Педагогика. Социология
ПРОБЛЕМЫ И ПОЗИТИВНЫЕ ФОРМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.023 Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г. Москва, Россия (e-mail: [email protected]) Кануникова Маргарита Игоревна, к.э.н., доцент Московский государственный лингвистический университет,
г. Москва, Россия, Лесникова Ольга Валентиновна, к.э.н., доцент Московский государственный лингвистический университет,
г. Москва, Россия
Экспоненциальное развитие техники и технологий автоматически трансформирует рынок образования. Правофланговыми, по всей видимости, станут университеты, которые проектируют принципиально новые знания и образовательные продукты, готовят высококвалифицированных универсалов-транспредметников. Следом на рынке окажутся производители этих благ. Замыкать шествие будут те лидеры, которые транслируют образовательную продукцию потребителям, то есть глобальные, неоднократно подтвердившие свой высокий потенциал, знаниевые платформы. Сегодня видятся несколько возможных «позитивных» форм циф-ровизации образовательного пространства, о которых говорится в статье.
Ключевые слова: непрерывное образование, проблемы цифрового обучения, возможности цифровизации образовательного пространства.
Сложности, возникающие в образовательном пространстве, в целом можно классифицировать на проблемы «переходного этапа» (возможно, временные), и имманентные, свойственные различным типам обучения.
Засоренность рынка слабыми или нечестными операторами. Развитие электроники неминуемо ведет к перестройке образовательного рынка. Главными субъектами будут те структуры, которые генерируют свежее знание, успешно занимаются разработкой принципиально новых образовательных благ, подготовкой кадров. Несложно догадаться, что на передний фланг выйдут ведущие университеты, затем - компании, производящие цифровые образовательные продукты, и те лидеры, которые транслируют образовательную продукцию потребителям (глобальные, доказавшие свою мощь, образовательные платформы). Онлайн-образование - это колоссальный по объему и скорости развития рынок. В нем очень трудно отличить правду от лжи по причине непонимания, отсутствия индивидуального опыта, дефицита качественных экспертных мнений. Интернет пестрит рек-
ламой операторов-проводников, якобы помогающих ответить на вопросы: как создать неповторимую и рабочую стратегию на образовательном рынке, как нащупать собственную, приносящую регулярный доход нишу в электронном образовании, как создать онлайн-школу минимальными средствами с регулярным доходом, как запустить бесплатный онлайн-курс, чтобы его жизнь была долгой, как получить экспертизу по «автоворонкам», где найти методиста для онлайн-школы и т. д. Но главный вопрос состоит в том, как найти проверенного опытного оператора-эксперта. Ведь практически каждый оператор считает себя (или умеет подать информацию таким образом) опытным, успешным, надежным. И все без исключения хотят «непрерывного» клиентского взаимодействия.
Практически полное отсутствие экспертного контроля качества образовательной продукции и услуг. Эта проблема тесно переплетается с предыдущей. Онлайн-курсы получаются ровно такими (или почти такими), какими являются преподаватели их создающие, многое зависит от квалификации автора. Это - с точки зрения содержательного наполнения продукта. На качество влияют и промахи в оформлении, и просчеты в продвижении и т. д. Образовательный товар является типичным видом доверительного товара. Это значит, что потребитель вынужден довериться качеству, будучи не в состоянии его оценить. Он не может отнестись экспертным образом к тому знанию, которое «завернуто» в красивую обёртку. Да и фантик часто оказывается не так хорош. Это затруднение преодолимо, но требуются ресурсы: время, финансы, квалифицированные специалисты в разных областях знания и пр. Проблему «фильтров», которые устанавливались бы до размещения продукта на онлайн-платформе, можно решить и путем рецензирования, и с помощью искусственного интеллекта.
Стремление к имитации очного образования. Многие знают по собственному опыту, насколько высококлассная и технологичная копия уступает по качеству оригиналу. Всю цифровую продукцию можно разделить на четыре категории. Во-первых, это продукты, изначально создаваемые в цифровом виде и не имеющие прототипов в офлайн-мире. Тиражирование этих продуктов осуществляется в электронном виде, клоны идентичны и равноценны по качеству. Во-вторых, это оцифрованная продукция, которая, естественно, теряет в достоинствах перед оригиналами; книги, документы, фильмы, подвергаясь оцифровке, «утрачивают связь» с эпохой, в которой создавались. В-третьих, электронные формы доступа к знаниям, к услугам и пр. В-четвертых, цифровой «двойник» традиционных благ, помогающий качественно ими управлять, не замещая прототипов.
Сегодняшнее онлайн-образование тиражирует путем оцифровки продукцию, произведенную в офлайн-среде. И копии, конечно же, беднее оригинала. Приблизительно так же, как трудно, практически невозможно передать атмосферу театрального события, если просматривать его запись на кинопленке.
Слабая интерактивность. Вопреки доказанному многолетними исследованиями и практическим опытом тезису о том, что активное обучение эффективнее пассивного усвоения (последнее испокон веков осуществляется путем запоминания через многократное повторение и в памяти сохраняет не больше 10, 20, 50 %, в зависимости от канала восприятия информации), - электронная образовательная среда в этом вопросе повторяет ошибки традиционного обучения. Для интерактивного взаимодействия не предлагаются, к сожалению, очень широкие возможности. В качестве исключения можно привести возникающие на успешных платформах специализированные форумы. Те ученые-разработчики, которые желают решить проблему дефицита интерактивности, огромные надежды возлагают на искусственный интеллект, чтобы не обременять дополнительные физические лица навязчивыми просьбами об общении. А если рассуждать серьезно, то уже становится технически возможно дистанционное интерактивное общение в электронной среде, причем в режиме реального времени.
Проблема социализации. Даже если в онлайн-курсе присутствует интерактивность, остается проблема воспроизводства норм, правил, ценностей, принятых в сообществе. Формальные правила действительно можно транслировать дистанционно, в электронном виде. Однако таким путем невозможно адаптировать неофита к жизни и деятельности по законам институциональной среды. Передача конвенциональных умений и навыков происходит только в реальном взаимодействии - лицом к лицу, рука об руку. Требуются личный пример, эмоциональный контакт, психологическая поддержка, проигрывание конвенциональной роли, проживание по образцу, приобщение к обычаям, позволяющим участникам взаимодействия ощущать друг друга, понимать, совместно действовать. Возможно, именно функция воспитания будет возложена на онлайн-педагога будущего. Трансляция информации - давно решенный вопрос, а вот проблема воспитания и социокультурного наследования год от года будет ощущаться всё острее.
Проблема передачи неявного знания. Эта проблема в небольшом своём сегменте является частью предыдущей. Классификация знаний американского философа М. Полани на «центральные», вербализованные - так называемые, «явные», передаваемые от человека человеку с использованием кодировки, и «периферические», невербализованные - так называемые, «неявные», неотделимые от человека и которые можно передать лишь в совместном действии, оказалась очень продуктивной для науки. Явные знания - в книгах, предметах искусства, банках данных, Всемирной сети. Неявные знания не оформлены дискурсно, но при этом они - не просто не-формализируемая избыточная информация, а существенная, обязательная «база» логических форм знания. Первообразы, которые служат ученому опорой в его деятельности, нельзя вербализовать полностью. «Кладовой» неявных знаний (традиций, ценностных ориентаций) служит пространство чувственной и интеллектуальной интуиции. Даже формальная научная
теория практически всегда имеет в основании органичный ей базис неявного знания и рассматривается как проявление когнитивного бессознательного в науке. Научный текст - всегда часть контекста, а контекст -часть еще более объемной субстанции - интертекста. Любой научный термин понимается только в определенном контексте. Носителями неявного знания - опыта, навыков, культуры - являются конкретные люди. Они -стратегический нематериальный ресурс, интеллектуальный капитал любой организации, их уход - колоссальная потеря для компании ввиду утраты неявного знания. Невозможно транслировать способ мышления без совместного размышления. То же относится и к видению мира, и к приёмам работы с информацией, к культуре дискуссии, к искусству творить, генерировать идеи. Эти вещи передаются только вживую, от учителя к ученику. Сегодня мы наблюдаем явное сужение области традиционной передачи знания, но всегда ли надо решительно отменять традиции? Есть ли в этом целесообразность?
Автоматическое упрощение компетенций. Этот процесс иначе называют примитивизацией навыков. Речь идет о том, как щедрая помощь волшебных электронных устройств (орфографов, калькуляторов, навигаторов, программ, облегчающих труд экономистов, юристов, переводчиков), оставляет пользователей в ситуации бессилия, невозможности принять экстренное решение, выполнить нужную функцию, когда опоры вдруг рядом нет. Без «помощников» размывается и так не слишком прочная картина мира. В цифровом обучении центральное звено процесса - не специалист, а программа, которую он должен обслуживать. Подсказка задает тактовую частоту процессу индивидуального производства. При этом мотивация самостоятельного поиска снижается до минимума. В контексте образования возникает проблема раздельной подготовки «генераторов», продуцирующих новое знание, и «операторов», виртуозно владеющих заданной программой, но не более того. Если мы формируем общество простых потребителей и производителей элементарной линейки товаров и услуг и не желаем опережать своих зарубежных оппонентов, то тестовый тип образования, систематически упорядочивающий отставание нам подходит.
Сегодня видятся несколько возможных «позитивных» форм цифровиза-ции образовательного пространства.
1. Трансформация уже готовых учебных материалов в диджитал-среду (многие курсы лекций, учебники и учебные пособия, задачники, презентации, сборники заданий для самостоятельной работы, тестовые инструменты и т.д. уже подверглись оцифровке).
2. Разработка принципиально новых учебных инструментов, не дублирующих уже знакомые формы, чтобы учебное содержание приобретало не просто визуальное, слуховое, но и кинестетическое и дигитальное разрешение. Естественно, оно должно иначе структурироваться.
3. Создание интерактивного цифрового пространства для продуктивной коммуникации всех субъектов учебного процесса (например, формирова-
ние электронных кабинетов педагогов, сетевые обсуждения, дискуссионные форумы, формы для голосования, вебинары и пр.).
4. Создание сверхновых учебных средств, настроенных на передачу приемов мышления в режиме «здесь и сейчас», например, с использованием достижений игрового, имитационного моделирования.
5. Задействование в учебном процессе полезных возможностей искусственного интеллекта.
В образовательной среде школ и вузов в разной мере с различной успешностью используются первые три формы цифровизации, что делает многие учебные материалы более доступными, сокращает бессодержательную, рутинную работу преподавателей, связанную в том числе и с текущим контролем знаний, расширяет линейку образовательных онлайн-услуг. Последний процесс будет иметь позитивный результат только для тех образовательных организаций, которые смогут предложить рынку дистанционные услуги с постоянно улучшающимся качеством, с собственным языком электронного обучения.
В противном случае российская система образования, принимающая вызов цифровизации, может оказаться на периферии мировой образовательной среды.
Список литературы
1. Гибадуллин А. А. Инновационная деятельность в современной электроэнергетике. В сборнике: энергетика и энергосбережение: теория и практика. материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 213.
2. Макеева В.Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.
3. Макеева В. Г. Менеджмент в образовании как основа развития инновационных процессов в организации. В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 195-197.
4. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.
5. Сундукова Г.М. Интеллектуальный капитал вуза как фактор конкурентоспособности. В книге: Актуальные проблемы управления - 2017. Материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления.
2017. С. 44-47.
6. Сундукова Г.М. Креативное обучение как инновационный метод в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 345-348.
7. Сундукова Г.М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012. № 17. С. 168-173.
8. Шарипов Ф.Ф. Перспективы реализации новых образовательных программ для новой экономики в государственном университете управления с участием китайских вузов-партнеров. В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера.
2018. С. 228-231.
9. Шарипов Ф.Ф. Экосистемы управления знаниями в отраслях отечественной промышленности. Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 2. С. 54-60.
10. Шарипов Ф.Ф., Тимофеев О.А. Экосистемы российского и китайского бизнеса на приграничных территориях. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2020. Т. 19. № 3. С. 62-69.
Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of Philosophical Sciences, associate professor, State University of management, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])
Kanunikova Margarita Igorevna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia
Lesnikova Olga Valentinovna, cand. of Sciences in Economics, associate professor, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia
PROBLEMS AND POSITIVE FORMS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE
The exponential development of technology automatically transforms the education market. Most likely, universities that design fundamentally new knowledge and educational products, train highly qualified generalists-trans-subject specialists, will become right-wing. Next on the market will be the producers of these goods. Bringing up the rear will be those leaders who broadcast educational products to consumers, i.e. global knowledge platforms that have repeatedly confirmed their high potential. Today, we see several possible "positive" forms of digitalization of the educational space, which are discussed in the article. Keywords: continuing education, problems of digital learning, opportunities for digitalization of the educational space.