Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии'

Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / COMPONENTS OF THE PEDAGOGICAL SUPPORTS THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S SOCIALIZATION / SOCIALIZATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / CHOREOGRAPHIC STUDIO / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Рима Рафиковна

В статье рассмотрены основные направления в определении понятия «социализация», даны характеристики развития младших школьников, уточнены понятия «хореографическая студия», «педагогическое обеспечение», на основании чего выявлено понятие «социализация младших школьников в детской хореографической студии», выделены основные задачи и компоненты педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of Junior Schoolchildren's socialization in the children's choreographic studio

In this article the basic directions in the definition of «socialization», choreographic studio, pedagogical support аrе distinguished, the characteristics of junior schoolchildren’s development are given. The conception of «junior schoolchildren’s socialization in the children’s choreographic studio» is found on this basis; the main objectives and components of the pedagogical support the junior schoolchildren’s socialization in the choreographic studio are highlighted.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии»

P.P. Лыкова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

В статье рассмотрены основные направления в определении понятия «социализация», даны характеристики развития младших школьников, уточнены понятия «хореографическая студия», «педагогическое обеспечение», на основании чего выявлено понятие «социализация младших школьников в детской хореографической студии», выделены основные задачи и компоненты педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии.

Ключевые слова: социализация, младший школьный возраст, хореографическая студия, педагогическое обеспечение, компоненты педагогического обеспечения социализации младших школьников.

В современном образовании одной из наиболее острых и актуальных проблем является социализации личности, и особенно проблема приобщения к социальным нормам, правилам и действиям детей младшего школьного возраста. Так, в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) в 2009 г. была разработана «Примерная программа воспитания и социализации младших школьников», входящая в структуру основной программы начального общего образования. Данная программа указывает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте ее социализации. А система дополнительного образования выступает как вспомогательное общему образованию средство в достижении воспитательного идеала личности. В связи с этим актуальным становится решение проблемы педагогического обеспечения социализации младших школьников в рамках хореографической студии.

Анализ состояния проблемы социализации в теории и практике педагогики, философии, социологии свидетельствует о мно-

говариантности подходов к ней. Сторонники различных направлений по-разному определяли цели и сущность социализации, критерии поведения личности.

На Западе вопросами определения социализации занимались Дж. Дьюи, Т. Парсонс, О. Брим, Р. Кениг, В. Брецинка и др. (адаптивная концепция); Дж. Г. Мид и Э. Дюркгейм, К. Лэнгтон и др. (ролевая концепция); В. Хайнц, К. Рождерс, А. Маслоу (критическая концепция); Ж. Пиаже, Л. Колберг (когнитивная концепция); А Бандура, У. Бронфенбреннер (концепция социального научения); З. Фрейд, Э. Эриксон (психоаналитическая концепция).

В отечественной педагогике на сегодняшний день такие ученые, как Н.Ф. Голованова, С.В. Сальцева, В.А. Сластенин и др. изучают социализацию с позиций социально-педагогического подхода, сопоставляя понятия «социализация» и «воспитание». По мнению ученых, социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности, и происходит она в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Воспитание «рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации, позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики» [I, с. 238].

И.С. Кон, И.Б. Котова, М.И. Рожков, Е.Н. Шиянов в качестве важнейшей из сфер социализации наряду с интеграцией и саморазвитием выделяют адаптацию личности к существующим социо-культурным условиям. Являясь одним из центральных понятий биологии, понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполировано в обществознание, где возникло понятие социальной и психологической адаптации. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека

в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам [2, с. 120].

Принимая во внимание многообразие подходов к процессу социализации, мы придерживаемся определения понятия, данного Г.М. Андреевой, которая рассматривает социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3, с. 267].

Наше исследование ориентировано на социализацию детей младшего школьного возраста (7-9 лет), что соответствует началу занятий детей в хореографической студии. Поэтому, рассмотрев особенности развития младших школьников (Л.И. Божо-вич, Д.И. Фельдштейн, Е.П. Ильин, Г.С. Абрамова, B.C. Мухина, А.С. Белкин и др.), можно сделать выводы относительно процессов, касающихся их социализации, а именно:

- основной вид деятельности, в рамках которого осуществляется социализация - игровая деятельность с переориентацией ко 2-3 классу в учебную деятельность;

- формирование ценностных установок и морально-нравственных ориентаций, характерных для данного общества;

- высокая потребность ребенка в оценке результатов его деятельности со стороны взрослых и сверстников;

- переход от эгоцентрического мышления к осознанию себя членом отдельной семьи, группы, страны и т. д.;

- определение места ребенка в учебном коллективе сверстников и выработка соответствующей данному статусу модели поведения;

- формирование навыков рефлексии собственной деятельности и поведения.

По мнению психолога B.B. Зеньковского, младший школьный возраст является решающим при формировании у обучающихся моральных идей, правил, норм поведения. Исследова-

тель художественной самодеятельности М.Ю. Громов одним из наиболее эффективных способов формирования у детей нравственных отношений называет танец: «хореографическая художественная самодеятельность играет важную роль в воспитании..., всестороннем развитии личности и организации культурного досуга людей... Специфика хореографии проистекает, прежде всего, из ее эстетической природы, заключающейся в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Хореография наиболее полно раскрывает внутренний мир человека, его лири-ко-романтические отношения, героические поступки, его внешнюю характерность» [4, с. 35-47].

Говоря об обучении хореографии, заметим, что сегодня все большую популярность приобретают хореографические студии. Это детские и юношеские коллективы, в которых занятия по различным видам хореографии рассчитаны на 2-3 года. При всем разнообразии студий главным в их деятельности является стремление организовать планомерный учебный процесс.

Следует также отметить, что процесс социализации в хореографической студии обладает спецификой, которая заключается в коллективном виде обучения и творчества. В.В. Давыдов в своих исследованиях показал, что коллективная деятельность не есть расширение деятельности индивидуальной. Деятельность коллективная включает взаимную деятельность и взаимные действия, способствует расширению круга агентов социализации, развитию коммуникативных, волевых и нравственных качеств личности.

Социализация в хореографической студии происходит в процессе следующих форм деятельности: репетиционная работа, творческие и концертные выступления (художественно-продуктивная деятельность); беседа, рассказ, получение информации об искусстве, прослушивание музыкальных записей, посещение концертов и спектаклей (художественно-образовательной работа); критика результатов творчества (как собственного, так и выдающихся мастеров танцевального искусства). Таким образом,

деятельность весьма разнопланова по своим проявлениям и активизирует воздействие на ребенка различных социализирующих факторов.

Итак, под социализацией младших школьников в детской хореографической студии будем понимать совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация характеризуется как процесс активного воспроизводства младшим школьником системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Наше исследование ориентировано на выявление компонентов педагогического обеспечения социализации учащихся.

В различных словарях приведено несколько значений понятия «обеспечение». Прежде всего, обеспечение трактуется как предоставление кому-либо достаточных материальных средств к жизни, снабжение чем-нибудь в необходимых (потребных) размерах. Следующее значение связано с действием, гарантирующим что-либо, делающим это верным, несомненным, служащим ручательством, обеспечивающим сохранность, исполнение чего-нибудь. В современном экономическом словаре под обеспечением понимается совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов; а также вспомогательные средства, используемые в автоматизированных системах управления и в информационных системах для поддержания функционирования систем [5, с. 685].

Анализ учебной, методической литературы и диссертационных исследований по педагогике позволяет констатировать, что вопросы обеспечения педагогического процесса для повыше-

ния его эффективности находились в поле зрения многих авторов (Л.М. Бочкова, В.Ю. Гармаш, Д.Ф. Ильясов Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, В.И. Рожков, Г.В. Сечкарева, Н.М. Филиппова, Н.Ю. Шепелева и т. д.). Однако отметим, что в педагогическом обеспечении социализации школьников в системе дополнительного образования остаются неразработанными компоненты рассматриваемого процесса.

Итак, под педагогическим обеспечением социализации младших школьников в хореографической студии будем понимать следующее: совокупность ресурсов (материальных и личностных), а также совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию социализации в процессе обучения, реализации намеченных планов, программ, предотвращению конфликтов, поддержанию стабильного функционирования коллектива как системы.

На основании проведенного в исследовании анализа сущности хореографической деятельности с позиций деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и системного методологических подходов можно сделать вывод, что основной задачей педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии становится создание условий для

- включения ребенка в учебно-воспитательный процесс, происходящий в хореографическом коллективе;

- формирования и успешного применения социальных норм, ценностей культуры, основанных на моральном и духовном развитии личности ребенка;

- формирования у ребенка положительной «я-концепции», вовлечения индивида в систему общественных отношений;

- адаптации личности к существующим социокультурным условиям и самореализации личностью своих потенций и творческих способностей.

В связи с этим компонентами педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии являются следующие.

1. Психо-эмоционалъные установки.

Задачей педагога при этом становится:

- создание благоприятного психологического климата в коллективе: методами формирования положительного психологического климата в хореографической студии могут выступать диагностика состояния межличностных отношений (тестирование, анкетирование, наблюдение); коррекция отклоняющегося поведения; создание «ситуаций успеха»; обучение, построенное на принципах гуманной педагогики с ориентацией на личностное развитие каждого члена группы;

- формирование у обучающихся мотиваций познавательной и практической деятельности за счет обсуждения результатов творческого процесса, проведения открытых уроков для родителей, участия в школьных концертных мероприятиях, а также участия в фестивалях, конкурсах, в том числе и в других городах России;

- создание на уроке ситуаций эмоционального вовлечения младших школьников в учебно-творческий процесс.

2. Творческая составляющая обучения: эстетика и стиль преподаваемого вида танца, подборка музыкального материала, качество и художественная ценность постановки исполняемых танцевальных номеров, эстетика костюма, выбор стиля преподаваемого танцевального направления, а также создание репертуара хореографической студии - должны быть основаны не столько на предпочтениях педагога, сколько на ориентации на возрастное развитие обучающихся. Другими словами, дети должны чувствовать и понимать то, о чем они танцуют. Л.С. Выгодский говорил: «Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувства ученика» [6, с. 129].

3. Принципы организации учебного процесса: наличие установленных правил поведения и традиций коллектива; помощь в обучении отстающим ученикам; взаимоподдержка уча-

стников; беседы с участниками коллектива; просмотры выступлений других студий; обсуждение выступлений профессиональных коллективов; использование в работе импровизационных упражнений; мотивация активности младших школьников; обязательная работа по развитию эмоциональности обучающихся, снятию психологических зажимов.

4. Материально-технические средства: техническое оснащение зала; эстетическая привлекательность помещения; аккуратный внешний вид воспитанников.

Данные компоненты мы рассматриваем в их единстве и взаимосвязи, определяя системный подход в качестве основополагающего.

По мнению ряда ученых, проводящих исследования в области преподавания хореографии (Л.Д. Ивлева, Т.Е. Нарская, П.В. Сеначин, Е.Н. Домбровская, А.А. Черноштан, Р.С. Попов, А.Н. Ерусницына и т. д.), на сегодняшний день многие педагоги-хореографы, ориентируясь лишь на высокие концертно-твор-ческие показатели деятельности коллектива, не уделяют достаточного внимания положению конкретного ученика в данном коллективе. Формирование у обучающихся стремления к идеальному танцевальному исполнению, неприятие собственных недостатков, внутренняя конкуренция в группе, отсутствие положительных подкреплений со стороны педагога и т. д. зачастую сказываются отрицательно на личностном развитии младшего школьника. У ребенка возникают проблемы с формированием коммуникативных умений, он замыкается в себе, становится нелюдимым. Учитывая специфику младшего школьного возраста, подобные проблемы с общением, с неприятием себя, собственного тела могут впоследствии перерасти в комплексы, которые останутся с человеком на всю оставшуюся жизнь.

Л.Д. Ивлева подчеркивает, что главной задачей обучения и воспитания в хореографическом коллективе является всестороннее развитие личности ребенка [7]. Однако подобное развитие возможно лишь при активном вовлечении младшего школьника в окружающую его социальную среду, то есть, в нашем

случае, при создании педагогом благоприятных условий для устойчивой и целенаправленной социализации младшего школьника в деятельности хореографического коллектива.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 238.

2. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородо-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 120.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 267.

4. Громов Ю.И. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе. - СПб: Лань, 1984. - С. 3S-47.

5. Большой экономический словарь / под ред. А. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2010. - С. 68S.

6. Выгодский В.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Астрель: Люкс, 200S. - С. 129.

7. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учеб. пособие. - Челябинск: Челяб. гос. академия культуры и искусств, 2003. - S8 с.

Abstract

In this article the basic directions in the definition of «socialization», choreographic studio, pedagogical support аге distinguished , the characteristics of junior schoolchildren's development are given. The conception of «junior schoolchildren's socialization in the children's choreographic studio» is found on this basis; the main objectives and components of the pedagogical support the junior schoolchildren's socialization in the choreographic studio are highlighted.

Keywords: socialization, junior schoolchildren, choreographic studio, pedagogical support, components of the pedagogical supports the junior schoolchildren's socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.