P.P. Лыкова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ
В статье рассмотрены основные направления в определении понятия «социализация», даны характеристики развития младших школьников, уточнены понятия «хореографическая студия», «педагогическое обеспечение», на основании чего выявлено понятие «социализация младших школьников в детской хореографической студии», выделены основные задачи и компоненты педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии.
Ключевые слова: социализация, младший школьный возраст, хореографическая студия, педагогическое обеспечение, компоненты педагогического обеспечения социализации младших школьников.
В современном образовании одной из наиболее острых и актуальных проблем является социализации личности, и особенно проблема приобщения к социальным нормам, правилам и действиям детей младшего школьного возраста. Так, в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) в 2009 г. была разработана «Примерная программа воспитания и социализации младших школьников», входящая в структуру основной программы начального общего образования. Данная программа указывает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте ее социализации. А система дополнительного образования выступает как вспомогательное общему образованию средство в достижении воспитательного идеала личности. В связи с этим актуальным становится решение проблемы педагогического обеспечения социализации младших школьников в рамках хореографической студии.
Анализ состояния проблемы социализации в теории и практике педагогики, философии, социологии свидетельствует о мно-
говариантности подходов к ней. Сторонники различных направлений по-разному определяли цели и сущность социализации, критерии поведения личности.
На Западе вопросами определения социализации занимались Дж. Дьюи, Т. Парсонс, О. Брим, Р. Кениг, В. Брецинка и др. (адаптивная концепция); Дж. Г. Мид и Э. Дюркгейм, К. Лэнгтон и др. (ролевая концепция); В. Хайнц, К. Рождерс, А. Маслоу (критическая концепция); Ж. Пиаже, Л. Колберг (когнитивная концепция); А Бандура, У. Бронфенбреннер (концепция социального научения); З. Фрейд, Э. Эриксон (психоаналитическая концепция).
В отечественной педагогике на сегодняшний день такие ученые, как Н.Ф. Голованова, С.В. Сальцева, В.А. Сластенин и др. изучают социализацию с позиций социально-педагогического подхода, сопоставляя понятия «социализация» и «воспитание». По мнению ученых, социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности, и происходит она в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Воспитание «рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации, позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики» [I, с. 238].
И.С. Кон, И.Б. Котова, М.И. Рожков, Е.Н. Шиянов в качестве важнейшей из сфер социализации наряду с интеграцией и саморазвитием выделяют адаптацию личности к существующим социо-культурным условиям. Являясь одним из центральных понятий биологии, понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполировано в обществознание, где возникло понятие социальной и психологической адаптации. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека
в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам [2, с. 120].
Принимая во внимание многообразие подходов к процессу социализации, мы придерживаемся определения понятия, данного Г.М. Андреевой, которая рассматривает социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3, с. 267].
Наше исследование ориентировано на социализацию детей младшего школьного возраста (7-9 лет), что соответствует началу занятий детей в хореографической студии. Поэтому, рассмотрев особенности развития младших школьников (Л.И. Божо-вич, Д.И. Фельдштейн, Е.П. Ильин, Г.С. Абрамова, B.C. Мухина, А.С. Белкин и др.), можно сделать выводы относительно процессов, касающихся их социализации, а именно:
- основной вид деятельности, в рамках которого осуществляется социализация - игровая деятельность с переориентацией ко 2-3 классу в учебную деятельность;
- формирование ценностных установок и морально-нравственных ориентаций, характерных для данного общества;
- высокая потребность ребенка в оценке результатов его деятельности со стороны взрослых и сверстников;
- переход от эгоцентрического мышления к осознанию себя членом отдельной семьи, группы, страны и т. д.;
- определение места ребенка в учебном коллективе сверстников и выработка соответствующей данному статусу модели поведения;
- формирование навыков рефлексии собственной деятельности и поведения.
По мнению психолога B.B. Зеньковского, младший школьный возраст является решающим при формировании у обучающихся моральных идей, правил, норм поведения. Исследова-
тель художественной самодеятельности М.Ю. Громов одним из наиболее эффективных способов формирования у детей нравственных отношений называет танец: «хореографическая художественная самодеятельность играет важную роль в воспитании..., всестороннем развитии личности и организации культурного досуга людей... Специфика хореографии проистекает, прежде всего, из ее эстетической природы, заключающейся в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Хореография наиболее полно раскрывает внутренний мир человека, его лири-ко-романтические отношения, героические поступки, его внешнюю характерность» [4, с. 35-47].
Говоря об обучении хореографии, заметим, что сегодня все большую популярность приобретают хореографические студии. Это детские и юношеские коллективы, в которых занятия по различным видам хореографии рассчитаны на 2-3 года. При всем разнообразии студий главным в их деятельности является стремление организовать планомерный учебный процесс.
Следует также отметить, что процесс социализации в хореографической студии обладает спецификой, которая заключается в коллективном виде обучения и творчества. В.В. Давыдов в своих исследованиях показал, что коллективная деятельность не есть расширение деятельности индивидуальной. Деятельность коллективная включает взаимную деятельность и взаимные действия, способствует расширению круга агентов социализации, развитию коммуникативных, волевых и нравственных качеств личности.
Социализация в хореографической студии происходит в процессе следующих форм деятельности: репетиционная работа, творческие и концертные выступления (художественно-продуктивная деятельность); беседа, рассказ, получение информации об искусстве, прослушивание музыкальных записей, посещение концертов и спектаклей (художественно-образовательной работа); критика результатов творчества (как собственного, так и выдающихся мастеров танцевального искусства). Таким образом,
деятельность весьма разнопланова по своим проявлениям и активизирует воздействие на ребенка различных социализирующих факторов.
Итак, под социализацией младших школьников в детской хореографической студии будем понимать совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация характеризуется как процесс активного воспроизводства младшим школьником системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Наше исследование ориентировано на выявление компонентов педагогического обеспечения социализации учащихся.
В различных словарях приведено несколько значений понятия «обеспечение». Прежде всего, обеспечение трактуется как предоставление кому-либо достаточных материальных средств к жизни, снабжение чем-нибудь в необходимых (потребных) размерах. Следующее значение связано с действием, гарантирующим что-либо, делающим это верным, несомненным, служащим ручательством, обеспечивающим сохранность, исполнение чего-нибудь. В современном экономическом словаре под обеспечением понимается совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов; а также вспомогательные средства, используемые в автоматизированных системах управления и в информационных системах для поддержания функционирования систем [5, с. 685].
Анализ учебной, методической литературы и диссертационных исследований по педагогике позволяет констатировать, что вопросы обеспечения педагогического процесса для повыше-
ния его эффективности находились в поле зрения многих авторов (Л.М. Бочкова, В.Ю. Гармаш, Д.Ф. Ильясов Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, В.И. Рожков, Г.В. Сечкарева, Н.М. Филиппова, Н.Ю. Шепелева и т. д.). Однако отметим, что в педагогическом обеспечении социализации школьников в системе дополнительного образования остаются неразработанными компоненты рассматриваемого процесса.
Итак, под педагогическим обеспечением социализации младших школьников в хореографической студии будем понимать следующее: совокупность ресурсов (материальных и личностных), а также совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию социализации в процессе обучения, реализации намеченных планов, программ, предотвращению конфликтов, поддержанию стабильного функционирования коллектива как системы.
На основании проведенного в исследовании анализа сущности хореографической деятельности с позиций деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и системного методологических подходов можно сделать вывод, что основной задачей педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии становится создание условий для
- включения ребенка в учебно-воспитательный процесс, происходящий в хореографическом коллективе;
- формирования и успешного применения социальных норм, ценностей культуры, основанных на моральном и духовном развитии личности ребенка;
- формирования у ребенка положительной «я-концепции», вовлечения индивида в систему общественных отношений;
- адаптации личности к существующим социокультурным условиям и самореализации личностью своих потенций и творческих способностей.
В связи с этим компонентами педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии являются следующие.
1. Психо-эмоционалъные установки.
Задачей педагога при этом становится:
- создание благоприятного психологического климата в коллективе: методами формирования положительного психологического климата в хореографической студии могут выступать диагностика состояния межличностных отношений (тестирование, анкетирование, наблюдение); коррекция отклоняющегося поведения; создание «ситуаций успеха»; обучение, построенное на принципах гуманной педагогики с ориентацией на личностное развитие каждого члена группы;
- формирование у обучающихся мотиваций познавательной и практической деятельности за счет обсуждения результатов творческого процесса, проведения открытых уроков для родителей, участия в школьных концертных мероприятиях, а также участия в фестивалях, конкурсах, в том числе и в других городах России;
- создание на уроке ситуаций эмоционального вовлечения младших школьников в учебно-творческий процесс.
2. Творческая составляющая обучения: эстетика и стиль преподаваемого вида танца, подборка музыкального материала, качество и художественная ценность постановки исполняемых танцевальных номеров, эстетика костюма, выбор стиля преподаваемого танцевального направления, а также создание репертуара хореографической студии - должны быть основаны не столько на предпочтениях педагога, сколько на ориентации на возрастное развитие обучающихся. Другими словами, дети должны чувствовать и понимать то, о чем они танцуют. Л.С. Выгодский говорил: «Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувства ученика» [6, с. 129].
3. Принципы организации учебного процесса: наличие установленных правил поведения и традиций коллектива; помощь в обучении отстающим ученикам; взаимоподдержка уча-
стников; беседы с участниками коллектива; просмотры выступлений других студий; обсуждение выступлений профессиональных коллективов; использование в работе импровизационных упражнений; мотивация активности младших школьников; обязательная работа по развитию эмоциональности обучающихся, снятию психологических зажимов.
4. Материально-технические средства: техническое оснащение зала; эстетическая привлекательность помещения; аккуратный внешний вид воспитанников.
Данные компоненты мы рассматриваем в их единстве и взаимосвязи, определяя системный подход в качестве основополагающего.
По мнению ряда ученых, проводящих исследования в области преподавания хореографии (Л.Д. Ивлева, Т.Е. Нарская, П.В. Сеначин, Е.Н. Домбровская, А.А. Черноштан, Р.С. Попов, А.Н. Ерусницына и т. д.), на сегодняшний день многие педагоги-хореографы, ориентируясь лишь на высокие концертно-твор-ческие показатели деятельности коллектива, не уделяют достаточного внимания положению конкретного ученика в данном коллективе. Формирование у обучающихся стремления к идеальному танцевальному исполнению, неприятие собственных недостатков, внутренняя конкуренция в группе, отсутствие положительных подкреплений со стороны педагога и т. д. зачастую сказываются отрицательно на личностном развитии младшего школьника. У ребенка возникают проблемы с формированием коммуникативных умений, он замыкается в себе, становится нелюдимым. Учитывая специфику младшего школьного возраста, подобные проблемы с общением, с неприятием себя, собственного тела могут впоследствии перерасти в комплексы, которые останутся с человеком на всю оставшуюся жизнь.
Л.Д. Ивлева подчеркивает, что главной задачей обучения и воспитания в хореографическом коллективе является всестороннее развитие личности ребенка [7]. Однако подобное развитие возможно лишь при активном вовлечении младшего школьника в окружающую его социальную среду, то есть, в нашем
случае, при создании педагогом благоприятных условий для устойчивой и целенаправленной социализации младшего школьника в деятельности хореографического коллектива.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 238.
2. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородо-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 120.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 267.
4. Громов Ю.И. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе. - СПб: Лань, 1984. - С. 3S-47.
5. Большой экономический словарь / под ред. А. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2010. - С. 68S.
6. Выгодский В.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Астрель: Люкс, 200S. - С. 129.
7. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учеб. пособие. - Челябинск: Челяб. гос. академия культуры и искусств, 2003. - S8 с.
Abstract
In this article the basic directions in the definition of «socialization», choreographic studio, pedagogical support аге distinguished , the characteristics of junior schoolchildren's development are given. The conception of «junior schoolchildren's socialization in the children's choreographic studio» is found on this basis; the main objectives and components of the pedagogical support the junior schoolchildren's socialization in the choreographic studio are highlighted.
Keywords: socialization, junior schoolchildren, choreographic studio, pedagogical support, components of the pedagogical supports the junior schoolchildren's socialization.