Bibliography
1. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.
2. Sagatovskiyj, V.N. Sistemnaya deyateljnostj i ee filosofskoe osmihslenie // Sistemnihe issledovaniya: ezhegodnik, 1980. - M., 1982.
3. Sadovskiyj, V.N. Osnovaniya obtheyj teorii sistem. Logiko-metodologicheskiyj analiz. - M., 1974.
4. Leontjev, A. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.
5. Setrov, M.I. Organizaciya biosistem. - L., 1971.
6. Afanasjev, V.G. Socialjnaya informaciya i upravlenie obthestvom. - M., 1975.
7. Serikov, G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka. - M., 2002.
8. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 371.212:792.8+792.8
Lykova R.R. THE MODEL OF DEVELOPMENT THE PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDRENS SOCIALIZATION IN THE CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC STUDIO. The article presents a model of development the process of junior schoolchildrens socialization in the children's choreographic studio. The detailed content of each functional units of this model are disclosed. The pedagogical conditions successful functioning of the model is summarized and the results of its implementation in the activity of the choreographic studio are marked out.
Key words: socialization, development model, component socialization, choreographic studio, principles of activity the choreographic studio.
Р.Р. Лыкова, аспират ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ
В статье приводится модель развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии. Раскрывается подробное содержание каждого функционального блока данной модели. Резюмируются педагогические условия успешного функционирования модели и выделяются результаты ее внедрения в деятельность хореографической студии.
Ключевые слова: социализация, модель развития, компоненты социализации, хореографическая студия, принципы деятельности хореографической студии.
Проблема социализации детей школьного возраста в связи с внедрением ФГОС широко обсуждается на всех уровнях российского общества. Анализ педагогических исследований показал, что данному вопросу посвящено большое количество работ, как научно-методологического, так и практического характера (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, И.В. Васильева, Е.Н. Домбровская, М.И. Кириллова, А.Н. Нестеров, Л.В. Лямина, Л.Г. Пак, Н.А. Разина, И.В. Собянина, И.Н. Щугарева и др.) [1-5]. Вместе с тем в них не рассматриваются социализация в системе хореографической деятельности, нет научно-обоснованных рекомендаций создания педагогического обеспечения процесса социализации в детской хореографической студии. Таким образом, основная идея нашего исследования заключается в том, чтобы, не отрицая сложившуюся систему дополнительного образования детей, создать модель, которая позволила бы эффективно способствовать социализации младших школьников в детской хореографической студии.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам социализации личности, с ориентацией на возрастные особенности детей младшего школьного возраста и с учетом специфики деятельности хореографической студии, позволили нам рассматривать социализацию, как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в данном случае характеризуется как процесс активного воспроизводства младшим школьником системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Для эффективного обеспечения социализации детей в хореографическом коллективе, нами была разработана модель социализации младших школьников в детской хореографической студии. В основу ее разработки легли положения деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного, системного подходов. Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса социализации школьников во время осуществления творческой деятельности (цель, задачи, содержание идей, организационных форм,
методов и средств) и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса. Функциональные компоненты, обусловливая движение, развитие и совершенствование педагогической модели, представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов.
Выделение элементов структуры и функций модели позволило дать характеристику структурным и функциональным компонентам модели и объединить их в блоки: целевой, содержательно-процессуальный, функциональный, аналитико-результа-тивный (Рис.1).
Целевой компонент складывается, с одной стороны, из государственного заказа и с другой стороны - из достаточного низкого показателя социализации, полученного в ходе диагностики младших школьников, проведенной в детской хореографической студии. В этой связи цель обучения детей в танцевальном коллективе формулируется как: приобщение младших школьников к существующим социо-культурным условиям и их самореализация. Целью модели является социализация младших школьников в детской хореографической студии. Достижение цели обеспечивается решением задач: формирование у обучающихся когнитивного, коммуникативного, мотивационного и поведенческого компонентов социализации в процессе хореографической деятельности.
Содержательно-процессуальный блок модели развития социализации младших школьников в детской хореографической студии представлен совокупностью компонентов социализации и опирается на принципы деятельности хореографической студии. Функцией данного блока выступает выделение видов деятельности младших школьников в хореографической студии, определение технологии социализации.
Одним из главных принципов организации хореографического коллектива Л.Д. Ивлева выделяет добровольность объединения [6]. Вместе с тем, хореографическая студия относится к системе культурно-досуговой деятельности. В своих работах Т. Г. Красильникова и Ю.Д. Киселев указывают на достаточно «широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности» [7,
Рис. 1. Модель социализации младших школьников в детской хореографической студии
с. 107]. В контексте нашего исследования из всего многообразия принципов организации социально-культурной деятельности при организации деятельности хореографической студии ведущими мы определили принципы: комфортности; добровольности; гармоничного сочетания познания и творчества; практической направленности; учета индивидуального подхода и коллективизма; доступность, последовательность обучения; принцип ориентации на культурно-ценностные отношения; принцип самореализации и преобразовательной деятельности.
В качестве компонентов социализации младших школьников, основываясь на анализе работ Б.Г. Ананьева, Г.М. Адрее-вой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А. Маслоу, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, М.И. Рожкова и других, а также с учетом специфики деятельности хореографической студии и рассматриваемой возрастной группы были выделены: когнитивный, мотивационный, коммуникативный и поведенческий компоненты социализации.
Опираясь на вышеизложенные компоненты, в качестве технологии внедрения модели на практике нами была разработана программа по социализации младших школьников в детской хореографической студии. Программа рассчитана на 3 года и реализуется на материале классического танца и современного танца модерн. Отличительной особенностью данной образовательной программы является ее направленность на приобщение ребенка к социально-культурным ценностям, формирование коммуникативных качеств ребенка, навыков рефлексии и самореализации через танцевальное искусство.
Реализация модели развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии проходила в три этапа. На подготовительном этапе была изучена психологическая и педагогическая литература по проблеме, определены методологические и теоретические предпосылки организации и осуществления социализации младших школьников в детской хореографической студии. Была составлена программа диагностики младших школьников и на основании полученных результатов, выявлены основные направления работы, сформирована цель программы, разработаны ее задачи. Основной этап характеризуется организацией деятельности в конкретной хореографической студии на основе разработанной программы. Третий этап реализации рассматриваемой модели - завершающий - характеризуется повторной диагностикой учащихся, подведением итогов, констатацией результатов.
Формами работы в хореографической студии выступили: обучающие уроки, репетиции, творческие и концертные выступления (художественно-продуктивная деятельность); беседа, рассказ, получение информации об искусстве, видеопросмотр выступлений ведущих мастеров танцевального искусства, прослушивание музыкальных записей, посещение концертов и спектаклей (художественно-образовательной работа); видеопросмотр собственных выступлений, критика результатов творчества через обсуждение.
К методам организации учебно-воспитательного и творческого процесса в детской хореографической студии, согласно классификации Ю.К. Бабанского [8], относятся: методы организации и осуществления учебно-познавательной и практической деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В качестве средств социализации в детской хореографической студии были использованы: иллюстрированные статьи из журнала «Балет» и «Студия Антре», видеоролики выступлений детских коллективов «Апельсин», «Грация», видеофильм: «Мир балета», видео из произведений М. Бежара «Дом священника», И. Киллиана «Шесть танцев»; хореографические постановки: «Веселый паровоз», «Листопад»; тематические импровизационные уроки, направленные на сплочение коллектива, на
Библиографический список
развитие фантазии, воображения, детского творчества, на формирование коммуникативных умений и навыков. А также занятия, ориентированные на формирование у обучающихся социальных знаний и умений.
В функциональном блоке отражены основные функции модели:
- когнитивная (способствует пониманию структуры процесса социализации, выявлению способов ее успешного осуществления);
- коммуникативная (позволяет обучающимся устанавливать контакты с окружающими людьми, учит выражать собственное мнение, транслировать необходимые знания, убеждения, способствует осуществлению взаимодействия младших школьников с другими субъектами деятельности);
- адаптационная (помогает приспособиться к существующим социальным условиям, принять и усвоить правила поведения в обществе, моральные, нравственные установки и ценности);
- рефлексивная (в сознании обучающихся происходит формирование навыка оценки собственной деятельности, ее результатов и последствий);
- созидательная (заключается в создании танцевального номера, реализуется в процессе выполнения импровизационных упражнений и в самостоятельном творчестве младших школьников).
К педагогическим условиям, обеспечивающим успешное функционирование модели социализации младших школьников, мы отнесли: выявление и реализацию оптимальных средств педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии; обоснование и реализацию программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии; поэтапное ролевое включение младших школьников в различные виды социальной деятельности.
Одним из важнейших в цепочке управления педагогическим процессом выступает аналитическая деятельность. Следующий блок модели - аналитико-результативный, включающий уровни, критерии, показатели и диагностические методы отслеживания результатов. Нами выделены 3 уровня социализации младших школьников: высокий, средний и низкий. Результаты и эффективность воспитания и социализации младших школьников в детской хореографической студии определяются не только тем, как они усваивают и воспроизводят культурные ценности и социальный опыт, но и тем насколько успешно развиты у них мотивы и навыки созидательной деятельности.
В анализе результативности процесса социализации, мы исходили из необходимости констатации состояния и его прогнозирования. При этом придерживаясь общепринятых в педагогике и психологии подходов к диагностированию уровня развития личности, ее мотивации, ценностных ориентаций, способов социального взаимодействия со средой (Л.И. Божович, В.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, Р. Немов, Р. Жиль, Д. Кетелл, Дж. Морено и др.).
Результатом реализации модели развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии должно стать:
1) активное вовлечение ребенка в учебно-воспитательный процесс, происходящий в хореографическом коллективе;
2) приобщение младших школьников к существующим со-цио-культурным знаниям, формирование и развитие мотивационной сферы личности;
3) сформированность навыков рефлексии собственной деятельности и оценки результатов труда коллектива;
4) самореализация личностью своих потенций и творческих способностей; наличие проявляемого стремления к решению социально значимых целей.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология.- М., 2002.
2. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004.
3. Мудрик, А.В. Социализация человека. - М., 2006.
4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2009.
5. Домбровская, Е.Н. Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
6. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом. - Челябинск, 2003.
7. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.
8. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 2008.
Bibliography
1. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya.- M., 2002.
2. Golovanova, N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka. - SPb., 2004.
3. Mudrik, A.V. Socializaciya cheloveka. - M., 2006.
4. Mukhina, V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. - M., 2009.
5. Dombrovskaya, E.N. Socializaciya deteyj mladshego shkoljnogo vozrasta v usloviyakh foljklorno-tancevaljnoyj sredih: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
6. Ivleva, L.D. Metodika pedagogicheskogo rukovodstva lyubiteljskim khoreograficheskim kollektivom. - Chelyabinsk, 2003.
7. Kiseleva, T.G. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.
8. Pedagogika / pod red. Yu.K. Babanskogo. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 37.04; 37.046.16
Masleshova J.I. STEPWISE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL QUALITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF TOURISM IN TERMS OF ADDITIONAL EDUCATION. The article reviews the experience of LEU VPO “East-Siberian Institute of Tourism - RIAT branch” on the formation of entrepreneurial qualities of students in further education based on three building blocks of the learning process: the elective courses and training, cycle training courses and business practices.
Key words: entrepreneurial qualities, additional education, the stages of learning, psychological and pedagogical conditions of the professional interests of students, professional competence.
Ю.И. Маслешова, преп. каф. экономики и менеджмента НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт туризма - филиала РМАТ», г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается опыт НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт туризма - филиала РМАТ» по формированию предпринимательских качеств студентов в условиях дополнительного образования на основе трех структурообразующих элементов процесса обучения: элективных курсов и тренингов, цикла учебных дисциплин и предпринимательской практики.
Ключевые слова: предпринимательские качества, дополнительное образование, этапы обучения, пси-холого-педагогические условия развития профессиональных интересов учащихся, профессиональная компетентность.
Говоря о формировании профессионально важных предпринимательских качеств студентов туристского вуза, мы имеем ввиду процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Формирование организационной культуры предпринимателя в процессе дополнительного обучения организовалось поэтапно с приоритетом решаемых вопросов (рис. 1).
На первом этапе - становление личностной культуры студента, самоанализ и управление собой с целью саморазвития. Оценивая свои эмоциональные, поведенческие особенности, ограничения, движущие силы развития и факторы, препятствующие развитию, студенты овладевали процессами саморегуляции (адаптацией) и саморазвития (самореализацией). Результатом первого этапа становится развитие у студентов рефлексии по поводу учебной деятельности, собственных возможностей и ограничений. На втором этапе - становление организационной (внутренней) культуры студентов. В процессе обучения, готовясь к практической деятельности, студенты усваивают структуру культурных ценностей предпринимательской организации. Студенты понимают, что ценность культуры для организации состоит в том, что обеспечивается сплоченность, согласованность в поведении сотрудников, а, следовательно, она является источником благосостояния и возможностью профессионального роста субъектов. На третьем этапе - становление внешнеорганизационной культуры предпринимателя. Он включает в себя ценностные ориентации на партнерское диалоговое общение, установление деловых отношений со средствами массовой информации, согласование интересов общества, группы, личности, владение технологий прогнозирующей деятельности, управленческо-экономическими умениями и др. Все задачи решаются в учебном процессе одновременно, однако на каждом этапе приоритет отдается одной из них. Отсюда формирование личностной, организационной, внешнеорганизационной культуры студента позволяет в процессе обучения решать задачи нравственного развития.
Опытно-экспериментальная работа, в ходе которой выявлялась эффективность поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов туристского вуза, в течение трех лет проводилась нами на базе НОУ ВПО «Восточно-Сибирского института туризма - филиала РМАТ». В целях успешного формирования предпринимательских качеств студентов, нами были выбраны такие формы и методы интерактивного обучения, как дискуссия, интерактивные игры, бизнес-симуляции, тренинги, мо-дерации, метод кейс-стади, методы психометрии, а также информационные технологии, которые успешно (активно) используются в современной педагогической практике обучения предпринимательству.
В опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что взаимодействие содержания и механизмов реализации дисциплин по предпринимательству в процессе дополнительного образования будет способствовать обогащению опыта студента в различных видах практико-ориентированной предпринимательской деятельности. Подготовка студентов в рамках дисциплин предпринимательской направленности осуществлялась на основе межпредметных связей, которые являются выражением интеграционных процессов, обеспечивающих комплексное видение решения социально-экономических проблем действительности.
Целостное междисциплинарное содержание курсов предпринимательской направленности и их комплексное учебно-методическое сопровождение позволяют устанавливать взаимосвязь всех структурных компонентов модели, которые взаимодействуют, взаимодополняют друг друга и на этой основе обладают способностью интеграции обучающих и воспитательных влияний, направленных на повышение уровня сформированно-сти предпринимательских качеств студентов.
Основой эксперимента являются три структурообразующих элемента процесса интерактивного обучения:
• элективные курсы и тренинги,
• цикл учебных дисциплин и
• предпринимательскую практику.