Савиньёна, Смоллета, Стерна, Стивенсона, Теккерея, Филдинга, Уэллса. Особого внимания заслуживают робинзонады разных авторов (ярчайших образец - «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо). В этом жанре описывается жизнь и приключения личностей вне общества, о познании мира в полном физическом одиночестве, о подлинном пути к культуре через труд, лишения, о радости приоб-

щения к миру духовных ценностей, о пути глубокого проникновения в смысл прекрасного. о самопознании себя через преодоление.

Произведений в этом жанре много, вот самые известные: «Швейцарский Робинзон» Йоханна Висса, «Крушение «Великого Океана»» Фредерика Марриета, «Коралловый остров» Роберта Баллантайна, «Приключения Робина Дэвиджера, проведшего семнадцать лет и четыре месяца в плену у даяков на острове Борнео» Джеймса Гринвуда, «Дядюшка Робинзон», «Таинственный остров», «Школа Робинзонов», «Два года каникул» Жюля Верна, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, «Итальянский Робинзон» Эмилио Сальгари, «Пурпурное облако» Мэтью Фипс Шила, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, «Повелитель мух», «Воришка Мартин» Уильяма Голдинга, «Стена» Марлен Хаусхофер, «Пленники Барсова ущелья» Вахтанга Ананяна, «Остров накануне» Умберто Эко, «Тоннель в небе» Роберта Хайнлайна, «Посёлок» Кира Булычёва, «Марсианин» Энди Вейра и т.д.

Рассмотренные концепты, на первый взгляд, несколько метафоричные для научного дискурса, позволяют шире увидеть основные принципы непрерывного образования: вариативность и гибкость системы обучения; равенство возможностей всех обучающихся; уважение к уникальности человека, стремление раскрыть его разнообразные потенциальные возможности; пересмотр основ профессионального образования с выходом на широкие интересы и возможности производств; взаимосвязь образовательных институций различных уровней; создание функционирующей сети общественного образования (на основе многопрофильности, многофункциональности), воспитания, самообучения; удовлетворение непрофессиональных потребностей, расширение их круга; андрагогический подход к организации образования с совместным поиском обучающего и обучающегося нового содержания, форм и технологий обучения; создание возможностей для самореализации пожилых людей с целью, как сохранения их физического и психического здоровья, так и для пользы общества; задействование новейших информационно-коммуникационных технологий для информирования, профориентации, разного типа консультирования, своевременно качественной помощи; формирование сознательной потребности в гармоничном развитии, мотивационный подход к обучению; обеспечение защищенности различных страт населения; демократизм, социальная открытость, партнерство, инициативность, устремленность в будущее.

Содержательная наполненность, нескованность временными рамками, чувствительность к новым формам и технологиям позволяют непрерывному образованию выполнять важные функции, которые не под силу никакой другой институции, а именно: развитие разнообразных запросов личности и общества; создание условий для постоянного творческого роста; поиск и открытие культурных горизонтов; формирование зоны ближайшего развития индивида; адаптация к социальным и технико-технологическим трансформациям путем оперативной подготовки, переподготовки, повышения

квалификации; удовлетворение государственных и региональных потребностей в необходимых трудовых ресурсах. Конечно, эти функции надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, состав их постоянно изменяется и дополняется.

Список литературы

1. Макеева В.Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.

2. Макеева В. Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.

3. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

4. Сундукова Г.М. Интеллектуальный капитал вуза как фактор конкурентоспособности. В книге: Актуальные проблемы управления - 2017. Материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления.

2017. С. 44-47.

5. Сундукова Г.М. Креативное обучение как инновационный метод в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 345-348.

6. Шарипов Ф.Ф. Перспективы реализации новых образовательных программ для новой экономики в государственном университете управления с участием китайских вузов-партнеров. В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера.

2018. С. 228-231.

7. Шарипов Ф.Ф., Тимофеев О. А. Взаимосвязи российского и китайского бизнеса на приграничных территориях (в части автомобильных перевозок). В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 481-483.

8. Шарипов Ф.Ф., Тимофеев О.А. Инвестиционный потенциал приграничной территории РФ. В сборнике: Современные тенденции развития инвестиционного потенциала в России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 97100.

9. Шарипов Ф.Ф. Институциональные факторы, влияющие на формирование и развитие бизнес-экосистем приграничной с Китаем территории России: история и современное состояние. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник статей У-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ. 2020. С. 489-491.

10. Гибадуллин А. А. Модели устойчивого функционирования и развития электроэнергетической отрасли. Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 59-66.

11. Гибадуллин А.А. Обеспечение энергетической безопасности российской федерации в рамках развития логистических систем электроэнергетического комплекса. Логистические системы в глобальной экономике. 2019. № 9. С. 86-89.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of Philosophical Sciences, associate professor, State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Kanunikova Margarita Igorevna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia

Lesnikova Olga Valentinovna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia EDUCATIONAL JOURNEY: SEARCH AND SELECT A PATH

Education through life, making decisions about how and how to get it today is a free choice of the individual. The life activity of a person in an open information space takes place in conditions of merciless uncertainty. It literally forces him to make a personal transformation. The psychophysiological properties of the individual are enriched with additional colors. A person develops in the direction of ingenuity, ingenuity, adaptability, mobility, moves in the direction of finding strange ways of development and learning. Life is increasingly seen as a journey on which one constantly learns.

Keywords: continuing education, educational journey, learning space, personal choice, path.

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.046 ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ В ФИТНЕС-КЛУБЕ Крылова Татьяна Валентиновна, к.п.н., доцент (e-mail: perova tatyana83@mail.ru) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: ksbel99@yandex.ru) Завьялова Анастасия Александровна, студент (e-mail: Sportnastya72@gmail. com) Лабазова Анастасия Васильевна, студент (e-mail: n.labazova99@gmail.com) Уткина Евгения Олеговна, студент (e-mail: zhenya.utkina.01@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Н.Новгород, Россия

В данной статье отражены результаты исследования, проведенного в январе 2021 года в фитнес-клубе «ФизКульт Южное» с целью выявления востребованности и изучения требований к организации персональных тренировок в рамках деятельности данного фитнес-клуба. Задачей исследования выступало планирование персональных тренировок в «ФизКульт Южное» с учетом предпочтений потенциальных потребителей. Методом исследования являлся анкетный опрос. В результате исследования был сформирован набор требований к организации персональных тренировок, наиболее значимых с точки зрения посетителей фитнес-клуба.

Ключевые слова: исследование, анкетный опрос, спрос, персональные тренировки, фитнес-клуб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.