Научная статья на тему 'Социализация младших школьников в условиях цифрового общества: проблемы управления'

Социализация младших школьников в условиях цифрового общества: проблемы управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / MANAGEMENT / SOCIALIZATION PROCESS / YOUNGER STUDENTS / DIGITAL GENERATION / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна, Кобылкина Анастасия Сергеевна

В статье раскрыта значимость социализации младших школьников, проанализирован педагогический опыт отечественных и зарубежных ученых в изучении факторов, влияющих на ее формирование в цифровом обществе. Акцентировано внимание на тенденциях развития цифрового общества РФ, качественных и количественных характеристиках детей представителей цифрового поколения, как основных причинах необходимости изменения приоритетных направлений и подходов к социализации. Исследованы проблемные вопросы эффективности управления процессом социализации в новых социальных условиях, продиктованных цифровым обществом: ресурсное, функциональное, качественное обеспечение образовательных учреждений. На основании экспериментальных действий выделены имеющиеся проблемы в сфере школьного образования, намечены пути их преодоления. Выявлена необходимость улучшения оснащенности образовательных учреждений цифровыми ресурсами, координации усилий управленческого и педагогического состава, обеспечения готовности учителей начальных классов к социализирующей деятельности в условиях цифрового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A DIGITAL SOCIETY: PROBLEMS OF MANAGEMENT

The article reveals the importance of socialization of younger students, analyzes the pedagogical experience of domestic and foreign scientists in the study of factors affecting its formation in the digital society. The attention is focused on the trends of development of the digital society of the Russian Federation, qualitative and quantitative characteristics of children representatives of the digital generation, as the main reasons for the need to change the priorities and approaches to socialization. The questions of effective management of the process of socialization in the new social context, dictated by the digital society: resource support, functional support, quality provision of educational institutions. On the basis of experimental activities existing problems in the sphere of school education are allocated, ways of their overcoming are planned. It’s necessary to improve the equipment of educational institutions with digital resources, to coordinate the efforts of management and teaching staff, ensuring the readiness of primary school teachers to ensure in a digital society.

Текст научной работы на тему «Социализация младших школьников в условиях цифрового общества: проблемы управления»

УДК 37.013.42

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

© Дагбаева Нина Жамсуевна

доктор педагогических наук, профессор,

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова Россия, 67000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: ndagbaeva@mail.ru

© Кобылкина Анастасия Сергеевна

магистрант

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова Россия, 67000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: kobylkina-1996@mail.ru

В статье раскрыта значимость социализации младших школьников, проанализирован педагогический опыт отечественных и зарубежных ученых в изучении факторов, влияющих на ее формирование в цифровом обществе. Акцентировано внимание на тенденциях развития цифрового общества РФ, качественных и количественных характеристиках детей — представителей цифрового поколения, как основных причинах необходимости изменения приоритетных направлений и подходов к социализации. Исследованы проблемные вопросы эффективности управления процессом социализации в новых социальных условиях, продиктованных цифровым обществом: ресурсное, функциональное, качественное обеспечение образовательных учреждений. На основании экспериментальных действий выделены имеющиеся проблемы в сфере школьного образования, намечены пути их преодоления. Выявлена необходимость улучшения оснащенности образовательных учреждений цифровыми ресурсами, координации усилий управленческого и педагогического состава, обеспечения готовности учителей начальных классов к социализирующей деятельности в условиях цифрового общества. Ключевые слова: управление; процесс социализации; младшие школьники; цифровое поколение; цифровое общество.

Введение. Социализация личности в цифровом обществе на современном этапе развития требует новых подходов. Данная необходимость обусловлена, во-первых, произошедшими изменениями в обществе всех развитых стран, вследствие информатизации, глобализации, неопределенности. Во-вторых, новым заказом государства в области развития российского общества до 2030 года. Эти требования включают сохранение цифрового национального суверенитета, свободный и равный доступ каждого субъекта к цифровым активам, наличие единого цифрового пространства, развитие цифровых компетенций субъектов, формирование единой системы знаний, формирование и развитие новых цифровых ценностей и культуры при сохранении традиционных, общественных, национальных.

В свою очередь, принципы и тенденции развития общества на протяжении последних лет не могли не сказаться на развитии каждой отдельной личности и поколения в целом. Исследования зарубежных ученых, изучающих проблемы цифрового общества и поколения, начиная с 80-90-х годов (Джона Пэлфри, Урса

Гассера [4] и др.), отечественных ученых, для которых тема стала актуальной с недавних пор в связи с распространением цифровых технологий и резким увеличением несовершеннолетних пользователей (Г. У. Солдатовой [6], В. Д. Нечаева [2], А. В. Сапа [5], Д. И. Фельдштейна, М. Р. Мирошкиной), показывают, что у детей, рожденных цифровой революцией, произошли изменения, навеянные условиями, требованиями цифрового общества:

• изменение достаточно серьезных аспектов высших психических функций;

• изменение механизмов формирования личности;

• возникновение новых психологических контактов и феноменов;

• появление новых форм взаимоотношений, которые определяются новой средой;

• изменение принятых в культуре социальных практик, то есть способов деятельности, форм поведения.

Необходимо отметить, по возрастным рамкам к новому «цифровому поколению» людей в РФ, для которых характерны перечисленные изменения, относятся участники образовательного процесса: начальное звено, среднее и старшее звено (подростки), студенты, а также молодые люди, начинающие профессиональную деятельность. Особое значение для социализации представляет период младшего школьного возраста, согласно Н. Хоуву, В. Штраусу, представителям теории поколений, именно на его протяжении закладываются поколенческие ценности, определяющие формирование личности и оказывающие влияние на жизнь и поведение людей [8]. В исследованиях Н. Ф. Виноградовой, И. В. Дубровиной, М. В. Осориной — отечественных представителей ученого сообщества, подтверждается и обосновывается важность и достижения периода младшего школьного возраста.

Отсюда следует, произошедшие трансформации человека и общества, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности младшего школьника, и школа, как один из главных институтов социализации, призвана решить данную задачу.

Впервые образование как систему целенаправленного воздействия на ребенка с целью социализации и адаптации к потребностям общества раскрыли в своих трудах ученые Э. Дюркгейм, К. Поппер, В. В. Краевский, В. А. Иванюши-на. Попытки преуспеть в решении задачи социализации на современном этапе также совершаются: Д. И. Фельдштейном, С. Н. Щегловой, А. М. Щетининой было изучено становление ребенка как социо-культурного и психосоциального феномена с уникальной ситуацией развития, новыми приобретениями личности. И. И. Зарецкой отмечается, что процесс социализации детей младшего школьного возраста должен быть направлен не на адаптацию, а на интеграцию ребенка в определенную среду и обусловлен органической взаимосвязью с процессами воспитания и самовоспитания личности ребенка в контексте его взаимодействия с другими сообществами [1]. В условиях интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий Мегхой и Йогендрой Бхатт, сотрудниками индийского университета и колледжа искусств штата Гуджарата, выявлены основные области, на которые в ходе социализации школьника повлияла сеть Интернет [9], А. О. Прохоровым, П. Н. Афанасьевым выявлены риски социализации, а также интернет-риски, существующие в современном обществе, играющие значимую роль в социализации подрастающего «цифрового» поколения [3].

Технологическую основу управления социализацией представляют программы управления и развития образовательных учреждений для детей (Е. Н. Землянская, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова). А. А. Майе-ром раскрыто и конкретизировано представление об управлении процессом социализации детей младшего школьного возраста в образовании с позиций факторов и условий социализации, объектов воздействия и технологий управления социализацией, а также его результатов [7]. Тем не менее, данные разработки и исследования не дают системного подхода в решении задачи. Исследователями не затрагиваются области изменения условий среды, характерные изменения в развитии детей и вследствие этого, выбраны традиционные направления социализации и технологии управления.

Таким образом, в менеджменте образования остается неразработанным вопрос управления процессом социализации младших школьников в условиях цифрового общества, школа столкнулась с рядом проблем по причине отсутствия целостной концепции социализации ребенка в цифровом мире и стратегии управления ею на основе единства поставленных целей, реализуемых технологий и достигаемых результатов в образовании детей.

В своей работе мы поставили цель выявить стоящие перед школой проблемы управления данным процессом, а для этого в ходе исследования нами был проделан ряд экспериментальных действий по критериям, показателям и уровням оценки качества управления процессом социализации в цифровом обществе. В исследовании выбраны следующие методы: теоретические (анализ социологической, психолого-педагогической, экономической литературы), эмпирические (анкетирование, анализ нормативно-правовой и методической документации), статистические (количественный и качественный анализ экспериментального материала, математическая обработка полученных данных).

Базой для эксперимента стали МОУ Красно-Ярская СОШ Кабанского района, лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ, МАОУ СОШ № 48 и № 42 г. Улан-Удэ, Музыкально-гуманитарный лицей имени Д. Аюшеева г. Улан-Удэ, МОУ «Турунтаевская СОШ № 1» Прибайкальского района. Участие приняли 42 учителя начальных классов и более десяти завучей образовательных учреждений республики Бурятии.

Проведенное нами исследование по первому критерию эффективности управления процессом социализации учащихся, позволило сделать выводы об уровне ресурсного обеспечения данного процесса (рис. 1).

100% 80% 60% 40% 20%

бб%-т%-—

17% 17% 17% 17% 17%

п%

^-!-1111111111111111 ^-1-ниппнннн -1

Наличие документов, Наличие материально-технических Наличие информационных и

регламентирующих деятельность по ресурсов ОУ цифровых ресурсов ОУ

социализации учащихся

п Недопустимый уровень ■ Допустимый уровень в Оптимальный уровень

Рис. 1. Оценка качества ресурсного обеспечения ОУ по процессу социализации учащихся в показателях эффективности (Анкетирование администрации ОУ, в %)

Обобщая результаты, мы выяснили, что большинство школ выделяет стандартный перечень нормативно-методических документов, отражающих вопросы социализации учащихся, однако ими не упомянуты документы по координации работы классных руководителей, программа развития образовательного учреждения, программы внеурочной воспитательной деятельности, являющиеся неотъемлемой частью управления процессом социализации. Среди основных материально-технических средств администрация школ выделяет печатные средства массовой информации, компьютеры и сопутствующую им технику (интерактивные доски, мультимедиа проекторы), а также спортивный инвентарь, но данные технические средства представлены в школах минимальным количеством, кроме того, администрацией не отмечаются дополнительные средства, активизирующие трудовую деятельность, социальное творчество, проблемно-ценностное общение. Участниками воспитательного процесса на регулярной или же эпизодической основе применяется интернет, но цель использования данной сети сводится к подготовке воспитательных материалов, реже, при организации проектов самими учащимися.

Результаты исследования по второму критерию «Функциональное обеспечение» можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Оценка качества функционального обеспечения ОУ по процессу социализации в показателях эффективности (Беседа, анализ нормативно-правовой документации, в %)

Согласно диаграмме по показателю «Распределение функций и обязанностей» направленных на организацию процесса социализации младших школьников, допустимый уровень имеет более половины школ (66%), оптимальный уровень — 17% и есть также школа с недопустимым уровнем (17%). Данную часть исследования мы начали с выяснения, есть ли в ОУ центры коллективной методической работы учителей, основной целью которых является социализация учащихся, оказалось, что во всех школах, кроме одной, существуют положения о школьных методических объединениях классных руководителей, направление социализации школьников в них разработано, но не является приоритетным.

Что же касается второго показателя «Контроль качества управления процессом социализации учащихся», то здесь нам необходимо было выявить, существует ли мониторинговая система оценки качества социализации учащихся на ступени начального образования. Выяснилось, что каждая школа проводит самообследование и на его основании составляет отчет о результатах самообследования за учебный год. Исходя из рассмотренных документов, оптимальный уровень имеет только одно образовательное учреждение, что составляет 17% от общего

числа (Музыкально-гуманитарный лицей имени Д. Аюшеева). Для лицея характерно наличие выстроенной системы мониторинга качества социализации и развития метапредметных результатов учащихся по направлениям: проблемная, информационная, социально-коммуникативная, творческая компетентность.

Третий показатель позволил нам выяснить, происходило ли расширение с течением времени сфер влияния деятельности по социализации учащихся в цифровом обществе (рассматривался период с 2013-2015 по 2019 годы). Из результатов анализа документации (отчетов о результатах самообследования, программ развития школы) мы сделали вывод, что позитивные изменения происходили у 50% школ на допустимом уровне, на оптимальном уровне у 33%. В школах с высоким результатом мы наблюдали увеличение пространства выбора видов и способов деятельности, повышение эффективности взаимодействия социальных партнёров, отметили, что с недавнего времени в ОУ применяются технологии дистанционного обучения, кроме того реализуются веб-квесты, разработан и реализуется проект по организации внеурочной образовательной деятельности «Выездная Школа Развития». В 2014 — 2018 гг. была продолжена реализация эколого-социальных проектов, ориентированных на улучшение качества жизни людей, развитие социальной инфраструктуры, воспитание толерантности и другое.

По последнему критерию «Качественное обеспечение», мы получили следующие результаты (рис. 4).

80% 60% 40% 20% 0%

66%

40%

43%

24%

10%

17%

0 Недопустимый уровень

0 Допустимый уровень

62%

31%

-Д6-

Особенности цифрового общества и Соответствие процесса

цифрового поколении детей социализации учащихся в ОУ

условиям социализации в цифровом обществе

Подготовка педагогов к деятельности по социализации детей и к работе с родителями

П Оптимальныйуровень

Рис. 4. Оценка качественного обеспечения процесса социализации в показателях эффективности (Анкетирование учителей начальных классов, в %)

Согласно рисунку по первому показателю количество учителей, ответивших на допустимый уровень, составляет 66%, на оптимальный уровень меньше — 24%, и также есть учителя, ответившие на недопустимый уровень (10%). Проанализировав ответы, мы выяснили, что большая часть учителей, за исключением 12%, знакома с тенденциями развития общества, принципами построения цифрового общества в РФ, а также согласны с необходимостью новых подходов к социализации детей, так как видят произошедшие изменения в психологических явлениях, культурных практиках школьников XXI века, однако теоретически обосновать практические изменения не могут (рис. 5).

Рис. 5. Результаты анкетирования учителей начальных классов (Вопросы 5-7, в %)

На вопрос, станут ли основополагающими и определяющими эффективность социализации учащихся, такие умения как: быстрое освоение новых инструментов; эмоциональный интеллект; работа в команде и способность делиться накопленным знанием; умение обезопасить себя в интернет-пространстве; способность эффектно и логично презентовать своё решение и опыт; критическое мышление; самоорганизация; личная, межличностная и межкультурная коммуникация лишь 26% учителей ответили, что станут необходимыми, частично необходимыми — 72%, а также есть учителя (2%), считающие данные умения и навыки бесполезными. Отсюда можно сделать вывод о том, что учителя плохо представляют, что является или станет важным в недалеком будущем для цифрового поколения людей.

Следующий показатель был направлен на изучение деятельности учителя по социализации младших школьников, установление соответствия данной деятельности требованиям социализации в цифровом обществе. Согласно данным результатов оптимальному уровню соответствует 17% педагогов, допустимому — 43%, а недопустимому — 40%. Анализируя ответы, мы пришли к выводу о том, что учителя начальных классов не готовы к формированию у школьников культуры поведения в цифровом пространстве, так как не один учитель не ставит целью формирование у школьников цифровой культуры, навыков социальной активности в цифровом мире. Среди основных условий успешной социализации воспитанников лишь 5% учителей выделяет, одним из условий — использование социальных практик, таких как быстрое освоение новых инструментов и быстрая адаптация к новым условиям работы в цифровом мире, владение платформами для социальных коммуникаций, а такие направления, как обучение приёмам саморегуляции, самообладания, информирование детей и родителей о рисках и возможностях цифрового пространства выделяет только 24% учителей. Самыми распространенными формами организации социализирующей деятельности школьников являются: индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п. (86%), социально-ориентированные коллективные творческие дела (74%) и еще можно отметить такую форму, как социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми), которую практикует довольно большое количество учителей (49%). Другие формы используются редко и не всеми учителями. Результаты анкетирования мы отразили на рис. 6.

Дебаты

Тренинги личностного роста Трешгаиги формирования социальных навыков индивидуальные и групповые беседы Детско-взрослое образоваетльиое производство Детская производственная бригада Сюжетно-ролевые проективные игры Волонтерство Социальные проекты Социально- ориентированные коллективные..

Социальные пробы ученика

з 5%

'¿НУ/А 7%

»яшш

7%

3 5%

»жжми

УА/АУМУМЩ 14%

'/////////////////т 17%

19%

/гшшул/г/гшшул/г/гшшул/г/гш/ж

Ш 43%

™ 8

Ш 74

6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 6. Результаты анкетирования учителей начальных классов (Вопрос 15, в %)

И последний показатель третьего критерия «Качественное обеспечение» был направлен на выявление возможностей и отношения учителей начальных классов к предлагаемой помощи со стороны администрации, методических и других отделов, социальных партнеров в подготовке и осуществлении деятельности по социализации учащихся, а также на выявление форм работы педагога с родителями. Согласно результатам (рис. 4) допустимый уровень можно выделить у 62% учителей, оптимальный — у 7%, недопустимый — у 31% учителей. Анализируя ответы, мы выяснили, что по сравнению с другими структурами в большей степени учителя довольны работой методических служб ОУ (в 67% случаев), а также работой административной службы ОУ (в 52% случаев), при этом, большая часть респондентов считает, что в их учреждениях недостаточно специалистов, организующих деятельность по социализации. Среди направлений взаимодействия с родителями учащихся класса, наиболее предпочтительными являются традиционные формы: информирование, а также проведение совместных мероприятий с семьей. Такие формы, как анкетирование родителей используется довольно редко, лишь у 19% учителей, хотя, несомненно, данная форма эффективно позволяет осуществить сбор информации, проанализировать и обобщить динамику исследуемого явления и т. д. Еще одной очень важной на современном этапе развития общества формой является просвещение и обучение семьи, однако только 14% учителей ее использует. Что же касается форм подготовки педагогов к социализирующей деятельности, то, по мнению учителей, наиболее эффективными формами являются курсы повышения квалификации, затем самообразование (69%) корпоративное обучение (43%), при этом, всего у 17% учителей используется данная форма.

Заключение. В результате проведенного исследования выявлены проблемы в области ресурсного обеспечения: оснащенность ОУ информационными и цифровыми, материально-техническими ресурсами, непонимание администрацией ОУ важности обеспечения процесса социализации перечнем нормативно-правой и методической документации, а также ее разработка отдельными членами школьного сообщества. Выявлены проблемы в области функционального обеспечения, которые заключены в непродуманной системе управления и распределения обязанностей в деятельности по социализации учащихся, отсутствии в школах систем мониторинга качества социализации учащихся, невозможности расширения сфер деятельности по социализации младших школьников, а также

22

неэффективное использование форм подготовки педагогов к социализирующей деятельности. Относительно качества управления процессом социализации младших школьников можем выделить проблему грамотности педагогов в вопросе произошедших изменений в развитии ребенка и требований, которые предъявляются цифровым обществом человеку для его эффективной социализации, а отсюда проблемы несоответствия целей, форм работы.

Несмотря на имеющиеся проблемы, перспективы управления процессом социализации детей младшего школьного возраста в условиях цифрового общества многообещающие, ведь выходом из сложившейся ситуации может стать разработка стратегии и модели педагогического управления, которая бы предполагала координацию усилий управленческого и педагогического состава школы, интеграцию усилий социальных агентов (педагогов, родителей, детей и других социальных партнеров), обеспечение готовности педагогов к работе с детьми нового поколения, контроль процесса управления социализацией детей путём внедрения системы мониторинга.

Литература

1. Зарецкая И. И. Инновационный подход к управлению процессом социализации через новые функции воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2015. — № 6. — С. 6-12.

2. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика: научно-теоретический журнал. — 2016. — № 1. — С. 36-45.

3. Прохоров А. О., Афанасьев П. Н. Риски социализации и психологической безопасности образовательной среды школы // Филология и культура. — 2017. — № 4(50). — С. 236-243.

4. Пэлфри Джон Дети цифровой эры / Джон Пэлфри, Урс Гассер; пер. с англ. Н. Г. Яцюк. — М.: Эксмо, 2011. — 364 с.

5. Сапа А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Все для учителя. — 2015. — № 8. — С. 3-9.

6. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. — М.: Смысл, 2017. — 375 с.

7. Майер А. А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании: автореф. ... д-ра пед. наук [Электронный ресурс] / Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул, 2011. — 40 с. — Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru. (дата обращения: 05.04.2019).

8. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. — New York: William Morrow and Company, 1991. — 540 с. (дата обращения: 05.04.2019).

9. Bhatt Megha Internet as Influencing Variable in Child's Socialization: A Review / Me-gha Bhatt, Yogendra Bhatt // International Journal of Computer Science and Mobile Computing. — 2015. — № 4. — С. 75-80.

SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A DIGITAL SOCIETY: PROBLEMS OF MANAGEMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nina Zh. Dagbaeva

Dr. Sci. (Education), Prof.,

Buryat State University after D. Banzarov,

Smolin St., 24a, Ulan-Ude, Russia 670000

E-mail: ndagbaeva@mail.ru

Anastasia S. Kobylkina Master student

Buryat State University after D. Banzarov, Smolin St., 24a, Ulan-Ude, Russia 670000 E-mail: kobylkina-1996@mail.ru

The article reveals the importance of socialization of younger students, analyzes the pedagogical experience of domestic and foreign scientists in the study of factors affecting its formation in the digital society. The attention is focused on the trends of development of the digital society of the Russian Federation, qualitative and quantitative characteristics of children — representatives of the digital generation, as the main reasons for the need to change the priorities and approaches to socialization. The questions of effective management of the process of socialization in the new social context, dictated by the digital society: resource support, functional support, quality provision of educational institutions. On the basis of experimental activities existing problems in the sphere of school education are allocated, ways of their overcoming are planned. It's necessary to improve the equipment of educational institutions with digital resources, to coordinate the efforts of management and teaching staff, ensuring the readiness of primary school teachers to ensure in a digital society.

Keywords: management; socialization process; younger students; digital generation; digital society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.