Научная статья на тему 'МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАЧИМЫЕ КОНЦЕПТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION / SIGNIFICANT CONCEPTS OF CONTINUING EDUCATION / KNOWLEDGE SOCIETY / EDUCATIONAL CAPITAL / LEARNING SOCIETY / PERSONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Такие устоявшиеся концепты, как «обучающееся общество», «общество знаний», «образовательный капитал», отражают свободные от национальных черт взгляды на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе. В статье делается попытка рассмотреть понятие «мобильность личности» как значимый концепт «образования на протяжении жизни». Делается акцент на важности развития этого понятия, особенно в ситуации цифровизации образования и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL MOBILITY AS A UNIQUE ELEMENT OF THE CONCEPT SPHERE OF CONTINUING EDUCATION

Such well-established concepts as "learning society", "knowledge society", and "educational capital" reflect views that are free from national traits on the purpose of education and knowledge in the life of a modern person operating in the information society. The article attempts to consider the concept of "personal mobility"as a significant concept of "lifelong education". Emphasis is placed on the importance of developing this concept, especially in the situation of digitalization of education and society as a whole.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.013.76

МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Такие устоявшиеся концепты, как «обучающееся общество», «общество знаний», «образовательный капитал», отражают свободные от национальных черт взгляды на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе. В статье делается попытка рассмотреть понятие «мобильность личности» как значимый концепт «образования на протяжении жизни». Делается акцент на важности развития этого понятия, особенно в ситуации цифровизации образования и общества в целом.

Ключевые слова: образование, значимые концепты непрерывного образования, общество знаний, образовательный капитал, обучающееся общество, мобильность личности.

«Для нашего развивающегося ума лаборатория - весь мир».

(Мартин Фишер)

Сегодняшний субъект деятельности - это человек, который вынужден не только быстро и качественно адаптироваться к экспоненциальным трансформациям, но и инновационным образом изменять окружающий мир, чего не предполагала ни когнитивная парадигма педагогики 20 века, ни уровень мирового научно-технического прогресса прошлого столетия. Образование, даваемое и получаемое «раз и навсегда», не требовало личностной мобильности, оно честно предоставляло возможность выполнять профессиональные функции на требуемом уровне.

Сейчас, говоря о мобильности, чаще всего имеют в виду два аспекта этого явления в психологии и педагогике - мобильность как процесс, и мобильность как особое качество личности.

Рассматривая мобильность как процесс в образовании, обычно подразумевают средства и условия образования, которые дают возможность формировать социальные важные качества на разных возрастных этапах. Говоря о мобильности как интегративном качестве личности, таким образом обозначают конечную цель, результат образовательной и воспитательной деятельности. И в том, и в другом случае вычленяются признаки мобильности: высокая активность, быстрая адаптивность, личностный интерес в каждом выполняемом субъектом действии, феерическая креативность, безграничная открытость, осмысленная ориентация в информационном пространстве и т. д.

Американский социолог и культуролог, выходец из России Питирим Сорокин, предлагая в первой трети 20 века термин «мобильность», говорил

о перемещении из одной социальной позиции к другой [1-3]. Значимо было разделение на мобильность горизонтальную и вертикальную. Имелось в виду прежде всего изменение статуса (как индивидуального, так и группового). Последующие, уже европейские социологические исследования затрагивали мобильность горожан и учащихся студентов, обсуждался стремительный личностный рост перемещающегося субъекта, усиление человеческого потенциала, гарантированное трудоустройство в результате появления мощного межкультурного опыта при обмене знаниями, обогащение внутреннего мира, развитие языковых навыков, индивидуальный культурный прогресс.

В советские годы термин «мобильность», понимаемый чаще всего как географическое перемещение, избегали и осуждали явление за ним стоящее, при этом практически не затрагивали личностный строй мобильного человека, его позитивные черты, процессы развития. Ослабление идеологической пружины, взрыв интереса к теме «перемещений» привели к активной научной разработке проблематики мобильности. В большинстве случаев исследователи рассматривали молодежный контингент, видя в нем воплощение идеи скорости, смелости поиска и открытия, стремления к новизне, тяги к путешествиям и дорожным приключениям. Еще одним фокусом внимания ученых стали каналы мобильности. Нисходящая социальная мобильность изучалась в купе с социальным неравенством в постсоветских обществах.

Для педагогической науки стали знаковыми исследования в начале 21 века. Появляются термины «профессиональная мобильность», «мобильность академическая». На интерес к этой проблематике повлияли интеграционные процессы в образовании, в частности, принятие в 1999 году Бо-лонской декларации. Параллельная учеба в еще одном, как правило, иностранном вузе (как признак академической мобильности), согласно этому документу, - существенная часть учебного процесса. А преподаватели университетов - субъекты профессиональной мобильности. Мобильность видится как одна из форм планирования обучения, предполагающая беспрепятственное получение образования, проведение качественного научного исследования [4, 5]. Так или иначе, мобильность - это всё-таки перемещение, по П. Сорокину, из одной социальной позиции к другой, даже если физическое положение субъекта остается прежним.

Далее, появляются исследования, подчеркивающие возможность влияния на мобильность с целью активизации других процессов в жизни и деятельности субъекта. В частности, рассматривается влияние мобильности на качество образования.

Мобильность как интегративное свойство личности активно разрабатывается социологами, психологами, экономистами. Появляются термины «когнитивная мобильность», «коммуникативная мобильность», «информационная мобильность», «инновационная мобильность», «культурная мобильность». Причина всплеска интереса к этой тематике - в процессах ми-

рового порядка, в неуклонном развитии научно-технического прогресса, в переходе от знаниевой парадигмы в образовании к развивающей.

Личностная мобильность в образовательном контексте трактуется как способность осознавать цели действия, рассчитывать вероятность их достижения при определенных условиях и приемах, установка на «мобилизацию» разноплановых внешних возможностей, индивидуальных способностей и внутренних ресурсов, умение осуществлять анализ результатов, сформированная и поддерживаемая на рабочем уровне учебная мотивация, пластичность, гибкость, энергичность, высокая скорость принятия решений, оперативность действий, безграничная открытость новому опыту. Эти качества являются атрибутом мобильной личности, они - часть человека и проявляются постоянно, а не лишь в определенных ситуациях.

Мобильность в рамках непрерывного образования развивается и формируется, причем культивирование мобильности возможно во всех возрастных категориях. Правда, каждый возраст сензитивен для определенного типа мобильности. Взрослые люди, несмотря на устоявшиеся ментальные стереотипы, модели социального и профессионального поведения, испытывают дискомфорт от ощущения своей некомпетентности, волнуются о своем авторитете. Мобильность людей в зрелом возрасте слабо изучена, но есть масса примеров образования пожилых людей. Накопленный жизненный опыт, мудрость не оставляют их и дают силы повышать свой образовательный уровень, смелость учиться у талантливой молодежи. Для них существенна мобильность для ощущения себя нужными, востребованными, полезными. Чтобы ориентироваться в окружающем мире, люди третьего возраста осваивают информационно-коммуникационные технологии, прикладные науки, учат иностранные языки.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что социальные ценности, сопровождающие развитие общества в историческом и культурном контексте, постоянно испытывают трансформационные процессы, которые, хотя протекают и медленно, но они достаточно ощутимы. Динамика этих изменений задается ходом социокультурного развития.

Образовательное пространство человека также трансформируется, причем явно в сторону увеличения мобильности личности. Личностная мобильность обеспечивает человеку возможность быстро менять свой статус или положение в социокультурной. Формирование и развитие этого личностного качества является отражением требований развития общества и личности. Изменяются темп, скорость, эффективность, интенсивность, оперативность.

В современном информационном и инновационном социуме мы видим признаки воплощения идеи К.Д. Ушинского о том, что основной целью образования человека должен быть только сам человек, а не государство, народ, культура, человечество, - они должны существовать в первую очередь для человека [6-8].

Образование, понимаемое как институт социализации, может обеспечить преемственность положительного опыта, творческий рост личности. Формирование мобильности - одна из серьезных задач непрерывного образования, которое отвечает за развитие личности на протяжении всей жизни [9-14].

Список литературы

1. Кузьмина Е.Ю. Основные тренды в трансформации современного образования. В сборнике: Вузовское образование как новая реальность. сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции. Москва, 2020. С. 89-92.

2. Макеева В.Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.

3. Сундукова Г.М. Интеллектуальный капитал вуза как фактор конкурентоспособности. В книге: Актуальные проблемы управления - 2017. Материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2017. С. 44-47.

4. Кузьмина Е.Ю., Соклакова И.В. Аутсорсинг как эффективная форма привлечения персонала. Экономические системы. 2020. Т. 13. № 2. С. 111-118.

5. Кузьмина Е.Ю., Каталкина М.Ю. Задачи цифровой трансформации современного образования в России. В сборнике: Информационные технологии в управлении, автоматизации и мехатронике. сборник научных трудов 2-й Международной научно-технической конференции. Курск, 2020. С. 112-114.

6. Сундукова Г.М. Креативное обучение как инновационный метод в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 345-348.

7. Кузьмина Е.Ю. Интеграция научных исследований в менеджмент-образование. Вестник университета. 2016. № 1. С. 281-285.

8. Макеева В.Г. К научно-ориентированному индустриализму. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. сборник научных трудов 9-й Меж-дународнойнаучно-практической конференции. 2020. С. 285-288.

9. Сундукова Г.М., Сундукова И.Ю. Новая модель обучения в условиях цифровой экономики. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Материалы II Международного научного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянско-го. 2018. С. 182-187.

10. Макеева В.Г. Подготовка кадров сферы социального обслуживания - основа развития социальной экономики. В сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 823-825.

11. Макеева В. Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.

12. Сундукова Г. М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012. № 17. С. 168-173.

13. Макеева В.Г. Проектный офис как центр управления знаниями. В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин Материалы II Международного научного форума. 2018. С. 74-76.

14. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

Krotenko Tatyana Yurievna, , Ph. D., associate Professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

PERSONAL MOBILITY AS A UNIQUE ELEMENT OF THE CONCEPT SPHERE OF CONTINUING EDUCATION

Such well-established concepts as "learning society", "knowledge society", and "educational capital" reflect views that are free from national traits on the purpose of education and knowledge in the life of a modern person operating in the information society. The article attempts to consider the concept of "personal mobility"as a significant concept of "lifelong education". Emphasis is placed on the importance of developing this concept, especially in the situation of digitalization of education and society as a whole.

Keywords: education, significant concepts of continuing education, knowledge society, educational capital, learning society, personal mobility.

УДК 37.013.76

ДОГАДКИ О НЕПРЕРЫВНОСТИ УЧЕНИЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) Государственный университет управления, г. Москва, Россия Кануникова Маргарита Игоревна, к.э.н., доцент (e-mail: m.kameneva72@mail.ru) Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия, Малькова Юлия Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: julia.malkova@mail.ru) Московский государственный лингвистический университет,

г. Москва, Россия

Мысль о перманентном обучении в ходе всей жизни - продукт длительного диалога с образовательными системами гетерогенных культур разных времен. Сквозным образом, даже идеалом, порожденным античностью, согласующимся с идеей непрерывности, но не равным ей абсолютно, предстает тип индивида, проявляющего заботу о себе через образование. Обучение - насущная необходимость для человеческого духа, как пища для тела.

Ключевые слова: идея непрерывности учения, античность, эпоха просвещения, образование, перманентное обучение, подсистемы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.