Научная статья на тему 'Философские аспекты цифровой социализации образования'

Философские аспекты цифровой социализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ / ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / EDUCATION / DEVELOPMENT / TRAINING / INSTITUTE OF EDUCATION / DIGITAL SOCIALIZATION / PRODUCTION AND REPRODUCTION OF KNOWLEDGE / ONLINE TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Актуальность философского анализа цифровой социализации в образовательном аспекте обусловлена рядом причин, изложенных в статье. Это позволяет сделать вывод о значении рассмотрения цифровой социализации в контексте философского понимания образования. Осмысление образования как распределенного по всей системе человеческих отношений процесса формирования человеческих качеств нацеливает на исследование культурных и социальных измерений цифровой социализации, на особенности процесса формирования человека средствами образования в эпоху цифровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF DIGITAL SOCIALIZATION OF EDUCATION

The relevance of the philosophical analysis of digital socialization in the educational aspect is due to a number of reasons stated in the article. This suggests the importance of considering digital socialization in the context of the philosophical understanding of education. The understanding of education as a process of formation of human qualities distributed throughout the system of human relations aims at the study of cultural and social dimensions of digital socialization, at the peculiarities of the process of formation of a person by means of education in the era of digital culture.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты цифровой социализации образования»

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ Кротенко Татьяна Юрьевна

Государственный университет управления, г.Москва, Россия krotenkotatiana@rambler.ru

Актуальность философского анализа цифровой социализации в образовательном аспекте обусловлена рядом причин, изложенных в статье. Это позволяет сделать вывод о значении рассмотрения цифровой социализации в контексте философского понимания образования. Осмысление образования как распределенного по всей системе человеческих отношений процесса формирования человеческих качеств нацеливает на исследование культурных и социальных измерений цифровой социализации, на особенности процесса формирования человека средствами образования в эпоху цифровой культуры.

Ключевые слова: образование, развитие, обучение, институт образования, цифровая социализация, производство и воспроизводство знаний, он-лайн-технологии в обучении.

Глобализация культуры, реализующая в мировом масштабе научно-технические и технологические достижения, неизбежно вводит институт образования и национальные системы образования в пространство общезначимых трендов. В такой ситуации фактически любой из сегодняшних субъектов образования вовлечен в процессы цифровой социализации, а социальные ожидания в отношении образования несут на себе отпечаток «цифрового кода» современной культуры. Современное образование становится все более заметным фактором развития процессов цифровой социализации.

Понимание целей и задач образования требует исследования изменяющегося образа нашего современника - субъекта образования. Сегодня всё чаще можно услышать тезис о том, что цифровые технологии и устройства, которые опосредуют общение и множество видов деятельности, превращаются в новые, пользуясь термином Льва Семеновича Выготского, культурно-исторические орудия.

Именно таким образом, через опосредствование, поставленная проблема видится нам перспективной для изучения и дает возможность задать непростые вопросы эпистемологического плана. В каком направлении и каким образом изменяются когнитивные способности обучающихся школы и вуза? Появляются ли какие-либо когнитивные преимущества у них как у субъектов познания? Или, может быть, их способности снижаются? Каким образом сказываются особенности цифрового обучения при обилии визуальной информации, гипертекстуальности, избыточности информации на восприятии школьником/студентом учебного материала? Влияют ли (и ка-

ким образом) произвольность и спонтанность в выборе информации, принятые в сети как способ взаимодействия, на качество усвоения знаний?

Развитие педагогики осуществляется отчасти и с учетом того, признаем мы или нет уникальность сегодняшних субъектов образования, каким образом мы трактуем это признаваемое своеобразие. Еще нам очень важно понять, как влияют новые технологии, их безудержное развитие на моти-вационную сферу, структуры и уровни потребностной и ценностной систем личности.

Аксиологический подход к трактовке образования предполагает выявление значимых для индивида представлений о важности и ценности образовательной деятельности с точки зрения процесса и результата. Интерес и молниеносная адаптация современной молодежи к новинкам в цифровых и сетевых формах организации образовательного процесса очевидны. И это при том, что электронное обучение не является для человека более легким, чем офлайн-обучение, и во многих случаях требует даже больших волевых усилий, чем традиционные формы.

Способность к саморегуляции, установка на самообучение становятся важнейшими составными частями формулы успеха обучения в цифровом пространстве, условиями качественного результата. Предпочтение «цифры» нашими молодыми современниками отражает не только свойственное молодежи стремление к новизне, не столько ее эстетический взгляд на мир, но и рациональный экономический, прагматический выбор. И самое главное в этом предпочтении - осмысленная ценность самоутверждения характерными для сетевого формата техниками и способами.

Особенность нынешнего момента в образовании, обусловленного во многом экспоненциальным развитием техники и технологий, состоит в том, что молодежь берет на себя роль лидера, инноватора в образовательных процессах. Это происходит, может быть, отчасти потому, что новое поколение оперативно и созвучно времени ассимилирует новшества, встраивает их в свою учебную деятельность, но еще потому, что «дети», опережая преподавателей, родителей, готовы к изменению и, в итоге, изменяют контекст обучения.

В этом смысле, молодые люди в данной ситуации - в ситуации включения в цифровую среду - задают взрослым «зону ближайшего развития», пользуясь различениями Л.С. Выготского [1]. Дети как бы дают взрослым стимул, необходимый для следующего шага в освоении информационных технологий, интернет-пространства.

Как отмечают многие исследователи социализирующего потенциала электронных практик обучения, наблюдаются интересные феномены. Многие практики онлайн-обучения, если рассматривать их организационные особенности, базируются не на иерархичности, характерной для традиционных практик социализации, а на идеях открытости пространства, группового сотрудничества во взаимодействии, использовании интерактивных техник и приемов. Эти социальные установки естественным обра-

зом формируют соответствующие обозначенным идеям компетенции и различные, не характерные для традиционных форм взаимодействия в учебном процессе, формы сотрудничества между субъектами обучения.

Интерактивность и постоянная обратная связь участников онлайн-программы, равных в учебном процессе друг другу рождают специфический контекст обучения. С одной стороны, есть процесс освоения содержания учебной программы, следование учебному плану, с другой, - перманентная погруженность участников интерактивную среду с характерными социальными отношениями и поведением. Групповая деятельность в рамках онлайн-обучения носит просоциальный характер. Возникает как раз специфический вариант зоны ближайшего развития с ее образовательным и социализирующим эффектами, когда группа обучающихся выступает для школьника или студента поддерживающим и стимулирующим к обучению началом.

Навыки сотрудничества, приобретаемые в дистанционных практиках, мы рассматриваем как особого рода социальные компетенции, которые становятся в дальнейшем основой и принципами социального действия. Пользуясь терминологией американского социального философа и экономиста Джереми Рифкина, развитие онлайн-обучения способствует формированию нового типа агентов социального действия - субъектов рождающейся на наших глазах с нашим непосредственным участие «эпохи сотрудничества». В эпоху сотрудничества обучение, по его мнению, можно и нужно рассматривать как процесс краудсорсинга. Знание в этом случае выступает как используемое всеми благо, доступное всем, отражающее возникающее определение человеческого поведения как глубоко социального и интерактивного по природе. Процесс и технологии краудсорсинга в обучении, по сути, формируют переход от авторитарности взаимоотношений в традиционных вариантах обучения - к более латеральной среде обучения, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня [2].

Технологии обучения, изменяющие систему трансляции и воспроизводства знаний, умений и навыков, оказывают несоизмеримо большее влияние (чем кажется из пространства учебного процесса «здесь и сейчас») на формирование установок индивидов как социальных агентов. Их эффект, естественно, проявляется отсроченно, не сразу, но они обязательно становятся существенным фактором формирования людей «нового типа». То есть последствия образовательных инноваций выходят далеко за рамки обучения в школе и вузе. Как подчеркивают исследователи и методологи образования, сегодня появляются определенные аргументы для прогнозирования возможности появления, формирования, развития новых социальных субь-ектов, не мыслящих современный учебный процесс без краудсорсинговых технологий. Надо уточнить, что под краудсорсингом в данной статье имеется в виду взаимодействие большого количества людей (особенно членов онлайн-сообщества) с целью содействия друг другу в производстве услуг, контента или идей. Это предполагает общий интерес участников, их не-

равнодушное отношение к тому или иному проекту и нацеленность на «синергетический эффект» в результате объединенных усилий.

Установка на «невмешательство» в естественный ход развития и распространения полезных краудсорсинговых приемов, на наш взгляд, формирует у учащихся социальные навыки взаимодействия и сотрудничества. Коллективное использование, а в некоторых случаях и совместное создание обучающих продуктов формируют компетенции, «не ожидаемые» в традиционных практиках. Здесь как раз очень важен момент «просьюмер-ства». Школьники и студенты не просто потребляют контент, а совместными усилиями производят.

Характерным для большинства онлайновых образовательных практик является принцип пирингового взаимодействия (англ. peer - партнер, равноправный участник). Здесь подразумевается активное участие всех членов группы в образовательном процессе и создании образовательного продукта, а также распространение информации и знаний от одного участника к другому на равных основаниях, а не от одного источника информации.

Современные школьники и студенты, как показывают результаты исследования использования ими образовательных интернет-ресурсов, выбирают в качестве основных учебных ресурсов краудсорсинговые по принципу обучающие платформы и знаниевые ресурсы. Только 2% школьников, участвовавших в опросе, прибегают к помощи сайтов готовых домашних заданий.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о значении рассмотрения цифровой социализации в контексте философского понимания образования. Осмысление образования как распределенного по всей системе человеческих отношений процесса «делания» человека нацеливает на исследование культурных и социальных измерений цифровой социализации, на особенности процесса формирования человека средствами образования в эпоху цифровой культуры.

Актуальность философского анализа цифровой социализации в образовательном аспекте обусловлена рядом причин. С одной стороны, философское осмысление современного образования невозможно без понимания особенностей нового культурного контекста, в котором развиваются сегодняшние субъекты образовательной деятельности и формируется социальный заказ к различным ступеням образования. Наиболее заметное влияние цифровые формы социализации оказывают на современных школьников, прежде всего подростков, жизненная среда и социально-психологические основы развития которых в существенной степени определяются техно-эволюционными процессами [3].

Для цифрового/сетевого поколения, с раннего возраста включенного в пространство Интернета, цифровая коммуникация выступает основой его субкультуры и оказывается значимой для формирования «портретных» характеристик (ценностных установок и моделей поведения) его представителей. Однако в современном обществе даже первичная (и тем более вто-

ричная) социализация не является финитным процессом. Использование ИКТ для овладения социальными компетенциями, обретения определенного социального статуса или формирования пространства коммуникации является востребованным в разных возрастных и социальных группах.

Цифровизация различных видов и уровней образовательной деятельности становится более масштабной. При этом значительно меняется структура образовательной среды, возрастает удельный вес неформальных и информальных цифровых образовательных программ, позволяющих вовлекать в онлайн-взаимодействие большие контингенты людей разных возрастных групп [4].

Использование онлайн-технологий в образовании объективно способствует снижению различий в практиках использования интернета, преодолению так называемых цифровых барьеров второго уровня в доступе к Интернету: упрощенных или примитивных (например, ориентированных только на развлекательность) стратегий поведения пользователей в Интернете. Онлайн-технологии в образовании тем самым в определенной степени регулирует процессы цифровой социализации с целью снижения их стихийности и минимизации связанных с этим рисков.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 433 с.

2. Дьяконова М.А., Шарипов Ф.Ф. Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами». Вестник университета. 2018. № 4. С. 14-17.

3. Кротенко Т.Ю. Институт образования и цифровая социализация. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-3. С. 71-73.

4. Макеева В.Г. Обучение руководителей и специалистов офисов управления проектами. В книге: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ - 2017 материалы 25-й Всероссийской студенческой конференции. ФГБОУВО «Государственный университет управления». 2017. С. 182-184.

Tatyana Yuryevna Krotenko

State University of management, Moscow, Russia krotenkotatiana@rambler.ru

PHILOSOPHICAL ASPECTS of DIGITAL SOCIALIZATION of EDUCATION

The relevance of the philosophical analysis of digital socialization in the educational aspect is due to a number of reasons stated in the article. This suggests the importance of considering digital socialization in the context of the philosophical understanding of education. The understanding of education as a process of formation of human qualities distributed throughout the system of human relations aims at the study of cultural and social dimensions of digital socialization, at the peculiarities of the process of formation of a person by means of education in the era of digital culture.

Keywords: education, development, training, Institute of education, digital socialization, production and reproduction of knowledge, online technologies in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.